Когда же родился Иисус в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, се, маги с Востока пришли в Иерусалим, говоря: «Где Царь Иудейский, который родился? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Ирод же царь, услышав, взволновался, и весь Иерусалим вместе с ним. И, собрав всех начальствующих среди священников и книжников народа, спрашивал у них, где родился Христос. И они сказали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иуды, никоим образом не малейшая среди князей Иуды, ибо из тебя выйдет вождь, который будет царствовать над народом Моим, Израилем». Тогда Ирод, тайно призвав магов, тщательно разузнал от них время звезды, которая явилась им. И отпустив их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, и расспросите тщательно о Младенце, и когда узнаете, сообщите мне, чтобы и я, придя, поклонился Ему». Они, выслушав царя, отправились в путь, и, се, звезда, коию видели они на Востоке, предшествовала им, доколе, придя, не остановилась над тем местом, где был Младенец. Увидев же звезду, возрадовались они радостью весьма великой. И войдя в дом, нашли там Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему. И, открыв сокровищницы свои, принесли Ему дары: золото, фимиам и смирну. И получив во сне указание не возвращаться к Ироду, другой дорогой вернулись они в землю свою. Когда же ушли они, се, ангел Господень явился во сне Иосифу, говоря: «Встань и возьми Младенца и Мать Его, и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я не скажу тебе. Ибо грядет то, что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Поднявшись, он взял ночью Младенца и Мать Его и отправился в Египет, и был там до смерти Ирода, дабы исполнилось сказанное от Господа чрез пророка, сказавшего: «Из Египта призвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, видя, что он обманут магами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев, находящихся в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и меньше, сообразно времени, какое выспросил он у магов. Тогда исполнилось сказанное чрез пророка Иеремию, сказавшего: «Глас слышен в Раме, плач и стенание многие. Рахель оплакивает сынов своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Когда же Ирод умер, се, ангел Господень явился во сне Иосифу в Египте, говоря: «Встань и возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израиля, ибо умерли те, кто искал души Младенца». Поднявшись, он взял Младенца и Мать Его и пришел в землю Израильскую. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, испугался идти туда. И, получив во сне совет, отошел в пределы Галилеи. И придя, поселился в городе, называемом Назарет, дабы исполнилось сказанное чрез пророка, что Он Назареем наречется. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В кратких словах все это можно представить еще яснее: так как мы в лице Иисуса Христа имеем Самого истинного Бога, то в Нем мы видим и Самого Бога, и так как Иисус Христос едино со Отцом, то Он мог сказать: «Видящий Меня видит Отца». Но так как принятое Им на Себя человечество прикрывало Его собственное существо и Его полную славу, ибо Он был Бог, но «явившийся во плоти», то, следовательно, в человеческом лице Его видели не существо Бога, как Он пребывает на небе, видели Бога, но не так, как могут видеть Его святые; в лице Спасителя и видели Бога, и вместе не видели; видели Бога, но в прикровенном Его величии. Так, на горе Преображения, где Иисус Христос показал славу Свою, апостолы Петр, Иаков и Иоанн иначе видели Его, чем все другие апостолы. Так выясняется истинность того и другого текста и ясно представляется полное их согласие между собою. «Бога никто не видел», и однако Его видели в лице Иисуса Христа, только же в совершенном Его небесном величии. В полном согласии с этим говорит поэтому Иоанн: «Слово, Которое не только в начале было у Бога, но и Само было Бог ( Ин. 1:1 ), стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1:14). Познаем величие благости Божией, открытой нам в Иисусе Христе. Бог открыл нам Себя в Своих делах, в Своем слове, но полнее и совершеннее Он открыл нам Себя во Христе Иисусе, потому что «во Христе был Бог» ( 2Кор. 5:19 ). Мы не только познаем чрез Него Бога Отца, но и вступаем в общение с Ним. И если отвергавшие Моисея и пророков привлекали на себя гнев Божий, «то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия», не почитает и отвергает Иисуса Христа ( Евр. 10:28–29 ). «Кто не чтит Сына, тот не знает и Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:23 ), и для него нет прощения, нет блаженства; «но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр. 10:27 ). И такие противники все неверующие со своим неверием. «Поэтому не будьте неверующими, но верующими». Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Во-вторых, следующие два места того же Евангелия святого Иоанна, по своей трудности, несравненно более важные. Первое: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18:28 ); второе: «Так как тогда была пятница, то иудеи (то есть первосвященники и старейшины), дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была великий день, просили Пилата, чтобы перебить у них голени, и снять их» ( Ин. 19:31 ). Здесь прямо говорится, что иудеи в этот год праздновали Пасху, то есть ели агнца пасхального, вечером в пятницу. Чтобы устранить затруднение в первом из этих мест, говорит, что под пасхою, которую гонители Иисуса готовились есть в пятницу, разумеется не агнец пасхальный (уже съеденный в четверг), но то мясо, которое оставалось от жертв, принесенных во время празднества в храме. Правда, в Священном Писании эти приношения также называются пасхою, но едва ли можно согласиться, что первосвященники и старейшины для того, чтобы можно было есть именно остатки от принесенных жертв, не захотели войти в преторию из опасения оскверниться, если бы только самое празднование Пасхи дозволяло им это. Без твердых доказательства нельзя придавать такую важность этим остаткам от жертвоприношений, о которых мы сейчас сказали. Во втором месте день смерти Иисуса Христа назван пятницею пред Пасхою (слич. Ин. 19:14 ), то есть кануном субботы или днем приготовления (παρασκευ). Говорят, что каждая пятница называлась днем приготовления (παρασκευ) по отношению к следующей субботе. Может быть, хотя мы нигде не находим на это доказательств. Но пусть было так. Все же мы не можем поверить, чтобы днем приготовления назывался первый день праздника Пасхи, когда он приходился в пятницу. Ибо первый день великого праздника должен был считаться самым торжественным днем целого года. Но эта пятница, в приведенном месте, очевидно, стоит в тени – о ней упоминается как о дне приготовления, а о следующей субботе сказано: та суббота была великий день. Почему она была выше, торжественнее, чем другие субботы? Потому что эта суббота была неделя Пасхи. Но если эта суббота получила свою торжественность от праздника, то первый день праздника, конечно, был еще торжественнее, еще важнее этой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Так вот, последующая история Церкви показала всю правоту Христа, потому что этот мытарь стал Апостолом и Евангелистом, и его труд открывает Четвероевангелие. В общем-то это он написал то, что мы сейчас стараемся прочесть и понять. И Матфей был не один такой в окружении Христа, потому что дальше описывается трапеза, которую разделяли со Спасителем «многие мытари и грешники». Что же привело их к Нему? Ведь ни о каких благах, материальных и карьерных, и речи быть не могло! Но зато они понимали, пусть каждый по-своему, насколько глубок смысл приводимых ниже слов Иисуса о том, что Он пришел не к праведным, но к грешным, чтобы они осознали свои грехи и попросили Его об исцелении от них. Потому что в самых тайных тайниках своего существа человек знает про себя все. Другое дело - какие выводы он из этого делает. Не вдаваясь в богатую классификацию таких выводов, можно констатировать, что по правде вывод может быть только одним, зато какой букет предлагает отец лжи! Эту пеструю компанию никак не могли оставить без комментариев фарисеи, тщательно заботившиеся о том, чтобы выглядеть праведными (а если честно, то и быть таковыми, если получится). Трогательно то, что они не рискнули спросить об этих людях напрямую Христа, скорее всего потому, что уже немного Его опасались, а спросили учеников, зачем Он разделяет трапезу с такими недостойными людьми. Спросили, однако, так, что Он услышал и сказал слова, которые нам следует помнить постоянно как для того, чтобы избегать уныния, так и для того, чтобы избегать осуждения: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Из этих слов вдумчивый человек способен всю жизнь извлекать полную программу христианского делания. Но вот что значит здесь «пойдите, научитесь»? куда следует идти? Для тех, кто знает Ветхий Завет, ответ очевиден: в синагогу, к учителям закона, потому что это - цитата из книги пророка Осии (Ос 6:6). А это означает, что «Сын плотника» был сведущ в Писании в значительно большей степени, чем это могло бы быть, будь Он просто человеком, а не Сыном Божиим, Словом Воплощенным. И слова о том, что ни малейшая черточка из Ветхого Завета не будет отменена, Он говорил с полной мерой ответственности.

http://foma.ru/prizvanie-napadki-dobrota...

«Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср. Мф.5:10 ), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср. Лк.21:12 ), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса ...Христа, потерпят гонение» (ср. 2Тим.3:12 ). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, ибо «удостоились потерпеть безчестие... за имя Его» (ср. Деян.5:41 ), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда... ваша на небе...» ( Мф.5:12 ), и: «в тот день... возрадуе тесь» (ср. Лк.6:23 ). «Горе вам, богатые» ( Лк.6:24 ). Заметь, что Господь не окончил (Своей речи) этим словом 103 , дабы не прилагали сие (изречение) ко всем богатым. Подобно тому, как, сказав: «блаженны нищие в духе своем» (ср. Мф.5:3 ), прибавкой «в духе своем», указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех (бедных); но говоря: «горе вам, богатые» ( Лк.6:24 ), – обозначил тех, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут. Итак, блаженства не для того обещаны, чтобы их именем, как бы прекрасным покровом, прикрывали злое, но достаются (обетованы) тем, которые (в совершенстве) исполняют то, что в них содержится. Имена может присвоить (себе) всякий под каким угодно предлогом, но дело, обозначенное именем, свойственно тому, кто не хочет усвоить себе имя добродетели, которой не имеет. Итак, особые блаженства обещаны за особые дела, и особенные дары – особым людям, подвигом готовящим себе награду. Предвозвещены и воздаяние, какое следует за добрыми делами, и наказание, которое следует за преступлением. Как содействием солнца и глаза созерцается все видимое, что есть на небе и на земле, так и Животворец Бог есть свет живых, и когда приобщается уму (человека), то устремляет его к познанию таинств, приводит к бездне премудрости, объявляет ему сокровенное. Потому: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ), и: «Вы – соль земли» ( Мф.5:13 ). Книжникам и фарисеям, которые присутствовали при этом и искали повода обвинить Его, сказал: «Я не пришел нарушить закон или пророков,.. но исполнить» (ср. Мф.5:17 ). Но исполнение потребно там, где есть недостаток. И каково должно быть исполнение, (сие) показывает, говоря: «вот, мы восходим в Иерусалим, и исполнится все, что написано обо Мне» (ср. Лк.18:31 ). А о недостатках сказал: «древнее прошло» ( 2Кор.5:17 ). Тем же, которые крещены в то, что совершенно, и погружены были в то, что превосходнее, и обновлены посредством того, что изобильнее, говорит: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ), и: «всякий, кто нарушит одну из заповедей...» (ср. Мф.5:19 ), то есть Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Спустя несколько минут подошли и другие жены-мироносицы; но они там не видели Господа, а получили уверение в воскресении Его от ангелов. Возвращаясь домой от гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить о том, что слышали от ангелов, ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, воскресший Господь встретил их и сказал: Радуйтесь. Они поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь: пойдите, возвестите братиям Моим ( Мф. 28:8–10 ). Таким образом, жены-мироносицы, пришедшие очень рано ко гробу помазать тело Господне, первые удостоились собственными очами видеть воскресшего Господа Иисуса и собственными руками осязать прославленные стопы Его. Не очевидно ли отсюда для всякого, что святая любовь, любовь живая и деятельная, сильнее всего влечет сердце к Богу и скорее всего соединяет с Возлюбленным? Не ясно ли для всякого, что простота веры прежде всяких умствований и изысканий открывает живого Бога, беседует с Ним в чистоте сердца и невозмутимо радуется обретению Его? Святые жены не могли бы первые встретить воскресшего Господа, если бы любовь не возбудила их очень рано на служение Почившему. Так воскресши, всегда живый и повсюду сущий, Господь Иисус открывает Себя и доселе сердцам, искренно любящим Его и в простоте верующим Ему. Но в той же первый день воскресения, повествует Святое Евангелие, Господь в ином образе явился двум из учеников Своих. Они шли в селение Эммаус и разговаривали между собою о всех событиях последних дней. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, в то время и Сам Иисус приблизясь пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Господь спросил их: О чем вы это рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Ученики рассказывают неведомому спутнику об Иисусе Христе Назарянине, какой Он был великий пророк, сильный делом и словом, как архиереи осудили его и предали на смерть; мы же, говорят они, надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля: но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Тогда Господь сказал им: О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании ( Мк. 16:12 ; Лк. 24:13–17 ). Как сильны были Его доводы из Священного Писания, как от света слова Божия мало-помалу рассеивался мрак всех их сомнений и недоразумений и вместо тяжкого уныния возгорелись в сердце радость и надежда, – это выразили сами ученики, узнавши Господа после за трапезою. Они сказали друг другу: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24и 35). Вот иной путь к живому Богу, путь медленный и нелегкий, путь сомнений и расследований, религиозных изысканий и разумного убеждения! Недоверчивый разум не всегда соглашался на общую веру простосердечных христиан, что Господь Иисус, распятый на кресте, умерший и погребенный, воскрес в третий день по Писанию. Но если это разум, искренно ищущий верного пути к истине и спасению, то Господь не оставит его блуждать во мраке мучительных сомнений: Он Сам в лице друга или доброго наставника, или даже в образе случайно встретившегося незнакомца, сблизится с ним духовно, примет живейшее участие в его душевном положении и научит, где искать Того, Который есть верный путь и истина и живот. Он покажет, что вера в воскресшего Спасителя мира основана на свидетельстве не одних жен-мироносиц, но более, нежели пятисот самовидцев и служителей Слова, запечатлевших кровию свое благовестие; что с первого дня по воскресении до наших времен и до конца мира эта святая вера исповедуется не только одними простодушными и неучеными людьми, но твердыми в своих убеждениях людьми учеными, и даже такими, которые были прежде жестокими гонителями ее, что основанием нашей веры мы имамы известнейшее пророческое слово: и ему внимаем якоже светилу в темнем месте ( 2Пет. 1:19 ). Это пророческое и евангельское слово – живое и действенное слово Божие, и острейше паче всякаго меча обоюдуостра, проходящее до разделения души и духа, разрешит всякие недоумения в душе, рассеет всякий мрак сомнений и заблуждений и озарит сердце светоносною истиною светлого воскресения Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Правда, сейчас у нас другой поворот: «Да, мы грешны, мы слабы, мы лжем, воруем, грубим – а вы разве нет?». Ну, во-первых кое-кто кое-когда и нет, но говорить об этом неприлично: хочешь лучше других быть? А во-вторых, такое каждый может констатировать не только про себя и больше ни про кого, – но и похваляться этим негоже. Это повод для исповеди, а не для рассуждений. Вознесение. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков. Фото: В. Прокофьев Но на самом деле гораздо важнее то, что сказано о спасении. Если эти слова прочесть быстро, то они не вызывают никаких сомнений: при проповеди Евангелия «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». То есть некрещеные обречены на вечную гибель. Но поскольку «лишних» слов в Евангелии нет, обратим внимание на каждое. Первое условие – проповедь Евангелия. Это значит, что не обязательно погибнут те, кому Евангелие не проповедано. И слишком щепетильная тема: проповедано должно быть именно Евангелие, а не представление о нем проповедника. Далее говорится о крещении по вере, а не в результате уговоров и доводов, пусть даже сколь угодно пламенных и благочестивых. И самое сложное: Спаситель называет вот такие признаки веры: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Можно сколь угодно долго и проникновенно рассуждать о том, почему мы не таковы, но этим вряд удастся достичь изменений к лучшему. А можно просто сделать вывод: коль скоро мы не таковы, то нам не следует предъявлять завышенных требований к «внешним». Как говорится, скромнее надо быть. Это – последнее, что говорит Христос в Евангелии от Марка. Хотелось бы еще добавить следующее. Чем дольше я читаю Четвероевангелие, там больше дивлюсь мудрости Отцов, которые отобрали для новозаветного корпуса именно эти четыре изложения – свидетельства земной жизни Господа. Единые в главном, они отличаются стилем и манерой изложения, умениями богодухновенных авторов представить события каждый раз по-своему. Замечу, что Отцы вряд ли были глупее современных критиков Евангелия, которые ликуют, обнаруживая мелкие разночтения. Между тем для людей вдумчивых именно эти разночтения являются сильнейшим аргументом в системе доказательств подлинности Евангелий. Дело в том, что если четверо излагают одну и ту же ситуацию, к тому же сложную, охватывающую множество действующих лиц и длительный отрезок времени, их повествования неминуемо будут расходиться в деталях. Напротив, полное схождение во всех мелочах, наблюдаемое подчас в рассказах о подвигах лже-чудотворцев, заставляет заподозрить фальсификацию.

http://foma.ru/pogruzhenie-v-evangelie-d...

