Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лев, скипетр и приход Примирителя. Самые загадочные пророчества Библии 4 мин., 14.08.2019 Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила... Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии» . В первой библейской книге, Бытие, есть рассказ об Иакове, одном из ветхозаветных патриархов (так назывался на заре человеческой истории праведный человек — глава рода, объединявшего много семей). Уже умирая, Иаков призвал к себе сыновей и внуков, желая благословить их. Благословение в библейском понимании (как и проклятие) — это не просто пожелание, а пророчество о судьбе человека. И вот что слышит о себе один из старших сыновей Иакова, Иуда: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Бытие, глава 49, стихи 8–10 Традиционно это место толковали так: Христос явится, когда иудеями (то есть потомством Иуды) начнут править иноплеменные цари. Об этом говорит, например, блаженный Феодорит Кирский, называя это пророчество «самым ясным признаком Господня пришествия». В самом деле, Христос родился в то время, когда Иудеей правил Ирод Великий (40 — 4 гг. до н. э.) — первый царь не из иудеев. По отцовской линии Ирод был идумеянин (представитель народа, жившего к югу от Иудеи), а по матери — араб. Да и законодатель (в церковнославянском переводе — «вождь») к этому времени был уже не иудейский: еще в 63 году до Р. Х. Иудею подчинил себе Рим — она стала по существу провинцией Римской империи. При Ироде Великом Иудея еще сохраняла административную целостность и видимую автономию, а после его смерти Рим разделил ее на четыре части и всюду расставил своих наместников.

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас. Ибо я узнал, что вы непоколебимо тверды в вере, как будто пригвождены ко Кресту Господа Иисуса и плотью и духом, утверждены в любви кровью Христовой и преисполнены веры в Господа нашего, Который истинно из рода Давидова по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду 671 , истинно распят был за нас плотью при Понтии Пилате и Ироде четвертовластнике (от сего-то плода, т. е., от богоблаженнейшего страдания Его, и произошли мы), чтобы чрез Воскресение навеки воздвигнуть знамение для святых и верных своих как между иудеями, так и между язычниками, совокупленных в едином теле Церкви Своей. Глава II. Христос истинно пострадал во плоти Все это Он претерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак, и как умствуют они, так и случится с ними – бестелесными, подобными злым духам. Глава III. Христос и по воскресении был во плоти Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: «Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный» 672 . Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали, убедившись Его плотию и духом. Посему-то они и смерть презирали, и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении Он ел и пил с ними как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом. Глава IV. Берегитесь тех еретиков. Если бы Христос не пострадал истинно, то и я не страдал бы Убеждаю вас в этом, возлюбленные, зная, что вы сами так же думаете. Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, не раскаются ли они как-нибудь. Это, конечно, нелегко для них, но Иисус Христос, истинная жизнь наша, силен в этом. Если же Господь наш совершил это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я сам себя предал на смерть, в огонь, на меч, на растерзание зверям? Нет, кто подле меча – подле Бога, кто посреди зверей – посреди Бога; только бы это было во имя Иисуса Христа. Чтобы участвовать в Его страданиях, я терплю все это, и Он укрепляет меня, потому что соделался человеком совершенным. Глава V. Опасность заблуждения докетов

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Случается даже так, что и того, кто не только колебался, но уже падал и подвергался опасности, прежде чем совсем опуститься, Бог не отвергает: «Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня» ( Пс.117:13 ). А тот, кто пал, неужели погиб совершенно? Никогда. И для него есть утешение: " когда, – сказано, – он будет падать, не упадет». Почему же так? «Ибо Господь поддерживает его за руку» ( Псал. 36:24 ). Случается еще так, что человек падает легко, но дальше по пути падения не идет. Да и те, которые пали глубоко, разве они совсем погибли? И здесь мы видим тоже милосердие Господне: «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» ( Пс. 144:14 ). Псалмы, прекрасно доказывая это, мне кажется, не приводят нас к отчаянию в покаянии, потому что о Боге они говорят так: «Бог – судия праведный» ( Пс. 7:12 ). Не пренебрегай этим изречением: справедливость каждому воздаст по заслугам. Сначала выслушай, что значит быть справедливым, и приготовься к защите; часто ведь является такое предположение: если Бог справедлив, то почему Он не тотчас воздает грешникам? Такой-то несправедлив, и процветает; какой-нибудь грабит, и богатеет; иной – наглец, и господствует; как же это согласуется с правдой Божией? Если Бог справедлив, почему Он не тотчас посылает наказание грешникам? Неужели Он справедлив, но не имеет силы тотчас воздать наказание грешникам? Ведь бывает иногда, что судья справедливо судит, но не может привести в исполнение свое решение. Итак, неужели наказание отстрачивается вследствие бессилия? Да не будет этого! Потому-то и пророк тотчас прибавляет: «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий»( Пс. 7:12 ). Как справедливый, Он знает, что справедливо, а как крепкий, Он может привести в исполнение то, что думает. Но где же причина отсрочки грехов? Для чего эта отсрочка наказания? Как справедливый, Он знает согрешающего; как крепкий, Он имеет силу довести решение до конца. Итак, какая же причина медлительности? «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Спустя шесть месяцев после этого, тот же архангел Гавриил является Пресвятой Деве Марии, которая обручена была старцу Иосифу из дома Давидова и жила с ним в Назарете, и возвещает ей радостную весть, что она «зачнёт и родит Сына, Которого назовет Иисус, и Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца», что зачатие Его и рождение совершатся сверхъестественным образом, именно, «Дух Святой найдет на нее и сила Всевышнего осенит ее, почему рождаемое «свято» назовется Сыном Божиим»; Пресвятая Дева Мария со смирением и верой принимает эту весть и говорит: «Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1:26–38 ). После рождения Мессии, ангел Господень в эту же ночь возвещает Вифлеемским пастырям великую радость, что в городе Давидовом родился Спаситель мира, и вслед за тем появляется многочисленное воинство небесное, славящее Всевышнего Бога за благоволение к людям и послание к ним Примирителя. В то же время на Востоке появляется необыкновенная блестящая звезда, которая приводит волхвов на поклонение Новорождённому Младенцу Иисусу. Пришедшие волхвы называют Его царём иудейским, a иерусалимские книжники открывают, по указанию пророчества, само место Его рождения – Вифлеем. To и другое возбуждает тёмное подозрение в Ироде и приводит в смущение весь Иерусалим. Старец Симеон, которому обещано было от Бога, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, в 40-ой день по рождении Иисуса, когда Он принесён был в Иерусалимский храм, в своей вдохновенной песни прямо называет Его Спасителем мира, светом к просвещению язычников и славой народа Своего Израиля. Все эти евангельские свидетельства не служат ли ясным доказательством того, что родившийся в Вифлеемской пещере от бедной Девы Марии Младенец Иисус есть не обыкновенный человек, но то Лицо, Которое было чаянием всех народов земли, именно, Лицо Божественное – Спаситель мира, Сын Божий? О Божеском достоинстве Будущего Мессии предсказывали и пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Странным образом в этом страшном человеке, Ироде, смешивались вера и неверие. Он верил в пророчества, но не верил в их непререкаемость, в их неминуемое исполнение. Узнав о рождении Богомладенца Христа, он захотел Его уничтожить, поскольку счел Его — как истинного потомка царя Давида, основателя династии, — претендентом на престол. Ирод понимал, что сам занимает престол незаконно, будучи, во-первых, не из царского рода и, во-вторых, даже не евреем, а идумеянином, хотя и принявшим истинную религию (может быть, неискренне, по нужде, но, тем не менее, принявшим). Он боялся потерять царскую власть и из-за этого был маниакально подозрительным человеком. Он уничтожал даже своих ближайших родственников, убил своих сыновей и жену, поскольку опасался, что все они могли претендовать на престол. Ирод, как это ни странно, доверял пророчеству в том, что Христос должен родиться в Вифлееме, но не верил в то, что оно обязательно должно исполниться, и предпринял безумный шаг. Иосиф с Матерью и Богомладенцем Христом ночью тайно покинул Вифлеем, так что никто и при желании не мог сказать, в