Основан каменный Троицкий Собор во Пскове Князем Всеволодом. Святпополк Мстиславич, брат Всеволодов, по смерти его княжил во Пскове до 1148 года. Построена в средней Крепости каменная из плиты с кирпичом Церковь во имя Св. Димитрия над гробом Благоверного Князя Всеволода. По приглашению Великого Князя Изяслава Псковичи ходили с Новгородцами на Суздальского Князя Юрия Владимировича войною. Великие Луки в Летописях упоминаются уже городом. Основана первая Церковь каменная Спасомирожского мужского Монастыря во Пскове на Завеличье, Новгородским Епископом Нифонтом. Лифляндия завоевана Шведами. Поход Новгородцев и Псковичей на Смоленск и Литву до Минска по приглашению Полоцкого Князя Рогвольда. Немцы в первый раз приплыли из Бремена в устье Двины западной, по сказанию Генриха Литовца. Засуха летом, осенью морозы, а зимою дожди истребили весь хлеб, который от того сделался очень дорог; малая кадка продавалась по 7 кун. Напали на Естляндию Шведы, но с помощью Россиян отбиты. Поход Новгородцев и Псковичей на Полоцк и Смоленскую Область к Торопцу Сильное нападение Естляндской Чуди на Псковскую Область до самого города Поход Новгородцев и Псковичей на Естляндскую Чудь до моря, и опустошение их селений под предводительством Новгородского Князя Мстислава. Борис Игоревич Князем во Пскове. Литва выбегая из лесов своих на пограничные Псковские села, производила разорения. Почему Псковичи послали на них свое войско под предводительством Тысяцкого Будилы, который взаимно произвел в Литовских землях много разорения. Папроцкий в книге своей, изданной в Кракове 1584 года под названием Herby Rycerstwa Polskiego, пишет, что Россияне усмирив тогда Литовцев, заставили их платит себе дань даже банными вениками; а Стриковский и Грубер пишут, что Литовцы и до того платили Руси дань шкурами и лыками. Около сего времени Мейнгард, Немецкий Католический Монах, прибывший на устье Двины с Немецкими купцами, испросил дозволение у Псковского Князя Владимира, владевшего тогда сими странами, обращать в Христианство Лифляндскую Чудь и основал первую Христианскую Церковь в Инскуле близ нынешней Риги. Сие позволение в последствии времени подало повод к поселению Бременских купцов на устье Двины и к завоеванию Лифляндии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

гг.] Еще Георгий Владимирович, Князь Суздальский, оставался его врагом, прибыл в Смоленск и требовал войска от Новогородцев, чтобы отмстить Всеволоду. Юный Князь их, Ростислав, представлял им обязанность вступиться за честь Мономахова Дому; но думая о выгодах мирной торговли более, нежели о чести Княжеской, они не хотели вооружиться. Ростислав ушел к отцу: Георгий в наказание отнял у Новогородцев Торжок. Сии люди выгоняли Князей, но не могли жить без них: звали к себе вторично Святослава и в залог верности дали аманатов Всеволоду. Святослав приехал; однако ж спокойствия и тишины не было. Распри господствовали в сей области. Князь и любимцы его также питали дух несогласия и мстили личным врагам: некоторых знатных Бояр сослали в Киев или заключили в оковы; другие бежали в Суздаль. Всеволод хотел послать сына своего на место брата, и граждане, в надежде иметь лучшего Князя, отправили за ним Епископа Нифонта в Киев. Тогда, не уверенный в своей безопасности, Святослав уехал тайно из Новагорода вместе с Посадником Якуном. Народ озлобился; догнал несчастного любимца Княжеского, оковал цепями и заточил в область Чудскую, равно как и брата Якунова, взяв с них 1100 гривен