Будем молить Господа, да дарует Он благодатную помощь исполнить эти спасительные наставления, преподанные чрез св. мужа апостольского. (Сост. по Словам к тамбовской пастве, епископа Феофана; сн. кн. «Духовные посевы», свящ. Гр. Дьяченко, изд. 2-е, 1897 года). 8. Кроме церкви православной нигде нельзя обрести спасения К преподобному Агафону однажды пришли некоторые иноки и, желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец?» Он отвечал: – да, это правда. – Они опять спрашивают его: «ты, Агафон, пустослов и клеветник?» Он отвечал: – я. И еще говорят: «ты, Агафон, ере тик?» Он отвечал: – нет, я не еретик. – Затем спросили его: «скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес?» Он отвечал им: – первые пороки я признаю за собою: ибо это признание полезно душе моей, а быть еретиком значит быть в отлучении от Бога; но быть отлученным от Бога я не хочу. – Так рассуждал великий угодник Божий. А кто отлучает себя от церкви, тот отлучает себя и от Бога, ибо Господь наш Иисус Христос есть глава Своей церкви. Блаженный Августин говорит: «спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть церковь .» Пока ты в единении с церковью, ты – живой член тела Христова, хотя, по грехам своим, не можешь назвать себя здоровым членом, а если оставил церковь православную, то ты перестал уже быть ее живым членом, ты уже отсеченный от нее, а стало быть и мертвый член; и как бы ни были велики добродетели твои, никакой они не принесут тебе пользы. 9. Кара Божия за хулы на церковь Это было лет 25 тому назад, близ деревни Мишнево, калужского уезда, Крестьянин Деев, в жаркий Июльский день, пошел в поле, где паслась на привязи его лошадь. Отвязав от кола веревку, Деев свернул ее кольцом и, чтобы удобнее было править поводьями, надел ее на себя, сел на лошадь и поехал к деревне. На одной полосе неожиданно поднялась из-за снопов жница, закутанная зипуном, лошадь испугалась, шарахнулась в сторону, и Деев, как сноп, слетел на землю, путаясь в веревке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Где тут хотя бы тень простой, здравой логики, не говоря уже о высшей Божией Правде? Впрочем с Божией Правдой теперь вообще многие совсем не находят нужным считаться! Ссылка на то, что теперь «московскую патриархию» признают законной Русской Церковью все православные патриархи и главы поместных церквей, тут неосновательна. В истории Христианской Церкви мы знаем целый ряд случаев, когда сами патриархи отступали от Истины, впадая в ту или иную ересь и увлекая за собой немало последователей. Бывали даже целые соборы еретические, претендовавшие на именование «вселенских». Достаточно вспомнить так называемый «разбойничий собор» 449 г. A разве не «собор епископов» осудил, лишил кафедры и отправил в ссылку величайшего столпа Церкви святого Иоанна Златоуста ? А что скажут рьяные сторонники демократического «большинства голосов» в Церкви, если мы укажем им на пример преп. Максима Исповедника , который остался в полном одиночестве, заявив, что он не причастится с еретиками, даже если вся вселенная причастится с ними? А высокий пример святого Марка Ефесского , который один только не подписал акт Флорентийской унии с папским Римом? В Церкви имеет значение только Истина, а отнюдь не какое-либо «большинство голосов». Называть «фарисейством» или «сектантством» стоящее в Истине это значит нагло клеветать на многочисленных известных нам в истории исповедников Истины – на святых отцев, учение которых выражает Священное Предание нашей Церкви, почему она именуется не только «Церковью Апостольской», но и «Церковью Отеческой». Весьма характерен и вразумителен для способных еще вразумляться замечательный случай с одним из великих отцев христианской древности прп. Агафоном Великим. «Пришли к Авве Агафону некоторые и, желая испытать его, не разсердится ли он, спрашивают его: ты – Агафон? мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец? Он отвечал: да, это правда. Они опять спрашивают его: ты Агафон, пустослов и клеветник? Он отвечал: я. И еще говорят: ты Агафон – еретик? Он отвечал: нет, я не еретик. Затем просили его: скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес? Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей.  А быть еретиком значит быть отлученным от Бога, но быть в отлучении от Бога я не хочу.  – Услышав сие, они удивились разсудительности его и отошли, получив назидание» («Достопамятные сказания» стр. 40–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Красная каша предвещала урожай и изобилие, а белая – неурожай и разные бедствия. Во многих местностях как Малороссии, так и Великороссии эти обряды видоизменялись до того, что порой ограничивались только беготней мальчишек по улицам с криком «Авсень! Авсень!» или с песнями вроде следующей: Ой, Овсень, ой, Овсень! Походи, погуляй По святым вечерам, По веселым теремам. Ой, Овсень, ой, Овсень! Посмотри, погляди, Ты взойди, посети К Филимону на двор! Лит.: Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1990. Степанов Н. П. Агапит откинь сани Народное название дня памяти св. Агапита, епископа Синадского во Фригии (449). Празднуется 18 февр./3 марта. Этот день еще называли Агап, Ярило с птицей овсянкой, Овсянка. По обычаю в этот день меняли сани на телеги. Радовались появлению птицы-овсянки, сообщавшей о наступлении весны. По этому случаю пекли овсянички – пирожки из овсяной муки. В этот же день русские молились прп. Косме Яхромскому (1499), а в детских забавах как игровой персонаж вспоминали Ярилу. Агафон огуменик (Агафон, Агафонов день), народное название дня памяти св. мч. Агафоника, празднуется 22 авг/4 сент. Крестьяне считали, что в день памяти святого переходит леший из лесу в гумна и здесь раскидывает сложенный в снопы хлеб. Желая избавиться от этих вредных выходок лешего, рачительные хозяева нередко предпринимали против него меры предосторожности. Так, напр., очертив кругом себя таинственный круг и надев на себя вывернутый наизнанку тулуп, с кочергой в руках они садились в углах своих сараев, выжидая появления лешего. Крестьяне считали, что в этом деле св. Агафон главный помощник, он настигает лешего и начинает бить его кочергой, чтобы эта нечисть на овин дорогу забыла. Агафья Коровница Народное название дня памяти св. мч. Агафии (251), празднуемого 5/18 февр. В северо-западной Руси эта святая считалась заступницей от пожара, и в день ее памяти освящался хлеб с солью, который хранился в домах как надежнейшее средство от огня. Во время пожара крестьяне бросали этот хлеб-соль в пылающее пламя или в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глинский патерик Наказанное лицемерие Был у блаженного Онисифора Киево-Печерского один инок, сын духовный и друг. Он лицемерно подражал житию этого святого. Являлся перед людьми постником и целомудренным притворялся, втайне же ел и пил и худо проводил дни жизни своей. И утаилось это от духовного того мужа, и никто из братий не узнал сего. В один день, совсем здоровый, он умер без причины, и такой смрад был от тела его, что никто не мог приблизиться к нему. И страх напал на всех. Насилу вытащили его, но отпевать не могли: положили тело особо и, став поодаль, творили обычное пение; иные же затыкали ноздри свои. Вынеся тело, положили его внутри пещеры, и пошел от нее такой смрад, что и бессловесные бегали от пещеры той. Много раз слышался и вопль горький, как будто кто-нибудь мучил умершего брата. И явился преподобный Антоний Киево-Печерский пресвитеру Онисифору и с угрозами говорил ему: «Что это ты сделал? Зачем положил в сих местах такого скверного и многогрешного, какого еще никогда здесь не полагали! Он осквернил это святое место». Очнувшись от видения, Онисифор пал на лице свое и молился Богу, говоря: «Господи! Для чего Ты сокрыл от меня дела этого человека?» И, приступив, Ангел сказал ему: «Это было в назидание всем согрешающим и нераскаянным, чтобы, видев это, покаялись». И, сказав это, сделался Ангел невидим. Тогда пресвитер пошел и возвестил все это игумену Пимену. Киево-Печерский патерик «Благословен ты, Агафон» Однажды шел авва Агафон в город для продажи своего скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: – Куда идешь? – Иду в город, – отвечал авва Агафон, – продать рукоделие мое. Прокаженный сказал: – Окажи любовь, снеси и меня туда. Старец поднял его и на плечах своих отнес в город. Прокаженный сказал ему: – Положи меня там, где будешь продавать рукоделие твое. Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, прокаженный спросил его: – За сколько продал ты это? – За столько-то, – отвечал старец. Прокаженный сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Провинциальная девчёнка, ничего не видела, но как смело судит. Поди-ка скажи такое в редакции “Русского Богатства”.     Гримаса усилия (грузчика), похожая на улыбку.     Шибарёвая баба.     – Жизня моя, ежели мне про неё начать, то целая библия. Сколько я перенёс на своей груде, то в Волге воды столько не найдётся. – А именно что же? – Мало ли!… Раз калоши новые у меня украли и самовар новый невладанный – в один день.     – Если более или менее утробистая бабочка попадётся, ну… А что касается бессмыслицы жизни – это не моя специальность.     – Вы ж не социалист, надеюсь? – отчего ж нам не по одной?     Шум отвечающих многих голосов издали – как опрокинутый ковш со щебнем.     Ильич про сына: – Первым долгом – по ногам он не годится. Ноги у него ни к чему, до того потеют – хочь выжми. Слабосильный мужичок Агафон, ростом в аршин три четверти: – Раненого я надысь встрел. Без ноги, а смеётся. Надо, говорит, сукина сына германа придавить хорошенько. – А как думаешь, Агафон, если нас с тобой возьмут? Германец вон грозится в Дону коней попоить. Агафон, держа цыгарку на отлёте против уха, надменно отзывается: – Чего потребуют, то и сделаем, а уж герману уважать я не согласен. – А налетит на ероплане – цап! и упёр? – Пущай по всей комплекции бьёт – не поддамся!     Повороты душ, предположить нельзя: после всех разжалований Филипп попросился в армию добровольцем! Вернули подъесаула и вместе с сыном-подхорунжим – в один полк. Три первых же недели оба не вылезали из разведок. Отец – повышен до есаула, Владимир 4-й, Анны 2-й и георгиевское оружие. Сын – до хорунжего, тоже орден и в атаке убит.     Крест на крест: георгиевский кавалер, подпоручик, – и сестра милосердия.     Брат Александр пишет: мобилизовали крестьян-возчиков на обязательную вывозку дров для военного завода. Но как бестолково: всех мужчин с одной лошадью выгоняют за 40 вёрст (из других уездов тоже), а дома остаются по две-три лошади без работы. На ближних были бы все заняты. А начальник велит лесничеству: отгрузку дров на брянский арсенал прекратить, грузить для полицеймейстера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Елисавета Миловидова – тетка [Яким...] ногу сломала. Ходить не может. 4 сентября. Господи! Помяни во Царствии Твоем самоубийцу Марину, родившуюся от офицера отца-алкоголика (урожденная Устрянова). Просила мать ее Ольга, муж ее Владимир. Исцели, Господи, рабу Божию Ольгу тяжело больную. 8 октября 1908. [Среда.] 3 Выкрест – перешедший в христианство из другой религии; чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям. 20 Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов ; 1782–1867), святитель, известный духовный писатель и богослов. «Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам» были впервые изданы в 1888 году. 23 Зазирание (зазрение) (устар.) – стеснение, стыд (в современном фразеологизме «без зазрения совести»). 27 Император Александр II (1818–1881) погиб в результате взрыва бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. 28 Донат (Бабинский-Соколов; 1828–1896), с 13 декабря 1890 года по 30 апреля 1894 года архиепископ Литовский и Виленский. 35 Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – русский религиозный философ-мистик, богослов, публицист и поэт-символист, стремившийся соединить философию с религиозным откровением. 58 Древний Патерик. Глава 10. О рассудительности, § 12: Говорили об авве Агафоне: пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: ты – Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец. Да, это правда, – отвечал он. Они опять спрашивают его: ты – Агафон – клеветник и пустослов? Я, – отвечал он. И еще говорят ему: ты – Агафон – еретик? Нет, я не еретик, – отвечал он. Затем спросили его: скажи нам, почему ты на всё, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес? Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей; а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего. Выслушав это, они подивились рассудительности его и отошли, получив назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

467 См. Butler, " Palladiana ИГ в J. Т. S. 22 (1921), pp. 22238, особенно, p. 233. Draguet (Le Museon 57, p. 56), вероятно, не знаком с этой статьей. 468 См. Bousset, Apophthegmata (Tübingen, 1923); J.C. Guy, " Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum» (Subsidia Hagiographica 36, Brussels, 1962). 469 Коптское Житие Иоанна Колова, написанное в седьмом столетии епископом Захарией Сакхским, А. М. G. XXV, pp. 316 ff; Житие Псоя, приписываемое самому Иоанну Колову, сохранилось на греческом (Life of Paesius, ed. Pomialovsky), сирийском (Α. Μ. S. III. 572620 – Life of Mar Bishoi) и на арабском (не опубликовано) в Bibliotheque Nationale, Fonds arabe, No. 4796, ff. 119 sqq. Ивлин Уайт, Evelyn White (History, pp. 11115) упоминает, однако не использует сирийскую версию. 