Некоторые же исследователи считают пророчество, записанное в Зах.(1, 2–6) началом пророческой деятельности Захарии, как бы посвящением на дело пророческого служение (Köhl II, S. 14 u. Anm. 2 u. S. 15). Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7, 1). Пророчества глав 9–14, таким образом, должны быть отнесены к позднейшему времени; для точного определение всего периода пророческого служение Захарии не представляется возможности, за неимением надежных данных (K.S. 517, Mrt. S. 394). Можно только сказать, что это служение Захарии совпадает со временем первого устроение иудейской общины, по возвращении из Вавилона, и временем воссоздание храма, или, как выражаются западные ученые (де Ветте, Зеллин, Клостерман и др.), – временем реставрации. Сравнительно с пророческою деятельностью Аггея, служение пр. Захарии было продолжительнее, если судить по указаниям книг того и другого пророка. Кроме книг Ездры и Неемии и книги, носящей имя нашего пророка, есть несколько псалмов, в надписании которых значится (по LXX, Итале, Вульгате и Пешито) имя Захарии, наряду с именем Аггея или в отдельности. (См. надписание в переводе LXX по The Old Testament in Greek...edited...by Henry Barclay Swete. Vol. II. Cambridge, 1891 следующих псалмов: 137 и 138 (Алекс. код.), 145, 146, 147 и 148; надписание псалмов 111 и 145-го в Вульгате, 111 и 146 в Итале и псалмов 125, 126, 145, 146, 147 и 148 в сирск. перев. см. в Полиглотте Вальтона т. III и ed. Pemri Sabatier – Bibliorum Sacrorum latinae versiones antiquae, seu Vetus Italica... T. II. Remis, MDCCXLIII). По слав, переводу имеются в надписаниях следующих псалмов имена названных пророков: 137, 145, 147 и 148 (Аггея и Захарии); пс. 138 надписан так: В конец Давиду псалом Захарии в рассеянии. Что псалмы, имеющие в надписании имена прр. Аггея и Захарии, не ими составлении, можно заключить из того, что в некоторых надписаниях значится и Давид в качестве автора (псс. 137 и 138 по Алекс, код.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Как показано в следующей схеме, составленные попарно отрывки зеркально отражают друг друга, благодаря общим мотивам и словам: Первый отрывок: 1:1–15а Третий отрывок: 2:10–19 Образы, связанные с жатвой Образы, связанные с жатвой Второй отрывок: 1:15b–2:9 Четвертый отрывок: 2:20–23 Сотрясение неба и земли Сотрясение неба и земли События у народов События у народов 10.2 Возникновение 10.2.1 Время выступления пророка Аггея О выступлении Аггея, описываемом в книге, сообщается также в Ездр.5–6 . У исследователей не вызывает сомнения, что Аггей (=«рожденный в праздничный день») вместе с Захарией, который тоже назван в Ездр.5:1; 6:14 , своим авторитетом повлияли на восстановление Храма. Сложно сказать, был ли сам Аггей в плену и относился ли к группе вернувшихся из плена вместе с Зоровавелем и Иисусом, или он был недепортированным «старым иудеем». Некоторые авторы указывают на то, что Аггей не внесен в списки депортированных, представленные в Ездр.2 / Неем.7 , а также на то, что в 1:1–15а; 2:10–19 явно отражен крестьянский уклад жизни; в связи с этим они предполагают, что Аггей принадлежит к остававшимся на родине земледельцам Неоднократно высказывавшаяся гипотеза, согласно которой Аггей был культовым пророком, является маловероятной. Ввиду того, что его мышление и язык пропитаны священническим богословием (категории «чистое-нечистое», богословие благословения), следует предположить, что он был из семьи священника. Из упомянутых в Книге Аггея дат видно, что его пророческая деятельность длилась всего около полугода (с 29 августа по 18 декабря 520г. до н.э.). Нам ничего не известно о его возрасте: поскольку нам сообщается только о его выступлениях в 520г., вполне вероятно, что он к тому времени был уже очень стар и принадлежал к названной в 2:3 группе людей, которые видели Храм до его разрушения в 586г. до н.