пени. Сии изгнанники скоро нашли верное убежище там же, где и враги их: при Дворе Георгия Владимировича, и, благословляя милостивого Князя, навсегда отказались от своего мятежного отечества. Уже сын Всеволодов был на пути с Нифонтом и доехал до Чернигова, когда ветреные новогородцы, переменив мысли, дали знать Великому Князю, что не хотят ни сына, ни ближних его и что один род Мономахов достоин управлять ими. Оскорбленный Всеволод задержал их Послов и самого Нифонта. Узнав о том, Новогородцы объявили Всеволоду, что они покорны ему как общему Государю России, желая от его руки иметь властителем своим брата Великой Княгини, Святополка или Владимира Мстиславичей. Однако же сия уклонность не смягчила Всеволода, который призвал к себе обоих меньших шурьев и дал им Брестовскую область, для того, чтобы они не соглашались княжить в Новегороде и чтобы его беспокойные жители испытали все бедствия безначалия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Благословен и преблагословен тъи истинныи благыи Бог нашь, иже вся человекы хотяи спасти и в познание истинне приити, и вся на ползу подаваяи, и многообразно немощи человеческыа посещаяи. На того убо истиннаго Бога нашего надежю свою положим, и наипаче же на того благодать надеющеся, слово вкратце предложим о житии благоверныа и все блаженныя Еуфросинии преподобныа, памяти достоиныа, еи же несть точно всего мира богатьство. Сия убо праведная сияет и по смерти, акы жива, во граде Суждале чюдес множество и различными знаменми. Ея же житие подобно аггелом, ибо тех имеяше поспешникы. Разум убо есть нашь неухищрении писании пекущеся, но истинну написующе простыми словесы боголюбцем вкратце и в общую ползу и спасение христоименитым послушающим послушником в славу Сына Божия, избравшаго Свою рабу. Сподобихся достоверне слышати от поведавших ми неложно черноризиць обители преподобныя, иже в граде Суждале, обаче начнем повесть, начнем же отнюду же начати подобно. Подобно же настоящее да глаголеться. Бе в Чернигове преименитем граде некто благоверныи великии князь Михаил, сын Всеволодов, внук же Святослава Олговичя, Олег же сын Святославль, внук же великаго князя Ярослава Владимировича, иже крестившаго Русскую землю. Сеи убо великии князь Михаил, еще млад имея возраст, но тепл сыи верою Богу, тъи поят супругу подобен себе на службу Богу благоприятен. Возложистася упованием о всем, еже к Богу, и сочтастася сочтание благоверная честне и боголюбне пребывающе постом и молитвами, и даяста доволну милостыню убогым к требованию, и просто рещи, всякия добродетели исправиста. Беяста же неплоды и часто хожаста к Пресвятеи Богородицы в Печерскии монастырь, иже в Киеве преподобных отец Антония и Феодосия, молящися Пресвятеи Богородицы и великымъ отцем Антонию и Феодосию со многыми слезами, требоваста от всея душа роженыи плод даровати им. И даяста доволну милостыню игумену и братии, яко да и ти помолятся о них к Богу, хотение ею свершити плод на веселие. Беяста же дряхла выну о бещадии своем пребывающе, но точию едино утешение бысть има, еже притекати к Пресвятеи Богородицы в Печерскии монастырь великых отец и трудоположник аввы Андониа и Феодосия и наслажастася в обители медоточных словес и бесед духовных от игумена и братии, и отхожаху в преименитыи град свои, благодаряще Бога и Того всенепорочную Матерь Пресвятую Богородицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 22-й день. Слово Св. Иоанна Милостивого Архиепископа Александрийского о Петре мытаре. Повесть о житие его, иже прежде бысть немилостив и како бысть милостив и спасеся, л. 672–678 об. Нач. «Принесем же ко уверенно слова и свидетельство истинно.» В той же день о престававши благоверного Князя Дмитрия Юрьевича Красного повесть чудна, л. 679–683 об. Нач. «Сен благоверный Князь Дмитрий Юрьевич зовомый Красный.» В 23-й день. Слово на зачатие Иоанна Предтечи л. 685–692 об. Нач. «Понеже убо преблагий Бог человеколюбец.» – Слово похвальное на зачатие св. Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна л. 693–707 об. Нач. «Любовницы доброгоден день.» В 24-й день. Мучение и конец св. Равноапостольной Феклы, л. 709–732. Нач. «Восходящу некогда Павлу в Иконию по изгнании бывшем от Антиохия.» В 25-й день. Житие св. Евфросинии, л. 733–747, об. Нач. «Бысть муж во Александрии граде богат зело и честен, имя ему Пахнотий.» В той же день сказание черноризца смиренного инока Григория Суждаля града монастыря св. Евфимия чудотворца, исповедание вкратце жития и жизни св. Преп., благоверной Княжны Евфросинии Суждальской, дщери св. великомученика и исповедника благоверного Великого Князя Михаила Всеволодича Черниговского, л. 749–804, Нач. «Бе в Чернигове преименитом граде некто благоверный Великий Князь Михаил сын Всеволодов.» Чудеса Преп. Евфросинии л. 804. – Житие и жизнь Преп. игумена Сергия чудотворца; списано бысть от премудрейшего Епифания, л. 822 – 1020 об. Нач. «Сей Преподобный отец наш Сергий родися во граде Ростове от родителю доброродну и благоверну – от отца нарицаемого Кирилла.» Чудеса его: О изведении источника Преп. Сергием, л. 941. О воскресении отрока молитвами Преп. Сергия, 943 об. О составлении общего жития, л. 949. Послание Патр. Филофея к Преп. Сергию, л. 950. О начале монастыря еже на Киржаче, л. 953. О Епископе Стефане, л. 960. Начало Андроникова монастыря, л. 962 об. Начало Симоновского монастыря, л. 968. О видении Ангела служаща с блаженным Сергием, л. 971. О победе, еже на Мамая и о монастыре, еже на Дубенке, л. 973 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

10. Стоянов Петр. Бузков Иван. Синькевич Сергий. Рыбальченко Савин. Лебедев Митрофан. 15. Стоянов Димитрий. Фащевский Симеон. Гукович Николай. Бассарский Александр. Васильченко Иван. 20. Яворский Каллист. Иванов Александр . Богдан Константин. 1890 I. Чемена Мартирий. Вильковский Петр. Бортовский Николай. Якубович Диодор. 5. Туровский Николай. Оратовский Михаил. Стефанович Константин. Фиалковский Ианнуарий. Артасевич Антоний. 10. Гаврилов Виктор. Новиков Иван. Бельгольский Алексей. Подлипский Александр. Хрижантовский Иларион. II. 15.Дудицкий Михаил. Усаневич Сергий. Пухальский Константин. Черкасский Иван. Еленев Димитрий. 20. Радзиевский Михаил. Волков Феодор. Малявинский Феодор. Матвеевич Николай. Рыбальченко Константин. 25.Делов Павел. 1891 I. Лобачевский Александр. Дьяков Георгий. Тимковский Димитрий. Бойченко Димитрий. 5. Швидченко Евфимий. Миляновский Феодор. Левандовский Николай. Загоруйченко Петр. Зеньчевский Петр. 10. Павленко Стефан. II. Четыркин Владимир. Лиханский Хрисанф. Панкеев Василий. Ивашкевич Иван. 15.Гачкевич Павел. Лисицкий Феодосий. Диаковский Владимир. Куницкий Василий. Луценко Александр. 20. Лата Владимир. Бузков Сергий. Чебалдов Михаил. Рожновский Михаил. Кульпинский Димитрий. 25. Грепачевский Александр. Соколозубов Александр. Соколозубов Владимир. Пальковский Петр. 1892 I. Бермес Гавриил. Брижицкий Константин. Буженицкий Виктор. Слуцкий Анатолий. 5. Пташинский Яков. Галицкий Димитрий. Попов Митрофан. Оратовский Дионисий. Слободянников Аврамий. 