Сохранился приказ Ставропольского военного губернатора А.М. Валуева от 23 июля 1919 года, в соответствии с которым за расправу над священником Димитрием Семеновым был предан военно-полевому суду 26 июля 1919 года служивший в Красной армии крестьянин селения Старобельского Харьковской губернии Иван Головинский, 31 года. Он обвинялся в том, что вместе со своим братом Василием и еще тремя красноармейцами, фамилии которых не установлены, состоя в боевой цепи Красной армии, получил от командира роты Гайворонского приказание казнить священника Димитрия Семенова, что и было им приведено в После закрытия Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир в 1936 году и полного разрушения ее здания в 1943 могила отца Димитрия утрачена. Сведения о Семеновой Варваре Александровне (матери Димитрия) из клировой ведомости за 1914 г., см.: Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 104об.-105. Разрядный список...//Кавказские епархиальные ведомости. 1884. 15. 1 августа. С. 552. О назначении вторым законоучителем православного исповедания при Ставропольской гимназии священника поселка Кирпильского о. Иоанна Восторгова//ГАСК. Ф. 73. Оп. 1. Д. 775. Л. 6 об. Разрядный список...//Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. 14. 16 июля. С. 250. Разрядный список...//Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. 13. 1 июля. С. 158-160. Клировая ведомость за 1914 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 99 об. Информация о Таскаевском приходе//Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. Томск, 1911. С. 433-434. Прошение диакона Спасо-Преображенской церкви села Новоселиц Илии Кондратова и диаконоучителя села Винодельного Димитрия Семенова епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 23 июля 1897 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 55. Д. 529. Л. 48; Перемены по службе//Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. 15. 1 августа. С. 869. Клировая ведомость за 1907 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 549. Л. 14. Указ Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Томскому и Барнаульскому Макарию по вопросу об удовлетворении церковных нужд в переселенческих епархиях от 30 апреля 1908 г.//Томские епархиальные ведомости. 1908. 15. 1 августа. С. 1-2.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5980944...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУБАНСКОЕ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ставропольско-Кавказской епархии, существовало в 1916-1919 гг. Образовано вместо ранее существовавшего Ейского викариатства по указам Синода от 12 и 24 окт. 1916 г. как вик-ство с полусамостоятельным статусом, с особыми полномочиями архиерея в границах Кубанской обл. Этому предшествовало решение Синода от 5 окт. 1916 г., к-рым в связи с предоставлением епископу Ейскому полномочий по управлению приходами Кубанской обл. Ставропольско-Кубанская епархия была переименована в Ставропольско-Кавказскую. Тем же решением Ставропольскому еп. Агафодору (Преображенскому) было дано указание ввести в действие на территории Кубанской обл. синодальную инструкцию от 13 сент. 1916 г. об институте «викарных епископов с особыми в епархиях полномочиями» (ЦВед. 1916. 40. С. 357-359). Такие особые полномочия получил бывш. Ейский еп. Иоанн (Левицкий) , занявший 12 окт. 1916 г. Кубанскую и Екатеринодарскую кафедру. Резиденцией архиерея стало Екатеринодарское подворье Екатерино-Лебяжского муж. мон-ря (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). 31 дек. 1916 г. Синод одобрил проект образования полусамостоятельной Черноморско-Новороссийской епископии для 32 приходов Черноморской губ., к-рые с 1886 г. относились к Сухумской епархии Грузинского Экзархата. После получения Кубанской епархией самостоятельного статуса эти приходы могли войти в ее состав. Однако благочинный Новороссийского округа прот. Владимир Львов 7 февр. 1917 г. просил Синод об учреждении самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 220). Тогда решение не было принято. Также не было поддержано прошение Кубанского еп. Иоанна от 9 дек. 1916 г. о возобновлении Ейского викариатства с подчинением его Кубанской кафедре (Там же. Д. 221. Л. 7). 15 нояб. 1916 г. состоялся епархиальный съезд духовенства по вопросу выделения Кубанской обл. из Ставропольской епархии в Кубано-Екатеринодарское вик-ство с особыми полномочиями главы вик-ства, но разделения тогда не произошло. В янв. 1917 г. Синод дал разрешение на учреждение при Кубанской кафедре пресвитерского совета духовенства Кубанской обл. (аналог епархиального совета) и епископской канцелярии (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 36). 13 апр. 1917 г. съезд духовенства и мирян Кубанской обл. обратился в Синод с очередным прошением образовать отдельную Кубанскую епархию, аналогичные обращения от кубанского духовенства поступали и позднее. 30 сент. 1917 г. Синод принял решение о подготовке процесса выделения из Ставропольской епархии приходов Кубанской обл. в самостоятельную епархию. При этом Кубанский еп. Иоанн поставил вопрос о передаче 4 благочиннических округов в Черноморской губ. из Сухумской епископии Кубанской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

