Он напоминает им о многих видениях, в которых Бог уже ясно свидетельствовал свою к ним милость, указывает им на небесное блаженство, ожидающее их в будущем, и, наконец, решительно предсказывает им в предстоящей битве явную божественная помощь. «Ободритесь, – говорит он им, и будьте благоразумны, ибо Господь пошлет легионы святых своих, которые отомстят за вас врагам вашим. Сегодня вы увидите их своими глазами, и когда придут они, не страшитесь их ужасного шума». Битва была тяжёлая. Несмотря на всю храбрость и стойкость христианских воинов, неприятель подавлял их своей многочисленностью. Турки слетелись в великом множестве, как навозные мухи, и сколько их не убивали, их становилось всё более. В это самое время, спускаясь с соседних гор, показалось многочисленное воинство одетых в белое воинов, знаменосцами и предводителями которых были, как говорят, св. Георгий, Маврикий и Димитрий. Епископ Адемар первый увидел это чудесное войско и закричал громким голосом: « О воины, вот идет помощь, которую обещал вам Бог!» 186 . Само собой разумеется, что христиане ободрились, среди турок распространился трепет и ужас, и победа крестоносцев была блестящая. Во время последнего приступа к стенам Иерусалима опять дело не обходится без сверхъестественного содействия. Мусульмане так упорно и искусно защищали свои укрепления, что все усилия осаждающих оказывались тщетными. К половине дня крестоносцы утомились настолько, что даже пришли в совершенный беспорядок и стали предаваться отчаянию. Некоторые из начальников начали уже совещаться о том, чтобы отвести от стен осадные машины, из которых одни были поломаны, а другие пострадали от огня. Одним словом, неудача была полная, и приступ нужно было считать отбитым. В это именно время, « в минуту такого изнеможения наших, – повествует Раймунд Ажильский 187 , – и торжества врагов, проявилась среди нас милосердие Божие, которое печаль нашу превратила в радость» , а именно: с Масличной горы явился какой-то неизвестный чудесный рыцарь с блестящим, сверкающим щитом; он махал этим щитом, указывая на город и как бы приглашая осаждающих продолжать их усилия и ворваться за укрепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Zuatoplk vero dux tradidit ad ultare sancti Petri in manus sacerdotis ioannis sextain partem omnium, quemuque in supa Olomutici ad castellum proveniunt Et ego frater sylvester scripsi hec feliciter. Amen. – Quoniam vero hec cartula nimis parva et sigilli incapax existebat, quin immo humore et macerie non modice lesa cernebatur, ego prefatus dei gratia episcopus eandem, utpote pium et post vestationem hungarorum unicum superstes monumentum christianitatis cepte propria manu depixi (sic) et Otto, dux Moraviensis, ad cuius voluntatem hoc feci paginam meam suo sigillo ipse hilariter roboravit. Ex eodem fragmento Monsiano. Lit XIII. Список источников Агафий (Agathias). В Scriptores historiae Byzantinae. Автор пользовался венецианским изданием. Адам Бременский: Chronicon Adami Bremensis. 1595. (Летопись Адама Бременского). Адемар: (Ademar monachus ecolimensis). В сборнике Канизия. Адон: Adonis chronicon (Летопись Адона). В сборнике Пертца. Аналист саксон: (Analista Saxo), приведенный Шлецером. Анастасий библиотекарь: (Anastasius Bibliothecarius). В Scriptores historiae Byzantinae. Ассемани: Kalendaria ecclesiae universae. Romae. 1755. (Календари вселенской церкви). Бальбин: Balbini Miscellanea historica regni Bohemiae, Pragae, 1679. (Собрание исторических отрывков о богемском королевстве). Бандтке Егор Самуил: (Bandtkie J. S.) Dzieje narodu polskiego. We Wrocawiu, 1835. (История польского народа). Бандтке Иван Викентий: (Bandtkie J. W.) Martini Galli Chronicon. Varsoviae, 1824. (Летопись Мартина Галла). Бандури: Banduri Imperium orientals (Восточная империя), в S. h. В. Бардосси: Joann Bardossy Supplementa analectorum Scepusiensium. Leutschoviae, 1802, (Дополнения к «историческим достопамятностям графства спиского» (Analecta scepusia, Viennae, 1774), которые издал Вагнер). Бароний: Baronii Annales