6 . Каким образом поступать тогда, когда бываю в кругу первейших обители нашей старцев, которые иногда между собой в разговорах помещают такие происшествия, что, слыша оные, трудно одержать победу над смехом? – О словах их должно думать так: я не понимаю, по скудоумию моему, на какой конец они говорят это, а не зная их цели, не должно смеяться. Если же нечаянно и невольно усмехнешься, обвиняй самого себя, помня истинные свидетельства святых отцов, что ничто так не разрывает цепь добродетелей и любви евангельской, как смех и смехотворство. Как обращение скверных мыслей во внутренних чувствах лишает присутствия благодати, так упражнение в смехе и склонность к нему удаляет Ангела Хранителя; добродетели бывают тщетными, будучи сопряжены – каждая с душевными какими-либо пороками, и ограда преспеяния разрушается. И Спаситель мира назначил вечную горесть углубляющимся в смехотворения: горе вам. смеющимся ныне ( Лк.6:25 ). 7 . Как избавиться от необыкновенно сильных ощущений сладострастия не только в собрании с женским полом, но и при одном воображении о нем? – При виде их должно хранить ум и чувства, особенно ничего не говорить без осмотрительности, стараясь скорее удалиться, а при воображении удерживать мысли. Полезно воздержание, а еще вернее – благоразумная умеренность. Но первее всего должно умолять Господа Всемогущего об избавлении от нападений лютейшей сей страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит. Но при нашем произволении Бог премилосердый угашает порывы сего пламени. 8 . Когда мой ум насильно влекут за собой помыслы сладострастия, как избавиться от нападения их? – Пойди умом твоим во ад, и чрез зерцало Священного Писания посмотри на плотоугодников. Ужели и ты пожелаешь за временную греха сладость вечной погибели? Помни, что ты смертный. Смиренно проси Бога, яко победителя страстей, да отразит мысленные оные стрелы плоти – сего врага, неукротимо бунтующего против закона ума и духа; ибо без Вышнего сделать блага не можем ни малейшего. 9 . Какое средство употреблять против помыслов, сильно влекущих меня к осуждению ближнего и особенно того, который меня чувствительно оскорбляет, которого поступки кажутся несообразными званию о Христе и дерзкими и который также очевидно других братий оскорбляет, на что взирая и приемля участие в их неудовольствии, более раздражаюсь, не в состоянии быть мирным; а не быть покойным в духе значит носить душевредную тяжесть?

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Эти христианские философы, знавшие несколько отца Леонида, приняли участие в старцах, заступились за них, и слова их подействовали на митрополита Амвросия. К этому времени пришло еще и донесение от отца Илариона о невинности старцев. Митрополит с огорчением увидел, что он едва не сделал большую несправедливость. Игумен Иннокентий вызван был к владыке и встречен грозным и бесцеремонным вопросом: «Что ты, старый..., со мной было сделал? По твоей милости я чуть было не осудил людей, лучших нас с тобой». Игумену велено было всячески покоить старцев в своей обители с угрозой, что, в случае их жалобы, он будет сменен. Старцам же передано было, чтобы они были уверены в защите высшего начальства. Но это не согласно было с понятием смиренномудрых подвижников о монашестве. Они никак не могли и не хотели согласиться как бы то ни было преимуществовать перед настоятелем, волю которого каждый истинный монах считает за выражение воли Божией и потому скорее согласен терпеть от него скорби, нежели возвышаться над ним. А кроме того, зная хорошо сердце человеческое, старцы не надеялись, чтобы настоятель совершенно умиротворился по отношению к ним. Вследствие чего они признали за лучшее оставить Валаам. Впрочем, не следует по одному этому случаю считать отца игумена Иннокентия человеком недоброжелательным, ибо он оставил по себе добрую память. Если же и случилось с ним описанное искушение, то, как всякий может видеть, оно было следствием его непонимания. Незадолго перед выходом из валаамского скита отец Леонид был в Санкт-Петербурге и являлся к митрополиту Амвросию, вероятно, для личного объяснения о постигшем его с отцом Феодором искушении, а вместе и с просьбой о дозволении им переменить место жительства. В это время он имел случай познакомиться с полковницей Акилиной Ивановной Черкасовой, вдовой, жившей со своей больной дочерью, Любовью Николаевной. Этой Акилине Ивановне отец Леонид оказал великую помощь. К сведению примем, что в Александро-Невской лавре жил один из учеников отца Леонида, монах Иоанникий, который проходил послушание свечника. Вдова-полковница, похоронивши мужа своего в Лавре, обратилась к сему отцу Иоанникию с просьбой, где бы он посоветовал ей нанять квартиру поближе к монастырю, чтобы удобнее было