Будем молить Господа, да дарует Он благодатную помощь исполнить эти спасительные наставления, преподанные чрез святого мужа апостольского. Спасается тот, кто в единении с Православной Церковью К преподобному Агафону однажды пришли некоторые иноки и, желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». Он отвечал: «Да, это правда». Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, пустослов и клеветник?» Он отвечал: «Я». И еще говорят: «Ты, Агафон, еретик?» Он отвечал: «Нет, я не еретик». Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес?» Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой: ибо это признание полезно душе моей, а быть еретиком значит быть в отлучении от Бога; но быть отлученным от Бога я не хочу». Так рассуждал великий угодник Божий. А кто отлучает себя от Церкви, тот отлучает себя и от Бога, ибо Господь наш Иисус Христос есть Глава Своей Церкви. Блаженный Августин говорит: «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь ». Пока ты в единении с Церковью, ты – живой член Тела Христова, хотя, по грехам своим, не можешь называть себя здоровым членом, а если оставил Церковь Православную, то ты перестал уже быть ее живым членом, ты уже отсеченный от нее, а стало быть, и мертвый член; и как бы ни были велики добродетели твои, никакой они не принесут тебе пользы. Кара Божия за хулу на Церковь Это случилось близ деревни Мишнево, Калужского уезда. Крестьянин Деев в жаркий июльский день пошел в поле, где паслась на привязи его лошадь. Отвязав от кола веревку, он свернул ее кольцом и, чтобы удобнее было править поводьями, надел ее на себя, сел на лошадь и поехал к деревне. На одной полосе неожиданно поднялась из-за снопов жница, закутанная зипуном, лошадь испугалась, шарахнулась в сторону, и Деев, как сноп, слетел на землю, путаясь в веревке. Увидя это, многие погнались за лошадью, крича что есть мочи: «Лови, лови!» Лошадь, как бешеная, носилась по полю, оставляя за собою кровавый след, а когда остановилась, то все содрогнулись от ужаса: Деев превратился в окровавленную грязную массу, кольца веревки врезались в тело до самых костей. Он еще дышал, но не двигал ни одним членом; через несколько минут он умер, в расцвете сил, ему было только тридцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Свободное время отец Агафон употреблял по-прежнему на чтение святых отцов и выписки из них. А кроме того он занимался врачеванием зубов. Пломбировку приходилось делать без бормашины. Если пломба скоро выпадала, монах не унывал и опять трудился над новой. В эти же годы отцу Агафону приходилось исполнять обязанности письмоводителя при игумене. Отец Герман часто призывал отца Агафона в свою игуменскую келию для чтения вслух Библии . Иногда отец игумен звал своего духовного сына к себе, когда у него собирались одни старшие, и разбирался какой-нибудь серьезный вопрос внутренней монастырской жизни. «Я тогда недоумевал, – говорил позднее батюшка, – зачем меня призывали, а впоследствии мне это очень пригодилось». Первая мировая война и революции мало отразились и на внутренней, и на материальной жизни обители. Хорошо налаженное хозяйство обеспечивало всем, и это хозяйство давало возможность молиться и не думать о хлебе насущном. 2 декабря1918 года в Москве в Троицком соборе Данилова монастыря отец Агафон был рукоположен во иеродиакона епископом». Рукополагавший епископ Феодор (Поздеевский) был из числа ближайших учеников схиархимандрита Гавриила (Зырянова) , проходивших обучение и искус в Казани. В середине 1920 года возник вопрос о священнической хиротонии. Намечался конец сентября. Трепеща перед таинством, принимая его как незаслуженный дар от Господа, смиренный иеродиакон молил Бога в тайне своей душевной клети о том, чтоб посвящение совершилось либо в день преподобного Сергия, 25 сентября, либо на другой день, 26-го, когда празднуется память великого апостола любви Иоанна Богослова. Оба эти святых угодника были очень дороги монаху и любимы им. И Господь услышал его смиренную молитву: 26 сентября, в день преставления святого апостола, «грешный чернец Агафон», как свидетельствует об этом запись на полях следованной Псалтири, «рукоположен