Из списка, сформированного на начало работы Собора, на втором заседании, 20 мая, был исключен И. В. Никоноров, который не был признан членом Собора, как приглашенный Предсоборной комиссией специалист, но не избранный в каноническом порядке член. На том же заседании был включен в список инок Полихроний. Однако в списке, оглашенном на первом заседании Собора (протокол 1), инок Полихроний уже указан. В протоколе комиссии личного состава (приложение к протоколу Собора 2), очевидно, ошибочно отсутствует имя H. Н. Львова. В списке членов церковного Собора 46 указано 56 имен, в том числе включенный в него 21 мая князь E. Н. Трубецкой. Не указан, вероятно, ошибочно, Иван Ефимович Гладкий, а также прибывшие на заседания Собора только 23 мая члены Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Н. В. Филькович и Н. Г. Безкровный. Заседания Собора были предварены 18 мая организационным совещанием по выработке программы торжества открытия Собора 47 . Собор открылся 19 мая 1919 г. приветствием архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) в адрес Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина. На этом же, первом, заседании к Собору обратился Деникин, и с ответным словом к нему – архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич). Собор также приветствовали: член Донского Войскового круга П. С. Якушев, донской атаман генерал-майор Г. А. Павлов , от Кубанского краевого правительства К. П. Гаденко, ставропольский городской голова Р. Р. Глиндзич, епископ Александровский Михаил. Собор осуществил намерение Предсоборной комиссии обратиться с посланием «ко всем православным чадам России», в котором особо подчеркивалось, что Собор не имеет сепаратного характера, является краевым, «временным, вынужденным, исключительным и будет блюсти каноны и церковные правила». Архиепископы Агапит (Вишневский) и Димитрий (Абашидзе) приняли активное участие в обсуждении послания Собора. Дальнейшее рассмотрение послания было передано в комиссию по составлению грамот и воззваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На организационном собрании впервые прозвучала мысль о том, что для решения вопроса подобного значения необходим Собор. О. Шавельский писал: «Я кратко изложил историю попыток образовать высшую церковную власть и необходимость такой власти, а митр. Платон предложил созвать Собор для учреждения такой власти» 24 . Протокол же собрания зафиксировал, что о необходимости Собора заявил протоиерей А. Рождественский 25 . Так или иначе, но если инициатива создания единого главного для Юга России органа церковной власти исходила от политических кругов и командования Добровольческой армии, то мысль о созыве Поместного Собора – из недр самой Церкви. Первоначально, на организационном собрании 27 апреля, было предложено провести Собор в г. Ессентуки Владикавказской епархии. Но в итоговом постановлении собрания зафиксировано решение оставить этот вопрос на усмотрение старейшего на юге архипастыряархиепископа Ставропольского и Кавказского Агафодора (Преображенского), к которому направлялись уполномоченные представители собрания – архиепископ Таврический Димитрий, протопресвитер Г. Шавельский и граф В. В. Мусин-Пушкин. Архиепископ Агафодор решил созвать Собор в Ставрополе. Затем по предложению митрополита Платона рассматривался вопрос о необходимом объеме финансирования Собора. Решено было просить командование Добровольческой армии о ссуде в 50 тыс. руб. На собрании оговаривалась кратковременность срока заседаний Собора, которая не должна была превышать одну неделю, определялись состав Собора и учреждение Предсоборной комиссии. Протокол собрания подписали порядка 180 человек. Предсоборная комиссия начала работу 3 мая 1919 г. в г. Екатеринодаре, в помещении Кубанского епархиального совета. Комиссия была создана по образцу Предсоборного совета 26 . Председателем комиссии стал протопресвитер Г. Шавельский , делопроизводителем – Е. И. Махароблидзе. Большинство предложений по вопросам организации Собора и ВВЦУ выносились на обсуждение протопресвитером Г. Шавельским . В задачи комиссии входила организация предстоящего Собора, предварительное рассмотрение вопросов, подлежащих соборному обсуждению, подготовка проектов основных соборных документов. Главным вопросом был вопрос о структуре, функциях, полномочиях, точном наименовании и средствах для содержания создаваемого церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви. В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы. Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919). Советский период К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

Ставропольская епархия Дата создания: 1842 г. (по др. сведениям 1843 г.) Описание: Входит в состав  Ставропольской митрополии Ставропольская епархия была выделена из Астраханской епархии в 1842 году, первоначально именовалась Кавказская и Черноморская. Ко времени открытия епархии (первый епископ — Преосвященный Иеремия (Соловьев)) в Кавказской области было 126 храмов и 180 причтов, в Черноморской — 66 храмов и 96 причтов. За менее чем десятилетний срок пребывания на кафедре епископа Иеремии была открыта Ставропольская духовная семинария (1846 г.), развернуто строительство храмов. При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) (1893-1919 гг.) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа; в его же бытность в г. Ставрополе в мае 1919 года состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (впоследствии оформившееся как Русская Православная Церковь Заграницей). В 1920-1930-е гг. в епархии были разрушены или отобраны у верующих большинство храмов. В г. Ставрополе остался один действующий храм — Успения Божией Матери, в то время как до 1917 года православных храмов в городе было более 20 при численности населения 45 тыс. человек. С 1936 по 1943 гг. деятельность епархии была прекращена. Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связано с именем митрополита Антония (Романовского) (1943-1962 гг.). При нем были открыты некоторые храмы и Ставропольская духовная семинария. После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, возродилась Ставропольская духовная семинария, открылись православные общеобразовательные гимназии, школы, детские сады. Возрождение епархии продолжилось при митрополите Ставропольском Гедеоне (Докукине) (1990-2003 гг.). Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года (журнал на территории Дагестана и Азербайджана, ранее входивших в Ставропольскую епархию, была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5199225...