ходить в храм Божий и на могилу мужа своего. По его указанию квартира скоро нашлась. В саду у одного приходского диакона стоял особый флигелек, куда она, после обычных предварительных условий с хозяином, и перебралась. Между тем она сильно тосковала по своем муже, так что желала бы хоть тень его видеть. К удивлению скорбевшей супруги, желание ее не осталось тщетным. Она не только могла видеть своего покойного мужа, но даже и разговаривать с ним. Как раз к этому времени прибыл в Петербург отец Леонид. Узнавши от отца Иоанникия о прелестном состоянии Черкасовой, он сумел, при помощи Божией, раскрыть заблуждение ее и восстановить в ней правую веру относительно душ отшедших от мира сего людей; и мечтание тотчас исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Напротив же, когда будете обвинять не себя, а других (хотя бы в таковых случаях вы были и не виновны; но правда Божия действует за другие) и будете на Бога роптать и на непостижимый Промысл Его, то скорбь ваша более увеличится и не скоро ее освободиться можно. Вы болезнуете, что чрез злословия и ябеды сделались вы в виду старших, равных и ближних своих дурным человеком; это явный знак самолюбия. Ежели вы невинны, то совесть ваша должна вас утешать, по слову Спасителя нашего: блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех ( Мф.5:11–12 ). А как поступать с враждующими против вас? Спасительные и животворящие заповеди Христовы повелевают: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (там же, стих 44); и: всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать ( Иак.1:2–4 ); и паки: скорбь терпение соделовает, терпение же – искусство, искусство же – упование, упование же не посрамит ( Рим.5:3–5 ). В удостоверение того, что скорби посылает нам Бог от любви Своей, святый апостол пишет: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог . Который бо есть сын, егоже не наказует отец. Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове ( Евр.12:6–9 ). Видите, что еще должно опасаться тому, кто живет в благоденствии и не имеет никаких скорбей. И так утешайтесь тем, что Бог , любя вас, посетил... Но Он силен и избавить, когда мера правосудия Его исполнится. Святой апостол утешает нас: всяку радость имейте ( Иак.1:2 )... Конечно, мир и чувственность скорби сии делает вам чувствительными... но я уже сказал вам, что с пространного пути невыгоден вход; от сего-то пути вас Бог и отвлекает.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Жалобы и доносы духовных своих детей на кого бы то ни было старец всегда принимал с большой рассмотрительностью и осторожностью, многократно приводя в пример настоятеля Глинской пустыни отца Филарета, который был муж мудрый и духовный, но от излишней доверчивости к своим духовным чадам немало пострадал. Этот отец Филарет по поручению своего Курского преосвященного Евгения в 1821 году составил устав для Борисовской женской пустыни и установил там хороший монастырский порядок, много способствовавший благоустройству обители, и потому имел в ней много духовных дочерей. Были в той же пустыни духовные дочери и старца отца Леонида. И хотя Леонидовых учениц числом было несравненно меньше, но они почему-то имели в обители большее значение и преимущество перед ученицами Филаретовыми, занимая высшие монастырские должности. Ученицы же отца Филарета за это возревновали и начали приносить ему жалобы на учениц отца Леонида, будто бы они по наставлению своего старца держатся какого-то странного и неправильного учения. По доверию к своим чадам духовным отец Филарет не проверял их жалоб, а без рассмотрения передавал их своему владыке, который, наконец, поручил опытному протоиерею с настоятелем соседнего Хотмыжского монастыря произвести строгое дознание. Исследование дела кончилось в пользу учениц старца Леонида. Оказалось, что жалобы учениц отца Филарета были неосновательны и несправедливы. Тогда отцу Филарету, установившему благоустроенный порядок в Борисовской пустыни, Курский преосвященный с негодованием сказал: «После этого чтобы и нога твоя не была в этой обители!» Припоминая этот случай, старец отец Леонид нередко повторял: «Поверь ревнивым деткам – они тебе наскажут». Относительно поста и прочих телесных подвигов старец отец Леонид наставлял своих учеников по совести исполнять все должное. И если кто самовольно нарушал положенные правила, старец строго обличал того, говоря, что небрежение и в малом душевредно и ведет к пагубным последствиям. Но, с другой стороны, не одобрял, если кто все совершенство духовное заключал в соблюдении одних внешних правил монашеского жития и всех, слабых и крепких телесными силами, без разбора подводил под одно правило или, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги (например, ношение вериг), надеясь спастись как будто ими одними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

