Гаспар — безбородый, румяный юноша принес ливан (ладан), а Валтасар — смуглый лицом муж средних лет принес смирну. По тому же преданию, родом они были из Персии или древней Вавилонии, где за пятьсот лет до них жил святой пророк Даниил. Этот великий пророк в свое время был начальником над всеми вавилонскими мудрецами; он, конечно, передал своим подчиненным истинные понятия о Боге; очень вероятно, что он показал волхвам пророчество древнего их предка, волхва Валаама, который еще во времена Моисея изрек о Спасителе такое слово: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля... и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17). Это ожидание особенно было распространено на Востоке: там, среди Персов, больше, чем у других народов, сохранилось библейских преданий; там, после плена вавилонского много осталось Евреев, которые распространяли среди жителей Востока свои верования, свои надежды и ожидания. Евреи, а за ними и другие народы ожидали появления великого Царя, Который должен был родиться в Иудее и покорить Себе весь мир. И вот, как только Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, — среди тьмы идолопоклонства, в стране неверия, — нашлись люди, которые так усердно чаяли Утехи Израилевой, Христа, что при первом знамении с неба, при появлении необыкновенной звезды, пошли издалека на поклонение родившемуся Спасителю. КОГДА ЖЕ ИИСУС РОДИЛСЯ, — повествует евангелист Матфей, — В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ (был еще другой Вифлеем — Галилейский) ВО ДНИ ЦАРЯ ИРОДА (евангелист упоминает об Ироде, дабы показать, что у Иудеев в то время уже не было царя от колена Иудина, а царствовал иноплеменник Ирод, и значит настало время пришествия Христова, согласно пророчеству праотца Иакова, — и называет Ирода царем в отличие от другого Ирода, который был сыном первого и титула царского не имел), ПРИШЛИ В ИЕРУСАЛИМ ВОЛХВЫ С ВОСТОКА. Волхвы, направлявшиеся в Иерусалим из дальней страны, могли прийти прежде события, могли прийти и после него; но они пришли именно в то время, когда родился Сын Божий, дабы это чрезвычайное событие не осталось надолго неизвестным для Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Город Яффа (Иоппия) -красота -связан с проповеднической деятель-ностью Св. Апостола Петра. Город известен еще со времен Ноя - принад-лежал его сыну Иоафету. По преданию у Яффы строил Ной свой ковчег для спасения. Первое упоминание о Яффе было сделано в 15-ом в. до рождест-ва Христова египетским фараоном Тутмосом. В 15-ом в. за него воевали филистимляне. Этот город - портовая гавань, через которую везли кедр для строительства города Соломона и его храма. После Соломона в разные времена городом владели Александр Македонский, царь Ирод, получивший его от римского императора Антония. При Ироде построен новый порт Ке-сария, город, где проповедовал Апостол Петр. В этом городе был дом Си-мона Кожевника, в котором Апостолу Петру трижды было видение: И видит отверстое небо и сходит к нему некоторый сосуд, как бы большое полот-но, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, а в нем находят-ся всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: Встань, Петр, заколи и ешь. Трижды Петр отказывал-ся: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда был глас к нему: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (Деяния апостолов,10,11-16). После этого видения Апостол Петр пошел на проповедь к язычникам, потому что Бог открыл ему, что нельзя ни одного человека почитать скверным или нечистый. Город с 13 по 18 век был под властью мусульман. Наполеон во время его похода взял Яффу. В ней он посетил госпитальс заразными больными. С 19-го в. в Яффе частые па-ломники христиане. В 1876г. здесь приобрел для русской Православной церкви землю Антонин Капустин. В 1888 году здесь построен храм Апосто-ла Петра, особенно почитаемого в этих местах. Храм освящен в 1888г. в присутствии Великой княгини Преподобномученицы Елизаветы и ее мужа Ве-ликого князя Сергея Александровича и князя Павла Александровича. В храме два придела, посвящены Св. Петру и Праведной Тавифе. Слева от алтаря очень запоминающаяся фреска Омовение ног Господом Своим учени-кам в Сионской горнице. Здесь в монастыре находится гробница Правед-ной Тарифы. Апостол Петр по благодати Божией оживил Праведную Тавифу, Она была исполнена многих добрых дел и творила много милостей. Вот