В Казанскую Духовную Академию он пожертвовал капитал в шесть тысяч рублей и на %% с него была учреждена стипендия имени Преосвященного Агафодора. 6 мая 1907 года епископ Агафодор был возведен в сан архиепископа, а ко дню пятидесятилетия священнослужения в I910 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1918 году именовался архиепископом Кавказским и Ставропольским. Год возведения в сан митрополита неизвестен. Скончался в 1920 году, но неизвестно где. Преосвященный Агафодор был добрым, трудолюбивым, кротким и снисходительным архипастырем, ревностным и твердым в своей деятельности на поприще миссионерства и духовного просвещения. Отличался редкой простотой и добрым отношением к окружающим. Есть еще другая отрицательная, но малоубедительная характеристика одного иностранного писателя, напечатанная в «Церковных вопросах в России». Браил 1896 г. Там говорится, что архиепископ Агафодор был «малообразованный и малоспособный; бездарный бывший сельский священник, покровительствовавший архимандриту Колоколову, прославившемуся зазорной жизнью на Кавказе. Крестил 3000 абхазцев, оставшихся в магометанстве». Отдаваясь всецело трудам по «устроению вверенного ему словесного стада», преосвященный находил время и для литературных занятий, являясь духовным писателем. Труды : Речь при наречении его во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Успенский Эранский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе близ г.Сухуми. Ставрополь, 1894· г. Катехизические поучения о вере. Катехизические поучения о надежде и любви. Ставрополь, 1899 г. «Наставление о Законе Божием». Учебное руководство для одноклассных церковно-приходских школ. Ставрополь, 1899 г. Толковый молитвенник. Ставрополь, 1899 г. Воскресенский храм и его приход, Мышкинского уезда, Ярославской губернии. Речи и слова. Речь при открытии и освящении памятника первым кубанским казакам, ст.Таманской 5·Χ·1911 года. Воззвание к пастырям и пастве Ставропольской епархии. Литература: «Церк.Вед.» 1888, 8, стр.39.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр Другов 1899–1908. Феодосий Феодосиев 1908. Ставропольская, учр. в 1843 г. Кафедра в Ставрополе (на Кавказе) Епископы Кавказские и Черноморские: Иеремия Соловьев 1843–1849. Иоанникий Образцов 1849–1857. Игнатий Брянчанинов 1857–18(51. Епископы Кавказские и Екатеринодарские (с 1866 г.): Феофилакт Губин 1862–1872. Герман Осецкий 1872–1886. Ставропольские и Екатеринодарские: Владимир Петров 1886–1889. Евгений Шерешило 1889–1893. Агафодор Преображенский 1893. Архп. с 1907. Ейское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Иоанн Левицкий 1908. Александровское викариатство. учр. в 1911 г. Епископы (в Ставрополе): Михаил Космодамианский 1911. Сухумская, учрежд. В 1885 г. 52 Кафедра в Сухуме Епископы: Геннадий Павлинский 1886–1889. Александр Хованский 1889–1891. Агафодор Преображенский 1891–1893. Петр Другов 1893–1895. Арсений Изотов 1895–1905. Серафим Чичагов 1905–1906. Кирион Садзагелов 1906–1907. Димитрий Сперовский 1907–1911. Андрей кн. Ухтомский 1911. Таврическая, учр. в 1859 г. Кафедра в Симферополе Епископы и Архиепископы Таврические и Симферопольские: Елпидифор Бенедиктов 1860. Архп. Алексий Ржаницын 1860–1867. Гурий Карпов 1867–1882. Архп. с 1881. Гермоген Добронравин 1882–1885. Алексий Лавров-Платонов 1885. Мартиниан Муратовский 1885–1897. Архп. с 1896. Михаил Грибановский 1897. Николай Зиоров 1898–1905. Алексий Молчанов 1905–1910. Феофан Быстров 1910. Тамбовская 53 Кафедра в Тамбове Епископы Тамбовские и Козловские. Леонтий 1682–1684. Питирим 1685–1697. Игнатий Шалгин 1697–1699. Тамбовские и Пензенские: Пахомий Симанский 1758–1766. Феодосий Голосницкий 1766–1786. Феофил Раев 1788–1794. Платон Любарский 1794. Епископы Тамбовские и Шацкие (с 1799 г.): Платон Любарский (вторично) 1794–1811. Иона Василевский 1812–1821. Феофилакт Ширяев 1821–1824. Афанасий Телятьев 1824–1829. Евгений Бажанов 1829–1832. Арсений Москвин 1832–1841. Николай Доброхотов 1841–1857. Макарий Булгаков 1857–1859. Феофан Говоров 1859–1863. Феодосий Шаповаленко 1863–1873. Палладий Раев 1873–1876. Палладий Ганкевич 1876–1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Архиепископ Евсевий РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 61. Подлинник. 307. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Одессы и архиепископа Херсонского и Одесского Назария (Кириллова) 11 марта 1917 г. Духовенство г. Одессы в собрании своем постановило приветствовать в лице Вашем Временное Правительство, в тяжелую годину, переживаемую Россией, принявшее на себя власть земли Русской для устроения государственной и общественной жизни Отечества на началах порядка, законности и свободы. Памятуя минувшие судьбы России и заветы ее истории, духовенство твердо верует, что только в союзе с верою и церковью Христовою может быть устроен и управляем путь России к ее благоденствию и славе. Молим Бога, чтобы сила и милость Божия споспешествовали делам правителей народных в их ответственной работе для блага церкви и государства. Херсонские епарх. ведомости. Одесса, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 45. 308. Телеграмма М.