Из Ставрополя нам пишут, что на Троицын и Духов день там состоялись миссионерские беседы с старообрядцами синодального о. миссионера, прот. К. Н. Крючкова. Последний, по предложению еп. Агафодора, изредка наезжая в наш край, исполняет здесь обязанности епархиального противо-раскольничьего миссионера, должность которого остаётся вакантной вот уже несколько лет. Первые две беседы 5 и 6 июня прошли благополучно и происходили в церкви подгородной слободы, слушателей было достаточно. На 7 июня назначена была третья беседа, но уже в городской церкви. Слушателей собралось человек до 500. Возражателем был известный здесь местный начетчик Л-ов, при участии других подручных ему старообрядцев – людей наглых и дерзких. Допускались расколо-вождями и в предыдущих беседах резкие оскорбительные суждения о догматах и обрядах православной Церкви, слушатели всегда негодовали, но расходились спокойно. На последней же беседе страсти разгорелись и православные выведены были из терпения грубым, дерзким порицанием православного крестного знамения, св. икон и церкви. Народ запротестовал и заволновался. Поднялся в храме неистовый крик, посыпались угрозы по адресу старообрядческого начетчика: „дайте, мы его проучим!“ Увещание синодального миссионера и присутствовавшего здесь местного духовенства и епархиального противо-сектантского миссионера, а также пение церковных молитв прекратили волнение. Начетчика Л-ва и 6 человек старообрядцев духовенство поспешило спрятать от разъярённой толпы в алтарь. Полиция скоро очистила от народа храм и заперла его со спрятанными виновниками народного ожесточения, старообрядцами, на ключ, который тут же при толпе вручён был старейшему из духовенства. Миссионер, духовенство и полиция увещевали толпу разойтись, но всё было напрасно: толпа возрастала и напирала на храм, требуя выдачи раскольников „на расправу“, как оскорбивших святыню, угрожая выломать двери. В возраставшей в своей численности толпе были и инородцы – евреи и армяне. Время шло, толпа увеличивалась, было 10 ч. вечера. Потребовалось вмешательство вооружённой силы. После увещаний и предупреждений о стрельбе войска дали несколько залпов – жертвами которых сделалось 23 человека убитых и раненых. Глубоко прискорбное событие это страшно взволновало весь город и потрясло местное духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народ даже презирает их, потому что они сами не работают, а берут от ногайского народа все, что им нужно: съестные припасы, лошадей» и пр. В 1812 г. ушло в Турцию до 3200 ногайцев об. пола и после крымской войны их очень много выбыло вместе с татарами, так что в Таврической губернии теперь их почти совсем нет. 319 Евреи Евреи появились в Крыму с давних пор. Первоначально они жили преимущественно в Херсонесе, или около него, и в Керчи, а позднее – по северным склонам южных гор. В Херсонесе они участвовали в истязании св. херсонесских священномучеников: Василия, Евгения, Елпидия и Агафодора. 320 С XIII и особенно с XIV в. еврейские общины начали падать в Крыму; но в XVI в. евреи стали переселяться в Крым из Турции и заняли преимущественно города – Старый Крым и Карасубазар. А по присоединении Крыма к России, многие евреи стали переселяться в Таврическую губернию из Польши и западных губерний, и в 1791 г. получили права гражданства и мещанства. 321 К 1884 г. их считалось в Таврической губернии около 25000 д. об. пола. 322 Они живут почти везде, но преимущественно в Симферополе и Ялте и в уездах: перекопском, мелитопольском и днепровском, и имеют свои духовные правления при главных синагогах. 323 С детства они прилежно изучают библию и талмуд. Их сыновьями и дочерями переполнены гимназии и прогимназии Таврической губернии. 