Поскольку время составления 1-й редакции Жития неизвестно, достоверность изложенных в ней сведений может быть поставлена под сомнение. В житийном повествовании отсутствуют сведения о времени жизни И. К. и его певческой деятельности в К-поле, агиограф не называет имен игумена Великой Лавры и императора - покровителя святого. Для выяснения достоверности агиографического предания Уильямс использовал разрозненные упоминания об И. К. в певч. рукописях, содержащие дополнительные сведения. В колофоне Ирмология 1302 г. автором этого сборника песнопений назван «Иоанн Пападопул по прозвищу Кукузель» (РНБ. Греч. 121. Л. 148 об.). В 2 колофонах Ирмология 1309 г. (Sinait. gr. 1256. Fol. 183-183v), выполненного дочерью «святогорца и каллиграфа Феодора» Ириной, содержится фраза «руки Иоанна Пападопула Кукузеля». По мнению исследователей, сохранившаяся рукопись является списком автографа И. К. Патроним Пападопул может свидетельствовать о том, что отец И. К. был священником. Указание на его должность - «маистор» - впервые появляется в сборнике 1332 г. (Sinait. gr. 1257) и повторяется в близкой по времени Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2358). На основании этих сведений исследователи полагают, что к 30-м гг. XIV в. И. К. был известным музыкантом и учителем пения. На миниатюре из Пападики Ath. Cutl. 457 (2-я пол. XIV в.) И. К. и Ксен Коронис представлены как ученики Иоанна Глики ; в некоторых рукописях Глика назван «протопсалтом Святой Софии» (напр., Sinait. gr. 1252, сер. XV в.), что, вероятно, подтверждает факт обучения И. К. в К-поле. Ряд исследователей полагают, что И. К. умер до 1341 г., поскольку в ремарке писца Стихираря, датируемого этим годом (Athen. Bibl. Nat. 884), отмечено, что книга скопирована с автографа «древнего Кукузеля» (το πλαι Κουκουζλου). В 1437 г. имя И. К. упоминается в пространном колофоне Григория Буниса Алиата ; из этого текста следует, что И. К. жил позже Михаила Ананеота и Иоанна Глики: «Песнопения написаны... Михаилом Анеотом, а украшены... Иоанном Гликой. Позже они написаны и маистором Иоанном Кукузелем, сокращены и уточнены...» (Sinait. gr. 1262. Fol. 1). Более точную последовательность византийских мелургов приводит Мануил Хрисаф (сер. XV в.) в трактате «О теории искусства пения...», где И. К. занимает место после Ананеота, Глики и Никифора Ифика (Ath. Iver. 1120, 1458 г.; изд.: Manuel Chrysaphes. 1985. P. 44). В колофоне рукописи, выполненной Хрисафом, И. К. назван «блистательнейшим маистором благочестивого и царского клира» (Ath. Iver. 975. Fol. 212v, сер. XV в.). На основании указаний певческих рукописей учениками И. К. считаются Димитрий Докиан (см. «Введение в музыку» Кирилла Мармаринского , XVIII в.- БАН. РАИК. 63. Л. 63 об.; изд.: Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 788) и Георгий Контопетрис ( Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127).