В. Родзянко архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского), викарного епископа Александровского Михаила (Космодемьянского) и собрания духовенства г. Ставрополя 12 марта 1917 г. Пг. Таврический дворец Председателю Государственной Думы. С благословения архиепископа Агафодора, 540 5 марта состоялось пастырское собрание [г. Ставрополя] 541 под председательством епископа Михаила. 542 Восторженно приветствуя вступление родины и православной церкви на новый путь жизни, собрание единогласно постановило приложить все усилия на помощь Думе и Временному правительству в их великих задачах по обороне родной страны от лютого внешнего врага и по устроению благополучия гражданского и церковного быта. Председатель собрания Михаил, епископ Александровский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 66. Подлинник. 309. Телеграммы викария Ставропольской епархии епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) и духовенства г. Екатеринодара 12 марта 1917 г. Временному правительству: Духовенство города Екатеринодара во главе с епископом Кубанским и Екатеринодарским преосвященным Иоанном приветствует Временное правительство и молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ключарь Ставропольского кафедрального собора священник В. До-сычев. ГАРФ. Ф.Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 16–17 об. Рукописный подлинник. Автограф. На первом листе в верхнем левом углу рукописная помета карандашом: «Описание». Документы, связанные с решениями и наследием Собора 1. Рапорт архиепископа Агафодора (Преображенского) Патриарху Тихону об образовании отдельных Ставропольской и Кубанской епархий 20 ноября I918 г. Его Святейшеству великому господину, Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону Агафодора, архиепископа Кавказского и Ставропольского рапорт Ввиду полученного мною указа от Вашего Святейшества, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православныя Российския Церкви от 17/30 минувшего сентября за 641 о предполагаемом окончательном выделении из Ставропольской епархии Кубанской области в самостоятельную епархию долг имею сообщить Вашему Святейшеству нижеследующее: Ставропольская губерния как церковно-юридическая единица одна, независимо от Кубанской области, существовать не может. Разоренная и истерзанная большевиками, находясь и доселе почти целиком в их руках, она состоит всего из 224 храмов и 3-х монастырей (одного мужского и двух женских), весьма бедных и необеспеченных. Монастыри Ставропольской губернии окончательно разорены, так что нуждаются сами в помощи и никак не могут быть источниками для общеепархиальных нужд, хотя бы в смысле содержания архиереев. Храмы приходские, особенно в самом городе Ставрополе, после внезапной эвакуации последнего, носят след[ы] серьезного разрушения и требуют значительных сумм (особенно кафедральный собор) на мало-мальски приличный ремонт. Епархиальный свечной завод работает слабо ввиду полного отсутствия воска в крае и общей дороговизны рабочих рук. Спрашивается, на какие же средства может содержаться Ставропольская епархия в случае отторжения от нее целой Кубанской области. А между тем смета по содержанию епархиальных учреждений здесь весьма велика – с одной стороны, по причине исключительных миссионерских условий быта нашего края, а с другой – еще вследствие общего разорения местного населения (конечно, в частности, и духовенства).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Евгений был преисполнен многих замыслов, направленных на благоустроение Ставропольской епархии. Он энергично взялся за расширение Андреевского храма, где даже предначертал для себя место упокоения. Однако неожиданный переход на новое место помешал осуществлению многих его благих намерений. «Вот уже никогда не думал ни о каких назначениях, наоборот, надеялся и кости сложить здесь», –  с грустью сказал он, узнав о своем перемещении на Могилевскую кафедру. Покидая Ставропольскую епархию в августе 1893 г., преосвященный Евгений мог с полным правом заявить, что и он был участником создания «Великого храма Божия – церкви Кавказской». Владыку Евгения сменил да Ставропольской кафедре преосвященный Агафодор (Преображенский; 1893 – 1919). Период его управления ознаменован бурным расцветом ее церковной и миссионерской деятельности. Среди кавказских архипастырей владыка Агафодор оставил наиболее глубокий след в дореволюционной истории Ставропольской епархии. Ни одному из прежних ее архипастырей не довелось столько потрудиться на Кавказской кафедре, сколько выпало преосвященному Агафодору. На своем посту он пробыл 26 лет. Однако его духовная связь со Ставропольской (Кавказской) епархией фактически началась еще в 1891 г., когда он был назначен управлять Сухумской епархией. Знакомясь с ней, он объездил ее не только верхом, но и прошел около 450 км пути пешком... Новая епархия манила взоры преосвященного Агафодора тем, что здесь вели свою апостольскую проповедь св. апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Именно в Абхазии Симон Кананит принял мученическую смерть и был погребен вблизи древнегреческого города Никопсии, где затем возник Ново-Афонский монастырь. Во время поездок по епархии преосвященного Агафодора очень волновали многочисленные развалины христианских храмов. Он не мог остаться равнодушным к древним памятникам христианства, и для изучения истории распространения христианского учения в епархии открыл в 1892 году Сухумскую епархиальную церковно-археологическую комиссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ставропольская и Владикавказская епархия 21 мая 2010 г. 18:09 Учреждена в 1842 г. (по другим сведениям, в 1843 г.) как Кавказская и Черноморская ; с 1867 г. — Кавказская и Екатеринодарская ; с 1886 г. — Ставропольская и Екатеринодарская ; с 1916 г. — Кавказская и Ставропольская ; с 1922 г. — Ставропольская и Кубанская ; с 1935 г. — Ставропольская и Донская ; с сентября 1943 г. — Ставропольская и Пятигорская ; с мая 1945 г. — Ставропольская и Бакинская ; с февраля 1994 г. — Ставропольская и Владикавказская . С 1602 г. Северный Кавказ являлся частью Астраханской епархии . В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов). Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857-1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862-1872; местночтимый святой). В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра — с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии). Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893-1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г. Временного высшего церковного управления на Юго-востоке России, проходившего с участием владыки Агафодора, из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия , ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства. В 1920-1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов. В среднем каждый из архиереев занимал кафедру в течение года, после чего подвергался репрессиям. Б о льшая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1184684.ht...

Святейший Патриарх и Священный Синод 2(15) марта сего года за 86 постановили: избранную сёстрами Казанского Богородицкого монастыря на должность настоятельницы сего монастыря казначею того же монастыря монахиню Рахиль утвердить в означенной должности, с возведением её в сан игумении, о чем Преосвященному митрополиту Казанскому послать указ, а в редакцию «Церковных Ведомостей» передать выписку. Церковные Ведомости. 1918. 13/14 02(15).03.1918. 299. Отношение Святейшего Патриарха Тихона к архиепископу Ставропольскому и Кавказскому Агафодору [Преображенскому], с приложением «Инструкции о деятельности духовенства в современной жизни» Кандидов В. Церковь и гражданская война на юге России: Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны. М., 1931 Послание Святейшего Патриарха Тихона по поводу Брестского мира Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской «Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть; вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их. Они говорят: «мир, мир! а мира нет». ( Иер.8:9:11 ) Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непрестанно возносит молитвы о Мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое стадо под водительством единого Небесного Пастыря. И несчастный русский народ, вовлечённый в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждал мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу, своему Благодетелю, воззвал народ о помощи, – явились люди, отрёкшиеся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир. Но тот ли это мир, о котором молится Церковь , которого жаждет народ? Заключённый ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населённые православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони Православная Украина отделяется от братской России, и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестаёт быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесёт великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАНДА Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) [груз. ], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный. Основан при древней, находившейся в запустении церкви в с. Дранда , к-рая в XIX в. привлекла внимание ученых. По свидетельству С. Саблина, «окрестные жители-абхазцы, не только христиане и магометане, но даже не исповедующие никакой религии (а в Абхазии весьма много таких), имеют особенное уважение к этому храму и во всех важных случаях прибегают к нему» ( Саблин. 1846. С. 4). В 1860 г. мон-рь обследовал груз. историк Д. Бакрадзе ( Бакрадзе. 1875. С. 65). 20 мая 1868 г. церковь осмотрел обозревавший Абхазскую епархию еп. Имеретинский св. Гавриил (Кикодзе) , поставивший перед Обществом восстановления православного христианства на Кавказе вопрос о возобновлении храма. Усилиями святителя восстановительные работы были завершены в 1871 г., 21 окт. еп. Гавриил освятил храм ( Гавриил (Кикодзе). 1872. С. 12-14). Известны имена первых священнослужителей в храме - это Иоанн (Гегенава), Иоанн (Кереселидзе), причетник Петр Пилия, миссионерствовавшие среди местных мусульман и язычников. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. выступившие на стороне турок абхазы-мусульмане разорили церковь. В 1880 г. рус. насельники афонского мон-ря Ивирон иеромонахи Модест и Варлаам обратились к российскому правительству с просьбой об устройстве мон-ря на развалинах церкви. Просьбу поддержал главноуправляющий Кавказом кн. А. М. Дондуков-Корсаков, лично разработавший порядок устройства общежительного мон-ря. Руководствуясь Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г., Святейший Синод определил учредить Д. с условием основания при нем учебного и благотворительного заведения. 