Однако, воины продолжали сторожить Распятого, а начальники иудейские продолжали оставаться при кресте. В девятом же часу, среди тишины и мрака Голгофы, Иисус возопил громким голосом: « Или, Или лама савахфани », что значит: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были первые слова пророческого псалма Давида ( Пс. 21 ). Некоторые из стоявших, услышавши возглас Иисуса, не поняли его и говорили: «Вот Илию зовет». Один из воинов подумал, что казненный хочет пить и тотчас, наполнив губку уксусом, поднес ее к устам Иисуса, говоря: «Постойте, посмотрим, приидет ли Илия спасти Его...». Но вдруг среди мрака послышался сильный подземный гул и начала колебаться почва Голгофы. В этот момент стоящие при кресте услышали громкое восклицание Иисуса Христа: « Совершилось! Отче! В руки Твои предаю Дух Мой ». Голова Иисуса склонилась, и Он испустил дух ( Ин. 19:20 ; Лк. 23:45 ). Богочеловек умер на кресте. «... И вот завеса в храме, – повествует Евангелист Матфей, – разодралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27:51–53 ). Итак, совершилось спасение рода человеческого от греха и смерти. Жертвенная любовь Иисуса Христа победила власть тьмы и силу диавола. Христос – непорочный Агнец Божий – принес Себя в жертву за грехи всего мира. Сошедшийся на казнь народ стал быстро покидать Голгофу. Видя все происходящее, иудеи били себя в грудь, быть может начиная сознавать весь ужас совершившейся казни Праведника. Сотник же, стоявший против креста Иисуса, услышав последний возглас Христа и увидев Его смерть, воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Землетрясение прекратилось. Умерший Сын Божий висел на кресте. Висели и разбойники, но они еще были живы. Голгофа почти опустела. Страшное впечатление от смерти Спасителя стало проходить. Приблизился вечер, канун великого иудейского праздника субботы. Первосвященники решили просить Пилата скорее добить еще не умерших разбойников и всех трех казненных снять с крестов, чтобы не омрачать праздника. Пилат согласился.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако воины продолжали сторожить Распятого, и начальники иудейские оставались при Кресте. В девятом часу, среди тишины и мрака, Иисус возопил громким голосом: «Или! Или! лама савахфани?», то есть: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). Это начальные слова пророческого псалма Давида ( Пс.21:2 ). Этот вопль, конечно, не был воплем отчаяния, в нем выразилась только глубочайшая скорбь души Богочеловека. Для того чтобы искупительная жертва совершалась, необходимо было, чтобы Христос испил до дна всю чашу человеческих страданий. Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус не чувствовал радости Своего единения с Богом Отцом, и Бог как бы оставил Его. Это было наиболее мучительным для Христа. Некоторые из стоявших, услышав возглас Иисуса, не поняли его и говорили: «Илию зовет Он» ( Мф.27:47 ). Один из воинов подумал, что Страдалец хочет пить (потому что распятие вызывало невероятно сильную, мучительную жажду у казненных), и тотчас, наполнив губку уксусом, поднес ее к устам Иисуса. Однако первосвященники остановили его словами: «Постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» ( Мф.27:49 ). Но тут послышался сильный подземный гул и почва начала колебаться. В этот момент стоящие при Кресте услышали громкое восклицание Иисуса Христа: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). Голова Его склонилась на грудь, и Он испустил дух. Богочеловек умер на Кресте. «И вот, завеса в храме, – повествует евангелист Матфей, – раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф.27:51–53 ). Итак, совершилось спасение рода человеческого от греха и смерти. Жертвенная любовь Иисуса Христа победила власть тьмы и силу диавола. Христос – непорочный Агнец Божий – принес Себя в жертву за грехи всего мира. Присутствовавшие при казни почувствовали, что совершилось что-то непоправимое. Многие иудеи с покаянным чувством били себя в грудь. Даже римский сотник, стоявший у Креста и наблюдавший за последними минутами жизни Христа, невольно воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» ( Мк.15:39 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Он воскликнул на Кресте: «Жажду!» ( Ин. 19:28 ) – и Ему дано было испить. Отец оставил Сына, чтобы усыновить Себе Его распинателей! Люди видели и слышали, как Иисус из Назарета, вися на презренном древе римского креста, воскликнул: «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). И вскоре после этого видели, как разодралась завеса в Иерусалимском храме. А вот что видели тогда же небеса: и из храма небесного от престола – ибо таковым явилось им животворящее древо, на котором восседал как на Небесном престоле непорочный Агнец Божий – раздался громкий голос, говорящий: совершилось! Совершилось искупление, ибо чаша испита! Гнев Божий излит. Разодрана завеса, отделявшая небо от земли! Крест соделан престолом, небо с землею воссоединено! Совершилось! – прозвучало от престола, и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение. И действительно тогда «сделалась тьма по всей земле до часа девятого, и померкло солнце...» ( Лк. 23:44–45 ). Когда излился гнев Божий, то тьма окутала землю. Святой Дионисий Ареопагит был тогда еще языческим ученым и, наблюдая эту тьму, находясь в Александрии, воскликнул: «Или Сын Божий умирает, или кончина века!» Воистину, умирал Сын Божий. И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! Какого не было! Ибо тогда «земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф. 27:51–52 ). Это землетрясение потрясло не только землю, но и недра ада и преисподней. И ад отдал своих мертвых, и они вышли воскресшие. Христос пленил плен, поразил сатану, небеса примирил с землей – совершилось! Непосредственно все это есть образ кончины века. Изливается последняя чаша гнева Божьего. Предыдущими язвами поражено было все, поражены были все стихии. И вот изливается гнев Божий «даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать» ( Прем. 17:9 ). Таким образом нарушаются все внешние условия земной человеческой жизни. Но это будет и последнее, окончательное сокрушение сатаны, «князя, господствующего в воздухе» и «духов злобы поднебесных» ( Еф. 2:2; 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Опасно делать добро, говорить людям правду, открывать им истину, потому что всегда найдутся те, кто, выдавая себя за знающих её (Ин. 7:45-52), прекрасно устраивают свою жизнь. Они имеют власть, деньги, почёт - и отнюдь не собираются всего этого лишаться только потому, что Бог стал человеком и «пришел к своим». И потому именно «свои Его не приняли» (Ин. 1:11), даже наверное зная, что Он «Сын Благословенного» (Мк. 14:61). При этом личные и групповые своекорыстные интересы, как всегда в таких случаях прикрываются заботой о стране и народе (Ин. 11:47-53). Так, что сказанное в XIX веке о капитале, который даже под угрозой виселицы рискнет на любое преступление ради трехсот процентов прибыли, было на заре новой эры идеально осуществлено еще при полном господстве рабовладельческого способа производства. «Идеально» потому, что это было преступление абсолютное и уникальное, никем, нигде и никогда более неповторимое, ибо убить истинного Бога, ставшего человеком, можно только один раз в человеческой истории (все остальные злодеяния - тени этого). Последствия были ужасными, но на момент принятия решения сиюминутное желание сохранить власть, деньги и авторитет перевесили на чаше весов заранее известное, но все же будущее наказание (Мф. 21:33-46; Мк. 12:1-12; Лк. 20: 9-19) с отложенным сроком исполнения (Мф. 24:1-2) . Евангелие - это трагедия человеческой жизни Бога. Мы привыкли проживать свои скорби, страдать своими страданиями, размышлять о своей жизненной драме, жаловаться на свою судьбу, упрекать Бога в нашей человеческой трагедии. Упрекать или искать оправдание благому Торцу за зло, обильно разлитое в сотворенном Им мире... Евангелие показывает нам жизненную трагедию нашего Творца, совершенную на деле теодицею в лице Сына Божия, ставшего человеком. Мы с удивлением и недоумением узнаем из Священного Писания, что пришедший на землю Бог - Господь наш Иисус Христос, превечный Сын Божий, есть « Агнец закланный от создания мира » (Откр. 13:8); что мы «не тленным серебром или золотом искуплены... от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена» для нас (1Петр. 1:18-20).