Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕМАР ШАБАНСКИЙ [лат. Ademarus Cabannensis] (ок. 988-1034, Иерусалим), средневек. западноевроп. хронист. Происходил из рода аквитанских землевладельцев; учился в школе при аббатстве св. Марциала в Лиможе. С 1010 г.- пресвитер и монах мон-ря Сен-Сибар в Ангулеме (Юго-Зап. Франция). А. Ш. был плодовитым церковным писателем (автором проповедей, гимнов и др.), но известность ему доставило сочинение по истории франков («Хроника»), пользовавшееся большой популярностью прежде всего в его родной Аквитании. Труд А. Ш. имеет значение для предыстории христианизации Руси, т. к. содержит экскурс о деятельности здесь лат. миссионеров, к-рую есть основания относить ко времени киевского кн. Ярополка Святославича . Долгое время этот отрывок считался интерполяцией XII в., но совр. исследователи (K. F. Werner) склоняются к мнению об авторстве А. Ш. Соч.: Ademari Cabannensis Historia Francorum/Ed. G. Waitz//MGH, S. Hannover, 1841. T. 4; Ad é mar de Chabannes. Chronique/Ed. J. Chavanon. P., 1897; Repertorium fontium historiae medii aevi. R., 1967. T. 2. P. 124-126 [библиогр.]. Лит.: Werner K. F. Adémar von Chabannes und die Historia pontificum et comitum Engolismensium//Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1963. Jg. 19. S. 297-326; Назаренко А. В. Накануне Крещения: Ярополк Святославич и Оттон II (70-е гг. Х в.)// Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2000. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/63526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАНД (VI в. ?), св. (пам. зап. 22 мая). Упоминается в житии свт. Аманда , еп. Бордо, в соч. «Добродетели св. Сибарда» (лат. Virtutes de S. Cybard) (написано не ранее 942) и ряде др. агиографических источников. А. род. в г. Бордо (Юго-Зап. Франция), с детства был примером всех христ. добродетелей, получил хорошее образование. Желая вести уединенную подвижническую жизнь, отправился в Испанию, но буря прибила его корабль к берегам Сентонжа (историческая область на западе Франции). Слава отшельника св. Сибарда побудила А. прийти к нему в г. Ангулем. По благословению Сибарда А. удалился к северу от Ангулема к развалинам ц. св. Петра, где подвизался сначала на столпе, потом в глубокой яме, носил вериги, по неск. дней воздерживался от еды; прославился многочисленными чудесами. А. считается основателем и первым настоятелем мон-ря Сент-Аман-де-Буакс; однако Адемар Шабанский (Chron. III 35) относит основание этой обители к кон. Х в. Ист.: AnBoll. T. 8. P. 330-355. Лит.: Martini è re J. de la. Saint Cybard. P.; Angoulême, 1908. P. 116-123; idem. Amant//DHGE. T. 2. Col. 950-951. А. И. М. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/114254.html

Племена Арпада в течение неск. лет готовились к войне с Вел. Моравией, раздираемой борьбой за власть между наследниками кн. Святоплука I. По версии венг. Анонима, планомерное завоевание Карпатской котловины венгры начали в 903 г. Совр. венг. историки считают, что племена, возглавляемые Арпадом, с 895 г. захватывали юж. области Вел. Моравии, а к 900 г. овладели половиной лежащих к востоку от Дуная земель Карпатской котловины. В 907 г. венгры уничтожили остатки Великоморавской державы. Преемники Арпада (ум. в 907) сделали центром венг. союза племен Ср. Подунавье, З. осталось за пределами территории тогдашней Венгрии. В Раффельштеттенском таможенном уставе 904/6 г., регламентирующем торговлю Восточнофранкского королевства, упоминаются приходившие для торговли «руги» (Rugi). Исследователи традиционно считают их днепровскими русами. По мнению А. В. Назаренко, эти руги говорили на языке восточных славян, но при этом были скандинавами. В. В. Седов считает, что упоминаемые в источнике купцы происходили «из соседних славянских земель», скорее всего из З. В X в. население З. признало зависимость от рода Аба, возглавлявшего пришедших вместе с венграми каваров. Во 2-й пол. этого столетия численность восточнослав. населения З. могла заметно вырасти за счет миграций в верховья Тисы части восточнослав. племен уличей и тиверцев. Причиной их ухода из района нижнего течения Днестра и Юж. Буга стали попытки правителей Киева - кн. Игоря (912-945), равноап. кнг. Ольги (945-969) и их сына кн. Святослава (ок. 960-972) - утвердиться в Сев. Причерноморье, на степном отрезке пути «из варяг в греки», и обложить его население данью. Ряд средневек. европ. источников прямо или косвенно упоминают входившую в состав Венгрии в Х - 1-й пол. XI в. Русию или Руссию. Под этим названием, вероятно, подразумевались юж. районы З. (до кон. XI в. р. Тиса оставалась сев.-вост. границей Венгрии). Составитель редакции С Хроники Адемара Шабанского пишет о том, что миссионеру Бруно Кверфуртскому удалось «обратить в Христову веру Белую и Чёрную Венгрию», а также Русию, составлявшую часть Венгерского гос-ва. Видимо, это произошло при венг. кн. Гезе (972-997).

