Филиппик (Вардан) Предречение царства. Торжество монофелитства. Внешние бедствия империи. Низложение Военная революция смела старую династию и возвела на трон императоров нового человека, который в предшествующей своей деятельности ничем себя не проявил и не имел никаких заслуг перед государством. Почти десять лет он был в опале и не имел даже возможности осуществлять свои права на участие в служении государству, какие ему давала его принадлежность по происхождению к придворной знати. Его отец носил имя Никифора. Весьма вероятно, что он стоял во главе той армии, которая была отправлена в Малую Азию для борьбы с мятежным стратигом армениаков Шапуром, когда полномочия верховной власти исправляло регентство от имени трех малолетних августов, сыновей Константа. Диакон Агафон, переживший правление его сына, называет Никифира пергаменцем по роду, т. е. указывает на наследственную оседлость в Пергаме. 797 Мы не вправе отвергать это свидетельство, но имя Вардан, которое носил его сын, с полной определенностью указывает на армянское происхождение его рода. Вероятно, это был знатный род, давно выселившийся на запад и оказавшийся в составе служилой знати византийского двора. Феофан характеризует его, как человека образованного, владевшего словом, умевшего рассуждать, но лишенного энергии, любившего роскошь и удовольствия, которым он отдавался со страстью, переходя границы дозволенного. 798 Бездеятельный и не способный осуществлять тяжкие обязанности самодержавного государя в это столь трудное время, когда Юстиниан своими казнями расстроил и без того слабые военные силы империи, Филиппик брал от своего высокого положения то, что мог, и бессмысленно расточил огромные денежные средства, которые были скоплены в государственной казне его предшественниками и особенно Юстинианом. Об этой заслуге Юстиниана упоминает и его современник, диакон Агафон, переживший оба периода его царствования, вовсе не склонный хвалить его. 799 Оказавшись, благодаря роковому сцеплению обстоятельств, на троне императоров, Вардан проявил инициативу в одном смелом начинании, которое считал заветом судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Он отметил, что Финляндия отправила на Украину уже очень много военных грузов. «Но содержание этих пакетов секретное, мы не знаем, что там. Никто не знает, кто принял такое решение, кто отправлял, из какого бюджета, это подарок или в долг. Никто ничего не знает, но Финляндия банкротится, финский народ голодает. Есть случаи, когда у людей нет денег, падает уровень жизни, это серьёзная угроза», - сказал политолог. «Современное финское правительство планирует сэкономить шесть миллиардов евро из бюджета, поэтому страдает социальная поддержка бедных, матерей. Происходит распад социального государства. Ездить на машине в Финляндии роскошь, потому что бензин стоит в пять раз дороже, чем у вас. Поездка в Хельсинки и обратно обойдётся в 500 евро. Растут проценты по ипотеке, цена на продукты. А что говорят в прессе? Да, уровень жизни падает, но виноват Путин и спецоперация на Украине, Путин начал СВО, поэтому мы живем в бедности... При этом американцы чувствуют себя хозяевами в Финляндии», - заключил Йохан Бекман. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 5. Ответ на 3, Агафон: Перебираются, еще как перебираются. Скупают целые деревни у нас на Псковщине. . Свои поселения огродят , русский там не ходи , уже не твоя земля. Мы как собака на сене. Земли бери не хочу, но миллионы гектаров заросли бурьяном. Бог так или иначе, по справедливости, отдаст эту землю трудолюбивым пришельцам. Зарастает никак не бурьяном . Лес восстанавливается , там теперь много лекарственных и питательных растений, возвращаются дикие звери и птицы. А вы хотите , чтобы Россия стала загаженным лагерем для беженцев. 4. Ответ на 3, Агафон: Перебираются, еще как перебираются. Скупают целые деревни у нас на Псковщине. . Свои поселения огродят , русский там не ходи , уже не твоя земля. Мы как собака на сене. Земли бери не хочу, но миллионы гектаров заросли бурьяном. Бог так или иначе, по справедливости, отдаст эту землю трудолюбивым пришельцам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/07/am...

