5), во время переписи при «правлении Квириния Сирией» (Лк 2. 2), повествование о рождении Христа сопровождается Его генеалогией (Мф 1. 1-17; Лк 3. 23-38), Христос был распят при прокураторе Иудеи Пилате (Мф 27. 2, 11-26, 57-58; Мк 15. 1-15, 43-45 и др.). Воплощение, Рождество, Распятие, Воскресение Христа совершаются единожды и вместе с тем навеки, они уникальны: Христос «однажды пострадал за грехи» людей, чтобы привести всех к Богу (1 Петр 3. 18; ср.: Рим 6. 10; Евр 9. 28, 12), «в определенное время умер за нечестивых» (Рим 5. 6). Др. новозаветные события также разворачиваются на историческом фоне, их изложение следует определенной хронологии: проповедь Иоанна Крестителя начинается «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк 3. 1-2), ап. Павел содержится под стражей в г. Кесария Филиппова в годы правления прокураторов Иудеи Феликса и Порция Феста , при иудейском царе Агриппе II Ироде (Деян 24. 24 - 25. 15) и т. д. Рождение Христа исполнило ветхозаветное обетование о пришествии в мир Спасителя. Истинность этого исполнения возглашается Самим Христом: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Лк 4. 21). Апостолы подчеркивают, что Боговоплощение совершилось «в последние времена» (1 Петр 1. 20), «когда пришла полнота времени» (Гал 4. 4; ср.: Еф 1. 10), т. е. само В., ход истории с Боговоплощением достигают смысловой полноты, исполнения. Вместе с тем проповедь покаяния ради достижения Царства Божия, обожения (Мф 3. 2; Мк 1. 4 и др.) и обетование о Втором пришествии Христа и Суде (Мф 25. 31-46; Евр 9. 28 и др.) ставят новую цель перед человеком, удостоверяя тем самым целесообразность истории и продлевая историческое В. Это «время благоприятное» для спасения (2 Кор 6. 2), В. Церкви, в к-рой действует Св. Дух (Ин 16. 5-15; Рим 8.

http://pravenc.ru/text/155438.html

Действительно ли не поняли или намеренно не хотели понять и перетолковывали слова Господа? Кажется, должно полагать первое. Сами Ученики Господа поняли загадочный смысл этих слов Его уже после Его воскресения и вспомнили их (ст. 22), и ещё много после они не понимали речей Господа, когда Он говорил им даже прямо о Своей смерти и воскресении ( Мк. 9:10 ; Лк. 18:33–34 ); нет ничего удивительного, что и иудеи теперь не поняли загадочной речи Его о храме Тела Своего и поняли её, как речь о храме видимом. Со временем эта непонятная речь Господа была совсем перетолкована и врагами Его была представлена как улика в богохульстве Его ( Мф. 26 и далее; Мк. 14:58 ); этими же перетолкованными словами враги Господа ругались над Ним, когда Он висел на кресте ( Мф. 27:40 ). Обстоятельства ещё не требовали тогда, чтобы Господь прямо говорил народу о Своей смерти и воскресении, и Он тогда только намёками указывал на сие для имеющих уши слышать и очи видеть и ум понимать знамения времени, ход и силу событий. Строился сорок шесть лет: так называемый второй храм иерусалимский, построенный по возвращении евреев из плена Вавилонского, Ирод, называемый великим, предпринял перестроить в более великолепном виде. Перестройка началась около 18 года его царствования (Флав. Antt., XV, 1), т. е. около 14–16 лет до Р. Хр. Собственно храм окончен был перестройкой чрез 8½ лет (Флав., там же, XV, 5–6), но перестройка храмовых пристроек продолжалась долго, даже по смерти Ирода, и окончена уже при Ироде Агриппе 2 около 64 г. по Р. Хр.; следовательно, вся перестройка продолжалась около 80 лет. Господу, когда Он вступил в дело общественного служения и в тот же год был в Иерусалиме на празднике Пасхи, было около 30 лет ( Лк. 3:23 ), лет за 14–16 до Его рождества началась перестройка; таким образом, иудеи и указывают Ему, что сорок шесть лет строился храм сей (хотя ещё не окончены были в то время перестройки). 22. Ин. 2:22 . Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В сем теле Христовом, в церкви Его созревает дух человеческий в жизнь вечную. Это есть духовный храм, воздвигнутый навечно на земле. Когда Господь глаголал Иудеям о разрушении храма и о восстановлении его в три дня, то Он сказал: «разорите церковь сию и треми денми воздвигну ю». Лжесвидетели перед синедрионом ( Мф. 26:61 ) извращают смысл этих слов, говоря яко бы Господь сказал: «могу разорити церковь Божию и тремя денми создати ю». Но Господь именно говорит Иудеям, что они разорят храм, разумея храм тела Его, и как последствие сего убийства будет разрушение как бы их собственными руками храма Иерусалимского. Во 2Пар. 7:19–20 Господь глаголал Соломону в видении: «Если вы отступите... истреблю Израиля... и храм сей». И действительно истребление Израиля и разрушение храма несколько раз в жизни народа указывало ему на гнев Божий 241 . Но ныне в последний раз Господь Иисус Христос сказал Иудеям: «Се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ). Только те, которые воскликнули: «благословен грядый во имя Господне», ( Мф. 23:39 ) те восприняты в общение с Богом. Ин.2:20 . Реши же Иудее: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и ты ли треми денми воздвигавши ю? Ин.2:21 . Он же глаголаше о церкви тела своего. Ин.2:22 . Егда убо воста от мертвых помянуша ученицы его, яко се глаголаше: и вероваша писанию и словеси еже рече Иисус. Сорок шесть лет, о которых говорят Иудеи, слагаются следующим образом: возобновление храма, который существовал при Господе нашем Иисусе Христе, когда Ему во плоти был 31 год, – начато Иродом 1 за 15 лет (так Dom Calmet) до Рождества Христова. Хотя работы Ирода I продолжались только девять с половиною лет 242 , но и после этого в храме продолжались дополнительные работы вплоть до 60 года по Р. Хр. (т. е. при Ироде Агриппе). В год же первого выступления на проповедь Господа нашего Иисуса Христа от начала работ Ирода протекло 46 лет. Надо еще присовокупить, что в сущности храм Ирода 1 был храм совершенно новый (Fl. Ios. Loco supra cit.), ибо даже старые основания храма Зоровавеля, заложенного 520 лет до Р. Хр. после пленения 243 , были разрушены и заменены новым фундаментом. При Маккавеях храм Зоровавеля в 163–164 году до Р. Хр. был только очищен от осквернения и обновлен, но не перестраивался заново 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После речи фарисея Гамалиила в синедрионе (Деян 5. 34-39) апостолы были освобождены, но подвергнуты бичеванию. Им запретили говорить о имени Иисуса, но «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян 5. 40-42). Третий описанный в Деяниях арест П. произошел через 10 лет после второго. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом»,- повествует Лука (Деян 12. 1-2). Речь идет об Агриппе I Ироде, к-рый был внуком Ирода Великого и управлял Иудеей с 41 по 44 г. Иаков стал 1-м мучеником среди 12 апостолов. Считается, что убийство Иакова произошло в 44 г. (Деян 12. 19-23). Арест П. происходит в короткий промежуток времени между гибелью Иакова и отправлением Ирода в Кесарию, т. е. в том же году. Лука подробно описывает обстоятельства события: «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (Деян 12. 3-11).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

12 . 76. Итак, каждый должен быть чистым и искренним в своих чувствах и выражать их простыми и честными речами, хранить свой сосуд в святости 583 и не обманывать лживыми словами брата своего, не давать недостойных обязательств, а если все же даст, то лучше не выполнить обещанное, чем поступить постыдно 584 . 77 . Часто многие связывают себя священной клятвой и, хотя сами же понимают, что не следовало обещать, однако, почитая святость клятвы, исполняют то, что пообещали, как это выше 585 мы писали об Ироде, который постыдно пообещал награду танцовщице, и безжалостно исполнил: постыдно – так как пообещал царство за пляску; безжалостно – потому что ради соблюдения святости клятвы в жертву была принесена жизнь пророка. Насколько было бы здесь уместнее нарушить клятву, нежели ее исполнить. Однако вряд ли можно назвать нарушением клятвы то, в чем поклялся пьяница, пообещал изнеженный пирами и забывший мужество среди хороводов танцовщиц. И вот внесли на блюде голову пророка, и то посчитали исполнением верности клятве, что воплощало безумие. 