какую сторону он пошел, и двинулся в Египет, по Преданию, взяв и своего старшего сына Иакова, названного впоследствии братом Господним. Иосиф «встал, взял младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (ст. 14–16). Предание говорит, что этих младенцев было четырнадцать тысяч — необыкновенно страшное убийство. Ирода действительно можно назвать в своем роде великим — великим по жестокости. Немного было таких царей и государственных деятелей, которые решились бы на столь бесчеловечные дела. Убиваемых младенцев, естественно, защищали их матери и отцы. Нужно иметь в виду и то, что семьи были многодетными и женщины рожали детей вплоть до старости, до такого преклонного возраста, в котором деторождение уже физически становится невозможным. Старшие дети могли быть уже женаты, а младшие — еще пребывать в младенчестве. И если учесть все это, можно сделать вывод, что население Вифлеема было уничтожено практически полностью, поскольку все, так или иначе, участвовали в защите или младших братьев, или своих детей. Кровопролитие было ужасное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Сына Своего первенца. Сына Своего первенца. Называет Его первенцем не потому, что будто она родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он первый родился и единственный: Христос есть и «первородный», как родившийся первым, и «единородный», как не имеющий второго брата. И он нарек имя Ему: Иисус. И он нарек имя Ему: Иисус. Иосиф показывает и здесь свое послушание, потому что он сделал то, что сказал ему ангел. Глава вторая Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском. Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском. Вифлеем в переводе значит «дом хлеба», Иудея же — «исповедание». Да будет, чтобы и мы чрез исповедание сделались теперь домом хлеба духовного. Во дни Ирода. Во дни Ирода. Матфей упоминает об Ироде, чтобы ты научился, что князья и цари от колена Иудина прекратились и в силу необходимости пришел Христос. Ибо Ирод был не иудей, но идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князья, пришло «ожидание языков», как пророчествовал Иаков. Царя. Царя. Ибо был еще другой Ирод, четверовластник; поэтому Матфей указывает на царское достоинство. Пришли в Иерусалим волхвы. Пришли в Иерусалим волхвы. Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими. От востока. От востока. И это для осуждения иудеев: ибо те из такой дали пришли поклониться Ему, евреи же, имея Христа, гнали Его. И говорят: где родившийся Царь Иудейский? И говорят: где родившийся Царь Иудейский? Говорят, что эти волхвы — потомки волхва Валаама, что они, найдя его предсказание: «воссияет звезда от Иакова и погубит князей моавитских», уразумели таинство Христа и потому пошли, желая видеть Рожденного. Ибо мы видели звезду Его на востоке. Ибо мы видели звезду Его на востоке. Когда услышишь о звезде, не думай, что эта была одна из тех, которые мы видим: это была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Так как волхвы были астрологами, то Господь привел их чрез знакомое для них, подобно тому, как Петра-рыбаря изумил множеством рыб, которых он поймал во имя Христа. Что звезда действительно была сила ангельская, видно из того, что она светила днем, из того, что она шла, когда шли волхвы, и стояла, когда они отдыхали, особенно же из того, что она шла от северной стороны, где Персия, к южной, где Иерусалим, — звезда же никогда не движется от севера к югу.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Квандт возражает, что дело Иуды из Гамалы не уничтожилось вместе с ним, как это по-видимому предполагается в Деяниях об Иуде Галилеянине, но продолжало в лице зелотской партии расти и крепнуть до окончательного разрушения Иерусалима Титом 15 ). Но в Деяниях вовсе не указывается на то, что все последователи Иуды погибли или раз сеялись «вместе» и «одновременно» с своим вождем. Уничтожился только открытый и организованный мятеж, но последователи Иуды остались и образовали секту зелотов. Во всяком случае Гамалиил имел право сказать, что все последователи Иуды рассеялись, так как в то время, когда Гамалиил говорил свою речь, секта зелотов еще де была организована. Шюрер 16 ) указывает на то, что в Деяниях перепись 760-го года не отличается от раннейшей переписи при Ироде как вторая и позднейшая. Но отсутствие при πογραφ ближайшего определения (кроме члена) объясняется тем, что в своей речи к синедриону Гамалиил принимает слово «перепись » в исключительном или собственном значении, т.