во пресвитера в храме Троицкого Патриаршего подворья Святейшим Патриархом Тихоном». Служение в храме, сельскохозяйственное послушание сменяли друг друга; там и здесь – внутреннее самовоззрение, работа над сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Безмолвие — одна из главных добродетелей духовной жизни. Оно — дар небесный. Так его понимает и Авва Арсений. Когда он молился и просил Господа показать ему путь спасения, он услышал глас, говорящий — »Арсений! бегай, молчи, пребывай в уединении. Ибо в этом — корни безгрешности» (Авва Арсений 2). О том, каковы плоды безмолвия и насколько оно важно в достижении совершенства, свидетельствует и авва Исайя. Он рассказывает о пресвитере Пелусиотском, который во время общей трапезы обратился к разговаривающим братьям — »Молчите, братья! Видел я брата, который ест с нами и пьет столько же сколько и мы пьем, но молитва его поднималась к Богу подобно пламени» (Авва Исихий 36). Настоящая глубокая молитва органически связана с безмолвием. Оно всегда полезнее слов, особенно когда слова не приносят мира душе (Авва Нистерий, 3). Но опять же, безмолвие не должно быть чем–то внешним — это внутреннее состояние души; а если это не так, то оно уже не безмолвие по Богу, потому, когда авву Пимена спросили, — что лучше, безмолвие или речь, он ответил — «Тот, кто говорит ради Бога — хорошо делает, и тот, кто молчит ради Бога — хорошо делает». В глубоком молчании любви к Богу — в нем настоящее спасение человека, говорит авва Сисой. Такое безмолвие означает устремление всей своей жизни к Богу, благодаря ему, весь человек превращается в пламенное слово хвалы Богу и неугасимой любви к Нему. А в этом и состоит главная цель подвигов и всей жизни пустынников. 9. Цель и вершина всех добродетелей, согласно опыту пустынников, сохранившимся в их изречениях и наставлениях, о которых идет речь это — любовь . Любовь к Богу всегда на первом месте и настоящая любовь к человеку может родиться только от нее. Но иногда случается и обратное — авва Арсений, полный любви к Богу, бежит от людей в молитвенное уединение, но не оттого, что презирает людей, а как говорит сам — «оттого, что невозможно быть одновременно с Богом и с людьми» (Авва Арсений, 13). Все, что препятствует человеку в духовной жизни, что удаляет от любви Божией, даже и близких друзей, следует отсекать от себя (Ср. Авва Агафон, 5). Истинная вера в Бога и любовь к Нему выше всего, ибо спасение человеку приходит не от другого человека или добродетели, а от Бога и тот, кто потерял Бога, потерял всё (ср. Авва Агафон, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

А ведь сколько их теперь наплодилось! Сколько появилось незваных учителей народа! Сколько соблазнов вступить на погибельный путь зла и преступления! Но воистину, мног мир и велик покой у тех, которые пребывают в послушании Церкви; для них ясно: что одобряет Церковь Божия, то и должно исповедовать; а что противно учению Церкви, или идёт мимо неё и даже против неё, то отвергай со всей силой, не внимай злому навету, хотя и заманчив он... Одно для христианина всего дороже: согласие с Церковью Божией, с её Богопреданным учением. К преподобному Агафону однажды пришли посетители и захотели испытать его кротость и смирение. «Агафон, – сказали они преподобному, – говорят, что ты злой, что ты обманщик, что ты вор, что ты ленивый монах, что ты грешник»... На все эти обвинения преподобный или молчал, или соглашался беспрекословно. Но вот ему сказали: «Говорят, что ты еретик, – неправо, не по учению Церкви веруешь». Агафон с живостью и решительно заявил: «Нет! нет! Это неправда». Вот нам великое назидание! Хранить учение Церкви, принимать её таинства, молиться её молитвами, слушать её уставы и заповеди – вот долг христианина. Церковь святая никогда не скрывает сокровищ своих. Она зовёт к себе всех, ближних и дальних: она широко отверзает двери в ограду свою, она с любовью открывает для всех объятия свои. Иди к её пастырям; иди в святые храмы её; слушай святое Божие Откровение – книги Священного Писания, учение Иисуса Христа; исполняй обряды церковные, уставы богослужения, постов, праздников, священных воспоминаний; в них, в этих уставах, целожизненная школа воспитания и отдельных христиан, и целых христианских обществ. Прииди, Душе Святый, Дух Истины, прииди и наставь нас на всякую истину! Излейся в наши сердца, напои их потоком своей всеосвящающей благодати, призри на наши коленопреклонные молитвы, восшуми с небесе святого в наших душах, очисти их от всякия скверны, утверди и укрепи нас в союзе святой Церкви! Аминь. Христианин должен быть святым 11 Сия есть воля Божия о вас – святость ваша ( 1Сол. