В 1288-1289 гг., согласно грамоте аббата Раймона Дюфура, жители бурга были освобождены от ряда налогов и от телесных наказаний за провинности. Однако развитие альтернативных паломнических маршрутов постепенно вело к упадку аббатства. Конец паломничеству в К. положили эпидемия чумы 1348 г. и Столетняя война. В 1366 г. монастырь пострадал от сильного пожара. В 1424 г. франц. кор. Карл VII существенно ограничил права аббатства в отношении бурга, учредив ежегодную ярмарку и разрешив свободное строительство в городе. К этому времени в аббатстве К. было всего 29 монахов. В 1537 г. по просьбе кор. Франциска I папа Римский Павел III преобразовал бенедиктинское аббатство в общину регулярных каноников , настоятель к-рой сохранил титул аббата и сеньориальные права. В 1568 г. аббатство К. было разграблено гугенотами; пожар сильно повредил церковь, особенно пострадало внутреннее убранство. Во время чумы 1628 г. жители покинули город и искали убежище в горах. Неурожай 1693-1694 гг. привел к голоду в регионе и упадку бывш. монастырского бурга. К сер. XVIII в. общая численность населения города составляла менее 1 тыс., а к началу Французской революции - всего 630 чел. Мон-рь, упраздненный в соответствии с декретами об отмене монашеских обетов и о роспуске религ. общин (13-19 февр. 1790), был ликвидирован 25 февр. 1792 г. Последний аббат Франсуа Рене д " Адемар де Пана († 1797) жил в Родезе; др. каноникам также пришлось покинуть К. Из-за закрытия госпиталя, действовавшего в мон-ре, мн. жители города остались без работы. Город превратился в скромную деревню, здания мон-ря пришли в запустение. Тем не менее важнейшие святыни и мн. сокровища были спасены местными жителями. На художественную ценность монастырской церкви обратил внимание П. Мериме, посетивший К. в 1837 г. В 1873 г. еп. Родеза Эрнест Бурре (с 1893 кардинал) обратился к реставратору пресв. Э. Бульбону, ученику Э. Виолле-ле-Дюка , с предложением восстановить церковь. По инициативе епископа, стремившегося возродить почитание св.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

PL139: Бенедикт (монах); Сильвестр II (папа Римский); Пурхард из Рейхенау; Гоцперт (аббат Тегернзее); Тиепальд (аббат Тегернзее); Аббо (аббат Флёри); Альберт, аббат Сен–Месмен–де–Миси; Рорико Муассакский; Эмуэн из Флёри; Иоанн Диакон Венецианец; Херигер (аббат Лоббе); Ноткер (епископ Льежский); Титмар (епископ Мерзебургский) PL140: Император Генрих II; Тангмар Хильдесхаймский; Альперт Мецский; Бурхард (епископ Вормсский); Адельбольд (епископ Утрехтский); Ромуальд (аббат Камальдульский) PL141: Адемар Ангулемский; Бернард Анжерский; Фульберт (епископ Шартрский); Гвидон Аретинский; анонимные Хильдесхеймские и Кведлинбургские анналы и анналы Ламберта Херсфельдского; Дудон Сен–Кантенский; Гослен (архиепископ Буржский); Адальберо (епископ Лаонский); Гийом V (герцог Аквитанский); Гийом (аббат); Гийом (аббат Сен–Пьер–сюр–Див); король Роберт II; Мегинфрид Магдебургский; Арнольд Эммерамский; Эбал (епископ Реймсский); Иоанн XIX (папа Римский); Годехард (епископ Хильдесхеймский); Катваллон (аббат Ротский); Фроумунд из Тегернзее; Эберхард (аббат Тегернзее); Перингер (аббат Тегернзее); Эллингер (аббат Тегернзее); Удальрик (аббат Тегернзее); Годесхальк; Ледуин (аббат Арраса); Отельбольд (аббат Гента); Бенедикт IX (папа Римский); Хериберт (епископ Айхштетский); Ангельранн (аббат Сен–Рикье); Роберт (епископ Лондонский); Гарсия из Кухи; Доминик (патриарх Градо и Аквилеи) PL142: Бруно (епископ Вюрцбургский); Григорий VI (папа Римский); Климент II (папа Римский); Олива (епископ Осонский); Родульф Глабер из Клюни; Сифрид (аббат Тегернзее); Одоранн, монах из Санса; Одилон Клюнийский; Берно (аббат Рейхенау); Випон (пресвитер); Герард (епископ Камбре); Гуго (епископ Лангрский); Халинард (епископ Лионский); Иордан (епископ Лиможский); Гвидо (епископ Реймсский); Ансельм Реймсский PL143: Герман Расслабленный; анонимный « Chronicon Petrishuensis»; Лев IX (папа Римский); письмо Михаила Керулария; Иоанн I (аббат Фекамский); Виктор II (папа Римский); Беренгарий Нарбоннский; Теуцо (отшельник); Одо из Сен–Мор–де–Фоссе; Дрого (епископ Бовэ); Стефан X (папа Римский); Гоцехин (схоластик); Иоанн (епископ Сабинский); Гумберт (епископ Сильве–Кандиде); Адельманн (епископ Брешии); Николай II (папа Римский); Фролланд (епископ Санлисский); Видрик (аббат монастыря Св. Гислена в Эно); Франкон (схоластик Льежский); Маврилий (архиепископ Руанский); Раймбальд (архиепископ Арльский); Гервасий (архиепископ Реймсский); Леодегарий (архиепископ Вьенский); Стефан (кардинал); Лев (епископ Атинский); Авесгот (аббат Ле–Мана); анонимные «Деяния святых мучеников Арнальда и Герлембальда»; Анно (архиепископ Кёльнский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Симеона был избран новый православный патриарх Иоанн VIII, бывший архиепископ тирский. По некоторым данным, избрание состоялось в Иерусалиме; неясно, как к этому отнеслись латинские власти и каким статусом обладал в их глазах Иоанн. 148 Так или иначе, уже в 1107/8 г. он перебрался в Византию, где и оставался до своей кончины. В Константинополе оформилась ветвь православных иерусалимских патриархов в изгнании. Византийские императоры придавали большое значение сохранению преемства православных патриархов Св. града как символу своих притязаний на покровительство палестинскому православию. Патриархи имели резиденцию в константинопольском монастыре св. Диомида; среди них встречались крупные богословы и церковные деятели, игравшие видную роль в византийской истории XII века. 149 Лишь один из иерусалимских первосвятителей этой эпохи попытался осуществить свое пастырское служение в Палестине. Патриарх Леонтий (1176–1185 гг.) в 1170-х гг. прибыл в Св. землю, однако не был допущен латинскими властями к служению в храме Гроба Господня и мог посещать храм лишь как простой паломник. Патриарх обосновался в Вифлееме, где произошло несколько покушений на его жизнь. Эмир Дамаска предлагал Леонтию переселиться в его владения, но патриарх отклонил это приглашение. Только по настойчивому призыву императора Мануила Комнина и не желая спровоцировать межконфессиональные столкновения в Палестине, Леонтий вернулся в Константинополь. 150 Многие православные епископы Иерусалимского патриархата также были вынуждены покинуть свои кафедры после прихода крестоносцев. Известно, что Савва, митрополит Кесарии, захваченной в 1101 г. иерусалимским королем Балдуином, ушел во владения Фатимидов и, предположительно, впоследствии стал александрийским патриархом. В источниках упоминается также некий митрополит Тивериады, проживавший в 1120-х гг. в изгнании в Византии. 151 Еще более драматично складывались отношения православных и латинян в Антиохийском патриархате. Первоначально крестоносцы отнеслись к антиохийскому патриарху Иоанну Окситу с огромным почтением. Папский легат Адемар Ле Пюи утвердил его в сане патриарха, главы как православного, так и латинского духовенства Антиохии. Однако вскоре положение Иоанна стало осложняться, именно так С. Рансимен трактует послание Адемара папе, написанное летом 1098 г. от лица иерусалимского патриарха Симеона. Симеон в этом письме позиционировался как предстоятель всех христиан Ближнего Востока, и не упоминалось об антиохийском патриархе и его правах. 11 сентября вожди крестоносной армии направили папе письмо с предложением прибыть на Восток и принять Антиохийский престол как вторую, наряду с Римом, кафедру апостола Петра. Подобное приглашение, при всей своей не реалистичности, демонстрирует пренебрежение крестоносцев к православному антиохийскому патриарху. 152

