Первое указанное Спасителем условие – рождение «свыше» или «рождение от воды и Духа», без чего войти в Царство невозможно ( Ин. 3: 3, 5 ). Под рождением от воды и Духа подразумевается крещение. Это рождение от Бога, о котором говорит Пролог: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1: 12–13 ). Никодим – ученый человек, знающий закон и обычаи, но его поведение в продолжение этой беседы кажется по меньшей мере странным – он очевидным образом шокирован этим разговором о рождении для Царства. Чтобы его понять, подумаем, а как, собственно, представляли себе иудеи вхождение в Царство Мессии. Главная «техническая характеристика», требуемая для вхождения в Царство, – причастность избранному народу. Искажая смысл обетования, данного Аврааму о семени, «в котором благословятся все народы земли» ( Быт. 22: 18 ), которое относится к Христу, иудеи считали себя таким благословенным семенем Авраама и с формальным признаком происхождения по плоти связывали свои упования. Вспомните, что св. Иоанн Предтеча, проповедуя покаяние, призвал иудеев не заблуждаться на этот счет: «И не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф. 3: 9 ). Кроме того, жизненная программа любого иудея – дожить до Царства Мессии, которое будет вечным. Умирая, он надеется, что его дети доживут до Царства Мессии и тем самым оправдают, приобщат к Царству, понимаемом как вечное материальное благополучие, все предыдущие поколения родственников. Поэтому так страшно остаться бездетным; закон ужичества служил тому, чтобы ничье «имя не изгладилось во Израиле» ( Втор. 25: 5–6 ). Слова Христа о духовном рождении как единственном пути стяжания Царства подразумевают, что нельзя спастись формальной принадлежностью к народу или наличием детей. Господь говорит о неудобном пути спасения, о чем говорили и поздние пророки: каждый несет личную ответственность за вечную жизнь и за свой вход в Царство Божие, и этот вход есть «рождение свыше» в Таинстве. Ум Никодима изнемогает перед этим учением, так что он пытается спрятаться за детской наивностью: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Ин. 3: 4 ) – и заслуживает укор Христа: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» ( Ин. 3: 10 ). Смущение Никодима понятно: понять слова Христа означает принять их, а принять – значит принципиально изменить свою жизнь. Но упрек Спасителя показывает, что Никодим должен был понять, о чем ему говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Вторым условием вхождения в Царство в этой беседе названа вера в Сына Божия. Никодим приходит к Иисусу как к человеку, Господь говорит о Себе как о Сыне Божием. При этом прикровенно, с отсылкой к книге Чисел и образу медного змея, говорится о Сыне как о Мессии страдающем и возносимом на крест: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 14–15 ). Вера, как и необходимость нового рождения, не связана с представлениями о земном благополучии – верить нужно в Распятого. Отметим, что Господь, говоря о медном змее как о прообразе Его спасительных страданий, связывает события ветхозаветной истории и новозаветной, показывает достоинство и значение книг Ветхого Завета. Для нас после истории грехопадения и проклятия диавола именно с ним ассоциируется образ змея. Почему здесь Господь к Себе самому относит образ змеи? «Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь – Человек, но – свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда – взирающие избегали телесной смерти, а мы – избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне – Христос исцеляет язвы от дракона мысленного» 264 . «Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на Кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает» 265 . Таким образом, сравнение со змием построено на подобии: медный змей как подобие змеи настоящей, а Господь пришел «в подобии плоти греховной» ( Рим. 8: 3 ). На протяжении всего служения Христова мысль о Мессии Страдающем внушала отторжение Его ученикам, она совсем не вязалась со сложившимися представлениями иудеев о Мессии. Но, часто говоря об этом, Господь приводил учеников к мысли о добровольности Его страданий. В беседе с Никодимом также дается объяснение, почему Мессия умрет. «Распятие совершилось не по немощи Распятого и не потому, что восторжествовали над Ним иуде и, а потому, что возлюбил Бог мир» 266 . «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 16 ). Эта одна фраза уже целое Евангелие и учение об Искуплении всего человеческого рода – не только иудеев, но и язычников. Господь возлюбил мир, а не один богоизбранный народ, и жизнь вечную получит всякий верующий, а не потомок Авраама по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