как описано чудо воскрешения в Деяниях Апостолов> : Петр выслал всех вон, и, преклонив колени, помолился, и, обратившись, к телу, сказал: Тави-фа, встань! И она открыл глаза свои, и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее. И, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иошии, и многие уверовали в Господа. (Деяния Ап. 9,40-42) Праведной Тавафе молятся о даровании добродетелей и милосердия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Две известные школы в раввинизме в изъяснении этого места резко разделились: Гиллель давал свободу мужу разводиться с женою даже тогда, когда он находил в супруге что-то такое, что ему не нравилось; Шаммаи допускал развод только в случае неверности жены. Для фарисеев оба раввина были авторитетами. Каждый мог выбрать любую из двух школ в зависимости от степени нравственной строгости или распущенности. Иисуса Христа они не слушали, заповедям Его не следовали. Вопрос был задан с недобрыми целями. Коварство искушавших станет очевидным, когда мы обратим внимание на одно обстоятельство. Перея, где остановился Иисус, входила в тетрархию царя Ирода Антипы, который совершил двойное прелюбодеяние: имея законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV, взял жену своего брата Филиппа. Св. Иоанн Креститель, обличавший за это Ирода Антипу, был усечем мечом. Трудно усомниться, что, задавая Спасителю вопрос, фарисеи рассчитывали на такие же последствия. О желании Антипы убить Иисуса фарисеям было известно (Лк. 13, 31). Ответ, данный Спасителем фарисеям, ясно показывает всесилие Промысла: дни страданий и смерти Иисуса приближались, но еще не наступили. Произойти это должно было не в крепости Махерон, не в Пирее, а в Иерусалиме. Должен был осуществиться Божественный план и исполниться пророчество Спасителя о Себе, «что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 21). О Иерусалиме говорили и пророки Моисей и Илья, беседовавшие с Иисусом на Фаворе (Лк. 9. 31). В Своем ответе фарисеям Спаситель с полной ясностью выразил ту же мысль, что и в Нагорной проповеди: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9). Он ответил фарисеям словами Священного Писания, чтобы лишить их возможности использовать Его ответ в своих целях. Сказал Господь и об Ироде Антипе, хотя имя последнего произнесено не было: “кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее” (Мк. 10, 11).

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

Дмитрий Михайлович удовлетворённо кивнул головой и продолжил: – Придя в Иерусалим и спрашивая о новорождённом, они должны были заметить, что никто не знает о рождении царского сына. Волхвы прекрасно понимали, что при здравствующем жестоком царе Ироде вопрос о другом царе мог кончиться для них плохо. Что же заставило их оставить дом, родных и отправиться в дальнее путешествие, подвергая себя опасностям? Неужели лишь для того, чтобы поклониться чужому царю? – Они верили, что это будет не только очередной царь Иудейский, а Царь всего мира, Мессия. – Почему же только трое волхвов пришли на поклон Царю всего мира? Почему они первые после пастухов удостоились быть призванными поклониться Младенцу? Вопрос вызвал всеобщее затруднение. Таня подтолкнула бабушку: выручай. Та склонилась к внучке и хотела потихоньку подсказать, но Дмитрий Михайлович был бдителен и грозно поднял палец. После этого бабушке пришлось ответить самой: – Думаю, за их веру, за их усердие. – Да, за веру! – согласился гость. – Заметьте, они не спрашивали, придя в Иерусалим, родился ли царь? Они спрашивали: где родился? И что было дальше? – Услышав такой вопрос, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим тоже. – Почему? – вопрос был адресован папе. – Царь Ирод был известен своей жестокостью и подозрительностью. Даже собственных детей он предавал казни, заподозрив в посягательстве на трон. Когда же до него дошла весть о новорождённом Царе, отмеченном явлением новой звезды, то он срочно созвал своих мудрецов и стал допрашивать: где должно родиться Христу? Те отвечали: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророка. – О дальнейших событиях опять узнаём из Евангелия, – Дмитрий Михайлович протянул раскрытую книгу бабушке. Та стала медленно читать: Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

http://azbyka.ru/fiction/budem-kak-deti/

