ЦВ 12 (433) июнь 2010 /  25 июня 2010 г. Здесь сам воздух проповедует Оптина пустынь продолжает публикацию своих архивов. В серии «Духовное наследие Оптиной пустыни» вышло новое издание сборника «Жизнеописания почивших скитян». Новое издание впервые подготовлено по рукописи «Скитское кладбище в Оптиной пустыни», хранящейся в фонде Введенского монастыря Оптина пустынь Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, и снабжено научным комментарием. В приложении — первая публикация «Дополнительных биографических сведений о насельниках Оптиной пустыни и других лицах духовного звания, упоминаемых в рукописи “Скитское кладбище в Оптиной пустыни”», собранных издателями в различных архивах. Жизнеописания семидесяти девяти монахов, подвизавшихся в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни и похороненных на его кладбище, были составлены в начале XX века «по желанию и благословению Оптинского скитоначальника отца игумена Варсонофия». В предисловии к нынешней публикации издателями выдвинута новая версия авторства «Жизнеописаний». По их мнению, авторство принадлежит схиархимандриту Агапиту (Беловидову), что подтверждается и воспоминаниями монахини Амвросии (Оберучевой). По словам автора жизнеописаний, цель его труда состояла, во-первых, в том, чтобы оставить о почивших скитянах «память живущим и имеющим жить в скиту отцам и братиям», а во-вторых, «чтобы живые, взирая на скончание почивших, подражали вере и добрым делам их». Действительно, «Жизнеописания почивших скитян» — это не только история Оптиной пустыни в лицах, но одновременно и школа путеводной истины, явленная совокупностью примеров ревностного служения Богу и ближним тех, кто стремился к равноангельской жизни на земле. Ясное, лаконичное, зримое описание таких примеров, несомненно, поможет современному читателю укрепиться в вере и найти что-то особенно важное, необходимое для устроения своей внутренней и внешней жизни. Так, весьма поучителен и ныне совет игумена Варлаама, данный молодому послушнику, любившему по мирской привычке сообщать новости дня. «Что же от этого пользы-то? — говорил отец Варлаам. — Лучше ничего не видеть и не слышать. Старайся чаще проверять свои мысли, свое сердце». Или другой совет игумена Варлаама, данный отцу Иннокентию, имевшему дар произносить поучения: «Имей в виду не тщеславие, а пользу слушателей, и Бог покроет тебя от первого».

http://e-vestnik.ru/reviews/des_sam_vozd...

В скиту И. ежегодно поминали 18 сент. (в день кончины) и 21 окт. (в день прп. Илариона Великого). В память старца его близкий ученик иером. Флавиан (Маленков) первоначально собирался устроить придел во имя прп. Илариона Великого при скитской ц. св. Иоанна Предтечи, однако позднее за юж. стеной мон-ря была построена больница, а при ней - храм прп. Илариона Великого (освящен 28 июля 1876, вновь освящен в 1991). В 1897 г. было опубликовано жизнеописание И., составленное его учеником. Некоторые приписывают авторство текста схиархим. Агапиту (Беловидову) , что не подтверждается источниками. 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей оптинских старцев, в т. ч. И. Мощи почивают в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст., ежедневно перед ними служатся молебны и читается акафист. В Оптиной пустыни подвизались близкие родственники И. Его отец Н. Ф. Пономарёв жил в Иоанно-Предтеченском скиту в 1842-1849 гг., перед смертью принял постриг с именем Нифонт. Брат С. Н. Пономарёв жил в мон-ре в 1863-1881 гг., принял постриг с именем Сергий, перед смертью пострижен в схиму. Племянник С. С. Пономарёв жил в монастыре в 1876-1889 гг., скончался рясофорным монахом. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 47-48; К. 49. Ед. хр. 2, 6, 9; К. 63. Ед. хр. 23-33; К. 64. Ед. хр. 1-27. Соч.: [ Леонид (Кавелин), иером., запись со слов И.] Рассказ очевидца о действиях преосв. Иакова по обращению раскольников Саратовской губ. с 1832 по 1839 г.//Домашняя беседа. 1861. Вып. 38. С. 723-733; Вып. 40. С. 759-768; Вып. 41. С. 775-781; Вып. 42. С. 799-805; Вып. 43. С. 823-832; Вып. 44. С. 843-850 (переизд.: СПб., 1862); Письма прп. оптинского старца Илариона/Оптина пуст. [Козельск], 1998; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления/Оптина пуст. [Козельск], 1998. С. 191-201; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев: В 2 т./Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 670-671.

