Глава 14. Видение 144000 девственников Откр.14:1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. После мрачной картины антихристова времени (гл. 13) тайнозрителю показывается отрадная картина небесного блаженства победивших во Христе. Иоанн видит: вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи . Это напоминает слова апостола Павла: «Вы приступили к горе Сиону... и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев... и к Судии всех Богу... и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления» ( Евр. 12:22–24 ). Под Сионом здесь не может разуметься буквально та гора, на которой стоял Иерусалимский храм, но это – небесный Сион, высший Иерусалим, город Бога Живого. В каждом городе бывают особо чтимые места, определенные памятники или иное определяющее лицо и значение города (храм святого Петра в Риме, Кремль в Москве и т. д.) Здесь Иоанн видит: Агнец стоит на горе Сионе. Агнец – это Христос, бывший как непорочная жертва заклан за грехи мира. Не только для земли, но и для всей вселенной важна жертва Христова, ибо и там, в Небесном граде, является Он в виде Агнца, «чтобы посредством Его (Агнца) примирить с Собою (Богом) всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1:20 ). Вместе с Агнцем на горе Сионе и с Ним видит Иоанн сто сорок четыре тысячи . Кто эти блаженные со Христом? Андрей Кесарийский пишет, что «эти 144000 надо отличать от составленных ранее из всех колен Израилевых, но о девстве которых не засвидетельствовано». Сравнения 144000 в 7,1–8 и 14,1–5 показывает, что это не одни и те же. Общим является только число 144000=12 х 12 х 1000, означающее многоплодие апостольского семени (7,4). Характеристика же тех и других 144 тысяч разная. Там (в гл. 7) мы видели всю Церковь , всех запечатленных чад Божиих, выделенных из погибающего во грехах общества людей и сохраняемых Богом на земле во все времена, особенно же в кончину века при антихристе. Здесь (в гл. 14) мы под 144000 разумеем первенцев, совершеннейших во Христе, цвет и красу христианской Церкви, а не всю ее. Это можно сравнить, как в гл. 12 сын-муж жены-Церкви и «прочие от семени ее» (в гл. 7 показаны не «прочие» только, а вообще все). 144000 в гл. 14 это – сын-муж жены-Церкви (12,13). И то не все мужественнейшие чада Церкви, а только девственники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем), мясо к-рого евреи вкушали в праздник Пасхи , а кровью его помазали косяки и перекладины дверей домов, в к-рых они жили в Египте (Исх 12. 7), благодаря чему их не поразил ангел-истребитель, посланный уничтожить всех егип. первенцев. Пророчество о Божественном Искупителе, спасшем человечество от смерти, наиболее полно представлено в Книге прор. Исаии , где грядущий Мессия именуется «Рабом» («Отроком» Господним) (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7). К этому образу возвращается евангелист Матфей , когда размышляет о мессианском достоинстве Христа: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Мф 12. 18). Ап. Филипп комментирует одно из мест о Мессии из Книги прор. Исаии. Услыхав, что евнух Эфиопской царицы читает мессианский текст из этой книги: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33), он указал читавшему на то, что страдающий агнец, о к-ром повествуется в этом тексте, прообразует собой Иисуса Христа (Деян 8. 35). Наименование «А. Б.» применительно ко Христу впервые использует св. Иоанн Креститель : «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Свящ. Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1 Петр 1. 20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19. 32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает предписание Торы , запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

http://pravenc.ru/text/63318.html

