( Рим.10:10 ). Посему апостолов, мучеников, исповедников и всех истинных христиан ни прельщения, ни угрозы, ни самая смерть не могли принудить отречься от Христа и веры Его; они с дерзновением исповедовали свою веру: веровах, тем же возглаголах ( Пс.115:1 ; сн. Рим.10:10 ). Впрочем, ревность к исповеданию веры, соединенному с опасностью жизни, должна быть управляема благоразумием. Сам Иисус Христос неоднократно укрывался от ожесточенных против Него иудеев ( Ин.7:1 ) и апостолам заповедал: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий ( Мф.10:23 ). 3. Церковно-исторические примеры твердого исповедания православной веры 1. Св. ап. Иаков. Климент александрийский передает следующее предание о последних часах жизни ап. Иакова, старшего брата ап. Иоанна Богослова, пострадавшего за И. Христа в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе. Человек, приведший Иакова в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, глубоко тронут был этим и объявил себя самого христианином. Тогда повели обоих их на казнь. На пути он испросил у апостола прощение себе, и им обоим отсечены были главы. Ап. Иаков умер в 44-м годупо Р. Хр. и был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется 30-го апреля. (Евс. «Церк. ист.» II, 9). 2. Свв. священномученик Зиновий и мученица Зиновия были брат с сестрою, жили в Киликии, в г. Егах, в III столетии. Родители научили их благочестию и благотворительности. Получив большое наследство от родителей, они употребили его на дела благотворительности. Господь вознаградил их за это еще здесь, на земле, тем, что Зиновий получил силу исцелять болезни прикосновением руки, а св. Зиновия – крепость сохранить обет девства, не смотря на бывшие искушения. За св. жизнь Зиновия возвели в епископа в отечественном городе. Когда император Диоклитиан открыл гонение на христиан, то правитель Лисий сказал Зиновию: «выбирай одно из двух – или жизнь или смерть». – «Жизнь без Христа – не жизнь, а смерть; смерть же за Христа – не смерть, а жизнь вечная», отвечал Зиновий. И его начали мучить. Увидев мучения брата, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мученическая смерть Стефана стала сигналом к началу повсеместных гонений, и христиане постепенно рассеялись по всей Палестине и прилегающим странам. Вскоре произошло обращение Корнилия из города Кесария, открывшее дверь для благовестил язычникам. Петр сыграл важную роль и в этом важнейшем событии. После семи относительно спокойных лет на Иерусалимскую церковь вновь обрушились гонения при царе Ироде Агриппе (44 г. по Р.Х.). Иаков Зеведеев, брат Иоанна, был обезглавлен. Петра схватили и приговорили к той же казни, но он был чудесным образом освобожден из тюрьмы и покинул Иерусалим, оставив церковь на попечение Иакова, «брата Господня». Евсевий, Иероним и католические историки предполагают, что Петр сразу же отправился в Рим — если не на постоянное жительство, то, по крайней мере, на некоторое время. Но Книга Деяний (Деян. 12:17) сообщает лишь, что Петр, «выйдя, пошел в другое место». Неопределенность этого выражения проще всего объяснить предположением, что с тех пор у апостола не было постоянного пристанища и он, подобно большинству апостолов, вел жизнь странствующего благовестника. Последующее служение Петра Какое–то время спустя мы вновь видим Петра — сначала на апостольском соборе в Иерусалиме (50 г. по P. X.), затем в Антиохии (51), где у него произошла временная размолвка с Павлом, затем в миссионерских путешествиях в сопровождении жены (57), затем он, вероятно, находился среди евреев, рассеянных в Вавилоне или Малой Азии, которым он адресовал свои послания. О жизни Петра в Риме в Новом Завете нет ни слова. Правда, отцы церкви и многие современные толкователи полагают, что Рим изображен в виде мистического «Вавилона», упомянутого в 1 Пет. 5:13 (а также в Откровении), но другие относят это название к Вавилону на Евфрате, а третьи — к Вавилону на Ниле (согласно коптским преданиям, он находился неподалеку от Каира). Тот факт, что о Петре нет упоминаний ни в Деян. 28, ни в послании Павла к римлянам, ни в посланиях Павла, написанных из римской тюрьмы, где имя Петра ни разу не встречается в приветствиях, неоспоримо доказывает, что с 58 по 63 г. апостола не было в Риме. Петр мог побывать