http://pravenc.ru/text/389133.html

Они внесли в нее огненный дух подвижничества, пробудили интерес к аскетической литературе, раскрыли учение о внутреннем делании, – очищении ума и сердца путем непрестанного призывания спасительного имени Господня. Более чем в ста обителях Русской Православной Церкви подвизались ученики старца, всюду сея семена его учения, приобретая новых учеников и последователей. Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Глинская пустынь, Белобережская обитель, Площанская пустынь и многие другие менее именитые монастыри и скиты аккумулировали в себе духовное наследие Преподобного, откуда оно распространялось на всю Россию. И можно с уверенностью сказать, что духовная традиция старца Паисия, со всеми ее особенностями, впитавшая аскетический опыт почти всего православного Востока (России и Афона, Молдавии и Греции), стала определяющей константой духовной жизни России на протяжении двух последних веков... В издании воспроизводится переложение на русский язык славянского жития старца Паисия, которое принадлежит архимандриту Агапиту (Беловидову), известному своей замечательной книгой – жизнеописанием старца Амвросия Оптинского 3 . Труд схимонаха Митрофана, очевидца старца, по сравнению с капитальным исследованием прот. Сергия Четверикова 4 , очевидно, имеет ряд недостатков, к которым принадлежит его краткость и отсутствие многих биографических подробностей, неизвестных составителю жития. Тем не менее главное достоинство этого произведения – фактическая достоверность, соединенная с глубоким проникновением в значение подвига старца, придают этому произведению особую ценность и непередаваемое духовное благоухание. Публикацией жизнеописания старца Паисия мы предваряем издание его оригинальных трудов и некоторых переводов святых отцов, которое готовится к печати. Андрей Лобашинский. Предисловие. Побуждением к составлению жизнеописания Старца Паисия было прежде всего его собственное желание. В собственноручной его повести написано следующее: «Коль желательно будет чадам моим духовным, истинную ко мне по Бозе любовь стяжавшим, поне частно услышавшим о моем рождении и воспитании и из мира изшествии, и в монашестем образе пребывании!» 5 К этим словам старца жизнеописатель присовокупил: явно ради того, чтобы подражать ревности твоей и Богоугодным подвигам, в особенности же глубокому твоему смиренномудрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

26 июля 1996 г. М. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых на Архиерейском юбилейном Соборе 13-16 авг. 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. обретены его мощи и перенесены в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1860 г. иером. Леонид (Кавелин) опубликовал заметку о М. (Последние дни оптинского старца иеросхим. Макария//ДомБ. 1860. Вып. 47-48; ркп.- РГБ ОР. Ф. 214. Опт-299-1), через год составил «Сказание о жизни и подвигах... иеросхим. Макария» (2-е изд. книги вышло в 1881), митр. Филарет внес исправления в этот текст. В «Сказании...» содержатся многочисленные выписки из скитской летописи, сноски с биографическими справками об упоминаемых лицах, один из разделов посвящен переписке по поводу издания книг. Во 2-й пол. XIX в. прп. Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) собрал «Сказания о старце Оптиной пустыни Макарии» (Там же. Опт-298), в к-рых содержались воспоминания учеников о М., а также описание случаев его посмертной помощи. В 1900 г. скитоначальник прп. Иосиф (Литовкин) отправил письма в жен. и муж. мон-ри с просьбой собрать и сообщить в Оптину пуст. все имеющиеся сведения о М. (Там же. Опт-400-2). В ответ были получены различные материалы, в т. ч. воспоминания инокинь белёвского Крестовоздвиженского мон-ря (Там же. Опт-299-2; 299-4). По благословению прп. Иосифа в 1901 г. инок Павел (впосл. прп. Варсонофий (Плиханков) ) собрал материалы для составления нового жизнеописания М. и 11 сент. 1901 г. передал их схиархим. Агапиту (Беловидову) (Там же. Опт-367. Л. 71-71 об.). 12 сент. была составлена «Опись материала для жизнеописания старца иеросхим. Макария, собранного в 1900 и 1901 гг.» (Там же. Опт-299-5). В предисловии к тексту схиархим. Агапит указывал источники, которые использовал в работе: жизнеописание ( Леонид (Кавелин). 1861), письма преподобного, скитскую летопись, записки скитоначальника иеросхим. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)), ближайшего ученика М., монахинь белёвского Крестовоздвиженского и других монастырей, устные рассказы оптинских монахов-старожилов (Жизнеописание. 