Мф.21:12 . И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, «В храм Божий»: храм иерусалимский, в котором Бог Иегова благоволил особенно являть Свое присутствие, особенно во Святом Святых на кивоте завета. Это был так называемый второй храм Иерусалимский. Первый храм великолепный, выстроенный Соломоном, был разрушен вместе с Иерусалимом халдеями при Навуходоносоре (около 584 г. до Р. Хр.), когда и иудеи отведены были в 70-тилетний плен вавилонский. По возвращении из плена, при Зоровавеле, храм был вновь построен, но с меньшим великолепием сравнительно с первым храмом, так что старики, помнившие первый храм, взирая на второй, проливали слезы ( 1Ездр.3:8–12 ). Но и этот второй храм, при частых войнах иудеев, пред пришествием Христовым, приходил в упадок. Ирод великий, нетерпимый народом за жестокости, чтобы хотя несколько снискать расположение народа, предпринял украсить этот храм внутри и со вне; постройка собственно храма окончена была Иродом лет через 8–9; но пристройки храмовые были окончены уже при Ироде Агриппе 2-м, около 64 г. по Р. Хр. Возобновленный храм был не велик, но он окружен был множеством пристроек, так что ими занята была вся гора Мориа и даже потребовалось распространить ее искусственными насыпями с каменными и земляными постройками, основание которых находилось в окружавших гору долинах. Древнейшие сведения о храме Иродовом у Флавия и в Талмуде не вполне одинаковы. По соображении некоторых разностей, в общем его можно описать так: площадь (четвероугольная) храма с примыкающей к нему с северо-запада крепостью Антониевой была в окружности несколько более версты и обнесена была высокою стеною. Чрез нее вели восемь (со всех четырех сторон) ворот, к которым со вне вели высокие лестницы. Одни врата с главной (восточной) стороны были особенно великолепны и назывались Красными ( Деян.3:2 ). По всему протяжению этой стены с внутренней стороны, от ворот до ворот, на огромных мраморных столбах, устроены были крытые ходы или галереи, или так называемые притворы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ирод Агриппа I, Ирод Агриппа II Еще один правитель, в 39 году н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести – и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, исключено для человека, исповедующего веру в Единого, а Агриппа считал себя именно таковым. Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 году. Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59 году. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (об этом подробнее в 39-й главе), а пока что можно было развлечься беседой с ним. Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь». А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

2. Ап. Павел перед судом Феста а) общие сведения о Фесте (см. Словарь) б) быстрота прибытия к Фесту депутации знатнейших иудеев (буквально через несколько дней после вступления того в должность) говорит о чрезвычайной важности, которую в глазах религиозной верхушки иудейства имело намерение уничтожить ап. Павла в) ап. Павел перед новым прокуратором. В ответ на предложение Феста отправить его в Иерусалим апостол, вполне сознавая вероломство руководителей Синедриона, впервые открыто требует суда у императора в столице империи 3. Ап. Павел перед царем Агриппой а) общие сведения об Ироде Агриппе (см. Словарь) б) с точки зрения Феста, иудеи не смогли должным образом обосновать своих обвинений против ап. Павла, а то, что они приводят в качестве обвинений, по римским законам таковыми считаться не может, так как касается Богопочитания, т. е., по сути, является внутренним делом иудейства (ср. с ситуацией в Коринфе, описанной в Деян. 18:14 – 16 ). Фест обращается к Агриппе с просьбой помочь ему в составлении сопроводительных бумаг на узника, отправляемого в Рим, видимо надеясь, что Агриппа, как местный уроженец, сможет сделать это квалифицированнее, чем он сам в) защитительная речь ап. Павла. Особый акцент на защите учения Христова IV. Путешествие ап. Павла в узах в Италию а) общий обзор маршрута плавания (см. также карту) б) возобновление «Мы – отрывков» начиная с Деян. 27:1 говорит о том, что автор Деяний ап. Лука являлся спутником ап. Павла в этом плавании в) корабль, на котором перевозили ап. Павла («Александрийский корабль»), был обычным торговым кораблем, а не судном, специально предназначенным для перевозки узников. Именно этим объясняется тот факт, что находившиеся на борту очень поздно (27:38) стали выбрасывать за борт пшеницу г) пророчества ап. Павла о предстоящей буре и о спасении всех плывущих на корабле д) ап. Павел пресекает попытку корабельщиков бежать с корабля (27:30 – 32). В благодарность апостолу римский сотник спасает и его жизнь, когда воины принимают решение убить всех находившихся на борту узников для предотвращения побегов (27:42 – 