Главной темой Книги Захарии – так же как и предшествующей Книги Аггея (см. выше) – является значение (нового) Храма для обновленного Иерусалима, в свою очередь, представляющего собой центр райского творения и обретающих покой народов: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Яхве будет Царем над всею землею; в тот день будет Яхве един, и имя Его едино» ( Зах.14:8 слл.). Эта тема развивается в трех вариантах, отчетливо разграниченных посредством системы заглавий. Первая часть (главы 1–8) связывается, как и в Книге Аггея, воедино при помощи структурирующих заглавий (1:1; 1:7; 7:1: в датировках содержится ссылка на время правления персидского царя Дария I + формула передачи слов). Вторая (главы 9–11) и третья часть (главы 12–14) могут быть выделены в отдельные единицы текста благодаря заглавию «пророческое слово» в 9:1 и 12:1, с которого начинается также следующая Книга пророка Малахии (см. ниже) и, кроме того, отрывки в книгах пророков, посвященные теме (иноземных) народов (особо ср. Ис.13–23 ). Для обозначения трех частей 1–8, 9–11, 12–14 (каждая из которых имеет собственную историю создания) исследователи (по аналогии с Книгой Исаии) иногда используют обозначения Прото- (первый), Девтеро- (второй) и Трито- (третий) Захария. (1) Первая часть (главы 1–8) делится тремя заглавиями 1:1; 1:7; 7:1 на три неравных по длине отрезка 1:1–6; 1:7–6:15; 7:1–8:23. Два внешних отрезка связаны друг с другом посредством общей темы и ключевых слов. Они образуют рамку вокруг центрального отрывка, который, в свою очередь, построен концентрически (палиндромически). 1:1–6 Датировка: окт./нояб. 520г. Тема: «обратитесь ко мне, и Я обращусь к Пророчество + формула передачи слов вам» (1:3).Ключевые слова: отцы ваши, бывшие пророки, гнев Божий 1:7–6:15 Датировка: 15 февр. 519г. + Цикл видений формула передачи слов («ночные видения») 7:1–8:23 Датировка: 7 дек. 518г. + Тема: «так опять Я определил в эти дни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Книга пророка Захарии Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (см. Зах. 5, 1–4). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год Дария I (520 г. до Р.Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к завершению постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 году до Р.Х. Книга пророка Захарии отличается, подобно Книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из Гефсиманского сада. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф (Зах. 1, 3). Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь (Зах. 8, 16–17). Содержание Книги пророка Захарии: призыв к покаянию (Зах. 1, 1–6); видение Ангела среди мирт (Зах. 1, 7–17); видение четырех всадников (Зах. 1, 18–21); видение Ангела с землемерной веревкой (Зах. 2 гл.); видение Первосвященника Иисуса как Мессии (Зах. 3 гл.); видение золотого светильника (Зах. 4 гл.); видение летающего свитка и ефы (Зах. 5 гл.); видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (Зах. 6 гл.); пророческие речи Захарии о новозаветных временах (Зах. 7–8 гл.); мессианские предсказания (Зах. 9–11); о благодатных дарах, подаваемых верующим (Зах. 12 гл.); пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (Зах. 13–14 гл.). Книга пророка Малахии

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Книга пророка Захарии    Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (см. Зах. 5:1-4). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год Дария I (520 г. до Р.Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к завершению постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 году до Р.Х. Книга пророка Захарии отличается, подобно Книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из Гефсиманского сада. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Зах. 1:3). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:16-17).    Содержание Книги пророка Захарии:    призыв к покаянию (Зах. 1:1-6);    видение Ангела среди мирт (Зах. 1:7-17);    видение четырех всадников (Зах. 1:18-21);    видение Ангела с землемерной веревкой (Зах. 2 гл.);    видение Первосвященника Иисуса как Мессии (Зах. 3 гл.);    видение золотого светильника (Зах. 4 гл.);    видение летающего свитка и ефы (Зах. 5 гл.);    видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (Зах. 6 гл.);    пророческие речи Захарии о новозаветных временах (Зах. 7-8 гл.);    мессианские предсказания (Зах. 9-11);    о благодатных дарах, подаваемых верующим (Зах. 12 гл.);    пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (Зах. 13-14 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Книга пророка Аввакума Аввакум рассуждает, почему зло остаётся безнаказанным, и Господь открывает ему, что злодеев ждет Божий суд. Пророк сообщает о нашествии халдеев как о своего рода Божьем биче. Кроме того в книге содержится важное для христианского богословия положение: «праведный верой жив будет». Последняя, 3я глава – представляет молитву, пророческую песнь, восхваляющую Бога, в том числе за спасение. 