И святой Григорий Синаит в Слове о безмолвии 136 в 7 главе пишет: «Несть чудно прельститися кому новоначальну и по мнозех трудех, за неже бысть мнозем и нынешним, и древним, Бога взыскующим. Ибо память Божия, сиесть умная молитва , – вышша всех деланий есть, сия есть и добродетелей глава, яко любы Божия. И иже безстудне и дерзостне хотяй к Богу внити и исповедати Его чисте и стяжати Его в себе нудяся, удобь умерщвляем есть сицевый от самех бесов, глаголю, аще попустится; дерзновенно бо и дерзостно паче устроения своего, взыскав с кичением понуждается до того паче времени доспети... со смирением, паче же с повиновением и вопрошением искусных бывает сие чудное дело. Да не како вместо пшеницы терние отай пожнет, и горесть вместо сладости, и вместо спасения обрящет погибель. Сильных бо и совершенных есть противоборствовати присно бесом и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Еф.6:17 ) выну на них возпростирати. Сего ради внимай, да не приложиши веровати чесому, согласуяся с тем вскоре, аще и благо есть, прежде вопрошения искусных и истязания многа, яко да не вред приимеши; но пребывай негодуя к тому присно, блюдя ум твой необразован, безвиден, невообразителен... Узревый бо что в мысли или в чувстве, аще ведущих – удобь прельщается или прельститися хощет, яко удобоприятелен... Бог бо не негодует на иже опасно себе внимающего прелести ради, аще сице и не приимет, еже от Него, кроме вопрошения и многа испытания, но паче похваляет, яко премудра, аще на неких и негодова. Не всех же должен есть вопрошати, но единаго, ему же вверено есть и других окормление и житием блистающа, убога убо суща, многи же богатяще, по Писанию» ( 2Кор.6:10 )... многогрешный И. Л. 13. Достопочтеннейшая о Господе N. N. От 11-го числа августа писание ваше получил; из него вижу смущенное ваше устроение и соболезнование о том, что и от нас возвратились с расстройством духа. Вы считаете себя виновною сему за прекословие ваше, но и я не смею считать себя столь благоразумным и достойным, чтоб мог преподать всем наставление об образе жизни, а паче просвещенным в разуме «по веку сему», находящимся в кругу «большого света».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Начну говорить о том, как батюшка в первый раз посетил нашу обитель. Незначительна была убыль для Оптиной пустыни, из которой перешло нас в Тихонову, считая с настоятелем, только семь человек. Время от 15 ноября 1837 года до следующего лета проведено было нами вообще пополам с горем. Одна была в виду отрада, что преосвященный Николай благоволил к отцу Геронтию более, нежели к оптинскому настоятелю, на что были особые причины. Потому общее наше желание было попросить владыку, чтобы дозволил старцу отцу Леониду, если, конечно, он сам не откажется, погостить в Тихоновой пустыни. Просьба эта имела успех. Владыка с удовольствием согласился исполнить желание тихоновцев, но, в сущности, по рассказам господина Брюзгина, с насмешкой сказав: «Ну, пусть-пусть ваш святой освятит вашу голую обитель. Посмотрим на его святость. Пусть сначала и у меня побывает». Со своей стороны и старец преклонился на наши вопиющие нужды. Когда же отец Геронтий с батюшкой явились к преосвященному, владыка, обращаясь к старцу, сказал: «Вот, отец Леонид, тихоновцы-то без тебя соскучились; поезжай, утешь их». – «Благословите, ваше преосвященство, постараюсь», – ответил старец. «Да, кстати, постарайся обращать раскольников в Скаковском и Дворце», – прибавил владыка. (Скаковское и Дворец – это две большие деревни, наполненные одними раскольниками, неподалеку от Тихоновой пустыни.) Старец не был подготовлен к состязаниям с раскольниками и потому сказал: «Ваше преосвященство! Готов беспрекословно принять ваше архипастырское приказание; но благословите объяснить вам ощутительное к тому неудобство». Владыка: «Какое может быть неудобство для святого?» Старец: «И святые не всеми удобствами владели, а я к этому делу вовсе не подготовлен». Владыка: «А благодать-то! А святость-то! Вот тебе и приготовление! " Старец: «Но как же благословите, ваше преосвященство, мне приступить-то к сему? Извольте письменно преподать мне на это право». Владыка: «Нет, не нужно. А ты просто явись в их моленную и от моего имени скажи, чтобы собрались их передовые начетчики. Тогда ты им и передай ораторски, что нужно для их обращения. А на обратном пути передашь мне свой успех». Приняв от владыки на словах такое поручение, старец наконец прибыл в Тихонову пустынь к нашей общей неописанной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Когда ему предложили поговорить со старцем отцом Леонидом, он сказал: «Что я с ним, мужиком, буду говорить?