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Им отвечал Ансельм Кентерберийский, заверивший греков в том, что латиняне свято чтят Никейский Символ Веры , а если и добавили к нему Filioque, то исключительно для прояснения учительского смысла Символа. Никакой вражды между греками и латинянами на этом Соборе заметно не проявлялось, более того, по инициативе папы этнический грек Николай Паломник был причислен к лику святых Вселенской Церкви. Как заметил по этому поводу один авторитетный исследователь, очевидно, что в конце XI века ни Рим, ни Константинополь не считали раскол свершившимся фактом. «Если бы деликатность, сдержанность и терпимость папы и императора продолжали жить и в их преемниках и наследниках, все могло бы закончиться благополучно» 873 . В течение 1-го Крестового похода отношения между крестоносцами и византийцами были довольно миролюбивыми. По крайней мере посланник папы Адемар Пийский активно разъяснял латинянам, что греческие и сирийские христиане – их братья во Христе. А в письме на имя понтифика легат прямо именовал Иерусалимского патриарха Симеона II (1084) apostolicus. Александрийская церковь , всегда состоявшая в теплых и дружеских отношениях с Римом, также не прекращала попыток примирения. По крайней мере достоверно известно, что александрийцы еще в XII веке поддерживали с Римом евхаристическое общение («communio In sacris»), и представители Александрийского патриарха присутствовали на Латеранском «Вселенском» Соборе 1215 г. 874 Впоследствии эта идиллия несколько расстроилась, и латиняне без всякого сомнения избрали Иерусалимским патриархом западного клирика, нисколько не волнуясь о правах греков. Византийцев начали изгонять из Храма Господня и вскоре вообще лишили всех церквей возле Иерусалима. Но в 1101 г. грянуло Божье возмездие: в Святую субботу не свершилось чуда сошествия Благодатного огня. После этого король Балдуин I начал заботиться о восстановлении прав православных греков. И хотя стороны периодически обменивались памфлетами, высмеивавшими различия богослужения, в 1169 г. император Мануил I совместно с латинскими властями Иерусалима активно участвовал в восстановлении города и его святынь 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то время немного было таких людей, которые бы разделяли сомнения монаха Мицийского Летальда, который, в предисловии к одному жизнеописанию, порицает обычай (980 г.) прибегать к прославлению святых посредством вымыслов, и говорит, что если бы сами святые были последователями лжи, то они никогда не достигли бы своего совершенства в святости 3603 . С того времени, как св. Дионисий, мученик Парижский, был отождествлен с Дионисием Ареопагитом св. Писания 3604 , и другие церкви также старались придать своим основателям подобный же почтенный характер. Между ними была церковь Лиможская, которая, так как ее первый епископ Марциал был причисляем Григорием Турским к сообщникам Дионисия в третьем столетии, теперь относила его, как и основателя кафедры Парижской, к Апостольскому веку. На одном соборе в Лиможе, в 1023 году, возник вопрос касательно особого наименования этого святого: епископ Иордан стоял за название его исповедником, но Гуг, аббат св. Марциала, настаивал, что его покровитель имеет право на название апостола, так как он был одним из семидесяти учеников. Среди наиболее ревностных защитников мнения аббата был летописец Адемар, получивший свое воспитание в монастыре св. Марциала: в резком письме по этому предмету, он заявляет свое убеждение в том, что легендарная жизнь этого святого имеет апостольскую древность и не менее достоверна, чем и Четвероевангелие, и горячо заявляет, что никакой смертный папа не может лишить апостольского достоинства того, кого почитает в качестве собрата-апостола сам св. Петр 3605 . Дело это рассматривалось соборами в Пуатьере и в Париже; всякий, кто отрицал титул апостола св. Марциалом, подвергался порицанию и уподоблялся епископам, которые из враждебности к ап. Павлу ограничивали число апостолов первоначальными двенадцатью, и папа Иоанн XVIII, по случаю апелляции к нему, объявил, что было бы безумием подвергать сомнению право святого на наименование, которое дано было не только сотоварищам первых апостолов, но и св. Григорию за обращение