Ecclesiastici (Церковные летописи). Автор пользовался майнцским изданием. Баумгартен: (Baumgarten) Chronicon slavorum Helmoldi (Славянская летопись Гельмольда). Башко: Baszko, летописец, приведенный Папроцким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С победой «франков» положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось. Латиняне поставили своих восточных единоверцев в неполноправное положение; не могло быть и речи о допуске их в ряды правящего сословия. Земли крестоносных государств были поделены между европейскими баронами, духовно-рыцарскими орденами, иерархами латинской церкви; местное население скоро ощутило на себе тяжесть западных феодальных порядков, уровень эксплуатации стал выше, чем прежде. Помимо всего прочего, крестоносцы стремились подчинить ближневосточных христиан – «схизматиков» и «еретиков» – власти папского престола. Историки выделяют различные тенденции в религиозной политике крестоносцев. Сопровождавший Первый крестовый поход папский легат епископ Адемар Ле Пюи старался поддерживать доброжелательные отношения с восточными христианами, сотрудничал с иерусалимским патриархом Симеоном, находившемся тогда на Кипре. Однако Адемар умер во время эпидемии, последовавшей за взятием Антиохии, где остались гнить горы неубранных трупов. С его смертью нетерпимость «франков» прорвалась наружу. 144 Изгнание патриархов Сразу же по взятии Св. града лидеры крестоносцев организовали избрание латинского иерусалимского патриарха. За этим последовало вытеснение православной церковной иерархии из Св. земли и замена ее латинским клиром, которому должны были подчиняться восточные христиане. Места поклонения и лучшие церкви отошли католикам, они же присвоили самые ценные реликвии, в том числе частицы Честного Креста, которые были насильственно изъяты у православных. 145 Подобно прежним мусульманским властителям Св. земли, крестоносцы допускали внутреннюю автономию иноверческих общин – мусульман, иудеев, самаритян, христиан не халкидонских церквей. В то же время мелькитов «франки» еще не рассматривали как «инославных» и поэтому пытались интегрировать в католическую церковь . По утверждению позднейших западных хронистов, православный иерусалимский патриарх Симеон скончался летом 1099 г., практически одновременно со взятием Иерусалима крестоносцами. 146 Тем самым «франки» имели формальное право заместить пустующий патриарший престол. В православной историографии, однако, распространено мнение, что патриарх Симеон был жив еще в 1106 г. (в принадлежащем ему анти-латинском трактате об опресноках есть ссылка на документ 1105 г.) 147 Тем самым избрание в Иерусалиме латинского патриарха произошло при живом православном первосвятителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По всей видимости, следствием Собора стало посольство патриарха Иоанна Оксита в Италию в 1091 году. В своем " Слове об опресноках " он упоминает о некоем посольстве (или " заступничестве " - πρεσβεα), предпринятом им " ради единства Церквей " при деятельном содействии императора, патриарха (очевидно, Константинопольского) и Адрианопольского митрополита. С учетом возможности дальнейшего обсуждения вопроса об опресноках патриарх Иоанн и написал сочинение на эту тему, считая прочие отличия " италийцев " устранимыми одними указаниями на имеющиеся церковные каноны или просто несущественными . Около 1092 года Иоанн Оксит переехал в Антиохию , возможно из-за разногласий с официальным властями в Константинополе. С приближением к Сирии армии участников I крестового похода осенью 1097 года эмир Яги-Сиян арестовал Иоанна Оксита, часть видных представителей христианской общины выслал из Антиохии, жители окрестных селений также подверглись репрессиям. Когда крестоносцы появились в Северной Сирии, армяне из городков, примыкавших к Антиохии, восстали и убили размещенных в тюркских гарнизонах солдат. Во время осады Антиохии крестоносцами (октябрь 1097 - июнь 1098) Иоанн Оксит оставался в заключении. По свидетельствам латинских, мусульмане поместили патриарха Иоанна в клетку и выставляли ее на городской стене. 