10. Красногорский Александр. Лата Вавил. Горецкий Петр. Сорокин Вячеслав. Демидович Александр. 15. Всеволодов Ипполит. II. Подгорский Иван. Добрика Антоний. Машкевич Димитрий. КарлашевАлександр. 20. ВишневскийАлександр. Виталин Иван. Дружинин Василий . Курбет Иван. Пашковский Михаил. 25.Добрика Василий. Феодотьев Михаил. Сериков Павел. Зволинский Трофим. 1893 Бортовский Игнатий. Пухальский Михаил. Кедровский Андрей. Копылов Николай. 5. Долганев Ефрем. Стратонов Алексей. Стратонов Виктор. Бабура Владимир. Хухровский Пётр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия весть имела в Киеве следствие ужасное. Владимир Мстиславич собрал граждан на Вече к Св. Софии. Митрополит, Лазарь Тысячский и все Бояре там присутствовали. Послы Изяславовы выступили и сказали громогласно: «Великий Князь целует своего брата, Лазаря и всех граждан Киевских, а Митрополиту кланяется»... Народ с нетерпением хотел знать вину Посольства. Вестник говорит: «Так вещает Изяслав: Князья Черниговские и сын Всеволодов, сын сестры моей, облаготворенный мною, забыв святость крестного целования, тайно согласились с Ольговичем и Георгием Суздальским. Они думали лишить меня жизни или свободы; но Бог сохранил вашего Князя. Теперь, братья Киевляне, исполните обет свой: идите со мною на врагов Мономахова роду. Вооружитесь от мала до велика. Конные на конях, пешие в ладиях да спешат к Чернигову! Вероломные надеялись, убив меня, истребить и вас». Все единогласно ответствовали: «Идем за тебя, и с детьми!» Но, к несчастию, сыскался один человек, который сие прекрасное народное усердие омрачил мыслию злодейства. «Мы рады идти, – говорил он: – но вспомните, что было некогда при Изяславе Ярославиче. Пользуясь народным волнением, злые люди освободили Всеслава и возвели на престол: деды наши за то пострадали. Враг Князя и народа, Игорь, не в темнице сидит, а живет спокойно в монастыре Св. Феодора: умертвим его; и тогда пойдем наказать Черниговских!» Сия мысль имела действие вдохновения. Тысячи голосов повторили: «Да умрет Игорь!» Напрасно Князь Владимир, устрашенный таким намерением, говорил народу: «Брат мой не хочет убийства. Игорь останется за стражею; а мы пойдем к своему Государю». Киевляне твердили: «Знаем, что добром невозможно разделаться с племенем Олеговым». Митрополит, Лазарь и Владимиров Тысячский, Рагуйло, запрещали, удерживали, молили: народ не слушал и толпами устремился к монастырю. Владимир сел на коня, хотел предупредить неистовых, но встретил их уже в монастырских вратах: схватив Игоря в церкви, в самый час Божественной Литургии, они вели его с шумом и свирепым воплем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Великий князь исполнил просьбу Нифонта. Уже сын Всеволодов с послами новгородскими был на пути и доехал до Чернигова, как вдруг ветреные новгородцы, переменив мысли, послали сказать великому князю, что они не хотят к себе ни брата его, ни сына и никого из Ольговичей и что один род Мономахов достоин управлять ими. Оскорбленный Всеволод тотчас же послал гонцов и возвратил сына, а с ним и епископа Нифонта. Граждан новгородских многих тогда же заключил в темницу («вмета в порубь» и в другом месте «вмета в погреб») и самого епископа посадил «за сторожи». Это унизительное заточение продолжалось почти целый год. Между тем и за изгнание Ростислава Новгороду пришлось дорого поплатиться. Долгорукий на возвратном пути из Смоленска, разорив город Торжок, всех жителей