Вновь перед нами сцена, снятая четырьмя камерами, и вновь последовательность событий восстанавливается путем сличения четырех свидетельств. Однако необходимо поставить вопрос о качестве свидетельских показаний: насколько они достоверны? В современной научной литературе широко распространен взгляд, согласно которому только самая общая историческая канва этого процесса могла быть известна евангелистам, тогда как все подробности, в особенности диалоги между Иисусом и Пилатом, являются плодом воображения авторов Евангелий. Это в особой степени относят к Евангелию от Иоанна, содержащему весьма подробное и детальное изложение беседы римского префекта с Иисусом. Даже такие благонамеренные исследователи, как Р.Браун, крупнейший католический специалист по Евангелию от Иоанна, считают, что к новозаветным свидетельствам о суде над Иисусом следует подходить с осторожностью: их целью является не столько изложение фактов, сколько разъяснение религиозного значения осуждения Иисуса. Различия между евангельскими повествованиями, по мнению ученого, отражают прежде всего различия в богословских взглядах, через призму которых описываются события. Так, например, если в рассказах синоптиков Иисус практически все время молчит, то у Иоанна Он пространно отвечает Пилату. Но то, что Он говорит, отражает тематику, которая интересовала «Иоаннову общину» в то время, когда писалось его Евангелие (предположительно много десятилетий спустя после описываемых событий). Что же касается Луки, то он включает в свое повествование встречу Иисуса с Иродом по той причине, что видит в Пилате и Ироде, судящих Иисуса, параллель к Фесту и Агриппе как судьям Павла в 25–26 главах книги Деяний. 355 Таким образом, нам, по сути, предлагается рассматривать евангельские свидетельства о суде Пилата как литературную фикцию, хотя и опирающуюся на факты, но созданную прежде всего в интересах конкретных церковных общин конца I века. Однако сама теория, согласно которой евангелисты «моделировали» образ Иисуса для своих церковных общин, к настоящему времени вызывает все меньше поддержки в научном сообществе, поскольку никто из ученых так и не сумел найти внятное подтверждение существования таких общин. Кроме того, сводить евангельские повествования исключительно к попыткам изложить некие богословские посылки при помощи выдуманных рассказов – значит подрывать их авторитет в качестве свидетельских показаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кончина Апостола Петра. Апостол Петр долго странствовал по разным странам, проповедуя Благую Весть и основывая церкви. Последней из них была церковь столицы Империи – Рима. Как раз в это время началось жестокое преследование христиан при императоре Нероне. Это произошло в 64 г. по Р.Х. Есть благочестивое предание, что, когда положение в Риме стало очень опасным, христиане постарались уговорить Петра покинуть Рим, чтобы продолжать проповедь . По этому преданию, Петр согласился на уговоры и ранним утром пошел по дороге из города. Вдруг, в предрассветной мгле, он увидел, что Кто-то идет к нему навстречу. И Петр узнал Его – это был Господь Иисус Христос. – Господи, куда Ты идешь? – воскликнул Петр и услышал тихий ответ: – В Рим, чтобы Меня распяли еще раз. Видение исчезло, а Петр, не задумываясь, пошел обратно в Рим. Он был схвачен, судим и распят. Что известно о благовестнических трудах Двенадцати Апостолов? Предание Церкви сохранило нам сведения о трудах Двенадцати Апостолов проповедовавших Благую Весть: 1 . Апостол Петр проповедовал Евангелие в Иудее. Освобожденный чудесным образом из темницы, он оставил Иерусалим и проповедовал в Сирии, в Малой Азии и в Риме, где и был распят. 2 . Апостол Иаков , сын Заведея, проповедовал Евангелие в Иудее и первый из Апостолов пострадал как мученик при царе Ироде Агриппе ( Деян.12:1–2 ). 3 . Апостол и Евангелист Иоанн, сын Заведея и брат Иакова, упоминается в Евангелии как любимый ученик Иисуса Христа ( Ин.13:23 ), взявший на себя заботу о Божьей Матери ( Ин.19:25–27 ). После Ее Успения он поселился в Ефесе и проповедовал слово Божье в Малой Азии. Был сослан на остров Патмос, где написал таинственную книгу о будущем мира и Церкви Христовой – Откровение. Освобожденный из заточения, написал Евангелие и три Соборных Послания. Скончался в глубокой старости в первом десятилетии II века. 4 . Апостол Андрей Первозванный , брат Петра. По преданию, проповедовал во Фракии (территория нынешней Болгарии), в Греции и в Скифии (стране на северном берегу Черного моря). Был распят на кресте в форме буквы «X».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Мф.21:12 . И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, «В храм Божий»: храм иерусалимский, в котором Бог Иегова благоволил особенно являть Свое присутствие, особенно во Святом Святых на кивоте завета. Это был так называемый второй храм Иерусалимский. Первый храм великолепный, выстроенный Соломоном, был разрушен вместе с Иерусалимом халдеями при Навуходоносоре (около 584 г. до Р. Хр.), когда и иудеи отведены были в 70-тилетний плен вавилонский. По возвращении из плена, при Зоровавеле, храм был вновь построен, но с меньшим великолепием сравнительно с первым храмом, так что старики, помнившие первый храм, взирая на второй, проливали слезы ( 1Ездр.3:8–12 ). Но и этот второй храм, при частых войнах иудеев, пред пришествием Христовым, приходил в упадок. Ирод великий, нетерпимый народом за жестокости, чтобы хотя несколько снискать расположение народа, предпринял украсить этот храм внутри и со вне; постройка собственно храма окончена была Иродом лет через 8–9; но пристройки храмовые были окончены уже при Ироде Агриппе 2-м, около 64 г. по Р. Хр. Возобновленный храм был не велик, но он окружен был множеством пристроек, так что ими занята была вся гора Мориа и даже потребовалось распространить ее искусственными насыпями с каменными и земляными постройками, основание которых находилось в окружавших гору долинах. Древнейшие сведения о храме Иродовом у Флавия и в Талмуде не вполне одинаковы. По соображении некоторых разностей, в общем его можно описать так: площадь (четвероугольная) храма с примыкающей к нему с северо-запада крепостью Антониевой была в окружности несколько более версты и обнесена была высокою стеною. Чрез нее вели восемь (со всех четырех сторон) ворот, к которым со вне вели высокие лестницы. Одни врата с главной (восточной) стороны были особенно великолепны и назывались Красными ( Деян.3:2 ). По всему протяжению этой стены с внутренней стороны, от ворот до ворот, на огромных мраморных столбах, устроены были крытые ходы или галереи, или так называемые притворы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