3 июня 1098 года Антиохия была захвачена крестоносцами, мусульманское население было перебито. Первоначально крестоносцы отнеслись к Иоанну Окситу с почтением. Папский легат Адемар де Монтейль , епископ г. Ле-Пюи, утвердил его в сане патриарха, главы как православного, так и латинского духовенства Антиохии. Однако вскоре отношения легата и патриарха изменились. Такой вывод сделал С. Рансимен из текста послания Адемара папе Урбану II , написанного в 1098 году от лица Иерусалимского патриарха Симеона как предстоятеля всех христиан Ближнего Востока без упоминания об Антиохийском патриархе и его правах. Адемар был единственным из предводителей крестового похода, кто пытался вести диалог с православными. После его смерти 1 августа 1098 года нетерпимость крестоносцев по отношению к восточным христианам усилилась. 11 сентября вожди армии крестоносцев направили папе письмо с предложением прибыть на Восток и принять Антиохийский престол как вторую наряду с Римом кафедру ап. Петра. Это приглашение при всей своей нереалистичности имеет значение только как демонстрация пренебрежения крестоносцев к православному Антиохийскому патриарху. В октябре 1098 года крестоносцы захватили мусульманской г. Эль-Бара близ Апамеи и поставили туда латинского епископа. Хотя в городе до того не было православной иерархии, этот акт стал первым шагом к созданию на Ближнем Востоке параллельных латинских церковных структур.

http://drevo-info.ru/articles/13679391.h...

Кардинал с 1078 г., легат Григория VII, политику которого продолжал на папском престоле. Умный, красноречивый и осторожный, он примирился с западными монархами, создав огромный авторитет папству, и продолжал борьбу лишь с императором Генрихом IV. На Клермонском соборе 1095 г. произнес знаменитую речь, призвав поддержать византийского императора Алексея I Комнина и освободить Иерусалим. Феда (от нем. Fehde), файда — частная война, междоусобица. Устаревшее слово. Божий мир — запрет на военные действия против безоружного населения, выносившийся церковным собором. Это движение возникло в Южной Франции в XI в. Король Филипп — Филипп I Французский (1053-1108), сын Генриха I, которому наследовал в 1060 г. при регентстве своей матери Анны Ярославны Русской и графа Фландрии Балдуина VI. В 1092 г. развелся с Бертой Голландской и женился на Бертраде де Монфор, также разведенной со своим мужем — графом Фульком IV Анжуйским. За это был отлучен от церкви. Клермонский собор только очередной раз возобновил это отлучение; Берта, правда, умерла в 1093 г., но еще жив был законный муж Бертрады, граф Анжуйский. Интердикт был снят лишь в 1104 г. при условий прекращения всякий сношений между Филиппом и Бертрадой, но титул королевы за последней остался. Тремя писателями. — имеются в виду хронисты Фульхерий Шартрский (ок. 1059-ок. 1127/28), Роберт Реймсский (ок. 1055-1122) и Бальдерик Дольский, или Анжуйский (ум. 1130). Епископ АдемарАдемар Монтрейский, епископ Ле-Пюи, сопровождавший Первый крестоносцев в качестве папского легата и умерший в Антиохии в 1098 г. при ее осаде. Вальтер из рыцарского сословия — Вальтер (Готье) Голяк, или Неимущий, мелкий французский рыцарь. Руководитель одного из первых, плохо организованных крестоносных отрядов, имевшего очень разношерстный состав. Погиб в бою при Никее в 1097 г. Был известен военными талантами и храбростью. Готшальк — немецкий священник, собравший почти шеститысячный отряд в области Рейна. Потеряв большую часть отряда в Венгрии, довел до Константинополя очень немногих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