э. Мы ничего не знаем о том, дожил ли он до завершения строительства Храма в 515г. до н.э. Это представляется маловероятным. 10.2.2 Литературное становление книги Несмотря на то, что автором имеющей продуманную композицию книги, в которой отсутствуют сообщения самого Аггея, вряд ли мог быть сам Аггей, многие исследователи предполагают, что книга по существу получила свой окончательный вид спустя небольшое время после выступления пророка в 520г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Но наличность в иудеях данного времени такого рода надежд и чаяний не подтверждается ни библейскими, ни вне библейскими источниками. Книга же пророка Аггея достаточно ясно свидетельствует, что современные пророку иудеи не только не питали указанного рода смелых надежд и политических тенденций, но и были глубоко подавлены разного рода неудачами и бедствиями до полной почти потери веры в себя, в свою силу, даже в непреложность завета их с Богом и обетований, данных народу Божию Иеговою (ср. Агг 2.4–6 ); в частности же, 4-я речь своим утешительным, ободрительным тоном свидетельствует об угнетенном, подавленном настроении Зоровавеля, а в лице его всего народа. Несомненная связь 4-ой речи со второю, особенно со ст. Агг 2.6–9 , показывает, напротив, что сказанное ранее народу теперь повторяется Зоровавелю, – очевидно, в разъяснение возможных недоумений, – именно как члену царского дома Давида, которому с потомством его были некогда даны высокие, вечного значения обетования ( 2Цар. 7:13, 15, 18 ; Пс 88.28 и др.). С этим вместе мы подходим к решению и вопроса, в каком смысле обещается Зоровавелю, ст. 23, что Бог будет хранить его как перстень – печать. Аналогия других библейских мест, где говорится о перстне (напр., Иер 22.24 ; Песн 8.6 ; Сир 17.18 ) бесспорно подтверждает, что здесь (ст. 23) говорится об особенном, благодатном охранении Промыслом Божиим Зоровавеля, и именно не столько лично его, а как представителя Богоизбранного царского рода Давидова, из которого имел произойти Мессия. На такой типологический смысл пророчества указывает и сохраненное Иисусом, сыном Сираха, воспоминание о пророчестве Аггея о Зоровавеле: «Как возвеличим Зоровавеля? И он – как перстень на правой руке!» ( Сир 49.13 ). То, что в Агг 2.22–23 , усвояется Зоровавелю, в истинном смысле принадлежит великому потомку Зоровавеля – Божественному Рабу Иеговы – Христу Спасителю (ср. 1Пар 3.16–19 ; Мф 1.12–13 ; Лк 1.27 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Аггея. 494-518 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но это допущение 2-х оснований 2-го храма было бы необходимо, конечно, лишь тогда, если бы в действительности книга Ездры и книги Аггея и Захарии указывали на отдельные, нетожественные даты закладки храма; но так как этого на самом деле нет, то подобное мнение о 2-х основаниях, бесспорно, лишнее. Правда, мы знаем обычай древности срывать старые основания при возобновлении постройки 479 , но допустить, чтобы иудеи во 2-й год Дария снесли фундамент храма, положенный при Кире, мы не можем по следующим соображениям: а) в основание храма при Кире легли, вероятно, камни прежнего храма (ср. 1Ездр. 2:68; 3:3 ), которые, как освященные культом, не могли быть удалены из фундамента при возобновлении работ при Дарии; b) иудеи должны были спешить строить храм, как давно уже заторможенный в постройке, и разрушать основание для них, находящихся притом в неблагоприятных условиях материально-экономического быта, едва ли казалось возможным, с) свидетельства арамейского источника ( 1Ездр. 5:3 ) и пророка Аггея ( Агг. 1:4 ) дают повод к предположению о возведении постройки храма иудеями до 2-го года Дария уже на значительную степень высоты, причем арамейский источник знает лишь об одном основании ( 1Ездр. 5:16 ). Итак, утверждение