5)        Соборное послание св. ап. Иакова: сведения об авторе, время и место написания послания. Учение о терпении  в искушениях. Другие темы послания. 6)        Соборные послания св. ап. Петра. Время и место написания посланий. Учение о святости христианской жизни. Нравственные наставления христианам. 7)        Соборные послания св. ап. Иоанна Богослова. Время и место написания посланий. Учение о любви в Первом послании св. ап. Иоанна Богослова. 8)        Житие св. апостола Павла. Св. ап. Павел об апостольском служении. 9)        Послание св. ап. Павла к Римлянам: время и место написания послания. Учение об оправдании верой. Жизнь по Духу. 10)    Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (время, место и повод к написанию). Нравственные наставления коринфянам (о спорах, о поведении в церкви, о браке, о блуде, об идоложертвенном) 11)    Послание св. ап. Павла к Галатам. Время и место написания послания. Основные темы послания. 12)    Послание св. ап. Павла к Ефесянам (время, место и повод к написанию). Учение о Церкви. Обязанности мужа и жены. Духовная брань. 13)    Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Время и место написания послания. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге. Опровержение гностиков и иудействующих. Нравственные наставления. 14)    I , II Послания св. ап. Павла к фессалоникийцам. Учение о Воскресении мертвых, Втором пришествии и Антихристе. 15)    Послание св. ап. Павла к Евреям. Обстоятельства написания. Учение об Иисусе Христе, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Учение о вере.   Отрывки из Апостола: 1) Определить, из какого послания взят отрывок. 2) Кратко изложить учение, которому посвящен отрывок. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

64 . Мне кажется, что Цельс превратно понял слова апостола, который говорит: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:1–3 ). Он также неверно понял воспользовавшихся этими словами апостола против тех, кто искажает истины христианства. Именно поэтому Цельс говорит, что у христиан «некоторые называются ожогом слуха, а некоторые загадками», чего мы вовсе не знаем. Поистине, в их писаниях очень часто встречается слово соблазн, которое мы привыкли прилагать к тем, кто отвращает от здравого учения простецов и легко поддающихся обману. Тех же, кто «называется обманщиками-сиренами, которые насмехаются и запечатывают уши слушающих [для всех иных звуков] и награждают их свиной головой» 249 , не знаем ни мы, ни, как я полагаю, кто-либо другой из исповедующих христианское учение или даже еретиков. Но он, заявляя, что ему все известно, утверждает следующее: «От всех этих до такой степени расходящихся между собою [ересей], которые позорнейшим образом изобличают самих себя в спорах, можно услышать: «Мир для меня распят, и я для мира» ( Гал.6:14 )». Кажется, это единственное, что упомянул Цельс из [апостола] Павла. Но почему бы нам не добавить и тысячи других его высказываний, как например: «Ибо мы, живя 250 по плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» ( 2Кор.10:3–5 ). 65 . Поскольку же Цельс говорит, что от всех этих до такой степени расходящихся между собою [ересей] можно услышать: «Мир для меня распят, и я для мира», давайте же и это изобличим во лжи. Ибо есть некоторые ереси, которые не принимают посланий св. апостола Павла, как например, эвиониты обоих толков или так называемые энкратиты. Так что те, кто не считает апостола неким блаженным и премудрым [мужем], пожалуй, не стали бы утверждать: «Мир для меня распят, и я для мира». Поэтому и в этом случае Цельс говорит явную ложь. Он забавляется, осуждая различия в ересях, вовсе не различая, как мне кажется, то, о чем сам говорит, не разбирая и не обдумывая со тщанием, каким образом христиане, расходясь между собою в учении, говорят, что знают больше, чем иудеи, и соглашаются ли они с [иудейскими] Писаниями и при этом толкуют их по-своему, или вовсе не признают их Писаний (ибо и то, и другое можно встретить среди ересей).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