е. указывает на такое событие, с которого началась для Иудеи новая политическая эпоха управления римскими прокураторами и которое поэтому всем было известно и памятно как перепись κατ ξοχν. Только эта перепись могла называться римским цензом или πογρα в собственном смысле, так как перепись при Ироде имела не римскую, а национально-иудейскую форму. Отсюда объясняется и то, почему Евангелист, оставляя без ближайшего определения римский ценз 760 года, находит нужным отличить от него раннейшую перепись при Ироде, как первую. Так как на Востоке и особенно в Палестине с именем πογρα был известен римский ценз, произведенный Квиринием в 760 году, то читатели Евангелия легко могли смешать с этою общеизвестною πογρα раннейшую народоперепись при Ироде Великом, во время которой родился Господь. Евангелисту таким образом надо было предупредить возможность такого заблуждения. Во всяком случае выражение Гамалиила отнюдь не предполагает, что перепись при Квиринии была единственною, и что ранее не было никакой переписи в Палестине, как думает Шюрер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

—325— текст и таким путём находите противоречия у Флавия. Вы видите противоречие в том, напр., что по Иосифу Ирод „был для них „неумолимым“ тираном, в то время как „даже чужим свободно по своему великодушию прощал всякие обиды“. Но никакого противоречия нет в словах самого Иосифа: „вообще насколько Ирод был неумолим по отношению к своим собственным подданным, настолько великодушно прощал проступки чужеземцев“ (XV, 10, 3). О. И. „Если верно, что не все места Иосифа об Ироде приведены у меня в данном месте буквально, то не думаю, чтобы чего-либо из сказанного об Ироде не нашлось во всей Археологии. Последнее относительно некоторых мест может быть объяснено тем, что я для оттенения мысли Иосифа заключал её в кавычки, передавая, однако, своими словами. И такая передача слов Иосифа своими словами нигде не изменяет в общем его смысла. Что же касается последнего указанного мной противоречия в отзыве Иосифа об Ироде, то оно не совсем так понято Вами, В. Н! Мысль моя такова: „мы не знаем, чему верить, тому ли что Ирод... отечески заботился о подданных, или – что был для них тираном, в то время как даже от чужеземцев терпел всё“... Две части второго противоположения в периоде по недоразумению поняты Вами самостоятельно, и от этого получается неясность речи. Слова „в то время как даже от чужеземцев терпел всё“ прибавлены только, как второстепенные, для усиления главной мысли, что Ирод был тираном своих же подданных, в противовес главной мысли другой части противоположения, что он… отечески заботился о подданных. Как же тут нет противоречия!?“ В. Η. М. Может быть у Иосифа было бы противоречие, если бы у него действительно были слова, приписываемые ему Вами. Но у него не то. Вместо Вашего: Ирод „всегда считал за долг свой каким бы то ни было образом облегчать несчастие подданных своих“ (Вы приводите это в кавычках, след. приписываете Флавию), у Флавия сказано: „считал обязанностью всячески (πντως – всяким способом) помочь беде“ (речь о том, что предпринял Ирод во время страшного голода, бывшего в 13-й год его цар-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перепись, вызвавшая Иосифа и Марию в Вифлеем, была политическим злом для евреев, но это «зло» дало миру несокрушимые исторические основания для фактической достоверности Евангельских событий: рождения Христа Спасителя в Вифлееме, во дни Ирода царя, Его происхождения из дома Давидова и точного исполнения на Нем ветхозаветных пророчеств, устанавливающих Божественный характер личности Христа. Перепись эта была вызвана указом Кесаря Августа, который повелел сделать ее «по всей земле», и помечена в Евангелии «первой в правление Квириния Сирией». Вот все исторические данные, выставляемые Ев. Лукой в пояснение того обстоятельства, которое вызвало Иосифа и Марию из Назарета в Вифлеем к моменту рождения Христа. Но вот тут-то и начинается какая-то «оргия» всех отрицателей исторической достоверности Евангельских событий, наводящая страх и уныние на колеблющихся в вере, по недостатку исторического освещения фактов. Исходным пунктом торжества неверия в данном случае служит то, что Иосиф Флавий не упоминает о переписи при Ироде в земле Иудейской, что перепись Квириния была чрез десять лет после смерти Ирода, когда изгнан был Архелай, что при Ироде немыслима перепись в