78 . И меня никогда не заставят отказаться от мнения, что военачальник Иеффай неосторожно пообещал 586 принести в жертву Господу то, что первым встретится ему по возвращении домой на пороге его дома, так как и сам он раскаялся в своем обете, когда на пороге ему встретилась дочь. Он разорвал на себе одежды и сказал: Увы, дочь моя! Из-за тебя я в тяжком положении. Ты стала причиной моего горя ( Суд.11:35 ). И хотя он из благочестивого страха исполнил свое жестокое решение, однако учредил для потомков ежегодный траур и завещал им оплакивать ее. Жестокий обет, еще более жестоко исполнение его, и оплакивал обет даже тот, кто сам дал его. В Израиле было принято постановление на все дни: Ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году ( Суд.11:40 ). Я не могу обвинять человека, который посчитал необходимым исполнить то, в чем поклялся, однако это очень печальное обязательство, за него расплачиваются убийством близкого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(13, 27) Отойдите от Меня все делатели неправды. Греха. Ведь всякий грешащий поступает несправедливо по отношению не только к себе самому, но и к другому. (13, 28) Там будет плач и скрежет зубов. «Там» сказано вместо «тогда». В то время будет безутешный плач и скрежет зубов, происходящий от непереносимой боли. (13, 28) Когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. Это сказано в первую очередь иудеям, превозносящимся тем, что они были семенем Авраама и других (патриархов). (13, 29) И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. Придут к вере и к угождению Богу из язычников от четырех сторон света, востока, запада, севера и юга 524 . А что они возлягут – этим Он называет упокоение, (райское) наслаждение. (13, 30) И вот, есть последние, которые будут первыми. Верующие из язычников, которые хотя ныне кажутся последними, поскольку они последними узнали Сына, но тогда будут первыми из-за своей искренней веры. (13, 30) И есть первые, которые будут последними. Неверующие иудеи, которые хотя ныне кажутся первыми, поскольку они первыми познали Бога, ведь Он говорит: «Израиль – сын Мой, первенец Мой» 525 , но тогда они будут последними из-за своего неверия. Это слово понимается и как сказанное о верующих, поскольку кажущиеся первыми в настоящей жизни будут последними в будущем веке, и наоборот. Глава 51. О сказавших Иисусу о Ироде (13, 31) В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. Услышав, что они будут изгнаны вон и будут последними, они были охвачены гневом и, прикрывшись притворной благожелательностью, советуют Ему выйти и удалиться под тем предлогом, чтобы Его не убил Ирод, а на самом деле, чтобы Он, присутствуя и творя чудеса, не прославлялся и не привлекал к Себе народ. (13, 32) И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий (день) кончу. Зная их коварство, Он с кротостью и тонкостью говорит в ответ: «Пойдите, скажите этой лисице», то есть, той хитрости и своенравию, которые в вас, ибо такова лисица. Ведь хотя и кажется, что эта речь была направлена к Ироду, однако своей целью она имеет их самих. А «сегодня и завтра» хотя и представляется перечислением дней, но намекает на краткость времени. Ведь обычно, когда хотят указать малое время, говорят: «сегодня и завтра». Также «и в третий (день) кончу» обозначает, что Он умрет в непродолжительное время. Сказал же Он это, успокаивая гнев и зависть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

16 ст. Тако рече Господь: да почиет глас твой от плача и очи твои от слез, яко есть мзда делом твоим, глаголет Господь, и возвратятся от земли вражья («Так говорит Господь: пусть голос твой успокоится от рыдания и очи твои от слез потому, что есть награда за труды твои и возвратятся они из земли вражеской» (16 ст.). И есть надежда последним твоим, глаголет Господь, и возвратятся сынове твои в пределы своя. («Есть надежда для будущности твоей, говорит Господь и возвратятся потомки в пределы свои» (17 ст.). Когда наступят радостные времена возвращения Израильтян из плена, тогда и Рахиль должна сменить свою скорбь на радость. Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения, при виде взрослых и благоденствующих своих детей, Рахиль должна также позабыть свое великое горе и нужду от лишения своих потомков и утешиться, когда ее потомки благополучно возвратятся на родину и снова здесь будут благоденствовать. В рассматриваемых словах пророка Иеремии (15–17 ст.) св. евангелист Матфей видит пророчество об избиении Иродом Вифлеемских младенцев. По свидетельству евангелиста, событие отведения Израильтян в плен имеет много сходного с событием избиения Вифлеемских младенцев, так что первое событие служит прообразом второго (Мф. II, 16–18). И действительно оба события были для народа еврейского величайшим бедствием: как во время Ассирийского плена множество Израильтян погибло и уведено в плен, так и при Ироде, который хотел убить Бого-Младенца Христа, много погибло невинных младенцев. Как пребывание Израильтян в плену Ассирийском не привело их к истреблению со стороны жестоких поработителей, так и Спаситель Господь Иисус Христос, удалившись с Своею Матерью, Пресвятою Девою Мариею и с Иосифом обручником в Египет, сохранился от меча Иродова. 27 ст. Се дние грядут, глаголет Господь, и всею Израиля и Иуду семя человече, и семя скотское («Я засею страну Израильскую и страну Иудейскую семенем человека и семенем скота»). Опустошение Палестины во время плена с преизбытком вознаградится после плена новым множеством людей и скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

19 . Итак, как я уже сказал, мы видим согласие четырех благовестников об Иоанне Крестителе. Матфей говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». Марк не говорит: «В те дни», так как он не предпослал никакого рода событий, из которых было бы ясно, о каких днях он говорит, если бы он сказал: «В те дни». А Лука, перечислив земные власти более ясно указал на время проповеди или крещения Иоанна, говоря так: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». Нам, однако, не следует думать, будто Матфей обозначает только это время, т.е. время этих правителей, когда говорит: «В те дни»; он, конечно же, подразумевал гораздо больший отрезок времени. Действительно, как только Матфей рассказал о возвращении Христа из Египта по смерти Ирода, – что случилось в дни Его детства или отрочества, как это можно понять из того, что Лука сообщил о том, что Он сделал в храме Иерусалимском когда Ему было двенадцать лет, – Матфей, сказав о возвращении из Египта, вслед за тем говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель», имея в виду не только дни Его детства, но и все дни от Его рождения до того времени, когда начал проповедовать и крестить Иоанн и когда Христос был уже юношей, потому что Он и Иоанн были сверстниками, и повествуя о том, что Ему было почти тридцать лет, когда был Он крещен Иоанном. Глава VII 20 . Конечно, иных может смутить то повествование Луки об Ироде, когда он упоминает о том, что в дни крещения Иоанна Ирод был четвертовластником Галилеи, т.е. в то время, когда и Господь был крещен; а Матфей говорит, что отрок Иисус возвратился из Египта уже после смерти Ирода. То и другое может быть истинным только в том случае, если существовало два Ирода. И хотя всякому очевидно, что это вполне могло быть, однако какое-то ослепление заставляет безумствовать тех, которые более склонны к злословию евангельской истины, чем к малому размышлению, чтобы уразуметь, что здесь одним именем названо два человека. Примеров этому мы встречаем предостаточно. Ведь этот последний Ирод признается сыном первого, также как и Архелай, которого Матфей называет наследником царства в Иудее после смерти отца; также как и Филипп, которого Лука называет братом четвертовластника Ирода и в то же время – четвертовластником Итуреи; а тот Ирод, который искал души младенца Христа, был царем; второй же Ирод, его сын, назван не царем, а четвертовластником (тетрархом), каковым словом обозначается поставленный над четвертой частью царства. Глава VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