3. Упоминаемый в святом Евангелии (Лк.3:1) сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой (Мф 14.6; Мр 6.22). 4. Чаще всего в Новом Завете (Мф.14:3,6; Мк. 6:14,16-18,20-22; 8:15; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15; Деян. 13:1) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер. 6. Ирод Агриппа I , сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил (Деян. 12:2-11). Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним (Деян. 12:23). 7. Ирод Агриппа II , сын Ирода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. Об Ироде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22-24,26; 26:1-2,7 и др. Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла.

http://pravoslavie.ru/6958.html

в) Подвиг исповедания веры тем выше, чем сильнее искушение для веры. Когда последователи Христа, по Его собственному пророчеству, водимы были пред цари и владыки и принуждаемы и отречению от Него страшными угрозами, поруганиями, пытками, бесчисленными лишениями, и, не смотря на то, не переставали исповедовать Его своим Господом, не стыдились и не боялись говорить: я христианин; то это, без сомнения, самый высокий вид Богопочитания, вполне достойный того, что бы Сын Божий исповедал, признал Своими таких исповедников пред Отцом Своим небесным. Но за то и наоборот: чем слабее испытание для веры, чем ничтожнее побуждение к измене ей, тем постыднее и преступнее эта измена, тем более изменяющие Господу достойны того, чтоб Он пред лицом Отца Своего небесного сказал об них: не вем вас. г) Случаи к исповеданию веры не редки в самых обыкновенных обстоятельствах нашей жизни. Кто выдерживает хотя не так трудные, но, может быть, но духу нашего времени и по тому самому что часто встречаются, не совсем незначительные для нас искушения, тот не погубить мзды своей. Тем большую должен иметь каждый из нас осторожность, чтобы не уступит очень обыкновенным искушениям, или не впасть в лицемерие и тщеславие. «Не являй своего дела благочестия, не провозглашай своего слова о спасении, когда не призывает тебя к сему никакая обязанность и не вызывает на то слава твоего Спасителя, чтобы тебе не впасть в лицемерие или в тщеславие; но не оставляй богоугодного дела потому, что миру кажется оно странным. И когда захотят отлучит тебя от участия в скорбях, страданиях и поношениях распятого Иисуса, скажи с благородною твердостию: желаю с Ним жить и умереть, чтоб и по смерти жить с Ним, как моим Спасителем и Богом». (Из сл. Филарета, митр, моск., в нед. по Воздвижении). д) Церковно-исторические примеры твердого исповедания православной веры: аа) Св. ап. Иаков. Климент александрийский передает следующее предание о последних часах жизни ан. Иакова, старшего брата ап. Иоанна Богослова, пострадавшего за И. Христа в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе. Человек, приведший Иакова в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, глубоко тронут был этим и объявил себя самого христианином. Тогда повели обоих их на казнь. На пути он испросил у апостола прощение себе, и им обоим отсечены были главы. Ап. Иаков умер в 44-м году по Р. Хр. и был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется 30-го апреля. (Евс. «Церк. ист. " 2, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Из последующих, наиболее крупных, событий из жизни и наиболее светлых черт Св. Ап. Петра можно отменить его ревность о чистоте и бескорыстии первоначального христианского общества, проявившуюся в чудесной казни Анании и Сапфиры ( Деян. 5:1 и след.); а также обилие чудодейственной благодати от него изливавшейся, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого-либо из них ( Деян. 5:15 ). Когда затем Самаряне крещены были Св. Ап. Филиппом, то для низведения на них Духа Святого путешествовал к ним Петр с Ап. Иоанном; причем Св. Петр обличил и отлучил Симона волхва, восхотевшего за деньги купить право и власть низводить Св. Духа ( Деян. 8:18 и след.). Чрез несколько времени в Ионии в таинственном видении плащаницы, исполненной всяких гадов, Господь открыл Св. Ап. Петру волю свою о язычниках и беспрепятственном принятии их в состав своей церкви: после чего крещен был от Петра язычник Корнилий, и отселе Апостол Христов не стал уже стесняться ни вкушать пищу с язычниками, ни беседовать с ними, ни обращать к ним свою Апостольскую проповедь о Христе ( Деян. 10:10 и след.). Затем он направился в Антиохию ( Гал. 2:11 ). В 37-м году по Р.