324 Но, кроме того, немало еврейских детей обучается еще в школах собственно еврейских, которые разбросаны по городам и селам, и большею частью подготовляют детей к поступленью в разные учебные заведения. Одни из этих школ содержатся на средства правительства, или на средства еврейских обществ, с бесплатным обучением: это Талмуд-тора, наприм.: в Симферополе, Керчи, Бердянске; другие же содержатся на средства частных лиц: это – хедеры, наприм.: в Карасубазаре, Севастополе, Алешках, Мелитополе. Первые школы имеют достаточные средства, последние – в самом жалком положении: в них обучают бедные меламды (учителя), где придется – в кухне, в коридоре, на дворе, и за труд обучения получают, кто что даст. Главный надзор за хедерами принадлежит раввинам и их помощникам. В зрелом возрасте евреи занимаются торговлею и разными спекуляциями. Характер их известен всем: гордость, скрытность, хитрость, склонность к лжи, обману и легкой наживе – обычные явления между евреями. В Таврической губернии они имеют до 87229 дес. земли в своем владении, но, кроме того, еще арендуют 10585 дес. частной и 14306 дес. казенной земли, и арендуют и покупают землю совсем не для того, чтоб обрабатывать ее, а для того только, чтобы перепродавать и переарендовывать. 325 Караимы

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Не имея для заведования делами миссии своего определённого центра, подобно, напр., церковно-школьному училищному совету, Св. Синод в текущем году одним из своих распоряжений выразил тенденцию предоставить епархиальные миссии всецело ведению епархиальных преосвященных. Так, утверждая ранее уставы миссионерских епархиальных комитетов, – таковы комитеты Харьковский, Подольский, – в истекшем году Св. Синод отклонил от себя утверждение Киевского миссионерского комитета, предоставив это дело усмотрению Киевского митрополита. Такую же тенденцию можно наблюдать и относительно утверждения миссионеров в их должностях. Так, ранее некоторые из миссионеров были утверждаемы по представлению преосвященных Св. Синодом, бывали случаи, когда Св. Синод и отклонял утверждение представленных кандидатов: в истекшем же году, на те же самые вакансии преосвященные перемещали и утверждали миссионеров своей властью, без сношения с Синодом. Так. образ. в истекшем году епархиальные миссии получили большую свободу и независимость, и ныне попечение и ответственность за развитие и успех миссионерства всецело лежит на епархиальных архипастырях. Это обстоятельство имеет свои положительные, но и отрицательные стороны, о которых здесь не время говорить. В устройстве епархиальных миссий и в личном составе миссионеров в истекшем году произошли значительные перемены. В Киевской епархии, по мысли чуткого, заботливого об успехе миссионерского дела, Киевского митрополита Флавиана, бывшего некогда миссионером на Дальнем Востоке, – изъяты миссионерские дела из ведения консистории и переданы вновь им учреждённому миссионерск. комитету, во главе которого поставлен преосвященный ректор академии, епископ Платон. Важная реорганизация епархиальной миссии произведена также в грузинском экзархате, где заведование миссионерскими делами принял на себя совет общества восстановления православия на Кавказе, ассигновавший на дела миссии значительные материальные средства. В Вятской еп., по инициативе епископа Никона (ныне Владимирского), учреждено 14 новых вакансий окружных миссионеров; в Ставропольской епархии, – где миссия служит предметом особенного попечения со стороны местного преосвященного Агафодора, – открыты несколько вакансий специальных окружных миссионеров, с хорошим обеспечением на местные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отсюда, в будущем 1913/14 году я могу быть, без ущерба в учебном отношении, освобожден от чтения лекций и ведения практических занятий. Вместе с сим, имею честь заявить Совету Академии о своем желании дать темы для семестровых сочинений на III к. во второй половине будущего года (1913/14) в качестве подготовки слушателей к специальному курсу по моей кафедре». Определили : Признавая просьбу и. д. доцента Академии Н.