Затем идет описание Иерусалима и его окрестностей. Говоря о памятниках, наш писатель пускает, между прочим, легкую клевету на Иисуса, утверждая, что Он был враг искусств. «Иисус, – говорит он, – Который в произведениях искусства видел торжественную выставку суетности, очень скверно смотрел на эти памятники» (стр. 211). Где этому доказательства? Он ссылается на текст св. Матфея ( Мф.23:27, 29 ), где Он сравнивает книжников и лицемерных фарисеев с окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Далее он ссылается на текст того же св. Матфея ( Мф.24:1–2 ), где говорится следующее: «Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Затем он ссылается на св. Марка, который также передает этот факт ( Мк.13:1–2 ). Наконец, он ссылается на св. Луку, который передает пророчества Иисуса о Иерусалиме и Храме ( Лк.19:44, 21:5–6 ). Из всего этого Ренан заключает, что Иисус не любил произведений искусства, что они были Ему противны по причине Его исключительного спиритуализма и твердого убеждения, что вид старого света должен измениться (стр. 211). Ренан ничего не понял из учения Иисуса о старом свете и пришел к смешному следствию основываться на несуществующих доказательствах. Говоря о новых сооружениях, сделанных в храме при Ироде, Ренан утверждает, что Иисус относился к ним не без некоторой доли скрытого юмора. Надежды на их долгое будущее казались как бы обидой Его грядущему пришествию. Более дальновидный, чем маловеры и фанатики, Он догадывался, что эти великолепные сооружения были предназначены к кратковременному существованию (стр. 211, 212). И для доказательства своего положения наш писатель ссылается на евангелистов, передавших нам только, что Иисус самым положительным образом предсказал разрушение Иерусалима и храма. Он не хочет верить в значение предсказаний; он предпочитает приписывать Иисусу дар исключительного ясновидения и некоторую долю скрытого юмора. В таком случае для чего он ссылается на евангелистов, вполне признающих пророчества и не подающих поэтому ни малейшего повода к мысли о каком-то скрытом юморе, изобретенном нашим писателем с целью преследования личных целей? И позволительно ли ссылаться на историков для подтверждения собственной мысли в том случае, когда они прямо опровергают ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Затем те, кои в Евангелии слышат: змия, порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева ( Мф. 3:7; 23:33 ), не люди – люди, а люди – змеи. И те, о коих написано: лиси язвины имут и птицы небесные гнезда ( Мф. 8:20 ), равно как и об Ироде: рцыте лису тому ( Лк. 13:32 ), не люди – люди, а люди – лисицы. Те же, кои имеют то и другое название людей, если погрешат, то исправляются чрез наказания, чтобы они познали, что Он есть Господь. Также поставленное нами соответственно LXX: если человек удалится от Меня и допустит помышления свои в сердце свое и мучение, или наказание беззакония пред лицом своим согласуется с свидетельством, записанным у Исаии: ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте ( Ис. 50:11 ). Ибо всякий сам себе возжигает пламень горящий и приготовляет наказания, когда не желает загладить заблуждений покаянием, но остается в заблуждениях, кто заслуживает возжения пламени. Ueз.XIV:12–23 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! если [какая-либо] земля согрешит предо Мною, вероломно отступив от Меня, Я простру руку (Мою) на нее и истреблю стебель хлеба ее, и пошлю голод на нее и истреблю на ней человека и скот. И если бы были сии три мужа среди нее: Ной, и Даниил и Иов, то они праведностию своею спасут души свои, говорит Господь воинств. И если Я наведу зверей лютых на землю, чтобы опустошить ее, и она будет непроходимою, так что не будет проходящего [по ней] по причине зверей, и если бы были сии три мужа на ней, – живу Я, говорит Господь (Бог), – они не спасут ни сыновей, ни дочерей, а спасутся только сами, земля же сделается пустынею. Или если Я наведу меч на ту землю и скажу мечу: «пройди по земле», и истреблю на ней – человека и скот, и будут сии три мужа среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – они не спасут ни сыновей, ни дочерей, а спасутся только сами. Но если и моровую язву пошлю Я на ту землю, и изолью гнев Мой на нее в кровопролитии, чтобы истребить на ней человека и скот, и если будут Ной и Даниил и Иов среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – они не спасут сына и дочери, но праведностию своею