Пресвятая Богородица была для о. Агапита хранительницей земли Русской, защитницей сирых, убогих, обидимых, унывающих, томящихся в болезнях и муках. Молясь Матери Божией, о. Агапит перерождался, забывал о больных ногах, вставал и, если отец Иеракс или я читали акафист Богородице, то сам начинал петь кондаки и икосы по памяти. Он помнил наизусть акафисты иконам Божией Матери Владимирской, Всех скорбящих Радости, Федоровской, Нечаянной Радости, Достойно есть, Милующая, Скоропослушница, а также акафисты преподобному Сергию, Николаю Чудотворцу и многим святым. “Богородица и святые земли нашей – защитники и молитвенники о нас, грешных”, – часто повторял нам о. Агапит. Когда он молился, то словно воспламенялся, каждое слово, произносимое им, зажигало во мне и о. Иераксе пламень веры, устремленность к Богу. Он говорил нам: “Мы все просим и просим у Господа, Матери Божией, святых, но что отдаем Богу за просимое? Давайте же славить имя Господне, благодарить за оказанные милости, за то, что живем и молитвами и милостью к людям можем спасти свои грешные души”. Почти 30 лет пробыл я в лагере, 360 месяцев. Многие не верят, говорят, что этого не может быть, тридцать лет в лагерях прожить нельзя, да и сроки такие никому не давали, – а я прожил и говорю сейчас с вами. Почему? Потому, что о. Агапит научил молиться меня и о. Иеракса, щедро передав нам свое духовное богатство, накопленное им за долгие годы монастырской жизни и непрестанной молитвы. Когда мы молились вместе с ним, то отдалялись от всего суетного, окружающего. Простите, я повторяюсь”, – сказал о. Серафим, остановился и неожиданно расплакался. Слезы текли и текли. Мы, сидящие, молчали, о. Арсений встал с дивана, подошел и обнял о. Серафима. Несколько минут длилось молчание. “Простите меня, расплакался, словно дитя малое, но воспоминания об о. Агапите взволновали меня, больше не буду плакать. Извините Однажды о. Агапит рассказал, почему он пошел в монастырь: “Отец мой дворянин, военный, дослужился до звания генерал-лейтенанта, меня и брата видел только офицерами, мечта была у него видеть нас офицерами в гвардейских полках Его Величества, но по целому ряду сословных обстоятельств поступить туда мы не могли. Вся семья была верующей: бабушка, отец, мать, брат и я церковные службы посещали всегда, исповедовались и причащались три-четыре раза в год. Бабушка (Наталия) и мама (Екатерина) были большие молитвенницы и в духе веры воспитали брата и меня.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

И действительно, когда Иоанн достиг на этом коне до какого-то местечка, для него тотчас нашли другого коня, а первого отослали назад. Жена вышеупомянутого вельможи, по прежнему обыкновению, хотела воссесть на своего коня, но никак не могла этого сделать, потому что конь никак не хотел носить женщину после того, как носил такого первосвященника: конь страшно ржал, бился и постоянно рвался, как бы ясно выражая, что не хочет носить женщину после первосвященника. Размыслив об этом деле внимательно, вельможа тотчас приказал отвести опять коня к первосвященнику и усердно просил Иоанна взять его себе в собственность, на что он приобрел право самою ездою. — Старцы наши рассказывают об Иоанне еще одно чудо. Когда он приближался к константинопольским, так называемым золотым, вратам, и множество народа встречало его, он на виду у всех возложением своей руки возвратил зрение одному слепцу и отогнал от очей его мрак. 3. О святом папе Агапите Спустя несколько лет, случилось также и блаженному Агапиту — первосвященнику Римской Церкви, которой, по воле Божией, служу теперь и я, отправиться, по делам готфским, к императору Юстиниану. Однажды, когда Агапит уже переправлялся чрез Грецию, принесли к нему для исцеления расслабленного немого, который ни сказать ничего не мог, ни приподняться с земли. Когда родственники со слезами представили первосвященнику больного, раб Божий Агапит спросил их, имеют ли они твердую веру, что больной исцелеет. Как же скоро они исповедали, что твердо веруют во исцеление больного силою Божьею и заступлением св. апостола Петра, блаженный Агапит тотчас приступил к усердной молитве и совершил Литургию. По окончании Божественной службы, вышед из храма, он взял расслабленного за руку и на глазах у всего бывшего тут народа тотчас воздвиг его от земли и поставил на ноги; а когда вложил в уста больному Тело Христово, тотчас разверзся и немотствовавший язык его. Все, видевшие чудо, которое