67 . VI. Итак, вашей любви следует подумать, что согласие наших предшественников в этом предмете тем больше не было маловажным, чем больше прежде было положено тяжелых трудов в спорах. Но кроме того, пусть ваша братская любовь приведет на память поступок Петра, который превосходит и Павла. Он долго противился тому, чтобы Церковь принимала народы к вере без обрезания, долго удалялся от общения с обращенными, по свидетельству Павла, который говорит: Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. И немного после: Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? ( Галат. 2, 11 – 14 )? Он же, после этого приняв мысль Павла, когда замечал, что некоторые приходящих к Церкви язычников отягощали бременем сохранения обрезания, говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? ( Деян. 15, 10 ). Неужели же, почтеннейшие братья, так нужно было отвечать на эти слова Петру, первому из апостолов: «то, что ты говоришь, мы не можем слушать, потому что прежде ты иное проповедовал»? Таким образом, если по делу о трех главах иное было сказано, когла истина разыскивалась, и иное, когда она была найдена, то почему изменение мнения ставится в вину этому Престолу, который в лице его основателя смиренно почитается всею Церковью? Не изменение мнения, а непостоянство виновно. Итак, что касается до познания правильности, пусть пребывает неизменным намерение: что же за беда, если оставляющий свое незнание изменит слова? О Боге, создавшем все по свидетельству Писания, мы узнаем, что Он, не изменяя намерения, часто изменяет мысль; потому что для Него не было непредвиденным то, что Он сам говорит о том, кого Он сам повелел помазать на царство: раскаялся, что поставил Я Саула царем (1 Царст. 15, 11). Но что Он так сделает, Он предвидел еще тогда, когда предпочел его и как бы одобрил; и к раскаянию Он пришел не так, как бы неожиданно; а однако показывает раскаяние, потому что, не изменив намерения, изменяет слова, которые некогда сказал о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:21 ). Еретики обычно нападают на моего Бога за это утверждение, говоря: «Смотрите, Бог закона не знал бы того, что происходит в Содоме, если бы не сошел и не посмотрел и не послал узнать». Но давайте мы, кому велено вести битву Господа, заострим «меч слова Божьего» против них и бросимся в бой. Выстроимся в боевой порядок, «препоясав чресла истиною», «возьмем щит веры», чтобы отразить им начиненные ядом стрелы, пущенные в нас в спорах, и метко выстрелим ими в ответ (ср. Еф.6:14–17 ). Ибо таковы битвы Господа, которые вели Давид и другие патриархи. Так вооружимся же на врагов за братьев наших. «Ибо для меня лучше умереть, нежели» ( 1Кор.9:15 ) они ограбят и разорят кого-то из моих братьев и ловким обманом завлекут в сети «младенцев во Христе» ( 1Кор.3:1 ). Но они не осмелятся поднять руку на совершенных, не дерзнут они вступить с ними в сражение. Так давайте прежде всего помолимся Господу и вашими молитвами выступим против них в словесной битве. Мы с полной уверенностью утверждаем, что, согласно Священному Писанию , Бог знает не всех людей. Бог не ведает греха, и Бог не знает грешников. Ему ничего не известно о тех, кто отчужден от Него. Послушай, что сказано в Писании: «Познал Господь Своих» ( 2Тим.2:19 ) и «Покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе» ( Чис.16:5 ). Господь знает Своих, но не знает порочных и нечестивых. Послушай, что говорит Спаситель: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:23 ). И, опять же, Павел говорит: «Если кто почитает себя пророком, или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ). Мы говорим все это, не имея, однако, в мыслях своих, в отличие от вас, ничего богохульного, не приписываем Ему неведения, но так мы понимаем, что те, чьи дела недостойны Бога, не заслуживают и того, чтобы Бог знал их. Ибо Бог не желает знать того, кто отворачивается от Него и не знает Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

     Когда верующий человек видит, как в интернете хулится его Церковь, Бог и святыни, конечно же, странно было бы ожидать, что он останется к этому безразличен. Безусловно, такое поведение оскорбляет и больно ранит. Ну, а как поступает человек, которому намеренно причинили боль и обиду? Вариантов тут не так уж много: слабый — убегает, сильный — вступает в схватку. Такова общая логика выживания в этом мире. Казалось бы, все очевидно. Однако Апостол Павел в письме к своему ученику Тимофею пишет: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. В этих словах апостол указывает важнейшую причину — почему с противниками учения Христова следует поступать именно так. Оказывается, они — несвободные люди, попавшие в рабство к диаволу. Им только кажется, что, говоря хулу на Церковь, они выражают свою точку зрения. На самом же деле, они всего лишь исполняют волю поработившего их злобного существа, ненавидящего весь человеческий род без исключения. Поэтому сталкивать людей в спорах, доводящих до гнева друг на друга, — одно из любимых его развлечений. А уж если в такой спор удастся втянуть еще и христианина — это для духа злобы отдельный подарок. Иисус, посылая учеников на проповедь, призывает их остерегаться людей, потому что люди живут под властью зла: вот, я посылаю вас, как овец среди волков. Чего же еще ожидать кроткой овце в такой кровожадной компании, кроме как — быть разорванной на куски? Но дальше Иисус говорит совсем удивительные слова: …итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Не праведный гнев и благородная ярость должны стать христианским ответом на волчий произвол мира, но — мудрость и простота. И все, считающие себя учениками Христа, призваны только к такому «оружию» для защиты своей веры. Любая попытка прибавить к овчьей кротости, змииной мудрости, голубиной простоте еще и какую-нибудь «львиную ярость» тут же выводит человека за пределы Евангелия в область совсем иных взглядов и предпочтений. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит об этом так:

