В предостережение читателя Богомудрые Семьдесят Толковников присовокупили: и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже восставити церковь сию, т. е. здесь разумеется не мир гражданский, которого почти не было во Иудее, часто возмущаемой влиянием сильных завоевателей, но мир внутренний, какой, например, почувствуют строители храма по исполнении своего благочестивого намерения или по окончании работ. Третья пророческая речь  Аггея содержится во второй главе с одиннадцатого по двадцатый стих и произнесена через два месяца после второй. Посредством двух вопросов утвердив ту мысль, что не вещью, а душой живого человека восприемлется и передается как освящение, так и нечистота, пророк напоминает иудеям, что прежде создания храма у них неочищенных (ибо обряды очищения не могли совершаться прежде устройства храма) было упорство и нераскаянность; все шло малоуспешно, и плодов получали они меньше половины против обыкновенного; а теперь ниспошлется благословение небесное на их труды (2:10–19 1274 ). Четвертая  и последняя  пророческая речь  Аггея изложена в последних четырех стихах второй главы и произнесена вместе с третьей речью в тот же 24 день девятого месяца. В ней излагается обетование особого небесного покровительства Зоровавелю, так что среди всех скудных обстоятельств и переворотов он будет цел и невредим, как печать или перстень на руке (2:21–24 1275 ). Эта речь направлена ближайшим образом против доноса местных сатрапов на Зоровавеля, как на ослушника царских повелений, замышляющего измену ( 1Езд 5:1–6, 17 1276 ); а по полному значению слов и выражений относится к дому или потомству Давидову, представителем которого был Зоровавель, и содержит обетование сохранения его среди всех бедствий, которым будет подвергаться Иудея. 1262 И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия. 1263 в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Видя грозные явления, мы ожидаем и суровых повелений. Но сравним, что говорилось тогда, и что потом. Например, о браке, и о возможности его расторжения. В огне и буре было позволено «писать разводное письмо и разводиться». А сейчас, в «веянии тихого ветра», сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Оказывается, когда мыслим Бога выше самых высоких гор и страшнее всех стихий, Он для нас еще на земле, и мы мыслим еще по-земному. Когда Бог в огне и трясении земли, то это – снисхождение к нам, к нашему жестокосердию. Но когда мыслим «в веянии тихого ветра», то и сами поднимаемся до неба, и небо стремительно приближается к нам. И еще Апостол пишет, что если тогда Бог «поколебал землю», то потом дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». О первом колебании говорит книга «Исход»: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» ( Исх.19:18 ). А о втором – в книге Пророка Аггея «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг.2:6–7 ). И какова же цель этого второго колебания? – Апостол объясняет: «Слова «еще раз» означают изменение колеблемого», «чтобы пребыло непоколебимое». Может быть, как встряхивают сосуд, чтобы плотнее уложилось его содержимое, так и все колебания неба и земли, все содрогания природы и народов, тел и душ. Чтобы все, некогда сдвинутое с места человеческим грехом, встало бы, наконец, на свое твердое, определенное Богом место, и стало бы навеки непоколебимым. Земля и небо, люди и духи, бесы и Ангелы, праведники и грешники, – чтобы все пришло туда, куда упорно стремится. Ощущение этих колебаний должно вселять в нас радостную надежду, что не вечно будем пребывать во лжи, висеть над пропастью, сидеть на двух стульях, разрываться между Богом и мамоной. Веяние тихого ветра довершит то, с чем не смогла справиться буря. И «мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр.12:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Гл. XIV. Ст. 1. Скоро придет время его, и дни его не продлятся. Говорит, что наступает время, когда он будет взят неприятелями. Ибо после взятия Иерусалима прошло немного времени, как Вавилон был опустошен Мидянами и Персами. Ибо помилует Господь Иакова и еще изберет из Израиля, и сделает, что они успокоятся на земле своей. Об этом подробнее говорит Софония: радуйся дщи Сионова