Иудее, так как Ирод был автономным царем и Иудея еще не была превращена в римскую провинцию, что выполнение указа «сделать перепись по всей земле» физически невозможно, чтобы каждый еврей «отправился в свой город записываться» из Греции, Рима, Вавилона и Египта, где жили евреи, что перепись при Ироде называется первой в правление Квириния Сирией и потому представляет собой анахронизм, подрывающий историческую достоверность Евангельского факта. И все эти возражения сыплются, как из рога изобилия, только потому, что Иосиф Флавий умолчал об этом факте. Удивительная логика: Иосиф молчит, следов., ев. Лука неправду говорит! Остановимся пока на этом пункте и раскроем его подлинными словами самих отрицателей Евангелия. Штраус в своем популярном сочинении «Жизнь Иисуса», переведенном на русский язык, говорит: «Если по Матфею ( Мф.2:1,22 и сл.) и Луке ( Лк.2:4,39; 4:16 ) Иисус родился в Иудейском Вифлееме и лишь воспитывался в Назарете, то данные этих Евангелий, противоречащие друг другу, – относительно первоначального местожительства родителей Иисуса, доказывают, что Евангелия вовсе не опираются на исторические данные, но делают простую догматическую индукцию, взятую из пророка Михея ( Мих.5:1 )... 4 Что касается до Его происхождения от Давида, то мы не можем признать этого. Это тоже, что и рождение в Вифлееме; это только простая догматическая индукция; раз Иисус был Мессия. то все, что было предсказано о Мессии, должно было исполниться в Нем, Не будем, сверх того, забывать о противоречиях обеих генеалогий ( Мф.1:1 и сл.; Лк. 3:23 и сл.), а также о почти ироническом замечании Самого Иисуса насчёт Мессии, сына Давидова ( Мф.22:41 и след.). В этом происхождении хотели видеть одну из причин, приведших Иисуса к убеждению, что Он Мессия» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/p...

Подобный факт заставляет полагать, что была всеобщая и весьма точная перепись. Таково замечание истиного ученного, пред которым г-н Э. Ренан должен преклониться, замечание Кеплера, учителя Декарта и Ньютона. Итак, при Ироде, и именно в эпоху, означенную у св. Луки, все Иудеи подверглись всеобщей переписи. Странно, если г-н Ренан начал читать «Иудейские Древности (Иосифа)» прямо с того текста, на который ссылается для противоречия Луке. Если бы он начал эту книгу с начала, он прямо попал бы на текст, нами указаний (Antiq. jud. libr. XVII, гл. 3) и предшествующий им выбранному; он понимал бы тогда, что св. Лука вполне держался истинны, когда говорил: «Сие написание первое (αυτ απογραφη πρωτη) бысть, и прочее» Значит, он признает, что их было два, если говорит о первом. Г-ну Э. Ренан угодно было подметить только одно и, из того, что второе было, он заключает что первого не было. Такая логика не совсем последовательна. Иосиф, на которого опирается наш противник, оправдывает св. Луку и опровергает г-на Э. Ренан. Иудейский историк оправдывает Евангелие; двукратная перепись подтверждается его свидетельством, а не основывается единственно на ложной надписи, как уверяет ученый академик Надписей. Кеплер, кажется получше его умевший читать, указал на вышеприведенный нами отрывок у Иосифа и выводит из него заключение столь справедливое, и столь ясное, что, по нашему мнению, оно не-опровержимо для человека, умеющего рассуждать. 19 И так, было две переписи в Иудее, первая при Ироде, во время рождения Иисуса Христа, и вторая при сыне его Архелае. Светоний (Tib. vit.), историк Цезарей, пользующийся особенным уважением г-на Ренан, насчитывает даже три переписи при Августе, из которых, первую с третьей производил Квириний, при содействии своих помощников, а вторую один. Эта вторая соответствует именно той, о которой упоминает св. Лука, поясняя, что она совершилась по повелению Кесаря Августа. Вот, значит, и Светоний стоит за св. Луку против г-на Ренан. Две ли, три ли было переписи, не в этом важность; достоверно то, что их было несколько, и что происходившая при Ироде распространялась на все народонаселение. Об этом одинаково свидетельствуют и св. Лука и Иосиф: παντες говорит св. Лука, πορευοντο, вси идяху, и прочее; παντος γον ουδαιχο, всей земли иудейской, и прочее, говорит Иосиф. Таким образом иудейский историк согласуется с Евангелием не только в самом событии, но и в характере этого события, то есть в том, что перепись была общею, распространявшеюся на всех Иудеев. Иосиф употребил то же слово παντος, что и в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010