http://pravenc.ru/text/471332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН [Греч. Μαρνος] († ок. 930), прп. (пам. греч. 2 июня). Сведения о М. содержатся в Житии прп. Марии Новой (BHG, N 1164). Святой был 3-м по старшинству сыном прп. Марии Новой и друнгария Никифора, в крещении он получил имя Ваан (эллинизированная форма арм. имени Ваган). При рождении Ваан был отмечен особым знаком - воинским поясом, идущим от правого плеча к левому боку, что являлось предзнаменованием его военной карьеры. Детство Ваан провел в Визии, женился на девушке из знатного рода, а затем служил в визант. армии в Силиврии, получив, как и отец, должность друнгария. Ваан отличался храбростью и благочестием. Как и его мать, он презирал материальные блага. Он раздавал щедрую милостыню, а свою часть военных трофеев делил между товарищами. Несмотря на житейские невзгоды, Ваан никогда не переставал славить Бога. Каждый день по окончании служебных обязанностей он совершал последование 12 часов, вычитывал всю Псалтирь, а ночью пел 40 канонов Пресв. Богородице, к-рые знал наизусть. В конце своей жизни Ваан заболел и отправился в К-поль. Там в тот момент находился его брат Симеон, подвизавшийся в мон-ре на горе Кимин (М. Азия). Он постриг Ваана в монашество с именем М. Через нек-рое время святой скончался и был похоронен в к-польском мон-ре Пресв. Богородицы «та Коронис» рядом с цистерной Аспара. Эта обитель упоминается только в Житии прп. Марии Новой; иером. Макарий Симонопетрит ошибочно считает, что она находилась на Пелопоннесе. Память М. отсутствует в визант. календарях, впервые она появляется в «Византийском Эортологии» М. Гедеона. Ист.: BHG, N 1164; ActaSS. Nov. T. 4. P. 692-705; Laiou A. Life of Saint Mary the Younger//Holy Women of Byzantium: 10 Saints " Lives in Transl. Wash., 1996. P. 261, 278-281, 284-286. (Byzantine Saints " Lives in Translation; 1). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 77; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 297; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 175. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГЛИКА Иоанн Глика. Миниатюра из певч. рукописи XV в. (Ath. Laur. Л. 165. Fol. 10v Иоанн Глика. Миниатюра из певч. рукописи XV в. (Ath. Laur. Л. 165. Fol. 10v Иоанн Глика [Иоанн Гликис; греч. Ιωννης Γλυκς] (сер. XIII в.- ок. 1320), протопсалт, византийский мелург, учитель пения. Сведений о жизни И. Г. сохранилось не много. В рукописях он назван «протопсалтом» (самое раннее упоминание - в древнейшем из сохранившихся списков Аколуфии Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.), «протопсалтом и учителем» (Sinait. gr. 1252, XVI в.), «протопсалтом Святой Софии» (Ath. Paul. 27. Fol. 182, кон. XVIII в.). Прозвище Γλυκς (сладкий) мелург получил, вероятнее всего, за искусность и мелодичность сочинений (впосл. так же стали называть мелурга рубежа XVII и XVIII вв. Петра Берекета ). В лит-ре неоднократно обсуждался вопрос об идентичности протопсалта И. Г. и К-польского патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Одним из оснований для такого отождествления послужило изображение в рукописи Ath. Laur. Λ. 165 (XV в.) протопсалта И. Г. в священническом облачении. Однако совр. исследования доказывают, что это отождествление является следствием ошибки переписчиков муз. кодексов, допущенной из-за совпадения имен (см.: Κουροσης. 1974. Σ. 298-302; Στθης. 1977. Σ. 101). В качестве учеников И. Г. упоминаются мелурги магистр прп. Иоанн Кукузель и протопсалт Ксен Коронис . На листе из Пападики 2-й пол. XIV в. Ath. Cutl. 457, впосл. попавшем в коллекцию еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. Папка I. 2, 2-я пол. XV в.), изображен И. Г., обучающий 2 учеников. Кроме того, учеником И. Г. был мелург Николай Кловас (см.: Ath. Vatop. 1495, XV в.). Творчество И. Г. приходится на эпоху калофонического пения , когда простые традиц. мелодии сменились яркими, выразительными песнопениями, исполнявшимися хором певчих и обладавшими особыми художественными качествами. И. Г. следовал стилю своей эпохи, что отражено в технике его сочинений. И. Г. писал гл. обр. калофонические произведения, к-рые из-за большой продолжительности в наст. время не исполняются за богослужением.