и всех гостей новгородских вывел оттуда пленными в Суздаль, где они томились в тяжкой неволе. Этого мало, он отнимал у новгородцев дани, постоянно беспокоил их границы, а при обстоятельствах более благоприятных замышлял даже идти войной. Враждебные отношения Суздаля Новгороду продолжались почти непрерывно 8 лет, может быть, продолжились бы и долее, если бы не заступился за свою паству Нифонт. Он и в этот раз явил себя истинным другом народного благоденствия и страждущих братий. В 1148 г. он сам отправился во Владимир ходатаем пред князем Георгием. Здесь был принят с отменным уважением и лаской; по желанию князя святил церкви с великим торжеством и своими просьбами склонил Георгия освободить всех пленных жителей опустошенного Торжка и всех новгородских гостей со всем их имуществом. Наконец, в 1154 г., когда неспокойные граждане выгнали от себя Давида Ростиславича, владыка Нифонт опять ходил в Суздаль и упросил князя Георгия отпустить в Новгород на княжение сына своего Мстислава. Особенно великую заботливость оказал ревностный пастырь о соблюдении церковных правил. В 1136 г. прибывший в Новгород, на место Всеволода-Гавриила, Святослав Ольгович из Чернигова хотел вступить в супружество в такой степени родства, которая запрещалась церковными правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тут-то саблям притупиться О шеломы половецкие, На реке на Каяле, у Дона великого! О Русская земля, далеко уж ты за горами! И ветры, Стрибоговы внуки, Веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы. Земля гремит, Реки текут мутно, Прахи поля покрывают, Стяги глаголют! Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон. Русские полки отступили. Бесовы дети кликом поля прегородили, А храбрые русские щитами червлеными. Ярый тур Всеволод! Стоишь на обороне, Прыщешь на ратных стрелами, Гремишь по шеломам мечом харалужным; Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом златым посвечивая, Там лежат нечестивые головы половецкие, Порубленные калеными саблями шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод! Какою раною подорожит он, братие, Он, позабывший о жизни и почестях, О граде Чернигове, златом престоле родительском, О свычае и обычае милой супруги своей Глебовны красныя. Были веки Трояновы, Миновались лета Ярославовы; Были битвы Олега, Олега Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал, И стрелы он по земле сеял. Ступал он в златое стремя в граде Тьмутаракане! Молву об нем слышал давний великий Ярослав, сын Всеволодов, А князь Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове. Бориса же Вячеславича слава на суд привела, И на конскую зеленую попону положили его За обиду Олега, храброго юного князя. С той же Каялы Святополк после сечи увел отца своего Между угорскою конницею ко святой Софии в Киев. Тогда при Ольге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием. Погибала жизнь Даждьбожиих внуков, Во крамолах княжеских век человеческий сокращался. Тогда по Русской земле редко оратаи распевали, Но часто граяли враны, Трупы деля меж собою; А галки речь свою говорили: Хотим полететь на добычу. То было в тех сечах, в тех битвах, Но битвы такой и не слыхано! От утра до вечера, От вечера до света Летают стрелы каленые, Гремят мечи о шеломы, Трещат харалужные копья В поле незнаемом Среди земли Половецкия. Черна земля под копытами Костьми была посеяна, Полита была кровию, И по Русской земле взошло бедой!.. Что мне шумит,

http://azbyka.ru/fiction/slovo-o-polku-i...