471 Это следует из «арабского Жития» (loc. cit.). В сирийском (р. 605) говорится только о " Maris» (=Верхняя Фиваида); однако в одной из историй об этом периоде его жизни говорится о том, что он отправляет ученика к старцу, живущему возле Антиноэ (р. 611,1. 2), что свидетельствует о его (Антиноэ) близости. 474 Prince Omar Toussoun, " Cellia et ses Couvents», Memoires de la Societe Royale d " Archeologie d» Alexandrie, Тот. VII. 1 (1935). 477 Ивлин Уайт, Evelyn White (History, pp. 1657,227,231, etc) утверждает, что башни эти якобы существовали уже в середине пятого столетия. Однако свидетельство, на которое он опирается, является достаточно поздним и малоубедительным – Coptic Synaxarion (Tobh 29) житие сорока девяти мучеников Скитских (до Халкидона) и сирийская версия сказания об Иларии, где говорится о постройке башен по распоряжению Зенона. О возведении башен при Юстиниане свидетельствует Север Ашмунейнский, Hist. Patr. (ed. Evetts, p. 193). 491 G Poemen 44; Isid. 5 а также история, следующая в некоторых манускриптах за Isid. 6 и представленная в сирийском тексте (Bedjan 425); в G Zacharias 4 и 5 также рассказывается о Пимене, причем речь идет о временах Исидора. 493 G Poemen 61 рассказывает о том, как удивился Иосиф, услышавший, что Пимен величает молодого Агафона «аввой Агафоном». Это соответствует рассказу Руфина о встрече с Поэменом и Иосифом. Роетеп 41 и 55 содержат две истории об Алонии, к которому обращается с вопросами Агафон (Alonius 4). Однако Poemen 67 и N (Guy) 495 (=MS. Wake 67, f. 113r; MS. Berol. Phill. 124, 189 а) говорят о посещении Пимена учеником Агафона Авраамом. Тот же Авраам фигурирует в сирийском собрании трудов аввы Исайи , где он рассказывает Исайе истории об Агафоне. В одной из этих историй (очень сильно искаженная ее версия содержится в G Agathon 1) об Агафоне говорится как о молодом монахе из Фиваиды, что соответствует Poemen 61. Во всех остальных рассказах речь идет о Ските. Однако в G Agathon 28 и 29 Агафон вновь находится на Ниле, видимо, гдето возле Трогана (Тгое), причем еще до прибытия туда Арсения (434?), что свидетельствует о том, что и Агафон оставил Скит после первого его разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Он настаивал на том, что Святыни нет, что преклонение перед Святыней чуждо Православной Вере. Да простят меня модераторы за " оверквотинг " : «Начало премудрости – страх Господень». Это страх, который не только не уничтожается в вере, любви и надежде, а присущ им как их глубина. Этот страх – не от незнания, а от знания Бога, от знания Его безмерной святости, любви, от знания Его призыва, обращенного к каждому из нас: «Будьте святы, ибо Я свят», «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Сущность его: благоговение, восхищение, чувство недостоинства... это страх спасительный, страх, рождающийся от света и радости, и, по свидетельству святых, этот страх возрастает в душе человеческой по мере приближения ее к Богу... Это страх Божий, это горестное сознание нами наших измен Божественной любви, дарованной нам во Христе. ... Первые христиане ждали Христа, ждали Его Второго пришествия потому, что в них – верили и духовным опытом знали они – откроется вечное царство любви, знание Бога и в Нём – жизни вечной. Да, они ждали Христа «со страхом и трепетом», как и к Причастию подходим «со страхом Божиим и верою». И это значит – с благоговением, с сознанием высоты дара и нашего по отношению к высоте этой – недостоинства. " Прот. А. Шмеман. " Символ Веры " . 14. Ответ на 4, Агафон: Шмеман Александр Дмитриевич (1921-1983) – русский богослов-модернист, участник экуменического движения. Основатель направления “православного” модернизма. Протопресвитер Александр Шмеман вошел в историю как один из крупнейших богословов-экуменистов ХХ-го века. Агафон, кто всё это о нём сказал - Церковь, о своём священнике? Или какой-нибудь сайт типа " антимодерн " и Ко ? Надеюсь, Вы понимаете, что степень доверия в этих двух случаях диаметрально разная. Ересь экуменизма была осуждена на Московском всеправославном совещании 1948 года. И при чём здесь протоиерей Александр? Агафон, христиане мыслят и руководствуются не ярлыками - а правдой, фактами. Если мы приводим вероучительное положение, принятое на Соборе - а затем факт, что некий священник явно проповедует противное - то лишь в этом случае мы можем говорить о " ереси " данного священника. И то очень осторожно, пока своего вердикта не вынесла Церковь (через Собор или хотя бы епархиального архиерея).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/15/so...