Англии и другим за их доблестные труды в качестве миссионеров 3606 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1111, до 24 мая – смерть Николая Грамматика 1111, ноябрь – 1112, апрель – осада Тира Балдуином ок. 1111 – посольство Алексея к Мухаммеду 1111, декабрь –1112,апрель – посольство Алексея к Балдуину 1111–1112 (?) – мятеж Михаила из Амастриды 1111–1112 (?) – мирный договор с сельджуками 1111–1112, зима-лето – пребывание Алексея на Херсонесе Фракийском 1112, январь – смерть Бертрана Тулузского 1113, весна-осень – кампания Алексея против сельджуков 1114, ноябрь – прибытие Алексея в Филиппополь 1115, лето – дискуссия Алексея с павликианами в Филиппополе 1116, лето-осень – кампания Алексея против Мелик-Шаха II 1116, осень (?) – реорганизация приюта св. Павла 1117 – гибель Мелик-Шаха II 1118, 15 августа – смерть Алексея I Комнина 1122 – Вормский конкордат 1126 – начало мятежа Константина Гавры в Трапезунде 1133 (?) – смерть Ирины Дукены 1135–1136 – поход Uoahha II в Киликию и Сирию 1136, до октября – смерть Никифора Вриенния 1143, 8 апреля – смерть императора Иоанна Комнина 1153–1155 (?) – смерть Анны Комниной Указатели УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Аарон 342, 343, 598 Аарон, библ. 282, 565 Аарон, сын царя Ивана-Владислава 598 Аарон, шурин императора Исаака I Комнина 598 Ааронии 341, 598 Абасг 512 Абд-аль-Асиз 590 Абела 388–390 Абелярд 135, 488 Абуль-Касим 22, 190–197, 199, 217, 522, 525, 526 Абу-Хайан, см. Пухей Авраам 465 Агамемнон Атрид 207 Агарь 465, 557 Агелай 155 Адельфий 622 Адемар Монтейльский 565,584 Адмет 61, 444 Адонис 398 Адонтц Н. 550, 594 Адралест 359, 361 Адриан, император римский 616 Адриан Далассин 130, 478 Адриан Комнин, брат Алексея I 11, 123, 204, 209, 210, 234, 242, 257, 258, 463, 476, 507, 508, 550 Адриан Комнин, племянник Алексея I 589 Аид 326 Алакасей 270–272 Александр (Парис) 72 Александр Евфорвин (Форвин) Катакалон 199, 200, 247, 337, 528 Александр Кавалика (Александр Кавасила?) 220, 538 Александр Кавасила, Кавасила 145, 351, 355, 538 Александр Македонский 44, 56,214, 253, 418, 440, 596 Александр Синадин 464 Александридес К. 626 Алексей, дука Корфу 319, 320, 587 Алексей, племянник Алексея I Комнина 327, 335, 345, 347, 348, 358, 362, 589, 595

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    1009 Второго комита (δετερον κμητα).Так Анна называет второго друнгария флота (см.прим. 1280).     1010 Экскуссат - корабль, освобожденный от пошлины. Экскуссия кораблей — нередкое явление в Византии этого времени (см. Каждан, Экскуссия и экскуссаты..., стр. 191—194), Не совсем ясна в данном контексте лишь оговорка Анны: «так его называют моряки». Может быть, слово «экскуссат» в этом случае выражает какое-то иное понятие? А. П. Каждан (там же, стр. 192) считает, что речь идет не о собственном корабле второго комита, а о частном судне (у Анны το δου κατργου), в трудные для империи времена привлеченном к военной службе.     1011 6 декабря 1096 г.     1012 Анна имеет в виду распространенный в средневековой Европе арбалет. Это первое упоминание слова цангра (τζαγγρα). В византийских памятниках оно представляет собой образование от фр. chancre (арбалет). См.: Grégoire, Notes sur/Anne Comnène, рр. 315—317; Staquet, τζαγγρα...     1013 Koлoc.:II, 21.     1014 Ncaлm.,XXV, 9.     1015 Аарон, согласно библейской легенде, — первый первосвященник у иудеев, старший брат пророка Моисея, который вывел иудейский народ из Египта. Лакуну отмечает Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом.     1016 Западные священники, участвовавшие в крестовом походе, действительно часто ничем не отличались от воинов. Так, например, даже папский легат Адемар Монтейльский, по сообщению Роберта Монаха (RGH, occ. III, р. 834), был хорошим всадником, умеющим носить оружие. Анна, конечно, не преминула поставить это в укор западному клиру (прим. 136).     1017 Ил., VII, 270—271.     1018 См. Платон, Федон, 99; Аристотель, Никомахова этика, II, 9.     