В четвертый же день преподобный много часов молился Богу, дабы Господь поведал ему о граде сем и о людях. И сошел преподобный с камня, и пошел в Великий Новград, и встретил там человека из Греческой земли, гостя торгового, (из купеческого чина), который знал римский, греческий и русский языки. Он же, увидев преподобного, спросил его о имени и о вере. Преподобный поведал ему имя свое, христианином себя назвал и грешным иноком, недостойным ангельского образа. Купец же тог, пав к ногам святого, просил благословение от него, преподобный благословение ему даровал и о Христе целование. И спросил о граде, о людях, о вере, о святых Божьих церквах. Купец же поведал преподобному все подряд, говоря: «Город сей – Великий Новград. Люди же в нем православную христианскую веру имеют, соборная церковь – Святая София Премудрость Божия, святитель же во граде сем – епископ Никита, владеет же градом сим благочестивый великий князь Мстислав Владимирович Мономах, внук Всеволодов». Преподобный же, услышав от грека повесть сию, возрадовался душою и всесильному Богу великое благодарение воздал в уме своем. Спросил же преподобный еще, говоря: «Скажи мне, друг, какое расстояние от града Рима до града сего и за какое время проходят путь сей?» Он же поведал ему, сказав: «Дальняя страна та, и труден путь к ней по морю и по суше. Едва проходят его гости торговые за полгода, если кому Бог поможет». Преподобный же размышлял и дивился в себе величию Божию: «Как в два дня и в две ночи столь долгий путь пройден?» – и едва от слез удержался. Поклонился святой купцу до земли, мир и прощение ему даровав. Вошел преподобный во град помолиться Святой Софии Премудрости Божьей и святителя Никиту увидеть. И увидев церковное благолепие и чин, святительский сан, весьма возрадовался душою и, помолившись и обойдя всюду, снова отошел на место свое. Святителю же Никите в то время не явился преподобный, поскольку не знал славянского и русского языка и обычаев. Стал преподобный молиться, стоя на камне своем день и ночь, чтобы открыл ему Бог русский язык. И узрел Господь подвиги и труды преподобного. Стали приходить к нему близ живущие люди и горожане за молитвой и благословением, и Божьим промыслом преподобный вскоре от них начал понимать и говорить русским языком. Люди же вопрошали его об отечестве, и какой он земли рождения и воспитания, и о пришествии его. Но преподобный не поведал им о себе, а только себя грешным называл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2) Михаил Степанович Травианский, сын священника г. Костромы Христорождественской, что на Суле, церкви Степана Гавриловича Травианского. В сентябре 1799 года он был записан в Костромскую духовную семинарию, а действительно поступил в нее в сентябре 1800 года, в грамматический класс. В 1810 году по обстоятельствам он оставил семинарию и вышел в светское ведомство. Проходя разные должности по разным министерствам он за усердную и ревностную службу в разные времена был награждаем орденами, из которых под конец жизни имел: Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени и Анны 2-й же степени с короной. Умер в чине надворного советника, на должности губернского контролера, Костромской Казенной Палаты. Михаил Степанович Травианский 12-го декабря 1835 года был избран членом корреспондентом статистического отделения Министерства Внутренних дел и много потрудился для этого отделения, сообщая оному наблюдения о разных предметах народного быта и об особенных нуждах и средствах жителей, Костромской губернии. 3) Всеволод Иванович Всеволодов, действительный член общества русских врачей, Медицинского совета, Императорского вольного-экономического общества, заслуженный профессор Медико-Хирургической Академии в С.-Петербурге, член-корреспондент Ученого Комитета при Министерстве Государственных Имуществ, статский советник и разных орденов кавалер, родился в селе Марьинском – Бизеевых, что близь города Нерехты. Отец его был причетник. Первоначальное образование его было так неуспешно, что он исключен был из риторического класса и просился в причетники к одной из Нерехотских церквей; но прихожане не дали ему одобрения. После этого, в следствие просьбы отца, он вторично был принят в семинарию. В 1811 году из философского класса Всеволодов послан был в С.-Петербургскую Медико-Хирургическую Академию, где, по окончании курса наук, он был определен преподавателем по Ветеринарной части. В сентябре 1831 года из инспекторов Врачебной Псковской управы определен был в ординарного профессора Медико-Хирургической академии в С.-Петербурге. Из многих печатных его сочинений Зоочихируриия или руководительная Ветеринарная наука, напечатанная в трех частях (1833 года) С.-Петербургскою Императорской академией наук удостоена Демидовской денежной премии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010