Потому-то для всех жертв и употреблялись всегда животные совершенные и беспорочные, что они служили прообразом Христа. И жрецам Бог повелел быть вполне совершенными и неповрежденными телом, потому что они были прообразом истинного Жреца. Затем, пасхальный агнец должен быть мужеского пола, потому что этому полу по природе принадлежит главенство и преимущество, как и у людей мужчина имеет телесное преимущество перед женщиной. И Христос по природе и в действительности есть Глава и Царь, так как, будучи небесным человеком, соединился с нами, как брат, по телесной природе, но стоит выше нас, как Господь, по духовной стороне, по Своей божественности. Поэтому и женихом является только Он один, если считать невестой все человечество; даже Иоанн, величайший из пророков, не был женихом, как видно и из его слов о Христе и о себе: о Христе он говорил: «имеющий невесту есть жених», а о себе: «а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» ( Иоан. 3:29 ). И апостолы все – не женихи Церкви, хотя без сомнения они и приняли по благодати подобие Христу, сделавшись сынами Христа через Христова Духа. Но что говорит блаженный Павел? «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:2 ). Итак, Господь – поистине Глава, Владыка и Царь, не только потому, что был Богом среди людей, но и по предвечному Божеству, потому что по природе Он – Царь всякого создания, не по благодати получивший царство, но имеющий его поистине и по рождению от Отца. Агнец, заметь, был однолетним; это означало, что Господь будет новым на земле и совершенно непричастным той ветхости, какая возобладала в людях. Поэтому, если кто называет Господа простым человеком и полагает, что Христос был нашей природы, для того Он уже не будет агнцем совершенным и непорочным, потому что никто из людей не беспорочен, не будет агнцем мужеского пола, потому что никто из людей не имеет прирожденного и всецелого телесного превосходства в сравнении с одинаковыми по природе людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

При омовении рук: «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». ( Пс.25:6–12 ). Проскомидия Священник и диакон, облачившись и умыв руки, приготовляют св. сосуды. На жертвенник полагаются пять просфор и вино, растворенное с водою. Приступая к жертвеннику, делают пред ним три поклона со словами: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Священник, воздевая руки, произносит тропарь великой пятницы: «Спасатель наш, Ты искупил нас от клятвы закона ( Галат.3:13 ) бесценной Твоею Кровию; Ты, пригвожденный ко Кресту и проболенный копием, даровал бессмертие людям. Слава Тебе». Диакон: «Благослови, владыка». Священник крестообразно благословляет дары вместе с сосудами, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Диакон: " Аминь». Священник берет левою рукою просфору, а правою копие, которым три раза изображает знак креста над печатью просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа». Режет хлеб с четырех сторон печати. Водружая копие с правой стороны произносит: «Как овца, веден был Он на заклание». С левой: «И как Агнец непорочный, пред стригущим его безгласный, так Он не отверзал Уст Своих». В верхней части: «От уз и суда Он был взят». И в нижней: «Но род Его кто изъяснит». ( Ис.53:7–8 ). Диакон стоит справа и, поднимая пред каждым действием из них орарь, повторяет: «Господу помолимся». После обрезания просфоры священником, говорит: «Возьми владыка». Священник, вынимая вырезанную часть просфоры, именуемую «Агнец», говорит: «Ибо Он отторгнут от земли живых» ( Ис. 53:8 ); и вынутая часть полагается на дискосе печатью вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Сильный восточный ветер, посрамляя своего «хозяина» Сета, приносит в дельту Нила саранчу, поедающую все уцелевшее от града. Фараон опять раскаивается, но потом вновь ожесточается. Осязаемая тьма – хамсин – покрывает Египет, посрамляя самого солнечного бога Ра, не могущего дать света «покровительствуемому» им народу и своему «сыну» – фараону. Последний ставит условие – народ может выйти на служение, но без имущества, чтобы потом вернуться к нему в дом рабства. После отказа Моисея три триады казней, имевших природные, но направляемые волей Бога Израилева причины, прекращаются. Наступает время для сверхъестественной кульминации всего повествования – избиения первенцев. Установление Пасхи Последняя казнь и связанное с ней установление Пасхи связана с требованием Единого Бога об освобождении Своего первенца среди народов земли – ветхозаветной общины спасения. Невыполнение его приводит к гибели всех первенцев в земле египетской: от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице ( Исх. 12:29 ). От погибели избавлены лишь первенцы израильские, дома которых, отмеченные кровью жертвенного агнца, обошел стороной ангел-губитель: откуда наименовался праздник – Пасха (др.