Образование получил Антипа в Риме 50 и усвоил себе привычки язычника. Браком связал себя с дочерью царя аравитян, которые в то время были злыми врагами евреев 51 . Как правитель он был послушным исполнителем римской воли 52 . Не восставая против основных еврейских верований, он, однако, позволял себе открыто нарушать такие правила, которые книжниками считались за более обязательные, чем «суд, милость и вера» 53 . Будучи тетрархом Галилеи и Пиреи, он, очевидно, мешал 54 сделаться управителем всех еврейских областей тому «великому» Агриппе, который не только принадлежал к асмонейскому роду Симона Праведного, не только строго исполнял все «отеческие обычаи» 55 , но твердо и успешно стоял за еврейские интересы перед римским двором 56 . А в довершение всего Антипа умел так ловко поставить себя, что около него сгруппировалась целая партия «иродиан», которая была привержена к нему и о которой может совсем нельзя судить низко, как это принято 57 . Словом сказать – личность со всех сторон неприятная и даже прямо опасная на взгляд тех, которые из патриотизма или других побуждений взяли на себя охранение еврейской национальной целости. Между тем, Иоанн Креститель стоял к Ироду в близких отношениях. Евангелие свидетельствует об этом с полной ясностью. «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» ( Мк 6:20 ). Правда, выраженную здесь близость пытались ограничить временем пребывания Крестителя в темнице, так что значит, все рассказываемое в 20 стихе сложилось, когда он томился уже в заключении. Но евангелист открывает нам твердую возможность удостовериться в произвольности подобного ограничения. Приведенные слова примыкает он к известию о том, что Иродиада желала смерти Предтечи, и поставляет их как объяснение того, почему злохотение это не встретило в Ироде непосредственной готовности исполнить оное. Этим именно, а не чем-либо другим, объясняет ев. Марк не только дальнейшие неуспехи «новой Иезавели» в злых ее настояниях, но и первый неуспех последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Кн. Деяний описывает 2 крупномасштабных гонения на ИПЦ, к-рые были санкционированы иудейскими религ. и светскими властями. Первое гонение произошло после убийства архидиак. Стефана, вероятно в период правления рим. префекта Маркелла (36-37 гг. по Р. Х.). По свидетельству кн. Деяний, «в те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян 8. 1). Во время 2-го гонения, при царе Агриппе I Ироде (44 г. по Р. Х.), был убит ап. Иаков Зеведеев (Деян 12. 1-19), а ап. Петр, чудом спасшийся из темницы, «пошел в другое место» (Деян 12. 17) (то ли в Иерусалиме, то ли в Антиохии; хотя позже он присутствовал на Иерусалимском Соборе). Причины этих гонений остаются до конца не раскрытыми, поскольку и до и после них ИПЦ существовала вполне открыто и даже увеличилась численно. Возможно, причиной гонений было не столько отвержение христ. учения как такового, сколько конфликт религиозно-политического или социального характера с отдельными партиями внутри иудейства. Так, Иосиф Флавий и Егесипп упоминают об убийстве Иакова Праведного ок. 62 г. по решению синедриона, которое было принято под давлением первосвященника Анана Младшего, но потом оспорено др. знатоками закона ( Ios. Flav. Antiq. XX 197-203; Euseb. Hist. eccl. II 23. 8-18; ср.: NHC. 2 Apoc. Jac. V 44. 11 - 63. 2; Ps.-Clem. Recogn. 1. 66-70). На основании этих рассказов может быть сделан вывод о том, что главным противником иерусалимских христиан было саддукейское окружение первосвященников, у которых помимо религ. мотивов для вражды были еще и социальные основания,- саддукеями были в основном крупные землевладельцы, которых Иаков Праведный, вероятно, обличал в немилосердии по отношению к нищим. ИПЦ в период между иудейскими восстаниями 66-70 и 132-135 гг. Согласно Евсевию, с началом боевых действий в Иудее в 66 г. по Р. Х. иерусалимские христиане бежали в г. Пеллу на сев. границе Переи ( Euseb. Hist. eccl. III 5. 3; Epiph. Adv. haer. 29. 7. 7-8; 30. 2.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим. Еще один правитель, в 37 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым. Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э. Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59-м г. н. э. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (Павел сам так пожелал, но это особая история), а пока что можно было развлечься беседой с ним.

