И кто хочет быть Ее благочестивым почитателем, пусть читает акафист, параклисы 32 и другие составленные в Ее честь церковные песнопения. Вопрос 43. Какой четвертый член веры? Ответ. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. Вопрос 44. Чему учит этот член? Ответ. Шести предметам. Во-первых, что Слово пострадало за нас на кресте собственно и истинно, и умерло истинно той истинной человеческой природой, которую Оно приняло от Девы Марии, что видно из слов Священного Писания : «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Лк. 23:46 ). Оно истинно излило за нас Свою Честную Кровь, и искупило нас ею, как говорит Апостол: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа.. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф. 1:5:7 ). Вопрос 45. Во-вторых, что содержит этот член? Ответ. Что Христос пострадал за наши грехи, не имея греха в Себе, как свидетельствует апостол Петр: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18 ). Так же и Иоанн Креститель свидетельствует, что Иисус, будучи Сам совершенно невинен и безгрешен, пострадал за наши грехи. Ибо он говорит так: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира» ( Ин. 1:29 ). Он пострадал добровольно, как Он Сам говорит: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин. 10:18 ). Вопрос 46. В-третьих, чему учит этот член? Ответ. Что Христос пострадал на кресте по плоти, а не по Божеству. Ибо Божество не страдало, не было пригвождено к кресту, не принимало ни оплеваний, ни пощечин, и не умирало. О том, что Он страдал только плотью, ясно говорит Апостол: «Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол. 1:22 ). Впрочем, Божество, после того как оно приняло на себя человечество, уже никогда не отделялось от Него, ни во время страдания или смерти на кресте, ни после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

И мы читаем далее: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» ( Откр.13:6 ). Андрей Кесарийский пишет: «Жилище Божие означает воплощение Бога Слова, Его пребывание во плоти, и покой святых, на которых, как и на Ангелов, направит зверь свое хуление». То есть богохульство будет обращено прежде всего против Сына Божия и Его святых. Будет делаться попытка дискредитировать святых, деканонизировать их. Вы не поверите, но в наше время, в недалеком прошлом, был один священник, я не не хочу называть его имя, – он покойный уже, – который требовал, чтобы деканонизировали всех святых, которые были умучены жидами, то есть отменили бы их канонизацию. Когда его спрашивали: – Почему? Он говорил: – Такая канонизация способствует антисемитизму. Я никогда не забуду: когда я был на выставке Ильи Глазунова, еще в советские времена, там было выступление по поводу Александра Невского, святого благоверного князя. Как только не порочили его! Как только не ругали его. Я был поражен. На Сына Божия грязь и клевета льются постоянно. Со стороны кого? Иудеев. Они ставят под сомнение непорочное зачатие, они наполнили Интернет всякими пакостями против христиан, они говорят, что якобы у пророка Исайи не было пророчества: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына» ( Ис.7:14 ). Они говорят, что надо переводить – «се, молодая женщина во чреве приимет и родит сына». Но у Исайи сказано: «Господь даст вам знамение». А какое знамение – если женщина родит? Это не знамение, это обычное, повседневное явление. Вот если дева рождает – это знамение. Но иудеи не хотят обращать внимания на такие вещи, они придираются к терминам, они говорят: –Тут слово «альма», а не «бетула». «Бетула» – это по-еврейски девственница, а «альма» – это молодая женщина. Они говорят: молодая женщина. Но это лукавство, потому что о сестре Моисея, которой было лет 9, когда Моисей был младенцем, сказано «альма». Вряд ли 9-летняя девочка, тем более будущая пророчица, не являлась девственницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И сказал о сынах Царства: придите наследуйте уготованное вам Царство. И сказал о сынах погибели: отнимется от вас Царство Божие. И сказал о сынах Царства: они воссияют как солнце в Царстве Отца. И сказал о сынах погибели: сыны царства извержены будут во тьму. И сказал о сынах Царства: буду пить с вами вино новое в Царстве Отца, а сыны погибели будут взывать: Отче Аврааме! Пошли Лазаря, пусть омочит