Нередко говорят: что же худого в том, что мы позволяем себе иногда сказать лишнее слово, пошутить, посмеяться, конечно, без злого умысла; ведь мы не святые, не монахи, живем в мире, и кто не погрешал языком своим ( Сир.19 ?17)? И однако св. Церковь молит Господа от лица нашего: дух празднословия не даждь ми! Ведь сами же мы придаем важное значение слову человеческому; а если это так, то можно ли тратить слова даром, понапрасну? Своим празднословием мы опустошаем душу, делаемся чрез это легкомысленными, неосновательными и неустойчивыми. Кто, говорит прем. Соломон, хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда: при многословии не миновать греха ( Притч.13:3; 10:19 ); от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (14,23). Не следует также упускать из виду и того, что слова наши, хотя бы и незначительные, не исчезают бесследно в воздухе, не пропадают, а собираются и сохраняются на день страшного суда, где мы дадим отчет о всяком праздном слове и где от слов своих оправдимся или осудимся ( Матф.12:36–37 ). Как же после этого не быть нам осторожными в словах своих?! И подлинно ли в наших шутках нет ничего обидного для ближних? Не заключается ли в них иногда «яд аспидов» и «стрелы разжженныя», ударяющие сильнее бича ( Сир.28:20 )? Оттого из-за них и возникают споры и ссоры между людьми самыми близкими, и иногда из-за одного слова расстраивается многолетняя дружба, как от одной искры загорается целое здание. «Кто исчислит, спрашивает св. Григорий Богослов , все те огорчения, которые причиняет язык? Если он захочет, без всякого труда в одну минуту заставит враждовать дом с домом, город с городом, народ с властелином, царя с подданными, как искра, воспламеняющая солому». Все это, братие, заставляет нас обратить внимание на язык наш, подумать и принять меры к обузданию его. Какие же это меры? Св. подвижники благочестия для обуздания языка иногда по целым годам предавались «безмолвию», молчанию, в котором видели, по изречению ныне воспоминаемого церковию преподобного Иоанна Лествичника , «хранение в себе огня, неприметное преспеяние и тайное восхождение к лестнице добродетелей». Чтобы приучить себя к строжайшей сдержанности языка они нередко принимали исключительные меры: напр., препод. Агафон для сего три года держал камешек во рту. Конечно, при слабости нашей трудно нам подражать этим «героям духа». Зато хотя поучимся наставлениям и советам их касательно обуздания языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но что на практике означают все эти слова о старании и страдании? Они значат, что каждый день мы должны возобновлять отношения с Богом посредством живой молитвы; и молитва , как напоминает нам авва Агафон, – труднейшая из всех задач. Если молитва не кажется нам трудной, то, возможно, потому что мы и не начинали по-настоящему молиться. Они значат также, что каждый день мы должны возобновлять наши отношения с другими людьми через образное взаимопонимание, через действия практического сострадания и через подавление собственного своеволия. Они значат, что мы должны поднять Крест Христа, но не для всех сразу в качестве единовременной грандиозной акции, а каждый день сызнова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Лк. 9:23 ). И подобное ежедневное ношение креста в то же время есть соучастие в Преображении Господнем и Воскресении: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем... нас почитают умершими, но вот, мы живы» ( 2Кор. 6:9, 10 ). Изменение ума Такова в общих чертах деятельная жизнь. Она кроме того отмечена четырьмя качествами: раскаянием, бдительностью, проницательностью и охранением души. Давайте вкратце остановимся на каждом из них. «Начало спасения есть осуждение себя» (Евагрий). Раскаяние знаменует точку отсчета нашего пути. Греческое слово metanoia, как мы уже отмечали, обозначает прежде всего «изменение ума». Покаяние, верно понимаемое, не отрицательно, но положительно. Оно значит не жалость к себе или угрызения совести, а перерождение, обновленное сосредоточение всей нашей жизни вокруг Троицы. Оно есть обращение не назад с сожалением, но вперед с надеждой, не книзу на наши собственные недостатки, но вверх – на Любовь Божью. Оно значит видеть не то, кем мы не смогли быть, а кем по Божьей милости мы теперь можем стать; и оно значит действие в соответствии с тем, что мы видим. Каяться – значит открывать глаза на свет. В этом смысле покаяние не просто единичный акт, первый шаг, но непрерывное состояние, склад души и воли, который нужно беспрестанно обновлять вплоть до последних дней жизни. Как говорит святой Исайя Отшельник: «Бог требует, чтобы мы продолжали каяться до последнего своего издыхания». «Жизнь сия дана была тебе для покаяния, – говорит св. Исаак Сирин . – Не трать ее на другое».

