26. Авва Агафон сказал: «Если бы я нашел прокаженного и мог отдать ему свое тело, а его взять себе, охотно бы сделал это. Ибо такова совершенная любовь». 27. Еще рассказывали об авве Агафоне: «Пришедши однажды в город для продажи вещей своих, нашел он лежащего на улице странника, о котором никто не заботился. Старец нанял для него небольшой покой, остался при нем, платил за покой из денег, получаемых за рукоделие, а что за тем оставалось, употреблял на другие нужды больного. Старец пробыл с больным три месяца, пока сей выздоровел, и после возвратился с миром в свою келью». 28. Авва Даниил сказывал: «Прежде нежели авва Арсений пришел к отцам моим, они жили с аввой Агафоном. Авва Агафон любил авву Александра за то, что сей был строг в жизни и кроток. Случилось однажды, что все ученики Агафона мыли платье на реке. Как авва Александр мыл не спеша, то прочие братия сказали старцу: “Брат Александр ничего не делает”. Старец, желая успокоить их, сказал Александру: “Брат Александр! Мой платье лучше, ибо оно льняное”. Услышав это, Александр опечалился. После того старец утешил его так: “Разве я не знаю, что ты хорошо делаешь? Брат мой! Я так сказал тебе для них, дабы успокоить их помысл твоим послушанием”». 29. Сказывали, что авва Агафон старался исполнять всякую заповедь. Когда он всходил на лодку, сам первый принимался за весла. Когда приходили к нему братия, — тотчас после молитвы своими руками предлагал им трапезу, ибо исполнен был любви Божией. Пред своей смертью он пробыл три дня с отверстыми, неподвижными очами. Братия толкнули его и спросили: «Авва Агафон, где ты?» Он отвечал им: «Стою пред судилищем Божиим». Братия сказали ему: «И ты, отец, боишься?» Он отвечал им: «Сколько мог я трудился в исполнении заповедей Божиих, но я человек; почему мне знать, угодны ли были дела мои Богу?» Братия еще сказали ему: «И ты не уверен, что дела твои были угодны Богу?» Старец отвечал: «Не имею дерзновения, пока не предстану Богу, ибо иное суд человеческий, а иное суд Божий». Когда же они еще хотели спросить его о чем–то, он сказал им: «Сделайте милость, не говорите больше со мною; мне несвободно», — и тотчас скончался с радостью.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Человеколюбие отшельника . Некогда преподобный Агафон, придя в город для продажи сосудов своего рукоделия, увидел больного странника, лежащего на площади и всеми оставленного. Почувствовав глубокое сострадание, он остановился над ним и, расспросив о случившемся, нанял для него хижину; потом, продав своё рукоделие, расплатился с хозяином дома, а остальное употребляя для пищи и врачевания больного, прожил тут три месяца, пока незнакомец не выздоровел, и, радуясь соделанному добру, возвратился в пустыню. Сострадание к несчастным уподобляет человека Ангелу Хранителю. Умирающий праведник Преподобный Агафон, видя приближение смерти, трое суток смотрел неподвижными очами на небо. Сидящие вокруг одра его братия, удивляясь тому, спросили у него: «Что так смотришь, авва?» – «Стою пред Судилищем Христовым», – отвечал Агафон. «Неужели и ты, человек Божий, страшишься Суда?» – опять спросили иноки. «Сколько мог, я соблюдал заповеди Господни, – сказал им старец, – но, как человек, могу ли знать, что совершенно угодил Богу?» – «Авва, – возразили иноки, – тебе можно надеяться на добрые дела твои». – «Не надеюсь, доколе не увижу Самого Господа, – вздохнув, отвечал им святой Агафон, – ибо Суд Божий не таков, как суд человеческий». В самом деле, жизнь наша подвержена столь многим искушениям, разум так иногда слаб, а сердце столь непостоянно, что и праведник едва спасется. Тем более мы, грешные люди, должны помнить Суд Божий! Трудолюбивые постники Преподобный Герасим 148 был настоятелем монастыря, стоящего близ Иордана. Но, по уставу его, в нём обитали только те, которые недавно приняли иноческий образ; а старцы, в подвигах совершенные, имели каждый особую келью в пустыне. Закон, который им от святого Герасима был предписан, достоин примечания: пять дней в седмице отшельники пребывали уединённо, занимаясь рукоделием, и, не приготовляя варёной пищи, вкушали каждые сутки только понемногу хлеба с водой и финиками; даже запрещено было иметь в кельях огонь. Но в субботу и воскресенье приходили они в монастырь, собирались на Божественную службу, приобщались Святых Таин и вкушали вино и варёную пищу; потом каждый из старцев показывал настоятелю своё рукоделие, которым занимался в течение пяти дней. Вечером на понедельник, взяв с собой немного пищи, опять удалялись они в безмолвные кельи. Христианское братолюбие