Шрадера и других ученых об основании храма в 520 году – во второй год Дария – не может быть признано положением достоверным. На почве внимательного рассмотрения источника Ездры, а также свидетельств пророков Аггея и Захарии мы приходим к тому заключению, что основание храму было положено во 2-й год по возвращении иудеев ( 1Ездр. 3:8 ) при Кире, т. е. в 536 году, во второй же год Дария 520 началось возобновление работ по постройке храма, а не первое основание храма (Шрадер, Штаде, Велльгаузен, Сменд, Костерс, Мейер, Чейне, Торрей, Новакк и др.) и не вторичная его закладка (Селлин, Гольцей, Бертолет). Свидетельства пророков Аггея и Захарии, считающиеся указанными учеными твердою почвою для защиты разделяемого ими взгляда, не говорят за основание храма в 520 году; правда, не говорят они и об основании его при Кире, но при внимательном анализе отсылают нас во всяком случае ко времени раннее 520 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О пророке Аггее известно немного. Нам неизвестны ни его возраст, ни происхождение. Мы знаем, что он пророчествовал в Иерусалиме в течение примерно четырех месяцев, но нам не известно, был-ли он коренным жителем Иерусалима, или же родился и вырос в плену. Мы знаем, что он считался пророком, ибо так пять раз он называется в своей книге (1:1,3,12, 2:1:10) и дважды – в книге Ездры ( Езд.5:1, 6:14 ). Возможно, что он был глубоким стариком, видевшим прежний храм, разрушенный вавилонянами (2:3). Его имя происходит от корня ивр, (хаг), который в переводе с еврейского означает «праздник», который в свою очередь происходит от глагола ивр. (хагаг), «праздновать». Возможно, он родился в праздничный день. 1090 Его имя могло, например, иметь значение – «мой праздник». Интересно заметить, что Септуагинта предваряет псалмы 137 и 145149 ссылками на Аггея и Захарию. Структура Структура книги проста: она следует четырем точно датированным проповедям Аггея. Глава 1:115 – первая проповедь Аггея – приступайте к работе и восстанавливайте храм – была немедленно воспринята народом. Глава 2:19 вторая проповедь, адресованная Зоровавелю, Иисусу и народу, чтобы вдохновить их на продолжение строительства, ибо Господь принесет величие в храм. Глава 2:1019 – третья проповедь наставляет в вопросах чистоты и нечистоты. Глава 2:2023 – четвертая проповедь заверяет Зоровавеля в том, что он был печатью, которую избрал Бог. Четвертая проповедь – часть повторенного дважды цикла: обвинение, ответ на обвинение, увещание. Первый цикл: обвинение 1:111, ответ на обвинение 1:1214, и увещание – 2:19. Второй цикл: обвинение – 2:1017, ответ – 2:1819 и увещание – 2:2023. В этой структуре хорошо прослеживается баланс между негативными и позитивными нотами проповедей, между предупреждениями и заверениями. 1091 Жанр Жанр книги также разнообразен, как и ее структура. Пророческие обличения завершаются заверениями в Божьих благословениях и победе Бога. Обличительные речи включают объявление Божьего суда (1:5 и далее, 10 и далее; 2:14 и далее). Заверения состоят из знакомого «Не бойтесь» (2:5), которому предшествует и за которым следует увещание (2:4:23). Богословские темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

3. О жизни пророка Аггея (евр. Хаггай) ничего не известно, кроме его участия в реконструкции храма (Аг 1, 14; 2, 1-2; Езд 6, 14). См.: Н. Виноградов. Книга пророка Аггея. Сергиев Посад, 1914, с. 15 сл.; G. Denzer. Тне Books of Haggai, Zachariah, Malachi, Joel, 1966, р.3-10. Его маленькая книга распадается на следующие части 1) Призыв к восстановлению храма, 1, 1-15; 2) Мессианское пророчество, обращенное к Зерубабелю, 2, 20-23. Об этом последнем пророчестве см.: Г. Попович. Книга пророка Аггея. Киев, 1913, с. 224. 