«Однако пошел к старцу. Когда же он вошел к нему в келью, отец Леонид повторил его слова: «Что тебе со мной, мужиком, говорить?»Несмотря на такую бесцеремонную встречу, ректор не оскорбился на старца и с приятностью разговаривал с ним часа два, а потом выразился о старце так: «Что наша ученость? Его ученость трудовая, благодатная». Один бывший в свое время в известности архимандрит нарочно приехал в Оптину повидать старца отца Леонида. Посетителя окружили всевозможными знаками внимания, но отец Леонид и для него не прерывал обычного своего приема больных, странных, монахинь и своих учеников. Чтобы доставить архимандриту возможность с большей свободой побеседовать с отцом Леонидом, вздумали вместе с гостем пригласить на обед к отцу игумену старца и ближайших лиц. Вероятно, это было предложено самим гостем. Оптинские знали, что старец Леонид никогда не ходил на парадные игуменские угощения и неохотно надевал рясу и камилавку с клобуком, считая свои труднические часы и делом, и вместе отдыхом; а эти обеды были для него самым тяжким трудом и мукой. Старец облачился в свою изношенную мухояровую рясу и, послушания ради, пришел к обеду. Архимандрит после первых блюд и предварительного молчания предложил старцу вопрос: «Скажи нам, старец, слово на пользу», подражая этим вопросом древним монахам, которые, впрочем, искали слово на пользу не за обедами, а после мысленного моления, окруженные всей монашеской скудостью. Отец Леонид поморщился и ответил наотрез: «Да что было полезного, все высыпал женщинам; теперь ничего не осталось». Ответ сочли смирением и умолкли. Архимандрит покраснел, почувствовав намек на свою жизнь, протекшую между женщинами, его поклонницами. Не знаем, было ли это сказано старцем с намерением. Но если ждали слово на пользу, то душа старца сама собой изрекла это слово в назидание архимандриту, человеку умному и духовному. Некогда говорил со старцем отцом Леонидом один из бывших его учеников, настоятель обители, о своей братии и между прочим сказал: «У меня такой-то примерно живет».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Следующий случай с той же Черкасовой показывает, как светел был взгляд отца Леонида и глубоко понимание им жизненных обстоятельств. Живши с мужем, Черкасова не занималась хозяйством, так что и понятия о нем не имела. Вследствие сего, оставшись вдовой, она вскоре все нажитое мужем состояние прожила. Тогда она начала закладывать в банк свои драгоценности. Билетов закладных набралась порядочная пачка, о чем она сама неоднократно рассказывала, что и отец Иоанникий подтверждал как очевидец. «Когда батюшка отец Леонид с отцом Иоанникием, – так говаривала Черкасова, – посетил нас, я бессознательно вынула из комода эти билеты и положила перед ним, не сказав ни слова, а он молча пододвинул их к себе ближе и начал разбирать. Потом и опустил свою голову 18 . Мы перепугались, думая, уж не сделалось ли что с батюшкой. Но через несколько минут он простонал: «Ах, бедная! Ты должна заживо пропасть». – «Что все это значит?» – возразила я. «А то, – отвечал батюшка, – что по этим билетам ты должна вносить проценты, а не будешь вносить, тогда будут нарастать проценты на проценты; затем все твои вещи должны будут поступить в продажу, а чего недостанет, ты обязана будешь доплатить. Банк своего не уступит. И за малость посидишь в долговом отделении или попросту в тюрьме». – «Ах, батюшка, что же мне делать?» – «А вот что». Тут он отобрал один билет и сказал: «Надобно эту вещь выкупить и продать, а на вырученные деньги выкупить другую и также продать и так далее " ». Для этого дела пригодился расположившийся всем сердцем к отцу Леониду один вольноотпущенный К. Салтыковой, Диомид Кондратьев. Он все это аккуратно выполнил, так что Черкасова вскоре освободилась от процентов, а затем ей скоро пришлось получить и пенсии за себя и за больную дочь, как воспитанницу Смольного института. И таким образом находившаяся в крайности полковница была избавлена от великой ожидавшей ее беды. А еще случай с той же госпожой уже указывает на благодатный дар прозорливости в отце Леониде. У упомянутого диакона освободилась на дворе квартира. Он и стал предлагать Черкасовой, чтобы она из находившегося в саду флигеля перебралась к нему на двор. Но она отказалась, сказав, что ей и здесь хорошо. Не прошло и четверти часа, как является к ней отец Леонид в сопровождении отца Иоанникия. Хозяйка квартиры передала им предложение отца диакона. На это отец Леонид и говорит: «А я за тем и пришел к тебе. Сейчас перебирайся на новую квартиру. Позвать отца диакона!» Черкасова просила было отложить это дело хоть до завтра, но отец Леонид настойчиво сказал: «Нет, сейчас же перебирайся или никогда». С приглашенным отцом диаконом немедленно согласились. Взяли