Наша бабушка никогда не отпускала своих внуков ни в какие пионерские лагеря. Читатели уже знают, что долгие летние каникулы мы проводили на съёмных дачах в сельской местности. Исключение из правила было единожды сделано родителями в зимнее время, на каникулах, когда предоставилась возможность от маминой работы (она всю жизнь преподавала физику в Московском энергетическом институте) получить для нас две путёвки в спортивный лагерь неподалёку от Москвы, в Фирсановке. Помню, как с рюкзачками за спиной мы с Митей (а нам было лет по десять-одиннадцать) в сопровождении мамы прибыли рано утром на место сбора. В большом вестибюле института всем «лагерникам» выдавали маленькие бумажки, которые почему-то назывались «памятками», с информацией о начале и окончании смены. Бумажки, действительно, весьма скоро помялись у нас в карманах и пропали, неким образом оправдав своё диковинное название. К сожалению, у меня не хватит ни времени, ни бумаги, чтобы описать всё, что сохранила в своих кладовых память. Вспоминается наш тесных кубрик, где разместилось человек семь или восемь. Неубранные кровати, которые нужно было заправлять к приходу вожатого… Удушливый запах прелых шерстяных носков, разложенных на батарее для просушки после спортивных состязаний. И весьма тесное двадцатичетырёхчасовое общение между собой случайно собранных сверстников, съехавшихся в лагерь на зимние каникулы. Мы с Митей очень любили играть и в футбол, и в хоккей, всегда выступая в одной команде. Будучи хорошо сыгранными, без слов понимая друг друга, мы привыкли одерживать победы, невзирая на лица противников. Между тем, честолюбие юнцов не каждый раз могло снести поражение от каких-то «салаг» – так именовали младших по возрасту соперников. Взять не мастерством, так плутовством, не жульничаньем, так силой – наши оппоненты не останавливались ни перед чем, только бы не допустить своего фиаско! Вы уже знаете, каким борцом за справедливость и подлинным правдолюбцем был мой близнец Митя. В таких случаях он закрывал глаза на опасность и шёл напролом, вовсе не принимая в расчёт превосходящие силы соперника. Как бы то ни было, мы весьма скоро впали в немилость у авторитетного в лагере парня по прозвищу Агафон. Этот Агафон вовсе не соответствовал прекрасному значению этого имени . Будучи тонким и лукавым дипломатом, не имея возможности лично отомстить нам за поражение в честном спортивном поединке, он пошёл на сговор с деревенскими ребятами, или, в просторечии, «шпаной». Пока мы с Митькой грелись в лучах неожиданно пришедшей славы, паутина заговора искусно плелась вокруг нас. К сожалению, мы дознались до всего слишком поздно.

http://azbyka.ru/fiction/s-vysoty-ptiche...

Сопоставление двух праведников, которых повелено искать пустыннику, показывает, что между рахманами и кожевником обнаруживаются весьма основательные различия. Первые вначале негодуют, что незнакомец нарушает их аскетическое безмолвие, второй не понимает, что можно найти у такого бесцветного грешника, как он; первые затем приходят в неподдельный восторг, что человек решил описать их житие в назидание всем, второй смущен из-за того, что не может припомнить за собой никаких дел, достойных упоминания; первые сочувствуют грешным людям, не способным ни к чему, что достойно человека, второй считает, что нет в огромном городе жителя хуже его. Аналогичные контрасты обнаруживаются в житии Марии Египетской. Когда старец Зосима встретил ее (V – VI вв.) после десятилетий строжайшей аскезы, она стояла в воздухе на молитве и просила его ходатайствовать о ее грешной душе. Переходя Иордан как по суху, Мария решительно протестует против того, чтобы священнослужитель ей поклонился. Узнав же о приближении смертного часа, она (в противоположность рахманам) берет с Зосимы клятву ни единому человеку не сообщать до ее кончины о ее подвигах. Еще один сюжет сопоставим с другим повествованием отреченной книги о рахманах, связанным со смертью праведников и их общением с небесным миром. Рахмане Зосимы считают себя настолько святыми, что не могут хоронить друг друга, дабы не запачкаться земной перстью, а потому эту работу за них должны делать ангелы. В совсем ином настроении встречается с небожителями авва Агафон Великий (IV в.) из «Патерика» – очень популярного в славянских литературах греческого собрания биографических эпизодов и речений древнего монашества. Когда настало время кончины аввы Агафона, он три дня пребывал без движения с отверстыми очами, устремленными в одном направлении. Братья толкнули его, спросив: «Где ты, авва?», он отвечал, что предстоит суду Божию. Те изумились и спросили, неужели и он боится суда. Старец ответил, что он старался всеусильно исполнять заповеди, но он лишь человек и не знает, угодны ли его дела. На вопрос братии, как он может быть в неведении об этом, Агафон ответил: «Невозможно мне удостовериться в этом прежде, нежели когда предстану Богу, потому что иное суд Божий и иное – человеческий». Затем он попросил не задавать ему вопросов и испустил дух с радостью, «как бы приветствуя своих возлюбленных друзей» [Патерик, 1970, с. 14: Abbas Agathon, 29; Отечник, 1903, с. 61].