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

4. Преп. Агафон , великий египетский подвижник V века. Современник преподобного Макария и ученика святого Лота. Старался исполнить все заповеди Божии. Один из братьев похвалил его ножик, которым резал он прутья для корзин. Услышав похвалу, святой [Агафон] с радостью протянул этот ножик тому брату в подарок. Еще святой Агафон говорил: «Для меня было бы удовольствием, если бы мог я взять себе тело какого-нибудь прокаженного, а ему отдать свое». Не совершенная ли это любовь? [В греческом Синаксаре он упоминается под 8 января. – Пер.] Молчальник Агафон безмолвствовал три года: Сей тяжкий камень он под языком носил, Чтоб не смутить грехом слух верного народа; Слова же утешенья тем временем копил. И вот однажды старец отверз свои уста И начал славить Бога, Спасителя Христа. О гневе он сказал: «Тот, кем владеет гнев, Не будет верен Богу ни ныне, ни вовек. Дана нам сила свыше мертвых воскрешать, Но от гневливого не будет Бог жертвы принимать». Когда же смерть приблизилась ко старцу Агафону, Собралася вся братия, слышны и плач и стоны. А он – молитву шепчет со трепетом немалым, И слабое дыханье вдруг учащенным стало. «Ужель и ты боишься? – монахи вопрошают. – Тебя, предобрый отче, Господь уж точно знает! Был ты благ и кроток, да и премудр тоже, Средь людского камня – золота дороже!» Просветилося лице старца в этот час, Услыхала братия его тихий глас: – Вот стою я пред судом Божиим сейчас! Вздохнул старец глубоко, лицо стало строже, Суд людской – это одно, а другое – Божий. 5. Св. мученица Евфалия . Сия святая девица Евфалия была родом с Сицилии. Ее мать носила то же имя. И был у нее брат Сермилиан. Все они были некрещеными язычниками. Старая Евфалия страдала кровотечением. Явились ей во сне святые мученики Алфий, Филадельф и Киприан (память их 10 мая) и сообщили, что выздоровеет она только в том случае, если крестится во имя Господа Иисуса Христа. Евфалия уверовала во Христа, крестилась и, действительно, получила здоровье. Увидев такое чудо, крестилась и ее дочь. Сермилиан же стал насмехаться над матерью и сестрой за их веру во Христа, а потом перешел и к угрозам. Мать испугалась и убежала из дома. Тогда брат начал преследовать сестру. Но сестра не устрашилась, потому что Христос был ей дороже брата, и сказала Сермилиану: «Я христианка и не боюсь умереть». Жестокий брат подослал к ней одного из слуг, чтобы тот ее осквернил. Но когда слуга напал на святую Евфалию, [тут же] потерял зрение. Злой брат увидел это чудо, но его сердце осталось черствым. Он кинулся за сестрой, схватил ее и отрубил ей голову, совершив грех Каина. Так святая девица Евфалия сподобилась венца вечной славы. Так и в сем случае сбылось слово Владыки Христа, [сказавшего] что внес Он меч в среду людей, разделяющий родных по крови, но не родных по вере ( Мф. 10, 34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Хотя первые египетские монахи в большинстве были «мужского типа», но и среди них не редкость подвижники, для которых забота о ближнем важнее, чем о себе. Так, прп. Агафон, хотя и проводил жизнь безмолвника, но предпочитал ему исполнение заповеди о любви к ближнему. Он говорил: «если б возможно было мне взять тело у кого-либо из прокаженных и передать ему мое, то сделать это было бы для меня наслаждением». Равноценность «женской мистики» особенно хорошо показана в следующем эпизоде. «Шел авва Агафон в город для продажи скромного рукоделия, и на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: куда идешь? Иду в город, отвечал авва Агафон, продать рукоделие мое. Прокаженный сказал: окажи любовь, снеси и меня туда. Старец поднял его, на плечах своих и отнес в город. Прокаженный сказал ему: положи меня там, где будешь продавать рукоделие твое. Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, – прокаженный спросил его: за сколько продал ты это? За столько-то, отвечал старец. Купи мне хлеб. Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил его: за сколько продал? За столько-то, отвечал старец. Купи мне еще хлеб, сказал прокаженный. Старец купил. Когда авва распродал все рукоделие и хотел уйти, – прокаженный сказал ему: ты уходишь? Ухожу, отвечал авва. Прокаженный сказал: окажи любовь, отнеси меня туда, где взял. Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли. Авва оглянулся, – и не увидел никого: это был Ангел Господень, пришедший испытать старца» (там же, с.57). Как видим, Господу угодны оба типа мистического служения: и «мужской», и «женский». Разная направленность монашеского делания определяет и разную внутреннюю структуру и даже дисциплину и регламент «мужских» и «женских» монастырей. Если «мужчины» просто кормятся от своих трудов или даже живут подаянием, то «женские» непрестанным и нередко даже изнурительным трудом монахов создают достаток и нередко даже скапливают богатства. Иногда они владели и землей с крепостными крестьянами.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/13/o_...

Возрастание ученика не было скрыто от старца Германа. Опытный наставник выделял его из ряда своих чад. Одному архиерею, свое­му духовному сыну, о. Герман говорил о (тогда еще брате) Александре, несшем послушание на скотном дворе: “Какое у меня золото на конюшне сокрыто!”. После 1915 г. о. Герман регулярно призывал о. Ага­фона, исполнявшего в это время обязанности письмоводителя при игу­мене, на советы старших, где решались вопросы внутримонастырской жизни. О. Агафон присутствовал там как безмолвный свидетель, по собственному признанию, удивляясь цели своего пребывания на этих советах. Все слышанное очень пригодилось о. Агафону, обогатив его пастырский опыт. Кроме этого, о. Герман часто звал ученика к себе в келлию для чтения вслух Библии, тогда как другим насельникам пустыни самостоятельное чтение Писания было строго запрещено. К этому же периоду относится один примечательный эпизод, имев­ший, видимо, особое значение в жизни зосимовских старцев, о. Гер­мана и о. Алексия. Будучи хорошо знаком со святоотеческой литературой, о. Агафон как-то показал им выписку из творений бл. Симеона, архиеп. Солунского, где было сказано, что “не имеющий схимы — еще не монах”. Это изречение св. Симеона по всей видимости повли­яло на решение старцев принять великую схиму. Позднее о. Агафон вспоминал, что стал “как бы виновником пострига в схиму своих старцев, так как они не знали раньше слов этих о значении великого пострига в очах Божиих”. 2 декабря 1918 г. в Троицком соборе московского Даниловского монастыря о. Агафон был рукоположен во иеродиакона еп. Феодором (Поздеевским). А 26 сентября 1920 г., в день преставления св. апостола Иоанна Богослова, в храме Троицкого Патриаршего подворья Святей­ший Патриарх Тихон рукоположил его во пресвитера. Но и теперь “мо­нашество, как путь, как жизнь, составляло по-прежнему единую его цель”. В этот период он сторонился посетителей монастыря, буквально бегал от них. Вероятно, тогда еще не настало время для раскрытия перед людьми духовных даров о. Агафона. Но оно уже приближалось.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

Агафон донес его до города. Но тот велел ему положить его на том месте, где будут продаваться сосуды. Когда преподобный продал один сосуд, прокаженный сказал: «отдай мне деньги». Агафон отдал. Тоже повторилось при продаже и остальных сосудов, так что все деньги перешли в руки прокаженного. Когда преподобный начал собираться в обратный путь, прокаженный сказал: «снеси меня туда, откуда взял». Старец покорно принес его на прежнее место. Тогда прокажённый сказал ему: «благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле», — и стал невидим, ибо это был ангел Божий.    О другом подвижнике, преподобном Серапионе, рассказывают следующее. Однажды ему нужно было идти в Александрию. Время было холодное. Бедная одежда едва прикрывала изнуренное подвигами тело старца. Но вот идет ему на встречу нищий, который, не имея одежды, весь дрожит от холода. «Как подумал Серапион, я — монах и подвижник — останусь в одежде, а этот нищий — брат мой — будет умирать от холода? Не осудит ли меня Господь на страшном суде, если я не окажу теперь помощи»? С этими мыслями старец тотчас снял с себя одежду и отдал ее нищему. Нагой сел он у дороги, держа в руках единственную теперь свою собственность небольшое Евангелие. Скоро показался один путешественник, знавший Серапиона. Увидя его в таком положении и