Сохранился приказ Ставропольского военного губернатора А. М. Валуева от 23 июля 1919 года, в соответствии с которым за расправу над священником Димитрием Семеновым был предан военно-полевому суду 26 июля 1919 года служивший в Красной армии крестьянин селения Старобельского Харьковской губернии Иван Головинский, 31 года. Он обвинялся в том, что вместе со своим братом Василием и еще тремя красноармейцами, фамилии которых не установлены, состоя в боевой цепи Красной армии, получил от командира роты Гайворонского приказание казнить священника Димитрия Семенова, что и было им приведено в исполнение 33 . После закрытия Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир в 1936 году и полного разрушения ее здания в 1943 году 34 могила отца Димитрия утрачена. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Сведения о Семеновой Варваре Александровне (матери Димитрия) из клировой ведомости за 1914 г., см.: Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 104об.–105. 2 Разрядный список...//Кавказские епархиальные ведомости. 1884. 15. 1 августа. С. 552. 3 О назначении вторым законоучителем православного исповедания при Ставропольской гимназии священника поселка Кирпильского о. Иоанна Восторгова//ГАСК. Ф. 73. Оп. 1. Д. 775. Л. 6 об. 4 Разрядный список...//Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. 14. 16 июля. С. 250. 5 Разрядный список...//Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. 13. 1 июля. С. 158–160. 6 Клировая ведомость за 1914 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 99 об. 7 Информация о Таскаевском приходе//Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. Томск, 1911. С. 433–434. 8 Прошение диакона Спасо-Преображенской церкви села Новоселиц Илии Кондратова и диаконоучителя села Винодельного Димитрия Семенова епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 23 июля 1897 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 55. Д. 529. Л. 48; Перемены по службе//Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. 15. 1 августа. С. 869. 9 Клировая ведомость за 1907 г.//ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 549. Л. 14. 10 Указ Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Томскому и Барнаульскому Макарию по вопросу об удовлетворении церковных нужд в переселенческих епархиях от 30 апреля 1908 г.//Томские епархиальные ведомости. 1908. 15. 1 августа. С. 1–2.

http://e-vestnik.ru/analytics/proslavlen...