кончик пальца в воде и прохладит язык наш. И еще Петру сказал: тебе дам ключи Царства Небесного. А иудеям сказал: горе вам, что затворяете Царство Небесное. Нам же так говорил Небесный Царь: прежде всего ищите Царства Небесного. И всех приходящих к Господу Он наставлял не как фарисеи и книжники, а как власть имущий. И говорил Судья мира: не суди, И говорил Царь славы: будь всем слугой. И говорил от начала Сущий: будь последним. И говорил Превечный: уподобься детям. И говорил Превознесенный: не превозносись. И говорил Владыка всего мира: пойди и раздай все нищим. И говорил Начальник жизни: погуби душу свою и положи ее за друзей твоих. И так взывал, братья, Возлюбленный Отца: возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего как самого себя. И проходя по еврейским городам и весям, учил Единородный — о втором рождении, От Отца Рожденный — о рождающей, Жених — о жене, Камень духовный — о воде жизни, Хлеб с небес — о соли, Сладчайший — о зерне горчичном, Лоза виноградная — о семени, Семя жены — о муже благоразумном, Благоразумный домоправитель — об управителе неверном, Судья праведный — о судье неправедном, Помазанник Божий — о елее для светильников, Свет миру — о потерянной драхме, Небесная сокровищница — о сокровище, сокрытом на поле, Пастырь добрый — об овце заблудшей, Агнец непорочный — о добром пастыре, Дверь, распахнутая для овец — о пути узком, Путь — об упокоении, Утеха Израиля — о мече, Нераздельный — о разделении, Принесший разделение — о любви, Любовь же — о любви, И так говорил: потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой. А также многие чудеса и знамения совершались руками Господа:

http://pravmir.ru/opyityi-liturgicheskoy...

Ибо как только Он, обремененный грехами целого мира, предстал на страшный Суд Всевышнего, то вдруг отвлек от нас, и привлек на Себя все громовые удары гнева Божия, открывающегося с небес на всякое нечестие и неправду человеков. А когда еще не являлся предатель в саду Гефсиманском, эти громовые удары уже разразились над Ним, смертоносные стрелы Божии пронзили непорочную душу Спасителя, и извлекли из нее вопль сильный и слезы. Ужас объял Его, скорбь и тоска исполнили горестью святейшее сердце. Он был в борении, и был пот Его, как капли крови, которые падали на землю. Но кто может измерить пучину животворных страданий Твоих, Божественный Искупитель? Взирая на Тебя в этих страданиях, мы должны помнить, что беззакония и нечестия наши подвергли Тебя страданиям, хотя описанным евангелистами, однако неизреченным. Слава Тебе! Видя так же в Святых Писаниях представленные образы человеческих беззаконий, мы должны помышлять о том, что Ты, Всемилосердый, ни на что несмотря, возлюбил нас, и омыл нас от грехов наших кровью Твоей, и сделал нас царями и священниками Богу и Отцу Твоему. Слава Тебе! Да обратятся в похвалу непостижимой благости и любви Твоей к человечеству ужаснейшие злодеяния и постыднейшие грехи людей от первого братоубийства Каинова, до последнего усилия и восстания прельщенных разрешенным сатаной народов, Гога и Магога, против стана святых и града возлюбленного. Несчастные! Суд над ними совершится скоропостижно: и ниспал огонь с неба от Бога, и пожрал их. Но и за них Иисус Христос Сын Божий проливал кровь Свою на Кресте. В том грехе мира, который взял на Себя агнец Божий, заключились все беззакония их, все, даже до последнего движения, вражды против царствия Божия. Христос искупил всех драгоценной Своей кровью. Но они сами не захотели воспользоваться дарованной и объявленной свободой, сами захотели остаться рабами греха и диавола, сами сделались сосудами гнева, в которых Бог покажет силу и правду свою, так как покажет богатство славы Своей над сосудами милосердия, т.