зело, проповедуй, дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих ( Соф. 3:14, 15 ). Обозначает же то время, когда Кир царь Персидский позволил народу возвратиться в Иерусалим. Читай книгу Ездры ( 1Ездр. 1 ), Аггея (гл. 1) и Захарию (гл. 1), когда при Зоровавеле и Иисусе священнике великом, при Ездре и Неемии, алтарь, храм и стены города были восстановлены. Ст. 2. Присоединится к ним пришлец и прилепится к дому Иакова, и возьмут их народы, и приведут их на место свое, и будет иметь их дом Израилев на земле Господней рабами и рабынями; и возьмут в плен пленивших их и подчинят угнетателей своих. Предполагаем, что с народом Иудейским пришли в Иерусалим многие из различных народов, уверовавши в Бога Израилева и оставив заблуждение идольское. А что они были возвращены по предписанию царя и получили дары и средства на постройку храма, в этом нет никакого сомнения. Смысл этого места представляет по-видимому только то затруднение, каким образом Израиль на земле Господней будет владеть бывшими своими победителями, подчинит своих угнетателей и будет иметь их рабами и рабынями, – если только мы не должны здесь синекдохически разуметь часть вместо целого, – что впоследствии Иудеи будут так благоденствовать, что будут иметь толпы слуг и служанок даже из различных окрестных народов. Можно понимать это и в отношении к временам Ассуира ( Есф. 9 ; Иуд. 13 ), когда, по умерщвлении Олоферна, неприятельское войско Израилем было разбито. Что я держусь буквы и подобно змее ем персть, это дело твоего желания, который хотел слышать только историческое толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 1 2 3 4     Пролог Мы хотим толковать последнего из двенадцати пророков – Малахию, имя которого LXX перевели словами: Ангела Его, говоря: Пророческое слово Господне на Израиля в руке Ангела Его; в еврейском вместо этого читается malachi ( ), что более выразительно и правильно передается словами Ангел, т.е. вестник Мой. И не должно думать, – согласно мнению некоторых (последователей Оригена ), – что с неба пришел ангел и принял тело человеческое, чтобы возвещать Израилю повеления Господни. В самом деле, если необходимо истолковывать имена и на основании их составлять не духовное понимание, а [сочинять] события, якобы действительно бывшие; тогда и Осия, что значит Спаситель, и Иоиль, что значит Господь Бог или начинающий, и остальные пророки не должны быть рассматриваемы как люди, но или как ангелы, или как Господь и Спаситель, потому что это значение имеют их имена. Наконец, другие толкователи, – кроме Семидесяти, – перевели так, как в еврейском – Малахия. А под Малахиею Евреи разумеют священника Ездру, потому что все, содержащееся в книге его, упоминает и этот пророк, говоря: «Уста священника будут сохранять познание, и от уст его будут искать закона, потому что он есть Ангел Господа воинств» ( Мал.2:7 ). Время и оглавление книги также совпадают; соответственно этому мы и относительно псалмов, у которых нет надписаний, говорили, что они принадлежат, – должно полагать, – тем писателям, именами которых отмечены псалмы предшествующие. Итак, нужно думать, что Малахия, т.е. Эздра, был после Аггея и Захарии, которые пророчествовали при Дарии. И книга [эта] не имеет надписания, потому что надписание находится в книге того писателя; из нее мы узнаем, что во время персидского царя Артаксеркса Ездра, сын Сераии... и прочих, до того места, в котором говорится: сын Финеса, сына Елеазара, сына Аарона, священника, сначала вышел из Вавилона, и что царь дал ему вследствие бывшей над ним руки Господа Бога его все по желанию его. И с ним пошли некоторые из сынов Израиля, сынов священнических и сынов левитов и певцов, и привратников, и Нафинеев в Иерусалим в седьмой год царя Артаксеркса, и пришли они в Иерусалим в пятый месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме» (1 Езд 9. 9). Катастрофа плена позволяет осознать его причины и понять то, о чем предупреждали пророки ( Ackroyd. 1968. P. 43). Восстановление молитвенной храмовой общины является одной из главных сюжетных линий книги. Указ Кира, не только позволяющий, но даже предписывающий иудеям идти в Палестину, встречает готовность в их среде покинуть привычную жизнь и отправиться на родину (1 Езд 1. 