думая, что его ограбили разбойники, путник с сожалением спросил старца: «кто так безжалостно раздел тебя, отче»? «Оно меня раздело», отвечал Серапион, указывая на Евангелие. В другой раз Серапион встретил человека, которого заимодавцы мучили за долг, тогда как он подпал этому несчастью без вины и имел многочисленное семейство. Сердце человека Божия не вытерпело при виде страдальца: он немедленно продал в уплату долга и ризу свою и Евангелие, а сам нагой пришел в свою келью. «Где же риза твоя, отче?» спросил его ученик. «Я послал ее вперед, отвечал старец, туда, где всем нам кроют и шьют платье». «А твое Евангелие?» «И оно теперь там же». Ученик изумился и выразил сожаление. «А не оно ли, сказал старец, постоянно твердило мне: продай все и раздай Христа ради нищим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

г) Быть еретиком значит быть в отлучении от Бога. Рассказывали об авве Агафоне следующее: пришли к нему некоторые иноки, услышав о великой его рассудительности. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его; «ты Агафон? мы слышали о тебе, что ты гордец?» Он отвечал – да, это правда. Они опять спрашивают его; «ты, Агафон, пустослов и клеветник?» Он отвечал: – я. И опять говорят: «ты, Агафон, еретик? – Он отвечал: – нет, я не еретик, Затем спросили его: «скажи нам; почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес?» Он отвечал им: – первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей; а быть еретиком значит быть в отлучении от Бога; но быть отлучником от Бога я не хочу. Услышав это, они удивились рассудительности его и отошли, получив назидание. (Из «Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отцов , стр. 40). д) О том, как относился к еретикам св. апостол Иоанн Богослов. Еще при жизни апостол жил один лжеучитель, по имени Керинф. Этот лжеучитель желал быть христианином, но утверждал, что Иисус Христос не есть Сын Божий, имеющий единое существо с Богом Отцом, а есть творение, подобное всем другим творениям, но только первое и наилучшее. Однажды этот нечестивый лжеучитель, унижавший достоинство Сына Божия, отправился в баню, бывшую в городе Ефесе. Туда же с некоторыми христианами вошел и ап. Иоанн. Но услыхав, что Керинф находится там, св. апостол сказал спутникам своим: «бежим отсюда; баня может загореться, ибо в ней находится этот нечестивый человек». Таким образом св. апостол не желал быт даже под одною крышею с нечестивцем, дерзнувшим отвергать божество Иисуса Христа. Этот же св. апостол и проповедник христианской любви, кротко относившийся ко всем грешникам, поучает христиан: « кто приходит к вам и не приносит сего учения (именно того, что Иисус Христос есть единородный Сын Божий), того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его». (См. кн. «Уроки по закону Божию», вып. П. А. Царевск., стр. 55 – 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В середине 1924 года Петровский монастырь был закрыт и монашествующие нашли прибежище в одной из московских церквей на Антиохийском подворье. Вскоре епископу Варфоломею удалось отхлопотать стоявший в то время закрытым большой холодный Боголюбский собор, находящийся неподалеку от входа в монастырь. Здесь братия подвизалась в течение нескольких лет. В это время архимандрит Агафон совершал литургию лишь в воскресные дни, в остальные дни он исповедовал на отведенном ему владыкой левом клиросе. По воспоминаниям очевидцев, отец Агафон исповедовал, сидя в маленьком креслице. Он внимательно слушал говорящего, иногда ненадолго закрывал глаза, сам говорил очень мало, лишь иногда задавая какой-нибудь необходимый вопрос; иногда только разрешит грехи, ничего не говоря, иногда скажет слово, которое точно насквозь пронзит душу. Молодых девушек, которые приходили к нему, отец Агафон старался подготовить к монашеству. Некоторые из них, наиболее решительные, сразу разрывали связи с миром и принимали монашество, другие продолжали жить в семье, учиться и работать, не оставляя намерения принять в будущем монашеский постриг. Духовная дочь отца Агафона вспоминала впоследствии: «Руководство к монашеству не было поспешным, не было делом одного дня, оно не было и внешним; напротив, оно было как сама жизнь: постепенным, простым, повседневным, действующим во всяком случае и событии… Основой духовного руководства, особенно для