-евр.: песах – «Он миновал, пропустил, переступил»). Приносимый в жертву агнец символизировал выкуп за еврейских первенцев, опресноки – быстрый выход из Египта, горькие травы – четырехвековое рабство. Ветхозаветная Пасха имела и нравоучительное значение: святитель Григорий Нисский видит в смерти первенцев умерщвление греха, а святитель Димитрий Ростовский изводит из этого события следующую аккомодацию: «В тяжкие грехи впал некогда богопротивник фараон, не хотевший отпускать из Египта людей израильских, однако и нехотя отпустил. Кто же уговорил столь ожесточенного? Кто умягчил каменное сердце? Кто научил отпустить их? Смерть первородных египтян, в одну ночь умерщвленных повсюду рукою Ангела; смерть была его учителем» 208 . Важнейшим, однако, является прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи. О том, что Пасха ветхозаветная прообразовала новозаветную, а заколаемый агнец – Христа, Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (см.: Ин. 1:29 ), мы имеем согласное свидетелство, восходящее к апостолам. Подобно тому, как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра, избавлено от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (ср.: 1Пет. 1:18 – 20 ). По словам же апостола Павла, Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Также, взяв фелонь и благословив, целует [ее и возлагает на себя] со словами: Священники Твои, Господи, облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Затем, отойдя к жертвеннику, омывают руки со словами: Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих. Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей. Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою, у которых в руках – беззакония, десница их полна неправедной мзды. Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня. Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи. Проскомидия И совершив три поклона перед жертвенником со словами: Боже, очисти меня, грешного и помилуй меня. (3) [Целуют священные сосуды, произнося тропарь]: Искупил Ты нас от проклятия закона/драгоценною Своею Кровию:/ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,/Ты людям источил бессмертие./Спаситель наш, слава Тебе! Затем диакон возглашает: Благослови, владыка. И начинает священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. И берет священник в левую руку просфору, а правой трижды начертывает копием крест над печатью просфоры со словами: В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (3) И надрезает копием правую сторону печати со словами: Как овца на заклание Он был приведен. [Надрезая] левую [сторону печати]: И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. [Надрезая] верхнюю сторону печати: В унижении Его в правосудии Ему было отказано. [Надрезая] нижнюю сторону [печати]: Но род Его кто изъяснит? Диакон же, взирая благоговейно на это тайнодействие, возглашает при каждом надрезании: Господу помолимся, держа и орарь в руке. Затем возглашает: Подними, владыка. Священник же, вонзив святое копие снизу с правой стороны просфоры, приподнимает агнец, говоря: Ибо отторгается от земли жизнь Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У иудеев, как известно, закалаем был агнец, помазываемы были пороги, вкушали они эти мяса, и это у них было победой над губителем ( Исх. 12, 1–13 ). Всем этим предызображалось Таинство Христово. Когда Христос заклался как Непорочный и Пречистый Агнец, тогда помазаны и наши пороги, то есть сердце и воля, и наддверие их, то есть ум, и мы вкусили плоти Сына Человеческого и победили губителя душевных наших сил. И очень многие установления Закона указывали на Христа. Хотя Закон был как бы прикрыт и заперт темнотой буквы, как бы дверью какой, но если кому-нибудь вверяемо было учение, тот имел ключ разумения; и если бы таковой пожелал, то мог бы отворить его, и сам вошел бы, и других бы ввел. Но законники не сделали этого, а «ключ разумения... взяли», то есть сокрыли, спрятали из виду; когда же взят был от среды (скрыт) этот ключ, то есть истолкование Закона, то запертой осталась и дверь его. Под «ключом разумения» можешь понимать и веру. Ибо познание истины происходит чрез веру, как и пророк Исаия говорит: Если не уверуете, не уразумеете ( Ис. 6, 10 ). Итак, законники «ключ разумения», то есть веру, взяли от среды и скрыли. Ибо они не допускали некоторых веровать во Христа, Спасителя всех. Он творил чудеса, и народ, веруя ради этих чудес, признал бы Его Богом, но они (законники) говорили, что Он совершает эти чудеса силой веельзевула. Видишь ли, как они взяли ключ разумения, не допуская верить тому, что самих привело бы к знанию? Он (Христос) в синагогах учил воле Божией, а они (законники) говорили: беса имеет и беснуется, зачем Его слушаете? Итак, они (то есть фарисеи и книжники), поистине, взяли ключ разумения, но сами не вошли и других не впустили, и притом «входящих», то есть способных уже к богопознанию. Лк.11:53 .  Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, Лк.11:54 .  подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. «Когда Он еще говорил» сие, они вместо того, чтобы признаться в своем бессилии, как бы в опровержение Его слов объявили себя именно мудрейшими Его и начали заграждать Ему уста, то есть непрерывно спрашивать Его и приводить в недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Выбрав зло, человек изменил своему призванию и оказался в рабстве супостата. Но Бог не дал человеку безвольно плыть по течению. Некоторые Отцы — например, святые Ириней Лионский и Феофил Антиохийский — объясняют Божественную снисходительность незрелостью первых людей. Хотя человек и согрешил свободно, на нем не было полной ответственности. Дело примирения совершилось в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке. Предав Себя вольной смерти, Он непоправимо сокрушил ее власть, поскольку смерть не смогла победить Человека-Бога. Человек без греха, Первенец нового человечества, освобожденного от рабства диаволу, Христос предстоит Отцу, как чистая жертва, как непорочный Агнец. Жертвенный аспект смерти Иисуса Христа тесно связан с Ветхим Заветом, который завершен и превзойден. Жертвоприношения древнего Закона совершались, чтобы снискать Божественное умилостивление, с тем, чтобы Бог благоволил очистить грехи; они были предвозвестниками и образом совершенной жертвы Христа, Архиерея и Жертвы. Жертва Христа — не только последняя, она единственная истинная жертва, о чем хорошо сказано в Послании к Евреям: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного» (Евр.7:26–28). После Своей смерти Господь был погребен, и Его Тело оставалось во гробе до третьего дня Тропарь Восточного Пасхального богослужения говорит об этом моменте с великой богословской точностью: «Во гробе плотски, во аде же душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный». Во время Своего земного служения Господь наш не раз говорил о Своем погребении: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.12:39; Лк.11:29; Мк.8:12), и еще: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Имеющий поразить всех первенцев в Египте от человека до скота и тем самым, поскольку некоторые породы последнего считались за богов, доказать бессилие их ( «произведу суд над богами Египетскими») ( Исх.12:12 ), Господь пройдет мимо домов еврейских. Отсюда «песах», Пасха – прохождение мимо. Исх.12:14 .  И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Значением праздника объясняется его постоянное совершение за все то время, в течение которого будет сохранять свою силу ветхозаветный культ. Только в этом смысле Пасха – «установление вечное» (см. 1Кор. 5:7 ). Подобно другим праздникам и установлениям, ветхозаветная Пасха является тенью, прообразом будущего ( Кол.1:15–17 ). В пасхальных постановлениях тень будущего прозревали еще ветхозаветные писатели. Грядущему Мессии они усвояли такие названия, которые, очевидно, заимствованы от пасхального агнца. Так, пророки Исайя и Иеремия уподобляют Его агнцу ( Ис. 53:7 , Иер. 11:19 ), и в этом уподоблении новозаветные писатели видят ясное указание на Иисуса Христа ( Деян.8:32–35 ). Сообразно с этим название агнца прилагается к Нему и в Новом Завете ( Ин. 1:29 , 1Пет. 1:19 ), а святой Иоанн Богослов, рассказывая, что воины не перебили голеней Христа, замечает: «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:33–36 , Исх.12:10 ). Более подробно раскрывают прообразовательное значение Пасхи отцы и учители Церкви. «Агнец, – говорит Кирилл Александрийский , – долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен к страданию за род человеческий». От пасхального агнца требовалось, чтобы он был совершен, без порока, мужеского пола, однолетен ( Исх. 12:5 ). Все эти черты, по указанию отцов Церкви, ясно изображают Иисуса Христа. Совершенство агнца – совершенство Христа не только по божеству, но и по воспринятому естеству, которое помазано божеством. Непорочность агнца – непорочность Христа, потому что Он врачует от позора и недостатков и скверн: сам Он воспринял на Себя наши грехи и болезни, но сам не подвергся ничему требующему врачевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Крестная смерть принесла падшему человечеству искупление и примирение с Богом - это один из основных догматов христианского вероучения. Ложно или, по меньшей мере, чрезмерно ущербно толкование этого догмата, при котором искупление становится категорией этико-юридической. Именно эта тенденция, начиная со Средних веков, наложила отпечаток на западное богословие в ущерб убедительному реализму древней христианской мысли. Этико-юридическая перспектива подчеркивает нанесенное Богу первородным грехом оскорбление, которое требует возмездия, чтобы укротить Божественный гнев. Смерть воплотившегося Сына Божия и есть такая умилостивляющая жертва. Православная мысль, основанная на Священном Писании, равно как и на литургическом и древнем святоотеческом Предании, иначе понимает искупление: первородный грех был горьким плодом свободы, данной человеку его Создателем. Бог хотел, чтобы Ему поклонялись и Его любили существа свободные, потому что одна только свобода придает смысл любви. Без возможности самоопределения, а значит и отказа, любовь человека к Богу была бы только отражением любви Бога к Самому Себе, подобно отблеску света в зеркале. Выбрав зло, человек изменил своему призванию и оказался в рабстве супостата. Но Бог не дал человеку безвольно плыть по течению своих страстей. Некоторые Отцы - святые Ириней Лионский и Феофил Антиохийский - объясняют Божественную снисходительность незрелостью первых людей. Хотя человек и согрешил свободно, на нем не было полной ответственности за грех. Дело примирения совершилось в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке. Предав