Мученичество Агафодора и Агафоники. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин Мученичество Агафодора и Агафоники. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин Наиболее ранняя греч. редакция (А), так же как и лат. текст, имеет форму судебного протокола, однако в ней не указаны время событий, имя проконсула и священный сан К. и П.; местом суда назван г. Пергам. Описание допроса, пыток и казни мучеников в редакции А несколько отличается от описания в редакции В (напр., П. назван жителем Фиатиры), при этом речи П., приведенные в лат. тексте, греч. редактор с нек-рыми изменениями приписал К. Более значительные разночтения касаются Агафоники. Согласно редакции А, она выразила готовность последовать за К. и П. и взошла на костер добровольно. Как следует из криков толпы, у Агафоники был один, а не неск. сыновей. Фразу: «Страшный суд, несправедливые постановления», к-рую повторяли присутствующие, вероятно, можно истолковать как намек на то, что мученица также была допрошена проконсулом, однако в тексте об этом не говорится ( Delehaye. 1940. P. 147-148). По мнению нек-рых исследователей, различия в описании кончины Агафоники в греч. и лат. редакциях могут быть связаны с возникшим во 2-й пол. II в. во Фригии (пров. Асия) еретическим учением монтанизм, частью к-рого была пропаганда добровольного мученичества ( Harnack. 1888. S. 451-452. Nt. 42; Lietzmann. 1958. S. 247), однако др. агиографы отвергают наличие элементов монтанизма в греч. редакции ( Franchi de " Cavalieri. 1920. P. 26). В греч. редакции V, представляющей собой более позднюю переработку изначального текста, содержатся многочисленные детали, отсутствующие в редакции А: время событий относится к периоду правления имп. Деция; К. назван сыном языческого жреца, он уверовал во Христа и был назначен епископом в Фиатире; П., сына рим. чиновника, К. рукоположил во диакона. Далее в тексте рассказывается, как Деций после донесения о том, что К. и П. являются христианами, отправил в Асию Валерия (Οαλριος, далее в тексте Валлериан, Οαλλεριανς) в качестве проконсула вместе с помощником Коккианом, поручив им подвергнуть К.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

Но увы! Семя доброго совета падало на каменистую почву гордых сердец, ожесточенных против истины “новоисповедников”. Ораторы монастырской революционной партии, противореча и с шумом прерывая речь господина Щербины, предъявляли свои излюбленные требования: удалить якобы для общего мира в обители вышеозначенных лиц правления, а именно иеросхимонахов Агафодора и Вероника, и других, обвиняя их в распространении рецензии схимонаха Хрисанфа (Ильинского скита), одобренной, как сказано выше, архиепископом Волынским. Господин Щербина заявлял о недопустимости насилия в таком деле и в святом месте – обители. Совещание продолжалось около двух часов и не привело ни к какому решению. Господин Щербина в тот же день уехал в Андреевский скит и перед отъездом предупредил отца игумена не делать собрания в его отсутствие во избежание могущих быть каких-либо беспорядков. Но не так решила противная партия. Пользуясь отсутствием господина Щербины, главари революции оповестили своих единомышленников о назначении ими (самовольно) на следующий день собрания, о чем будет дано знать ударом в колокол. Действительно, 23 января, в 4 часа дня, раздался звук колокола. Партия поспешила в собор. Приглашен был и отец игумен, и старшая братия. Впереди встали главари и участники заговора. Отцу игумену было вручено ими свое новое “исповедание” о имени Иисус и постановление об изгнании старцев и братии обители (иеросхимонахов Агафодора, Вероника, Кирика, Алексия, схимонахов Леона, Пинуфрия и монаха Денасия) и приказано под угрозой печальных последствий в случае сопротивления их требованию во всеуслышание прочитать оные и подписать. Конечно, дерзость, с одной стороны, страх и малодушие – с другой, сделали свое дело: беззаконное требование было исполнено… Не избежал суда своих лжечад и сам отец игумен: он был лишен власти. По инициативе иеромонаха Иорама и сотрудника его – распорядителя собрания монаха Иринея (певчего) тут же на собрании были избраны 12 новых старцев, которые по ранее намеченному плану действий не замедлили показать свою власть: по расходе собрания они все направились к отцу игумену и отобрали от него монастырскую печать, ключ от кассы, а также и более важные монастырские бумаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники, Память 13 октября Весьма полезно бывает вспоминать о тех, кои страдали за Христа, ибо самое воспоминание об их мучениях может возбудить в нашей душе любовь к Богу и дать нашему стремлению к добродетели как бы некоторые крылья, – дабы мы, ради будущего воздаяния, мысленно претерпели