церковной эклектики. Собор сооружен в память окончания Кавказской войны (1864) и посвящен небесному покровителю вел. кн. Михаила Николаевича, наместника Кавказа и главнокомандующего Кавказской армией. С его посещением Черноморского края в мае 1871 г. связывают начало строительства собора. Организатором строительства выступил статский советник агроном Н. В. Верещагин, финансирование осуществлял почетный гражданин, купец 1-й гильдии, один из крупнейших землевладельцев Черноморского побережья - Н. Н. Мамонтов. Они и привлекли к проектированию К. 8 апр. 1874 г. Кавказское наместничество одобрило проект собора, 26 мая была совершена закладка храма. Строительство приостанавливалось в окт. 1876 г. из-за нехватки средств, из-за начавшейся в 1877 г. русско-тур. войны и позже - из-за отсутствия финансирования. Весной 1879 г. строительные работы возобновились, в 1881 г. была возведена колокольня, в дек. 1888 г. Синод выделил 10 тыс. р. на завершение строительства, устройство иконостаса и написание икон. 24 сент. 1891 г. еп. Агафодор (Преображенский) совершил освящение храма. Композиция собора достаточно необычна: крестообразный в плане храм (25,6×17 м, высота 34 м) увенчан массивным полусферическим куполом на низком барабане, что вызывает ассоциации с русскими церквами XVIII в. Купол завершен фонариком с луковичной главкой, 4 малые главки размещены также в основании барабана по сторонам света. Над притвором возвышается шатровая колокольня со слухами. В насыщенном декоре (кронштейны, сухарики, поребрик, наличники окон с мотивами рус. деревянной резьбы) присутствуют черты рус. стиля и ренессанса, преобладающего в отделке. Роскошь декоративной отделки, особенно свойственная купеческому и гражданскому строительству и декоративно-прикладному искусству, в наибольшей степени проявилась в проекте собора вышневолоцкого Казанского жен. мон-ря (1877-1882). В 70-80-х гг. XIX в. в жен. общине, получившей статус мон-ря в 1881 г., развернулось каменное строительство на средства благотворителей (купцов Е.

http://pravenc.ru/text/1470133.html

Перед молебствием прошу настоятелей храмов передать моей дорогой пастве Божие благословение и архипастырский призыв к единению, спокойствию, исполнению своих обязанностей перед Родиной, семьей, ближними, а также к подчинению властям, вновь установленным нашим доблестным и мудрым Временным правительством. Святейший Синод, все мы – архипастыри и многочисленное русское духовенство вполне присоединились к новому Временному правительству и призываем к тому же верующий русский народ в надежде на помощь Божию и одоление сильного врага, напавшего на отечество наше, и изгнание его из пределов России. 147 Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. 910. Часть офиц. С. 7576. 50. «Грамата 148 Высокопреосвященнейшего Агафодора (Преображенского), Архиепископа Кавказского и Ставропольского, к народу и войску, объявленная в первый Высокоторжественный день свободы России» 149 7 марта 1917 г. Я – смиренный Агафодор, Архиепископ Кавказский и Ставропольский, в благоговении перед правдой Божией, изменившей судьбы нашего Отечества, пред лицом Неба свидетельствую мою преданность новому строю России. В сердечном желании блага и счастья Богохранимой Державе Российской, от лица Богом врученной мне Церкви, милость Божию и Божие благословение призываю благоверному современному отчизны нашей Правительству, в чувстве глубокого сознания, что долг всех и каждого из нас, граждан земли Русской самоотверженно помогать ему в его деятельности, как общегосударственной, так и на местах, в лице властей от него – нового Правительства поставленных, всеми зависящими от нас средствами. Ибо в их деяниях – воля народа. Возношу Господу Богу высокоторжественную и усердную молитву, в чаянии будущих благ, да тихо и безмятежно, в полном и невозмутимом спокойствии совершится великий мировой важности Государственный акт, рождающий новую жизнь России. От себя и от лица всего духовенства нашего – всего освященного и церковного клира, приветствую и благословляю: народ, сошедшийся сюда на молитву и христолюбивое воинство свободной Отчизны, желая ей блага и счастья на многие лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