1019 См. прим. 978.     1020 Совершил переправу (διαπερασας). Анна ошибается. По сообщениям западных хронистов, Готфрид двигался к Константинополю по суше (см. Runciman, The First crusaders’ journey..., р. 214).     1021 Готфрид подошел к Константинополю 23 декабря 1096 г. (Gesta, I, 3; Ord. Vit., IX, 6).     1022 Говоря о мосте около Космидия, Анна, вероятно, имеет в виду какой-то мост через Золотой Рог. Р. Жанен, перечисляя константинопольские мосты (Janin, Constantinople byzantine, рр. 231—234), не отмечает этого свидетельства Анны. Монастырь св. Фоки находился на европейском берегу Босфора, в нескольких километрах к северу от Космидия (ibid., рр. 434—435).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Одно мгновение все изменило; крестоносцам внезапно показался блестящий всадник на горе Елеонской, который щитом своим подавал знак, чтобы вступили в город, и оба вождя, Готфред и Раймунд, воскликнули в одно и тоже время, что сам великомученик Георгий им поборает. Имя небесного витязя оживило дружины, все с новой ревностью устремились в бой; жены и дети, и даже болящие, стали разносить по рядам воду, пищу и оружия, и помогать воинам двигать туры. Общими силами подкатили к самой стене башню Готфреда и, не смотря на стрелы и огонь, спустился с нее подъемный мост; пламя, раздуваемое неприятелями, от нечаянного ветра, обратилось на них самих, и вслед за двумя рыцарями Готфред, третьим, вскочил на стену Иерусалимскую, в сопровождении братьев и иных витязей; вслед за ними устремились в город и прочие воины и бились по улицам с сарацинами. В то же время разнесся слух, что блаженный епископ Адемар и многие крестоносцы, падшие в битвах, явились впереди дружин и водрузили знамена свои на башнях Иерусалимских. Одушевленные сим рассказом, Танкред и два Роберта проникли также во внутренность города, при кликах «так хочет Бог!» одни по лестницам, другие чрез проломы стен, и разбили секирами врата Гефсиманские для прочей толпы. Еще медлил один Раймунд Тулузский, со стороны Сиона; но и его полки, услышав об успехах своих братьев, бросили туры и тараны и по лестницам взобрались на стены. Эмир Иерусалимский принужден был заключиться в крепость Давида, так называемый вышгород; все, проникшие в город, со слезами обнимались на улицах, поздравляя друг друга с победою. Крестоносцы взошли в Иерусалим 11 июля, по замечанию летописцев, в пятницу, в три часа пополудни, т. е. в тот самый день и час, когда Господь наш на кресте испустил дух; самая торжественность сей минуты могла бы расположить их к милосердию; напротив того, раздраженные прежними ругательствами неверных и бедствиями шестинедельной осады, и даже сопротивлением неприятеля внутри стен, они исполнили кровопролитием святой град, будущее их отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

    Адемар, приводимый Нарушевичем: «Post paucos dies Graecus episcopus in Russiam venit, et medietatem ejus provinciae conversit, et morem Graecum in barba cres-cenda et caeteris exemplis adduxit» (В скором времени на Русь явился греческий епископ и обратил в христианство среднюю область этой страны, введя там греческий обычай в отношении ращения бород и прочего (лат.)) (Нарушев. Hist. narodu polsk. 4. 263; 7. 43. Warszaw., 1780—1786 (388)).     Длугош: «Populus Ruthenorum... in numine Dniepr ab episcopo Corsinensi et praesbyteris, ex Graecia adductis, baptizatur» (Hist. Polon. 1. 113 в прим. 10. Francof., 1711 (352)); Меховита: «Per episcopum Korschimiensem...» (Chronic. Polon. P. 26. Cracow, 1521 (380)); Стрыйковсккй: «Od biscupa Korsunskiego...» (Народ ругенов (то есть русские. – Прим. перев.) были крещены в реке Днепре Корсунским епископом и священниками, приведенными из Греции (лат.); епископом Коршименским (лат.)... епископом Корсунским (польск.)) (Kronik. Polsk. 132. Warszaw., 1845 (403)).     