Поучение в день Святого Богоявления. Из древнего сборника (XVII в.). – „Статир» Тот, Кто знает число звезд небесных и всем им дает имена, Кому известно количество песчинок в море и каплей в дожде, Кто положил предел воде и основания суше, Кто сообщил небу – красоту, солнцу – свет, Кто направляет движения ветров, и установил порядок времен и лет, – Творец веков и всякого дыхания Создатель соделался человеком. Пречистый и безгрешный ныне просит крещения и очищения. Кому со страхом предстоят Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, – преклоняет главу под бренную руку, и от раба Своего просит крещения, чтобы в водах потопить грехи всего мира. Об этом ясно повествует нам Евангелие от Матфея в зачале шестом. Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:13–14 )? Это новое таинство, Христолюбцы, превышает всякий ум и слово. Живущий во свете неприступном, Свет светлейший всякого света, тщится принять крещение. По истине, это – великая и неизреченная тайна, полная радости и веселия, зрелище, достойное удивления! Иоанн взял к себе грешников; но, увидев Безгрешного, вострепетал, убоялся и недоумевал: как это Владыка пришел к рабу, Бог – к человеку, Всевышний – к ничтожному, Зодчий – к глине, Небесный – к земному, Солнце – к деннице, Море – к ручейку, Царь – к воину, Свет – к светильнику, Проповеданный к пророку, Очиститель – к очищаемому, Разрешитель грехов – к проповеднику покаяния, Бессмертный – к смертному, Творец – к твари! О, тайна предивная! О, дар неисповедимый! Иоанн возражает, Ангелы благоговеют, небеса отверзаются, глас Отца слышится, Дух Святой сходит, Иордан готовит струи, чтобы принять неестественный Огнь и освятиться от Очищающего все. Владыка повелевает рабу, Иоанн отрицается. Узнав Владыку, он воскликнул: се Агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин. 1:20 ), – Агнец Божий непорочный и чистейший, о Котором предвозвестили древние пророки, Которого видел в образе своего закалаемого сына Авраам. А когда Иоанн увидел Его идущим ко крещению, то возопил с ужасом: «Ты ли идешь ко мне? Не смею я, сено, прикоснуться -к Огню: не смею и, брение, приблизиться к Источнику жизни. Я прошу у Тебя очищения, я имею нужду в крещении от Тебя. Освяти меня и воды». Вот – раб благоговейный и смиренный! Хотя он и видел Владыку своего в образе человека, однако же познал в Нем истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Девство «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. ...Они поют как бы новую песнь пред престолом... и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» ( Апок. 14, 1, 3–4 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор. 3, 16–17 ). «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6, 20 ). Куда идет Агнец, идет так, что с Ним могут идти только души девственные? Какие это жилища покоя? Это места, где удовольствия бесконечно более высокие, чем суетные, безвкусные, обманчивые наслаждения мира. Это даже не те места покоя, которые будут даны в Царствии Божием недевственникам: это совсем другие жилища. Радостью девственников будет Сам Иисус, радость через Иисуса и в Иисусе. Это радость особого рода, не общая с радостью других святых. Другие святые, которые не будут следовать за Агнцем, будут видеть сопутствие девственников Агнцу, но не станут завидовать им. Они будут радоваться их счастью. Они не будут петь песни, а станут слушать и в драгоценном преимуществе, которым те будут наслаждаться, найдут свою радость. Блаженный Августин ( 113, 617 ). Не слишком робей перед плотью, как будто она по природе своей неукротима. Не от Бога тот страх, который делает человека связанным. Не предавайся слишком и плотской неге, чтобы пресыщение, сверх чаяния твоего, не низринуло тебя в стремнину. Если боишься того, что и малая искра зажигает солому, то ободрись надеждой: великий пламень охладится дождем свыше. Молитвы, воздыхания, дни, проводимые в слезах, и ночи без от дыха, и всецелая любовь к Царю – вот прекрасные целебные средства для целомудрия! При них ты никогда не воздвигнешь в сердце кумира худшей любви, но будешь иметь непорочный ум, как храм великого Бога и лучезарного Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