там до 58 г., но и такое предположение вызывает большие сомнения, поскольку Павел трудился один и никогда не строил на основании, заложенном другими. Он либо не стал бы писать Послание к римлянам, либо, во всяком случае, непременно упомянул бы о Петре, если бы считал его подлинным основателем церкви в Риме. Новый Завет ничего не говорит о событиях после 63 г., потому что этим годом заканчивается Книга Деяний. Смысл слова «Вавилон» в конце 1 Послания Петра вызывает сомнения, хотя речь, вероятно, все–таки идет о Риме. Мученическую смерть Петра на кресте предсказал наш Господь в Ин. 21:18–19, но конкретное место казни не указано.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Ап. Павел проповедовал язычникам, и он вначале один называется «апостолом необрезанных», но в 44-м году при Ироде Агриппе, во время гонений и другие апостолы отправились с проповедью Евангелия в другие страны. Есть предание, что они поделили между собой разные страны перед отправлением на проповедь. Могло быть, что они сделали это с той целью, чтобы не мешать друг другу. Приходя в новый город, апостолы, прежде всего, обращались с проповедью к иудеям; потом к язычникам. Из одной страны они постепенно переходили в другие. Так после Киликии и Финикии проповедь Евангелия распространилась в Понте, Каппадокии, Армении, Абхазии, по северным и западным берегам Черного моря и за море по Дунаю, в страны Приднепровские, известные в древности под общим именем страны Скифов, которых греки считали антропофагами (проповедь ап. Андрея). Из Армении через Персию и Бактрию даже до Индии, где проповедовали апп. Филипп, Варфоломей и Фома. Евангелист Матфей проповедовал в Эфиопии. На Западе христианство распространилось в Македонии, Греции, Галлии, Испании, Британии. Здесь христианство было распространено не апостолами, а ближайшими учениками апостолов. Кроме 12 апостолов проповедовали и другие ученики Христа и сотрудники апостолов. Предание разумеет под ними 70 учеников, избранных Иисусом Христом. Но в предании дело представляется не совсем ясно. Ученики апостольские: Марк, Лука, Тимофей, Тит, Онисим, Дионисий Ареопагит в наших святцах называются «учениками из 70-ти», но они, обращенные только ап. Павлом, сначала были спутниками Павла, а потом сделались самостоятельными проповедниками. Например, евангелист Лука проповедовал в Далматии, Марк – в Египте и т.д. На проповедь выступали иногда лица, не имевшие полномочий от апостолов и даже плохо знакомые с христианством. Так в книге Деяний говорится, что в Ефесе проповедовал иудей Аполлос, знакомый только с проповедью Иоанна Крестителя, пока сотрудники Павла Акилла и Прискилла и сам Павел не познакомили его ближе с христианством. Апостолы никому не запрещали проповедовать. Были даже такие, которые намеренно стали искажать учение Христа. Первым из таким был Симон Маг, основатель первой еретической секты. Проповедников явилось так много, что апостолы предостерегали верующих и советовали им относиться осторожно. Таким образом видно, какое брожение внесено было в мир Евангельской проповедью. Проповедь христианства в конце I, во II и III веках

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Второе гонение от иудеев было (44 г.) при Ироде Агриппе. Это был внук Ирода, убившего вифлеемских младенцев. В это гонение пострадал ап. Иаков Зеведеев и подвергся опасности ап. Петр. Ап. Иакову отсечена была глава, а ап. Петр заключен был в темницу, с тем, чтоб после праздника пасхи и его лишить жизни. Но на кануне дня, в который назначена была ему смертная казнь, ночью свет озарил темницу, и Ангел, разбудив Петра, велел ему идти за ним. Тотчас же цепи спали с рук Апостола, и он пошел вслед за Ангелом, сам не зная, на яву ли это было, или во сне. Железные ворота городские отворились сами собою. Они вышли на улицу города, и Ангел сделался невидим. Тут только Петр понял, что Бог чудесно спас его от смерти. Он поспешил в дом, куда верующие собирались на молитву, и рассказал им о своем чудесном освобождении. Между тем Ирод, узнав, что нет Петра темнице велел казнить стражей; но вскоре и сам казнен был Богом. Однажды в Кесарии он, сидя на возвышенном месте, начал говорить речь. Льстивые слушатели удивлялись его красноречию и восклицали: это Бог говорит, а не человек! Но вдруг