сами спасут души свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Златоуст говорит: «чем более хочешь утаить грех, по примеру Иродиады, тем более его обнаруживаешь. Ибо грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием и исповедью. Смотри при этом еще, как спокойно Евангелист о всем повествует, и даже, что только мог, приводить в оправдание. Об Ироде сказал: «ради клятвы и возлежащих с ним», и – «опечалился», а о девице, что «по наущению матери своей» и «отнесла матери своей», как бы желая тем сказать, что дочь исполняла приказ матери. Ибо и все праведники болезнуют не о терпящих, но о делающих зло, потому что, делающие зло, в большей мере и терпят его. И теперь, не Иоанну сделано зло, а подверглись ему те, которые довели Иоанна до смерти. Будем и мы подражать праведникам, и не только остережемся осмеивать грехи ближнего, но постараемся, сколько должно, их прикрывать. Евангелист, говоря о развратной женщине и гнусной убийце, не показал негодования, не сказал: наваждена кровожадною и преступною матерью, но просто – «матерью», употребляя самое почтительное имя. А ты, когда бываешь в досаде, не хочешь так помянуть о брате, как Евангелист о блуднице, но называешь его злодеем, негодяем, безумцем... Не так поступают святые. Они больше плачут о согрешающих, чем проклинают их. Будем и мы поступать так же, будем плакать об Иродиаде и о подражающих ей!..» Когда Апостолы возвратились с проповеди, Господь сказал им: пойдите вы одни в пустынное место, и отдохните немного. И Сам отправился с ними в лодке на северо-восточный берег озера Галилейского, к Вифсаиде. Но народ видел, куда они поплыли, и пешие, берегом, побежала туда. Выйдя из лодки, Господь взошел на гору и там сидел с учениками. Толпы все прибывали. Время было весеннее, около праздника Пасхи; к жителям окрестных городов и селений присоединились богомольцы, отправлявшиеся в Иерусалим. Спаситель видел это усердие народное: И ВЫШЕД VICYC, спустившись с горы, как любящий отец к детям, УВИДЕЛ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ, И СЖАЛИЛСЯ НАД НИМИ, потому-что они были, как овцы, без пастыря, и много и долго беседовал с ними о царствии Божием, И ИСЦЕЛИЛ БОЛЬНЫХ ИХ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И когда? «Пока ты еще на пути с ним», пока ты вместе с ним в этой жизни, потому что если путь окончится, потом не будет времени для покаяния, «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя» ( Псал. 6:6 )? Итак, с этим противником твоим обходись благосклонно. Не сказал: угождай ему, но: будь благосклонен. Не приятное ты должен делать противнику своему, но, будучи благоразумным, призывать его от удовольствия к покаянию. Не приказывает, чтобы ты, подобно повару, делал все для удовольствия тела, но хочет, чтобы ты был для него врачом. Ведь врач часто и горькое примешивает, и режет, и прижигает, и, увеличивая тягость, берет плату. И хотя он причиняет больному некоторые неприятности, но делает это с целью улучшения его здоровья. «Чтобы соперник не отдал тебя судье»( Мф. 5:25 ), – будущему Судье. Твой соперник – таков, что если ты теперь ему станешь угождать, то тогда Судья предаст тебя слуге, – разумей, мстительным силам, – и ты будешь брошен в тюрьму, во тьму кромешную. Страшно – это место: «ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта»( Мф. 5:26 ). Если до смерти заплатишь долг, освободишься, если же умрешь должником, то от тебя потребуют без остатка даже самый незначительный долг. Что значит: «до последнего кодранта»? То, что «помышление человеческое исповестся тебе, и даже остаток помысла торжественно будет прославлять Тебя» 1 ( Пс. 75:11 ). Зная это, братья, сопоставьте и сравните, с одной стороны, удовольствия, с другой – будущий день суда и решение Судии; вы тотчас поймете, насколько горько удовольствие, как только узнаете, насколько горьки его плоды. Хотите ли, мы из двух описанных в Евангелиях пиршеств извлечем несколько назидательных для собрания уроков касательно того, какой бывает конец тех, кто любит удовольствия, и какой плод для тех, кто приносит покаяние? И ты не удивляйся тому, что Св. Писание нередко описывает пиры любящих удовольствия: оно описывает все, от чего ты должен оберегаться и чему подражать. Описывает оно дела предающихся удовольствиям для того, чтобы постоянно выставлять их самих на позор и чтобы ты избегал подражания им; описывает оно и