Тогда Пилат приказал бичевать Иисуса. Между тем воины, сплетши венец из терния, надели Ему на голову, и облекли Его в багряницу; и начали приветствовать: «Здравствуй, Царь иудейский!» и били Его по щекам. Пилат опять вышел и говорит им: «Вот, я вывожу Его к вам, дабы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины». Тогда выведен был Иисус в терновом венце и багрянице. Пилат сказал им: «Смотрите: человек!» Но только что увидали Его первосвященники и служители, как закричали: «На крест, на крест Его!» Пилат говорит им: «Возьмите Его вы и распните; а я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали ему: «У нас есть закон, и по нашему закону Он заслужил смерть; потому что выдал Себя за Сына Божия». (Не успевши оклеветать Иисуса Христа в возмутительных намерениях против римского правительства, иудеи, не теряя из вида своей цели, теперь клевещут на свой закон. В их законе нигде не говорится, что если придет Мессия и назовет Себя Сыном Божиим, то Он подлежит смерти; а говорится, что если кто станет пророчествовать именем Господа и пророчество не сбудется, то такого лжепророка должно предать смерти. Между тем члены синедриона ничем не доказали, что слова Иисусовы не исполнились; напротив, все предсказанное Им доселе сбывалось, и некоторые из Его пророчеств о Его смерти в руках язычников и о Его воскресении они твердо помнили. Известие, что Иисус выдавал Себя за Сына Божия, произвело на Пилата сильное впечатление. Он сам был свидетелем Божественного спокойствия на лице и невозмутимой твердости в духе предстоящего Узника; мог слыхать о чудесах Его; поневоле должен был припомнить необычайный сон жены своей и ее заботливое предостережение; и очень вероятно, что все это смешалось в его мыслях с баснословными рассказами язычества о явлениях полубогов между смертными). Пилат был в большом замешательстве. Он поспешил в преторию вместе с Иисусом и спросил Его: «Откуда Ты?» (то есть: «Какого Ты происхождения? Не усвояешь ли Ты Себе родства с существами, высшими человека?» Что было отвечать на это язычнику, который о превечном рождении Слова из Отца и постичь не мог, а о бессемейном воплощении от Пречистой Девы Марии и слышать не должен был?). Иисус Христос не дал ему ответа. (Оскорбленный таким молчанием) Пилат (несмотря на тайный страх) говорит Ему: «Ты мне не отвечаешь? Ты не знаешь, что в моей власти распять Тебя и в моей власти отпустить Тебя!» Иисус Христос отвечал: «Надо Мною ты не имел бы никакой власти, если бы тебе не дано было свыше; потому более греха на том, кто предал Меня тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Иисус Христос отвечал ему: «От себя ли ты это говоришь или другие тебе сказали обо Мне?» (то есть: «Сам ли ты, вследствие каких-нибудь известий, полагаешь, что Я ищу царства, или иудеи тебе насказали о Моих мнимых замыслах, которых, как тебе лучше всякого известно, вовсе не бывало?»). Пилат сказал на это: «Разве я иудей, (что буду верить их мечтам о появлении царя-завоевателя из среды их? Но) Твой народ и первосвященники предали Тебя мне. (И этому должна же быть причина. Если Ты действительно не домогался царства, то) что (же) Ты сделал?» Иисус Христос отвечал: «Царство Мое не (имеет ничего общего с царствами) этого мира. Если бы Царство Мое было такое же, как и все царства земные, то служители, охраняющие Меня, стали бы сражаться за Меня и не допустили бы до того, чтобы Я впал в руки иудейского синедриона. (Уже из этого видно, что) Царство Мое не здешнее». Пилат сказал Ему: «Но все же, Ты – Царь?» Иисус Христос отвечал: «Правда, Я – Царь. Я для того родился, для того и в мир пришел, чтобы свидетельствовать об истине; и всякий, кто сочувствует истине и любит истину, (это Мой подданный, он) слушает голоса Моего». Пилат, который теперь ясно видел, что он имеет дело не с искателем царства, а с учителем народным, или, как называли таких римляне и греки, с философом, и который, должно быть, не очень расположен был к труженикам и глашатаям истины, на слова Иисуса Христа отозвался с пренебрежением: «А что такое истина?» – как бы давая этим разуметь: «Стоит ли заниматься тем, о чем слышишь только споры и от чего не видать никакой выгоды?» Сказав это, он опять вышел и говорит первосвященникам и народу: «Я никакой вины не нахожу в Этом Человеке». Первосвященники и старейшины начали повторять и распространять свои обвинения. Иисус Христос не возражал. Пилат с просил Его: «Что же Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много на Тебя обвинений!» Но Иисус Христос все ничего не отвечал, так что Пилат весьма дивился (отчего Он не защищается, когда очень легко мог бы опровергнуть клевету).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010