титуловался Кавказским и Ставропольским), с 6 мая 1907 г. – архиепископ. Особое внимание обращал на развитие школьного образования, в частности женского. За время его управления епархией число церковных школ удвоилось, число учащихся в них – утроилось и достигло 363 тыс. человек, число учащихся девочек увеличилось в 5 раз; было построено несколько сотен храмов, на что собрано 13 млн. руб., учреждено 3 монастыря: Кавказский Миссионерский Спасо-Преображенский в Теберде, Покровский женский в Кубанской области и Агафодорский в с. Винодельном (последний почти исключительно на собственные средства) 214 . В 1901 г. устроил миссионерские курсы в Ставрополе для привлечения в Церковь старообрядцев, молокан, а также мусульман и буддистов. Основал церковно-приходскую школу в ставропольской тюрьме. В 1906 г. открыл археологический музей, которому Св. Синод присвоил имя основателя. Щедро жертвовал на различные просветительские цели. Премии и стипендии его имени за лучшие сочинения были учреждены при Св. Синоде, академиях, духовных учебных заведениях и во всех ставропольских светских учебных заведениях. Десятки тысяч рублей ежегодно жертвовал на различные общества и братства. В Ставропольской епархии было открыто несколько монастырей. Состоял почетным членом около сорока научных, просветительских и благотворительных обществ. В 1919 г., незадолго до смерти, удостоен сана митрополита. Автор богословских трудов: «Наставление в Законе Божием», введенное в начальных школах всей России, переведенное на многие европейские и японский языки и выдержавшее 46 изданий; «Толковый молитвенник», выдержавший 9 изданий. 215 Скончался 18 июня (1 июля) 1919 г. в Ставрополе. Оставшиеся после его смерти 50 тыс. руб., согласно завещанию, были переданы в духовные учебные заведения епархии. В обширных биографических материалах местные газеты характеризовали его как одного из самых выдающихся иерархов последнего времени: «Необычайно простой, аскетически строгий к себе и снисходительный к другим, он недаром заслужил себе имя благостнейшего архипастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В составе Грузинского Экзархата (см.). Имеретинское викариатство с 1869 г. Возобновлена 12.06.1885 как самостоятельная. Викариатство Кавказского экзархата с 1917 г. (?). Упразднена в 1931 г. (?) Именовалась: Абхазская; с 12.06.1885 – Сухумская. 08.09.1851 02.09.1856 Герман Гоголашвили 02.09.1856 06.10.1857 06.10.1857 16.11.1859 Геронтий Папиташвили 04.03.1862 30.05.1869 Александр Окропиридзе 30.05.1869 28.12.1886 31.03.1889 29.05.1889 12.02.1891 02.03.1891 17.07.1893 Агафодор Преображенский 19.09.1893 17.01.1895 Петр Другов 02.02.1895 26.03.1905 10.04.1905 03.02.1906 03.02.1906 25.01.1907 Кирион Садзегели 25.01.1907 25.07.1911 Димитрий Сперовский 25.07.1911 22.12.1913 Андрей кн. Ухтомский 22.12.1913 04(17)11.1924 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 Сухумская, обн. Основана в 1924 г. Упразднена в 1927 г. Викарная кафедра: Гудаутская. 18(31)03.1924 Сызранская Основана в 1923 г. (?) Именование – по г. Сызрань (Самарская губерния). Самарское (Куйбышевское), Ульяновское викариатство. Упразднена в 1937 г. Возобновлена в 1965 г. Упразднена в 1969 г. 06(18)11.1923 22.04(05.05)1924 Трофим Якобчук 29.11(12.12)1923 12(25)06.1924 07.1924 07.1924 Амвросий Казанский (1925) 09(22)02.1926 27.04(10.05)1928 Авраамий Чурилин 14(27)06.1928 12(25)09.1928 Серафим II Протопопов 12(25)09.1928 21.03(03.04)1930 Иоасаф Шешковский-Дрылевский 01(14)04.1930 08(21)02. 1931 Сщмч. Августин Беляев 05(18)06.1931 11(24)08.1931 Св. Алексий Орлов 11(24)08.1931 17(30)12.1931 17(30)12.1931 24.02(09.03)1932 Павел Чистяков 13(26)06.1934 13(26)06.1934 16(29)01.1937 16(29)01.1937 10(23).05.1937 Варлаам Козуля 29.11(12.12)1965 07(20)03.1969 Иоанн Снычев Сызранская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Сызрань (Самарская губерния). Самарское (Куйбышевское), некоторое время Ульяновское, викариатство. Упразднена в 1937 г. 01(14)05.1923 03(16)01.1924 Александр Воецкий 22.12.1924(04.01.1925) 23.03(05.04)1927 Павел Краснорецкий 04.1935 23.09(06.10)1937 Порфирий Вишняков Сыктывкарская Сыктывкарская и Воркутинская. Основана 23.09(06.10)1995 на территории Республики Коми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первый православный храм на территории Черноморского округа. Сооружен в память окончания Кавказской войны 1817-1864 годов . Начало сооружения собора связывают с прямым указанием Великого князя наместника Кавказа Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д.