те самые страдания, которые мученики понесли плотью. К сонму страстотерпцев, подъявших в сей жизни мученические подвиги, принадлежат Карп и Папила – великие столпы и основание Церкви 6631 . Оба они родились в славном городе Пергаме 6632 от благочестивых родителей и своею добродетельною жизнью обнаружили добродетель родивших их: ибо святая ветвь растет от святого корня, добрый плод указывает на доброе дерево и чистый поток доставляет славу источнику. Оба они довольствовались в пище и питии только самым необходимым отвергая все, что служит к разнообразию и излишеству; да и необходимого они употребляли столь мало, что отличались от ангелов только плотью, так что по своему великому воздержанию казались почти бесплотными. Когда они достигли чрез такую жизнь совершенства в добродетели, то были найдены достойными того, чтобы им было вручено церковное управление: Карп был поставлен епископом и проповедовал слово Божие жителям Фиатиры 6633 , Папила же, которого Карп почтил степенью диакона, обнаруживал ревность, согласно своему званию, в подобных же трудах. Слава о святых Карпе и Папиле распространилась по всем окрестным странам, – как и вообще добродетель обыкновенно не может укрыться, но всегда делается явной. Посему к сим святым мужам стало стекаться великое множество народа, который, слушая с усердием их учение, обращался в христианство. Ненавистник всякого добра, Диавол (ср. Иоан.8:44 ), видя сие, не мог оставаться спокойным; найдя усердных служителей своей злобы, он внушил им сделать на святых донос нечестивому царю Декию 6634 . И вот на Карпа и Папилу было донесено, что они не только не поклоняются богам, напротив – проклинают их и следуют христианскому учению. Декий, услышав о сем, сильно разгневался и послал в Азию советника своего Валерия, – ревностного язычника и жестокого человека; при этом царь сообщил ему все, что знал о святых и дал полную власть над ними. Валерий, получив приказ, поспешно отправился в путь и, прибыв на место, где жили святые, захотел принести жертвы богам своим. От него тотчас же вышло повеление во все пределы Фиатирской страны, чтобы все жители ее немедленно собрались на место жертвоприношения для поклонения богам. Так, нечестивый не только сам был ревностным почитателем языческих богов, но и других хотел склонить к тому же. Когда все собрались на место жертвоприношения, то между ними не оказалось двух христиан, Карпа и Папилы, ибо они на ином месте приносили Истинному Богу истинную жертву, то есть, молитву. Не найдя их среди собравшихся, мучитель повелел искать их; когда затем они были найдены и приведены к нему, то он с гордостью спросил их:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мало бы кто оказался способен послужить батюшке с такой самоотдачей и кротостью, как служил ему архимандрит Агафодор (Маркевич). Наверное, только на страницах древних патериков мы нашли бы примеры подобного самоотречения. Отцу Агафодору безо всякого стеснения и неловкости можно было позвонить хоть ночью и не сомневаться, что он откликнется. А в Переделкине поддержка отца Агафодора была неоценимой. Нужно было отвозить батюшку на службу или к врачу, нужны были подарки для народа (отец Кирилл, мы помним, любил угощать сладостями, дарить книги, иконки, церковные календари)… Все это и становилось заботой отца Агафодора. И помощь он оказывал с такой скромностью, с такой тихостью и сыновней преданностью, что у отца Кирилла просто наворачивались слезы благодарности. Когда же батюшка Кирилл слег, серьезный и немногословный отец Агафодор поднял на свои плечи колоссальную нагрузку по обеспечению тяжелобольного всем необходимым, регулярно служил и причащал парализованного старца. И несомненно, что в лице архимандрита Агафодора вся братия Троице-Сергиевой Лавры служила своему дорогому духовнику. Ведь все эти долгие двенадцать лет, что отец Кирилл был прикован к одру болезни и, как сам он говорил, «не мог быть никому полезен», для Лавры он по-прежнему оставался братским духовником. Все эти двенадцать лет лаврские монахи на автобусах по нескольку раз в год приезжали к своему авве, чтобы только постоять у его кровати и приложиться к руке, – слабея с каждым разом, батюшка не мог уже ни слова произнести им в утешение. Но они приезжали… А место архимандрита Кирилла на духовном соборе и на монастырской трапезе не было занято никем – пустовало в знак того, что духовник все равно незримо присутствует здесь и находится со своей братией, что он по-прежнему в сердце каждого инока, а в его большом сердце навсегда – и каждый лаврский брат, и все мы, каждый из нас. Так и было. Так и осталось теперь навеки. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Людмила селенская 21 февраля 2018, 03:17 Спасибо! Пронзительно, до слез.