А. Кордочкин Славословие 1183 Слава в вышних Богу и на земле мир людям благой воли. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой Славы Твоей. Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий. Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе. Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас. Берущий на себя грехи мира, прими молитву нашу. Сидящий одесную Отца, помилуй нас. Ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний. Иисус Христос, со Святым Духом во славе Бога Отца. Аминь. Святый Боже, сидящий на херувимах, единый незримый, Святый Крепкий, в вышних прославляемый ангельскими гласами, Святый Бессмертный, единый непорочный Спаситель, помилуй нас. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих I. Достоин Ты, Господи Боже наш, принять славу, честь и силу. Припев: Святый Бессмертный... Стих II: Ибо все народы придут и склонятся пред лицом Твоим, Господи, говоря. Припев: Помилуй нас... Стих III: Благословение и честь, и слава, и премудрость, и сила Тебе, Господу нашему, во веки веков. Аминь. Припев: Помилуй нас... Молитва 1184 Тебе вовеки слава, Вышний Отче и Господи, Который ныне с небес удостоил ниспослать нам Господа Иисуса Христа Спасителя нашего, о Котором Ты провозгласил некогда в прорицаниях пророков и Которого теперь явил нам рожденным от Девы Марии. Ныне для нас в яслях лежит Хлеб вечной жизни, и Свет великий явился на земле. Ныне мир небесных граждан явился, и нам всем дается дар вечности. Ныне открылась нам божественная сокровищница, и свет явился всем, кого избрал Дух Святой. Теперь истинный Свет явился миру, Врач слепых, Исцеление расслабленных, Сила немощных, Укрепление слабых. Ныне явилось воскресение мертвых, путь, истина и жизнь 1185 живых. И мы просим, истинная Троица, Бог наш, даровавший нам принять радостный дар рождества Твоего, даруй нам по ежегодному обетованию иметь беспорочную жизнь, чтобы после плотских уз мы удостоились соединиться со всеми святыми в славном небесном отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава XIV Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую, никому не понятную песнь (1–5). Видение Ангела, летевшего по небу с вечным Евангелием и призывавшего к покаянию (6–7); видение двух других Ангелов с вестью о падении Вавилона (8–11); утешение и ободрение праведников (12–13). Видение подобного Сыну Человеческому, сидящего на облаке с серпом в руках. Жатва (14–16). Ангел, срезающий серпом виноград для точила гнева Божия (17–20). Откр.14:1 .  И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Откр.14:2 .  И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Чтобы более пролить утешения в сердца истинных христиан, Иоанн видит и описывает новое, не земное, но небесное отрадное явление. Взор христиан возводится к небу, к Бож. престолу и сонмам небожителей, окружающих его. На горе Сионе, которая есть небесный храм, где Господь обитает среди Ангелов и прославленных людей, Иоанн видит Агнца и с Ним 144 тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. Кто эти 144 тысячи? Они не те, которые упомянуты в Откр.7:9–17 . Они другие. Они первее всего суть христиане прославленные, ибо являются не на земле, а на небе и вместе с Агнцем. На их челах написано имя Агнца и имя Его Отца, как награда за предшествовавшие подвиги земной жизни. Их земная жизнь, их христианские подвиги, их неуклонное последование и подражание Иисусу Христу – Агнцу непорочному так проникли все их существо, что как бы отражались на их челах и говорили о их принадлежности к Богу и Агнцу, а потому о заслуженности их блаженства. Откр.14:3 .  Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Небесное блаженство прославленных состоит в слушании и участии в небесном песнопении, которое слышалось с неба, т. е. с той же сионской горы, от того же небесного престола. Голоса при пении сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей. По содержанию песнь называется новою – новою в том смысле, что содержит в себе хвалу и благодарность 144 тысяч за все Божественные благодеяния, которых они удостоились в свое время. Поэтому никто и не мог научиться этой песне ( Откр.2:17 ) и понять ее, кроме тех 144 тысяч, которые сами были свидетелями всего этого ( 1Кор 2:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Восхождение к фаворскому свету Из книги архимандрита Киприана (Керна) " Восхождение к Фаворскому свету " , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии " Духовное наследие русского зарубежья " 23.03.2007 341 Время на чтение 11 минут С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, " сводит к Единому " и, как высшая мера просвещения ума, делается " зрителем премирных вещей " . " Таким путем человек становится сосудом, способным восприять Божественную благодать, которая, надо это постоянно помнить, не дается за что-то или в какой-то