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

в) Подвиг исповедания веры тем выше, чем сильнее искушение для веры. Когда последователи Христа, по Его собственному пророчеству, водимы были пред цари и владыки и принуждаемы и отречению от Него страшными угрозами, поруганиями, пытками, бесчисленными лишениями, и, не смотря на то, не переставали исповедовать Его своим Господом, не стыдились и не боялись говорить: я христианин; то это, без сомнения, самый высокий вид Богопочитания, вполне достойный того, что бы Сын Божий исповедал, признал Своими таких исповедников пред Отцом Своим небесным. Но за то и наоборот: чем слабее испытание для веры, чем ничтожнее побуждение к измене ей, тем постыднее и преступнее эта измена, тем более изменяющие Господу достойны того, чтоб Он пред лицом Отца Своего небесного сказал об них: не вем вас. г) Случаи к исповеданию веры не редки в самых обыкновенных обстоятельствах нашей жизни. Кто выдерживает хотя не так трудные, но, может быть, но духу нашего времени и по тому самому что часто встречаются, не совсем незначительные для нас искушения, тот не погубить мзды своей. Тем большую должен иметь каждый из нас осторожность, чтобы не уступит очень обыкновенным искушениям, или не впасть в лицемерие и тщеславие. «Не являй своего дела благочестия, не провозглашай своего слова о спасении, когда не призывает тебя к сему никакая обязанность и не вызывает на то слава твоего Спасителя, чтобы тебе не впасть в лицемерие или в тщеславие; но не оставляй богоугодного дела потому, что миру кажется оно странным. И когда захотят отлучит тебя от участия в скорбях, страданиях и поношениях распятого Иисуса, скажи с благородною твердостию: желаю с Ним жить и умереть, чтоб и по смерти жить с Ним, как моим Спасителем и Богом». (Из сл. Филарета, митр, моск., в нед. по Воздвижении). д) Церковно-исторические примеры твердого исповедания православной веры: аа) Св. ап. Иаков. Климент александрийский передает следующее предание о последних часах жизни ан. Иакова, старшего брата ап. Иоанна Богослова, пострадавшего за И. Христа в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе. Человек, приведший Иакова в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, глубоко тронут был этим и объявил себя самого христианином. Тогда повели обоих их на казнь. На пути он испросил у апостола прощение себе, и им обоим отсечены были главы. Ап. Иаков умер в 44-м году по Р. Хр. и был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется 30-го апреля. (Евс. «Церк. ист. " 2, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3 . Упоминаемый в святом Евангелии ( Лк. 3:1 сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой ( Мф. 14:6 ; Мр 6.22 ). 4 . Чаще всего в Новом Завете ( Мф.14:3,6 ; Мк. 6:14,16–18,20–22; 8:15 ; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15 ; Деян. 13:1 ) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер. 6 . Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил ( Деян. 12:2–11 . Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним ( Деян. 12:23 . 7 . Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. Об Ироде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22–24,26; 26:1–2,7 и др. Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла. Какой исторический период охватывает пророчество Книги Даниила о южном и северном царствах?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из последующих, наиболее крупных, событий из жизни и наиболее светлых черт Св. Ап. Петра можно отменить его ревность о чистоте и бескорыстии первоначального христианского общества, проявившуюся в чудесной казни Анании и Сапфиры ( Деян. 5:1 и след.); а также обилие чудодейственной благодати от него изливавшейся, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого-либо из них ( Деян. 5:15 ). Когда затем Самаряне крещены были Св. Ап. Филиппом, то для низведения на них Духа Святого путешествовал к ним Петр с Ап. Иоанном; причем Св. Петр обличил и отлучил Симона волхва, восхотевшего за деньги купить право и власть низводить Св. Духа ( Деян. 8:18 и след.). Чрез несколько времени в Ионии в таинственном видении плащаницы, исполненной всяких гадов, Господь открыл Св. Ап. Петру волю свою о язычниках и беспрепятственном принятии их в состав своей церкви: после чего крещен был от Петра язычник Корнилий, и отселе Апостол Христов не стал уже стесняться ни вкушать пищу с язычниками, ни беседовать с ними, ни обращать к ним свою Апостольскую проповедь о Христе ( Деян. 10:10 и след.). Затем он направился в Антиохию ( Гал. 2:11 ). В 37-м году по Р.