43)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Факты, которые благодаря археологии имеются сегодня в нашем распоряжении, подтверждают подлинность этих событий. Так, мы узнали, что Агриппа I был сыном Аристовула, который, в свою очередь, являлся сыном Ирода Великого и Мариамны. Аристовул женился на своей двоюродной сестре Беренике, дочери Саломеи, сестры Ирода. Таким образом, Агриппа I имел близкие родственные связи с династией Иродов. Он получил образование в Риме, где стал воспитателем внука императора Тиберия и был связан тесной дружбой с Калигулой. Однако, после того как он высказался против Тиберия, тот заключил его в тюрьму. Калигула, став императором, освободил Агриппу, передав ему при этом тетрархию Ирода Филиппа II. Позже к Агриппе отошла область Авилинея (к северу от горы Ермон) и области, которыми управляли Антипа и Архелай. Так, Ирод Агриппа I стал правителем всех территорий, в которых царствовал его дед Ирод Великий, а римский император даровал ему титул царя. 581 Как ревностный блюститель Моисеева закона, он преследовал христиан, потому-то и казнил Иакова, «брата Иоаннова», как мы уже говорили, и заключил в тюрьму апостола Петра, чтобы затем убить и его, но апостолу чудесным образом удалось спастись. Агриппа приказал казнить стороживших апостола воинов ( Деян. 12, 19 ). Описание смерти Агриппы, как об этом рассказывает евангелист Лука ( Деян. 12, 21–23 ), совпадает с описанием этого события у иудейского историка Иосифа Флавия. 582 Небольшие расхождения, наблюдаемые при сопоставлении двух текстов, подтверждают то, что апостол Лука «не имел перед собой текста Иосифа и повествует независимо от него». 583 Об Ироде Агриппе II, сыне предыдущего Агриппы I и правнуке Ирода Великого, евангелист Лука упоминает в связи с тем, что тот участвовал в суде над апостолом Павлом. Наместник Иудеи Фест советовался с Агриппой II о том, как ему поступить с Павлом ( Деян. 25, 13–26, 32 ). Агриппа II «являлся хранителем храма и его сокровищ, кроме того, он имел право назначать на должность первосвященника». 584 Нерон упрочил царство Агриппы II, считавшегося другом римского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Вновь перед нами сцена, снятая четырьмя камерами, и вновь последовательность событий восстанавливается путем сличения четырех свидетельств. Однако необходимо поставить вопрос о качестве свидетельских показаний: насколько они достоверны? В современной научной литературе широко распространен взгляд, согласно которому только самая общая историческая канва этого процесса могла быть известна евангелистам, тогда как все подробности, в особенности диалоги между Иисусом и Пилатом, являются плодом воображения авторов Евангелий. Это в особой степени относят к Евангелию от Иоанна, содержащему весьма подробное и детальное изложение беседы римского префекта с Иисусом. Даже такие благонамеренные исследователи, как Р.Браун, крупнейший католический специалист по Евангелию от Иоанна, считают, что к новозаветным свидетельствам о суде над Иисусом следует подходить с осторожностью: их целью является не столько изложение фактов, сколько разъяснение религиозного значения осуждения Иисуса. Различия между евангельскими повествованиями, по мнению ученого, отражают прежде всего различия в богословских взглядах, через призму которых описываются события. Так, например, если в рассказах синоптиков Иисус практически все время молчит, то у Иоанна Он пространно отвечает Пилату. Но то, что Он говорит, отражает тематику, которая интересовала «Иоаннову общину» в то время, когда писалось его Евангелие (предположительно много десятилетий спустя после описываемых событий). Что же касается Луки, то он включает в свое повествование встречу Иисуса с Иродом по той причине, что видит в Пилате и Ироде, судящих Иисуса, параллель к Фесту и Агриппе как судьям Павла в 25–26 главах книги Деяний. 355 Таким образом, нам, по сути, предлагается рассматривать евангельские свидетельства о суде Пилата как литературную фикцию, хотя и опирающуюся на факты, но созданную прежде всего в интересах конкретных церковных общин конца I века. Однако сама теория, согласно которой евангелисты «моделировали» образ Иисуса для своих церковных общин, к настоящему времени вызывает все меньше поддержки в научном сообществе, поскольку никто из ученых так и не сумел найти внятное подтверждение существования таких общин. Кроме того, сводить евангельские повествования исключительно к попыткам изложить некие богословские посылки при помощи выдуманных рассказов – значит подрывать их авторитет в качестве свидетельских показаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это было уже невыносимо; наперекор закону Стефан был тут же побит камнями, и Иерусалимскую церковь постигло первое прямое гонение, главным деятелем которого явился пылкий фарисейский ученик, молодой Савл; это был уроженец города Тарса, иудей, ученик