пропорциональной нашим подвигам мере, а ради чего-то, по одной только безмерной любви Божией к нам. Корреляции между подвигами нашими и благодатью Божией нет. Естество человека способно к обожению, человек от вечности предуставлен к соединению с Богом. Непорочный Агнец предназначен к заколению еще прежде сложения мира. Поэтому можно говорить и о вечном богочеловечестве. Боговоплощение не только факт, однажды в истории бывший, но и от вечности в Божественном Совете присущая премирная реальность. Бог Своею Божественною благодатью вложил Самого Себя в это существо, сотворив его по Своему образу и подобию, и возвысил на земле человека, сознающего самого себя " (архимандрит Киприан цитирует свт. Григория. - Прим. ред.). В боговоплощении совершается обожение человеческого естества. При этом Палама подчеркивает двойное значение этого акта. Во-первых, это обожение нашего естества: " Как сошел Он на землю, не изменившись Божеством, но снисходя к нам, так и восходит снова, не изменяясь Божеством, но возводя на горний Престол воспринятое Им наше естество " . Во-вторых, это обожение каждого из нас: " Слово Божие... очистило наше естество чудесным и неприступным огнем Своего Божества... И не только то смешение, которое Он за нас принял, но и каждого из удостоенных Его общения Он богосоделал причастием огня, который Господь пришел низвести на землю " . " В воскресении и вознесении нашего Спасителя мы все участвуем и будем участвовать, так как Он есть воскресение и вознесение человеческого естества, и не просто человеческого естества, но и каждого верующего во Христа и показывающего свою веру " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Разделы портала «Азбука веры»   Центральным песнопением пасхальной заутрени бесспорно является канон Святой Пасхи , сочиненный известнейшим богословом и гимнографом Православной Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Об основных идеях Пасхального канона, облеченных в восторженные поэтические одежды, рассказывает преподаватель ПСТГУ священник Михаил АСМУС. Христос – новая Пасха Хотя гимнографический жанр канона, к становлению которого преподобный Иоанн весомо приложил свою чудесно исцеленную руку, тесно связан с библейскими песнями, в случае с Пасхальным каноном мы имеем пример более свободного соотношения с этими песнями. Тем паче, что по Уставу в виде исключения канон пасхальной заутрени исполняется без них: вместо ветхозаветных стихов перед тропарями канона звучит древнейший тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых…» (у греков) или его первая фраза (у нас). К такому отношению к ветхозаветному тексту подталкивает и сама тема: в Воскресении Христа из мертвых начал действовать Новый Завет, т. е. «Договор», предвозвещенный Господом на Тайной вечери и заключающийся в том, что Он приносит Себя в жертву за грехи мира, а люди получают спасение, следуя проповеданному Им Благовестию любви. Поэтому все ветхозаветное, даже самое важное, как, например, Пасха, отходит на задний план, становясь только тенью наступившей спасительной реальности. В первом же ирмосе преподобный Иоанн начинает объяснять новое содержание праздника Пасхи, исходя из устойчивого толкования слова «Пасха» как преведение, т. е. «переведение» (Синаксарь Пасхи): Воскресения день, просветимся людие! Пасха Господня! Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. — «Пасха, потому что Христос Бог нас, поющих (ныне песнь) победы, перевел от смерти к жизни и от земли (низменной жизни по плоти) к Небу (возвышенной духовной жизни)». А в 1м тропаре третьей песни говорится о том, что все необходимые атрибуты ветхозаветного пасхального агнца: совершенный, мужеского пола, непорочный ( Исх.12:5 ) — полностью проявились во Христе: Мужеский убо пол — яко разверзый девственную утробу явися Христос; яко человек (греч. смертный) же — агнец наречеся; непорочен же — яко невкусен скверны, наша Пасха; и яко Бог истинный — совершен речеся. — «Как отверзший (в Своем рождении) утробу Девы — Христос предстал существом мужеского пола; а как существо смертное — был назван (Иоанном Крестителем) агнцем; Он же, наша Пасхальная (трапеза), как непричастный скверне именуется непорочным, а как истинный Бог — совершенным».

http://azbyka.ru/molitvoslov/obyasnenie-...

