О каком князе говорится в этой написи? К какому князю она обращена? Ответ на это может казаться очень прост: выражение «боголюбивый княже вторый Всеволод», по-видимому очень ясно говорит о князе Всеволоде, который мог называться вторым, и так как его изображение с написью находится в храме Новгородском, то о том князе Всеволоде, который был и для Новгорода вторым этого имени. Первый из княживших в Новгороде Всеволодов был Всеволод Мстиславич (1117–1136), памятный древнему Новгороду покровительством Юрьеву монастырю, построением церкви Иоанна Предтечи на Опоках, дарованием ей особенных прав, и т. д. Второй за ним был Всеволод, сын Мстислава Романовича (1219–1221 г.). К нему-то, по-видимому, и должна относиться рассматриваемая напись. К нему однако напись не может относиться: княживши в Новгороде в молодости только два года и несчастливо, не оставивши по себе, сколько видно по летописям и другим записям, никакого доброго воспоминания, не памятен он ничем и для Нередицкой церкви, и потому не мог предпочтительно перед другими князьями занять в ней место своим изображением. Да если бы напись и могла относиться к этому Всеволоду по его качествам, то все-таки выражение «вторый Всеволод» само по себе одно, как есть, еще не давало бы права думать о нем. В древней Руси не было вовсе обычая отличать князей прозвищем «первый», «второй», «третий», и т. д. Стоит развернуть любую летопись в любом месте, где бы кстати было употребить такое прозвище, чтоб убедиться в этом. Для отличия одного князя от другого одноименного вспоминали о его отце или брате, придавали иногда особенное прозвище; но никогда их не номеровали. Употребляли слово «второй» при имени князя, но не как прозвище, а как сравнение, в том же значении, как «новый, такой же, как». Так о Владимире равноапостольном говорилось для сравнения его с императором Константином «се вторый Костантин в Руси явися». Так и в написи Нередицкой выражение «вторый» при имени Всеволода должно относиться не к Всеволоду, а к другому князю, которого можно было сравнить со Всеволодом, который, как Всеволод, обличая злых, любя добрых, кормя правых, в милости своей держал все церковные чины и монастырские лики. Что именно так должно глядеть на это выражение, это доказывается и отсутствием начального слова написи, от которого остался только кончик: в этом стертом слове было имя князя, того самого, который далее назван вторым Всеволодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

13) Состояние домов: требуется ремонт. 14) Расстояние сия церкви от консистории 300 вер., от местного благочинного в Кокшенгском Спасском в 20 в., от уездного города Тотьмы в 100 вер., от ближайшей пароходной пристани в 60 в., почтовый адрес: Тотьма Вологодской губернии, Тарногское почтовое отделение. 15) Ближайшие к сей церкви: Шевденицкая Богоявленская в 10 в., Ромашевская Введенская в 8 в., Тюреберская Зосимо-Савватиевская в 7 в., и Озерецкая Христорождественская в 12 в. 16) Приписанные к сей церкви и часовни: одна - Зосимо-Савватиевская Долговицкая, деревянная, построена в 1909 году, для отправления службы в зимнее время не предназначена: потолки не залиты, стены не проконопачены, 4 часовни - 1. в д. Проневской в честь Николая Мирликийского чудотворца, 2. в д. Парфеновской во имя Знамения Божией Матери, 3. в д. Матфеевской во имя Сретения Господня и 4. в д. Подволочной в честь св. великомученика и победоносца Георгия. 17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: -. 18) Опись церковного имущества заведена с 1854 года, проверена в 1908 г., и хранится в целости. 19) Приходно-расходные книги даны Вологодской консисторией июля 30 дня 1915 г. 20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1781 года. 21) В обыскной книге, выданной в 1906 году февраля 8 дня, за шнуром и печатию 85 писанных листов, 18 листов не писанных. 22) Исповедные росписи находятся в целости с 1890 года. 23) Книги, до церковного круга подлежащие есть все. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных - 24) Церковные деньги в целости и за ключом у церковного старосты и печатию церковною 515 руб. 25) Имеются в приходе школы: церковно-приходская школа. 26) При церкви состоит старостой церковным: крестьянин Яков Матвеев Попов, который должность свою проходит с 1915 года. 27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1898 году. Послужные списки: Священник Анатолий Александров Певгов, 40 лет, 8 августа 1908 года к сей церкви священником перемещен […] Псаломщик Димитрий Всеволодов Фомин, 33 г., род. 1884 г. 18 октября […]

http://sobory.ru/article/?object=61104