Гамалиила, слышавший Стефана и присутствовавший при его убиении. Гонение разогнало христиан из Иерусалима по всей Иудее и Самарии и далее и имело следствием основание общин по всей Палестине и даже в Газе и Дамаске. Сами апостолы удержались в Иерусалиме, лишь иногда странствуя (особенно Петр) в Самарию, Лидду и пр. по нуждам проповеди и церкви ( Деян. 8:14; 9:32 и след.). Гонение угасло совершенно неожиданным образом. Христианская община в Дамаске с ужасом ожидала Савла, который должен был явиться сюда для ее разгрома с полномочиями от иерусалимского синедриона. Савл явился и стал проповедовать в синагогах, что Иисус есть воистину Мессия и Сын Божий, что он, Савл, сам видел Его по пути в Дамаск и убедился в Его Воскресении. (Как бы ни представлять себе это видение, несомненно, что сам Савл-Павел был убежден в его полной однородности с прочими явлениями Воскресшего, о которых проповедовали апостолы (см. 1Кор.15:4–8 .). Гонение, душою которого был Павел, быстро затихло ( Деян. 9:31 ). Между тем, проповедь рассеянных из Иерусалима достигла уже Кипра, Финикии и Антиохии; проповедники обращались пока только к иудеям и отчасти к эллинистам (в Антиохии); но, по Деян. ап., уже в это время Петр по особому Божественному указанию крестил без предварительного обрезания дом сотника Корнилия, за что подвергся даже упрекам в Иерусалиме (гл. 10, 11). Крупный успех проповеди эллинистам в Антиохии (где, по Деян. 11:26 , впервые обращенные стали называться христианами) побудил апостолов в Иерусалиме отправить туда как бы для ревизии Варнаву, а тот пригласил к себе Савла (или Павла) из Тарса (куда его укрыли, чтобы переждать раздражение против него иудеев). Это было уже в начале 40-х гг. I в. при императоре Клавдии и последнем царе иудейском Ироде Агриппе, объединившем на недолгое время (41–44 гг.) в своих руках царство Ирода Старшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее. В Иерусалиме Богородица беспрестанно посещала опустевший по Воскресении Гроб Христов и молилась. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения (Сказание об Успении Св. Богородицы. 2). Предание повествует о морском путешествии Б. к некогда воскрешенному Господом и ставшему Кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о к-рой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский п-ов. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем» ( Порфирий (Успенский), еп.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

Строительно-архитектурная история храма, как и эволюция его юрисдикционно-канонического статуса, была долгой и сложной. Как ни парадоксально, но это самое известное и самое посещаемое в мире культовое здание для ученых и сегодня остается, пожалуй, одним из наиболее загадочных в истории. Воздвигнутая Константином Великим для всеобщего поклонения Воскресшему Спасителю базилика заменила в свое время языческий храм, существовавшей здесь со времен императора Адриана. Пострадавшая при персидском нашествии в 614 г. и снесенная до основания Хакимом Безумным в 1009 г., она была восстановлена, в уменьшенном масштабе, византийским императором Константином IX Мономахом (дедом нашего Владимира Мономаха ) и затем «встроена» в гораздо более пространную базилику крестоносцами в XII столетии. В таком виде этот сложный и разностильный архитектурный комплекс практически и дожил до нашего времени. В 1967 г., после того как несколько десятков лет работали разнообразные экспертные советы и «согласительные» комиссии, начались реставрационные работы, не оконченные до сих пор. (Реставраторские леса в Ротонде были убраны лишь к Пасхе 1997 г., из кафоликона – патриаршего храма Воскресения – к 2000 г., к реставрации Кувуклии приступили лишь в прошлом году.) В связи с началом большого ремонта, удалось осуществить и наиболее плодотворные археологические исследования. Подтвердив точность евангельского рассказа и данных церковного Предания, они позволили многое прояснить и в планировке Иерусалима, каким он был в эпоху Христа Спасителя. В I в. н. э. вся эта местность находилась вне черты города и представляла из себя заброшенную каменоломню, на месте которой был разбит сад. В черту города эта местность предположительно вошла лишь в 40-е годы I в., в период отмеченного интенсивным городским строительством короткого царствования Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. Если Иерусалим времен Давида занимал менее 4,5 гектаров, город Ирода Великого – 56 га, то при Ироде Агриппе в черту городских стен вошла площадь в 124 гектара. Конечно, не вся эта площадь была сразу застроена. Даже сейчас северо-восточный район Старого Города, как и часть юго-западного Армянского квартала, в значительной степени заняты садами и земельными участками. Подобным образом и здесь, у подножья Голгофы, где находился пустовавший с момента Воскресения бывший гроб