• Обрезание и наречение имени Иоанну Предтече на восьмой день ( Лк. 1: 59–79 ); • Извещение праведного Иосифа о Боговоплощении ( Мф. 1: 18–24 ); • Рождество Христово в Вифлееме ( Мф. 1: 25 – 2: 1 ; Лк. 2: 1–7 ); • Поклонение пастухов ( Лк. 2: 8–20 ); • Обрезание Господне и наречение имени на восьмой день ( Мф. 1: 25 , Лк. 2: 21 ); • Принесение Младенца в Иерусалимский храм на сороковой день, Сретение Господне ( Лк. 2: 22–39 ); • Поклонение волхвов в Вифлееме ( Мф. 2: 1–12 ); • Бегство Святого Семейства в Египет ( Мф. 2: 13–15 ); • Избиение младенцев по приказу Ирода ( Мф. 2: 16–18 ); • Возвращение в Палестину после смерти Ирода Великого, поселение в Назарете ( Мф. 2: 19–23 ); • Посещение Иерусалима двенадцатилетним отроком Иисусом ( Лк. 2: 41–52 ). Как видим, событий, имевших место в этот период – до начала проповеди Предтечи и Крещения Господня, – описано евангелистами совсем немного. Полное умолчание дало бы простор домыслам, но и необходимости превращать Евангелие в подробное жизнеописание Иисуса Христа не было. Евангелия свидетельствуют о тайне явления Бога в мир и совершении спасения человеческого рода воплотившимся Словом Божиим; евангелисты согласно положили предел естественному любопытству и интересу к подробностям и деталям, оставив записи только о том, что помогает понять эту тайну домостроительства спасения. В такой перспективе кратко рассмотрим содержание начальных событий евангельской истории в указанном порядке. Благовещение священнику Захарии происходит в Иерусалимском храме в его череду служения 47 . Ему является архангел Гавриил и говорит, что молитва Захарии услышана и у него родится сын. Судя по дальнейшей реакции, старый Захария не молился конкретно о даровании сына, возраст сделал эту тему для него закрытой; толкователи единодушно предполагают, что молитва его была о грехах народа и наступлении Царства Мессии. Но ангел благовествует Захарии две радости, которые Захария должен воспринять во взаимосвязи: наступление мессианского времени и рождение сына, проповедника покаяния. Сын Захарии будет предвестником Мессии, приуготовителем пути для Сына Божия. Служение Иоанна, а так следовало назвать ребенка (Иоанн в переводе с евр. – «благодать Божия»), будет сходно со служением пророка Илии по содержанию и характеру – Предтеча, как и Илия некогда, должен привести народ к покаянию и тем самым восстановить духовное единство народа, нарушенное ослаблением благочестия и религиозной ревности: «…он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк. 1: 13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Человек в одно и то же время может быть только в каком-нибудь одном месте, а Бог в одно и то же время находится везде, на всяком месте: и на небе, и на земле, и в храме, и в доме, и на поле, и в лесу, и нет такого места, где Бога не было бы. Поэтому мы говорим, что Он вездесущ. Человек изменяется: сперва он растет, крепнет, мужает; в старости слабеет; в молодости он приобретает знание, в старости, когда слабеет память, он забывает, что знал прежде. Человек то бывает добр, то сердится... Бог никогда ни в чем не изменяется. Поэтому мы и называем Его неизменяемым. Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недоволен, несчастлив. Бог ни в чем не нуждается: Он Сам дает людям и прочим Своим твореньям жизнь и все, что им нужно, – довольство и блаженство. Поэтому Бог называется вседовольным и всеблаженным. Бог один, но Он – в трех Лицах: первое Лицо – Бог Отец, второе – Бог Сын, третье – Бог Дух Святой. И эти три Лица не три Бога, а один Триединый Бог , называемый Святой Троицей. Поэтому мы говорим, что Бог один по существу, но троичен в Лицах. Люди не могут понять, как это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой суть один Бог: это выше человеческого ума, это тайна Божия; но мы должны в это верить по слову Самого Бога. 2. Первые люди на земле и их грех. Обетование Спасителя Сотворив весь мир, Господь Бог создал и людей, – сперва мужчину, которого Он назвал Адамом , потом женщину, которую Адам назвал Евой. Бог создал их душу похожей на Свою, как говорит Св. Писание, по образу