Д. Протасова заслуживающей уважения и подтверждая, что от заграничной командировки его для учебного дела в Академии действительно не представляется никаких неудобств, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом: а) о командировании и. д. доцента Протасова на будущий 1913–1914 учебный год, с научной целью, заграницу, с сохранением за ним прав службы и содержания по должности доцента Академии; б) о назначении г. Протасову, сверх упомянутого содержания, пособия на расходы по означенной командировке из духовно-учебного капитала в количестве шестисот рублей (600 р.) и в) об отпуске в распоряжение г. Прота- —147— сова особой суммы на приобретение указанных в его прошении учебных пособий для практических занятий студентов Академии, в размере двухсот рублей (200 р.). IX . Отчет профессорского стипендиата Академии Василия Муратова об его занятиях в течении 1912–1913 учебного года. Определили : Отчет передать для рассмотрения ординарному профессору Академии С.С. Глаголеву. X . Отношения: а) Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 16 мая за 1524, с уведомлением о получении высланных в Канцелярию Его Высокопреосвященства, для пользования епархиального миссионера протоиерея Симеона Никольского , изданий Библии на греческом, латинском и еврейском языках и еврейско-русского словаря Штейнберга. б) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 27 апреля за 1203, с возвращением рукописи Волоколамской библиотеки под 3 («Стихирарь»). в) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 29 апреля и 8 мая за 1219 и 1307, с препровождением рукописей Московской Синодальной Библиотеки: a) под 927 (Сборник XVI в.) – на трехмесячный срок; б) под 381 (Устав греческий), 380 (Устав греческий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Я с удовольствием допустил бы вас до служения, если бы отец Николай хоть на словах подтвердил, что знает вас как православного, не запрещенного священника, — сказал ему владыка. — Даже если бы он передал свой отзыв не лично, а через свою мать, но вы видите, какое создалось положение. Будем надеяться, что свидания им скоро разрешат, а пока я напишу о вас митрополиту. Для Константина Сергеевича принятие священства имело громадное значение, как поворотный момент всей его жизни, и ему, понятно, хотелось, чтобы все происходило стройно и, по возможности, красиво. Сам он, служа за иподиакона, делал все от него зависящее, чтобы и от внешней стороны таинства у ставленника сохранилось хорошее воспоминание. Но у него самого так едва ли получится. Без него оставался только один иподиакон Ваня Селихов, а другого негде было взять. Строго говоря, любой из мальчиков мог произнести единственное требующееся от иподиакона слово — «повели»! Все они, даже семилетний Гора Пятаков, упражняются в этом во внебогослужебное время. Кажется, старшие питали при этом кое-какие надежды, не думая о том, что тринадцати-четырнадцатилетний иподиакон, не доросший даже до плеча ставленника, будет просто смешон. Единственным взрослым кандидатом оставался Виктор Трубицын, но Виктор — великий путаник, и голос у него никакой. Его можно безопасно допустить только раздувать угли для кадила, в крайнем случае подать это кадило. Если же нужда заставляла доверить ему что- то другое, все остальные напряженно следили за ним, опасаясь, не выкинул бы он чего-нибудь неожиданного. И все-таки, кроме него, не было никого. Конечно, есть рядом и идеальный старший иподиакон Н. Л. Агафодоров, он сам «спит и видит» участвовать в посвящении Константина Сергеевича, но это совершенно невозможно. Еще на диаконскую хиротонию он, может быть, как-нибудь сумеет отпроситься, а отпрашиваться на священническую — даже у него не повернется язык. Хоть бы это был какой-нибудь другой праздник, а то Рождество! И думать нечего. Небольшая надежда у него все-таки остается. Она основана на том, что Парадоксову, по его возрасту, трудно выстаивать длинные службы и потому он не допускает у себя протяжного пения. Служба в Старом соборе всегда кончается значительно раньше, чем в Новом, тем более когда в Новом архиерейская. Но одно дело, если она вообще кончится раньше, а другое — успеть закончить, Да притом без ущерба для праздничной торжественности, пока в Новом еще не запели «Херувимскую». Да ведь нужно еще и добежать туда, а это еще десять — пятнадцать минут.