1997. С. 5). Жизнеописание М., составленное схиархим. Агапитом, было издано только в 1997 г. В ж. «Домашняя беседа» опубликованы «Воспоминания о старце Оптиной пустыни иеросхим. Макарии» (1862), сохранившиеся также в рукописном списке (РГБ ОР. Ф. 214. Опт-299-3). В поэме А. Н. Апухтина «Год в монастыре» (1885) в образе старца Михаила угадываются черты М.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Спустя девять лет журнал «Душеполезное чтение» напечатал новый труд отца Агапита – «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», вышедший в 1899 году в Москве отдельным изданием. В 1900 году вышло жизнеописание старца Амвросия, составленное отцом Агапитом по воспоминаниям многих знавших старца людей и другим материалам. В том же году рясофорный инок Павел (будущий старец Варсонофий) получил благословение собирать материалы о жизни и трудах старца Макария; все собранное было передано отцу Агапиту, и он составил обширную книгу, которая по каким-то причинам оставалась в рукописи почти сто лет... Позднее отцу Агапиту было поручено дополнить собранными материалами и переработать составленное иеромонахом Климентом (Зедергольмом) «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», изданное еще в 1876 году. Книга, переработанная отцом Агапитом, вышла в свет в 1917 году (печаталась в типографии Шамординского монастыря). Все жизнеописания, составленные отцом Агапитом, имеют одну особенность: личность автора в них не выражается прямо в собственных словах, а хорошо чувствуется в подборе и порядке цитируемых материалов. В них нет ничего малозначительного – все на высоком духовном уровне и в то же время тепло. Нельзя также не отметить, что уровень писательского мастерства в книгах отца Агапита весьма высок. В декабре 1907 года из-за болезни ног отец Агапит перешел на постоянное жительство в монастырскую больницу. Он еще продолжал служить в храмах обители, нести обязанности духовника – окормлял всех последних старцев Оптиной – отцов Варсонофия, Анатолия, Нектария, Никона. Старец Нектарий ходил к нему в больницу советоваться по каждому делу, а также исповедоваться. Отцу Агапиту в 1912 году предлагали старчество, – он, однако, уклонился от этого. Не однажды предлагалось ему архиерейство, – и этого удела он как-то сумел избежать. Он был схимник, но когда принял схиму – неизвестно. Скончался схиархимандрит Агапит 23 февраля 1922 года, в то уже время, когда Оптина пустынь переживала тяжелые времена перед окончательным ее закрытием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

37 Так передано о сём в свое время самим старцем Амвросием бывшему скитскому иеромонаху Агапиту. 38 В некоторых отпечатанных статьях о старце иеросхимонахе Амвросии говорится, что он был письмоводителем старца Льва. Но в жизнеописании Оптинского старца иеросхимонаха Макария сказано: «Отец Макарий и по переводе старца Льва из скита в монастырь посещал его ежедневно: то приходил за советами по должности духовника, то приносил к подписи старца приготовленные, по его приказанию, письма, на коих он подписывался совместно с ним». Из этого видно, что письмоводителем у старца Льва был отец Макарий. Разве, может быть, потому называли Александра Михайловича письмоводителем старца Льва, что по его благословению, как выше было сказано, Александр Михайлович переписывал рукопись «Грешных спасение». 39 Подобным образом старец Лев и другого своего любимого ученика и келейника Иакова называл Яшей, как видно из жизнеописания старца. 40 Случалось, некоторые любопытствовали, что значит слово «скит». В удовлетворение их приводим объяснение сего слова. Скит по-коптски – Schiet – собственно значит: пространная равнина. Этим именем в древности называлась в Египте дикая песчаная пустыня, где изредка попадались ключи, и то с водой едва сносной для питья. В скит и дороги не было: путь направляли по течению звезд. Основателем пустынножительства в скиту был преподобный Макарий Египетский . Пустынники скита были строжайшие подвижники, (см.: «Душеполезное Чтение». 1896. Май. С. 74, подстрочие). По подобию сего и у нас в России более уединенные места, при больших монастырях, так сказать, отделения сих монастырей, обычно называются скитами. 41 Должно различать послушание как добродетель от какого-либо поручаемого дела, которое в монастырях тоже обычно называется послушанием, так как исполняется не по своей воле, а из послушания распорядителям. 44 Впоследствии схимник Геннадий, проживший в скиту более 60 лет и мирно почивший о Господе 2 сентября 1899 года в три часа пополудни. 