7 марта 1917 г. Из телеграммы духовенству г. Кириллова 576 : ...По моему разумению, Государь отречением от Престола всех разрешил от присяги, и через Великого Князя Михаила Александровича передал Верховные полномочия Временному Правительству. Поминайте Богохранимую Державу Российскую и благоверное Временное правительство ее. Такова Синодальная формула. Передайте соседям. 12 марта 1917 й Благочинным Тамбовской епархии: Приглашаю духовенство епархии общими силами уяснять себе и пастве важность переживаемых событий, ответственность всех за целость Родины, обязанность отдать себя и запасы на ее спасение. Собирайтесь, обсуждайте, поддерживайте друг друга. Спешите делать, пока день есть. 13 марта 1917-й Первенствующему члену Св. синода митрополиту Владимиру и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Велениями совести вынуждаюсь просить, чтобы присылаемые из Св[ятейшего Синода указы подписывались кем-либо из членов Синода. Первенствующему члену Св. синода и обер-прокурору Св. синода: Нужно ли участие духовенства в приведении [к] присяге [по] новой форме[?] Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. 1011 Отдел неофиц. С. 292295. 343. Телеграмма Св. синоду архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) 4 или 5 марта 1917 й Духовенство города Ставрополя, собравшись [под] председательством преосвященного Михаила, епископа Александровского, 577 в соответствие обстоятельствам времени пришло временно для возношения на богослужениях, где следует, формулу, выработанную московским духовенством, а именно: «богохранимую державу Российскую, правительство христолюбивое воинство ея». Прошу распоряжений по сему вопросу. Агафодор, архиепископ Кавказский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 27. Подлинны. 344. Телеграмма Св. синоду епископа Орловского и Севского Макария (Гневушев) 4 или 5 марта 1917 Ввиду манифеста, прошу указаний относительно богослужений. Епископ Макарий РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стоп. Л. 34. Подлинна! 345. Телеграмма Св. синоду архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Герман (Гоголашвили), хиротонисанный из архимандритов Абхазских 8 сентября 1851 года. 2) Геронтий (Папиташвили), хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 6 октября 1857 года. 3) Александр (Окропиридзе), хиротонисанный из архимандритов Абхазских; управлял Абхазскою епархией с 4 марта 1862 года. После него, с 30 мая 1869 г., Абхазская епархия была присоединена к Имеретинской, в каковом состоянии и находилась до 12 июня 1885 г., когда в силу мнения государственного совета, высочайше утвержденного в указанный день, была восстановлена под именем Сухумской епископии, с кафедрою при Сухумском Александро-Невском соборе. Тогда же утвержден штат Сухумского епархиального управления, измененный в 1891 году в силу Высочайшего повеления 3 июня того же года 71 . Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Геннадий (Павлинский), хиротонисанный из архимандритов Троице-Сергиевской лавры 28 декабря 1886 года, умер 31 марта 1889 года в Симоно-Канонитском Ново Афонском монастыре, где имел пребывание, и там погребен. 2) Александр (Хованский), хиротонисанный из архимандритов Владимиро-волынского Христорождественского монастыря 29 мая 1889 года; скончался 12 февраля 1891 года и погребен в Сухумском Александро-Невском соборе. 3) Агафодор (Преображенский), из епископов Балахнинских, с 2 марта 1891 года; ныне управляет Ставропольскою епархией. 4) Петр (Другов), хиротонисанный из архимандритов-ректоров Киевской духовной семинарии, с 21 марта 1893 года; ныне епископ Смоленский. 5) Арсений (Изотов), хиротонисанный из архимандритов Московского Ставропигиального Симонова монастыря; управляет Сухумскою епархией и ныне. Осетия, входящая ныне в состав епископии Владикавказской, до 1811 года входила в состав епископии Цилканской, затем с 21 декабря 1870 года управлялась, епископом Моздокским, викарием епископа Ставропольско-Кавказского. Апреля 3 дня 1875 года была учреждена епископия Владикавказская, которая до 23 апреля 1885 года входила в состав Грузинского экзархата, как викариатство, с этого же времени, в силу высочайше утвержденного доклада Святейшего Правительствующего Синода, преобразована в самостоятельную епархию, с присоединением к ней Моздокского епископства и Терской области от епископии Ставропольско-кавказской и Дагестанской области от Грузинского экзархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агафодор (Преображенский Павел Флегонтович; 1837–1919), архиепископ Кавказский и Ставропольский, – богослов, миссионер, почетный председатель Собора. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. по должности. Родился в селе Спасское Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика, вскоре умершего. Мать выполняла черную работу, чтобы кормить сына. Ранние годы провел в г. Череповце и с. Богослове Новгородской губернии в крайней нищете: зимой в доме вместе с людьми находились ягнята, телята, куры. В 1848–1860 гг. учился в Пошехонском духовном училище за казенный счет и Ярославской духовной семинарии, которую закончил по первому разряду. В 1860 г. женился и был рукоположен во священника архиепископом Ярославским Нилом, назначен настоятелем прихода в с. Воскресенское Мышкинского уезда Ярославской губернии. В 1864 г. овдовел. Учредил и содержал два бесплатных народных училища, где был законоучителем и смотрителем. Первым в России открыл передвижные народные библиотеки. С 1877 г. – благочинный сельских приходов, с 1884 г. – протоиерей, настоятель Успенского собора в г. Мышкин. В 1888 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита, затем в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В Нижнем Новгороде основал на свои средства Свято-Владимирскую церковно-приходскую школу, благоустраивал древний нижегородский Печерский монастырь. В 1891 г. переведен на Сухумскую кафедру, где учредил Александровское братство, открыл 22 школы, основал в 1892 г. комиссию для перевода богослужебных книг на абхазский и адыгейский языки. Регулярно объезжал епархию с миссионерскими целями, в результате чего за два года было крещено около тысячи абхазов. В 1892 г. учредил епархиальную археологическую комиссию, возродившую в древних Команах храм св. Василиска, в котором, по преданию, скончался свт. Иоанн Златоуст . Восстанавливал множество других древнехристианских памятников в Абхазии. С 1893 г. – епископ Ставропольский и Екатеринодарский (с 1916 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ноябре 1918 г. в Томске был созван Собор в составе 13 архиереев, а также 26 членов Поместного Собора из духовенства и мирян. Председательствовал на Соборе архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), почетным председателем был митрополит Казанский Иаков (Пятницкий). Собор организовал Временное Высшее церковное управление (ВЦУ), председателем которого стал архиепископ Сильвестр (Ольшевский) . Но намного большую роль в истории Церкви сыграло другое ВЦУ, организованное на юге России в мае 1919 г. Именно тогда в Ставрополе-Кавказском состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор. В качестве примера для своей деятельности Предсоборная комиссия рассматривала Томский Собор. В Ставропольском Соборе, проходившем с 19 по 24 мая, приняло участие 11 архиереев, 22 священника, 1 монах и 20 мирян. Председателем Собора был избран архиепископ Митрофан (Симашкевич), почетным председателем – архиепископ Агафодор (Преображенский). 22 мая было принято решение о создании Временного Высшего церковного управления (ВЦУ), которому передавалась власть над всей территорией, подконтрольной Вооруженным силам Юга России. Такое положение предусматривалось сохранять до установления нормальной связи с патриархом. Председателем ВЦУ стал архиепископ Митрофан (Симашкевич). Свободное положение нового церковного органа позволяло ему решать вопросы, которые не могло взять на себя московское священноначалие, например, открытие новых епархий и викариатств. На юге России продолжалось издание газеты «Церковные ведомости». Полномочия ВЦУ признал и наиболее авторитетный русский архипастырь – митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) , ставший его почетным председателем. Правда, принять участие в работе ВЦУ митрополиту не пришлось – до ноября 1919 г. он находился в Клеве, затем вместе с отступающими войсками уехал на Кубань, а в марте 1920 г. покинул Россию. Русские иерархи, священники и монахи, уходившие на юг, по возможности старались спасать и церковные святыни. Епископ Курский Феофан (Гаврилов) увез с собой чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери, а киевские пастыри вывезли частицу мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры, которые ныне находятся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каков будет исход болезни Питерского [Питирима (Окнова)]. Газеты кричали даже о его переводе на другую епархию. Должно быть, были основания для таких необычных слухов. Грешный человек, на Собор мало надеюсь. Он плодотворен будет только тогда, когда при разделении государства от Церкви соберутся уже гонимые и потому искренние иерархи, а теперь это будет тот же Синод, только большой и, следовательно, бестолковый. Теперь будут делать так же угодливо, как и теперь. Перестал я верить в плодотворность какой-либо общей системы при сложившихся условиях. Теперь лучшая система: пусть всяк на своем месте добросовестно и посильно трудится, вот и будет возрождение Церкви. Впрочем, простите разболтавшегося грешного епископа Андроника. Посодействуйте справедливому решению представленных мною рапортов по поводу вмешательства Шавельского и претензий Екатеринбургского соседа. г. Пермь, 11 ноября 19 16 года Иоанникий (Дьячков; † после 1918), епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1907 по 1916 годы — епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. — Прим. сост. Дионисий (Прозоровский; † после 1937), архиепископ Ростовский на Дону. С 1912 по 1916 годы — епископ Петровский, викарий Саратовской епархии. — Прим. сост. Леонтий (Вимпфен; † 1919), епископ Енотаевский. С марта по декабрь 1916 года — епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии. — Прим. сост. Филипп (Гумилевский; † 1936), архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии. С 16 мая 19 16 года был ректором Кишинёвской духовной семинарии. — Прим. сост. Агафодор (Преображенский; † 1919), митрополит Кавказский и Ставропольский. — Прим. сост. Михаил (Богданов; † около 1925), епископ Владивостокский. С 1914 по 1918 годы — епископ Самарский и Ставропольский. В 1918 году эмигрировал. — Прим. сост. Серафим (Голубятников; † 1921), епископ Екатеринбургский и Ирбитский. — Прим. сост.   Купить эту книгу можно будет Рейтинг: 2 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/3037.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010