4. Пророку Захарии принадлежат только 8 первых глав его книги, остальные написаны, вероятно, более чем через сто пятьдесят лет (см.: G. Denzer. Ук. соч., с 48). О Захарии так же, как и об Аггее, упомянуто в Книге Эзры 5, 1. Видения и проповеди точно датированы (от октября 520 г. до ноября 518 г.), и, таким образом, книга была написана до окончания работ по воссозданию храма. Книга состоит из восьми видений и мессианского эпилога (см. разбор у Д. Рождественского. Книга пророка Захарии, 1910). 5. См.: G. von Rad. Old Testament Theology, v. II, р. 286. 6. Этот факт некоторые историки ставили под сомнение, но мы знаем, что такое отношение к культам подвластных народов было неизменным принципом Дария. Он восстанавливал и египетские храмы и любил, чтобы египтяне называли его «сыном богини Нейт». См.: Б. Тураев. История древнего Востока, т. 2, с. 134. 7. О мессианском движении времен Зерубабеля см.: С. Трубецкой. Мессианский идеал евреев в связи с учением о Логосе. «Вопросы философии и психологии», Н. Gauberm. La Renaissance d " Israel, р. 79-81, 103. 8. Подавляющее большинство библеистов относят Книгу Ионы к послепленному периоду (см.: А. Gelin. — RFIB, I, p. 575). 9. «Мидраш» — понятие более широкое; он включает в себя как «агаду», так и «галаху», т. е. предания, касающиеся обрядов и обычаев. 10. По синодальному переводу — «большой кит», между тем в подлиннике стоит «даг гадол», т. е. большая рыба. 11. Следует отметить, что псалом, вставленный в Книгу Ионы (гл. 2), явно не относится к ее содержанию (в нем нет ни слова о рыбе и обстоятельствах жизни Ионы), резко отличается от нее по стилю и характеру и, вероятно, был внесен в нее позднее редактором или переписчиком. То, что Христос ссылается на историю Ионы, нисколько не опровергает мнение, что она есть притча. Ибо Он вполне мог говорить о персонаже и сюжете притчи вне зависимости от ее исторической подоплеки (см.: R.R. Scott. Тне Sign of Jonah. — " Interpretation " , 1965, 19, р. 16). Глава двадцать вторая СТЕНЫ И ЗАКОН Иудея, Персия, Вавилон, 485-423 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Самаряне, боявшиеся Господа и служившие своим изваяниям ( 4Цар 17:41 1267 ), предложили иудеям свое сотрудничество в построении храма; но иудеи с омерзением отвёргли их домогательство. За это самаряне подкупом склонили местных сатрапов, по возможности, не спешить исполнением повелений Кира, занятого военными действиями и особенно приготовлениями к войне с Массагетами. А когда Кир после семилетнего царствования умер на этой войне, то Самаряне обратились с доносом к преемнику его Ассуиру или Камбизу, представили Иерусалим городом мятежным, имеющим намерение отделиться от власти Персов и таким образом исходатайствовали повеление об остановке построек храма на все семилетнее царствование Камбиза. Преемник его Лже-Смердиз запретил Иудеям ограждать или укреплять Иерусалим: сатрапы, по проискам Самарян, распространили это запрещение на все вообще постройки, имевшие вид укрепления, каков был храм, казавшийся цитаделью или крепостью. Таким образом построение храма истинному Богу было, по проискам Самарян, останавливаемо до второго года царствования Дария Истаспа или в течение 15 лет ( 1Езд 4:24 ). Такая продолжительная остановка привела Иудеев к уверенности, что еще не наступило время построения храма, и что до истечения семидесятилетняго запустения неугодно Богу восстановление его. Эта уверенность не ослабела с переменой обстоятельств по восшествии на престол Дария Истаспа. Зная из откровения Божественного о такой перемене, еще неизвестной местным правителям, пророк Аггей обращается к Зоровавелю, начальнику возвратившегося народа, и Иисусу первосвященнику и убеждает их приступить к построению дома Божия, дабы с полным восстановлением общественного Богослужения надежнее поддерживался и укреплялся живой нравственный союз с Господом, предохраняющий от увлечения исключительно вещественными удобствами временной жизни. 