Какое же имя стерто? Без сомнения, имя того князя, который и вообще, и по особенному отношению к церкви Нередицкой, напоминал о Всеволоде, и который княжил уже после Всеволода. Какого Всеволода? Из всех Всеволодов, княживших в Новгороде, один Всеволод первый, выше вспомянутый сын Мстислава Володимировича, внук Владимира Мономаха , заслужил себе у новгородцев добрую память. Князь, с которым его сравнили в написи, должен был княжить уже после него, т. е. после 1136 года, и вместе с тем иметь особенное значение для Нередицкой церкви, быть, как должно заключать по изображению, строителем этой церкви. Летописные сказания позволяют угадать имя этого князя. Каменная церковь Нередицкая строена один только раз, и именно князем Ярославом Владимировичем, княжившим в Новгороде в 1182–1199 гг. В древней Новгородской летописи написано об этом так: под 6706 год, (1198): «В тоже лето заложи церковь камяну князь великий Ярослав, сын Володимира, внук Мстиславль, во имя святого Спаса Преображенья Новгород на горе, а прозвище Нередице. И начаша делати месяца июня в 8. на св. Федора, а концяша месяца сентября; – под 6007 годом (1199): В то же лето испьсаша церковь св. Преображения на Городищи=в Нередицах». Очень естественно было при расписании храма дать на его стене место лику этого князя Ярослава Владимировича предпочтительно перед всеми другими князьями. К нему одному и может относиться это изображение: он один мог быть изображен в таком положении, как видим его на образе перед Спасителем, с храмом в руке. Оставшийся кончик стертого имени князя не оспаривает этого заключения: уцелевшие черты буквы, написанной перед последнею буквою этого имени ъ, суть остатки буквы в (=въ). Перед нею в начале строки как раз столько места, сколько нужно для шести букв: росла. Но был ли Ярослав Владимирович в то время, когда написался его лик, т. е. в 1199 году, в таких летах, как изображен в Нередицком храме, с такою бородою. Сколько именно лет было Ярославу Владимировичу в 1199 году, по летописям, неизвестно; тем не менее, в них есть данные, по которым можно узнать приблизительно его возраст во время расписания Нередицкого храма. Отец его, Владимир Мстиславич, родился в 1131 году, женился в 1150 г., умер в 1171 году; из братьев его только один был старше его, именно Мстислав, а два других, Ростислав и Святослав, были моложе. Из этого видно, что Ярославу Владимировичу в 1199 году ни в каком случае не могло быть менее 29–30 и более 48 лет. В такие лета могла быть у него такая борода, какая написана в Нередицкой церкви? Нет, следовательно, и в этом отношении препятствия думать, что изображенный в этой церкви князь есть Ярослав Владимирович. Есть только возможность предполагать, по проседи в бороде, что в 1199 году Ярославу Владимировичу, скорее, было значительно более 40 лет, чем менее.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Памятником высокого духовного настроения и образования преп. Павла сохранились: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон сорока мученикам и канон (писанный ямбическими стихами) честному кресту. Император Роман старший, в царской своей грамоте (хрисовуле), данной Павлу на устроение обители на горе Афонской, называет его величайшим из философов. (См. «Аф. Патер.», ч. 1, стр. 54). Празднование Смоленской иконе Богородицы Смоленская икона Богоматери называется Одигитрия и по сказанию предания написана св. Лукой. О древности этой иконы в России сказания различны. Говорят: сей иконой благословлена на путь в Россию Греческая царевна Анна – супруга св. равноапостольного князя Владимира – сестра Греческого императора Василия II. Иные говорят, что Смоленская икона привезена из Греции в Россию в 1046 году, когда Константин Мономах, выдавая дочь свою царевну за Всеволода Ярославича, князя Черниговского, благословил её иконой в путь, отчего она и названа Одигитрия – путеводительница. А Владимир Мономах , сын Всеволодов, перенёс икону в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери, который он заложил 3 мая 1101 года. С того времени икона называется Смоленской. В 1237 году, когда полчища Батыевы приступили к Смоленску и жители Смоленска не видели ни откуда помощи, Сама Одигитрия была необоримой воеводой беззащитного города. Ночью в кафедральном соборе, где стоит чудотворная её икона, повелено было от Неё пономарю церковному объявить Меркурию, жителю Смоленска: «Меркурий, изыди скоро, в броне воинской, ибо тебя зовёт Владычица». Меркурий пришёл во храм Богоматери, пал перед иконой и слышал голос от иконы: «угодник Мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить город; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моём, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведующих о нападении ратных, и силой Христа Бога победишь исполина; Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему; но там вместе с победой ожидает тебя венец мучения, который прими от Христа». Со слезами поклонился Меркурий до земли святой иконе Богоматери и вышел из храма и града; призывая