327 Тогда же, в 962 году, император Оттон I учредил два титулярные епископства (in partibus infidelium), польское и русское, подчинивши их майнцскому архиепископству (потом магдебургскому). Из них первое, т.е. польское, осуществилось в последствии, так как титулярного до того епископа Иордана польский князь Мечислав принял к себе и дозволил ему жить в Познани, как о том выше сказано. Но русины вовсе не хотели принять предназначенного к ним епископа, не смотря на неоднократные по сему предмету посольства. Адемар, монах, живший по мнению Нарушевича 328 в X, а по мнению Салаги 329 в первой половине XI века, говорит о последнем посольстве Бруно во время императора Оттона III, но в описании своем смешивает события, приписывая Бруно дела и происшествия, случившиеся с Войцехом. И именно он рассказывает, что Бруно отправился к белым венгерцам, которых не должно принимать за одно с черными, что в Венгрии крестил Гейзу и его сына, что обратил в христианство всю Венгрию и прилегающую к ней Русь, и потом, вошедши в страну печенегов, удостоился получить там мученический венец, что русины выкупили его тело за большие деньги и построили, в честь его, монастырь, славящийся до сих пор чудесами этого святого. по все это относится более к Войцеху. Адемар присовокупляет, что посольство сие не имело никаких последствий, потому что, спустя несколько дней после приезда на Русь Бруно, прибыл туда греческий епископ, который, обративши в христианство половину этой страны, ввел там греческое вероисповедание во всей целости. Это доказывает, что на Руси в давние уже времена западная церковь боролась с восточною. Свидетельства о посольстве Оттона III на Русь удостоверяют, что оно последовало по желанию Ольги, и уверяют, будто бы она, принявши для вида св. крещение в Цареграде, 330 действительно имела намерение перейти на лоно римско-католической церкви. Шлецер пишет, что только партия знатнейших русинов, придерживавшихся язычества, воспрепятствовала этому намерению благочестивой княгини, до такой степени, что вскоре она сама принуждена была скрывать пред народом свою веру и что тайно была погребена находившимся при ней греческим священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антиохия находилась под влиянием византийцев со времен императора Никифора Фоки (969), за исключением четырнадцатилетнего периода, когда городом правили мусульмане (1084–1098). Таким образом, когда сирийская столица была освобождена, город оказался в основном православным. До прихода крестоносцев оплотом православия была северная Сирия. Точнее говоря, население этого региона, особенно городские жители (в противовес сельским, которые нередко были яковитами), по большей части исповедовало православие. Не менее важно то, что здесь по–прежнему проживал законный православный патриарх Антиохийский Иоанн IV Оксит 179 . Учитывая религиозные и политические обязательства, которые связывали крестоносцев с Византией, было решено, что Антиохия отойдет к империи и канонические права православного епископа Антиохии получат официальное признание. Иначе говоря, установление политического и церковного господства Византии считалось само собою разумеющимся. Назначение отдельного епископа для латинян никогда не рассматривалось, единственным законным каноническим иерархом города признавался патриарх Иоанн IV. Кстати, такая процедура уже проводилась в Малой Азии, в городах, завоеванных крестоносцами еще до похода в Сирию; поскольку эти города ранее входили в состав империи и Константинопольского патриархата, вопрос об учреждении там латинских епархий и феодальных владений даже не обсуждался. Это разумное и поистине справедливое решение потенциально опасной канонической проблемы позволяет понять, почему ни у кого не возникло удивления, когда после взятия столицы Сирии Адемар немедленно подтвердил статус Иоанна. Все ожидали, что папский легат честно признает положение православного епископа, проживающего в Антиохии. Точно так же Адемар подтвердил права патриарха Иерусалимского Симеона II, который в то время проживал изгнанником на близлежащем острове Кипр. Симеон наряду со своим антиохийским собратом был убежден, что после взятия Иерусалима латиняне официально признают его канонический статус. Примечательно, что он всячески старался помочь крестоносцам, и они, видимо, оценили это. Вряд ли Симеон был бы столь услужливым, если бы сомневался, что останется законным патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Первоначально