Себя вольной смерти. Он непоправимо сокрушил ее власть, поскольку смерть не смогла победить Богочеловека. Так поет об этом латинский гимн Victimae Paxali: " Между смертью и жизнью завязалась необычная борьба. Создатель жизни, умерев, живет и царствует " . Человек без греха. Первенец нового человечества, освобожденного от рабства диаволу, Христос предстоит Отцу, как чистая жертва, как непорочный Агнец. Жертвенный аспект смерти Иисуса Христа тесно связан с Ветхим Заветом, который завершен и превзойден. Жертвоприношения древнего Закона совершались, чтобы снискать Божественное умилостивление, чтобы Бог благоволил очистить грехи. Они были предвестниками и прообразами совершенной жертвы Христа, Того, как говорит литургия святого Иоанна Златоуста, Кто " служебныя сея и бескровныя Жертвы священнодействие предал еси нам " . Жертва Христа - не только последняя, она единственная истинная жертва, о чем сказано в Послании к Евреям: " Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного " (Евр. 7. 26-28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

375 Такое же значение имеет и «первосвященническая» молитва ( Ин. 17 ), которая однако имеет главную обращенность не в сторону искупления, но в сторону обожения: освящения и прославления человечества. Т. о., Евангелия показывают нам первосвященническое служение самым делом, хотя и не содержат о нем прямого учения, по крайней мере, из уст Господа. О нем же свидетельствуют и многочисленные тексты апостольских посланий, где говорится об искуплении от грехов кровью Иисуса. Прямое же учение о первосвященническом служении находим в послании к Евреям с основной его тематикой: постижения Ветхого Завета из Нового. Здесь первосвященничество Христово ставится в параллель с первосвященничеством Аароновым: «уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса, который верен Соделавшему τ ποισαντι Его, как и Моисей во всем доме его» (3, 1–2). Этот великий первосвященник «прошел небеса» (4, 14), но и «может сострадать нам во грехах наших», ибо, подобно нам, «искушен во всем, кроме греха» (4, 15). «Он в дни плоти Своей с сильным воплем и слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и Сын, но страданиями навык послушанию и совершившись был наречен первосвященником» (5, 7–10). Нельзя выразительнее связать обе стороны первосвященнического служения: кенотическое уничижение как основание и путь, и прошествие небес, как свершение. Священство Христово не есть подзаконное, Аароново, но «по чину Мельхиседекову», непосредственного божественного установления, силою уничижения Бога в Его воплощении. «Ты еси иерей во век по чину Мельхиседекову» ( Пс. 109, 4 ), – многократно повторяется в послании к Евреям. Христос единожды принес в жертву Себя самого ( Евр. 7, 27 ), «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (9, 13), и эта «Кровь Христова, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел» (14). Он вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (24) «для уничтожения греха жертвою Своею» (26).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

3, 14), но и: мы сделались причастниками Богу. Толкование на Иоанна. Перевод с греческого А. Цуркана Введение. А. Начатки народа Божия, христиан и Писаний 1.  Народ Божий I. 1.  Мне кажется, что как « народ», названный некогда « Божиим», разделился на двенадцать колен и над всеми коленами было поставлено племя левитов, разделившееся в свою очередь ради служения Богу на несколько семейств – священнических и левитских, таким же образом, думаю, весь народ Христов, согласно « сокровенному сердца человеку», в тайне называясь Иудейским , в духе обрезанный, весьма таинственным образом обладает отличительными чертами колен: очень ясно учит этому Иоанн в Откровении; для тех же, кто умеет слушать, не умолкли и остальные пророки. 2.  Иоанн говорит следующее: И увидел я другого ангела, восходящего от восхода солнца, имеющего печать Бога живого и вскричал он голосом великим четырём ангелам, которым дано было причинить вред земле и морю, говоря: не причините вреда ни земле, ни морю, ни деревьям, пока мы не запечатлеем рабов Бога нашего на челах их. И услышал я число запечатлённых, сто сорок четыре тысячи запечатлённых из всех колен Израиля: из колена Иуды двенадцать тысяч запечатлённых, из колена Рувима двенадцать тысяч. 3.  И по перечислении по порядку остальных колен кроме колена Дана через некоторое время добавляет: И увидел я и, вот, Агнец, стоящий на горе Сион и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах их. И услышал я голос с неба, словно голос вод многих, как глас грома великого и голос, который я услышал подобен голосу играющих на лирах своих, сопровождающих пение своё лирами. И поют они песнь новую перед престолом и перед четырьмя животными и старцами. И никто не мог научиться песне этой, кроме ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли. Они те, которые не осквернились с жёнами, ведь они девственники. Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл. Они были искуплены от людей как начаток Богу и Агнцу. В устах их не было найдено лжи: они непорочны .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010