5); их поддерживают и царь, снабдивший их всем необходимым, и жители Вавилона, делавшие «доброхотные даяния» (1 Езд 1. 6-11). Осмысление переселения в Св. землю содержится в молитве Ездры (1 Езд 9). Он видит во всем происходящем исполнение замысла Бога, который «оставил… несколько уцелевших и дал… утвердиться на месте святыни Его» (1 Езд 9. 8). Община призвана строить жизнь вокруг храма. Придя в Иерусалим, первые репатрианты сразу же делают обильные пожертвования «на дом Божий, чтобы восстановить его на основании его» (1 Езд 2. 68), чтобы строительные работы могли начаться незамедлительно. Значительная часть книги и посвящена описанию этих работ и преодолению возникавших препятствий. По выражению совр. исследовательницы, повествование Е. п. к. и Книги Неемии построено вокруг единого смыслового ядра - восстановления храма ( Eskenazi. 1988. P. 38). Центральным местом Е. п. к. оказывается сообщение о завершении строительства храма: «И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских» (1 Езд 6. 14). Из этого сообщения становится ясным, что все происходящее является исполнением одной воли - воли Бога ( Eskenazi. 1988. P. 41). Постоянная помощь Бога общине репатриантов во всех невзгодах. С самого начала жизни в Иерусалиме иудеи ощущали опасность, грозящую им извне: «они были в страхе от иноземных народов» (1 Езд 3.

http://pravenc.ru/text/189575.html

( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ; Лк.19:46 ) С самых древних времен у людей вошло в закон собираться для молитвы в особое место, называемое храмом. Строить храм людей научил Сам Господь Бог . Когда Он вывел из Египта евреев, то дал вождю их Моисею такое повеление: «Скажи сынам Израилевым... и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:2,8–9 ). Евреи исполнили повеление Божие и устроили скинию или походный храм. Когда царство Еврейское утвердилось, Господь заповедал о царе Соломоне: «Он построит дом имени Моему» ( 3Цар.7:13 ). И действительно, Соломон построил великолепный храм в городе Иерусалиме. Впоследствии этот храм был врагами разрушен, а иудеи были отведены в плен. Когда иудеи возвратились «было слово Господне чрез Аггея пророка» к иудеям: «так говорит Господь Саваоф… Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг.1:3,7–8 ). Иудеи исполнили повеление Господне и построили второй храм в городе Иерусалиме. Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то не только не отменил закона о храме, а еще более подтвердили важное значение его. Так Он Сам посещали храм: «И ходил Иисус в храме; в притворе Соломоновом» пишет евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Господь ревновал о святости храма и не позволял клясться им, так как храм – дом Божий и в нем невидимо присутствует Сам Господь Бог . " Написано, говорил Христос: дом Мой домом молитвы наречется» ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). И еще: «Клянущийся храмом клянется им и Живущими в нем» ( Мф.23:21 ). Мало того, Господь возвестил, что с наступлением Нового Завета храмы будут не только в Иерусалиме, но и везде, где призываются имя Господне. «И наступает время, сказал Он, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу» ( Ин.4:21 ). По Вознесении Спасителя на небо святые апостолы также ходили для молитвы в храм. Они,– пишет Евангелист Лука – «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). «Петр и Иоанн,– повествует книга Деяний,– шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Но как пи светло было торжество освящения второго храма, Иудеи, к своему огорчению, не могли, конечно, не привести на мысль того обстоятельства, что при теперешнем случае ни слава Божия не явилась в виде облачной мглы, ни огонь небесный не спал на жертвы и не попалил их чудесным образом. Вообще, по свидетельству раввинов, у второго храма, в сравнении с первым, не доставало пяти вещей, на которые смотрели, как на знаки присутствия и благодати Иеговы – именно: 1) ковчега, 2) урим и туммим, 3) огня небесного; по одним – 4) елея помазания и 5) жезла Ааронова; по другим – 4) облака, именуемого у раввинов славой Божией, и 5) Духа Святого, или духа пророческого, который со времени Малахии оскудел совершенно в ветхозаветной церкви 882 . Но все