...Во всяком разумном существе без числа бывают перемены, и с каждым человеком ежечасно происходят изменения. И рассудительный имеет много случаев уразуметь это. Но испытания, каждый день бывающие с ним, особенно могут умудрить его в этом, если он трезвенно бодрствует над собою... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 363). Источник. В рассуждении соединены премудрость, разум, духовное чувство, различающее добро от зла, без которых ниже зиждется наш внутренний дом, ниже может быть собрано духовное богатство (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 204). ...Изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть дверь в чертог добродетелей... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 205). Предание себя воле Божией, искреннее благоговейное желание, чтобы она совершалась над нами, есть необходимое, естественное последствие истинного духовного рассуждения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 318). Источник. ...Дар духовного рассуждения... ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия, следующим образом: рассуждение в обширном смысле состоит и познается в непогрешительном постижении Божественной воли во всяком времени, месте и деле, что свойственно одним чистым по сердцу, телу и устам (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 86). Источник. ...Ко вниманию всегда надо прилагать рассуждение, чтобы обследовать как должно происходящее внутри и требуемое внешностью (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 17). Источник. Рассказывали об авве Агафоне, что пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», – отвечал он. Опять спрашивают его: «Ты, Агафон, клеветник и пустослов?» «Да», – отвечает он. И еще говорят ему: «Ты, Агафон, – еретик?» «Нет, я не еретик», – отвечал он. Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнее слово не перенес?» Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно душе моей; а признать себя еретиком – значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего». Выслушав это, они удивились рассудительности его и отошли, получив назидание (98, 27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо такова совершенная любовь». 27 . Еще рассказывали об авве Агафоне: «Пришедши однажды в город для продажи вещей, он нашел лежащего на улице странника, о котором никто не заботился. Старец нанял для него небольшой покой, остался при нем, платил за покой из денег, получаемых за рукоделье, а что за тем оставалось, употреблял на другие нужды больного. Старец пробыл с больным три месяца, пока тот не выздоровел и после возвратился с миром в свою келью». 28 . Авва Даниил сказывал: «Прежде чем авва Арсений пришел к отцам моим, они жили с аввою Агафоном. Авва Агафон любил авву Александра за то, что тот был строг в жизни и кроток. Случилось однажды, что все ученики Агафона мыли платье на реке. Как авва Александр мыл не спеша, то прочие братия сказали старцу: «Брат Александр ничего не делает». Старец, желая успокоить их, сказал Александру: «Брат Александр! Мой платье лучше, ибо оно льняное». Услышав это, Александр опечалился. После того старец утешил его так: «Разве я не знаю, что ты хорошо делаешь? Брат мой! Я так сказал для них, дабы успокоить их помысл твоим послушанием " ». 29 . Сказывали, что авва Агафон старался исполнять всякую заповедь. Когда он входил на лодку, сам первый принимался за весла. Когда приходили к нему братия, тотчас после молитвы своими руками предлагал им трапезу, ибо был исполнен любви Божией. Перед своею смертью он пробыл три дня с открытыми, неподвижными глазами. Братия толкнули его и спросили: «Авва Агафон, где ты?» Он отвечал им: «Стою перед судилищем Божиим». Братия сказали ему: «И ты, отец, боишься?» Он отвечал им: «Сколько мог, я трудился в исполнении заповедей Божиих, но я человек; почему мне знать, угодны ли были дела мои Богу?» Братия еще сказали ему: «И ты не уверен, что дела твои были угодны Богу?» Старец отвечал: «Не имею дерзновения, пока не предстану Богу, ибо иное суд человеческий, а иное суд Божий». Когда же они еще хотели спросить его о чем-то, он сказал им: «Сделайте милость, не говорите больше со мною; мне несвободно», – и тотчас скончался с радостью, ибо братия видели, что он отходил из этой жизни с таким же взором, с каким иной приветствует своих друзей и возлюбленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Миролюбивый император согласился, тем более, что Арий на вопрос императора: «Так ли ты веруешь, как утвердили отцы на Никейском соборе», скрыв на груди своей под одеждою хартию, на которой было написано его суемудрое еретическое учение, отвечал, ударяя себя в грудь: «Так верую». Император согласился. Но Бог, Который, по слову св. Писания, поругаем не бывает ( Гал. 6:7 ), не замедлил наказать еретика. Св. Александр, архиепископ Александрийский, который, по распоряжению императора, должен был принять Ария в общение с церковию, зная его упорство, всю ночь накануне дня, в который должно было принять Ария, молился, чтобы Господь не попустил злейшему врагу вторгнуться в церковь . Господь внял молитве святителя. Утром Арий, окруженный своими единомышленниками, с торжеством намеревался вступить в церковь  и с лобзанием Иудиным приступить к св. причастию, но на пути в церковь вдруг почувствовал страшную внутреннюю болезнь, от которой всё чрево его, как у Иуды, распалось, и он тут же и скончался постыдным образом («Ч.