Ал-Макин: «Duxitque rex Russorum sororem Basilii imperatoris Romanorum, postquam hie ab eo obtinuit, ut religionem Christianam amplecteretur. Misitque ad eum Basilius episcopo s, qui religione Christiana imbuerent turn ipsum, turn о m n e m p о p u 1 u m ejus... Sunt autem populus magnus, et ab eo tempore ad hoc usque о m n e s sunt Christiani (И царь руссов взял в жены сестру римского (то есть византийского. – Прим. перев.) императора Василия, после того как тот добился от него, чтобы он приня» христианскую веру. И Василий послал к нему епископов, которые наставили в вере христианской как его самого, так и весь его народ... Народ же этот велик, и с того самого времени и до сих пор все они – христиане» (лат.)) (Histor. Saracen. P. 251. Lugd. Batav., 1625 (374)). Снес.: Нестор, в ПСРЛ. 1. 54 (228); Иларион. в Приб. к твор. св. отц. 2. 277 (133).    В Кормчей XVI в., списанной с Кормчей XIII в., которая сама была списана (в 1286 г.) с другой, прежней, святой Владимир представляется говорящим в своем церковном уставе: «Темьж и аэ прием святое крещение... и прославих Бога, яко сподоби мя приати таковую благодать преосвященым митрополитом Михаилом, и взях его первого митрополита от патриарха и от всего Собора, почтенаго лампадою и саком, яко втораго патриарха; с ним ж крестих всю Русскую землю» (Опис. рук. Рум. муз. С. 310,312, 313 (88)). Снес.: Никон, лет. 1. 92 (241); Степей, кн. 1.134 (156).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

88 «Transmisit autem nobis et capitula quoedam, sivepropositiones, quoe circumferuntur in regia civitate ad loesionem communis Ecclesioe, tanquam quoe religiosissimi episcopi sint Cyrilli. Quoe quidem ejus esse non credo, eo quod ipsa compositio ab ejus discrepet charactere; et multum sint peregrina ab his, qui piam doctrinam discendo nutriti sunt. Consonant enim; magis vero sunt eadem his, propter quoe Apollinarius a Christi est disruptus Ecclesia, in unaquaque antiquarum synodorum esse hoereticus judicatus, qui nec jam condemnatus» [«Передал же нам и некоторые главы, или предложения, которые имеют хождение в царственном граде на вред вселенской Церкви, словно бы они принадлежат благочестивейшему епископу Кириллу. Тому, что они действительно принадлежат ему, не верю, поскольку само сочинение отличается от его характера; и они во многом чужды тех, кто вскормлены наставлением в благочестивом учении. Ведь они согласны друг с другом: но особенно они тождественны тому, из-за чего Аполлинарий был отторгнут от церкви Христовой и на одном из древних соборов осужден как еретик, о котором еще не был вынесен приговор»] (Из письма Иоанна Антиохийского Фирму Кесарийскому: Synodicon adversus tragoediam IV//Migne, PG. T.84. Col.580 B–C; Mansi. T.V. Col.756 E; ACO. T.1:4. P.8). 91 Впервые встречается у св. Кирилла в сочинении «Adversus Nestorii blasphemies» (430 г.): mia gar hdh noeitai fusiv meta thn enwsin h autou tou Logon sesarkwmehn [«ибо одна уже мыслится природа после единения Самого Логоса воплотившаяся»] (Migne, PG. Т.76. Col.60 D). 97 Адемар д’Алес в недавно изданной по случаю 1500-летия Эфесского собора работе при всей своей ясно выраженной симпатии к Кириллу должен был все же признать, что «les douze anathématismes n’étaient, dans la pensée de l’évque d’Alexandrie, que l’expression mme de la doctrine catholique opposée aux erreurs de Nestorius, et sans doute il n’est pas un instant conscience d’outrepasser son mandat. Mais leur forme assez particulière, et déconcertant nombre de prélats orientals eut pour effet d’ouvrir à l’Eglise une ère de difficultés infinies» [«двенадцать анафематизмов были, по мысли александрийского епископа, лишь изложением кафолического учения, противопоставленного заблуждениям Нестория, и без сомнения это не было его попыткой превысить свои полномочия. Но их довольно своеобразная форма и смущение многих восточных епископов имели своим эффектом открытие в церкви эры нескончаемых затруднений»] (d’Ales, 1931. Р. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010