это, конечно, не означало того, чтобы Господь не благоволил о втором храме, – вся предыдущая история убеждает в противном, – но только иные судьбы предстояли второму храму. Иудеев вдохновляли и радовали великие слова пророка Аггея: « не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и приидет Желаемый всеми народами. Тогда Я этот храм исполню славы. Слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего... и на месте сем Я дам мир » 883 . Ст. 19–21. …И совершили возвратившиеся из плена пасху в четырнадцатый день первого месяца, потому что очистились (приготовились к службе) священники и левиты, – все они, как один, были чисты… Это показывает, с каким энтузиазмом возвратившиеся из плена Иудеи, и, преимущественно, их духовные вожди, хотели отдаться служению восстановления своей религии. Священный повествователь не без намерения отмечает здесь такой факт, который не имел места даже и в более благоприятные времена, именно, при совершении пасхи при благочестивом царе Езекии. Тогда многие не только из народа, но и из священников и левитов, пренебрегли достодолжным освящением и очищением для праздника Господня 884 . Между тем, как теперь ели жертвенные святыни (значит, были в состоянии законной чистоты) не только сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, но и все, отделившиеся к ним от нечистоты народов земли , т. е. обращенные из язычества и принявшие обрезание прозелиты. Один даже тот факт, что прежде, чем восстановлен был город Иерусалим и обстроены собственные дома Иудеев, они со всем рвением постарались выстроить святилище храма, – одно это уже может свидетельствовать о благодетельной перемене, происшедшей в общем нравственном направлении народа Божия, после плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Первая речь  произнесена в первый день шестого месяца второго года царствования Дария и содержится в первой главе с присовокуплением первого стиха второй главы. Указав повеление Божие – обращать свое слово к вождям народа, Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, Аггей обличает неосновательность возглашаемого мнения, будто не пршло еще время строить дом Господень, так как принимающие это мнение сами живут уже в украшенных домах (1:1–4 1268 ). Явное небесное наказание за такое нерадение о построении храма есть безуспешность трудов, так что ни в чем нет ожидаемой прочной выгоды, и выручаемые деньги как будто попадают в дырявые кошельки (1:5–7 1269 ). Итак, пойдите на гору (Мориа), стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь (1:8). Теперь трудитесь вы много, а получаете мало, да и то нередко пропадает на дороге, за Мой дом, который в запустении (1:9). По той же причине свирепствует у вас и засуха (1:10–11 1270 ). Эта речь и присоединенное к ней уверение: Я с вами! говорит Господь, имели надлежащий успех: в том же месяце через двадцать три дня приступлено было к постройке храма (1:12–15 1271 ). Вторая пророческая речь  произнесена в двадцать первый день седьмого месяца того же второго года Дария или через двадцать четыре дня после начатия работ. Она изложена со 1-го по 10-й стих второй главы. Здесь пророк старается поддержать бодрость в строителях храма, чтобы не боялись происков Самарян, а особенно не падали духом от соображения, что строимый ими храм есть как бы ничто в глазах видевших великолепие прежняго или Соломонова храма (2:2–4 1272 ). Будьте тверды, говорит Господь строителям храма, Завет Мой, который Я заключил с вами… и Дух Мой пребывает среди вас (2:5–6). Еще немного, и Я потрясу небо и землю, т. е. произведу переворот, подобный Синайскому законодательству, или, по толкованию Апостола Павла, пошлю проповедь Евангельскую ( Евр 12:22–28 1273 ). Тогда Примиритель ( Быт 49:10 ), т. е. Желаемый всеми народами придет.., и Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего. Этим пришествием, а не серебром и золотом будет славен храм тот: тогда на месте сем Я дам мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Г. Попович Краткий очерк жизни и деятельности возвратившейся из плена иудейской общины в период времени с 538 г. по 520 г. Вслед за указом Кира, разрешившим всем поклонникам Бога Израилева отправиться в Иерусалим и участвовать в постройке