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Он отвечал: " Неведение славы Божией и ненависть к ближнему " . Сперва, лично ли или заочно, примирись с оскорбленным тобой братом своим и потом приступай к Богу с чем-либо Ему благоугодным; примирись скорее, дабы смерть не постигла тебя непримирившимся Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Мф. 5, 23–26 Помни, что иначе ты найдешь в Боге не Отца милосердного, а только Судию строгого, и когда умрешь (а смерть может неожиданно постигнуть тебя), будет уделом твоим вечная смерть. Судия Бог предаст тебя Своим Ангелам для ввержения тебя в темницу духовную, где ты лишишься света и блаженства. Авва Ор говорил: " Если ты злословишь брата своего и совесть твоя мучит тебя, то пойди, поклонись ему и скажи: " Я злословил тебя " ,– и уверь брата, что не будешь более оскорблять его. Злословие есть смерть души " .Авва Витимий спросил авву Пимена: " Если кто будет иметь на меня вражду, и я попрошу у него прощения, а он не простит меня – что мне тогда делать? " .– " Возьми с собой двух братьев,– отвечал старец,– и проси у него прощения. Если опять не простит, возьми других пять; если и при сих не простит, возьми священника. А если и тогда не простит, молись спокойно Богу, да Сам Он вразумит его, а ты не заботься " .Авва Агафон говорил: " Я никогда не ложился спать, имея что-либо против другого, и сколько мог не допускал также, чтобы кто-либо отходил ко сну, имея что-нибудь против меня " .Авва Исаак говорил: " Никогда не вносил я в келию мою помысла против брата, который оскорбил меня; также старался не оставлять брата в келии его с помыслом против меня " . Не любодействуй и душой своей, не только телом

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Подтверждение своего учения о чрезвычайных полномочиях Петра и его непогрешимости римо-католики находят в первой половине этого текста: Господь молится о Петре, да не оскудеет вера его, и поручает ему утвердить братию. Но весь контекст евангельского рассказа и вторая половина этого текста говорит о том, что Христос молится за Петра, имея в виду предстоявшее ему искушение, как известно, приведшее Петра к отречению. Пройдя через это искушение и вновь обратившись ко Христу, Петр должен был, в свою очередь, утверждать колеблющихся братьев. Утверждать других в вере — долг каждого епископа и каждого христианина. Здесь нет речи о каких-то чрезвычайных полномочиях. Понятно, что выводить отсюда преимущество Римского престола было бы странной и неестественной натяжкой. И очень поздно появляются первые проримские истолкования этого места. Только в конце VII в. папа Римский Агафон первым истолковывает это место в пользу преимуществ Римского епископа. До него такое толкование этого места неизвестно. 3. Евангелие от Иоанна ( Ин. 21:15-17 ): «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Быть пастырем Церкви — не значит иметь единоличную, абсолютную власть над умами и совестью верующих. Сам апостол Петр умоляет пастырей-пресвитеров как их сопастырь — «сопресвитер»: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти... но подавая пример стаду» ( 1Пет 5:2-3 ). Пастырство не должно превращаться в «обладание причтом», то есть в распоряжение уделом, господствование.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

При воспоминании об них сердце человека исполняется жалостью, он умиляется и не может слышать или видеть какого-нибудь вреда, или малой печали, претерпеваемых тварью. А потому и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред со слезами приносит молитву, чтобы Господь сохранил и помиловал их. Такой человек согласится несколько раз в течение дня быть преданным на сожжение за людей, подобно Моисею, который молился Богу за еврейский народ: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей в которую Ты вписал». ( Исх. 32:32 ); или Ап. Павлу, говорившему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим. 9:3 ). Преподобный Агафон говорил: «желал бы я найти прокаженного и взять у него тело его, а ему отдать свое». Поглощенный такой всеобъемлющей любовью переживая невыразимое блаженство, христианин приобретает полную уверенность в истинности своих христианских надежд, он как бы опытно убеждается в существовании