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Указание на это находят в самом названии: φοινιζ есть египетское ΦЄΝЄΞ, от ЄΝЄΞ, dicor, Secutum, а Ф – префикс, мужеский член. Изображение феникса часто встречается на монументах Фивских, на стенах храмов в Фивах, в Филэ, в Эдфу и пр. 448 По описаниям, он похож на орла, то больше, то меньше, с золотыми и красными перьями, иногда с венцом из перьев на голове. На памятниках он представляется символически, в виде человекообразного окрыленного гения, иногда в соединении с Сириусом и с чашею, символом разлития Нила 449 . Феникс небезызвестен был, полагают, и иудеям. Упоминание о нем видят в словах Иова: «хочу умереть в гнезде моем и умножить дни мои как Chul». Chul считается за имя чудной птицы и самый корень этого слова, означающий «родиться» оправдывает это 450 . В Талмуде и других древнееврейских сочинениях в вышеприведенном месте разумеется феникс. Раввины описывают его вид, приписывают ему продолжение жизни тысячу лет, и трактуют о его бессмертии, ибо его смерть в их глазах есть возрождение, и один иудейский поэт, не зная его, описывает его как царя птиц, с разноцветно-блестящими перьями, пурпурной грудью, темно-желтой шеей и мелодическим голосом 451 . Сведение о фениксе перешло к евреям, без сомнения, от египтян. От них же, конечно, оно перешло и к римлянам, у которых он и был, преимущественно, символом бессмертия, почему в стихотворении de Phoenice он называется aeterna avis 452 . Изображение феникса довольно часто встречается на римских монетах: на монетах, чеканенных при Адриане в честь Траяна он изображался, стоящим на мировом шаре, с описью SAEC AVR, как символ возвратившегося при этом императоре золотого века; на монете Каракаллы и на монете Карина с описью: AETERNITAS AVSS; на египетских монетах при Антонине Пии, с описью ΑΙΩΝ. На одном ясписе с одной стороны изображен феникс с окруженной лучами головой, с другой – египетский священный змей Хнуфис или Агафодемон 453 . Естественно после этого, что древние христиане хорошо знали о фениксе и не могли не воспользоваться им для оправдания своих заветных верований.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Об этом говорится и в девятой главе. Ее можно считать новой кульминацией по значительности рассматриваемых вопросов. В ней говорится о действии Духа Божия на человека: «Кто чувствует, что в нем обитает Дух Божий, тот творит волю Духа Божия и, согласуясь с нею, умерщвляет дела плоти и живет для Бога». «Ибо человек Божий ( 1Тим. 6:2 ), в особенности же девственники обоего пола, никакого желания плоти не исполняют, но все плоды его суть плоды духовные ( Гал. 5:22 ). Они поистине град Божий и обиталища и храмы ( 1Кор. 3:16 ), в которых пребывает и обитает Бог , ходя посреде их как в святом Граде Небесном...». В конце одиннадцатой главы святой Климент поощряет тех девственников, которые имеют дар назидательного слова: «Тою благодатью, которую ты получил от Господа, ею послужи духовным братьям и пророкам, которые знают, что сказанные тобою слова суть слова Божии. И в церковном собрании покажи то дарование, которое ты получил, для назидания братьев твоих во Христе. Ибо добро и превосходно то, что приносит пользу людям Божиим, если эти дары истинно есть у тебя». Далее девственникам предлагается дело очень трудное и необычное. Это – изгонять злых духов из одержимых ими. Возможно, что это относится только к девственникам мужского пола, как следует из следующих слов святого Климента: «...прилично и справедливо и похвально для братьев во Христе, чтобы они посещали одержимых злыми духами, и молились, и произносили над ними заклинания с пользою, совершая угодную Богу молитву». Это дело, исполняемое со всяким опасением и надеждою на Бога, святой Климент приравнивает исполнению заповеди: «Был болен, и вы посетили Меня» ( Мф.25:36 ). В тринадцатой главе своего Послания святой Климент, опираясь на слова Господа Иисуса Христа: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою ( Мф.9:37–38 ), пишет: «...