http://pravenc.ru/text/471114.html

Первыми авторами М. считаются Фока Филадельфийский, мон. Герман, Николай Авасиот , Николай Кловас, Михаил Падзадос, Николай Кабанис, Симеон Псиридзис, Никифор Ифик и др., время деятельности к-рых приходится на кон. XIII - нач. XIV в. После них и прп. Иоанна Кукузеля , неоднократно украшавшего их сочинения (в его творчестве есть и собственные произведения), авторами М. были такие известные мелурги, как Иоанн Глика , Ксен Коронис , Мануил Хрисаф, а в поствизант. период - протопсалт Великой ц. Панайотис Хрисаф Новый († 1685), Герман , митр. Нов. Патр, свящ. и номофилакс Баласис (оба - 2-я пол. XVII в.), протопсалт Великой ц. Иоанн Трапезундский († 1770), лампадарий Петр Пелопоннесский († 1778), протопсалт Великой ц. Даниил († 1789). Нек-рые из вышеперечисленных мелургов известны как авторы не только мелодий, но и поэтических текстов М. Первоначально М. записывали в Пападики , впосл. сформировались особые певческие книги, содержащие М.,- Калофонические Стихирари, или Матиматарии (один из самых ранних - кодекс Ath. Iver. 1006, написанный в 1431 Давидом Редестским ). Псалмовые стихи в XVIII - нач. XIX в. продолжали помещать преимущественно в Пападики (Анфологии Пападики), а калофонические стихиры - в Матиматарии. Икосы Акафиста в стиле М. были собраны в др. типе рукописи - Икиматарии, или Акафисте (Οκηματριον, Ακθιστος Υμνος). Бóльшая часть М. переведена из древней симиографии в нотацию Нового метода хартофилаксом Великой ц. Хурмузием (в Афинской национальной б-ке сохранилось ок. 10 его рукописей, не опубл.), тем не менее в XIX в. были и мелурги, продолжавшие сочинять произведения в старой традиции. «Экзегезисы» («истолкования») многих М. были сделаны и другим учителем Нового метода - протопсалтом Григорием ( 1821), а позднее святогорскими мелургами иеромонахами Матфеем Ватопедским , Николаем Дохиаритом и Иоасафом Дионисиатом . Согласно новейшим исследованиям, Хурмузий был знаком с «экзегезисами» Григория (к-рые были сделаны несколько ранее) и следовал им, «истолковывая» М., записанные более ранней нотацией.

http://pravenc.ru/text/2562578.html

P., 1983. P. 95-122; Ekenberg A. Cur cantatur? Die Funktionen Gen Gesanges nach den Autoren der Karolingerzeit. Stockholm, 1987. Р. 46-53; O " Mahony T. J. Alleluia//The Catholic Encyclopedia//http://www.newadvent. org/cathen/01319b.htm [Электр. ресурс]; Cabrol F. The Mass of the Western Rites//http://www.ewtn.com/library/liturgy/mass. txt [Электр. ресурс]. М. С. Желтов, С. В. Титов А. в церковнопевч. традиции В греч. церковно-певч. традиции цикл А. входил в состав певч. книги Псалтикон , получившей свой классический вид в XII в. (напр., ркп. Patm. 221) В Пападики (греч. музыкально-теоретических руководствах) содержатся 2 вида А.: эмнимы (μνημα) и амнимы (μνημα). Эмнимы всегда поются с соответствующими стихами на памяти святых или на др. праздники, амнимы же - по воскресеньям и соотнесены со стихами прокимнов на 8 гласов. С нач. XIV в. появляются «украшенные» версии А., к-рые постепенно превращаются в самостоятельную композицию, не содержащую стихов псалмов, но с повторением «аллилуия» до 9 раз в соответствии с 9 чинами ангельскими . В древнейшем муз. кодексе Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458. Fol. 151) дается систематизация А.: «Аллилуиарии амнимы по гласам» и «Аллилуиарии великих праздников, упорядоченные и украшенные магистром Иоанном Кукузелем». Обработки А. на все гласы создали мелурги визант. периода - прп. Иоанн Кукузель , Ксен Коронис , Андрей Сигир , Константин Магула, Иоанн Клада , Мануил Влатир , Мануил Хрисаф , Феодул Монах (см. Фома Магистр ) - и поствизант. периода - иерей Баласис , Петр Берекет и др. Сочинение Феодула Монаха (на 1-й «тяжкий» глас - σε χο προτβαρυ), сокращенное и изложенное Иоанном Трапезундским , протопсалтом Великой ц. (сер. XVIII в.), поется и в наст. время, гл. обр. в мон-рях Св. горы Афон во время ночного богослужения. Большинство А. мелургов XIV, XV и XVII вв. были собраны и записаны в аналитической симиографии нового метода (начиная c 1814) хартофилаксом Великой ц. Хурмузием Гиамалисом в Пападики (S. Sepulcri. gr. 704.