тех благ, которые уготованы Богом для всех любящих своего Создателя. Само собой разумеется, что при таком состоянии человека никакая страсть не может нарушить его душевного мира и возмутить тишины его сердца. Душа как бы забывает свою телесную жизнь и возносится из этой жизни к Богу. В то время, как сердце истинного христианина горит любовью к Богу, – воля его во всей совокупности ее желаний и стремлений проникается исключительно добром. Каждое действие ее является не единичной и до некоторой степени случайной добродетелью, а выражением всего настроения христианина. В каждом отдельном акте своей деятельности христианин участвует весь, всем своим существом и единственным побуждением его деятельности является любовь к добру; эта любовь «снедает его сердце», по выражению Св. Писания, и только в силу этой любви он творит добро. Здесь для него закон уже не лежит, и он уже не имеет нужды во внешних заповедях Божиих, потому что имеет в себе внутренние духовные заповеди, вполне согласные с заповедями Божиими, и делает добро просто для одного добра, боле ничего не имея в виду. Такое состояние воли естественно исключает всякую борьбу, всякий труд и утомление в чем бы то ни было. Человек делается совершенно нечувствительным к каким бы то ни было страданиям. На этой ступени христианского настроения вполне осуществляются слова Христа: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Признаюсь, что и в православной традиции есть допущения о полезности и необходимости лжи. “Если предлежат душе две вещи вредные и никак нельзя избежать одной из них: что надобно делать? - Из двух вредных вещей должно избрать менее вредную. В Отеческих сказаниях написано: некто пришел просить у другого динария, и тот не дал ему, сказав: " мне нечего тебе дать " . Когда же спросили его, отчего не дал ему, отвечал: если бы я дал ему, это причинило бы ему душевный вред, а потому я и предпочел лучше нарушить одну заповедь, нежели допустить пагубное для души” “Вопросил однажды авва Агафон авву Алония такими словами: Научи, как охранять мне уста мои. И говорит ему авва Алоний: Если лгать не будешь, много грехов примешь на душу. Тот спрашивает - Как это? И говорит ему старец: Вот два человека дрались на глазах у тебя, и вышло убийство, и убивший бежал в келейку твою и укрылся в ней, а начальник ищет его и вопрошает тебя так: " Не на глазах ли у тебя совершилось убийство? " . Если не солжешь, предашь человека на смерть; а лучше отпустить его пред лицем Бога твоего, не ввергая в узилище. Бог сам все рассудит” . “Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так со здравым смыслом. Часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы, а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения” . Но есть абсолютное табу и в православии: нельзя врать, когда речь идет о твоем вероисповедании. Нельзя называть себя не-христианином. Нельзя выражать согласие с еретическими верованиями. Если христианин услышал свое имя при зачитывании списков иноверцев, язычников, и просто промолчал, не опротестовал эту ошибку – он уже считался отступником. Рёрихи же лжесвидетельствуют именно в вопросе о своем вероисповедании. И уже хотя бы по тому они находятся вне православной традиции. Православная традиция знает, что надо по разному проповедовать Евангелие разным людям: “для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9,20-22). Мы знаем, что одним надо давать облегченное понимание духовной жизни (“молочко”), другим – более глубокое (“твердая пища”): “Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах” (1 Кор. 3,2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Старец Павел, услышав это, как будто преисполнился слезами и сказал: «Благо да прибудет тебе, честной отец! Как ты мне повелел, так я по твоей воле и поступлю. А ты на Господа Иисуса Христа все упование свое возложи. Нас же ничто да не отлучит от любви твоей». Сказав так, старец Павел передал поклон и пожелание мира своему другу о Христе и ушел оттуда. Об этом восклицает божественный Павел: «Любовь не гордится, любовь не бесчинствует, не для себя ищет» 351 , но для блаженного». Мы же возвратимся к нашему рассказу. Оба монастыря преподобный посещал постоянно, днем и ночью. И говорил им: «Братия, я