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Перед вскрытием седьмой печати Иоанну показывается еще одно видение искупленных. После сего – означает не то, что эти в белых одеждах будут после тех 144000 запечатленных, а то, что после того, как он, Иоанн, видел 144000 запечатленных, он видит теперь новое явление. Так неверно понятие «Свидетелей Иеговы», что после вознесения 144000 (бывшего якобы в 1914 г.) будут теперь спасаться еще остальные. Итак, после видения о 144000-х взглянул я, Иоанн, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем. Так продолжает дорисовываться картина престола и Агнца с окружающими 24-мя старцами и четырьмя животными. Теперь перед престолом Иоанну открывается великое и невообразимое множество искупленных чад Божьих из всех народов. Престол и Агнец являются нам часто вместе собственно, нераздельно. Это указывает на единство и равночестность Отца и Сына. Это великое множество Иоанн видит в белых одеждах . Дальше мы увидим, что это прошедшие через страдания, о которых Исайя говорил, что они получили «вместо унылого духа – славную одежду» ( Ис. 61:3 ). Это взывавшие, как царь Давид: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» ( Пс. 50:9 ). Это – последовавшие словам Господа: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис. 1:16–18 ). Это – в крещении получившие новые и белые ризы спасения ( Ис. 61:10 ) и сохранившие их в чистоте и непорочности через всю жизнь и все страдания. Они и на небе облекаются в белые одежды, и это неоднократно открывает Апокалипсис. И с пальмовыми ветвями в руках своих. Пальмовые ветви – знак победы и даются победителям. Вот и древняя победительница Ханаанского царя Иавина пророчица Девора «жила под пальмою Девориною... и приходили к ней туда сыны Израилевы на суд» ( Суд. 4:5 ). Когда город Иерусалим встречал своего царя Христа, то «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» ( Ин. 12:13 ). Так и здесь видим победивших в страданиях, убелённых кровью Агнца «с пальмовыми ветвями в руках своих». Воистину, «праведник цветет, как пальма» ( Пс. 91:13 ), и не только в веке этом, но и в веке будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Песнь 8 Хор (все): В печи отроки Израильские/ярче золота в горниле/воссияли красотою благочестия, восклицая:/«Благословляй, весь мир, Господа,//пой и превозноси Его во веки!» Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. По воле Своей всё творящий и изменяющий, превращающий тень смертную в вечную жизнь Своим страданием, Слово Божие; Тебя непрестанно со всем миром как Господа поём и превозносим во веки. Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Уничтожил угнетение, Христе, и мучение во вратах и твердынях ада, воскреснув в третий день из гроба. Потому весь мир непрестанно Тебя как Господа поёт и превозносит во все веки. Припев: Пресвятая Богородице, помогай нам! Таинственно от Света Божественного драгоценную жемчужину – Христа – нам родившую, Тебя воспеваем, восклицая: «Благословляй, весь мир, Господа, пой и превозноси Его во веки!» Благословен Отец и Сын и Святой Дух, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Хор (все): Образ чистого рождения Тобою Христа/показал терновый куст, горевший не сгорая;/и ныне Тебе молимся:/погаси свирепую искушений наших печь,//да Тебя, Богородица, непрестанно величаем. Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему.Люди беззаконные, непокорные и злое замыслившие, преступника и нечестивца оправдали, а Праведника на Древо смерти осудили, – Господа славы, Которого мы со страхом величаем. Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему.Спаситель, Агнец непорочный, на Себя грех мира взявший! Тебя, в третий день воскресшего, со Отцом и Божественным Твоим Духом прославляем, Господом славы исповедуя, величаем. Богородичен: Спаси народ Твой, Человеколюбивый Господи, драгоценною Твоею кровью приобретённый. Победы над врагами нам даруй, и церкви Твоей подавая мир по молитвам Богородицы.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Священник:Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим! ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ Хор (все): Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, ибо призрел Он на смирение Рабы Своей: отныне блаженной назовут Меня все роды; ибо сотворил Мне великое Сильный; и свято имя Его; и милость Его из рода в род к боящимся Его. Явил Он силу руки Своей; рассеял надменных в помыслах сердец их; низложил сильных с престолов, и вознёс малых; алчущих насытил благами, и богатых отослал ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, помня о милости Своей, как обещал отцам нашим, Аврааму и потомству его навеки.Честью высшую херувимов и славой большею без сравнения серафимов, непорочно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

http://blog.predanie.ru/article/domashni...