Агапит совершил силою Божьею и заступлением св. апостола Петра, изумились: душами их овладел благоговейный страх и слезы были выражением их радости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Когда в церковь пришел настоятель, они называли его именем: игумен Израиль, которого они прежде никогда не видали. Игумен оградил их крестом Господним и дал воды пить, обретенной во гробе и в тот час отрок и девица пришли в разум и все прославили Бога и угодника Его пр. Феодосия. Отрок поведал, что в то время видел он самого пр. Феодосия, прогоняющего бесов и крепко борющегося с ними и силою Божиею всех их поражающего. По исповедании гробным монахом Нифонтом, который и литургию отправлял, на 2 неделе поста в субботу сын мой Андрей необычно пружаясь и страх наводя предстоящим, почувствовал и очевидно усмотрел, что дух изгнан был из него в виде страшного чудовища, бегал по полу в церкви, но во св. алтарь войти не мог и дух сказал ему: Андрюшка прощай, я вон вышел из тебя чрез этого, лежащего во гробе и есть мне уготовано место. В тот час сын мой Андрей совершенное исцеление получил за молитвами пр. Феодосия и теперь здрав, которого сына моего Андрея, по искреннему его желанию и оставляю в монастыре для моления». Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре 215 . Вероятно он был постриженником святого Филиппа, и вышел из Соловецкого монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая, и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарнагу, и построить там церковь и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В его служебные обязанности входили разбор монастырской библиотеки и составление к ней каталога, а также проведение экс­курсий для посетителей музея. Проводя экскурсии, монах Агапит с восторгом рассказывал о прошлом обители и вообще о Церкви, в иных случаях совершенно не беря в расчет, кому он рассказывает. «Я пробыл с ним 2 часа , – писал секретарь Наркомпроса Ушаков, – и его рассказы о значении той или иной древней книги, или картины, или вещи таковы, что при выходе из музея поневоле приходится сказать: „Как много религия сделала для культуры и как жаль, что она теперь находится в загоне“». «Человек, находящийся в настоящее время в близкой дружбе с монахами и не пропускаю­щий ни одной церковной службы, может ли являться ученым сотрудником музея? Мне кажется, выгоднее и полезнее иметь сотрудником неученого спеца, чем такого „слишком ученого“» – таким выводом заключил Ушаков свой отчет о работе музея. Новая заведующая музеем, Карпова, предложила начальству уволить Таубе как человека, настроенного мистически, что край­не нежелательно для музея, который и так зарекомендовал «себя среди властей и населения как единица оставшегося старых тра­диций монашества », и 23 февраля 1925 года монах Агапит был уволен. Летом 1925 года от Наркомпроса в музей «Оптина Пустынь» был прислан еще один проверяющий, который оставил воспо­минание о монахе Агапите. Сам человек неверующий, он вспо­минал о нем как об аскете, который решительно отказывался от приглашений на обед или денег, когда люди, зная о его увольнении, старались оказать ему помощь. Он не скрывал своей веры и, проходя мимо храма или часовни, хотя те уже были обращены в какой-нибудь сарай или приспособлены для хозяйственных нужд, неизменно останавливался и, произнося тихо молитву, совершал крестное знамение. В обращении с людьми он всегда был ровен и вежлив, никогда не раздражался и ни на что не жаловался, вообще избегая говорить о себе. Даже те, кто не знал о его постриге, счи­тали его монахом. Однажды проверяющий застал монаха Агапита в доме поэта Георгия Чулкова. Оба они о чем-то горячо спорили. Чулков объ­яснил, что беседуют они о писателе Федоре Достоевском, и во­прос заключается в том, попадет ли писатель в рай. Монах Агапит сомневался, что можно с такой определенностью это утверждать. Георгий Чулков в этом не сомневался и, даже обидевшись за писателя, начал говорить, что он сам откажется от вечного блажен­ства, если там не будет Достоевского. Пришедшему гостю было предложено рассудить спор. Но поскольку он был человеком, не разбирающимся в вопросах религиозных, и сказать ничего не мог, он сначала смутился, а затем, набравшись мужества, заявил, что считает для мятущейся души Достоевского рай слишком скучным. Монах Агапит, выслушав кощунственное и легкомысленное, близкое к безумию заявление, содрогнулся, и хозяйка дома поспешила переменить тему.