http://pravoslavie.ru/110405.html

Аминь. 24 декабря 1927 г. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В житии святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, рассказывается о таком событии. Это было на заседании I Вселенского Собора. Были туда допущены языческие философы-перипатетики, последователи Аристотелевской философии. Среди них один был особенно искусным в споре. И вот преподобный Спиридон стал просить отцов Собора разрешить ему вступить в спор с учёным философом. Св. Спиридон был человеком простым, неучёным, и отцы Собора препятствовали его выступлению, так как боялись, что Спиридон будет посрамлён в этом споре знаменитым философом. Но преподобный Спиридон всё же обратился к философу со следующими словами: «Во имя Господа Иисуса Христа выслушай, что я скажу тебе». И согласился выслушать его учёный языческий философ. И сказал преподобный Спиридон: «Мы веруем, что Господь, создавший небо и землю, создал человека и весь видимый и невидимый мир Словом Своим и Духом. Мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог , Который воплотился, жил среди людей, страдал, умер, воскрес и совоскресил с Собою весь род человеческий. Мы веруем, что Он вновь придёт в день Страшного суда дать воздаяние за добро и зло. Мы не дерзаем постигнуть этой тайны любопытствующим умом. И ты не вопрошай, как это может быть, ибо это превышает силы человеческого разума». И смолк.. И потом обратился к философу со словами: «А ты не так же ли думаешь?» И, к общему изумлению, философ, испытанный в казуистических спорах, молчал. А потом вдруг сказал: «Да, и я думаю так же». И обратившись к тем, кто пришёл с ним, сказал: «Друзья мои, пока споры велись доказательствами от разума, я мог выставлять против одних доказательств другие, но когда из уст этого старца стала исходить какая-то особая сила, я чувствую, что здесь доказательств от разума уже не может быть, ибо никто не может противиться Богу. Те из вас, кто может думать так же, уверуем во Христа и пойдём за этим старцем, ибо через него говорит Бог». И, к великой радости всего Собора, принял православную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Аминь. БЕСЕДА 11 « Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его » (Флп. 3:7–10).   В чем истинное приобретение для христианина. — Грех удаляет от Бога, добродетель приближает.   1. В спорах с еретиками надобно препираться мыслями сильными, и непрестанно. Не давая им нисколько времени отдохнуть, можно таким образом привести их полчище в смятение, и совершенно преодолеть. Потому, желая от писаний приготовить вас к таким спорам, чтобы вы могли и этим способом заграждать уста возражателей, я начинаю настоящую беседу свою концом прежней. Какой же, скажут, был конец той? Апостол, перечисливши все отличия иудейские, как от природы, так и от свободной воли, присовокупил: « Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа ». На эти слова нападают еретики. Вот и то — дело премудрости Духа, что Он допустил им надеяться на победу, чтобы они предприняли борьбу. Если бы (апостол) сказал ясно, то они поступили бы с этими словами так же, как поступали с другими: бросили бы книги, отреклись бы от Писания, будучи совершенно не в силах смотреть на него. Но, как поступают при ловле рыбы, именно — то, чем можно поймать ее, не открыто ставят, а скрывают, почему она сама и набегает, — так точно случилось и здесь, когда Павел назвал закон тщетою. Закон у него назван уметами, назван тщетою: «невозможно, говорит он, приобрести Христа, если бы я не почел закона тщетою». Это все заманило еретиков принять это место, как благоприятствующее им. Когда же они приняли, то со всех сторон окружены были сетями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В будние дни Он помогал названному Своему отцу Иосифу в работе и учился у него плотническому ремеслу. Никто не подозревал о тайне необыкновенного Отрока. Жил Он, как говорит евангелист, в любви у Бога и людей. Вероятно, в этот подготовительный период Христос не имел избранных друзей. Единственным близким для Него существом была Его Мать. Евангелисты мало говорят о Ней, но даже если бы они не сказали о Богородице ни единого слова, мы все равно должны были бы признать, что мир не знал женщины выше Той, Которая родила человечеству Спасителя. Двадцать восемь лет прожили они вместе в бедной хижине небольшого тихого городка. Он рос у Нее на глазах, Она давала Ему первые уроки. Божия Матерь была единственной свидетельницей совершавшегося в Нем чуда. Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. Мальчики этого возраста уже принимали участие в праздничных торжествах. Божественный Отрок впервые оказался в большом городе, наполненном тысячами богомольцев. Когда же надо было возвращаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме. Паломники из Назарета уже довольно далеко отошли от Иерусалима, когда Иосиф и Божия Матерь заметили, что Иисуса нет с ними. Сначала они не тревожились, потому что в толпе было много родственников и знакомых. Но вскоре они поняли, что Отрока нет среди толпы паломников. Охваченные смятением, Божия Матерь и Иосиф поспешили вернуться в Иерусалим. Но и в городе сразу не могли найти Его. Три дня прошли в бесплодных поисках. Наконец Иисус был найден в одном из притворов храма, где раввины и книжники проводили время в изучении Закона и богословских спорах. Он находился среди учителей, слушал их речи и задавал им вопросы. Умудренные сединой старцы удивлялись вопросам и ответам галилейского Отрока, не учившегося в их школах. Велико было изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком почетном обществе. С чувством радости и нежным упреком Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он же ответил им: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