http://pravenc.ru/text/182499.html

кн. Болеславом I Храбрым и откуда отправил миссийного епископа в Швецию (после первых успехов сведения об этой миссии теряются). Намереваясь приступить к проповеди христианства среди кочевавших в южнорус. степях печенегов, Б. К. из Венгрии прибыл в янв. 1008 г. в Киев, где совещался об устроении печенежской миссии с киевским кн. св. блгв. Владимиром (об этих событиях довольно подробно повествуется в послании Б. К. к Генриху II). Не раз высказывавшееся в рус. науке предположение, будто на Руси Б. К. действовал в качестве политического эмиссара то ли польск. князя, то ли герм. короля, неосновательно. При поддержке Владимира, по всей видимости, в кон. февр. 1008 г. Б. К. отправился из Киева в степь, где оставался до конца лета. Результатами его усилий стали крещение 30 знатных печенегов, заключение русско-печенежского мира и организация Печенежской епископии, на к-рую был поставлен один из прибывших с Б. К. миссионеров. Судя по отсутствию дальнейших сведений об этой епископии, она оказалась эфемерной. Из Руси Б. К. двинулся в Польшу, где с помощью Болеслава I организовал миссионерскую поездку к «пруссам», во время к-рой и претерпел мученическую кончину вместе с 18 спутниками где-то «на прусско-русском пограничье» («in confinio ... Rusciae». Thietm. VI 95; «in confinio Rusciae et Lituae». Annales Quedlinburgenses//MGH. SS. 1839. T. 3. P. 80), т. е., очевидно, в земле ятвягов (в междуречье Немана и Зап. Буга). Содержащиеся в источниках 30-х гг. XI в. (Житии блж. Ромуальда, написанном Петром Дамиани , и хронике Адемара Шабанского ) апокрифические сведения о Крещении Руси в результате проповеди Б. К. возникли, вероятнее всего, вслед. контаминации с воспоминаниями о пребывании на Руси нем. миссионеров в 70-х гг. Х в., при киевском кн. Ярополке Святославиче . Перу Б. К. принадлежат 3 весьма значительных сочинения, отличающиеся художественными достоинствами: помимо упомянутого послания к кор. Генриху II это Житие пяти братьев-пустынников, пострадавших ок. 1003 г. в Польше, и Житие св.

http://pravenc.ru/text/153497.html

В. Под полом было обнаружено тело императора, якобы восседающего на троне, увенчанного золотой короной, со скипетром в руках (описания в хрониках различаются). Титмар Мерзебургский отмечал, что распоряжение о поисках могилы было тайным и по-разному оценивалось современниками. Хронисты не сходятся при описании дальнейших событий: составитель Новалезской хроники упоминает о распоряжении имп. Оттона III вырвать у покойного зуб, чтобы хранить его как реликвию; согласно Адемару Шабанскому, тело императора было перенесено в базилику целиком и помещено за алтарь; Титмар Мерзебургский писал, что тело оставили нетронутым. Совр. исследователи скептически относятся к сообщениям хронистов, поскольку практика захоронения умершего на троне в отдельной погребальной камере была чрезвычайно нетипична для нач. IX в. Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Вновь мощи императора были обретены в 1165 г., при имп. Фридрихе I Барбароссе ( B ö hmer J. F. Die Regesten des Kaiserreichs unter Friedrich I. 1152 (1122)-1190. W., 1991. Lfg. 2: 1158-1168. N 1530. (Regesta Imperii; Tl. 4. Abt. 2)). Согласно сообщениям хронистов, кости К. В. хранились в саркофаге, который был открыт Фридрихом Барбароссой (вероятно, речь шла об античном саркофаге, находящемся в Ахене). После этого останки франк. императора были помещены в раку и перенесены к алтарю базилики. С санкции Кёльнского архиеп. Райнальда фон Дасселя и антипапы Пасхалия III (1164-1168) К. В. был канонизирован, местное литургическое почитание установлено 28 янв. (в день смерти императора). На его поминовение Фридрих Барбаросса выделил ежегодную сумму в 10 золотых марок, подарил церкви золотые сосуды и ценные ткани. Канонизация К. В. была подтверждена имп. грамотой с привилегией Ахену (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 10.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