оратор почувствовал себя нездоровым и через 5 дней после того умер, изъеденный червями. Третье гонение от иудеев было (63 г.) при первосвященнике Анане, сыне первосвященника Анны. В это гонение вкусил мученическую смерть ап. Иаков, брат Господень, первый епископ иерусалимский. Этот апостол был любим и уважаем не только христианами, но и неверовавшими иудеями: и они называли его праведником. Этого-то праведника архиереи, книжники и фарисеи хотели склонить на свою сторону, и с этою целью попросили его сказать с кровли храма поучение народу о распятом Иисусе. Иаков взошел на кровлю, и громко сказал: «Что вы спрашиваете меня об Иисусе, Сыне человеческом, который добровольно пострадал, умер, был погребен и воскрес в третий день? Он ныне восседит одесную Бога и опять придет на облаках небесных судить живых и мертвых.» Многие стали славословить Иисуса и восклицать: осанна Сыну Давидову; а фарисеи и книжники столкнули его с кровли храма, и начали бросать в него камни. Иаков, собрав последние силы, стоя на коленях молился за врагов с поднятыми вверх руками, и в то время, как один священник закричал: перестаньте, праведник за нас молится, – один суконщик ударил Апостола тяжелым навоем и раздробил ему голову. Иосиф Флавий и другие почитали мученическую смерть Иакова причиною вскоре за тем открывшейся осады и разрушения Иерусалима. Падение иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

...село Скудельниче... – Согласно преданию, это село первосвященники купили у гончара на деньги, заплаченные Иуде за предательство Христа ( Мф. 27, 7–10 ). Село Скудельниче (Горшечниково) в течение многих веков было местом погребения паломников. К л. 130 об. ...тою юдолью Плачевною в день Страшнаго праведнаго суда Господня река огненная потечет. – Согласно предсказанию пророка Иоиля, юдоль Плачевная, или Кедронская (Иосафатова) долина, на северо-западе Иерусалима станет местом, где будет проходить Страшный суд: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я возсяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоиль. 12 ). О Судном дне возвестят необычные природные явления: «солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой», «содрогнутся небо и земля», и не будет спасения от всепожирающего огня ( Иоиль 2, 3; 3, 15–16 ). К л. 131. ...Давыд виде Вирсавию, мыющуюся в виноград. – В Библии ( 2Цар. 11, 1–17 ) рассказывается о том, как царь Давид, увидев в саду купающуюся Вирсавию, сделал ее своей любовницей, а мужа женщины Урию отправил на войну, приказав полководцу поставить его в самое опасное место. После гибели Урии при осаде города Раввы Давид женился на Вирсавии. «Когда Давыд Псалтырь писал...» – Авторство Псалтири, самой поэтической части Библии, по традиции приписывают царю Израильско-Иудейского государства Давиду (кон. XI в. – ок. 950 г. до н. э.). Свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором Давид пел свои песни. " В дому Давыдова страх велик»... – Ср.: Иер. 21, 12; 22, 5–9 . К л. 131 об. Сион – юго-западная гора Иерусалима, которая была с четырех сторон окружен долинами. До времен царя Давида она находилась во владении иевусеев, которые построили на ней крепость. Давид, взяв крепость, основал здесь город – столицу Иудеи ( 2Цар. 5, 6–9 ). На горе Сион был воздвигнут дворец Соломона, позднее здесь находился дворец Ирода. В библейской литературе Сион часто является синонимом Иерусалима, «царства Божия». ...дом Зеедеов, отца Иоанна Богослова. – Имеется в виду дом зажиточного рыбака, откуда происходили ученики Христа – евангелист Иоанн и его брат Иаков Заведеев, притерпевший мученическую смерть в Иерусалиме при императоре Ироде Агриппе в 44 г. ( Деян. 12, 1–2 ). В этом доме, по преданию, произошли многие события евангельской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напомним, что если Иерусалим времен Давида занимал менее четырех с половиной гектар, город Ирода Великого 56 га, то при Ироде Агриппе в черту городских стен вошла площадь в 124 га. Конечно, не вся эта площадь была сразу застроена. Даже сейчас северо-восточный район Старого Города, как и часть юго-западного Армянского квартала, в значительной степени заняты садами и земельными участками. Подобным образом и здесь, у подножия Голгофы, где находился пустовавший с момента