Иосифа Аримафейского, по-прежнему мог находиться сад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Непосредственным результатом открытия гробницы был возросший престиж Макария и епископства Иерусалимского. Настаивая на разрушении языческих святилищ, Макарий рисковал не только своей карьерой и репутацией. Отрицательный результат его раскопок мог бы привести к политическому скандалу, вызвать еще большее озлобление язычников и подорвать престиж христианства и поддерживавшего христиан императора. От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном сооружение эпохи Крестовых походов. Сама же гробница была уничтожена в 1009 г. по приказу безумного халифа Хакима. В настоящее время церковь находится в пределах городских стен, хотя, согласно Евангелиям ( Ин. 19:20 ), казнь и погребение Иисуса свершились вне города. Но современные стены Иерусалима были построены в XVI b. при Сулеймане Великолепном (между 1537 и 1540 гг.), и они, возможно, не везде следовали направлению старых стен. Проведенные в 1963–1964 гг. британскими археологами раскопки у Дамасских ворот показали, что тот участок древней стены, который там находится, был заложен (и не достроен) в 41 г. от Р.Х. при Ироде Агриппе, а где проходила более ранняя северная стена, существовавшая при Пилате, до сих пор неизвестно. Само же наличие на месте Храма Гроба Господня древнего еврейского кладбища говорит о том, что в первой половине I b. весь этот участок находился за пределами города. Английский археолог Мартин Биддл, изучавший гробницу в течение последних нескольких лет (с 1986 по 1998 г.), опубликовал подробный отчет о своей работе 78 . По его мнению, ничто не противоречит тому, что она могла быть местом погребения Иисуса. К тому времени, когда Ирод стал царем, первая и вторая стены уже существовали. Он укрепил их и воздвиг три большие башни в том месте, где они сходились, тем самым, защитив самые уязвимые места укреплений. Южнее их он воздвиг свой роскошный дворец. В том месте, где вторая стена подходила к ограде Храма, он перестроил крепость Маккавеев и назвал ее Антонией в честь Марка Антония. Иосиф Флавий сообщает, что замок Антония стоит над обрывом высотой 75 футов и что он имеет башни по всем четырем углам, причем юго-восточная башня достаточно высока для того, чтобы видеть все, происходящее в зоне Храма. В Антонии был расквартирован римский легион.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3) Упоминаемый здесь Агриппа назывался Марком Агриппой, или Иродом Агриппой II-м. Он был сыном Ирода Агриппы I-ro, или Великого, воспитывался при дворе римского Императора и после смерти своего отца получил от Императора Клавдия в управление Халкиду, а через 4 года тетрархию Филиппа и Лисания с титулом царя (Древн., 20:7,1), быв таким образом последним царём из фамилии Иродов у иудеев. Вереника, или Ференика, была его сестрой и находилась сначала в замужестве за своим дядей Иродом Халкидским, а после его смерти жила при брате своём Ироде Агриппе (Древн., 20:7,3). Речь апостола Павла перед Иродом Агриппой и Фестом была одной из сильнейших и замечательнейших речей. Апостол имел случай торжественно, и притом вполне научно, доказать истинность содержимого и проповедуемого им учения, сущность которого он поставляет в покаянии и добрых делах. Апостол говорит, что он, как фарисей, как строгий иудей, держится тех же верований, которые сохраняют и все правоверные иудеи ; это именно вера в Мессию, надежда на Его Пришествие. Исполнением этой надежды, упованием христиан является Иисус Назорей, о Котором они учат, что хотя Он и умер, но был воскрешён Богом. «Я, – говорит апостол, – сначала думал действовать против Иисуса Назорея, потому что считал невозможным воскресение мёртвых; но удостоившись видеть Самого Воскресшего и получив от Него повеление проповедать близким и дальним, иудеям и язычникам, я стал проповедовать, что Иисус есть Мессия». Главная цель проповеди павловой о Христе: открыть всем глаза, чтобы все могли покаяться и получить прощение. Естественно, что он не мог не говорить о Воскресении Христа. Но иудеи за эту-то проповедь и схватили его. Впрочем, помощью Божией он продолжает свидетельствовать о Христе то же, что и всегда, то есть что Христос был первым воскресшим из мёртвых. И невероятного в Воскресении Христа ничего не было. Моисей и пророки говорили то же о Христе. Итак, кто верит пророкам, тот должен поверить и Христу или проповеди о Христе. Ирод чувствовал силу доказательств Павла и прямо объявил ему, он едва не сделался христианином; но как человек слабохарактерный, из угождения Фесту или, может быть, опасаясь, чтобы Фест не заподозрил его самого – воспитанного при дворе римских Кесарей – в последовании суевериям иудейским, Ирод поспешил прекратить разговор с Павлом и стал совещаться о нём с Фестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010