-М.» 30 авг.). 13. Ересь – страшный грех К преп. Агафону пришли иноки с тем, чтобы испытать его веру и смирение. – Ты ли отец Агафон? – спросили они, как бы не зная его. – Я Агафон, грешный раб Божий, – отвечал старец. – Ходят слухи, будто ты человек гордый и невоздержный? – Совершенная правда, – отвечал преподобный. – Говорят еще, будто ты лжец и любишь пересуживать других? – И это правда! – сказал Агафон. – Слышно также, будто ты еретик? – Неправда! – возразил старец. – Для чего принимаешь на себя все пороки, а от последнего отрицаешься? – Те пороки обыкновенны человеку, а ересь есть богоотступничество, – чего я, при всех моих грехах, принять на себя не могу и не хочу («Дост. сказ. о подвижн. св. отцов»; сн. Хр. чт. 1856. Март отд. III, стр. 168). 14. Карательное действие суда Божия над богоотступником в угрызениях его совести Св. Вадим жил в 4 веке в персидском царстве. В то время персидский царь Саворий воздвиг жестокое гонение на христиан. Все, которые не хотели поклоняться солнцу и огню, по повелению царя были осуждаемы на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О преп. Евфимие схимнике иеромонахе Кальнофойский пишет, что ременным крестом его благословляются приходящие в нему и некоторые больные получают исцеление; ав ркп. святцах называется он иеросхимником и молчальником 272 . По древней записке, «як в схиму потригся, негды ни с ким, ни мало, ни велико, не мовил, окроме молитвы в церкви и в келии; жадна теж покорму (никакой пищи), который огнем роблен, не идал, окроме суроваго зелия». Преп. Панкратий священник и чудотворец, говорит таже записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «в постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарех показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем». Из диаконов ныне открыто почивают: Акила, Макарий и Мартирий. По древней записке «преп. Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преп. Макарий, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлении отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. «Мартирий диакон», по древнему известию, «за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, которому служил». Кальнофойский писал: «тело св. инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре». в) С именем чудотворцев покоятся преп. Агафон, Григорий, Ипатий и Моисей. По древней записке преп. Агафон «за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больного возлагал руку, получал тот исцеление; он имел и дар пророчества, знал о времени своей смерти». Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк не ложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония, и наставь нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преп. Григория во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему и больные исцелялись. «Преп. Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление». Преп. Моисей чудотворец, желая представить тело свое чистым Богу, старался умерщвлять его разными способами: носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам; за такие подвиги и труды удостоился дара чудес. Кальнофойский пишет: «преподобные двое, во св. духе братия, Мартирий и Моисей положены в одном гробе, целые в святых телах своих». Ныне они покоятся отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти схиигумена Агафона (Чеснокова) 16 июня сороковины старца 15.06.2021 1633 Восьмого мая (на Светлой седмице) преставился схиигумен Агафон (Чесноков), бывший настоятель Свято-Николо-Тихоновского монастыря, а на Радоницу (11 мая) состоялось отпевание и похороны отца Агафона на старом кладбище города Луха Ивановской области. Родился о.Агафон (в миру Чесноков Алексей Георгиевич) 29 апреля 1940 года. Монашество принял в 1990 году. Назначен настоятелем Тихоно-Лухского монастыря Святейшим синодом Русской Православной Церкви в 1995 году. За годы настоятельства внутри обители восстановлены четыре храма: Крестовоздвиженский, Преображенский, Никольский, Смоленской Божией Матери с шестью престолами, в том числе с престолом в честь Святых Царственных мучеников. В монастыре были воссозданы трапезная, братские корпуса, четыре часовни. В районе монастырь дал вторую жизнь 11 храмам. Надо особенно отметить, что о. Агафоном по благословению архимандрита Амвросия, задолго до официальной канонизации Святых Царственных мучеников, был освящён храм в их честь. В монастыре была создана женская монашеская община, приют для детей-сирот… Всех добрых дел схиигумена Агафона и не перечислишь. Скажу только, что мои самые яркие впечатления связаны с крестными ходами, которые о.Агафон проводил 19 лет из Тихоно-Лухского монастыря в Ипатьевский монастырь города Костромы во искупление вины русского народа, предавшего своего святого Царя. Мы выходили 12 июля (на Петра и Павла, но строгий пост у нас, крестоходцев продолжался до окончания крестного хода). Протяжённость маршрута составляла 150 км. В день проходили около 30 км. Каждый день начинался с литургии, почти все причащались. На остановках служили молебны. Вовек не забыть, как обретены были в результате настойчивых поисков о.Агафона мощи преподобного Тихона Луховского, какая неописуемая по силе своей была при этом благодать… Я был свидетелем многих исцелений от мощей преподобного. Эти исцелённые люди готовы засвидетельствовать перед любой комиссией получение чудесной помощи...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/15/pa...