на помощь Божию Матерь, Меркурий проник в средину врагов и убил исполина ратного. Мужественно ожидал Меркурий нашествия врагов и отразил их силу, побораемый свыше молниеносными мужами в присутствии светлой жены, лик которой ужасом объял врагов. После поражения врагов и Меркурий поражён был в голову и таким образом кровью запечатлел свой подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святополк же, и Владимир, и Ростислав созвали дружину свою на совет, собираясь перейти через реку, и стали совещаться. И сказал Владимир: «Пока за рекою стоим, грозной силой, заключим мир с ними». И присоединились к совету этому разумные мужи, Янь и прочие. Киевляне же не захотели принять совета этого, но сказали: «Хотим биться, перейдем на ту сторону реки». И понравился совет этот, и перешли Стугну-реку, она же сильно вздулась тогда водою. А Святополк, и Владимир, и Ростислав, исполчив дружину, выступили. И шел на правой стороне Святополк, на левой Владимир, посредине же был Ростислав. И, миновав Треполь, прошли вал. И вот половцы пошли навстречу, а стрелки их перед ними. Наши же, став между валами, поставил стяги свои, и двинулись стрелки из-за вала. А половцы, подойдя к валу, поставили свои стяги, и налегли прежде всего на Святополка, и прорвали строй полка его. Святополк же стоял крепко, и побежали люди его, не стерпев натиска половцев, а после побежал и Святополк. Потом налегли на Владимира, и был бой лютый; побежали и Владимир с Ростиславом, и воины его. И прибежали к реке Стугне, и пошли вброд Владимир с Ростиславом, и стал утопать Ростислав на глазах Владимира. И захотел подхватить брата своего, и едва не утонул сам. И утонул Ростислав, сын Всеволодов. Владимир же перешел реку с небольшой дружиной, — ибо много пало людей из полка его, и бояре его тут пали, — и, перейдя на ту сторону Днепра, плакал по брате своем и по дружине своей, и пошел в Чернигов в печали великой. Святополк же вбежал в Треполь, заперся тут, и был тут до вечера, и в ту же ночь пришел в Киев. Половцы же, видя, что победили, пустились разорять землю, а другие вернулись к Торческу. Случилась эта беда в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, месяца мая в 26-й день. Ростислава же, поискав, нашли в реке и, взяв, принесли его к Киеву, и плакала по нем мать его, и все люди печалились о нем сильно, юности его ради. И собрались епископы, и попы, и черноризцы, отпев обычные песнопения, положили его в церкви святой Софии около отца его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Лариса 12 сентября 2017, 13:22 Святая Агафья! Моли Бога о нас! Агафия 18 февраля 2017, 09:15 Поражена житием Святой мученицы ! Как живая ! Хочу такую же иметь чистоту и преданность Богу! Обо мне помолись Святая мц. АГАФИЯ и о моем супруге. Сергей 28 декабря 2016, 11:39 Святая Агафья ,моли бога о нас. Моли бога о рабе божьей Агафьи Татьяна 13 декабря 2016, 18:47 Мою прабабушку звали Агафья, а бабушку Агриппина. Мне удивительно то совпадение, что Святая Агафия и Святая Агриппина обе почитаются на Сицилии. инна 5 сентября 2016, 19:55 Мученница Агафья излечи моё болящее тело.Исцели мои груди от тяжелого недуга.Молю тебя! Наталия 27 июня 2016, 19:22 Святая мученица Агафия! Умоляю пошли здоровья моей дочке Агафье, защите ее от болезней! Во имя отца и сына и святаго духа. Аминь. Галина Костина 18 февраля 2016, 22:34 Святая мученица Агафия, умоли исцелить рб Евгения, помоги внуку моему рб Ивану решить контрольную по математике, а меня рб Галину укрепи и направь. У моей покойной бабушки сегодня день рождения и день именин. Со святыми упокой рб Агафью. Чуден промысел божий: мой старший внук живет в Италии. Я только сегодня на старости лет прочитала житие святой. Поражена, как все связано в этом мире. римма 18 февраля 2016, 13:26 Святая мученица Агафия, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, огради нас от всякого зла, помоги нам в работе, а внучке в учебе, утиши гнев р.б. Алексея, веди моих детей путем праведным. р.Б. Алла 18 февраля 2016, 09:42 Святая мученица Агафия, моли Бога о нас грешных. Спаси Господи! Фаина 17 февраля 2016, 19:39 Святая мученица Агафия, умоляю тебя, помолись о стране нашей, защити ее от всякого зла, испроси у Господа благословения на страну нашу Россию! Молюсь тебе и о заступничестве для сына моего Андрея, помоги ему всегда пребывать с Господом, чувствовать присутствие Божие, о здравии его душевном и телесном молюсь!Спасибо тебе, святая Агафия! Аминь! Елена 17 февраля 2016, 15:43 Святая мученица Агафия!Моли Бога о нас грешных ! Услышь молитву мою! Даруй исцеление от грехов, силы духовной! Помощи детям моим! Стойкости в вере к Господу нашему Иисусу Христу, Вере православной, противостоять соблазнам прелести этого мира, находить силы прощать врагов наших, укрепи силы духовные и телесные. Аминь!