В несколько ином варианте та же мысль выражена в ст. 18: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Этот стих, возможно, как никакой другой стих Библии, как пружину сжимает и выражает все огромное антиномичное напряжение между Ветхим и Новым Заветом. Здесь и безусловное «нет» возможности увидеть или изобразить Бога (особенно это впечатляет в русском переводе, где стоит тройное отрицание: «не видел никто никогда» – в отличие от большинства других языков, в том числе греческого и славянского, где подобный перевод невозможен (возможно только одно отрицание). Здесь и не менее безусловное «да» тому, что Он явился и мы видим Его в Иисусе Христе, Сыне Отчем 867 . Следует заметить, что в своем Первом Послании, которое, как и подобает посланию, носит увещательно-практический характер, тот же тезис выражен несколько иначе, будучи переведен в область этики: Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас ( 1Ин. 4:12 ). Человечество Иисуса в Ин. Читая Ин., мы прикасаемся к апостольскому свидетельству об Иисусе из Назарета как о воплотившемся Предвечном Слове, Сыне Божием. Это, конечно, главное. Но в то же время нельзя забывать о человеческой стороне, которая в Ин. «выписана» тем более правдиво и исторично, что св. Иоанн специально и даже с особой полемической заостренностью настаивал на истинности воплощения Слова. Именно в этом и состоит та идейная причина (а не только сам факт, что Иоанн был одним из Двенадцати), по которой Ин. заслуживает доверия как исторический источник. По сути дела, в этом состоит своего рода антимонофизитство Ин., нашедшее себе отклик в спорах V века, когда Церковь отстояла свою веру не только в Божество, но и в Человечество Христа 868 . Впрочем, термин «антимонофизитство» по отношению к Ин. будет явным и недопустимым анахронизмом (с точки зрения исторического подхода). Зато, как мы увидим, есть другой термин – антидокетизм. Христология воплощения в Ин. находит себе выражение, например, в том, как реалистично, даже зримо подчеркиваются некоторые слишком бытовые, человеческие детали. В этом отношении Ин. ни в чем не уступает, а иногда и превосходит Синоптические Евангелия 869 . Образно говоря, «амплитуда» колебания между божественным и человеческим в Ин. гораздо больше, чем у синоптиков. Отсюда и больший упор на человечество Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

В спорах материалистов о том, была ли на самом деле первая перепись при Квиринии и что собой представляла яркая звезда, можно потерять суть евангельской вести. Для верующего человека главное то, что с появлением Вифлеемской звезды благая весть о рождении Спасителя получила свое реальное бытие. Ссылаясь на исторические факты своего времени, апостолы хотели подчеркнуть то, что Рождество Христово было не вымыслом, а фактом. Исполнились обетования пророков. В земле Иудиной, в городе Давидовом, от Девы родился Спаситель-Эммануил, Который есть Христос Господь. Но Тот, Кто принял дары от персидских магов, Кто должен был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота (см.: Лк. 2: 12). Христос умалил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7). По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит). Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма – это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах. «Не принимаю славы от человеков», – говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» – говорил Он о нас (Ин. 5: 41, 44). Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила благочестия, а в том, что они «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12: 43). Фарисеи все дела свои делали напоказ, они любили приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (см.: Мф. 23: 7). Земная слава их ослепила. Но среди вас, сказал Христос ученикам, «больший да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11–12). Умаление себя, истощание, смирение – это путь преподобных отцев, которые умалили себя по образу Учителя-Христа.

http://pravoslavie.ru/76330.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010