Братья должны были заботиться о благополучии Церкви, поддерживать Римских пап и помогать друг другу в целях сохранения единства империи, сообща сражаться против внешних и внутренних врагов, не принимать в своих владениях беглых вассалов др. братьев, выдавать беглых свободных и зависимых людей, не принимать в подарок или не приобретать к.-л. иным способом земли в др. частях империи, способствовать скорейшему разрешению пограничных конфликтов. В случае смерти одного из братьев его доля наследства должна быть поделена между остальными на принципах равенства. План не был воплощен: в 811 г. умер бездетный Карл Юный, годом раньше скончался Пипин, кор. Италии. В 813 г. К. В. сделал Людовика, кор. Аквитании, своим соправителем и короновал в Ахене. Бернард, сын Пипина, получил Италию и присягнул на верность императорам. В старости К. В. страдал от артрита. Заболевание сопровождалось мучительными приступами и хронической бессонницей. Тем не менее император не следовал советам врачей отказаться от жареного мяса и ограничить себя в вине. В янв. 814 г. после купания император почувствовал лихорадку, к-рая быстро переросла в тяжелую пневмонию; ранним утром 28 янв. он скончался. А. И. Сидоров Почитание В «Жизни Карла» Эйнгард сообщает, что К. В. похоронили в базилике в Ахене, место погребения было обозначено позолоченной аркой с изображением императора и памятной надписью. В 882 г. во избежание разграбления могилы норманнами монумент демонтировали, сведения о местонахождении гробницы, судя по более поздним источникам, были утрачены. В хронике Титмара , еп. Мерзебургского ( Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 9. P. 5-532), в Новалезской хронике (Chronicon Novaliciense//MGH. Script. Rer. Germ. T. 21. P. 1-101) и в Аквитанской хронике Адемара Шабанского ( Ademari Cabannensis Chronicon/Ed. P. Bourgain. Turnhaut, 1999. (CCCM; 129)) упоминается о предпринятой имп. Оттоном III попытке найти захоронение К. В. (ок. 1000). Согласно сообщениям хронистов, император приказал разломать пол базилики и раскопать могилу К.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

В средние века было одной из важнейших инсигний герм. королей и императоров Свящ. Римской империи (см. также ст. Копье Святое ). Первоначально оно хранилось в Бургундии, вероятно в Агонском мон-ре. В 926 г. Рудольф II, кор. Бургундии и Италии, передал его герм. кор. Генриху I Птицелову. По свидетельству Лиутпранда Кремонского , копье помогало владельцу одержать победу в бою; в 939 г. Оттон I использовал его в сражении против Гизельберта Лотарингского, Эберхарда Франконского и своего брата Генриха при Биртене ( Liutprand de Cr é mone. Antapodosis/Ed. P. Chiesa. Turnhout, 1998. P. 111-113), в 955 г.- в битве с венграми на р. Лех ( Widukind. Res Gestae Saxonicae. III 46//MGH. SS. T. 3. P. 459). Копье, принадлежавшее герм. императору, связывалось не только с М.; иногда его считали копьем Лонгина, которым пронзили тело Христа во время распятия, или копьем имп. Константина. В 1008 г. св. Бруно Кверфуртский, упрекая кор. Генриха II в использовании священного копья (sacra lancea) в войне против христ. правителей, связывал эту реликвию с именем М. По свидетельству Галла Анонима, во время коронации Болеслава III в Гнезно (1000) имп. Оттон III вручил ему гвоздь из креста Христова и копье М. В 1004 г. копье М. и гвоздь находились в распоряжении Генриха II. Согласно Адемару Шабанскому и Гуго из Флавиньи, в 1032 г. кор. Бургундии Рудольф III передал копье как символ власти над Бургундией имп. Конраду II. Т. о., скорее всего речь шла о разных предметах, к-рые именовались копьем М. Авторы XI-XII вв., в т. ч. Сигеберт из Жамблу, считали копье М. не столько имп. инсигнией, сколько символом непобедимости государя на поле брани. Впоследствии реликвия находилась в распоряжении династии Габсбургов; в настоящее время она хранится в Венской сокровищнице. Известно и о других реликвиях, связанных с почитанием М. Так, в средние века и Новое время среди инсигний Савойского дома было кольцо М. (см.: Ripart. 1994; Demotz F. Saint Maurice et les rois de Bourgogne: Du lien identitaire à la sainteté symbolique//Autour... 2011. P. 147-160). Литургическое почитание