17 января 1923 г. скончался схиигумен Герман. В конце сентября того же года события, уже шесть лет потрясавшие страну и как будто обходившие стороной Зосимову пустынь, подступили к ее стенам. Обитель была закрыта. Насельники покидали ее, вероятно, предчувствуя, что многие из них вступают на новый путь, путь исповедания Имени Христова посреди неприемлющего Его мира. О. Агафон по благословению старца Алексия переехал в Москву, в семью его ду­ховных детей. В октябре 1923 г. он, вместе с несколькими бывшими зосимовцами, был приглашен епископом Варфоломеем (Ремовым), постриженником их родной пустыни и духовным сыном о. Германа, в Высоко-Петровский монастырь, настоятелем которого архипастырь был тогда назначен. Во вверенной ему обители владыка Варфоломей стремился создать монашескую общину строгой духовной жизни. Его ближайшим сотрудником в этом деле и стал о. Агафон. Владыка поручил ему исповедь богомольцев Петровского монастыря, мирян и монашествующих. Вскоре он назначил его своим наместником, а 5 мая 1924 г. возвел в сан архимандрита. С этого времени начинается духовническая деятельность о. Агафона. Смиренный послушник, он воспринял ее именно как архиерейское благословение и послушание, данное Богом. Никогда не искавший наставлять и поучать кого бы то ни было, он принялся за это де­лание с тем рвением по Боге, какое было свойственно ему все годы подвижничества, и со временем полюбил его. Отношение к делу наставничества как к послушанию защищало его от нападок некоторых прихожан и части братии, которые, видя быстро возникшую любовь народа к о. Агафону, иногда недоумевали: “Не рано ли он начал старчествовать!”. Все подобные обвинения он переносил с кротким рассуждением и терпением. Руководство людьми покоилось у о. Агафона на непрелестном чув­стве живого Христа, рожденном годами самоотверженного подвига, и на жажде передать это чувство другим. Отсюда — а также из восприятия руководства как послушания — исходило его стремление наставлять не от себя, а постоянно искать в этом деле вразумления от Бога. Одному своему духовному сыну о. Агафон как-то признался, что всегда молится перед приемом народа о том, “чтоб ему говорить людям не свои слова, а то, что угодно Богу и что им может пойти во спасение”.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

На это сей инок отвечал великому старцу: но что, ежели сей отец в чем-нибудь согрешит по своему нерадению? Старец отвечал: хотя бы ты увидал, что он и блуд творит, не отходи от него, но скажи сам себе: друг, зачем ты сюда пришел? Тогда увидишь, что вся гордость в тебе исчезнет и весь огонь похотения погаснет. Авва Михаил Грузин Авва Михаил Грузин спасался в Арселае и жил с учеником своим Евстафием на самом высоком обрывистом месте, в сделанной гробнице. Пред кончиною своею старец впал в болезнь, и предчувствуя приближение смерти, сказал ученику своему: сын мой, принеси мне воды, я омоюсь и причащусь Св. Таин. Когда же он причастился, то сказал Евстафию: ты знаешь, сын мой, как опасно сходить вниз от нашей гробницы; если я умру, то тебе одному не снести моего тела; боюсь как бы ты не упал с ним со стремнины. Итак, лучше сойдем оба заблаговременно вниз мало-помалу. Сошли они вниз благополучно, потом старец сотворил молитву, облобызал Евстафия и сказал ему: мир тебе, чадо, молись о мне, – лег во гроб, и с радостию и веселием отошел ко Господу. Авва Агафон авва и Илия Авва Агафон и авва Илия подвизались также в Арселайской пустыне; они родом были армяне, и оба были пресвитеры. В один день авва Илия сказал авве Агафону: брат, приготовься: тебя скоро позовет Господь. Ибо я сего дня видел тебя в новой одежде шедшаго на царский брак и слышал, как Домувладыка говорил: добре пришел авва Агафон; отворите ему чертог и дайте место. Как сказал авва Илия – так и сбылось. Спустя пять дней после сего авва Агафон отошел ко Господу. Авва Георгий Арселаит Авва Георгий Арселаит подвизался в Арселайской пустыне. Он был величайший подвижник и чудотворец Синайской горы, словещая хвала Синая, по выражению Синхрона. В Синайском монастыре случился в одно время недостаток деревяннаго масла. Достать его нельзя было потому, что путь от Палестины до Египта занят был в то время