е., над всеми, кто верою искренней приемлют Сына Его Иисуса Христа, и с Ним соединяясь, соделываются чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ин.17:9-11. Аз о них молю: не о мире молю, но о [тех], ихже дал еси Мне, яко Твои [у Тебя] суть. И Моя вся Твоя [суть] есть, и Твоя Моя, и прославихся в них. И уже несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду    Ходатайствует опять как человек, Примиритель и Посредник Бога и человеков (1Тим.2:5), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас. Ведь Сам Он есть Жертва и Сам — Священник, Сам — Посредник, Сам — всенепорочное приношение, Агнец истинный, «берущий грех мира» (Ин.1:29). Таким образом, то древнее посредство Моисея было как бы образом некиим и ясною тенью того посредства, что в последние времена явлено Христом, — и подзаконный архиерей в своем образе начертывал Священнослужителя вышезаконного, ибо тень истины — закон. Ведь божественный Моисей и вместе с ним славный Аарон всегда посредниками выступали между Богом и собранием народным, то отклоняя гнев (Божий) за прегрешения израильтян и призывая вышнее благоволение на изнемогавших, то молясь за них, и благословляя их, и по установленному порядку принося подзаконные жертвы и, кроме того, еще дароприношения или за грехи, или благодарственные за те блага, что получили они от Бога. Но выше типов и подзаконных образов явившийся в последние времена Первосвященник и вместе Посредник Христос «умоляет» за нас как человек и щедро благодетельствует нас как Бог вместе с Богом и Отцом, раздающим блага достойным. Весьма ясно показал нам это Павел в словах: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (2Кор.1:2). Итак, умоляющий как человек, Он также и раздает как Бог. Будучи святым первосвященником, непорочным и безгрешным, Он не за Свои немощи, как это обычно было для получивших подзаконное священство (Евр.7:27), но, напротив, за спасение наших душ принес Себя, и притом однажды, ради наших грехов, и сделался ходатаем за нас, «и Он есть умилостивление за грехи наши», по слову Иоанна, и не за наши только, но и за целый мир (1Ин.2:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Искупление есть освобождение человека от греха, от надлежащего (по суду Правды Божией) осуждения и от смерти 97 . Самое слово «искупление» (πολτρωσις) можно понимать в смысле приобретения погибшего человека ценой крови, пролитой на Кресте непорочным Агнцем, добровольно предавшим Себя на страдания и смерть нашего ради спасения. «Внимайте себе и всему стаду, – говорил апостол Павел пастырям Ефесским, – (стаду), – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, – говорит апостол Петр, – но драгоценною Кровию Христа , как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Пет. 1, 18–20 ). «Кровь Иисуса Христа, по словам апостола Иоанна Богослова, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1, 7 ).   Важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Господа в смысле принятия Им на Себя греха мира , то есть всех тягостных последствий грехов всего человечества. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Ис. 53, 5 ); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ); «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши , по Писанию» ( 1Кор. 15, 3 ).   В искупительной жертве открылось миру и Божественное правосудие и Божественное милосердие. О Божественном правосудии так говорит Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) : «Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для Своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, – а так, что Бог как именно Святый Носитель жизни и истины от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру ( Быт. 1, 31 ) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле (иначе не было бы правды, а произвол) зло, тем самым обрекает себя на определенную злу участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бытия, – и была принесена Голгофская жертва, почему Господь Иисус Христос явился не простой, так сказать, вещественной платой за грехи людей… но именно Разрушителем власти диавола над человеком и Обновителем человеческого естества… Правда Божия не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Итак, крестящийся очищается и освящается, будучи погруженным в Личность Бога Отца, в Личность Бога Сына и в Личность Бога Духа Святого; или другими словами, он омывается от своих грехов святостью Троицы, и, омывшись, облекается в праведность Имени Триединого Бога. Потому и сказано: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). То есть, так как Триединый Бог был явлен преимущественно в Боге Сыне, вочеловечившемся Господе неба и земли – Иисусе Христе, и так как Писание прямо говорит, что крестился Бог Сын, и только прикровенно, что вместе с Богом Сыном – и Бог Отец, и Бог Дух Святой, потому что Сын в Отце, Отец в Сыне, Сын в Духе и Дух в Отце, – то Библия и называет