Батюшка очень любил скит, хотя по болезни ему было трудно часто туда подниматься. Это был чердак… высокого семиэтажного дома, стоящего к тому же на высокой горке. Скит находился в Печатниковом переулке на Сретенке, недалеко от Петровского монастыря. Когда батюшка объяснял путь в скит, он говорил: “Сначала будет широкая лестница – это мир, а потом узенькая дорожка на чердак – это монашеский путь: там и дверь скита”». Летом 1929 года храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери был закрыт и братия Петровского монастыря перебралась в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. В это время болезнь отца Агафона усилилась и ему стало трудно возвращаться к себе на Троицкую между утренней и вечерней службой. Бедная вдова, которую звали Александра, – она работала дворником и жила неподалеку от храма, – предложила ему свою комнату для отдыха. Александра устроила маленькую нишу, в которой отец Агафон мог полежать и отдохнуть между службами. Когда приходили духовные дети отца Агафона, то она им служила за столом. Впоследствии отец Агафон постриг ее в рясофор и назвал в честь преподобного Иоанна Многострадального. Она скончалась в больнице не старой еще женщиной до ареста отца Агафона. Рождественским постом 1929 года здоровье отца Агафона резко ухудшилось, и он подал прошение архиепископу Филиппу (Гумилевскому), викарию Московской епархии, о пострижении в схиму. 30 января в день памяти игумена Германа (Гомзина) во Владимирском приделе храма преподобного Сергия Радонежского архимандрит Агафон был пострижен в великую схиму с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и в память святителя Игнатия (Брянчанинова), труды которого он издавна и глубоко полюбил. В середине декабря 1931 года отец Игнатий был арестован. В тюрьме его продержали десять дней. Хозяева квартиры, где он жил, стали настаивать, чтобы он прекратил прием духовных детей дома, и он был вынужден переехать жить в другое место, в Никоновский переулок. Монахиня Афанасия (Давыдова) и Вера Вишвякова обменяли свои квартиры на одну, и получилось три комнаты, в одной из которых поселился отец Игнатий.

http://fond.ru/foto/754/Aleksandr/

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 127). Источник. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 127). Источник. Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 128). Источник. Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царствия Небесного (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 128). Источник. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 261). Источник. Хотя заповедь о любви к Богу столько возвышеннее заповеди о любви к образу Божию – человеку, сколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 87). Источник. Причина... любви одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 90). Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 90). Источник. Однажды братья в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: «Мы не знаем, что такое любовь. Вот образец любви: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для его рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не давал брату выйти из кельи до тех пор, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь» (106, 56). Поведали об авве Агафоне, что он, отправляясь однажды в город для продажи своего рукоделия, нашел там больного странника, поверженного на улице, и никто не принял на себя попечений об этом страннике. Старец остался при нем, на цену, полученную за свое рукоделие, нанял хижину, оставшиеся деньги от найма кельи употреблял на нужды больного. Так провел он четыре месяца, до выздоровления странника, и только тогда авва Агафон возвратился на свое место (106, 56). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010