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери. Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему», и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его». Что же касается Силуамской иконы Божией Матери, то ничего не известно ни о месте, где она находится, ни о том поводе, откуда произошло такое ее наименование. Икона «Предвозвестительница» Образ Богоматери, именуемый «Предвозвестительница», в настоящее время находится на Афонской горе, в Костамонитской обители, и прославился следующим образом. Однажды 1 августа, накануне дня праздника обители, которая была посвящена св. первомученику архидьякону Стефану, екклисиарх Агафон, в схиме Захария, был охвачен великой скорбью: приближался праздник обители, а ее припасы настолько оскудели, что не было даже масла, чтобы возжечь в столь торжественный день церковные лампады! Когда наступила ночь, Агафон обратился с горячей слезной молитвой к Божией Матери. Он столь усердно молился пред Ее святым образом, что, изнемогая от труда и скорби, здесь же сел в братское седалище, стоявшее перед иконой, и тотчас же заснул. Во сне он услышал голос, исходивший от св. иконы Богоматери и повелевавший ему не скорбеть и не сокрушаться, так как сосуд церковный полон елея, а кладовые хранят в себе все необходимое для поддержания существования обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Касательно ощущаемой тобою радости и виденного тобою сна (не написала ты, видела ли ты при этом изображение креста на чем-либо) и сказанных тогда слов, что любящие Господа должны говорить только о духовном и необходимом, а не о человеческих вещах, пребывая в молитве, приведу тебе псаломское слово: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом ( Пс. 2:11 ). Что значит – работать Господеви со страхом, – объяснил преподобный Агафон Великий перед своей смертью , когда спрашивали его: «Неужели и ты боишься, отче?» На что он отвечал: «Я старался всякую заповедь Божию исполнять по своей силе; но я человек, – почему могу знать, угодно ли мое дело Богу, или нет. Ин суд человеческий, и ин суд Божий». Сими словами святой Агафон явно показал, что работающему Господеви должно иметь и смирение и осторожность, чтобы как-нибудь не сделать какой-либо ошибки, которая в будущем веке не может быть уже поправлена. А что значат слова – и радуйтеся Ему со трепетом – объясняет святой Иоанн Лествичник в 7-й степени: «Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не обольстившися ею, волка вместо пастыря приимешь». Проще сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую середину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника : «Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное» (в «Добротолюбии», гл. 28. О мнящихся от дел оправдитися). Также помнить предостережение Григория Синаита в последней (или 7-й) главе о безмолвии, в «Добротолюбии»: «Что сотворит кто, егда преобразуется бес во ангела светла». Пишешь, что в одно время тебе казалось, что ты очень любишь Господа. А Господь во Евангелии глаголет ( Мф. 5:44 ): любите враги вашя...добро творите ненавидящим вас... благословите кленущыя вы... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, и далее. Старайся всегда поверять свои чувства, – согласны ли они с Евангельским учением и учением святых отцов. Преподобный Нил Сорский пишет о себе, что он никогда не принимал того мнения или мысли, хотя бы они казались очень ясны и удобопонятны, пока не найдет на них свидетельство в учении Евангельском, или апостольском, или святоотеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Византийская икона существует как послание и свидетель мира, выраженное образом Христа, ликом Богочеловека, нераздельного со Святой Троицей посредством нерукотворной силы и нерукотворного света. На Святой Горе, где каждое выражение обожения и очищения сильно в своей искренности, где действенное обожение тесно связано с созерцанием, монахи особенно чтят, относятся с благоговейным страхом и с горячей любовью лобызают иконы на иконостасах в святых церквях, другие иконы и фрески. Они возжигают лампады перед богослужениями, а также во время любых молитв внутри или снаружи церкви или часовни. В каждом монастыре есть иконы, связанные с его историей. В святом монастыре Костамонит особенно почитаются три благодатные иконы: св. Стефана, Богородицы «Одигитрия» и Богородицы «Антифонитрия». Об иконе святого Стефана известно нечто, относящееся ко времени правления Константина Мономаха: «...Тогда принесли св. икону св. Стефана из Иерусалима, которая поставлена с правой стороны собора, где все ее видят и почитают. И, по достоверному свидетельству, нижняя часть этой иконы немного обожжена иконоборцами, ибо они бросали ее в огонь, но она не сгорела, лишь низ обгорел; и такой мы видим ее до сегодня». Кроме этого свидетельства, мы знаем и о чуде от святой иконы Божией Матери «Одигитрия»: «„.Старец и Чудотворец отец Агафон сильно скорбел и плакал теплыми слезами, и постился, и молился пред святой иконой Богоматери, и, изнемогши, забылся тонким сном, а во сне с радостью видел откровение и слышал глас от святой иконы Богоматери -- о, диво! – говорившей ему не скорбеть из-за искушений и о том, что от этого времени Гора успокоится от всех страданий, и, как знак подлинности того, что было сказано, большой чан церковный будет наполнен маслом. Соответственно и другие сосуды в монастыре тоже будут наполнены необходимым для жизни. Когда старец Агафон очнулся, духовное волнение и робость не давали ему поверить в истинность видения. Он зажег лампу и пошел проверить бочку в церкви и, увидев истинное чудо, был изумлен и напуган и громким голосом возвестил о великом чуде братии, о чуде, совершенном Богородицей, и всем рассказал то, что видел и слышал от Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1993. С. 121; Сиренов. 2001. С. 592-593). О переносе мощей П. из серебряной раки в золотую (серебряную с золотым чеканным изображением П. на крышке) свидетельствует новгородский свящ. Агафон , к-рый присутствовал при этом событии 5 мая 1538 г. По молитве П. Агафон получил облегчение от болезни и дал обещание в благодарность сделать список пасхалии («круг святыя Пасхи Господня») и положить его на гроб святителя, что впосл. и осуществил. Наиболее раннее известие о посвящении церкви П. относится к осени 1416 г.- на средства архиеп. Симеона каменный храм был возведен в Новгороде (НПЛ. С. 407) на владычном дворе (в 1437-1438 церковь была разобрана и возобновлена на прежнем месте архиеп. Новгородским свт. Евфимием II Вяжицским, в 1669, при митр. Новгородском Питириме (буд. патриарх Московский), существенно перестроена (расширена с пристройкой папертей), в 1759-1760 разобрана окончательно, на ее месте находились каменные Петровские ворота, снесенные в 1830-1831). В известии о пожаре 9-10 сент. 1479 г. упоминается ц. во имя П. на подворье в Московском Кремле Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ПСРЛ. Т. 25. С. 326). Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева В 1514 г. по повелению Василия III в Москве, за р. Неглинной, была заложена ц. во имя П. в Высокопетровском во имя святителя Петра , митрополита Московского , мужском монастыре (ныне патриаршее подворье, храм сохр.), построенная по проекту итал. архит. Алевиза Нового. В 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича была возведена каменная шатровая ц. во имя П. в Переяславле, в городе, где проходил судьбоносный для П. Собор. В XVI в. известны церкви во имя П. также в Новгороде, Пскове, Кашире, Коломне, Можайске, в селах и погостах Московского, Ростовского, Суздальского, Тверского и Юрьевского уездов (см.: Мельник.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