Его храма, поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, священники, левиты и все, в ком возбудил Бог дух, и, снабженные дарами оставшихся в Вавилоне соотечественников, отправились на родину. Прибыв в Палестину и разрешив, по-видимому, только самые неотложные вопросы материального характера, — о месте жительства, жилище и пр., — переселенцы в 7-й месяц того же (538) года собрались в Иерусалим, чтобы воздвигнуть жертвенный алтарь для удовлетворения своих религиозных потребностей (1 Езд. 1; 2, 70; 3, 1—3). По всей вероятности, уже в первые месяцы своего пребывания на родине новая община встретила враждебное отношение со стороны заселивших Иудею в период плена народностей. По крайней мере ев. историк сопровождает свое сообщение о сооружении жертвенного алтаря замечанием, что «бе на них страх от людей земных». Тем не менее, община деятельно продолжала работать в направлении, указанном ей Киром и вполне, впрочем, соответствовавшем и ее настроению, если судить об этом настроении хотя бы по тем пожертвованиям, которые были сделаны общиной, вскоре по возвращении на родину, в пользу храма. (Фрагмент) Содержание Источники и пособия. Краткий очерк жизни и деятельности возвратившейся из плена иудейской общины в период времени с 538 г. по 520 г. I—VIII Введение в книгу пророка Аггея Пророк Аггей. Имя пророка, сведения о жизни и деятельности его. XI—XV Пророк Аггей, как писатель и пророк. XV—XX Язык книги пророка Аггея. XX—XXII Подлинность, неповрежденность и каноническое достоинство книги пророка Аггея. XXII—XXX Комментарий книги пророка Аггея Речь первая (1, 1—11) . 1—65 Следствия первой речи (1, 12—15). 66—86 Речь вторая (2, 1—9). 87—151 Речь третья (2, 10—19). 152—211 Речь четвертая (2, 20 —23). 212—228 Замеченные погрешности. 229 Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Книга пророка Аггея : (Опыт исагогико-экзегет. исслед.) : [Дис.]/Г. Попович. - Киев : тип. И.И. Чоколова, 1913. - XXXII, 231 с.; 26. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Beobachtungen zu Aufbau und Struktur von Haggai und Sacharja 1–8, in: E. Zenger (Hg.), Studien zum Zwölfprophetenbuch (HBS 35) Freiburg 2002, 191–217; R.A. Mason, The Purpose of the > Editorial Framework of the Book of Haggai: VT 27, 1977, 413–421; R. Rendtorff, Haggai im Zwölfprophetenbuch, in: E. Zenger (Hg.), Zwölfprophetenbuch (s.o.), 219–222; O.H. Steck, Zu Haggai 1, 2–11: ZAW 83, 1971, 355–379; T. Unger, Noch einmal: Haggais unreines Volk: ZAW 103, 1991, 210–225. 10.1. Композиция Книга, которая в конечном представляет собой рассказ о выступлении пророка Аггея в начальный период восстановления Храма в 520г., имеет обрамление, которое делит ее на четыре фрагмента: 1:1–15а; 1:15b–2:9; 2:10–19; 2:20–23. Каждый из отрывков включает в себя датировку (связанную со временем правления персидского царя Дария I), формулу передачи слов и имя «Аггей», а также слово «пророк». При этом как первый-второй, так и третий-четвертый фрагменты, попарно образуют композиционные единства. Кроме того, как показано в следующей схеме, первый и третий, а также второй и четвертый фрагменты соответствуют друг другу в речах: 1:1–2 (датировка: 29 августа 520г.) 2:10–11 (датировка: 18 декабря 520г.) Во второй год царя Дария в шестой месяц в Во второй год Дария в девятый месяц в двадцать первый день (=29.08.520), было слово Яхве через четвертый день (=18.12.520), было слово Яхве Аггея пророка…: Так сказал Господь Саваоф через Аггея пророка: Так говорит Господь Саваоф (Яхве воинств): (Яхве воинств): 1:15b–2:2 (датировка: 17 октября 520г.) 2:20–21 (датировка: 18 декабря 520г.) Во второй год царя Дария в седьмой месяц в двадцать первый день (=17.10.520) было слово В двадцать четвертый день месяца (=18.12.520) Яхве через Аггея пророка: было слово Яхве к Аггею вторично, и сказано: Скажи теперь Зоровавелю, правителю Иудеи... Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи... В четырех составляющих повествование фрагментах, которые представляют собой цепочку пророчеств (необычно часто встречается формула божественной речи и формула передачи послания), описывается драматический ход событий, с их кульминацией в четвертой части.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010