http://fond.ru/foto/540/Agapit/

Феодорит 48 . Но и занимая высокое общественное место, среди разнообразных дел по управлению епархиею Агапит продолжал вести строгую подвижническую жизнь. Всехвальный Агапит, говорит Феодорит, в бурные времена ереси отличался опытами подвижничества. Как долго Агапит управлял Апамейскою церковью, достоверно неизвестно, время кончины его можно отнести к концу первой четверти V века. Преподобный Симеон был настоятелем одного из Ницертских монастырей. Первоначально он подвизался в Халкидской пустыне под руководством преп. Маркиана и был одним из ближайших его учеников; потом, вместе с Агапитом, переселился в Апамею, где Агапит поручил ему в управление один из Ницертских монастырей. Бл. Феодорит 49 , делая отзыв о Симеоне как подвижнике, называет его дивным и говорит, что он (Симеон) пятьдесят лет блистал своим любомудрием. Селевкомильский монастырь Город Селевковил или Селевкобел, т. е. Селевкия при Беле, расположен был у подошвы хребта Белуса или Вила. К востоку и юго-востоку от города простиралась долина, доходившая до Оронта. Округ Селевковильский большею частью лежал по отрогам гор Кассия и Белуса. Естественно, здесь, в горных пещерах и ущельях, были все удобства для отшельничества. Но имен отшельников, подвизавшихся в округе, не сохранилось. Из обителей известна только одна, Селевковильская. Она находилась не в самом городе, а в окрестностях его, и основана учеником славного Халкидского пустынника Маркиана – Василием, а по свидетельству бл. Феодорита была многолюдна. Сколь многих, говорит бл. Феодорит, этот Василий представил Богу делателей, говорю словами Апостола, непостыдных, право правящих слово истины 50 , кто бы легко перечислил? Из сонма славных, достойных, по словам Феодорита, похвалы подвижников Селивковильской обители известны только два имени: основателя ее, преп. Василия, и преп. Савина. Они жили в конце IV и  начале V веков. Преподобный Василий подвизался сначала в Халкидской пустыне в обществе преп. Маркиана. Много времени провел он здесь в самых высоких подвигах, подражая великим образцам подвижничества – Маркиану, Евсевию, Агапиту – и изучая у них дух и правила иночества. Влекомый внутренним побуждением, Василий оставил Халкидскую пустыню и близ Селевковила основал собственную иноческую обитель. Новая обитель скоро достигла цветущего состояния. Василий сам руководил иноков на пути сокровенного делания о Христе, подавая им пример во всем и вразумляя их словом. И явились в ней мужи, высотою подвигов и обилием благодатных даров, коими были исполнены, удивлявшие современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Двадцати трех лет от роду он окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Оптину пустынь: 28 июля 1865 года он был зачислен в братию послушником и направлен в Иоанно-Предтеченский скит, где уже пятнадцать лет подвизался его родной дядя – иеромонах Платон (Покровский). Послушник Андрей стал одним из письмоводителей старца Амвросия, и тот, видя его значительную образованность и литературные способности, привлек его к работе над изданием от Оптиной пустыни духовных книг. Вместе с тем проходил он поочередно послушания канонарха, библиотекаря, трапезного. 28 марта 1868 года он был накрыт рясофором, а 17 июня 1872-го – пострижен в мантию с наречением имени Агапит. 28 августа 1873 года Калужский епископ Григорий рукоположил его в сан диакона, и он же 28 июля 1876 года – в сан иеромонаха. 4 августа 1883 года отец Агапит был назначен настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря. В 1890 году был возведен в сан игумена. 30 сентября 1894 года состоялся его перевод на должность настоятеля Мещовского Георгиевского монастыря. А на Вознесение 1896 года, будучи возведенным в сан архимандрита, стал он благочинным половинной части монастырей Калужской епархии, но уже в октябре 1897 года по болезненному состоянию уволен был от всех должностей и определен на жительство в скит Оптиной пустыни. Труды над жизнеописаниями подвижников духа отец Агапит начал в конце 1880-х годов. Сам он рассказывал, что пришел однажды к отцу Амвросию просить совета: взяться ли ему составлять жизнеописание старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? «Старец отец Амвросий на это с ласковою улыбкою ответил: “Возьмись, возьмись да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то”. А сам все улыбается и улыбается... Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание» 357 . Эта книга была написана. Ее полное название «Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского женского монастыря» (Москва, 1888).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Много трудился и сам Дионисий, устраивая вначале обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения поучительных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители, преподобный основал еще обитель «Сосновецкую», недалеко от Глушицкой, и еще за 2 версты от нее – женский общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то, как возможем терпеть вечные». Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыни и часто приходил к ней для размышлений. «Братия и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения»; сказав эти слова, св. Дионисий осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком. Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI столетии. Если кто из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав для своего пропитания, и травы эти, по молитве святого, становились целебными для больного. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Подавая помощь больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, отчего и получил название безмездного врача. Во время св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некто армянин. При одном взгляде на безнадежного больного, он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, сказал, что он через два дня непременно умрет. «В том-то только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца» – возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через 3 дня, а через 3 месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи. 2-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Впоследствии о. Агапит иногда перечитывал и правил это так никогда и не напечатанное стихотворение – после подписи: «Фантазия А Агапита» и даты: «Окончено – 10 ноября 1898 года. Ровно год моего приезда в скит из Мещовского монастыря» имеется приписка: «Выправка же закончена в декабре 1902 г.» Очевидно, вскоре после того как о. Агапит поселился на покое в Оптинском скиту, ему было поручено составление жизнеописания старца Амвросия. Летопись скита сообщает: «1900 г. Март 10. Пятница. О. архимандрит Агапит составил полное жизнеописание старца иеросхимонаха о. Амвросия. Рукопись одобрена преосвященным Макарием, епископом Калужским и Боровским. Вопрос о том, когда и на какие средства будет печататься рукопись, еще окончательно не решен. Материалом для составления сего жизнеописания послужили преимущественно сказания о жизни старца братий монастыря и скита, которые собирал и редактировал один из братий скита.» «1900 г. Сентябрь 10. Воскресенье. Получена в скиту книга: Жизнеописание в Бозе почившего старца иеросхимонаха Амвросия с его портретом и факсимиле. Книга отпечатана в Москве в типографии Снегиревой в количестве 1900 экземпляров. Из цензуры вышла 27 августа сего года и предназначена в пользу Оптиной Пустыни. Книга представляет собой полное жизнеописание старца, так как в ней собраны сведения, как появлявшиеся в печати, так равно и рукописные и устные сведения о жизни старца. Книга составлена живущим в скиту на покое архимандритом Агапитом.» Эти записи в скитской летописи были сделаны рясофорным монахом Павлом (Плиханковым) – будущим старцем Варсонофием. По всей видимости, он и был «одним из братий скита», собиравшим и редактировавшим материалы, – как позже он сделал это и для жизнеописания старца Макария. В подготовке одной главы книги о преподобном Амвросии участвовал иеромонах Нектарий (Тихонов) – тоже будущий старец Оптинский. Когда о. Варсонофий стал начальником скита, он поручил о. Агапиту составить краткие жизнеописания всех похороненных на скитском кладбище 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преподобный Агапит был родом