715 В Фульд. л. (Annales Fuldenses): mense novembri (anno 873) Agathon archiepiscopus, Basilii imperatoris legatus, ad renovandam pristinam amicitiam cum epistolis et muneribus ad Ludovicum Katisboniam venit. Assem. Calen. II, 209. В 879 г. на Константинопольском соборе присутствовал «Агафон Моравский» вместе с двумя епископами: Гавриилом Охридским и Симеоном Дебельским ( Assemani . Kalendaria Ecclesiae Universae. Т. III). Агафон назывался Моравским, потому что епархия его простиралась на р. Мораве. Кафедра его, должно думать, находилась в Виддине – Бдыне. В определении имп. Андроника (1282 г.) сказано: «82 митрополита Вид- динского; это – кафедра епископа Болгарии, но возведена в митрополию» ( Tafel . De Thessalonica). 716 Феофилакт оканчивает описание чудес Струмницких мучеников временем Симеона и, следовательно, при Симеоне; но он же посвятил свое сочинение царю Петру и описал жизнь его – и следовательно, скончался не раньше 967 г.; последнее согласно и с тем, что говорит он о себе в жизни Климента. 717 Феофилакт. Слово о 15 мученениках, § 36, 47–55. Время начального удале­ния кн. Бориса в монастырь определяется так: Климент с 885 г. 11 лет был учителем и в 898 г. при кн. Симеоне возведен на кафедру архипастыря (см.: июля 27 день). По­том Владимир Борисович был владетельным князем (892–895 гг.), и Борис отказался от престола в начале 892 г. И по летописям, Владимир оказывается владетельным князем с 892 г. 718 Предисловие экзарха к Богословию Дамаскина Христианские древности и ар­хеология/Изд. Прохоров В. А. СПб., 1864. Тетр. 8). 720 Епископ Константин в переводе слов св. Афанасия (Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский Прим. 40). 721 Болгарин, современник кн. Симеона, говорит о кн. Борисе: «И сподоби и Бог, да приим Ангельски образ от льстивого сего жития в вышнии Иерусалим к Христу преставися» (Синаксарь XIII в.; на первом листе картина представляет князя с над­писью: «свят Борис»). Сомнение Срезневского о значении этой картины – напрасное. Русский св. кн. Борис всегда был изображаем вместе с кн. Глебом и никогда один, да и вся рукопись по языку – болгарская.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пересуды вредны для осуждающих: «оттого, что кто-нибудь допустил в себе возникнуть, хотя малому подозрению на ближнего, и успокаивает себя: что за беда, если я скажу это одно слово? что за беда, если я послушаю, что говорит сей брат, или посмотрю, что делает тот незнакомец? – от этого ум начинает оставлять без внимания свои грехи и наконец, впадает в те самые грехи, которые осуждает» 179 . «Мы и братья – две картины. Когда человек обращает внимание на себя и обвиняет себя, брат его представляется ему почтенным. А когда он сам себе хорошим кажется, тогда брата своего находит дурным пред собою» 179. «Признак искажения совести есть уклонение суда от себя на других. Совесть нам дана затем, чтоб судить нас самих; если она судит других, надобно сказать, что она не свое дело стала делать. На осуждение других можно теперь смотреть, как на указание того, каков бы должен быть суд наш над нами самими, и как на обличение постоянной неверности сего последнего. Так в осуждении других суд обыкновенно бывает, скор, мгновенен, тогда как над самими собой он медлен, отсрочивается, а следовало бы наоборот. Суд о других бывает неумолимо строг, тогда как суд о себе всегда прикрывается снисходительностью. Как строго купец судит о делах правоведа, светский – о духовных» 180 . Люди с чуткою совестью, при виде и слышании чужих грехов, умеют обращать внимание на собственное душевное состояние. Так, когда авва Агафон видел что предосудительное и помысел побуждал его к осуждению, говорил в себе: Агафон не сделай сам того, – и помысел проходил. Преподобный Макарий Египетский , увидев человека грешащего, сказал сам себе: «он хоть и согрешил, но сумеет покаяться, а ты если согрешишь, то покаяться не сумеешь». Подобно этому католический подвижник Бернард Клервосский, встречая бедняка, говорил: «по истине, Бернард, этот человек терпеливее несёт свой крест, чем ты». Встречая же богатого, он вразумлял себя: «Все-таки, Бернард, у этого человека под его пышной одеждой душа лучше, чем под твоим монашеским рубищем».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010