http://pravoslavie.ru/110816.html

Впоследствии он так писал о своем опыте общения с духовником: «В прелесть впадают лишь те, которые верят своему рассуждению. Поэтому никто без благословения своего старца, которому обязан иметь откровение, не должен ничего начинать своевольно или верить своему мнению или видению, не открыв ему всего. Надо следовать его мнению и указанию (одобрению), полагаясь без сомнения на его суждение... Когда кто руководствуется такими указаниями своего старца, и все делает по его благословению, и самые мысли не иначе принимает, как предварительно вопросив того о них, таковой, будучи охраняем его благословением, не может впасть в прелесть, легко избегает коварства расставленных врагом сетей, как бы они ни были прикрыты тонко и хитро, ибо раз держится правила, указанного ему старцем, – не доверять себе, пока не вопросит старца, – то как может обмануть его дьявол ? Он по смирению считает себя недостойным никакого явления от Бога, вопрошая о всем таковом старца. Если же и последует что либо от Бога, то он сочтет это [как дар] по молитвам старца, а не за свое достоинство, чем и избегает возношения. А кто без благословения, самочинно, хотя бы и доброе что либо делал, легко может попасть в прелесть, и если вскоре не скажет об это старцу, то может и совсем повредиться, и, будучи обольщен врагом (ложным светом, благоуханием, разными видениями во сне и наяву, запрещением от врага открывать об этом старцу), может совсем потерять рассудок и остаться навсегда неисправимым» 120 . 21 ноября 1882 года отец Агафодор был рукоположен в иеродиакона, а затем 10 апреля следующего года – в иеромонаха. С того времени начинается его деятельность сначала как антипросопа, а потом духовника. Прекрасно изучив греческий язык, он с успехом выполнял ответственное послушание в Киноте. Потрудившись в Карее около 10 лет, отец Агафодор по болезни (бронхит) должен был навсегда оставить это послушание. Но главная заслуга отца Агафодора – это духовничество. На этом святом серьезном поприще он не имел равных. Всегда внимательный, ласковый, он сумел привлечь к себе сердца многих иноков – как новичков-послушников, так и убеленных сединами старцев. Двери его кельи были всегда открыты для желающих очистить свою совесть таинством покаяния. Скорбящие, малодушествующие находили в нем заботливого, внимательного отца, и редко кто из них уходил неуспокоенным, неудовлетворенным. Большинство его духовных чад искренне любили своего старца и готовы были пойти за него на любое самопожертвование. Его отцовская любовь и забота о своих духовных детях отчетливо видна в его переписке с ними 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Положение о стипендии имени покойного профессора Императорского Московского Университета, Алексея Петровича Лебедева при Московской Духовной Академии: 1 . На проценты с капитала, поступившего по духовному завещанию покойного заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета, Действительного Статского Советника, Алексея Петровича Лебедева и заключающегося в четырех облигациях Государственного внутреннего 5% займа 1905 года на номинальную сумму восемь тысяч рублей (8000 р.), учреждается при Московской духовной Академии стипендия имени завещателя – профессора А. П. Лебедева . 2 . Капитал этот составляет неотъемлемую собственность Московской духовной Академии и хранится вместе с прочими её капиталами, оставаясь навсегда неприкосновенным. 3 . Стипендия назначается Советом академии ежегодно одному из лучших по успехам и поведению студентов IV курса. 4 . Размер стипендии определяется в четыреста рублей (400), из коих установленная сумма употребляется на годичное содержание стипендиата в академическом общежитии, а остаток выдается ему при окончании курса на руки для приобретения полезных книг и на удовлетворение других нужд. 5 . Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств. Настоящее положение утверждено определением Святейшего Синода от 30 июня – 20 июля 1909 г. за 5527». Определили: Принять к сведению и руководству. —315— IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1909 г. Авг. 7. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 июля за 10547: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 1 сего июля за 237, по ходатайству Совета Московской Духовной Академии об утверждении Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского, в звании почетного члена сей академии. Приказали: Избранного Советом Московской духовной академии в звание почетного члена сей академии Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского, утвердить в означенном звании; о чём и послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Преосвященного Митрополита С.-Петербургского, от 4 сего февраля за 206–1367, о предоставлении начальству С.