вместе с Богом забочусь о ваших потребностях телесных, вы же пекитесь о своих душах». Сам он подвизался в той пустыни жесточайшим образом: бодрствовал столько, что мог всю ночь без сна пробыть, ел раз в день, и были его едою хлеб да соль, а пил одну воду, да и то в меру. Но каждый день, как и в начале подвижничества, он часто вспоминал слова апостола и, следуя им, «забывая заднее, простирался вперед» 352 . Он старался, представ пред Богом, оказаться человеком с чистым сердцем и готовым выслушать повеления. О Макарии Однажды преподобный был в городе Ростове у некоего христолюбивого человека, по имени Агафон, владевшего домом. А брат того человека по плоти имел сына Матфея двенадцати лет от роду. Дионисий сказал тому: «Чадо Матфей, Христос говорит в Евангелии: «Кто любит отца или мать больше, нежели Меня, недостоин Меня, и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» 353 и «Не мир пришел Я принести на землю 354 – мир родителей с сыновьями, соизволившими Мне работать, – но рать и нож, отрезающий тех, кто любит блаженство, от тех, кто любит мирские вещи». «Выйдите из среды их и отделитесь, и нечисто к миру не прикасайтесь», – говорит Господь 355 . Благой же учитель Господь часто родителей по плоти оставлял и, услышав, как некто сказал: «Вот Мать Твоя и братья Твои ищут Тебя» 356 , тут же добрый наш Господь-учитель выказал легкое к ним отвращение: «Мать Моя и братья Мои суть те, кто исполняет волю Отца Моего небесного» 357 . Тем самым нам Он пример показал. Да будет тебе отцом тот, кто может и хочет потрудиться с тобой, чтобы избавиться от бремени греховного; матерью же – способный отмыть тебя от скверны, когда ты испачкаешься; братом же – кто поможет тебе беседой стремиться к горнему. Приобрести себе и сожительницу неотлучную – памятование об исходе. Детьми же твоими любимыми да будут вздохи сердечные. В раба обрати свою плоть, а друзьями сделай святые силы, которые во время исхода смогут тебе помочь, если будут с тобой дружить».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Удалившиеся из мира! рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении. Господь Иисус многомилостив. Он подает упокоение каждому соответственно делам его: упокоение великое – за дела великие, малое – за дела малые. Одно Царство, но каждый обретет в нем свое место и свое дело. Преподобный авва Исаия ( 82, 214 ). Человек должен как бы непрестанно предстоять Суду Божию. Авва Агафон ( 82, 58 ). Покаемся, и отпустятся нам грехи, и избежим осуждения, и Суд Христов подаст нам не страх и трепет, но утешение и спасение вечное. Ибо Христос Господь будет судить не безгрешных, но согрешивших и непокаявшихся, а согрешивших и покаявшихся помилует и спасет. На то Он и в мир пришел, чтобы спасти согрешивших и покаявшихся, – чего себе и тебе желаю. Святитель Тихон Задонский ( 104, 2046 ). НАГРАДА Господь отказывается исполнить просьбу матери сынов Зеведеевых не потому, что исполнение невозможно (для Него возможно все, чего Он захочет); напротив, отвергает потому, что исполнение было недостойно. «Скажи, – говорит она, – чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» ( Мф. 20, 21 ). Воздающий же справедливо умудряет объяснением просившую непозволительного. От Меня зависит не просто дать просящим, а вознаградить трудящихся. Ибо несвойственно Правдивому Судии презреть проливающих пот и наградить ленивых. И тем, кто желает такого места, известны подвиги, в награду за которые оно уготовано ( 116, 307 ). Сказанное: «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды» ( Мф. 10, 42 ) относится к тем, у кого только это и есть, а не к богатым, которые могут накормить и одеть томимых голодом, болезнями и нищетой. И не удивляйся, если подающий воду за это не останется без награды, потому что милостыня ценится не по подаянию, но по произволению, когда и слово удостаивается одобрения. Ибо сказано: «...