рабочих, которые и перенесли вещи из садовой квартиры в новую, на дворе; а хозяин запер во флигеле ставни и двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Не напрасно говорят святые отцы, что, кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение и что всякому доброму делу искушение или предшествует, или последует. Слова печерского летописца, что иноческие обители воздвигаются молитвенным потом и слезами, могут быть отнесены и к введению в Оптиной пустыни старчества – основы иноческого жития. Оно введено и упрочено здесь со многими трудами и скорбями. Согласно удостоверяют святые отцы, что враг рода человеческого не любит не только самого откровения помыслов, но даже и шума слов этого откровения; ибо знает, что этим разрушаются все его козни и коварства. Посему неудивительно, что он не замедлил против этого, в особенности ненавистного ему, иноческого пути употребить разные свои козни и за великое дело введения в обители старчества воздвиг сильное гонение против старца отца Леонида. И тем удобнее враг-искуситель мог злокознствовать против старца и старчества, что не всякий мог правильно судить о сем, как и сам старец впоследствии писал своим духовным детям, когда в 1836 году против него уже сильно стали распространяться разные толки и хульные порицания. «О жизни высокой, – так писал он, – монашеской или схимонашеской не всяк может здраво судить, а особенно неочищенно имущий душевное око. Прочтите о сем у святого Симеона Нового Богослова главы 70, 71, 72, из коих увидите о правости суда людского...» 73 Согласно со святым Симеоном Новым Богословом и иные святые отцы учат, что люди обыкновенные, не имеющие духовного рассуждения, не могут правильно судить о душевном устроении людей духовных, как и святой апостол говорит: духовный (человек) судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:15 ). С другой стороны, и почва для врага невидимого была весьма благоприятная. В числе прежних оптинских братий были благоговейные, добрые иноки, но каждый из них жил по своим понятиям и подвизался как сам умел. Главное же их внимание обращалось на внешние труды и на деятельные добродетели, как-то: пост, неопустительное хождение к службам церковным и подобное. О старческом же пути они не имели никакого понятия. Потому, когда поселился в обители старец отец Леонид со своими учениками, когда заговорили о старчестве и духовном окормлении, об очищении совести и откровении помыслов, об отсечении своих хотений и рассуждений, о внутреннем делании, – все это многим показалось каким-то новым непонятным учением, которое некоторые даже прямо стали называть новой ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В числе этих нерасположенных были вышеупомянутый господин Брюзгин и некоторые подначальные священнослужители, присылавшиеся консисторией в Оптину пустынь для исправления. Они всячески возбуждали недовольного схимника жаловаться на старца Леонида новому владыке и с его согласия и от его имени неоднократно писали к преосвященному доношения, в которых выставлялась, конечно, ложь. Многолюдное стечение народа к старцу представлялось ими зазорным и нарушающим скитское безмолвие, несмотря на то, что посетители приходили не прямо в скит, а на пасеку, которая отделена была от скита, как и теперь, высокой стеной, где и находилась келья старца отца Леонида, куда и вход снаружи был совершенно отдельный, и, следовательно, никому из скитян помехи от сего не было. Замечательно, что почти все восстававшие против старца братия впоследствии не могли найти покоя в Оптиной пустыни и разбрелись по разным монастырям, а некоторые из них имели даже тяжкую кончину. Поначалу преосвященный Николай письменные доношения от имени отца Вассиана оставлял без особенного внимания. Но, Богу попущающу, а исконному врагу диаволу действующу, зло пошло далее. Противники старца отца Леонида составили на него и на отца Моисея ложный донос и подослали его преосвященному от неизвестного лица. В то же время и в народе рассеивались несправедливые слухи об отце Леониде, большей частью такими людьми, которые сами его вовсе не знали и не видали, или такими, которые, слыша восторженные отзывы о старце от людей, получивших от него духовную пользу, и не имея их веры, приходили уже с предубеждением и пытливостью, говоря с презорством: «Пойдем посмотрим, что там за святой такой». Весьма естественно, что такие вместо назидания соблазнялись и разносили на старца укоризны за то, чем другие пользовались. Наконец, были и такие лица, которые смешивали таинство Исповеди с духовным окормлением и потому с негодованием смотрели на то, что народ во множестве стекался к старцу-иноку за духовными советами, каждый толкуя о сем по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010