войсками персидскаго царя Хозроя. Игумен отправился в Арселай к преподобному Георгию и упросил его пойти с ним в св. обитель. Когда они прибыли туда, игумен повел человека Божия в кладовую, где хранилось масло, и сказал ему: в наших кувшинах вовсе нет масла; так сотвори над ними молитву. Авва Георгий отвечал игумену: сотворим молитву лишь над одним кувшином; ибо если мы помолимся над всеми, то выкупаемся здесь в масле. Когда они помолились над одним кувшином, тотчас потекло из него масло, как из источника. Тогда св. старец велел служителям наполнить все сто кувшинов. Игумен хотел было назвать чудоносный сосуд именем аввы Георгия; но человек Божий воспретил ему это, сказав: если мы это сделаем, то оскудеет масло. Лучше назови кувшин именем Владычицы нашея Богородицы. Игумен с радостью согласился, – и с той поры стала гореть над чудным кувшином неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот какую любовь к христианской вере имели св. мученики, ради нее готовы были пожертвовать всем на свете, охотно отказывались от всего своего земного счастья и благополучия, отрекались от отца, матери и детей, чтобы только умереть христианами. И какое мужество, спокойствие и самообладание проявляли они среди самых жестоких страданий! Преподобномученик Евфимий был присужден к отсечению головы. Палач нанес ему удар, но неудачно. «Секи вернее», – сказал мученик палачу. Для св. архидиакона Лаврентия придумали жестокую пытку: приготовили костер и железную решетку, на которую и положили мученика в оковах. Когда одна часть обгорела, мученик спокойно сказал своим палачам: «Уже одна сторона испеклась, пора бы оборотить на другую» (Четьи-Минеи, 10-го августа). При той любви, которую древнейшие христиане питали ко Христу, понятно, с какой грустью смотрели они на отречение от веры. В нем видели ужасное несчастье, ведущее душу человека к вечной погибели. Один исповедник писал другому: «Прошу тебя, исполни мое желание, оплачь вместе со мной смерть моей сестры, которая в это гонение отпала от Христа, принесла жертву (идолам), оскорбила Господа. О ее-то погибели я день и ночь провожу в слезах, и даже в настоящий праздник Воскресения Христова» (Четьи-Минеи, 10-ro августа). Равным образом считалось большим преступлением искажать и изменять учение Христово, по справедливому мнению древних христиан быть еретиком значило то же, что быть отверженным от Христа. К преподобному Агафону, пустыннику Египетскому пришли однажды некоторые иноки с целью послушать его духовную беседу. Желая испытать смирение святого человека, спросили: «Ты Агафон? Мы слышали, что ты человек гордый и невоздержный?» Он отвечал: «Да, это правда». Опять спрашивают: «Ты, Агафон, лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», – отвечал святой. И еще говорят: «Ты, Агафон, еретик?» Он отвечал: «Нет, я не еретик». «Почему же ты прочие пороки на себя принимаешь, а от последнего отрекаешься?» – спросили иноки. Он отвечал: «Тех пороков нельзя не приписать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, а быть еретиком, значит быть отлученным от Бога, но быть отлученным от Бога я не хочу» (Четьи-Минеи, 10-го августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Выставляя так решительно твердость и непорочность веры своих предшественников, папа делает такое обращение ко всему христианскому миру: «Пусть вся совокупность предстоятелей, священников, клириков и народов единодушно, ради угождения Богу и спасения души, исповедует и проповедует, вместе с нами, правило истины апостольского предания и евангельскую, апостольскую правоту православной веры, которая основана на твердом камне сей церкви блаженного Петра, верховного апостола, его помощью и покровительством сохраненной от всякого заблуждения». Таким образом папа Агафон не только ставит непогрешимый авторитет римских епископов выше всякого сомнения, но и первый изобретает тот единственный библейский аргумент, который стали цитировать все последующие апологеты папской непогрешимости. Этим путем папа желает рассеять всякие сомнения в твердости православных убеждений своих предшественников, устранить самую возможность подобных опасений. А так как на востоке более чем сомневались в этом и свои сомнения