Х., когда Св. Ап. Павел приходил в Иерусалим после своего обращения, то нашел там и Св. Ап. Петра, и пробыл у него 15 дней; прочие Апостолы уже все разошлись тогда по разным странам для проповеди евангелия, кроме Иакова, брата Господня, занимавшего кафедру епископскую в самом Иерусалиме. Св. Лука ничего более не повествует в Деяниях Апостольских о жизни Св. Ап. Петра до самого заключения его в темницу при Ироде Агриппе ( Деян. 12:3 и след.) в 44-м году. Таким образом между 37-м и 44-м годами должно быть помещено все, что повествуется в истории церкви о благовестнических трудах Св. Ап. Петра в Понте, Галатии, Вионии, Каппадокии и Малой Азии, и после сего в Вавилоне, откуда и писал он свои послания к христианам вышепоименованных стран. Затем по преданию перешел он в Грецию, проповедовал в Коринфе ( 1Кор. 1:12 ), и наконец прибыл к концу своей жизни в Рим, где с другим великим Апостолом Павлом и приял мученическую смерть за Христа в 66-м или 67-м году, будучи распят вниз головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В современной научной литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому только самая общая историческая канва этого процесса могла быть известна Евангелистам, тогда как все подробности, в особенности диалоги между Иисусом и Пилатом, являются плодом воображения авторов Евангелий. Это в особенной степени относят к Евангелию от Иоанна, содержащему весьма подробное и детальное изложение беседы римского префекта с Иисусом. Даже такие благонамеренные исследователи, как Р. Браун, крупнейший католический специалист по Евангелию от Иоанна, считает, что к новозаветным свидетельствам о суде над Иисусом следует подходить с осторожностью: их целью является не столько изложение фактов, сколько разъяснение религиозного значения осуждения Иисуса. Различия между евангельскими повествованиями, по мнению ученого, отражают, прежде всего, различия в богословских взглядах, через призму которых описываются события. Так, например, если в рассказах синоптиков Иисус практически все время молчит, то у Иоанна Он пространно отвечает Пилату. Но то, что Он говорит, отражает тематику, которая интересовала «Иоаннову общину» в то время, когда писалось его Евангелие (предположительно, много десятилетий спустя после описываемых событий). Что же касается Луки, то он включает в свое повествование встречу Иисуса с Иродом по той причине, что видит в Пилате и Ироде, судящих Иисуса, параллель к Фесту и Агриппе как судьях Павла в 25–26 главах Книге Деяний. Таким образом, нам по сути предлагается рассматривать евангельские свидетельства о суде Пилата как литературную фикцию, хотя и опирающуюся на факты, но созданную, прежде всего, в интересах конкретных церковных общин конца I века. Однако сама теория, согласно которой Евангелисты «моделировали» образ Иисуса для своих церковных общин, к настоящему времени вызывает все меньше поддержки в научном сообществе, поскольку никто из ученых так и не сумел найти внятное подтверждение существования таких общин. Кроме того, сводить евангельские повествования исключительно к попыткам изложить некие богословские посылки при помощи выдуманных рассказов – значит подрывать их авторитет в качестве свидетельских показаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кончина Апостола Петра. Апостол Петр долго странствовал по разным странам, проповедуя Благую Весть и основывая церкви. Последней из них была церковь столицы Империи – Рима. Как раз в это время началось жестокое преследование христиан при императоре Нероне. Это произошло в 64 г. по Р.Х. Есть благочестивое предание, что, когда положение в Риме стало очень опасным, христиане постарались уговорить Петра покинуть Рим, чтобы продолжать проповедь . По этому преданию, Петр согласился на уговоры и ранним утром пошел по дороге из города. Вдруг, в предрассветной мгле, он увидел, что Кто-то идет к нему навстречу. И Петр узнал Его – это был Господь Иисус Христос. – Господи, куда Ты идешь? – воскликнул Петр и услышал тихий ответ: – В Рим, чтобы Меня распяли еще раз. Видение исчезло, а Петр, не задумываясь, пошел обратно в Рим. Он был схвачен, судим и распят. Что известно о благовестнических трудах Двенадцати Апостолов? Предание Церкви сохранило нам сведения о трудах Двенадцати Апостолов проповедовавших Благую Весть: 1 . Апостол Петр проповедовал Евангелие в Иудее. Освобожденный чудесным образом из темницы, он оставил Иерусалим и проповедовал в Сирии, в Малой Азии и в Риме, где и был распят. 2 . Апостол Иаков , сын Заведея, проповедовал Евангелие в Иудее и первый из Апостолов пострадал как мученик при царе Ироде Агриппе ( Деян.12:1–2 ). 3 . Апостол и Евангелист Иоанн, сын Заведея и брат Иакова, упоминается в Евангелии как любимый ученик Иисуса Христа ( Ин.13:23 ), взявший на себя заботу о Божьей Матери ( Ин.19:25–27 ). После Ее Успения он поселился в Ефесе и проповедовал слово Божье в Малой Азии. Был сослан на остров Патмос, где написал таинственную книгу о будущем мира и Церкви Христовой – Откровение. Освобожденный из заточения, написал Евангелие и три Соборных Послания. Скончался в глубокой старости в первом десятилетии II века. 4 . Апостол Андрей Первозванный , брат Петра. По преданию, проповедовал во Фракии (территория нынешней Болгарии), в Греции и в Скифии (стране на северном берегу Черного моря). Был распят на кресте в форме буквы «X».