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые девы-мученицы Агапия, Ирина и Хиония Сестры Агапия, Хиония и Ирина были дочерьми богатого и влиятельного жителя Фессалоники и жили в правление Диоклетиана. В 304 году император издал эдикт, который полностью запрещал хранение книг Священного Писания. Тогда они, дабы сберечь веру, бежали из города и отправились на высокую гору, где стали проводить жизнь в молитве. Телесно они обитали на вершине горы, а души их постоянно пребывали на небесах. Однажды солдаты императора обнаружили убежище святых и силой привели вместе с другими христианками Кассией, Филиппой, Евтихией и юношей по имени Агафон к правителю Македонии Дулкитию. Правитель сурово встретил их такими словами: «Безумцы, какой глупостью является ваше нежелание повиноваться распоряжениям божественных императоров и цезарей!» Затем он спросил Агафона: «А ты почему отказался вкушать мясо, подносимое богам, как делают все набожные люди?» «Потому что я христианин», – объяснил Агафон. Обратясь к Агапии, Дулкитий поинтересовался, каковы ее убеждения. Юная дева ответила: «Я верую в Бога Живого и не хочу осквернить свою чистую совесть». Правитель спросил у Ирины, почему она не подчиняется распоряжениям императоров. И та отвечала: «Из страха перед Господом!» Хиония ответила так же, Кассия сказала, что хочет спасти свою душу, Филиппия заявила, что лучше примет смерть, нежели коснется мяса, приготовленного для идолов. Евтихия выказала такую же твердость – так как она была на седьмом месяце беременности, судья приказал отправить ее в заточение. После этого он снова принялся за допросы, пытаясь убедить Агапию согласиться. Она возразила: «Не должно подчиняться сатане. Тебе не удастся изменить мое решение, оно непоколебимо». Дулкитий спросил: «Кто все же вверг вас в это безрассудство?» «Всемогущий Бог и Его Единородный Сын, наш Господь Иисус Христос», – ответила Хиония. Заключив, что более не в силах что-либо сделать, правитель огласил следующий приговор: «Я приговариваю Агапию и Хионию к сожжению заживо за то, что они с кощунственным упорством противятся эдиктам наших августейших повелителей, а также за публичное исповедание порочной религии христиан, к которой питают отвращение все правоверные люди. Что касается Агафона, Ирины, Кассии и Филиппы, они будут заключены в темницу в силу их юного возраста».

http://pravoslavie.ru/61127.html

64. РомКа Вся греховность передаётся детям в виде ответственности и понесения этой кары.Поэтому стоит сто раз подумать,если есть возможность отомстить или сделать гадость другому по своему недоразумению.Поэтому можно наблюдать,как у красных,несмотря на привилегированную жизнь,творится такое,что уму непостижимо.Во втором поколении у них дети становятся или дегенератами или деградируют медленно,но верно. 63. Ответ на 62, РомКа: уязвимостью к соответствующему виду греха, к запинанию в нём. Думаю, что это передаётся либо: а) по научению, по примеру - т.е. если чадо видело греховные действия родителей и повторяет их в своей жизни; б) как наследственное заболевание - но в тех случаях, когда грехи родителей связаны с телесными болезнями, генетически передаваемыми. (есть мнение, что предрасположенность к алкоголизму может генетически передаваться - и если человек начнёт регулярно употреблять, то " подсядет " раньше остальных, пьющих столько же). Но в первом случае - социальный путь; во втором - соматический, телесный. Говорить здесь о духовном, о " наследовании страстей " я бы не стал. Хотя, возможно, это просто моё личное неверие в такой путь. 62. Ответ на 55, Сергей: Вины не понесет, но последствия - да. Какого рода последствия? Выше уже сказали, но я такими словами ещё скажу - уязвимостью к соотвествующему виду греха, к запинанию в нём. И действительно, болезнями и телесными и нравственными, душевнми немощами. Но не личной вины, за грех родителя конечно, не понесёт. Хотя, иногда бывает, что и несёт - тут грань тонкая, зависит от разных факторов, в т.ч. и искренности борьбы со грехом. Но влияние, безусловно, есть. " Страдает ли один член - страдает всё тело " . А тут речь о ближайших во всех смыслах членах. 61. Ответ на 59, Агафон: Но будет виновен, если с нравственной болезнью не борется. Очевидным образом, способность пить или колоться не записывается в гены. Какой-то вейсманизм-морганизм развивается на РНЛ... 60. Ответ на 58, Агафон: в природу введен Закон хищничества Ув. Игорь, это всё ваши неправославные " философские " домыслы. Бог-Любовь не может зла и хищнечества творить! Бог может зло попускать, как поучение и вразумление. Но творить его по Своей Божественной природе не может. Потому что зло творит смерть. А Бог есть вечная Жизнь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/25/no...