идущих по монашескому пути, было искреннее, всестороннее, без утайки откровение всех своих поступков, мыслей и даже начатков этих мыслей. Только после этого откровения батюшка принимал душу и вел ее. Батюшка считал важным, чтоб мы следили за своими чувствами, мыслями, поступками, за своей душой, чтобы, начиная с того момента, как мы встали, мы отдавали себе отчет в том, что было не как должно. Приходящий к старцу должен был говорить все, что он переживает, называть вещи своими именами, пусть эти помыслы были некрасивые и пусть было очень трудно их исповедовать. Но чем бывало труднее исповедовать, тем батюшка серьезней становился. Некоторым он говорил: “Я могу хоть день сидеть, слушать, как ты доберешься до главного. Вот ты показала наружность-то, а серединку-то не показала. Орешек надо расколоть, показать, что в орешке, а не только снаружи – скорлупку показать”.

http://fond.ru/foto/754/Aleksandr/

Да ведь и плакать утешительно, когда плачешь, а не хочешь доводить другого до слез: и в бедности весело, когда нуждаешься, бедствуешь, а у других не отнимаешь, чужого не берешь. Беден – да никому не должен обидами, на глазах часто слезы, – зато на душе нет греха против ближнего. Впрочем, беден ты и не будешь, только трудись честно, не обижая других, не притесняя никого, – Господь благословит твои труды, и ты с блаженными кроткими наследуешь землю. Плакать также ты не будешь, по крайней мере, долго не будешь, лишь бы другие от тебя не плакали. Господь скоро утешит тебя с блаженными плачущими. Нет, слушатели, чего бы вам ни стоило, не обижайте других, не отнимайте ни у кого довольства и счастья, не лишайте никого спокойствия. Горе тем веселящимся, от которых другие плачут; горе тем насыщенным, от которых другие голодны остаются; горе вам, богатые, если вы наживаете богатство обидами, притеснениями и другими неправдами; не здесь, в жизни, ваше горе, а там – за пределами гроба! (Из поучений протоиерея Р. Путятина ) 55. Кроме Церкви Православной, нигде нельзя обрести спасение 1 . К преподобному Агафону однажды пришли некоторые иноки и, желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты, Агафон, мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец?» – Он отвечал: «Да, это правда». Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, пустослов и клеветник?» – Он отвечал: «Я». И еще говорят: «Ты, Агафон, еретик?» – Он отвечал: «Нет, я не еретик». Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес?» – Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей; а быть еретиком – значит быть в отлучении от Бога, но быть отлученным от Бога я не хочу». Так рассуждал великий угодник Божий. А кто отлучает себя от Церкви, тот отлучает себя и от Бога, ибо Господь наш Иисус Христос есть глава Своей Церкви. Блаженный Августин говорит: «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Преподобный Панкратий священник и чудотворец, говорит та же записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «В постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарах показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем». Из диаконов ныне открыто почивают: Акила , Макарий и Мартирий . По древней записке, «преподобный Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преподобный Макарий , будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлении отдан был Печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. « Мартирий диакон, – по древнему известию, – за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он, стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, Которому служил». Кальнофойский писал: «Тело святого инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре». в) С именем чудотворцев покоятся преподобные Агафон, Григорий, Ипатий и Моисей . По древней записке, преподобный Агафон «за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больного возлагал руку, получал тот исцеление; он имел и дар пророчества, знал о времени своей смерти». Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк неложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония, и наставь нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преподобного Григория во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему, и больные исцелялись. «Преподобный Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010