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Тивериада, по преданию Иосифа Флавия 159 , построена была Иродом Антипою в честь императора Тиверия, на земле, наполненной трупами, что несогласно с обычаем древних иудеев; из этого заключить должно, что Тивериада была построена вновь, а не возобновлена из развалин другого города, о чем Иосиф не преминул бы сказать, как обыкновенно он делает, говоря о других городах 160 . Ирод Антиппа, ее основатель, есть убийца Иоанна Предтечи. При Ироде Тетрархе была она столицею Галилеи. Один английский писатель весьма хорошо заметил, что так как Ирод обитал в Тивериаде, то, вероятно, Иисус Христос не посещал этого города, и потому ни в одном из четырех Евангелий не говорится о Тивериаде. Тивериада была напоследок подарена Нероном Агриппе второму, младшему, который перенес столицу в Сефорию. Веспасиан, покоривший Тивериаду, дал ей опять преимущество над другими городами Галилеи. При Константине сооружена была здесь первая христианская церковь во имя Св. Апостола Петра, некогда смиренного рыбаря Тивериадского, на том месте, где, как думают, был его дом. Святая Елена также воздвигла здесь церковь о двенадцати престолах 161 . Бонифаций говорит, что некоторое время показывали на берегу моря след стопы Спасителя 162 ; но это предположение не имеет основания. Здесь было Епископство; первый Тивериадский Епископ был на Халкидонском Соборе. Церковь христианская в Тивериаде существовала до вторжения Калифа Омара. Епископство возобновлено было здесь во время Первого крестового похода. В VI веке Юстиниан возобновил стены Тивериады 163 . Теперешние стены принадлежат зодчеству крестоносцев, возобновленному арабами в прошлом столетии. Здесь считают около четырех тысяч жителей, в числе которых до тысячи евреев, собранных здесь из разных частей света; многие из них выходцы из России и хорошо говорят по-русски. Город внутри наполнен развалинами и в нем много пустых мест. Талмуд признает четыре священные города: Иерусалим, Хеврон, Сафет и Тивериаду; следуя этой книге, евреи воображают, будто из волн озера Тивериадского возникнет их Мессия и что мир обратился бы в хаос, если б по два раза в неделю они не воссылали в этих четырех городах особенных молитв своих Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Они по праву считаются самыми красивыми воротами Иерусалима и обычно служат при вступлении в город нового паши. Хотя Наблусские ворота – название, которое они носят по сей день, – и не относятся, как это теперь известно, к далекой древности, тем не менее несомненно, что они, встречаясь в описаниях уже IV века (так же как и часто упоминаемые в последующие века ворота Св. Стефана 92 ), находятся на своем исконном месте. Ссылки на IV век вызывают сейчас определенные трудности, потому что именно в северной части города точное расположение древней стены неизвестно, однако скалистая почва, поднимающаяся во многих местах на 20–30 футов вверх, между Дамасскими воротами и северо-восточной частью современной стены, говорит о том, что здесь сама природа обусловила ее направление. Это обстоятельство, а также колоссальные развалины древних построек в северо-западной части города, рядом с католическим монастырем во имя Спасителя, всего в сотне шагов от Дамасских ворот, не дает ни малейшего основания гипотезе 93 , что сегодняшняя северная стена в целом соответствует «третьей» стене Иосифа, т. е. той, постройка которой была начата при Ироде Агриппе. Мы стояли у Дамасских ворот, а по левую сторону от нас, на расстоянии около 10 минут к северу, находились те самые известные, пользующиеся большим почетом древние пещерные гробницы, называемые Царскими гробницами, вероятно идентичные гробницам семьи царя Ирода, упоминание о которых встречается в первые века христианства 94 . Они не видны издалека, так как скалы, в которых они находятся, не возвышаются над окружающей местностью. Намного ближе от нас, всего в паре сотен шагов в этом направлении, находился другой памятник, построенный в скале, который по своему первоначальному предназначению и последующим судьбам намного загадочнее, чем Царские гробницы; это так называемая пещера Иеремии. В ней с абсолютной точностью угадывается древняя каменоломня, откуда добывались камни для постройки городской стены и других сооружений. Точно так же вряд ли можно отрицать то, что она служила гробницей, отчего можно предположить, что здесь находится гробница царя Ирода или Александра I Янная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010