пусть всякий из вас назидает и утверждает братьев в вере во Единого Бога...» В настоящее время принято относить слова Господа Иисуса Христа о делателях на жатве только к священнослужителям. Святой Климент делает призыв более широкий, обращаясь ко «всякому», по-видимому, к девственникам, так как все Послание обращено именно к ним. Далее он делает, однако, ряд предостережений, чтобы девственники правильно преподавали бы слово истины ( 2Тим. 2:15 ), были бы свет миру ( Мф.5:14 ), старались бы не о пище тленной, но о пище, пребывающей в Жизнь Вечную ( Ин.6:27 ), были бы такими делателями, как апостолы, которые, заботясь о спасении людей, подражают Отцу и Сыну и Святому Духу, не были бы наемниками, не служили чреву, не были бы лукавы, не пьяницы, не корыстолюбивы, не сварливы ( 1Тим. 3:3 ). Кроме того, такие учащие девственники, угождая Богу, должны заботиться о том, чтобы быть хорошими и во мнении людей ( 2Кор. 8:21 ). На этом заканчивается Первое послание святого Климента к девственникам. Святые священномученики, епископствовавшие в Херсонесе: Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон (память 7 марта)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

§ 4. Стипендии предоставляются, по назначению Совета Академии, сиротам или беднейшим из студентов Академии духовного происхождения, лучшим по нравственным качествам и успехам, причем преимущество отдается уроженцам Ярославской и Ставропольской епархий. § 5. Пользование стипендиями не налагает на стипендиатов никаких обязательств. § 6. Могущие образоваться почему-либо остатки от процентов со стипендиального капитала присоединяются к этому капиталу для увеличения размеров стипендий. § 7. В случае закрытия означенной Академии, стипендии переводятся в другую духовную православного ведомства академию, где и распределяются согласно настоящему положению. Определили: Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об учреждении при Академии двух стипендий имени Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, и об утверждении положения об оных, составленного самим жертвователем. —8— VI. Ведомости Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в декабре месяце 1908 года, январе и феврале 1909 года, из которых видно, что: 1) в декабре месяце – а) по болезни: ординарный профессор А. И. Введенский , экстраординарный профессор Π. П. Соколов, исправляющие должность доцента и лектора новых языков И. Μ. Громогласов и Д. Г. Коновалов опустили по 8 лекций; экстраординарный профессор А. И. Покровский – 6 лекций; и. д. доцента Ф. Μ. Россейкин – 4 лекции; ординарный профессор А. А. Спасский, доцент А. П. Орлов и и. д. доцента Н. Л. Туницкий – по 3 лекции; сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н. А. Заозерский и и. д. доцента священник Д. В. Рождественский – по 2 лекции; б) по домашним обстоятельствам: и. д. доцента П. А. Флоренский – 1 лекцию. 2) в январе месяце – а) по болезни: Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора А. П. Шостьин опустил 10 лекций, доцент А. П. Орлов – 5 лекций, ординарный профессор С. С. Глаголев , экстраординарные профессора С. И. Смирнов и А. И. Покровский и и. д. доцента и лектор английского языка И. Μ. Громогласов – по 4 лекции, и. д. доцента священник Д. В. Рождественский – 3 лекции; доцент Μ. Μ. Богословский и и. д. доцента П. А. Флоренский – по 2 лекции; б) по служебным обязанностям: заслуженный ординарный профессор А. Д. Беляев – 2 лекции; в) по домашним и семейным обстоятельствам: и. д. доцента и лектор французского языка Д. Г. Коновалов – 12 лекций, ординарный профессор А. А. Спасский – 6 лекций, сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н. А. Заозерский – 4 лекции и и. д. доцента Н. Л. Туницкий – 1 лекцию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1987. P. 257). Неизвестно, на каком основании Евсевий датировал гибель Л. м. (иногда, обращаясь к сказаниям о мучениках, он приводил произвольные датировки; см. статьи Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника ; Пионий ). Высказывалось мнение, что в использованных им источниках не было четких хронологических указаний; он знал только то, что Л. м. пострадали в годы правления Марка Аврелия (161-180), после избрания Римского еп. Елевферия (170/7-185/93) (см.: Barnes. Pre-Decian. 