крестоносцы отнеслись к И. О. с почтением. Папский легат Адемар де Монтейль, еп. г. Ле-Пюи, утвердил его в сане патриарха, главы как правосл., так и лат. духовенства Антиохии. Однако вскоре отношения легата и патриарха изменились. Такой вывод сделал С. Рансимен из текста послания Адемара папе Урбану II, написанного в 1098 г. от лица Иерусалимского патриарха Симеона как предстоятеля всех христиан Ближ. Востока без упоминания об Антиохийском патриархе и его правах. Адемар был единственным из предводителей крестового похода, кто пытался вести диалог с православными. После его смерти 1 авг. 1098 г. нетерпимость крестоносцев по отношению к вост. христианам усилилась. 11 сент. вожди армии крестоносцев направили папе письмо с предложением прибыть на Восток и принять Антиохийский престол как 2-ю наряду с Римом кафедру ап. Петра. Это приглашение при всей своей нереалистичности имеет значение только как демонстрация пренебрежения крестоносцев к правосл. Антиохийскому патриарху. В окт. 1098 г. крестоносцы захватили мусульм. г. Эль-Бара близ Апамеи и поставили туда лат. епископа. Хотя в городе до того не было правосл. иерархии, этот акт стал первым шагом к созданию на Ближ. Востоке параллельных лат. церковных структур. По соглашению между вождями крестового похода власть над Антиохией принял кн. Боэмунд Тарентский . Среди крестоносцев он был наиболее враждебно настроен к Византии и к правосл. Антиохийскому патриарху, которого считал агентом влияния К-поля. Уже в авг. 1099 г. Боэмунд предпринял неудачную попытку отнять у византийцев Лаодикию (ныне Латакия, Сирия), за год до того занятую силами визант. наместника Кипра. Боэмунд благодаря тесным связям с новым папским легатом Даибертом , к-рый в кон. 1099 г. стал лат. патриархом Иерусалима, мог полностью игнорировать И. О. Даиберт, нарушив права И. О., поставил в Иерусалиме лат. епископов в антиохийские епархии Тарс, Арта, Мамистра и Эдесса. Крестоносцы подозревали И. О. в подготовке заговора с целью сдачи Антиохии византийцам. В результате давления с их стороны И. О. был вынужден покинуть город и вернуться в К-поль (авг.-сент. 1100). На его место Боэмунд поставил лат. еп. Арты Бернарда Валенсийского. Зап. хронисты утверждали, что И. О., покидая Антиохию, добровольно сложил с себя сан, однако в действительности И. О. отрекся от престола только в К-поле, с тем чтобы последовавшие за ним в изгнание правосл. епископы избрали ему преемника из своей среды. Отречению И. О. предшествовал конфликт с монахами к-польского мон-ря Богородицы Одигон , где находилось подворье Антиохийских патриархов. По мнению исследователей, в это время И. О. написал соч. «О бегстве», в котором он осудил порядки монастырской общины подворья ( Gautier. 1964. P. 146-157). Сохранился акт об отречении И. О., составленный его учеником Мелетием и датированный окт. 1100 г. (Ibid. P. 136-141).

http://pravenc.ru/text/469626.html

    Скан Patrologia Latina 136     PL 137: Виго (декан); Хельперик, монах Санкт-Галленский; Бернер (аббат Гумоларский); Этельвольд (епископ Винчестерский); Видукинд Корвейский; Иоанн, аббат св. Арнульфа в Меце; Одо Ошский; Бенедикт VII (папа римский); Иоанн XIV (папа римский); Теодерик (епископ Мецский); Гецо (аббат Дертонский); Дунстан (архиепископ Кентерберийский); Адальберон (архиепископ Реймса); Фолькуин (аббат Лоббе); Эркембальд (епископ Страсбургский); Адсон из Монтье-ан-Дер; Аймард (аббат Клюнийский); Майол IV (аббат Клюнийский); Летальд из Сен-Месмен-де-Миси; Иоанн XV (папа римский); Гвидо II (епископ Ле Пюи); Адальберт (епископ Пражский); Григорий V (папа римский); Конрад Кельт; Хросвита Гандерсгеймская     Скан Patrologia Latina 137     PL 138: Рихер Реймсский; Герард Суассонский; Альбуин (отшельник); Теральд; Амблалард (аббат Солиньякский); ряд анонимных сочинений о епископах и монахах (X век); «Церковные законы» королей Альфреда Великого, Эдуарда I, Хивел Дда, Эдмунда, Эдгара; материалы собора в Грателеане (928); документы Лондонского собора (970—972); анонимные «Законы пресвитеров Нортумбрии» (X век); капитулярии императоров франков (802—923); акты Оттона I, Оттона II, Оттона III; галликанские мессы; многие литании; старая алеманнская литургия; древние календари и мартирологи; латинская месса и монашеские документы (X век)     Скан Patrologia Latina 138     PL 139: Бенедикт (монах); Сильвестр II (папа римский); Пурхард из Райхенау; Гоцперт (аббат Тегернзее); Тиепальд (аббат Тегернзее); Аббо из Флёри; Альберт, аббат Сен-Месмен-де-Миси; Рорико Муассакский; Эмуэн из Флёри; Иоанн Диакон Венецианец; Херигер Лоббский; Ноткер (епископ Льежский); Титмар (епископ Мерзебургский)     Скан Patrologia Latina 139     PL 140: Император Генрих II Святой; Тангмар Хильдесхаймский; Альперт Мецский; Бурхард (епископ Вормсский); Адельбольд (епископ Утрехтский); Ромуальд (аббат Камальдуленский)     Скан Patrologia Latina 140     PL 141: Адемар Ангулемский; Бернард Анжерский; Фульберт (епископ Шартрский); Гвидон Аретинский; анонимные Хильдесхаймские и Кведлинбургские анналы и анналы Ламберта Херсфельдского; Дудон Сен-Кантенский; Гослен (архиепископ Буржский); Адальберон (епископ Лана); Гийом V (герцог Аквитанский); Гийом (аббат); Гийом (аббат Сен-Пьер-сюр-Див); король Роберт II; Мегинфрид Магдебургский; Арнольд Эммерамский; Эбал (епископ Реймсский); Иоанн XIX (папа римский); Годехард (епископ Хильдесхаймский); Катваллон (аббат Ротский); Фроумунд из Тегернзее; Эберхард (аббат Тегернзее); Перингер (аббат Тегернзее); Эллингер (аббат Тегернзее); Удальрик (аббат Тегернзее); Годескальк; Ледуин (аббат Арраса); Отельбольд (аббат Гента); Бенедикт IX (папа римский); Хериберт (епископ Айхштетский); Ангельранн (аббат Сен-Рикье); Роберт (епископ Лондонский); Гарсия из Кухи; Доминик (патриарх Градо и Аквилеи)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

175 Ср.: George Pachymeres. De Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecem/Bekker I., ed. Bonn, 1835. Bd. 2. S. 596. 176 Anna Comnena. Alexiad. X, 8. Vol. 2. P. 218 [Анна Комнина. Алексиада. С. 282]. Ср. точку зрения западных канонистов: Russell F.H. The Just War in the Middle Ages. P. 86 и след. 178 Адемар не смог бы придерживаться избранного курса, не получив прежде одобрения папы. См.: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States. London, 1980. P. 7. 179 Ср.: Gautier Р. Jean V I’Oxite patriarche d’Antioche. Notice biographique//REB 22 (1964). P. 128–157; Grumel V. Les patriarches grecs d’Antioche du nom de Jean (XI e et XII e siecles)//EO 32 (1933). P. 295–296; Kazhdan A. John IV (V) Oxeites//ODB. Vol. 2. P. 1049. По вопросу о религиозности населения см.; Prawer). The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonization in the Middle Ages. London, 1972. P. 52. 181 Ср.: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States. P. 10–11. He исключено, что одного из этих епископов назначил сам патриарх Иоанн. В таком случае это свидетельствовало бы о вступлении латинян в евхаристическое общение с православными Антиохии. Более того, служило бы доказательством того, что крестоносцы признали каноническую власть патриарха Иоанна. См. также: Fedalto G. La Chiesa latina in Oriente. Verona, 1981. Vol. 1. P. 29 и след. 182 Epistulae et chartae ad historiam primi belli sacri spectantes: Die Kreuzzugsbriefe aus den Jahren 1088–1100/Hrsg. von Hagenmeyer H. Innsbruck, 1901. S. 164. Цит. по: Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. P. 9. 184 См. о ярких личностях Арнульфа и Даймберта; Richard J. The Latin Kingdom of Jerusalem. Amsterdam, 1979. P. 99–101. 185 О последующем изменении такого порядка см.: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States. P. 170. 186 Prawer J. The Roots of Medieval Colonialism//The Meeting of Two Worlds. P. 29, 36; Idem. The Latin Kingdom of Jerusalem. Более положительную оценку «духовных свершений» папства на Востоке см.: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States. P. 369; Richard J. The Latin Kingdom of Jerusalem. P. 99–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010