Новозаветное Крещение чаще Крещением во Имя Иисуса Христа. И благодарение Богу, что многим сектантам понятно, что нельзя на основании Библии спорить с тем, что все, кто крестился во Имя Иисуса Христа, облеклись и во Имя Бога Отца, и во Имя Бога Духа Святого» 4] . Таким образом, Христос крестился для того, чтобы взять грехи мира на Себя; мы же должны креститься для того, чтобы оставить в воде (на Христе) свои грехи. В крещении наши грехи перекладываются на Христа, который уничтожил грех Своей смертью. Чтобы и наши грехи взял на Себя непорочный Агнец Божий, нужно, чтобы они были переложены на Него в крещении: иначе говоря – нужно креститься для прощения грехов . Следовательно, вполне очевидно, что Крещение совершенно необходимо для прощения наших грехов и спасения, и поэтому православное понимание Крещения правильное и библейское; протестантское же явно противоречит учению Св. Писания. И заметим: если понимать Крещение по-православному, то крещение Иисуса Христа имеет глубочайший и важнейший смысл; если же по-протестантски, то смысл Его крещения вообще не ясен. О смысле крещения Спасителя протестанты только повторяют слова Христа: «так надлежит нам исполнить всякую правду», а что это значит – никто не знает. Теперь посмотрим, как учила о Крещении Церковь первых веков христианства. В " Апостольских Постановлениях « мы находим множество свидетельств того, что Крещение понималось первыми христианами православно, и никак не по-протестантски. Вот эти места по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Итак послушай, возлюбленный, что я скажу тебе о сей Пасхе, коей таинство и образ даны были древнему народу, а самая истина возвещается и поведается ныне в народах. Хотя сомневающиеся и колеблющиеся умы глупых и необразованных людей и недоумевают o великом дне самой первой и истинной Пасхи (ибо говорят, как нам истинно праздновать и совершать оную Пасху?): — однакож, в самом деле, животворящий Спаситель наш есть истинный Агнец, единолетный, непорочный, и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в своей наружности, как и пророк богодухновенно предсказал об Нем, что Он «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его , но Господь восхотел уничижить Его и предать» на крестныя страдания (Ис.53:9—10). Он называется Агнцем единолетным потому, что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу, как и Сам Он предвозвестил ученикам Своим: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царствие небесное» (Матф. 18:3); и как o праведниках говорит Исаия: «столетний будет умирать юношею , а грешник , будучи ста лет, проклят будет» (Ис. 65:20). Хотя же Спаситель наш, вкусил Пасху с учениками своими в четырнадцатую ночь, в которую Он был схвачен, и — преподал ученикам таинство истинной Пасхи; ибо, после того, как удалился от них Иуда, Он, взяв хлеб, благословил оный, и дал ученикам Своим, сказав: «приимите, ядите: сие есть тело Мое» ; а потом, благословив вино, также сказал им: «сия, есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов: сие творите в своих собраниях в Мое воспоминание» (Мф.26:26—28, 1 Кор.11:24—25): но Господь наш сделал сие прежде, нежели был взят. Ибо Он удалился из того места, в котором совершил Пасху и предал Свое тело в пищу и кровь в питие, и вместе с учениками Своими отправился туда, где уже Его и схватили. A потому, тогда как ели тело Его и пили кровь, Он уже был причтен к мертвым. И Господь собственными руками предал тело Свое в пищу, и, еще не быв распят, предал кровь Свою в питие. В ту же четырнадцатую ночь, когда взяли Его, и дело и суд Его продолжались до часа шестого; в шестом часу признали Его виновным, и распяли. Когда судили Его, Он ничего не говорил, и не давал ответа Своим судьям. Ибо хотя Он и мог говорить и отвечать; но была бы некоторая несообразность, если бы начал говорить и давать ответы Тот, Кто уже причтен к мертвым. От шестого часа даже до девятого была тьма, а в девятом часу Он предал дух Свой в руки Отца Своего, и Он находился в мертвых следующую пятнадцатую ночь, весь день субботний, и в продолжении трех часов пятка; в ту же ночь, которая предшествовала дню, следовавшему за субботою, и в тот же самый час, в который Он преподал ученикам Своим тело и кровь Свою, Он воскрес из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3148...