Своему, то есть бессмертной, разумной и доброй. Бог поселил первых людей в прекрасном саду, который назывался раем, и дал им во владение всю землю со всем, что на ней есть. В раю они жили счастливо: не было у них ни болезней, ни нужд, ни горя. Господь позволил Адаму и Еве питаться прекрасными, вкусными плодами всех деревьев, которые росли в раю, кроме одного. С этого дерева Бог запретил им есть плоды. Но они не послушались: сперва Ева поела, затем дала Адаму, и он поел. Этим они оказали непослушание Богу, то есть совершили очень тяжелый грех. За это Господь наказал Адама и Еву: Он изгнал их из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Теперь открывайте книгу Иисуса Навина. 1-ю главу. За Второзаконием – Иисус Навин. Это все мы повторяем для того, чтобы сами-то руководствовались не книгой Закона, а Евангелием: Четвероевангелием. Вот всё хотя Писание богодухновенно, но уровень богодухновенности разный. Книга Иова также богодухновенна, но там мы читаем в последней главе: «горит гнев Мой, – говорит Господь Елифазу, – на тебя и двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». Так вот этого «не так верно» в Евангелии нет! В Евангелии абсолютная безпримесная истина! Потому что её вщал Сам Господь. Вот те слова, которые мы читаем в Евангелии, – их произносил Сам Господь. Вот, когда мы представим, что их произносил , что они выходили из уст , из Богочеловеческих уст Иисусовых – на арамейском диалекте, который понимали все, – вот мы никогда не позволим себе какого-то шуточного отношения к Писанию, небрежного чтения. Вот за небрежное чтение за такое, мы также терпим большой урон. И не входит Евангельская мудрость в злохудожную душу, и не обитает в теле повинном греху (ср. Прем. 1:4 ). Надо себя приготовить. Вот если спортсмен, чтобы поднять какую-то тяжесть, сосредотачивается, собирая себя в один, понимаете, как стальная пружина, – чтобы взять никому ненужный вес, то вот чтение Священного Писания также требует у человека такой подготовки. Не просто сел – ногу на ногу – и, понимаете, попивает что-нибудь ещё; а вот нужно сесть, прочитав молитву, приняв позу соответствующую, тело своё содержать в опрятности нужно и – читать. Вот тогда, может быть, Божественный Дух и коснётся человека. Что было сказано Иисусу Навину? 1-я глава, 7-й стих: «только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь Закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих». Возьмите и положите на стол дневник Иоанна Кронштадтского – и будете поступать благоразумно. Во всех предприятиях своих. И вот, и читайте его – по странице в день. Вот и листайте. И обязательно наткнётесь на то, что вам сказано, что вам необходимо. Вот таким свойством обладают писания людей духоносных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Все эти простые и бесспорные вещи нужно помнить, когда мы подходим к объяснению центрального христианского богослужения – Божественной литургии. Таинствотаинств. Для всех, от имени всех, всеми Нет для христиан ничего более святого и сокровенного, чем служба, которая издревле называется Божественной литургией и которую завещал Сам Христос, установивший ее в ночь, когда Он предан был в руки врагов. В ту ночь, когда евреи совершали свой праздник Пасхи – воспоминание об избавлении от египетского рабства, – Христос, по рассказу евангелиста, послал двух учеников приготовить горницу большую, устланную ( Мк.14:15 ). Они сделали, как Он сказал, и приготовили пасху. А одним из главных обрядов, совершавшихся той ночью в каждом еврейском доме, была молитва благодарения, которая произносилась главой семейства над хлебом и чашей вина. Этот обряд и исполнил Христос. По словам евангелиста Луки, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания... И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою... И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сиеесть тело Мое, которое за вас предается Так же и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк.22:14–15,17,20 ). Сиетворите в Мое воспоминание ( Лк.22:20 ). И вот с тех пор никогда не переставали христиане, сходясь вместе на собраниях Церкви, приобщаться Тела Христова под видом хлеба и Крови Его под видом вина. Было время, когда они не имели общепризнанной записи учения Христа и апостолов, т.