45 В жизнеописании старца Амвросия, составленном архимандритом Григорием, слова эти отнесены к старцу Льву, но это неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Илариону и бывший большим его почитателем. Старец сказал ему: «Прошу тебя, не оставь моей обители, а я, если обрету дерзновение пред Господом, потщусь исходатайствовать тебе Царствие Божие в обителях небесных… Мне уже недолго жить, а ты поезжай в Оптину Пустынь, там ведь хорошие старцы есть – Макарий и другие… вот у них и проси совета, они научат тебя, что предпринять для жизни духовной». Старец Иларион имел особенную любовь к Оптиной Пустыни. Летом 1839 года сказал он Александру Михайловичу Гренкову (будущему старцу Амвросию): «Иди в Оптину… Ты там нужен». Он провидел будущее этого семинарского учителя, стремившегося к монашеской жизни. Ключарев был человек богатый. Уездные помещики избрали его предводителем дворянства (главное его имение село Иворовка находилось в Тульском уезде). От своих средств он много помогал монастырям, особенно Троекуровской общине, где второй такой благотворитель назначил Ключарева душеприказчиком при своем духовном завещании. Впоследствии Федор Захарович собирал материалы о старце и готовился составить его жизнеописание (эти материалы, оставшиеся после его кончины, пригодились о. Агапиту (Беловидову), написавшему и издавшему книгу об о. Иларионе (Троекуровском). Шесть лет спустя Федор Захарович исполнил благословение старца Илариона относительно Оптиной Пустыни. 19 января I860 года, уже по благословению оптинского старца Макария, он вступил в число братства Иоанно-Предтеченского Скита, а супруга его – в Белевский Крестовоздвиженский монастырь. Федор Захарович несколько лет жил на скитской пасеке в доме, где некогда помещался старец Леонид. Получив разрешение построить себе келлию, он выбрал место возле пруда, против алтаря скитского храма, где еще находилась келлия покойного схимонаха Вассиана, окруженная небольшой рощицей. Келлию эту за крайней ветхостью разобрали, и Ключарев построил здесь поместительный дом, в котором внизу было две половины (монахам в Скиту полагалось жить хотя в разных келлиях, но в одном доме по двое), а наверху мезонин, в котором размещена была скитская библиотека.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Учился в Академии художеств. В 1876 году удостоен звания академика. Его сестра София Михайловна Астафьева (урожденная Болотова) была настоятельницей в Шамордине в 1884–1888 годах. Она познакомила брата с отцом Амвросием. Под влиянием святого старца Д. М. Болотов укрепился в желании оставить мир. В 1886 году он поступил в Оптину пустынь, не оставляя занятий живописью (расписывал храмы, писал портреты, в том числе – несколько портретов старца Амвросия). Основал иконописные мастерские в Оптиной и в Шамордине. 179 Отец Агапит (в миру – Андрей Иванович Беловидов, 1842–1922) поступил в Оптину пустынь в 1865 году. Пострижен в рясофор в 1868 году, в мантию – в 1872-м. В 1873 году был рукоположен во иеродиакона, в 1876–м – во иеромонаха. К отцу Агапиту, жившему в больнице, приходил за наставлениями отец Нектарий. 182 «На многие лета, господин» (греч.). Это многолетие хор поет во время совершения архиереем богослужения. 183 Для освобождения отца Нектария из тюрьмы в 1924 году Н. А. Павлови ч пришлось выдавать старца за своего дедушку. Она добилась того, чтобы расстрел заменили на высылку, и, как видим, отстояла имущество отца Нектария. 188 Сведенборг Эммануил (1688–1772) – шведский ученый и натуралист, теософ–мистик, «духовидец», автор ряда сочинений мистического характера. Основатель движения сведенборгиан. 189 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский религиозный философ, поэт. Его творчество оказало огромное влияние на современников. Под влиянием его идей сформировалось течение символизма. 192 После возобновления Оптиной пустыни останки старца Нектария были перенесены в монастырь и положены во Введенском соборе. 193 Преподобный Иларион Оптинский (в миру Родион Никитич Пономарев, † 1873; память – 18 сентября/1 октября) родился в 1805 году, в Пасхальную ночь. Родители его, люди благочестивые, воспитывали детей в строго православном духе. В 1820 году семья Пономаревых переехала в Воронежскую губернию, где будущий подвижник жил до двадцатилетнего возраста. Три года жил в Москве, обучаясь портняжному делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ювеналий – архиепископ Литовский и Виленский. 21 октября 1826 † 12 апреля 1904. В мире Иван Андреевич Половцев. Родился в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Образование получил в Михайловской артиллерийской академии, состоял на военной службе. После тяжелой болезни оставил службу с чином подпоручика артиллерии и 15 марта 1847 г. поступил послушником в Предтеченский скит Оптиной Пустыни. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество, в 1856 г. посвящен в иеродиакона, 11 июля 1857 г. – в иеромонаха. С 22 октября 1857 г. по октябрь 1861 г. был вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) членом Иерусалимской духовной миссии. 10 октября 1861 г. назначен настоятелем Глинской Богородицкой пустыни с возведением в сан игумена. С 8 мая 1862 г. – настоятель Коренной Рождество-Богородицкой пустыни с возведением (15 августа) в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. переведен наместником в Александро-Невскую лавру. 26 июня 1871 г. уволен по болезни на покой в Оптину Пустынь. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской лавры. 25 октября 1892 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 3 сентября 1893 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским. С 1899 г. – почетный член Казанской духовной академии. Скончался в городе Вильно и погребен в Свято-Духовом монастыре. Высокопреосв. Ювеналий с детства отличался благочестием. В юности его товарищи-артиллеристы сулили ему в насмешку белый клобук. В Оптиной Пустыни подвизался под руководством старца Макария, будучи у него в беспрекословном послушании. Главным занятием его была подготовка к печати святоотеческой литературы; перевел с новогреческого на русский книгу преп. Дамаскина. В совершенстве владел языками французским, немецким и английским, а приняв монашество, прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский языки. О. Ювеналий был связан узами тесной духовной дружбы с о. Леонидом (Кавелиным) , игуменом Исаакием(Антимоновым), имел особое расположение к старцу Агапиту (Беловидову), который за пять-шесть лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. В продолжении многолетнего служения Церкви являл собою образец твердой веры и благочестия, горевший любовью к обездоленным, неимущим, вдовам и сиротам. Особо заботился о просвещении юношества. Во время его управления в Вильно был сооружен величественный Знаменский собор, выстроены и отремонтированы многие другие храмы. Высокопреосв. Ювеналию принадлежит «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной Пустыни архимандрита Моисея ». – 100, 101, 102, 103, 113, 122, 123, 133, 134, 136, 158, 167, 171, 205, 294, 295, 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Хомут ременнои да топор да долото, дали 10 алтын 4 деньги. Да монастырьским слушкам нежаловальным за великоденские рубахи по 8 алтын 2 деньги. Агапиту волоцкому, Ларе Шестерне, итого 2 человека, денег дано 16 алтын 4 деньги. Статья по 8 алтын. Юрману Черному, Онанье Санниковскому, Макарку Романовскому, Якуне Жаравлю, Бажинку Никулину, Третьяку Куликовскому, Бажинку Огурцовскому, Ивану Сиземцу, Федору Белозерцу. Итого 9 человек, денег дано 2 рубли 5 алтын 2 деньги. Мочалку Волоцкому, Дружинке Семеновскому по 7 алтын, итого 14 алтын. Да слушкам же нежаловальным дали за шубы деньгами по 12 алтын. Агапиту Волоцкому, Онанье Санниковскому, итого 2 человека, денег дано 24 алтына. Да за сермяги по 10 алтын 3 деньги: Агапиту Волоцкому, Юрману Черному, Федору Белозерцу, Третьяку Куликовскому, Онанье Санниковскому, итого 5 человик, денег дано рубль 19 алтын з деньгою. Да за сермяги ж по 10 алтын: Макарку Романовскому, Якуне Жаравлю, Мочалку Волоцкому, Дружинке Семеновскому, итого 4 человеки, денег дано рубль 6 алтын 4 деньги. Да (по) приказу игумена Матфея нежаловальным же слушкам: Ларе Шестерне, Бажинку Никулину, Бажинку Огурцовскому дано в поисканье для государевы службы по полтине человеку, итого рубль 16 алтын 4 деньги. Отпустили в монастырь служек Ивана Колкацкова да Первушу Пенковского, на дорогу им дали 6 алтын. Поспел Ишуков да Василеи Тебенков ездили с Москвы по сено в Спасское да в Ростокино издержали на свои харчь 5 алтын. Да с Москвы едучи издержали до монастыря на перевозы и на подворное и конскому мастеру за лошадиную стряпню и в мелком росходе рубль 24 алтына 5 денег. И всего в Захарове росходе денег 82 рубли 29 алтын 4 деньги. У казны куплено сукон брацких 3 конца, а в них мерою 111 аршин, денег дано 3 рубля 10 алтын. 9 лжичен вязеных, дано 4 алтына 3 деньги, черни 2 мотка 2 алтына. Каргаломскои крестьянин Иван Кислуха купил 2 пуда 2 чети пеньку, дано рубль денег. 3 косяка мыла, дано рубль 11 алтын. Подмонастырному овчиннику Ларе от 52 мерлушек, от дела дано 3 алтына 2 деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010