http://pravenc.ru/text/114746.html

обработок. Среди авторов - визант. мелурги XIII-XIV вв.: Михаил Анеот , Иоанн Глика , Никифор Ифик , Иоанн Кукузель , Ксен Коронис Иоанн Цакнопулос (Ath. Ivir. Gr. 972. 1-й пол. XV в.). В кон. XIV в. знаменитый мелург Иоанн Клада распел А. Богородице целиком, подражая древней мелодии, и создал один из выдающихся памятников визант. муз. искусства. Все икосы сложны по мелодической организации, ихимы (интонационные формулы) и кратимы (мелизматические вставки) помещаются в них на границах смысловых разделов текста. Весь А. Богородице в этой мелодической обработке записан аналитической нотацией нового метода хартофилаксом Хурмузием Гиамалисом (Athen. Nat. Bibl. Gr. 713 и Athen. CPolit. Metoch. S. Sep. 714). Проимий «    » издан в Пандектах (Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1850. Τ. 1. Σ. 352), а икос «      » - в качестве приложения в кн. Г. Статиса «Описание афонских византийских музыкальных рукописей» (Η καταλογογρφησις τν χειρογρφων Βυζαντινς Μουσικς το Αγου λδβλθυοτεΟρους). В поствизант. период весь А. Богородице был обработан Венедиктом Епископопулом (ок. 1600; Ath. Cutl. 448). Позднее, во 2-й пол. XVIII в., Ларисский протопсалт Анастасий Рапсаниот сочинил свой муз. вариант А. Богородице. Это сочинение содержится во многих рукописях. Кодекс XVIII в. из рукописной коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sin. Gr. 1575) скорее всего ошибочно приписывает муз. обработку Иоанну Плусиадину († 1500). В рус. богослужебном обиходе распев А. Богородице первоначально бытовал в устной традиции, за исключением проимия «    », встречающегося в ранних (Кондакарях) и поздних нотных рукописях ( Обиходах ). В совр. практике икосы обычно читает священник литургическим речитативом, а «  » и хайретизмы («  ») или только последнее «      » поются хором и молящимися на местный обиходный напев. Г. Статис, Е. И. Коляда Иконография " Поюще Твое Рождество " (23-й икос). Фреска ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония). Ок. 1376 г. " Поюще Твое Рождество " (23-й икос). Фреска ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония).