Х., когда Св. Ап. Павел приходил в Иерусалим после своего обращения, то нашел там и Св. Ап. Петра, и пробыл у него 15 дней; прочие Апостолы уже все разошлись тогда по разным странам для проповеди евангелия, кроме Иакова, брата Господня, занимавшего кафедру епископскую в самом Иерусалиме. Св. Лука ничего более не повествует в Деяниях Апостольских о жизни Св. Ап. Петра до самого заключения его в темницу при Ироде Агриппе ( Деян. 12:3 и след.) в 44-м году. Таким образом между 37-м и 44-м годами должно быть помещено все, что повествуется в истории церкви о благовестнических трудах Св. Ап. Петра в Понте, Галатии, Вионии, Каппадокии и Малой Азии, и после сего в Вавилоне, откуда и писал он свои послания к христианам вышепоименованных стран. Затем по преданию перешел он в Грецию, проповедовал в Коринфе ( 1Кор. 1:12 ), и наконец прибыл к концу своей жизни в Рим, где с другим великим Апостолом Павлом и приял мученическую смерть за Христа в 66-м или 67-м году, будучи распят вниз головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тивериада, по преданию Иосифа Флавия 159 , построена была Иродом Антипою в честь императора Тиверия, на земле, наполненной трупами, что несогласно с обычаем древних иудеев; из этого заключить должно, что Тивериада была построена вновь, а не возобновлена из развалин другого города, о чем Иосиф не преминул бы сказать, как обыкновенно он делает, говоря о других городах 160 . Ирод Антиппа, ее основатель, есть убийца Иоанна Предтечи. При Ироде Тетрархе была она столицею Галилеи. Один английский писатель весьма хорошо заметил, что так как Ирод обитал в Тивериаде, то, вероятно, Иисус Христос не посещал этого города, и потому ни в одном из четырех Евангелий не говорится о Тивериаде. Тивериада была напоследок подарена Нероном Агриппе второму, младшему, который перенес столицу в Сефорию. Веспасиан, покоривший Тивериаду, дал ей опять преимущество над другими городами Галилеи. При Константине сооружена была здесь первая христианская церковь во имя Св. Апостола Петра, некогда смиренного рыбаря Тивериадского, на том месте, где, как думают, был его дом. Святая Елена также воздвигла здесь церковь о двенадцати престолах 161 . Бонифаций говорит, что некоторое время показывали на берегу моря след стопы Спасителя 162 ; но это предположение не имеет основания. Здесь было Епископство; первый Тивериадский Епископ был на Халкидонском Соборе. Церковь христианская в Тивериаде существовала до вторжения Калифа Омара. Епископство возобновлено было здесь во время Первого крестового похода. В VI веке Юстиниан возобновил стены Тивериады 163 . Теперешние стены принадлежат зодчеству крестоносцев, возобновленному арабами в прошлом столетии. Здесь считают около четырех тысяч жителей, в числе которых до тысячи евреев, собранных здесь из разных частей света; многие из них выходцы из России и хорошо говорят по-русски. Город внутри наполнен развалинами и в нем много пустых мест. Талмуд признает четыре священные города: Иерусалим, Хеврон, Сафет и Тивериаду; следуя этой книге, евреи воображают, будто из волн озера Тивериадского возникнет их Мессия и что мир обратился бы в хаос, если б по два раза в неделю они не воссылали в этих четырех городах особенных молитв своих Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