8. Ответ на 7, Сергей: Надо сделать, чтобы дети были нужны. Когда природные вещи " надо сделать " - это, думаю, тупиковый путь. В чём не " возмогает " природа, государство тем более не возможет. Заставить людей (в том числе экономическими методами) рожать и воспитывать детей - нелепо. Сделать детей нужными не значит " заставить " . Заставит содействующая рождению ситуация, положение вещей. Когда не было возможности массового убийства детей в утробе, они рождались даже против желания. Это что, Бог заставлял? Но мудро поощрял удовольствием от соития. 7. Ответ на 5, Агафон: Надо сделать, чтобы дети были нужны. Когда природные вещи " надо сделать " - это, думаю, тупиковый путь. В чём не " возмогает " природа, государство тем более не возможет. Заставить людей (в том числе экономическими методами) рожать и воспитывать детей - нелепо. 6. Ответ на 5, Агафон: Надо сделать, чтобы дети были нужны. И чем больше, тем лучше. Один из способов, как было в глубокой старине, чтобы дети содержали престарелых родителей. Для этого надо отменить пенсии. И тогда придется рожать кормильцев. Есть и другие, не такие радикальные способы вызвать у народа необходимость детей и потребность в них. Но разводить романтическую " клюкву " о " любви и семейном счастье " в наше развратное и безбожное время бесполезно. А то, что оно безбожное и показывает массовая бездетность, в якобы православной стране. У настоящих верующих дети рождаются естественно, как у многих истинных священников: предохраняться грех. А уж тем более убийство детей в утробе. Поскольку здесь любят переходить на личности, отвечу сразу: у меня восемь детей, родившихся, как Бог дал. А затем мы договорились с верующей женой жить как брат и сестра. «Aльмarecm» (лam. Almagesm, от араб.  ‎, аль-Китаб аль-Маджисти — «Великое построение», также «Великое математическое построение по астрономии в 13 книгах») — классический труд Клавдия Птолемея, появившийся около 140 года и включающий полный комплекс астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. «Альмагест» на протяжении тринадцати столетий оставался основой астрономических исследований.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/05/ch...

III. Как обуздать в себе дерзость? Без болезни сердечной, без трезвения, плача и молитв за нас святых, которых мы должны просить, чтобы помогли они нам своим ходатайством пред Богом, — не можем избавиться от этой злейшей страсти. Окончательно она побеждается смирением, которое спасающийся приобретает трудом. Рассуждение и страх Божий помогут ему и научат, как поступить в каждом отдельном случае 40 . Таковы советы относительно усмирения в себе дерзости, в свое время данные св. Иоанном Пророком преп. авве Дорофею, когда тот был еще у него молодым послушником. Несколько примеров из жизни святых научат разумных осторожности в обращении с людьми и покажут, как святые до самой смерти боялись давать себе поблажку даже в малейшем и как высок, почти невероятен для сознания нынешних христиан был их подвиг, подъятый против дерзости, особенно в молодые годы. Так, авва Агафон, один из великих египетских отцов, отличавшийся и даром рассуждения, и даром божественной любви к людям — чудные доказательства ее читатель пусть сам прочтет в его житии, — говорил: «Если бы я сильно любил кого и узнал бы, что он вводит меня в грех, то отверг бы его от себя» 41 . Вот истинный делатель и исполнитель заповеди Спасителя (Мф. 18, 7–9)! Он же сказал: «Знаю одного брата, который, прожив долгое время в келье, где у него была постель, говорил: " Я оставил бы свою келью, не зная постели сей, если бы другой не сказал мне о ней " . Такой человек — истинный делатель и воин Христов!» 42 Действительно, прожить долгое время в келье, которую тебе отвели, и не рассмотреть, что в ней находится в двух шагах от тебя, — величайший подвиг! Настолько святые были самособранны, так хранили свои глаза, не позволяя им развлекаться и глядя всегда долу. Ходили, занимаясь внутренней молитвою, как во сне, ничего не видя вокруг и не слыша. (Авва Агафон, очевидно, и не прикасался никогда к постели, но засыпал, побежденный усталостью, на молитве, тут же посреди кельи.) Таково же было делание и у Пимена Великого. Однажды у него сидел авва Исаак. В это время запел петух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