В. Пиленко. Возводился храм на территории бывшего Навагинского укрепления в Даховском посаде. В качестве строителя собора выступил статский советник агроном А.В. Верещагин, взявший обязательство соорудить его на частные средства. Первоначально работы финансировал крупный черноморский землевладелец Н.Н. Мамонтов. Закладка храма состоялась 26 мая 1874 года. Через четыре года было завершено возведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. По разным обстоятельствам строительство храма затянулось на долгие годы, несмотря на помощь известного мецената С.И. Мамонтова, графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона. 25 октября 1890 года сооружение храма завершилось. 24 сентября 1891 года состоялось торжественное его освящение епископом Сухумским Агафодором (Преображенским) . В 1927 году собор был закрыт, в помещениях оборудовано зернохранилище. Возвращен Русской Православной Церкви в 1943 году и больше не закрывался. Сочинские верующие своими силами отремонтировали собор. В 1990-х годах собор был отреставрирован. В 2007 - 2008 годах закрыт на капитальную реконструкцию: была отремонтирована кровля, фасад здания, полностью заменена система отопления, установлены современные кондиционеры. На территории собора расположены: воскресная школа имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , крестильный храм во имя Иверской Иконы Божией Матери (заложен 19 октября 1995 года), водосвятная часовня в честь иконы Божией матери " Живоносный Источник " (построена ок. 2008 года), источник святой воды и иконная лавка. Архитектура План и рисунки храма выполнил московский архитектор А.С. Каминский . Первоначальный архитектурный комплекс включал в себя здание церкви с колокольней, церковный дом с двухэтажным флигелем, трапезную, колодцы, погреба, бассейн. За всю свою историю храм несколько раз менял свой внешний и внутренний облик. В 1992 - 1994 годах собор был отреставрирован по проекту сочинского архитектора Ф.И. Афуксениди, который вернул храму первоначальный архитектурный облик . Здание храма выполнено в форме четырехконечного креста с вытянутой фасадной ветвью. Ветви креста здания перекрыты сводами, а центр - куполом. Длина здания - 25,6 метров, ширина - 17,1 метра, высота, включая крест на колокольне, - 34 метра.

http://drevo-info.ru/articles/13671721.h...

«Очерки по истории Кавказской епархии» (епархия в момент создания именовалась Кавказской и Черноморской) ставропольского краеведа Леонида Польского. Эту работу он написал по просьбе епископа Ставропольского и Бакинского Ионы (Зырянова) к 130-летию епархии. В силу разного рода обстоятельств того времени, книгу опубликовать тогда не удалось. Автор — сын священника, казак, православный христианин, очевидец событий, современник владыки Агафодора. Еще одно представленное издание — книга о последнем дореволюционном архиерее Ставропольской епархии архиепископе Агафодоре (Преображенском). Она издана к 125-летию со дня назначения на Ставропольскую кафедру и 100-летию со дня кончины владыки. Монография ставропольского историка Павла Немашкалова «Образование Кавказской епархии и ее роль в жизни Северного Кавказа 1840-е годы» рассказывает о том, что произошло в 1843 году, как была образована епархия и что представляла она из себя на момент своего создания. Справочник «Священнослужители Кавказской и Черноморской епархии» содержит послужные списки каждого клирика епархии на момент ее образования. Это не только священники и диаконы, но и причетники — люди, которые несли послушание псаломщика и тоже составляли клир храма. Представленные здесь издания переданы в библиотеки и архивы города. Выставка «Свет Православия над землей ставропольской» рассчитана на самый широкий круг музейной аудитории. Она поможет создать целостное представление об истории епархии, осознать ее место в истории Северо-Кавказского региона. Выставка будет работать до 20 января 2019 года. Время работы с 10.00 до 17.00, выходной — понедельник, вторник. В этом году, объявленном в России Годом добровольцев, форум ВРНС получил название «Традиции Кавказа — дела людей доброй воли» и объединил сразу несколько направлений: социальное служение, духовный поиск в культурных ценностях  и укрепления веры через созидание. Митрополит Кирилл приветствовал гостей и участников форума, выразив полную уверенность в том, что озвученные