« В храм Божий : храм иерусалимский, в котором Бог Иегова благоволил особенно являть Свое присутствие, особенно во Святом Святых на кивоте завета. Это был так называемый второй храм иерусалимский. Первый храм великолепный, выстроенный Соломоном, был разрушен вместе с Иерусалимом халдеями при Навуходоносоре (около 584 г. до Р. Хр.), когда и иудеи отведены были в 70-ти-летний плен вавилонский. По возвращении из плена, при Зоровавеле, храм был вновь построен, но с меньшим великолепием сравнительно с первым храмом, так что старики, помнившие первый храм, взирая на второй, проливали слезы (1 Езд. 3, 8—12). Но и этот второй храм, при частных войнах иудеев, пред пришествием Христовым, приходил в упадок. Ирод великий, нетерпимый народом за жестокости, чтобы хотя несколько снискать расположение народа, предпринял украсить этот храм внутри и со вне; постройка собственно храма окончена была Иродом лет через 8—9; но пристройки храмовые были окончены уже при Ироде Агриппе 2-м, около 64 г. по Р. Хр. Возобновленный храм был не велик, но он окружен был множеством пристроек, так что ими занята была вся гора Мориа и даже потребовалось распространить ее искусственными насыпями с каменными и земляными постройками, основание которых находилось в окружавших гору долинах. Древнейшие сведения о храме Иродовом у Флавия и в Талмуде не вполне одинаковы. По соображении некоторых разностей, в общем его можно описать так: площадь (четвероугольная) храма с примыкающей к нему с северо-запада крепостью Антониевой была в окружности несколько более версты и обнесена была высокою стеною. Чрез нее вели восемь (со всех четырех сторон) ворот, к которым со вне вели высокие лестницы. Одни врата с главной (восточной) стороны были особенно великолепны и назывались красными (Деян. 3, 2). По всему протяжению этой стены с внутренней стороны, от ворот до ворот, на огромных мраморных столбах, устроны были крытые ходы или галереи или так называемые притворы. Один из них, с восточной стороны, отличался особенно красотою и назывался притвором Соломоновым (Иоан.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях. Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых. 1. Петр Первоверховный  – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня. Андрей Первозванный , брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября. Иаков Заведеев , брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля. Филипп  проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября. Варфоломей  проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

http://pravmir.ru/sobor-12-ti-apostolov-...

5), во время переписи при «правлении Квириния Сирией» (Лк 2. 2), повествование о рождении Христа сопровождается Его генеалогией (Мф 1. 1-17; Лк 3. 23-38), Христос был распят при прокураторе Иудеи Пилате (Мф 27. 2, 11-26, 57-58; Мк 15. 1-15, 43-45 и др.). Воплощение, Рождество, Распятие, Воскресение Христа совершаются единожды и вместе с тем навеки, они уникальны: Христос «однажды пострадал за грехи» людей, чтобы привести всех к Богу (1 Петр 3. 18; ср.: Рим 6. 10; Евр 9. 28, 12), «в определенное время умер за нечестивых» (Рим 5. 6). Др. новозаветные события также разворачиваются на историческом фоне, их изложение следует определенной хронологии: проповедь Иоанна Крестителя начинается «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк 3. 1-2), ап. Павел содержится под стражей в г. Кесария Филиппова в годы правления прокураторов Иудеи Феликса и Порция Феста , при иудейском царе Агриппе II Ироде (Деян 24. 24 - 25. 15) и т. д. Рождение Христа исполнило ветхозаветное обетование о пришествии в мир Спасителя. Истинность этого исполнения возглашается Самим Христом: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Лк 4. 21). Апостолы подчеркивают, что Боговоплощение совершилось «в последние времена» (1 Петр 1. 20), «когда пришла полнота времени» (Гал 4. 4; ср.: Еф 1. 10), т. е. само В., ход истории с Боговоплощением достигают смысловой полноты, исполнения. Вместе с тем проповедь покаяния ради достижения Царства Божия, обожения (Мф 3. 2; Мк 1. 4 и др.) и обетование о Втором пришествии Христа и Суде (Мф 25. 31-46; Евр 9. 28 и др.) ставят новую цель перед человеком, удостоверяя тем самым целесообразность истории и продлевая историческое В. Это «время благоприятное» для спасения (2 Кор 6. 2), В. Церкви, в к-рой действует Св. Дух (Ин 16. 5-15; Рим 8.

http://pravenc.ru/text/155438.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010