Скачать epub pdf 10.10 Служба священномученику Петру, митрополиту Крутицкому Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал 78). Месяца сентября в 27-й день Священномученика Петра, митрополита Крутицкаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 4. Подобен: Я ко добля: Храм Божий себе соделав,/священномучениче Петре,/столп Церкве непоколебимый показался еси,/яви бо тя Христос утверждение/всем, в раздорех мятущимся,/светильника верным во тьме безверия,/ограждение пастве от волков злохищных/и хранителя верна дома Божия./Темже моли спастися душам нашим. Слову Божию последовав,/священномучениче Петре,/яко агнец непорочный заклался еси/и, живоносным зерном в земли нашей сокрывся,/плод мног Богу принесл еси,/верныя же люди от разделения сохранив,/яко раб благий и верный,/в радость Господа твоего вшел еси./ егоже моли спастися душам нашим. Древним пророком в скитаниих подобяся,/ничтоже имеяй и вся содержай,/в болезнех и трудех неустанных/апостольски пожил еси,/священномучениче Петре./Святителем же Московским в трудех и ревности последовав,/новым мучеником кончиною соединился еси,/всем житием твоим Богу послуживый./ егоже моли спастися душам нашим. Ины стихиры, глас 6. Подобен: В се отложше: Все возложив на Бога упование,/глаголом патриарха Тихона внял еси/и, архиерейство из рук того приемь,/первосвятителю гонимому во всем последовал еси,/небоязненный же исповедник Христов явився,/в гонениих мужески взывал еси:/веру Православную в любви и смирении/потщимся, братие, сохранити./Мы же, священномучениче Петре,/прославляюще крепость твою, вопием:/моли Милостиваго Бога/спастися душам нашим. Все отложив плотское мудрование,/глаголал еси, Петре смиренномудре:/житие мое, егоже дни преходят,/страдание и скорбь есть,/обаче точию единаго страшуся,/разделения и смуты церковныя,/сего ради престол патриарший блюсти не отрекаюся./Мы же, прославляюще крепость твою, вопием:/моли спастися душам нашим. Вся стрелы лукаваго отразив:/новых раскольников лживая ухищрения,/братии неповиновение,/безбожников клевету,/соблазны, устрашения и мучения,/единство Церкве Русския сохранил еси./Мы же, прославляюще терпение твое, вопием:/моли Милостиваго Бога/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf САМООТРЕЧЕНИЕ ЖЕРТВА БОГУ «Жертва Богу – дух сокрушен» (Пс. 50, 19) В жертву Богу преимущественно перед всем прочим приноси душу ( 15, 210 ). Перед Богом ничто не имеет такого достоинства, как слово очищенное и душа совершенная в учении истины. Святитель Григорий Богослов ( 14, 32 ). В какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои ( 26, 138 ). Вступившему в духовную жизнь надлежит бодрствовать, трезвиться, и охранять божественное семя для Бога, и не уклоняться от цели любви, пока не принесут Господу совершенного плода и тело не будет сопровождено во гроб. Ибо тогда плод будет вере и совершенно вне опасности похищения ( 27, 56 ). Если отрезвимся, трудолюбием утончим грубость страстных риз, то, окрылившись, будем парить высоко, как орлы, и станем духовными. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 111 ). Не смотри на внешнее, но устремляй взор во внутреннее, целый мир собери в мысленную клеть души, приготовь Господу храм, не имеющий в себе кумиров. Преподобный Нил Синайский ( 49, 58 ). Бог обоняет не вещество, не чувственное благоухание, а мысленное, душевное; самый приятный фимиам – душа приносящего. Духовными жертвами признаем не только умерщвление страстей... но посвящение всех естественных сил Богу, принесение их во всесожжение Богу в огне благодати. Преподобный Максим Исповедник ( 68, 306 ). Если желаешь принести дары Богу, принеси от вдовствующей души своей две лепты – смирение и любовь. Преподобный Феогност ( 68, 427 ). Благодатью Святого Духа совершается в сердце жертва хваления и созидается сердце самое чистое, сокрушенное и смиренное, которое, зная, что не имеет ничего собственного, не может вознестись гордостью. Это смирение сердца сокрушенного и самоуничиженного – истинное, а не показное из тщеславия – и есть жертва хваления, приносимая Богу... Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 310 ). Иудеи приносили в жертву Богу различных животных, как о том пишется в книгах Моисеевых и пророческих. И эта их жертва прообразовала смерть Христа, Сына Божия, Который, как Агнец непорочный, был заклан на Древе Крестном за спасение мира. Но когда эта святейшая жертва была принесена, она, как тень, прообразовавшая Истину, прекратилась. В новой благодати духовную жертву, без которой и иудеям эта жертва была не полезна, христиане должны приносить Богу верою. Святитель Тихон Задонский ( 104, 690–691 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010