идеи и помыслы найдут скорейшее применение и воплощение в жизни. В этом году проведение форума совпало с 175-летием Ставропольской епархии и освящением собора в честь Святого равноапостольного князя Владимира. По этому случаю заместитель председателя Государственной думы Ольга Тимофеева выразила свои искренние поздравления в официальном письме. Это не единственное послание от официальных лиц политического эшелона, зачитанное в рамках пленарного заседания. В своих выступлениях важность форума отметили заместитель председателя правительства СК Иван Ковалев, главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО Сергей Ушаков, исполняющий обязанности председателя Думы Ставропольского края Дмитрий Судавцов. После приветственного слова глава краевой столицы Андрей Джатдоев вручил высшую награду города Ставрополя медаль «За усердие и полезность» митрополиту Кириллу.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Греческое. Церковь Георгия Победоносца. По этому же проекту построены: Карта и ближайшие объекты 6 мая 2015 архиепископ Пятигорский и Черкесский совершил освящение Георгиевского храма в селе Греческом после окончания масштабных реставрационных работ. Во вновь освященном храме архиерей совершил также Божественную литургию. Село Греческое Минераловодского района было основано в 1897 греками, переселившимися в Россию из Малой Азии, спасаясь от притеснений османских властей. В 1909 освятили храм в честь великомученика и Победоносца Георгия, сочетающий черты византийской и русской архитектуры. День освящения храма, которое совершил архиепископ Агафодор (Преображенский), стал праздником всего села. В советские годы храм стал мучеником. Сбили кресты, сбросили колокола и разграбили иконостас. В здании устроили склад химикатов, разъедавших роспись и сами стены. Богослужения в храме возобновились в 1990-е годы, но было ясно, что храм нуждается в полномасштабной реставрации. Работы начались в конце 2012 и завершились к маю 2015. Архиепископ Феофилакт поблагодарил всех, кто принял участие в восстановлении святыни. Реставрация стала по-настоящему всенародным делом. Жителям села помогали представители греческих общин всего региона Кавказских Минеральных Вод. Особый вклад внес Михаил Афанасов, член Совета Федерации Федерального Собрания. Во внимание к этим трудам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил М. Афанасова высокой церковной наградой — Знаком храмостроителя. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41550

...Досточтимый Павел Николаевич Милюков – председатель партии Народной Свободы, когда его спросил народ, какой же у нас будет образ правления, ответил, что это – дело Учредительного Собрания, а по мнению Думы – конституционная монархия. 172 Ответ его понятен. ...Итак, господа, на знамени нашей партии я написал бы такие слова: 1) Полное доверие новому правительству. 2) Решительная победа над немцем. 3)Учредительное Собрание и 4) Великая Российская Республика. 173 Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. 3. С. 2022; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. 910. Отдел неофиц. С. 309310. 72. Из проповеди епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) во время церковной службы 12 марта 1917 г. ...Когда я услышал о совершившемся – я уже это говорил, 174 когда до меня дошли вести о перевороте, сердце мое исполнилось великой радостью, потому что я давно видел, я не мог не видеть, что тогда, когда Родина напрягает последние силы в тяжелой борьбе, когда нужда и голод беспощадно заглядывают в глаза русскому народу – отсш 175 беснуется Иродиада, 176 что в то время, как на боевых полях льются потоки драгоценной крови наших отцов, братьев и сыновей – теш в Петрограде, многие-многие из окружающих царский престол хотят не победы, а поражения. Потому-то я и радовался совершившемуся перевороту. Этот переворот был вынужденный, совершенно необходимый, если только Русская земля хотела быть победительницей, хотела быть свободной. Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. 3. С. 1718. 73. Приветственные слова викария Ставропольской епархии, епископа Александровского Михаила (Космодемьянского) к войску Ставропольского 177 гарнизона по окончании церемонии присяги на верность Государству Российскому 178 12 марта 1917 г. Благоверному Временному Правительству – «Ура!». 179 Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 12. Отдел неофиц. С. 372. 74. Из «Воззвания» к пастве архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) Не позднее 12 марта 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010