http://pravoslavie.ru/59535.html

вадим 18 февраля 2015, 21:32 кто знает что за музыка играет? Наталья 18 февраля 2015, 15:18 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Святая мученица Агафия, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Святая мученица Агафия, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. Георгий 18 февраля 2015, 11:53 Святая Агафия,моли Бога о нас и прости нас гребных. марина 18 февраля 2015, 11:47 Святая мученица Агафия моли Бога о России, Малороссии и Белой Руси и всех душах в мире стремящихся к добру и к Богу. римма 18 февраля 2015, 10:34 сСятая мученица Агафия, спасибо за помощь, не остави и дальше меня своим предстательством, огради меня грешную и моих родных от злых людей и всякого зла, даруй нам здравие душевное и телесное, помоги в работе мне и моим детям, чтобы работа была в удовольствие и хорошо платили, веди моих детей путем праведным.будь нам помощницей во всех добрых начинаниях. Светлана 17 февраля 2015, 21:43 Святая мученица Агафия, моли Бога о моей младшей доченьке рабе Божией Анфисе, пусть исцелит Господь её болезни и простит её согрешения ведомые и не ведомые. Аминь! Наталья 23 января 2015, 14:00 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Светлая и Добропобедная мученица Христова Святая мученица Агафия, горячо и слезно прошу – моли Бога о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия, духа чистоты и правды!

http://pravoslavie.ru/59535.html

– Приходи в монастырь, и тогда ты – моя мать! И вот в ноябре 1946 года отец Клеопа привез свою мать в скит Сихастрия, с тем чтобы она впоследствии поступила в монастырь Агапия Ветхая. Здесь она молилась в храме днем и ночью и очень радовалась молодым братиям, пришедшим служить Христу, любила их, как своих собственных сыновей. 21 сентября 1947 года мать отца Клеопы была пострижена в монашество, переменив в постриге имя Анна на имя Агафия. Весной 1948 года ее приняли в киновию монастыря Агапия Ветхая и вверели духовной матери по имени Олимпиада. Здесь мать Агафия подвизалась в ангельском образе более двадцати лет, молясь Господу день и ночь. Каждый день мать Агафия носила дрова на кухню, хоть и была стара. Ученица говорила ей: – Мать Агафия, зачем ты таскаешь на спине дрова на кухню? А она отвечала: – Как жея буду есть хлеб даром? Когда в Агапию Ветхую приходил какой-нибудь бедняк и у матушки не было денег, она брала у своих учениц и говорила им: – Я взяла у вас немного денег, потому что у меня больше нет! А они ей отвечали: – Хорошо, мать Агафия, что взяла. Она отдавала все бедным. Мать Агафия и в миру много милостыни раздавала бедным. Время от времени она шла через горы в Сихастрию поговорить с отцом Клеопой и помолиться на кладбище на могилах своих сыновей. Затем возвращалась в Агапию Ветхую, утешенная словами сихастрийских отцов. Чудо Матери Божией Это было летом 1947 года. Архимандрит Клеопа отправился в Бухарест, чтобы раздобыть церковную утварь для нового храма. Когда он прибыл в столицу, отцы из Патриархии пригласили его на духовную встречу в дом университетского профессора Александра Миронеску, где уже собралось много священников, преподавателей университета и верующих. Священникам задавали вопросы, а они отвечали на них. В это время в зал вошел отец Клеопа. Приглашенные встали и испросили у него благословения. По их просьбе отец Клеопа начал говорить поучение из святых отцов о почитании Матери Божией. И вто время, когда он говорил, вдруг произошло следующее. Висевшая на стене большая икона Матери Божией, на которой был изображен и пророк Давид, вдруг начала сильно раскачиваться и раскачивалась несколько минут, издавая звуки, подобные звучанию арфы. Все сидевшие в зале были потрясены и не понимали, что происходит. Одни плакали, другие крестились, некоторые кланялись иконе Матери Божией, кто-то в слезах молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Еще в 1752 году Исидор Мошнин взялся за сооружение большой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского по плану знаменитого архитектора Растрелли. Но благочестивый купец за последние десять лет своей жизни успел закончить лишь нижний храм святого Сергия. В 1762 году когда