-Петербургской духовной академии права давать студентам, изъявившим желание отправиться на место военных действий на Дальнем Востоке, в качестве братьев милосердия, отпуск на время войны без увольнения из академии, считая их в составе тех курсов, с которых они выбыли. Приказали: Уведомить указами как Ваше Преосвященство, так равно Преосвященных Митрополитов С.-Петербург- —26— ского и Киевского и Архиепископа Казанского, что Святейший Синод предоставляет начальствам духовных академий право, в случаях желания академических студентов отправиться на место военных действий на Дальнем Востоке, в качестве братьев милосердия, разрешать таким студентам отпуск на время войны, не увольняя их из числа академических воспитанников, с оставлением их в составе тех курсов, с которых они выбывают“. Справка: Из студентов Московской Духовной Академии изъявили желание отправиться на место военных действий на Дальнем Востоке четверо: священник Владимир Боголюбов (III курса), священник Николай Часоводов (II курса), Вячеслав Лисицын (I курса) и Христофор Соболев (I курса); из них первые двое – в качестве священников походных церквей, а последние – в качестве псаломщиков означенных церквей и братьев милосердия. – Всем означенным студентам Преосвященным Ректором Академии и разрешён отпуск на время войны, с оставлением их в списках студентов Академии. Определили: Принять к сведению. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1904 г. Марта 4. В Московскую Духовную Академию“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 3 марта за 2103: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 13 минувшего февраля за 95, по ходатайству Совета Московской духовной академии об учреждении стипендии имени Преосвященного Ставропольского Агафодора на пожертвованный им капитал в 6 тысяч рублей и об утверждении проекта положения сей стипендии. Приказали: Согласно представлению Вашего Преосвященства, 1) учредить при Московской духовной академии стипендию имени Преосвященного Агафодора, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, на проценты с пожертвованного им капитала, заключающегося в свидетельствах Государственной 4% ренты на сумму в шесть тысяч рублей, и 2) проект положения о сей стипендии утвердить; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Почему вы не явились вместе с другими для принесения жертвы богам? – и потом прибавил – Поспешите пред моими глазами исправить ваш проступок, чтобы ненависть оклеветавших вас обратилась на их собственную голову, а ваша слава чрез то умножилась более прежнего. Святые же, не боясь страха и не ища человеческой славы, мужественно отвечали на сие: – Не должно нам, о судия, прогневлять нашего Бога и быть неблагодарными за Его к нам благодеяния! Ибо самые скоты были бы обличителями нашей неблагодарности, – ведь и они знают своего хозяина; мы же оказались бы не знающими нашего Создателя, если бы почтили ложных богов, оставив Истинного Господа нашего. Когда они так говорили, Бог подтвердил слова их следующим знамением: внезапно произошло сильное землетрясение, и все идолы были низвергнуты и рассыпались в прах. Но злоба Валерия была сильна и непреклонна: вместо того, чтобы подивиться неизреченной силе Божией и посмеяться крайнему ничтожеству ложных богов, он оказался лишь еще более безумным и несмысленным. Пристыженный благородством и кротостью тех мужей, он удержался от причинения им тогда же самых тяжких мук и повелел возложить на шеи их железные цепи и водить их нагими по городу. Так доблестные подвижники, достойные высокой чести, были водимы по улицам с бесчестием, достойные неисчислимых похвал были осмеиваемы и подвергались поруганиям. Судия же, думая, что, наказанные таким бесчестием, они изменят теперь твердости своего исповедания, замыслил привлечь их на свою сторону льстивыми речами и начал говорить: – Если бы я не считал вас благоразумными, то никогда не стал бы подавать вам доброго совета, а склонил бы вас к нашей вере мучениями, против вашей воли. Но так как ваше благоразумие и благонравие указывают на ваше, свойственное великим людям, уменье здраво судить о деле, то я вознамерился быть для вас добрым советником. Не безызвестно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются бессмертным богам с древних времен, и это остается так до сего времени не только у нас, знающих греческий и римский языки 6635 , но и у варваров; ибо чрез такое усердие к богам города управляются добрыми законами, одерживаются победы над врагами и укрепляется мир. Почему же цари и князья Римские достигли такой славы, что ниспровергли города и народы и подчинили своей власти всех врагов? – не потому ли, что почитали богов и поклонялись им? – Почтите же их и вы. И если, через слова невежественных людей, вы прельстились неразумной и только недавно появившейся христианской верой, то образумьтесь ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас великие милости. Но если вы останетесь при прежнем упорстве, то и блага эти утратите и нас заставите поступить с вами с крайнею жестокостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не тут–то было. Кот нисколько не был смущен ни темнотой, ни рясой Его Высокопреподобия и, выскользнув, с прежней скоростью бежал по намеченному пути. В это время началась ектения по третьей песни канона. И все бы обошлось, если бы не громадное зеркало, которое было встроено в дверцу шкафа для облачений. Оно было так чисто, так аккуратно протерто чьей.