20). Странно, что Ирод, с одной стороны, заключил Иоанна Крестителя в темницу, а с другой — не только боялся его, но даже и берег. Боялся казнить святого человека, страшась гнева Божия, опасаясь к тому же и народного гнева. Однако питал также и некое уважение к пророку как к мужу праведному и святому. Сам будучи беззаконником, Ирод все-таки испытывал уважение к святости и праведности. Мы видим, что он верил в воскресение мертвых, с благоговением относился к праведности Иоанна и потому «берёг его», более того, «многое делал, слушаясь его», причем слушал его «с удовольствием» (по-славянски сказано: «И в сладость его послушаше»). Ведь люди, просвещенные Богом, мудры во всех отношениях, ибо знают волю Божию, следуя которой, часто приобретают не только духовные, но и земные блага. Все это препятствовало Иродиаде до конца исполнить свое намерение. Она понимала, что, пока жив Иоанн Креститель, всегда будет существовать угроза расторжению брака, поскольку в Ироде происходила борьба между благоговейным отношением к Иоанну Крестителю и сладострастием, какое возбуждала в нем Иродиада. «Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе» (ст. 21–22). «Настал удобный день», — удобный для осуществления Иродиадой ее давней мечты: устранить опасность и упрочить свое положение как супруги Ирода, этого хотя и мелкого, но все же царя и властителя, позволявшего ей жить в роскоши и наслаждаться властью. В то время было не принято, чтобы женщины участвовали в каких-либо мужских делах. Так и на пирах присутствовали одни мужчины, даже прислуживавшие рабы и слуги были только мужчины. Поэтому поступок дочери Иродиады являлся совершенно беззаконным и дерзким, тем паче, что в Иудее, несмотря па развращенность людей того времени, все же сохранялись основы нравственности и соблюдались приличия.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

22). Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи. «Покаяние на словах, конечно недостаточно, должны быть и дела покаяния. Если ты скажешь: каюсь и снова, как пес, возвращаешься на свою блевотину, то конечно, твое слово не приносит пользы, а грязь затопляет. Если же ты желаешь, как следует покаяться, то бодрствуй над грехом и постарайся сохранить в безопасности остальное» (свт. Иоанн Златоуст . О покаянии, и об Ироде, 5). Третья глава 1–2). Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. " В них напоминанием возбуждаю значит; этими посланиями я возбуждаю ваш чистый смысл. Ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано спасительного и возбуждаться к исполнению сего на деле со всей силой и усердием. А заповедано это чрез проповедь пророков и апостолов. Посему и Павел говорит: бывши утверждены на основании Апостолов и пророков ( Еф.2:20 ). Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям, которые возвещали и о первом, и о втором пришествии Спасителя нашего. Почему же заповедует оживлять память о сем? Потому что страстно живущие по своим похотям бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором предвозвестил и сам Господь» (блж. Феофилакт). 3). Прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям «Теперь Петр пророчествует о будущем, так как они (апостолы), – пророки Нового Завета» (св. Иларий Арльский). 4). И говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. «Из-за того, что для спасения многих, написанных в книге живых, не наступает вслед за (пророческими) словами само пришествие Господа, наглые люди нападают на верных с насмешками и говорят: где обетование пришествия Его? Но из-за того, что еще не исполнилось одно обетование, несправедливо не верить и прочим спасительным заповедям Господа, как желают злонамеренные люди. Все они, говорит (апостол), не знают; ибо добровольно смежают глаза свои перед истиной» (блж. Феофилакт). Итак, «берегитесь, если услышите, что скажут (сии слова) предсказанные апостолом ругатели. Берегитесь, чтобы мрачные грезы сынов века сего, смежающих очи от света Грядущего Века, не омрачили вашего сердца, не ослепили ума, не усыпили духа к тому вожделенному и страшному часу, когда придет же день Господень, как тать ночью» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 15 мая 1824 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010