«как бы трубный» – то есть повелительный, громкий, ясный. «Первый и Последний»  – этим же именем назвал Себя Господь, когда говорил с пророком Исаией (Ис. 44, 6; 48, 12). То, что Христос называет Себя именем Бога Иеговы, свидетельствует о Его равном с Иеговой Божественном достоинстве. 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.   12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников «в Асии» – см. комм. на 1, 4. «в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» – характерно, что последовательность городов дается таким образом, чтобы человек, назначенный разносить послания, доставил их в кратчайший срок. «семь золотых светильников» – с одной стороны, это семь исторических малоазийских Церквей I века, а с другой, по мнению многих, полнота Вселенской церкви на протяжении всей ее истории. Золото означает святость и вечность Церкви. Она сияет как светильник пред Богом, она украшена, как невеста для жениха. Она является светом для мира. 13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: Иоанну трудно передать словами образ Того, Кого он видит. Тайнозритель говорит, что Он подобен Сыну Человеческому, то есть похож на человека. В то же время Видимый им не есть обычный человек, и святой Иоанн пытается далее описать сверхъестественные черты Его облика.  Подир и пояс – облачения первосвященников и царей. Христос – Первосвященник и Царь. Подир – длинная до пят одежда. Пояс первосвященника, по словам Иосифа Флавия, обматывался несколько раз вокруг груди, выше уровня локтей. 14 Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; «волна» – белая овечья шерсть. Белый цвет – символ вечности и чистоты. По Божеству Христос – вечный Бог, по человечеству – Агнец непорочный.  «как снег» – означает безупречную, совершенную чистоту. В подобном образе являлся Господь пророку Даниилу (Дан. 7, 9). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Матушка задолго до своей кончины пророчески предсказывала, что преставится ко Господу на пасхальной неделе. Размышления о смерти были одной из ее добродетелей. Она делилась ими со всеми, ибо эти мысли содействовали обилию благодати, силой, которой мы трезвеем душой и подвергаем переоценке ценности нашей земной жизни. Завершая рассказ о блаженной старице Варваре, трудно поставить точку: ее святой, славный путь однажды только начался на земле, а конца ему нет. И не будет. Ибо он пролегает теперь на царских небесных твердях. Для глубокого почитания старицы, чтобы стала она нашей молитвенницей, вспомним здесь слова святого Иоанна Богослова – зрителя неизреченных откровений, когда он предстоял своей душой во граде Вечной Пасхи – Иерусалиме, видя особую честь, возданную девству: «И взглянул я, – пишет он в Откровении, – и вот. Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Евангелист слышал песнь, звучавшую перед престолом: «и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Эти старцы суть девственники, не познавшие жен. Они идут за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим». Господи, упокой душу блаженной старицы Варвары, со святыми упокой! Высказывания блаженной старицы Варвары Врач – лекарь, да и молитва не мешает, и преданность Богу нужна – то и другое пусть идет вместе. Не понял – перемени лекарство. Молитесь, чтобы Господь надоумил: если не надоумит, верно, лучше для вас жить с больной головой. Помоги вам, Господи, поговеть в утешение и укрепление Сей свет вам на волю дан… Чтобы знать Бога, быть в откровении, надо иметь терпение, главное – терпение, через это открывается воля Божия. Кость праведника не сокрушится. (Господь обязательно сообщит, где мученик почил, где ссыльный погиб, чтобы с почестью их погребли.) Широкая всем дорога, а ум у каждого свой, вот и разбирайтесь…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010