1 Грабительство и насилие господствуют. 5 Господь приготовляет Халдеев против народа. 12 Те, кого Господь назначил для наказания, злодействуют. 1 Аввакум на башне получает ответ от Господа. 5 «Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим». 9 Разрушение домов, 12 и его городов. 15 «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье». 18 Горе идолопоклоннику. «Господь — во святом храме Своем». 1 Молитва Аввакума, 3 о славе и ужасе пришествия Господа, 12 о спасении Его народа, 17 о веселии, о Боге спасения. Книга пророка Софонии Софония пророчествовал во дни Иосии, царя Иудейского. Он предсказал будущее запустение земли, наказание Иудеи, в частности за поклонение Ваалу, и других стран за их нечестие. Однако те, кто взыщут Господа, будут помилованы. Придёт время, и служить Господу будут представители разных народов. Всего 3 главы. 1 Слово Господне к Софонии. 2 Полное истребление всех живых существ, 4 Иуды и Иерусалима. 14 «Близок великий день Господа». 1 «Смиренные земли» должны «взыскать Господа», чтобы избежать грядущего разрушения. 8 Моав и сыны Аммоновы будут разрушены. 12 Ефиопляне будут избиты мечом. 13 Ниневия будет «обращена в развалины». 1 Мятежный Иерусалим. 5 Господь праведен в суде Своем. Посреди будет оставлен народ, который будет «уповать на имя Господне». 14 «Господь Бог твой среди тебя». Книга пророка Аггея Аггей пророчествовал после Вавилонского плена. Он обличил народ за нерадение о строительстве храма Господнего, за что постигла их скудость, и предсказал будущую славу Второго Храма, который будет более славным, чем первый — в него пришёл Сам Иисус Христос. Всего 2 главы.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

выше, F.I), число двенадцать тонко ассоциируется с народом Израиля, возникшим из двенадцати сыновей Uakoba. LXX , приводя название Δωδεκαπρφητον (Додекапрофетон=книга двенадцати пророков), подчеркивает что речь идет об одной книге. В Вульгате книга носит имя «Prophetae minores», что легло в основу общепринятого немецкого 68 названия «малые пророки» («minores», или «малые», по той причине, что отдельные сочинения Книги двенадцати пророков имеют гораздо меньший объем, чем Ис, Иер, Иез; объем Книги двенадцати пророков в целом примерно соответствует объему Ис). В иудейском и христианском предании «двенадцать» рассматриваются и цитируются как одна книга (ср. в трактате Бава Батра 14b/15а в Вавилонском Талмуде и предисловие Иеронима к Вульгате, где он недвусмысленно отмечает: «unum librum esse duodecim prophetarum» 69 ). В библейской критике за последние два столетия этому аспекту не уделялось должного внимания. И только в последнее время делаются попытки исследовать и комментировать Книгу двенадцати пророков как единое целое. При этом исходным пунктом может являться как синхроническая модель осмысления книги (единая композиция всей книги в целом и единые для всей книги цепочки ключевых слов), так и диахроническая (история развития и редакций). Расположение двенадцати книг следует хронологическому порядку в соответствии с датировками, которые указываются в отдельных книгах в начале текста и/или эксплицитно или имплицитно даются по ходу изложения. Как показано в следующей таблице, книги разделяются по тому, к какой эпохе они принадлежат: первые шесть пророков относятся к VIII в., следующие три – к концу VII в. и последние три – к концу VI в. Система заголовков в Книге двенадцати пророков VIII в. Слово Яхве, которое было к Осии, сыну Береину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Слово Яхве, которое было к Иоилю, сыну Вафуила Слова Амоса... которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Видение Авдия И было слово Яхве к Ионе, сыну Амафиину Слово Яхве, которое было к Михею… во дни Иоафама Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Аввакум Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум Софония Слово Яхве, которое было к Софонии, сыну Хусии..., во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Яхве через пророка Аггея Захария В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Яхве к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку Малахия Пророчество слова Яхве к Израилю через Малахию Такая хронологическая последовательность не во всех книгах соответствует действительной хронологии, или времени появления книги, о которой мы можем говорить, исходя из новых исторических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Народ Израильский должен был быть образцом и источником освящения для всех народов. Вместо этого он сам постоянно оскверняется при соприкосновении с окружающей языческой скверной. Четвертое и последнее слово, с 20 стиха 2-й главы, обращено к Зоровавелю, правителю Иудеи. Ему обещается особое небесное покровительство и особое заступление: « скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:21–23). В этом обращении можно видеть напоминание об обетованиях, которые были даны Давиду. И через это рассматривать Зоровавеля как прообраз Христа, как это и встречается в других пророческих книгах. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется. 10.2. Книга пророка Захарии Пророк Захария в начале книги представляется нам как Захария, сын Варахиин, сын Аддов. Аддо был главой одного из священнических родов, возвратившихся из вавилонского плена вместе с Зоровавелем. При преемнике первосвященника Иисуса Иоакиме Захария сам был уже главой священнического рода, об этом говорится в 12 главе книги Неемии (Неем. 12:16). Там Захария назван сыном Иддо. Возможно, что отец его Варахия умер молодым, так что внук фактически наследовал деду с. 200]. Таким образом, Захария был из священнического рода и, более того, был главой этого рода. О продолжительности его служения определенных указаний в Священном Писании не содержится. В житии говорится о сорока и больше годах. Ряд пророчеств в книге датированы. Первое из них относится к тому же второму году Дария, когда пророчествовал и Аггей (Захария — на два месяца позже), что также согласуется с указаниями первой книги Ездры. Последнее датированное пророчество относится к 4-му году Дария, то есть, к 518 году. Поскольку оно находится в 1-м стихе 7-й главы, последующие главы содержат в себе пророчества более позднего периода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

97. Пророк Софония в главе 3 стих 8: Ждите Меня до того дня, когда Я восстану на суд; глава 3, стих 9 – о явлении Христа Спасителя в мир, когда Он даст духовное обновление; в главе 3, стих 14 пророчествует о великой радости: ликуй, дщерь Сиона, ликуй Иерусалим. Радуйся, – сказал Воскресший, и радость о Святом Духе наполняла апостола Павла. У праведников в душе всегда Пасха, как у преподобного Серафима Саровского , мир, покой душевный; и апостол Павел: Желание имый разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1, 23 ). Служение пророка Софонии: 640–629 го ды. Пророк порицает беззакония иудеев, возвещает их наказание и бедствие и спасение остатку иудеев и язычников. Память святого пророка Софонии – 3 декабря. 98. Пророк Аггей возвещает о Богоявлении в главе 2 стих 9: слава сего последнего храма будет больше первого и на сем месте дам мир. Второй храм менее великолепен, но Мессия освятил этот храм и посещал этот храм в земной жизни, храм прославлен небесной славой, и мир и благодать даны нам. Богоприимец Симеон принял Богомладенца, 12-летний Отрок Иисус учил, исцелял. Господь ревновал о храмовой молитве. После Вавилонского плена иудеи возвратились в 536 году в Иерусалим, и по указу Кира стали строить храм. Руки опускались у народа; самаряне язычники нападали и писали доносы, а пророк Аггей воодушевлял всех. И его Книга названа пророческим словом о втором храме Иерусалимском. Сын как слава Отца, и эта слава осенила пришествием Христовым и храм, и вселенную. Память святого пророка Аггея – 16 декабря. 99. Пророк Захария в главе 9 стих 9 пророчествует о входе Господнем в Иерусалим: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Земные цари шествовали на конях, а Господь Праведный и Смиренный – на мирном животном. И дали плату Мне 30 сребренников. За 20 сребренников Иосифа продали, а здесь Мессию продали и бросили сребренники за землю горшечника, предах кровь неповинную. А в главе 12 стих 10 вещает: изолью от Духа Моего и верным – говорит пророк от лица Господа. Сотник узнал Господа: Воистинну Человек сей Сын бе Божий ( Мк. 15, 39 ). И весь народ... возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Книга пророка Ионы глубоко христологична. В ней можно обнаружить множество явных параллелей с текстом Нового Завета. Прежде всего, образ Ионы, помещённого во чрево кита, является прообразом смерти и Воскресения Христа, Его сошествия во ад и выхода оттуда для исполнения Своего мессианского предназначения, то есть спасения человечества (см.: Мф.12:40 ; Лк.11:29–30 ). В Книге пророка Ионы также можно увидеть прообраз Креста Господня. «Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и Страданиях Его, в службе на праздник Воздвижения названо несколько имён, в частности, упомянут пророк Иона» 188 . Сравнительный анализ этого прообраза достаточно сложен для осмысления, однако он отражает суть Креста и смерти Господа на нём. Сокрытый, таинственный характер этого прообраза обусловлен тем, что современники Ветхого Завета не смогли бы открыто вместить в своё сознание и принять на веру то, что Господь примет на Себя страдания и такую смерть, которая вызывала лишь общественное презрение. Пророк Михей прямо указывает на место рождения Спасителя. Он называет Мессию, Того, Кто придёт избавить народ от власти первородного греха, Единосущным Господом. Тем самым пророк в точности предсказывает раскрытие в новозаветном вероучении Троичных свойств Личности Бога. Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ), – говорит пророк о городе Вифлееме. Хронологическая близость пророчеств ко времени пришествия в мир Спасителя не только всё более точно раскрывает в них образы земного пути Спасителя, но и открывает некоторые подробности Его Второго Пришествия. Так, в Книге пророка Аггея можно обнаружить указание на то, как Господь будет осуществлять Свой праведный Суд во времена окончания бытия этого мира. Ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего ( Агг.2:6–7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. О святых храмах С самых древних времен у людей вошло в закон собираться для молитвы в особое место, называемое храмом. Строить храм людей научил Сам Господь. Когда он вывел из Египта Евреев, то дал вождю их, Моисею, такое повеление: «Скажи сынам Израилевым:... и устроят они Мне Святилище, и буду обитать посреди их» . ( Исх.25:2, 8–9 ). Евреи исполнили повеление Божие и устроили скинию, или походный храм. Когда царство Еврейское утвердилось, Господь заповедал о царе Соломоне: «Он построит дом имени Моему.» ( 2Цар.7:13 ). И действительно, Соломон построил величественный храм в Иерусалиме. Впоследствии этот храм был разрушен, а Иудеи – отведены в плен. Когда Иудеи возвратились из плена, «было слово Господне через Аггея пророка» к Иудеям: «так говорит Господь – Саваоф... Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм… и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг.1:3,7–8 ). Иудеи исполнили повеление Гожие и построили второй храм в городе Иерусалиме. Когда пришел на землю Господь наш, Иисус Христос, то не только не отменил закона о храме, а еще более подтвердил важное значение его. Так, Он Сам посещал храм: «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом,» повествует Евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Господь ревновал о святости храма и не позволял клясться им, так как храм – дом Божий, и в нем невидимо присутствует Сам Господь–Бог. « Написано, говорил Христос: дом Мой домом молитвы наречется » ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). И еще: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). По вознесении Спасителя на Небо, Святые Апостолы также ходили для молитвы в храм. Они, по сказанию Евангелиста Луки, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ) « Петр и Иоанн , повествует книга Деяний, шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ). Как только общество христиан стало увеличиваться, у них начали появляться особые молитвенные дома или храмы. Указание на существование последних уже во времена апостолов можно видеть в послании апостола Павла к Коринфянам. Апостол отличает молитвенные дома от обычных и называет их церквями. «Жены ваши , пишет апостол Коринфским христианам в церквах да молчат... Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.» ( 1Кор.14:33–34 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

        2-я и 3-я, но они неканонические – 2-я и 3-я. Их в еврейской Библии нет в оригинальном тексте. Они появились в «переводе Семидесяти». Откуда взялись эти книги – и сказать трудно; но Первая Ездры – она каноническая книга, богодухновенная. Вот здесь, в 1-й главе приводится текст указа Кира Персидского, что все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему Храм. Тому Богу, Который в Иерусалиме (см. Ездр. 1:2 ). Вот что это такое? Что это за такое прозрение было, как у Навуходоносора (см. Дан. 2 )? Ведь мы Бога не можем обусловить ничем. Он являлся и фараону (см. Быт. 41:1 ), Он являлся и Навуходоносору, вот и Киру. И вот на этот указ откликнулось очень небольшое количество людей. За 70 лет весь патриотизм – особенно в богатой прослойке – выветрился. И только те, сердца которых коснулся Бог, решили вернуться. Посмотрите 2-ю главу, конец этой главы: даётся количество всех – в общей сложности 50 000 человек – вот переселенцев. Первая партия – 50 000 человек. Возглавил эту первую партию переселенцев князь Иудин Зоровавель и первосвященник Иисус, сын Иоседека. И когда они пришли в Иудею, что они увидели? Холм храмовый зарос бурьяном, развалины, следы пожарища. Кругом персидские чиновники – встретили их недоброжелательно; самаряне – стали просить участия в восстановлении Храма, но им, как нечистым, иудеи отказали, и – началась вот эта распря между самарянами и иудеями. Пошли подмётные письма в Сузы, столицу Персии, и в результате всех происков строительство Храма было приостановлено. Тем более что у людей, стариков, которые ещё помнили Соломонов Храм, и  то, что они стали закладывать, – вообще опустились руки, и строительство Храма было заброшено. Не время строить Храм Господень (см. Агг. 1:2 ). И вот? я не знаю, какое бы было положение с Храмом и вообще с общиной, если бы в это самое время Господь не воздвиг трёх великих пророковАггея, Захарию и Малахию. Вот три последних пророкаАггей, Захария и Малахия – они и сыграют большую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010