киевлянин, постригся при великом Антонии и, как говорит черноризец Поликарп, «последствоваше житию его ангельскому, самовидец быв исправлением его», следовательно, по всей вероятности, подвизался сначала в пещере близ Антония. Но потом мы видим Агапита постоянно живущим в монастыре посреди братии. Здесь, когда кто-либо заболевал, Агапит оставлял свою келью, шел к больному и прислуживал ему. Для уврачевания больных он давал им вареное былие, которым сам питался, и больные, по молитве подвижника, приявшего от Бога дар исцелений, получали здравие. Весть об Агапите распространилась по всему городу, и многие больные из города приходили к нему и исцелялись. Однажды подвергся тяжкой болезни Владимир Мономах, бывший тогда еще князем черниговским, и прислал просить к себе Агапита. Агапит не согласился выйти из монастыря, из которого никогда не выходил со дня своего пострижения, но отправил к князю часть вареного зелья, которое давал всякому больному, и князь выздоровел. Врачуя больных как между братиею, так и приходивших из города, Агапит ни от кого ничего не брал за труды, не принял и присланного злата от князя Владимира Мономаха. Почему и прослыл врачом безмездным . Высокое благочестие преподобных Антония и Феодосия и прочих иноков печерских, естественно, привлекало к ним всеобщее уважение соотечественников. Не только простой народ, но и многие вельможи приходили в Печерский монастырь, чтобы принять благословение подвижников и пользоваться их наставлениями. Многие из знатных избирали себе в духовные отцы преподобного Феодосия и как сами посещали его, так нередко удостаивались и его посещений, всегда сопровождавшихся нравственною для них пользою. В числе таких лиц, особенно любимых Феодосием, находились знаменитый Шимон Варяг, принявший, по убеждениям его, православие, и киевский воевода Ян с супругою своею Мариею . Сами великие князья Изяслав и Святослав оказывали Феодосию высокое уважение. Изяслав часто приходил в обитель, любил беседовать со святым подвижником и в церкви, и в его келье, а часто приглашал его и к себе .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Отправившись, он встретил на пути человека, страдавшего двумя недугами, — немого языком и хромого ногами. Взяв его за руку, святой Агапит исцелил его от хромоты; причастив же его Святых Таин Тела и Крови Христовых, разрешил язык его. Пребывая в Константинополе, святой Агапит увидел там слепого, сидевшего у так называемых Золотых ворот и просившего милостыню. Сжалившись над ним, святой Агапит возложил ему на глаза свою правую руку, после чего слепой прозрел. Во время пребывания святого Агапита в Константинополе здесь, по повелению императора Юстиниана, собрался поместный собор [ 4 ], на котором был низложен патриарх Анфим [ 5 ], возведенный на патриарший престол незаконно, противно церковным правилам [ 6 ]. На место низложенного Анфима был возведен некоторый пресвитер, по имени Мина [ 7 ], проводивший жизнь святую и строгоподвижническую. Вместе с тем на этом же соборе была предана осуждению ересь Северова [ 8 ]. Вскоре после этого святой Агапит преставился ко Господу [ 9 ] и был погребен в Константинополе. Память 18 апреля Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита Мы знаем две страны с именем Декаполиса [ 1 ]. Одна из них находилась в Палестине, близ Галилеи [ 2 ]; о ней упоминает святой Евангелист Матфей, говоря: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф.4:25). Именем Декаполиса называлась еще одна небольшая страна находившаяся в Исаврии [ 3 ]. Из этого-то последнего исаврийского Декаполя и происходил преподобный Григорий [ 4 ], учитель сего преподобного Иоанна, память которого совершается в настоящий день. С юных лет отрекшись от этого мира и возлюбив Христа, преподобный Иоанн удалился к упомянутому своему учителю Григорию Декаполиту и, приняв от него пострижение в чин иноческий, подвизался вместе с ним, добродетельною жизнью своею угождая Богу. Он достиг такого смирения, послушания и вообще духовного совершенства, что за него радовался и прославлял Бога и сам учитель его святой Григорий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010