е. Четвероевангелия. Было время, когда они, преследуемые Римской империей, не имели храмов, когда не существовало ни икон, ни богословских трактатов, ни христианских школ – всего того, без чего немыслима теперь Церковь и церковная жизнь. Но в истории христиан не было с той единственной ночи такого времени, когда не собирались бы они совершать в воспоминание о ней службу приношения хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Мф.2:7–8 . Узнав о месте рождения Спасителя, Ирод призывает к себе волхвов и удовлетворяет желанию их. «Новый царь, – говорит он им, – родился в Вифлееме: ступайте туда, но только тщательно разведайте о Младенце, и, когда подробно узнаете все, приходите назад и известите меня, чтобы и мне прийти поклониться Ему». Но под этим смирением, побуждавшим будто бы Ирода воздать должное поклонение родившемуся Царю, скрывалась злоба и жестокие замыслы оскорбленного властолюбия. Ирод думал воспользоваться розысками волхвов, чтобы новым преступлением удержаться на несправедливо захваченном престоле: думал освободиться и от этого мнимого соперника, как привык он поступать со всеми, кто только встречался на дороге к ненасытному его властолюбию. Мф.2:9–11 . Волхвы же, узнав место рождения великого Иудейского Царя, с радостью отправляются на поклонение Ему в Вифлеем. Не успели они выйти из Иерусалима, как та же самая звезда, которую видели они на востоке, – звезда, необыкновенным явлением и положением возвестившая им рождение в Иудее великого Царя, явилась снова и шла перед ними, указывая им путь. Как только они пришли в Вифлеем, звезда остановилась над местом, где находился Божественный Младенец. Несказанный восторг и радость объяли их сердце, когда они увидели цель долгого своего странствования, – увидели место, куда так нетерпеливо стремились их души, – увидели Божественного Младенца с Его Матерью, и в поклонении своем этому великому Царю выразили всю полноту чувств, поднявших их в долгое странствование, постоянно подкреплявших их в продолжении оного. И падши, говорит святой евангелист, поклонились Ему и, открыв сокровища свои, поднесли Ему, как Царю, Помазаннику и Богу, дары: золото, ладан и смирну. Мф.2:12 . Исполнив искреннее желание своего сердца, воздав должное поклонение Божественному Младенцу, волхвы, согласно приказанию Ирода, должны были на обратном пути возвестить ему о месте рождения великого Царя. Не проникая злых намерений Ирода, они хотели уже отправиться в Иерусалим, но бывшее им во сне откровение удержало их от этого намерения, – им повелено было отправиться в свое отечество иным путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Непросто выявить все критерии, которыми руководствовались древние христиане при определении авторитетности того или иного Писания, но о трех можно говорить уверенно: соответствие вере Церкви, апостольское происхождение и согласие Церквей. Но эти критерии никогда не применялись святыми отцами механически; процесс формирования канона – это процесс благодатный, без какого-либо автоматизма. Бог , вдохновивший написание апостолами посланий, руководил и процессом отделения достоверного от ложного, а также сохранения Писания в Церкви неискаженным. Повод к осмотрительности в деле определения собственно апостольских произведений дан ранним появлением различных лжеучений, лжеучителей и их книг, написанных в том же стиле, что и новозаветные книги. Уже ап. Павел во Втором послании к фессалоникийцам указывал на появление подложных писем, написанных как бы от его имени ( 2Фес. 2: 1 ), а достоверность своих писем он подтверждал личной подписью (например, 2Фес. 3: 17 ; 1Кор. 16: 21 ; Кол. 4: 18 ). Первичный контроль самих апостолов, а также строгая разборчивость и благоговейное уважение, с которым первые христиане подошли к собранию новозаветных писаний, не позволяет сомневаться в том, что апостольские писания не претерпели каких-либо значительных изменений 3 . Отношение священных писателей к попыткам «исправить несовершенство» апостольского учения выражено словами ап. Иоанна Богослова: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» ( Откр. 22: 18–19 ). Книги, категорически отвергнутые Церковью как подложные, называются апокрифическими ( – тайный, сокровенный). Так во II веке по Р. Х. называли свои писания гностики, уверяя, что их книги содержат в себе высшее тайное знание. На Западе это значение расширили. Блж. Августин («О граде Божием») называет так книгу, происхождение которой отцам неизвестно. Блж. Иероним Стридонский противопоставляет апокрифические книги каноническим, то есть не признаёт апокрифы богодухновенными книгами. В Восточной Церкви термин «апокриф» применяется по преимуществу к подложным, еретическим книгам, запрещенным для употребления, но апокрифами названы были также и книги о жизни Иисуса Христа, содержание которых предполагает существование канонических Евангелий и стремится дополнить их какими-то подробностями. Среди таких апокрифов есть книги, по содержанию соответствующие церковному Преданию (например, Протоевангелие Иакова и Евангелие Никодима).