дела любящих Бога, чтобы ты нашел в них пример для покаяния и, сопоставив рядом того, кто гонится за удовольствиями, и того, кто любит Бога, от одного бежал, а другому подражал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И ходили родители Его каждый год в Иерусалим в день торжества Пасхи. И когда был Он двенадцати лет, взошли они в Иерусалим согласно обычаю дня праздничного, и когда дни закончились, и они возвратились, остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не знали о том родители Его. И думая, что Он в толпе, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родных и знакомых. И, не найдя, возвратились в Иерусалим, ища Его. И было так, что три дня спустя нашли они Его в храме, сидящим среди учителей, слушающим и расспрашивающим их. И удивлялись все, кто слышал Его, благоразумию Его и ответам. И видевшие изумлялись. И сказала Мать Его Ему: «Сыне, что это Ты сделал нам? Се, отец Твой и Я, скорбя, искали Тебя». И Он рек Ей: «Как же это, что вы искали Меня? Разве вы не знаете, что Мне подобает быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» И они не поняли слова, кое сказал Он им. И вышли с Ним, и пришли в Назарет. И был Он в повиновении у них. И Мать Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. И Иисус возрастал в премудрости, и возрасте, и благодати пред Богом и людьми. Глава 3 В год же правления Тиберия Цезаря пятнадцатый, при прокураторе Иудеи Понтии Пилате, тетрархе Галилеи Ироде, брате же его Филиппе – тетрархе Итуреи и области Трахонеи, и Лисании – тетрархе Абилены, при первосвященниках Анне и Каиафе, было слово Господне над Иоанном, сыном Захарии, в пустыне. И ходил он по всей области Иорданской, проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов, как написано в книге речений Исаии пророка: «Глас взывающего в пустыне: приготовьте путь Господень, прямыми сделайте тропы Его. Всякая долина наполнится, всякая же гора и всякий холм унизится. И будет прямым неровное, и колючки на путях торных. И увидит всякая плоть спасение Божье». И говорил он выходившим толпам, чтобы креститься от него: «Отродья гадюк, кто научил вас бежать от грядущего гнева? Посему сотворите достойные плоды покаяния. И не принимайтесь говорить: «Наш отец – Авраам». Ибо говорю вам, что Бог силен из камней сих воздвигнуть сынов Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был мир через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” ( Ин.3:16-18 ). Мусульмане считают, что Иисус был не выше других пророков. То, что это не так, Иса опроверг неоднократно. Так, споря с Иисусом, иудейские вожди спросили Его: “Неужели Ты больше отца нашего Авраама (Ибрагима), который умер? И пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?” ( Ин. 8:53 ) Что ответил иудеям Христос? Он сказал: “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой… Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь” ( Ин. 8:56, 58 ). Иисус ясно дал понять, что Он более велик, чем Авраам. Патриарх умер, потому что ничем не отличался от других людей, но Иисус, будучи вечным Сыном Божьим, существовал до Авраама от вечности: “Прежде, нежели был Авраам, Я есмь”. Продолжим экскурсию по городу. На этих залитых солнцем холмах около 1000 года до Рождества Христова, царь Давид (Дауд) основал свою столицу. Хотя не так давно с помпой было отмечено 3000-летие столицы Израиля, приуроченное к возведению ее Давидом, в действительности, возраст Иерусалима, как утверждают археологи, гораздо древнее. По крайней мере, на тысячу лет. И это звучит весьма правдоподобно, ведь по преданию в этих местах после изгнания из рая обосновался еще Адам, самый первый человек. После смерти царя Давида его владения были разделены на Израильское и Иудейское царство. А, как известно, “дом разделившийся сам в себе – рухнет”. И правда, вскоре Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил Первый храм, и увел евреев в плен. Но уже пол века спустя сюда пришел властелин Кир, который был большим другом иудеев и позволил им частично восстановить главную иудейскую святыню. Позднее, по библейских холмам маршировали фаланги непобедимого Александра Македонского. В I веке до н.э. их сменили когорты римлян При царе Ироде, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим – хотя на деле и зависел от воли Рима – Святая Земля достигла большого расцвета.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010