http://pravenc.ru/text/63814.html

Прп. Николай, архиепископ Солунский. 30 ноября - свт. Александр, епископ Мифимнский, чудотворец. Согласно преданию, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Среди подвижников благочестия он был «образцом мудрости, столпом монашества». Гробница с его мощами находится в Лафионе, в руинах старинного монастыря. 1 декабря - свт. Феоклит, архиепископ Лакедемонский, чудотворец. Подвизался в VIII в. 3 декабря - мч. Ангелис Аргосский. Пострадал на острове Хиос в 1813 г. 4 декабря - свщм. Серафим, епископ Фанарийский и Неохорийский. Пострадал в Фанарии в 1601 г., во время восстания Дионисия Скилософа. На месте мученичества св. Серафима находится прекрасный храм. В храме сохраняется камень, которым святой в момент своей мученической кончины был поражен в грудь и живот. Честные мощи его находятся в монастыре Коронис. 7 декабря - прп. Герасим Эвбейский, родом из Клазомен Малоазийских, ученик прп. Григория, основателя обители Григориат на Афоне (XIV в.). Память прп. Герасима совершается в этом монастыре, в храме свт. Николая, в тот же день, что и память основателя монастыря. 11 декабря - прп. Леонтий Монемвасийский. 12 декабря - свт. Иоанн, епископ Зихнский (в монашестве Иоаким). Он был племянником Иоанникия, основателя и игумена обители Иоанна Предтечи (Серрский монастырь) на горе Меникии. Св. Иоаким также был монахом этого монастыря. Слава о его добродетельной жизни начала распространятся еще при жизни подвижника. Уступая просьбам жителей Зихны, св. Иоаким в 1288 г. согласился стать епископом Зихнской епархии. Незадолго до своей кончины он ушел с епископской кафедры и возвратился в монастырь, о котором ревностно заботился в течение всей своей жизни. О процветании монастыря особенно заботились также император Андроник III Палеолог, король Сербский Душан и другие владетели, которые почитали обитель за благочестие ее иноков. Свт. Иоаким принял в монастыре великую схиму с именем Иоанн. Он отшел ко Господу в 1333 г. Свт. Иоанн был канонизирован в 1505 г. при Патриархе Пахомии, который был родом из Зихны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Святой Иоанн Кукузель написал много музыкальных произведений: херувимских, причастнов, аниксандариев 3 и т.д. разных гласов. Много занимался теорией византийской музыки. Далее следуют такие великие протопсалты, как Ксенос Коронис, святой Григорий Кукузель, Иоанн Кладас и двое великих псалтов, певших в Святой Софии во время захвата Константинополя турками: это протопсалт Григорий Бунис и ламбадарий (то есть регент левого хора) Мануил Хрисафис. Во времена турецкого ига певческая традиция продолжается. Из числа остальных особо выделяются в это время Панайотис Хрисафис Новый, Германос, архиепископ города Новые Патры, иерей Валасий, Панайотис Ха- латзоглус, Петр Берекетис, Иоанн Трапезундский, Иаков Протопсалт и Петр Пелопоннесский. В 1814 году специальная музыкальная комиссия, состоящая из трёх членов: прусского митрополита Хрисанфа, Григория Протопсалта и Хурмузия Хартофилака – упростила систему нотной записи византийской церковной музыки и систему обучения. Многие музыкальные произведения были переписаны в соответствии с новым методом нотации. С того времени и до сего дня можно назвать много выдающихся греческих псалтов, таких, например, как константинопольские протопсалты Георгий Виолакис, Иаков Навплиотис, Константин Прингос и Фрасивулос Станицас. Из среды афонских псалтов можно отметить иеродиакона Дионисия (Фирфириса), монашеские общины Данилеев и Фомадов. Не могу не упомянуть и своего учителя архиламбадария Василакиса Еммануилидиса. Обратимся теперь к характерным особенностям византийской церковной музыки. 