могли подтвердить сильными аргументами из истории монофелитских волнений; то папа слагает всю вину за эти волнения на константинопольских патриархов и старается представить дело так, что твердость православных убеждений римских первосвященников именно в эту эпоху с особенной ясностью и обнаружилась, ибо только благодаря усилиям пап спасена чистота веры против посягательств на неё константинопольских патриархов. «Апостольской памяти предшественники моего недостоинства, говорит папа Агафон, зная учение Господне, всякий раз как предстоятели константинопольской церкви пытались ввести еретическую новизну в непорочную церковь Христову, не пренебрегали убеждать и с мольбою увещевать их оставить еретическое заблуждение нечестивого учения, по крайней мере не проповедовать его, дабы, проповедуя единое хотение и единое действие в двух естествах единого Господа нашего Иисуса Христа не положить начала расколу в единстве церкви». В частности папа Агафон указывает на папу Мартина I (649–653), при котором монофелитское учение осуждено на поместном римском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Но какие дела принесут на страшный Божий суд нераскаянные грешники? Какие дела принесут нераскаянные воры, грабители и обманщики, пьяницы и развратники, клеветники и ябедники, завистники и ненавистники? Какие дела принесут ругатели и сквернословы, люди немилостивые и небогобоязненные? Тот же св. Ефрем Сирин говорит: „грешницы нечестивии и сквернии принесут тамо плод студный и гдилый, исполнь смрада, плача и рыдания, и червей неусыпающих, во огни неугасимом. Страшно, братие, всем тамо судище“ (Цвет. из сад. Ефрем. Сир. 1877 г. Лист. 59). Да, други мои, страшного Божия суда боятся даже и люди святые. Преподобный Агафон в продолжение трех дней до своей смерти лежал и, не смыкая глаз, смотрел вверх. Сидящие вокруг его братия спросили у него: „Что ты так смотришь, отче Агафоне?“ — „Стою пред судищем Христовых,“ отвечал Агафон, — „Неужели и ты боишься суда?” спросили старцы. — „Сколько мог, я старался соблюдать заповеди Господни,“ отвечал им преподобный: „но я человек, и как могу знать, угодны ли Богу дела мои?“ „Как? Ты не надеешься на добрые дела свои, которые ты делал из угождения Богу?“ возразили ему братия. „Не надеюсь,“ отвечал святой Агафон „доколе не увижу самого Господа: ибо иной есть суд Божий, и иной суд человеческий“. Сказавши это, он представился. (Пример. благоч.). И так, если и святых людей устрашает Божий суд, то с каким страхом предстанут пред Судиею строгим и правосудным нечестивые и нераскаянные грешники? И что делать им тогда с своими беззакониями? Взывать ли к св. Ангелам и просить у них заступления? Но нераскаянный грешник недостоин их заступления. Приносить ли покаяние и просить помилования у праведного Судии? Но за гробом нет покаяния, на всемирном суде нет помилования нераскаянному грешнику. То время не покаяния, а воздаяния. Что же делать, но что решаться? Бежать ли от правосудного Бога и Его страшного суда? Скрываться ли в горах и в отчаянии взывать к ним: падите на нас, сокройте нас от лица седящаго на престоле и от гнева Агнца ( Откр. 6:16 ). Но кто может убежать и скрыться от всеведущего и всемогущего Судии? Все будут стоять в страхе и трепете пред Богом и никто никуда не уйдет от Него. Посмотрит Господь на нераскаянных грешников и на их беззаконные дела, и скажет им Свое грозное слово: идите от Меня проклятые, в огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его ( Мф.25:41 ). И пойдут они в муку вечную (ст. 46), во тьму непросветимую. Сохрани и помилуй, Господи, всякого человека от этой тьмы и этих мучений! И не дай Господи; если между нами найдутся такие люди, которых не устрашает ни строгий Божий суд, ни тьма кромешная! Если только найдутся таковые, то что может устрашить их и обратить к покаянию? Таким нераскаянным грешникам св. Василий Великий говорит: „как тебя буду увещать? Что скажу? Царствия не желаешь, геенны не боишься: откуда изобрящется исцеление души твоей, когда бо ужасная не устрашают, приятная не увеселяют: то видно мы с каменным сердцем беседуем“ (Из книг, поучен, разн. св. отец 1803 г. Лист. 254).

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010