Посему, не останавливаясь более на сем, обратимся опять к обрядам жертв. Приносятся два тельца во всесожжение и жертву, один овен, а равно и агнцы, числом семь, все непорочные и однолетние, а жертва при них — мука пшеничная, напоенная елеем, впрочем не в одинаковой мере: три десятины на каждого тельца, две — на овна, и по одной на каждого из агнцев. Потом вместе с этим приносится также козел от коз, в жертву за грех. И все это, сказано, «кроме всесожжения всегдашняго». Итак, смотри, Палладий, как много плодов приносит смерть Еммануила, о чем ясно и истинно было сказано Им Самим: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24): ибо закалается агнец во образ Христа в первом месяце по закону, а в день — четырнадцатый; к сему присоединяются тельцы, овен и агнцы для жертвы и всесожжении, что все, как я думаю, образно оказывает на множество призванных к освящению чрез веру и на меру их духовного благосостояния; потому что если бы не умер за нас Христос, то мы не были бы приняты Богом и Отцем во воню благовония. Поелику же Он потреблен был путем страданий, то мы следуем стопам Его, принося себя самих в священнолепное возношение Богу и Отцу и в жертву поистине духовную. Тельца было два: потому что — два народа: разумею Израиля и обращенных из язычников. Но один овен; потому что мы объединяемся во Христе, сотворившем «соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир», как написано (Еф.2:14-15). Агнцев же было семь; потому что все мы, соделавшись едино во Христе, составляем некоторое великое стадо, и подчиняясь руководству единого над всеми Архипастыря, из двух стад собранные в одно и отличаясь чистою и непорочною жизнью, проводим таковую жизнь в мире ради вмененного за нас «со беззаконными» и потерпевшего за грех всех заклание (Ис.53:12), Который и под образом козла знаменуется.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

После Христа все жертвоприношения с пролитием крови и освящением через окропление ею, представляются немощным проблеском богоугождения и подобныя жертвы прекратились. Христианин перенес самое понятие жертвы в чисто духовную сферу. Наша жертва – в том, чтобы ради Бога подавить в себе рождающия грех гордость и похоть, имея в виду свое нравственное возвышение . " И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтоб приносить духовныя жертвы, благоприятныя Богу, Иисусом Христом» ( 1Nem. II, 5 ). 114. Что есть Крестная Жертва Иисуса Христа? Распятие Совершенного Человека и Его Крестная смерть вложили в сокровищницу нашей веры явленное в совершенной силе откровение: Божественного Промышления о человеке и вместе – о всем мире. Первое и непосредственное наше познание о Жертве Спасителя в том, что Он добровольно принял страдания с пролитием Его Крови и со смертным исходом. Он принес Жертву: искупительную, примирительную, жертву оправдания, избавительную и освящающую всех, верующих в Него, как в Бога. «Как послушныя дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем .... зная, что нетленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца« ( 1Nem. I, 14–20 ). »Ибо если будучи врагами, примирились с Богом смертию Сына Его, то более, примирившись, спасемся жизнью Его» ( Puм. V, 10 ). «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Puм. V, 9 ). »Так, как тела животных, которых кровь, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» ( Ebp. XIII, 12 ). Будучи совершенно безвинным, Христос предстал во образе Агнца, приносимого в жертву. Одновременно, Совершителем этой преднамеренной, вольной жертвы Нового Завета был Сам Богочеловек, который выполнял долг единственного в мире, вечного Первосвященника. «На другой день видит Иоанн идущого к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира« ( Иоан. 1, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Правда, Христос не мог принять крещение от Иоанна для того, для чего принимали его тогдашние иудеи. Как чистый и непорочный Агнец Божий, Он не нуждался в крещении, которое обещало оставление грехов в Его имя. Но он принял его, очевидно, ради только того, чтобы исполнить ветхозаветную правду во всей ее пол­ноте (πληρσαι πσαν δικαιοδγην); Он не хотел даже и в этом случае нарушить правды Божией, выраженной в ветхозаветном теократизме; Он не хотел оставить неисполненной даже иоты еди­ной или единой черты ветхозаветного закона. Таким образом Он принял крещение от Иоанна вследствии того, вследствии чего Он принял и ветхозаветное обрезание и вообще вследствии чего Он был под „законом“. Затем, другим мотивом для принятия Иисусом крещения Иоаннова было еще и то, „дабы явлен был миру Мессия“. До сих пор на мессианское достоинство Иисуса ука­зывали только чудесные знамения, ангелы и даже целые лики ангелов; при крещении же Сам Бог-Отец указал на Него миру как на Своего возлюбленного Сына, в Котором заключалось все Его благоволение. Наконец, крещение Иисуса имело еще и тот смысл, что, принимая его, погружаясь в воды Иордана, Христос как бы осязательно, чисто внешним образом, принял на Себя и все те людские грехи, которые символически, т. е. точно так же внешним образом были омыты Иоанном в этой реке, принял, чтобы вознести их на Себе на Голгофу; а внешняя сторона, форма, обряд­ность и символичность всегда имели в глазах иудеев весьма важное значение. По свидетельству всех четырех евангелистов, при крещении Иисуса произошло весьма необычайное явление. Когда после крещения Иисус вышел от воды и молился, тотчас „отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!“ Отрицательная критика указывает и в этом случае на мнимое противоречие между евангельскими повествованиями, благодаря которому она будто-бы находится даже в недоумении относительно того, кто собственно видел и слышал все, здесь происхо­дившее, – Христос ли, или Креститель Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только  одна  Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно. Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно? Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой. Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он  действительно  совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя. Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека. Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы? В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,   предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

http://foma.ru/kakuyu-pashu-otmechal-hri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010