нижняя церковь была готова, он умер, передав все дела умной, распорядительной жене своей Агафии Фотиевне. Самому будущему преподобному в это время было только три года. Агафия Мошнина, хотя и не была подрядчицей в техническом смысле этого слова, в течение многих лет продолжала постройку Сергиевской церкви, лично наблюдая за всеми строительными и отделочными работами. Первое чудо в жизни преподобного связанно именно с этой стройкой. Когда Прохору было около семи лет, мать его, отправляясь на стройку, взяла его с собой. Осматривая колокольню, Агафия Мошнина поднялась на самый верх, где не были еще утверждены перила. Прохор не отставал от нее; резвый, как все дети, он захотел посмотреть вниз. Неосторожно подойдя к краю, он с огромной высоты упал на землю. Испуганная мать в ужасе сбежала с колокольни, думая найти своего сына разбитым до смерти. Но, к несказанной радости ее и общему изумлению, она увидела его целым и невредимым. Тогда Агафия Фотиевна слезно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что ее сын Прохор охраняется особым Промыслом Божиим. Вскоре после этого случая Агафия Мошнина увидела еще одно свидетельство особого промышления Божия о ее младшем сыне. Идя по городу вместе с сыновьями, она встретила одного почитаемого в Курске юродивого. «Божий человек», обратив внимание на Прохора, сказал его матери: «Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет крепким предстателем пред Святой Троицею и горячим молитвенником за весь мир!» А несколько лет спустя, когда Прохору Мошнину было около десяти лет, с ним произошло еще одно чудо. Прохор, мальчик весьма крепкого сложения и привлекательной по живости и красоте наружности, вдруг сильно заболел, и снова Агафия Фотиевна стала опасаться за жизнь своего любимого сына. Положение казалось безнадежным, но в самый критический момент болезни мальчику во сне явилась Божия Матерь с обещанием лично прийти и исцелить его. Он рассказал об этом сне матери – вместе они молились и ждали исполнения обещанного Царицей Небесной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сравнивая исторические произведения Агафия и Прокопия, мы должны отдать предпочтение осведомленности и широте знаний Прокопия, но признать вместе с тем большую объективность и серьезность Агафия в подходе к теме. Нельзя согласиться с мнением, будто Агафий — певец любовных песен — был неспособен давать верные оценки историческим фактам, поскольку поэтическое восприятие мира якобы притупляло в нем свободу и остроту исторического взгляда, а фантазия и рефлексия затемняли достоверность рассказа. Напротив, мало у кого из византийских историков раннего периода можно найти столь продуманные, трезвые и прямо выраженные оценки современных событий, как у Агафия. Историк должен, по его словам, «...полезные деяния восхвалять, а бесполезные порицать, так как, если исторические труды... будут состоять из простого пересказа событий, то они будут не многим лучше тех басен, которые рассказываются в гинекеях во время прядения шерсти» . В произведении Агафия встречается много и личных оценок событий, и нравственных и философско-этических рассуждений, и экскурсов естественнонаучного характера, где автор также выражает собственное мнение. Все это говорит о значительной самостоятельности мышления Агафия. Историческое сочинение Агафия было написано уже после смерти Юстиниана, и историк мог смело и нелицеприятно выражать свое суждение о правлении покойного императора, тем более что при дворе Юстина II критика его предшественника всемерно поощрялась. Тем не менее Агафий старается по мере возможности быть объективным в оценке царствования Юстиниана. Историк воздает должное Юстиниану за его активную внешнюю политику. Агафию весьма импонирует идея восстановления былого величия Римской империи, частично осуществленная Юстинианом. В этой оценке его завоевательной политики у Агафия звучат, с одной стороны, патриотические нотки, свойственные византийской интеллигенции, приверженной к античным традициям; с другой,— в ней можно почувствовать и косвенное порицание Юстину II за его тяжелые внешнеполитические неудачи.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010