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Лк.2:45–47 . Иосиф и Мария думали, что найдут своего Отрока между другими путешественниками. Но надежда их не оправдывается. Тогда сердца их наполняются тревогою, но они не впадают в уныние. Они возвращаются в Иерусалим и на третий день находят Его в храме (в одном из его притворов) посреди учителей. Вот куда Он пришел; вот где Он слушал чтение и изъяснение Писания. Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества, здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться на Нем. В Нем пробуждалось мало-помалу то, что лежало в глубине Его существа. Он слушает учителей, относящихся с большим благоволением к Отроку. Он спрашивает, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения. Они сами и все слушающие Его дивятся разуму и ответам Его. Лк.2:48 . Увидя своего Сына, родители изумляются. Мария представляла Себе, что и у Него болело сердце так же, как у Нее, и что при первой встрече Он бросится к Ней с радостью. Ей хотелось бы этого, но этого не произошло. Он сидит совершенно беззаботный и благодушный, как будто Ему нет никакого дела до Матери и до Ее скорби. Поэтому Она не знает, как Ей отнестись к Сыну, и Ее сокрушение и сострадание изливаются в словах Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Мария не иначе могла назвать Иосифа, как отцом, чтобы не открывать тайны Рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности не был таковым. Опровержение второе Мария не согрешила малодушием, унынием и нетерпением, когда с такою болью в сердце искала потерянного Ею Отрока, как Сама Она говорит: отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Во время распятия Иисуса Христа Дева Мария имела на сердце Своем, как бы от оружия острого, гораздо большую рану, нежели в то время, когда потеряла Его на пути из Иерусалима. Однако и во время распятия Своего возлюбленного Сына Богоматерь мужественно перенесла давившую Ее тогда скорбь: будучи укрепляема благодатию свыше, Она, как говорит евангелист, стояла при кресте Иисусове и не падала духом, ослабляемая немощью, обычною для прочих жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Дополняйте же меру преступлений отцов ваших… Змии, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну? Слышите, что Премудрость Божия вещает вам чрез Меня 15 : «Се я еще пошлю к ним пророков и мудрых книжников 16 ; но из них одни будут убиты… иные распяты… прочие преследуемы и биты в синагогах». Так вы сделаете все сие, дабы пришла на вас кровь пророков и посланников Божиих, убитых вашими предками, – от Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, который (так чтите вы храм!) умерщвлен между храмом и жертвенником 17 . Аминь, аминь глаголю вам, яко все сие приидет на род сей, отяготеет над настоящим поколением, над вами и чадами вашими… Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камением побивающий посланных к тебе! Колико крат хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крыле своя 18 , но вы не восхотели! Да будет же то, чему быть должно! Се, оставляется дом ваш пуст!… 19 Истинно говорю вам, вы не увидите Меня отныне, доколе не изыдете во сретение с восклицанием: благословен грядый во имя Господне! Мысли свт. Феофана ( Мф. 23:13 ) «Мысли на каждый день года» Горе вам… яко затворяете Царствие Небесное пред человеки. Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути, и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая, хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но не идет куда следует, потому что не знает, как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уже разрастается и выходит наружу. Но тогда уже ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать – взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им, что нужно и можно им знать, когда и как будет удобнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010