то заботливой тряпочкой, что кот, увидев отражение приоткрытой двери в зеркале, бросился в эту щель, чтобы выбежать из алтаря. Раздался глухой стук – это кот врезался головой в зеркало. Его буквально отбросило метра на полтора назад. Кот понял, что отсюда, через, так сказать, боковую дверь, ему не уйти, и побежал к Царским вратам главного алтаря. В это время завершалась ектения и о. Николай Воробьев, ключарь Патриаршего собора, заканчивал говорить возглас по третьей песне канона. По уставу полагается повернуться в конце возгласа и поклониться Святейшему Патриарху, который в это время помазывал народ. Во время помазания Патриарх не глядел в сторону Царских врат. Но на возглас священника он как раз должен был поднять глаза и благословить его, как полагается по уставу. Все совпало до секунды! Поклон священника, поднятый взор Патриарха и кот, пулей выскакивающий из Царских врат как раз в это мгновение. Отцы впали в отчаяние и стали нещадно обвинять меня: – Ну, конечно, это все из-за тебя, это ты виноват, звероловец несчастный. Сейчас Патриарх будет в таком гневе, что достанется всем! Что делать? – Надо упредить Святейшего, и как только он войдет в алтарь, сразу же просить у него прощения, он и смягчится,– сказал о. Агафодор. – Кто ловил, тот пусть и кается,– отрезал о. Архидиакон. Отец Николай был печален и задумчив, он чувствовал, что гнева не избежать, а ему всегда больше всех попадало. Я сказал: – Отцы, не унывайте. Я с детства научен каяться, мне не составит труда взять весь гнев на себя, – выдержу. Как только Святейший войдет в алтарь, я к нему и подойду, вы не беспокойтесь. Но, о достойное удивления смирение отца-ключаря! Он опередил меня. Я только подошел к Святейшему, а о. Николай уже сам начал говорить:

http://foma.ru/kak-kota-v-altare-lovili....

Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 9 Вси лицы Ангельские, зрящее подвиги ваша, Святые Священномученики, по вере Христовой подъятые, радостью велией радовахуся, вы же по страдании своем на земле, вошедшее в славу Божию на небеси, и сами исполнилися есте радостью неизглаголанною. Тем же, водворившиеся в небесных обителях, вкупе со Архангелы и Ангелы, присно воспеваете Богу: Аллилуйя! Икос 9 Витии многовещанные, аще бы и многи языки имели и глаголати восхотели, не возмогут исчести ваших трудов и воздыханий, скорбей и лишений, гонений и страданий, яже имели есте, учащее и проповедующее, настоящее благовременне и безвременне, умоляюще и запрещающее, обличающее и увещавающе люди непокоривые, за добро злом воздающие. Мы же, дивящееся подвигом вашим, умиленно взываем к вам: Радуйтеся, трудами вашими нас ленивых к доброделанию возбуждающие; радуйтеся, воздыханиями вашими нас унылых к молитве окрыляющие; радуйтеся, скорбями вашими нас малодушных в пренесении скорбей утверждающие. Радуйтеся, гонениями, вами претерпенными, нас слабых укрепляющие; радуйтеся, лишениями вашими нас нетерпеливых к воздержанию подвизающие. Радуйтеся, страданиями вашими нас боязливых ободряющие; радуйтеся, учением и проповедью вашей нас темных просвещающие. Радуйтеся, наставлением вашим благовременным и безвременным нас нерадивых ко стыду приводящие. Радуйтеся, умолением вашим по Христе нас беспечных безответными творящие; радуйтеся, прещением вашим нас бесстрашных устрашающие. Радуйтеся, обличением вашим нас непослушных посрамляющие; радуйтеся, увещанием вашим нас противляющихся к Богу приводящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 10 Спасти хотя страну нашу, иже всем хотящий спастися и в разум истины прийти, всемилостивый Господь и Бог наш, избрал и послал вас к нам, Святители Христовы, да ясно укажете всем здесь живущим и хотящим спастись пути спасения, и всех научите петь Богу: Аллилуйя! Икос 10 Стена крепка и непоколебима есть, угодницы Божии, нам влающимся и обуреваемым в море житейстем, да выну зря море сие, воздвизаемое напастей бурею, к тихому пристанищу, ходатайству и заступлению вашему грешнии прибегаем, и из глубины души с любовью вопием к вам: Радуйтеся, поборницы веры Христовой непоколебимые; радуйтеся, покровители наши некрыющиеся от нашего притекания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010