9 мая 1883 г. доклад Синода получил Высочайшее утверждение ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 23-25). В том же году с Афона прибыли иеромонахи Модест и Варлаам и 10 чел. братии и приступили к восстановительным работам. Из Иверского мон-ря они привезли копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери , часть Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, мучениц Веры, Надежды, Любови, св. равноап. Марии Магдалины. Согласно местному монастырскому преданию, в 1885 г. при расчистке храма в земле был обретен список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , к-рую датируют 80-ми гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков, без Младенца и страждущих ( Боярский. 1894. С. 15). Восстановительные работы в Д. были завершены в 1886 г. При еп. Агафодоре в Москве был заказан и изготовлен иконостас.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Сочи. Собор Михаила Архангела. Михайловская церковь, Архангельская церковь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый православный храм на территории Черноморского округа. Сооружен в память окончания Кавказской войны. Начало сооружения собора связывают с прямым указанием великого князя наместника Кавказа Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д.В.Пиленко. Возводился храм на территории бывшего Нанагинского укрепления в Даховском посаде. В качестве строителя собора выступил статский советник агроном А.В. Верещагин, взявший обязательство соорудить его на частные средства. Первоначально работы финансировал круп-ный черноморский землевладелец Н.Н. Мамонтов. План и рисунки храма выполнял московский архитектор Александр Степанович Каминский. Закладка церкви состоялась 26 мая 1874 года. Через четыре года было завершено возведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. По разным обстоятельствам строительство храма затянулось на долгие годы, несмотря на помошь известного мецената С.И.Мамонтова, графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона. 25 октября 1890 года сооружение храма завершилось. 24 сентября 1891 года состоялось торжественное освящение нового собора. Здание храма выполнено в форме четырехконечного креста с вытянутой фасадной ветвью. Ветви креста здания перекрыты сводами, а центр - куполом. Длина здания - 25,6 метра, ширина - 17,1 метра, высота, включая крест на колокольне, - 34 м. В 1993-1994 годах собор отреставрирован. В мае 1871 года посетивший Черноморский округ наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич высказал мысль о необходимости постоянного православного храма на Даховском посту. Закладка храма, который задумывался 2-престольным, с посвящениями престолов в честь Михаила Архангела и Марии Магдалины, состоялась 26 мая 1874 года в центральной части Даховского поста, на месте бывшего Навагинского укрепления. 24 сентября 1891 года епископ Сухумский Агафодор (Преображенский) совершил чин освящения построенного в эклектическом стиле по проекту московского архитектора А. С. Каминского третьего сочинского храма во имя святого архистратига Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=13527

Ставропольский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Ставропольском крае [ править править код ] История Православной Церкви на Северном Кавказе уходит к апостольским временам. Есть свидетельства что здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Варфоломей, о раннем укоренении Христианства говорят многочисленные материальные памятники. Впоследствии ослабление Восточной Римской империи, распространение ислама и монголо-татарское нашествие привело к угасанию Христианства на Северном Кавказе после XII-XIII веков. Возрождение его началось со времен царя Иоанна IV Васильевича, когда, после взятия Астрахани, русское казачество поставило тут свои форпосты, а за ними пришли переселенцы, воздвигавшие православные храмы. В 1602 году была основана Астраханская епархия, в состав которой впоследствии вошла и Терская область. По территории епархия была огромна и, при отсутствии безопасных и удобных путей сообщения, связь Терского края с кафедрой была слаба, вероятно, не простираясь далее хиротонии Астраханским архиереем священнослужителей для казачьих поселений. Для более успешного окормления края в 1829 году была учреждена Новочеркасская епархия, а уже из неё в 1842 или 1843 году была выделена Кавказская епархия с кафедрой в Ставрополе. Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев) нашел свою паству в недобром и колеблющемся состоянии, но за менее чем десятилетний срок епископства он устроил духовную семинарию (в 1846 году) и развернул строительство храмов. Среди его преемников особо выделяются святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофилакт (Губин), правившие епархией с 1857 по 1872 год. С развитием церковной жизни возникла нужда разделения епархии для лучшего управления. 23 апреля 1885 года Терская область была выделена из состава епархии и присоединена к Владикавказской. Вскоре другая часть Кавказской епархии была присоединена к Сухумской, а сама кафедра переименована в Ставропольскую. При последнем дореволюционном Ставропольском архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа. 12 октября 1916 года Кубанская викарная епархия стала полусамостоятельной.

http://azbyka.ru/palomnik/Ставропольский...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010