66. Главный предмет и содержание пророчеств Аггея Главный предмет пророческих речей Аггея есть построение храма в Иерусалиме по возвращении из Вавилонского плена. Всех речей в книге Аггея четыре: они поразительно кратки и безискусственны, так как произнесены к народу бедному, обремененному заботами о пище, одежде и жилище и в этих заботах оставлявшему без удовлетворения свои высшия нравственные потребности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 17. Книга Пророка Аггея 64. Обстоятельства жизни и время служения Происхождение и место жительства пророка Аггея достоверно неизвестно. По преданию, записанному Епифанием и Дорофеем, он родился в Вавилоне и пришел в Иерусалим в юношеском возрасте вместе с князем Зоровавелем и первосвященником Иисусом в первый год Кира ( 1Езд 2:3 ; 1262 6:3 1263 ). А пророческое служение Аггей начал во второй год Дария Истаспа ( Агг 1:1 1264 ), через пятнадцать лет после своего возвращения из Вавилонского плена. Это служение продолжалось около трех месяцев и изложено в его книге; а прочие обстоятельства его жизни решительно неизвестны; только у Епифания замечено, что Аггей скончался и погребен в Иерусалиме наряду со священниками; а отсюда заключают, что, вероятно, он происходил из священнического рода. Примечание. Aggaeus propheta juvenis admodum ex Babylone profectus est Hierosolymam, ingeime de reditu populi vaticinatus est. Et oculis structuram templi Jerusalem vidit. Idem ibidem oranium primus cecinit «Atteluia». Eodem igitnr loco vitam finivit, et humo prope sacerdotes cum honore et gloria conditus est. Epiphanius, De prophet. vita. To же у Дорофея и Исидора. 65. Современное состояние иудеев В первый год своего царствования Кир, исповедав, что Господь Бог небесный дал ему царство и повелел создать дом во Иерусалиме, объявил своим подданным: кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее ( 1Езд 1:2–3 ). Но этим дозволением Кира воспользовались немногие; даже из двадцати четырех черед священнических только четыре прибыли во Иерусалим ( 1Езд 2:36–39 1265 ), а прочие остались на чужбине. По признанию самих Иудеев (Иосиф. Флав. Antiquit. lib. XI, сар. 1), из плена возвратились только бедные, а богатые остались в Вавилонии, не желая менять прочных выгод, приобретенных там, на переселение в разоренное отечество, где они должны были оставаться по прежнему рабами царей Персидских. Возвратившиеся из плена в числе 42,360 свободных и 7,330 рабов разошлись первоначально по своим родным городам и селениям, чтобы положить начало хозяйству и пристроить там свои семейства. Но в седьмой месяц все собрались в Иерусалим, устроили жертвенник и восстановили совершение узаконенных жертв и праздников ( 1Езд 3:1–6 ). Затем во второй год по возвращении из Вавилона Иудеи заложили храм на месте прежнего, сожженного в 21 году царствования Навуходоносора, за 52 года перед тем; при этом молодые люди искренне радовались восстановлению святилища Божия; а старцы, видевшие прежний храм, горько плакали о недостаточности и скудости воздвигаемого здания ( 1Езд 3:8–12 1266 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Захарии Введение Автор Среди исследователей существуют значительные разногласия относительно автора и времени написания данной книги. В 1,1 автором называется «Захария, сын Варахиин, сын Аддов». По традиции считается, что этот человек был современником пророка Аггея, жившим в VI в. до Р.Х., и что вся книга целиком написана им. Критически настроенные исследователи в течение некоторого времени считали, что фактически существуют две разные книги (гл. 1–8 и гл. 9–14). Первая часть признавалась ими действительно принадлежащей пророку VI в. до Р.