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Имп. Генрих II на смертном одре. Деталь саркофага. Мастер Т. Рименшнайдер. 1499–1513 гг. (собор св. Петра и Георгия, Бамберг) Имп. Генрих II на смертном одре. Деталь саркофага. Мастер Т. Рименшнайдер. 1499–1513 гг. (собор св. Петра и Георгия, Бамберг) На востоке империи Г. соперничал с Болеславом I Храбрым за обладание землями полабских славян. В начавшейся в 1007 г. и продолжавшейся с короткими перерывами до нач. 1018 г. немецко-польск. войне к союзу против Болеслава Г. стремился привлечь венг. кор. св. Стефана I , к-рый, по сообщению Адемара Шабанского , был женат на его сестре, и вел. кн. киевского св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Война завершилась подписанием мира в Будишине (Баутцене) 30 янв. 1018 г. Несмотря на полный успех Болеслава в войне, Польша удовлетворилась тем, что и так уже имела по договору 1015 г.: марками Лужица (Лаузиц) и Мильско. Г. удалось увеличить владения империи путем приобретения наследства бездетного кор. Рудольфа III, 5-го из королей Арелата. Рудольф III по договору закрепил за Г. как за своим племянником (Г. был сыном старшей сестры Рудольфа III Гизелы) право на престол Бургундии. Это соглашение было оспорено бургундской знатью. Г., найдя сторонников среди духовенства, заключил договор в Базеле (1023), по к-рому его наследственные права были признаны. Последние годы правления Г. были посвящены участию в церковных реформах, предпринятых папой Бенедиктом VIII и способствовавших росту папского могущества. Г. восстановил епископскую кафедру в Мерзебурге (1004) и основал еп-ство Бамбергское (1007). Район верхнего течения р. Майн с центром в г. Бамберге стал опорой его власти. Предоставляя католич. Церкви привилегии в герм. землях, Г. стремился сделать ее орудием своей политики. Напр., он использовал право назначать епископов, что давало возможность строгого надзора за мон-рями и др. духовными учреждениями. В церковных вопросах Г. активно выступал за централизацию власти, а также за усиление церковной дисциплины. В конце правления у Г. произошел конфликт с герм. епископатом - он выступил на стороне папы Римского в вопросе развода Оттона, гр. Хаммерштайнского, с женой, пытаясь отменить уже принятое по этому поводу решение архиеп. Майнцского Арибо.

http://pravenc.ru/text/162127.html

Вормсский, аббат Корби Адальхард и Иессей, еп. Амьенский. Сохранился документ, зафиксировавший переговоры между посланниками Карла Великого и Л. в нач. 810 г. (Ratio Romana de symbolo fidei//Ibid. P. 287-294). Папа заявил, что не все относящееся к вере следует включать в Символ. Более того, он предложил исключить пение Символа веры из евхаристического богослужения, оставив его только для наставления катехуменов. Для утверждения неизменности этой позиции Л. велел начертать греч. и лат. тексты Никео-Константинопольского Символа веры на 3 серебряных пластинах, 2 из которых поместили у входа в «confessio» ап. Петра, а 3-ю, содержавшую только лат. текст,- возле гробницы ап. Павла в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (LP. T. 2. P. 26; Phot. Ep. 1. 24//PG. 102. Col. 794; Idem. Mystagogia de Spiritu Sancto. 88//Ibid. Col. 377). В средние века как на Западе, так и на Востоке было составлено неск. поддельных Символов веры Л., которые широко использовались в полемике между сторонниками и противниками Filioque ( Peri. 1970). В частности, лат. текст «Вера Льва» (Fides Leonis) был заимствован из трактата Алкуина «О вере в святую и нераздельную Троицу» и дополнен все тем же Адемаром Шабанским (см.: Capelle B. La pape Léon III et le «Filioque»//L " Église et les Églises, 1054-1954. Chevetogne, 1954. T. 1. P. 309-322). Текст, известный как греческий Символ веры Л., является версией т. н. Афанасиева Символа веры ( Michael Psellus. De omnifaria doctrina/Ed. L. G. Westerink. Nijmegen, 1948. P. 17). Сохранился также подлинный текст, скопированный с доски из базилики ап. Павла (цит.: Petr. Damian. Contra errorem Graecorum. 2//PL. 145. Col. 635; полный лат. текст: Abaelardus. Sic et Non. 4//PL. 178. Col. 1357). В 808-812 гг. Л. принимал участие в решении конфликта в К-польской Церкви. К папе обратился прп. Феодор Студит , к-рый вместе с единомышленниками воспротивился служению в Св. Софии некоего пресв. Иосифа (студиты считали его отлученным от Церкви, а патриарх Никифор I восстановил Иосифа в сане).

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010