Воскресения бывший гроб Иосифа Аримафейского, по-прежнему мог находиться сад. Итак, сведения Евангелий подтверждаются современной археологией. Разумеется, никакие раскопки не могут в научном смысле «доказать», что именно данные объекты суть евангельские Голгофа и Гроб. Раскопки доказывают лишь, что они м о г у т находиться здесь. Тем более что это их местонахождение неожиданно подтверждается свидетельством источников не только раннехристианских, но и антихристианских языческих. Капитолий Адриана Мы сказали уже о том, как император Адриан решил в 135 г. основать на месте Иерусалима новый языческий город, получивший название Элиа Капитолина. «Элиа» – потому что полное имя императора было Публий Элий Адриан, «Капитолина» – потому что город и главный его храм посвящались «Капитолийской Троице»: трем римским языческим божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве, – общее празднество которым совершалось в сентябрьские иды (13 сентября). Запомним эту дату: Православная Церковь совершает в этот день праздник Воскресения Словущего – память освящения «словущего» (знаменитого) Анастасиса – храма Воскресения, построенного Константином и Еленой. Глубоко в языческую толщу религиозной памяти человечества уходят праосновы Православия... В языческой религии римлян существовал отдельный ритуал основания города, один из самых древних – восходящие к Ромулу и Рему так называемые «померии» (буквально «застенье» – от лат. post + moerus). Старший современник Иисуса, великий римский поэт Овидий, так описывает его в поэме «Фасты» («Праздники»):

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 50 г. апостол Петр является опять в Иерусалиме на Апостольском соборе. После Апостольского собора апостол Петр, также посетив Антиохию, проповедовал иудеям рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Ассии и Вифинии; им же он писал свое первое послание. Затем со своим спутником Евангелистом Марком проповедовал в Вавилоне, где жило много евреев. Прибыв из Вавилона в Александрию, апостол Петр поставил здесь Марка епископом для новообращенных христиан, а сам переправился в Коринф, уже после того, как основал здесь Церковь апостол Павел. Последним местом проповеди апостола Петра предание единогласно называет Рим, куда он прибыл под самый конец своей жизни и где, в гонение Нерона, принял мученическую кончину в 67 или 68 году. Незадолго до его смерти, по свидетельству предания, римские христиане убеждали апостола хотя бы на некоторое время оставить столицу, на что он было и согласился. Но недалеко от города он увидел своего Учителя, идущего по направлению к Риму. Петр обратился к нему с вопросом: «Куда идешь, Господи?» – «Иду в Рим опять на распятие», – отвечал Господь. Апостол принял этот ответ за упрек своему малодушию, вернулся в Рим и добровольно отдался в руки мучителей. По собственному желанию он был распят на кресте вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертию Господа. Апостол Петр оставил два соборных послания, написанных в конце жизни, в Риме, которые внесены в канон священных книг. Под его именем известны еще другие послания, но не вошедшие в канон, например, евангелие, послание к Клименту в Риме и две другие литургии. 3. Святой апостол Иаков (Старший) – сын рыбаря Заведея, вероятно, Вифсаидского, и брат Евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с другими апостолами апостол Иаков устраивал Иерусалимскую церковь и, по всей вероятности, совсем не выходил из Иерусалима, где претерпел мученическую кончину в 44 г. при Ироде Агриппе. 4. Святой апостол Иоанн Богослов. Возлюбленный ученик Господа, присутствовал при крестных страданиях Спасителя и здесь получил от Него завещание заботиться о Пресвятой Деве Марии ( Ин. 19, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях. Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых. 1. Петр Первоверховный  – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня. Андрей Первозванный , брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября. Иаков Заведеев , брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля. Филипп  проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября. Варфоломей  проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

http://pravmir.ru/sobor-12-ti-apostolov-...