Х., а вторую часть они относили к более позднему времени (обычно к эпохе Маккавеев). Но все аргументы являются в лучшем случае гипотетическими. Поэтому нет никаких убедительных причин отвергать традиционную точку зрения. Время и обстоятельства написания Служение Захарии приходится на тот же исторический период, что и пророческое служение Аггея, но отличалось по своему содержанию. Усилия Аггея были направлены на восстановление Иерусалимского храма, в то время как главная цель Захарии заключалась в воодушевлении народа Божия грядущим процветанием Иерусалима и светлыми перспективами на долгое будущее. Характерные особенности и темы Книга пророка Захарии отличается разнообразием литературных форм. Пророческие видения в ее первой части сходны с видениями Иезекииля и Даниила, отчасти в силу того, что видения вообще более характерны для поздних пророков Израиля. Книгу часто называют примером ранней апокалипсической литературы. В гл. 14 содержится описание последней войны против Иерусалима, во время которой явится Бог в облике воина-победителя, чтобы избавить Свой народ от его врагов. Аналогичным образом, тоже как апокалипсические, могут рассматриваться видения всадников (1,7–17), четырех колесниц (6,1–8) и женщины в ефе (5,5–11). Понять пророчества Захарии будет значительно легче, если уяснить, что картины будущего предстают у него в виде отдельных вспышек зримых образов, не связанных какой-либо определенной последовательностью. Пророк в образах и понятиях ветхозаветной жизни говорит даже о тех дарах благодати, которыми обладают христиане в наш время. В видениях Захарии настоящее и будущее неразрывны. Поэтому зачастую трудно определить, какие временные рамки пророк имеет в виду. Предрекаемое Захарией (напр., 2,5.11) в равной мере относится как к его современникам, так и к отдаленному будущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Виноградов дает предмет обработанным очень удачно, приспособлено к пониманию среднего читателя и в то же время вполне удовлетворительно в отношении выполнения научных требований. Исагогическая часть сочинения занимает целых 88 стр. (13–100). Она лишь в полтора раза меньше экзегетической части – вопреки обыкновению в подобного типа трудах. Очевидно, автор полагает в ней, если не главную свою задачу, то, по крайней мере, считает ее существенной частью исследования, а не введением лишь к толкованию, не придатком ко второй – экзегетической части. В своей εςαγωγ о. Виноградов останавливается, прежде всего, на имени и личности пророка Аггея (глава I). Просто и, в общем, довольно ясно о. Виноградов знакомит читателя с различными пониманиями имени пророка и, хотя с присущей ему осторожностью, боится решительных суждений, но все же на вопрос о возможном значении имени Аггея дает ответ весьма удовлетворительный. Личность пророка в тех рамках, на которые уполномочивает его книга Аггея, о. Виноградов выясняет достаточно, привлекая и посторонний самой книге материал, который оценен им серьезно. Но напрасно, предлагая сведения об Аггеи, – 685– сообщаемый в разных рецензиях De vita et morte prophetarum, наш автор сводит на нет свою интересную справку признанием, что делает ее «в интересах простой любознательности», – признанием, которое подсказано Köhler’oм (стр. 23 и примеч. 4). Нам думается, что интерес этой и других справок из иудейского и «христиннизованного» предания – иной, более глубокий, чем «интересы простой любознательности». Равным образом, боязнь высказаться решительно мешает о. Виноградову определить свое отношение к этим преданиям, произнести свое суждение об их достоинстве. Напрасно автор предпочел успокоиться на авторитетах. Очень скоро автор расправился с преданием о том, что Аггей был членом великой Синагоги: здесь ему следовало бы в вопрос посмотреть поглубже. В главе II своего введения о. Виноградов старается перенестись в ту историческую эпоху, когда жил и проходил свое служение пророк Аггей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010