не выше ли доброго даяния слово?», но прибавлено также: «А у человека доброжелательного и то и другое» ( Сир. 18, 17 ), то есть у того, кто в состоянии дать. Ибо взыскуется не столько поданное, сколько изобилие и произволение подающего. Ибо многие от многого подают мало, а многие от малого – много. Оценивается не количество подаваемого, но сравниваемое с ним изобилие подающих. Поэтому и вдова, вложившая две лепты, превзошла всех, принесших много, ибо те принесли часть, а она пожертвовала всем своим достоянием. Преподобный Исидор Пелусиот ( 115, 772–773 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Церковь Христова Церковь мучеников: " доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. " (Откр.6:10) Как число исполнится, настанет конец. Так же и для заземленных лжеучителей. Ваша ересь и убила Царскую семью. Если бы они понимали , что они самые обычные люди и никакой Божией помощи не будет , то приняли все меры для спасения. Так и на Украине , те люди , которые верили , что у вас есть Божия помощь погибли или подверглись чудовищным гонениям. Цель Жизни христианской - стяжание Благодати Святого Духа , а не идолопоклонство династии Романовых . Это большой грех. Так учил преподобный Серафим Саровский. Вот и у вас никакой Благодати нет. Все ВПУСТЕ ! 15. Ответ на 14, tirine: Простите что-то не поняла Вас, у кого ненависть к Царю-Мученику? Странно, Вы что, читать не умеете? Это был ответ т.н. " Учителю " , противнику и критику русской монархии. 14. Ответ на 11, Агафон: в России ересь уже дошла до такой степени , что есть Свидетели останков. Не случайно ГОСПОДЬ попустил этот разгул бесовщины на Украине. Хоть что то остановит распространение ереси. К сожалению, больше похоже на ересь и беснование Ваша ненависть к Св. мученику царю Николаю и к Романовым в целом, что можно назвать " царефобией " И сектантское, неправославное поругание Св.реликвий. Простите что-то не поняла Вас, у кого ненависть к Царю-Мученику? Практически все учёные-историки и другие независимые эксперты по делу цареубийства, такие как Болотин, Беляев, Буранов, Мультатули, Григорьев, Верховский, Кузнецов и многие другие, являются искренними почитателями Царственных Мучеников ещё с 1980-1990-х гг. И многое сделали для их прославления. В отличии от почитателей Поросенкового лога вроде следователя Соловьева, политика Немцова, красного сценариста Рябова, историка Пчелова и других. Регулярно участвую в службах в Храме на Крови в Екатеринбурге и в Царском крестном ходе. Не видела там указанных сторонников лога ни разу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/14/o_...

Чаще всего молчаливость является природной чертой характера. Но ее можно и развить в себе, хотя это и не легко. Так, древнегреческая школа пифагорейцев для начала обучения мудрости налагала на уста своих учеников длительное молчание. И всегда мудрецы всех веков одобряли молчаливость. Премудрый Соломон пишет: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» ( Притч. 13, 3 ); «При многословии не миновать греха»( Притч. 10, 19 ); «Голос глупого познается при множестве слов» ( Еккл. 5, 2 ). Один святой отец говорил: «Я никогда не раскаивался в том, что молчал, и очень часто сожалел о том, когда говорил». Прп. Варсонофий считал, что «многоглаголание оскверняет человека». А прп. Антоний Великий пишет: «Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит не много и только нужное и угодное Богу». «В раю много покаявшихся грешников, а говорливого нет ни одного», – говорил старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры. А авва Агафон Египетский своим ученикам заповедал: «Не давать себе воли говорить и вмешиваться в такие дела, которые тебя не касаются». Недаром народная мудрость говорит: речь – серебро, а молчание – золото. Итак, при многословии трудно не согрешить. Тогда в душе появляется грусть, что является, по словам епископа Феофана Затворника , признаком «того, что мы через разговор удалились от Господа». Молчаливость – это вместе с тем исполнение заповеди Христа: «И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф. 5, 30 ). На основе этих слов Господа, при желании совершенно обезопасить себя от греха в слове, некоторые подвижники брали на себя подвиг молчания. Последний вместе с тем имеет и еще положительные стороны: он дает возможность молчальникам все свое время посвятить молитве и вниманию к внутренней жизни, ничем не отвлекаясь от нее, никакими разговорами и беседами с людьми. Прп. Иоанн Лествичник так говорит про связь молчаливости с преуспеванием в молитве:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010