Святые апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Иаков старший, сын рыбаря Зеведея, вероятно вифсаидского, и брат евангелиста Иоанна, вместе с другими апостолами устраивал Иерусалимскую Церковь и, по всей вероятности, совсем не выходил из Иерусалима, где претерпел мученическую кончину в 44 году при Ироде Агриппе. Поэтому предание Испанской Церкви, что апостол Иаков проповедовал Евангелие в Испании, весьма сомнительно. Брат его, Иоанн, возлюбленный ученик Спасителя, по сошествии Святого Духа на апостолов является действующим в Иерусалиме и его окрестностях вместе с Петром. Во исполнение заповеди Божественного Учителя он был охранителем Богоматери до самой Ее кончины, последовавшей, по преданию, в 48 году, почему и не оставлял Иерусалима, когда другие апостолы вышли уже из него на проповедь. Во время Апостольского собора в 51 году 26 святой Иоанн пребывал еще в Иерусалиме, а затем время его отшествия отсюда и водворения в Малой Азии неизвестно с достоверностью; во всяком случае, апостол Иоанн пришел в Малую Азию после того, как тамошние Церкви, по случаю заключения апостола Павла в узы, лишились в сем последнем своего руководителя, то есть в 60-х годах. Основав свое постоянное местопребывание в Ефесе, он заботился об устроении Церкви Божией и в других малоазийских городах, по всей вероятности, в тех, о которых упоминается в его Апокалипсисе. Малоазийские Церкви в его время особенно много страдали от разных лжеучителей, и святой Иоанн охранял их от ересей с отеческой заботливостью. Около 96 года, при императоре Домициане, Иоанн был исповедником за Христа и сослан был в ссылку на остров Патмос, откуда в правление Нервы (96–98 гг.) был возвращен и поселился опять в Ефесе. Здесь, дожив до глубокой старости, он умер в правление Траяна, в начале II века, и похоронен в Ефесе. В последние годы своей жизни, вследствие старческой немощи, он уже не мог много говорить, поэтому повторял только своим ученикам: «Дети, любите друг друга». От сего апостола Церковь имеет Евангелие, три Послания и Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Можно согласиться с теми, которые предполагают, что Павел во время своего воспитания в Иерусалиме в школе Гамалиила жил в доме Симона Киринейскаго, конечно, по родству, и потому считал жену его как бы своею второю материю. К этому дому, а стало быть, и к родству с Павлом мог принадлежать и упоминаемый в книге Деяний сын сестры Павловой.     3) Упоминаемый здесь Агриппа назывался Марком Агриппою, или Иродом Агриппою II-м. Он был сыном Ирода Агриппы I-ro, или Великаго, воспиты­вался при дворе Римского Императора и после смерти своего отца получил от Императора Клавдия в управление Халкиду, а через 4 году тетрархию Филиппа и Лисания с титулом царя (Древн. 20:7,1), быв таким образом последним царём из фамилии Иродов у Иудеев. Вереника, или Ференика, была его сестрой и находилась сначала в замужестве за своим дядей Иродом Халкидским, а после его смерти жила при брате своём Ироде Агриппе (Древн. 20:7,3).    Речь Апостола Павла перед Иродом Агриппой и Фестом была одною из сильнейших и замечательнейших речей. Апостол имел случай торжествен­но, и притом вполне научно, доказать истинность содержимого и проповедуемого им учения, сущность которого он поставляет в покаянии и добрых делах. Апостол говорит, что он, как фарисей, как строгий Иудей, держится тех же верований, которыя сохраняют и все правоверные Иудеи; это именно вера в Мессию, надежда на Его Пришествие.    Исполнением этой надежды, упованием Христиан является Иисус Назорей, о Котором они учат, что хотя Он и умер, но был воскрешён Богом. «Я, — говорит Апостол, — сначала думал действовать против Иисуса Назорея, потому что считал невозможным воскресение мёртвых; но удостоившись видеть Само­го Воскресшого и получив от Него повеление проповедать близким и дальним, Иудеям и язычникам, я стал проповедовать, что Иисус есть Мессия».     Главная цель проповеди Павловой о Христе: открыть всем глаза, чтобы все могли покаяться и получить прощение. Естественно, что он не мог не говорить о Воскресении Христа. Но Иудеи за эту-то проповедь и схватили его. Впро­чем, помощию Божиею он продолжает свидетельствовать о Христе то же, что и всегда, то есть что Христос был первым воскресшим из мёртвых. И невероятного в Воскресении Христа ничего не было. Моисей и пророки говорили то же о Христе. Итак, кто верит пророкам, тот должен поверить и Христу или проповеди о Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010