1968. P. 518; Birley. 1987. P. 201, 261). П. Нотен полагал, что гонение в Лугдуне могло произойти ок. 175 г. ( Nautin. 1961. P. 62-65), а Барнс считал возможной более позднюю датировку ( Barnes T. D. Eusebius and the Date of the Martyrdoms//Les martyrs. 1978. P. 137-143). Т. о., Л. м., вероятнее всего, погибли между 175 и 180 гг., но исследователи обычно принимают традиц. дату - 177 г. (см.: Dehandschutter. 2005. Р. 7-8). Из Послания неясно, как долго продлилось гонение на христиан. В частности, нет сведений о том, сколько времени заняло получение легатом ответа от императора (это зависит от того, где находился Марк Аврелий; если он был в Риме, ответ мог быть получен в короткий срок). Окончательный суд над Л. м. состоялся незадолго до 1 авг., когда начинался лугдунский праздник в честь Рима и Августа, а последние мученики скорее всего погибли не позднее сер. авг. Критика Послание Лугдунской Церкви считается одним из важнейших источников по истории гонений на христиан во II в., однако некоторые исследователи высказывали сомнения в его достоверности. Так, Дж. У. Томпсон предположил, что Евсевий ошибочно датировал гибель Л. м.; в действительности эти события произошли при имп. Аврелиане (270-275) ( Thompson. 1912). Эта гипотеза подверглась критике (см.: Idem. 1913). И. Делеэ назвал сомнения в аутентичности Послания «совершенно неправдоподобными» ( Delehaye. Passions. P. 90-91). Однако Нотен высказал мнение, что в тексте присутствуют интерполяции и недостоверные сведения. В Послании говорится, что легат попросил у императора указаний относительно того, как следовало поступать с римскими гражданами; ответ «христиан казнить, отрекшихся отпустить на свободу» не соответствовал вопросу наместника.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

185. Диакону Ирону. Многие обвинения часто делает невероятными жизнь обвиняемых. Нередко человек добрый, лишь только на него взглянут, и не оправдываясь, не только отражает от себя всякое обвинение и злословие, но даже отходит увенчанным похвалами. Посему, если хочешь, чтобы враги твои понесли наказание, упражняйся в добродетели; ибо соплетаемые тебе всеми похвалы для них и тяжелее, и неприятнее всякого мучения. 186. Грамматику Агафодемону. Если некоторые из тех, кем ты руководишь, придут в бешенство и, покрывшись пеною, станут поступать в чем–либо самовольно и рваться из–под узды, сдерживай и обуздывай их, чтобы не понеслись по стремнинам. Если же приметишь между ними сребролюбцев, говори непрестанно: «Какая это новая и нелепая страсть — сребролюбие, которая все приобретенное превращает в пищу желанию большего и все сильнее разжигает его? Непрестанно в себя принимая, она никогда не насыщается; подобно какой–то многоглавой гидре, тысячами уст препровождая пищу в ненасытное чрево, она так жадно вожделевает еще большего, как будто бы ничего не принимала с самого начала. Кто же из людей благоразумных решится возлюбить сию страсть, которая одержимых ею здесь наказывает, а там предает огню неугасимому?» 187. Дометию. Многие блаженным почитают не того, кто вовсе не испытал горестей, обычно встречающихся людям (сие и невозможно), но того, кто изведал их мало. Ибо по причине множества бедствий, в какие погружается большая часть людей, признают блаженным и того, кто боролся с немногими. Но мы человека, потерпевшего много и перенесшего это великодушно, ублажаем более, нежели того, кто потерпел мало. Ибо за борьбу соплетаются венцы и за подвигами следуют награды. 188. Пресвитеру Зосиме. Какою скверною, нечистотою, мерзостью, какою из явных для всякого гнусностей не называют иные тебя, жалкий Зосима? Ни время, ни старость не могут заградить им уста, ибо все слышащие свидетельствуют, что вместо многого высказано немногое и вместо срамного — то, о чем еще можно говорить. Посему смотри, как заградить им уста? Но заградишь, если положишь конец ненасытной роскоши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010