235 Установив двойство естеств в Богочеловеке, п. Агафон отсюда делает заключение, что «Г. I. Хр. имеет в себе как два естества, так и два естественные хотения и действия, т. е. божеское и человеческое, – божеское хотение. Он имеет от вечности общее с единосущным Ему Отцом, человеческое же принято от нас вместе с нашим естеством во времени» (Д. вс. с. VI, деяние 4-ое, стр. 66–7, ср. 75, 82, 85). Таким образом, без всякого затруднения он ставит в параллель две воли, божескую и человеческую, вводя тем явный антропоморфизм, или, по крайней мере, «психологизм» в богословие. Далее это частное понятие воли и действования они подчиняет более общему и менее определенному понятию «свойств», так что Господь в Евангелиях проявляет «то человеческие, то божеские свойства , то те и другие вместе» (ib. 73). В общем основная мысль послания сводится к тому, что невозможно и противно порядку природы, чтобы естество не имело «свойства и действия» (09). Практически п. А. делает обычное применение этой идеи как чередования двух воль, подобно своим предшественникам и современникам (77–81). Замечателено, что общая мысль о чередовании двух природ или действований свойственна всей эпохе, т. е. не только православным, но и монофизитам. На VI всел. соборе монофелит Макарий приводит следующие слова Севера (из второго послания к комиту Икумению): «следует проклинать тех, которые допускают, что один Христос в двух естествах, и говорят, что каждое из естеств делает то, что ему свойственно. Правда, большое различие находится в том, что делает и совершает один и тот же Христос. Одно из этого свойственно Богу, а другое человеку: напр. телесное хождение, шествие по земле и путешествие мы признаем за (действие) человеческое, а дарование (возможности) здраво ходить расслабленному ногами и совершенно лишившемуся возможности ходить – за свойственное Богу. Но однако воплотившееся Слово совершало и то, и другое, и не относится одно к тому, а другое к другому естеству» (Д. Вс. соб. VI, стр. 278). В послании п. Агафона имеется еще более тонкое различение. Обычно в такого рода рассуждениях принимается, что Христос ходил по водам, как Бог, но ступал, как человек, Но п. Агафон еще прибавляет: «Евангелия указывают и на Его человеческую волю, когда говорят, что, ходя по морю, Он имел желание как истинный человек, догнать Своих учеников ( Мф. 14, 25 , Ин. 6, 19 )» Д. Вс. соб. VI, д. 6-ое, стр. 78). Приводим это суждение лишь для того, чтобы показать на этом ярком примере, что представляет собою обычное патристическое понимание чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Подобно чувству зрения, необходимо всячески охранять и слух от пустословия, праздных и пустых рассказов, тем более от гнилых, вредных слов, пересудов, клеветы, злословия, срамных и сладострастных речей, песен и музыки («если будешь хранить слух, то не согрешишь языком», – говорит преп. авва Исаия в слове 3-м). От всего этого душа наполняется суетными помыслами, вредными мечтаниями, а сердце расслабляется, разгорается плотской похотью. Христианину необходимо, наоборот, возлюбить слушать Священное Писание, священные песни и псалмы и все, что честно, чисто, свято, премудро и душеполезно. О воздержании осязания Необходимо хранить себя в чувстве осязания, избегать всего того, что разнеживает наше тело и наше осязание. Крайне важно остерегаться вольности в обращении с другими, особенно с другим полом. Иногда и одно неосторожное прикосновение, или осязание собственного тела, возбуждает ощущение в теле, а чрез тело и в душе может воспламениться страсть, враждебная целомудрию (Невидимая брань, ч. 1, гл. 34, стр. 104–105. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. §11, О хранении чувства осязания). Преп. авва Агафон говорил авве Макарию, чтобы ни с кем не допускать вольности в обращении. Авва Макарий спросил его: неужели так вредна вольность? Авва Агафон отвечал ему: нет другой страсти вреднее вольности, – она мать всем страстям. Потому подвижнику не должно быть вольным, хотя бы он и один был в комнате (Древний Патерик, гл. 10-я, §11). О воздержании вкуса и обоняния Вкус и обоняние должны служить, главным образом, к различению полезной пищи от вредной, а не к измерению ее приятности и неприятности. Необходимо остерегаться от излишней утонченности и разборчивости вкуса, услаждения его сладкой пищей, отчего образуется привычка к лакомству, увлекающая к пресыщению, обжорству, расслабляющая душу и тело, располагая тело к бездеятельности, к чувственным удовольствиям и разжигая плотскую похоть. Лакомство легко порабощается чревоугодию, а чревоугодие – сладострастию. А чтобы удовлетворять этим страстям, человек порабощается многим другим страстям и злым делам: лжи, обману, воровству и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010