1 . Византийская церковная музыка – это, прежде всего, вокальная музыка. По словам Златоуста, употребление музыкальных инструментов в ветхозаветные времена было разрешено из-за дебелости ума евреев. По той же самой причине Бог допускал и жертвоприношения. Однако теперь, говорит Святитель, нам нужны не гусли, струны и разные музыкальные инструменты, а наш собственный язык, наш голос, которым мы должны молиться и приближаться к Богу вниманием, покаянием и умилением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образцы: δκαιος, δικαα, δκαιον справедливый, -ая,-ое; γαθς, γαθ, γαθν хороший, -ая, -ое. S. N. δκαιος δικαα δκαιον Pl. N. δκαιοι δκαιαι δκαια G. δικαου δικαας δικαου G. δικαων δικαων δικαων D. δικα δικα δικα D. δικαοις δικααις δικαοις Acc. δκαιον δκαιαν δκαιον Acc. δικαους δικαας δκαια V. δκαιε δικαα δκαιον V. δκαιοι δκαιαι δκαια S. N. γαθς γαθ γαθν Pl. N. γαθο γαθα γαθ G. γαθο γαθς γαθο G. γαθν γαθν γαθν D. γαθ γαθ γαθ D. γαθος γαθας γαθος Acc. γαθν γαθν γαθν Acc. γαθος γαθς γαθ V. γαθ γαθ γαθν V. γαθο γαθα γαθ Некоторые прилагательные в nom. sing. имеют два родовых окончания: одно общее в мужском и женском роде ος и отдельное в среднем роде оν, например βρβαρος, -ον чужеземный, варварский. Двух окончаний обычно бывают составные прилагательные, например δικος, -оν несправедливый. Цифры 2 или 3 после прилагательных в словаре указывают число родовых окончаний в nom. sing. Как прилагательные склонений изменяются разные части речи: причастия, порядковые числительные, большинство местоимений. § 21. Местоимения притяжательные, определительные, взаимное 1. Притяжательные местоимения (pronomina possessiva). μς, μ, μν мой, моя, мое σς, σ, σν твой, твоя, твое ς, , ν свой, своя, свое (его, ее, его) μτερος, -τρα, -τερον наш, наша, наше μτερος, -τρα, -τερον ваш, ваша, ваше σφτερος, -τρα, -τερον свой, своя, свое (их) Местоимения третьего лица употребляются редко. 2. Определительные местоимения (pronomina determinativa) ατς, ατ, ατ сам, -а, о. В косвенных падежах это местоимение может выполнять функции личного местоимения третьего лица: φλος ατο его друг, λγω ατ я говорю ему, στργω ατν я люблю его. Конечный гласный артикля может сливаться с начальным дифтонгом местоимения ατς. Это явление называется «красис» (смешение). Если артикль имеет густое придыхание, то при красисе оно сохраняется: ατς – ατς, ο ατο – ατο. Если артикль начинается с τ, то в месте красиса ставится так называемый «коронис», знак, подобный знаку тонкого придыхания или апострофу: τ ατ – τατ, το ατο – τατο.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

– Почему ты не сказал пришедшему ни слова назидания? Старец отвечал: – Потому что он торговец чужими словами и хочет ими прославиться. Авва Исаак Фивейский увидел брата, который впал в грех, и осудил его. Через некоторое время явился перед ним Ангел Господень и сказал ему: – Бог послал меня к тебе спросить, куда Мне бросить падшего брата? Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: – Согрешил пред Господом, прости мне! Ангел сказал ему: – Встань, Бог простил тебе, но впредь берегись осуждать кого-либо прежде, нежели Бог осудит его. Авва Агафон был известен великой духовной мудростью и таким же смирением. Некие люди пришли к нему, желая испытать его. Удостоверившись, что перед ними именно авва Агафон, они задали свой первый вопрос: – Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец, это правда? – Да, это так, – отвечал старец. – Еще говорят, что ты клеветник и пустослов, это верно? – Да, – согласился он. – Но ведь ты, Агафон, еще и еретик? – Нет, я не еретик, – отвечал авва. Удивились тогда жестокосердые вопрошатели, почему всем обличениям старец нимало не противился, а последнего слова не перенес. Отвечал им авва Агафон: – Первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей, а признать себя еретиком – значило бы отлучить от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего. Выслушав это, люди подивились рассудительности старца и отошли, получив назидание. Один из братьев пришел к авве Пимену и поделился с ним своими мыслями: – Отче, я хочу засеять поле, а с доходов от урожая раздавать милостыню. Старец отвечал ему: – Доброе дело ты думаешь. Брат ушел ободренный и с того дня стал больше помогать бедным. Об этом услышал авва Анувий, который поспешил к авве Пимену с вопросом: – Не боишься ли ты Бога, что дал такой ответ брату? Старец промолчал. Через два дня авва Пимен послал за братом и спросил у него в присутствии аввы Анувия: – О чем ты говорил мне прошлый раз? Ум мой занят был тогда другим. – Я говорил, что засеваю себе поле и учреждаю из доходов милостыню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010