1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная на каменном фундаменте, во имя Живоначальной Троицы; 2)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Богоматери, с приделом святых Апостолов Петра и Павла; 3)  ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Святителя Николая, за оградой монастырской на кладбище; 4) КОЛОКОЛЬНЯ в ограде монастырской каменная о двух этажах с въездными воротами; 5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 6) ОГРАДА вокруг всего монастыря каменная. Настоятельство с 1652 года было Игуменское, до поселения в монастыре сем Унии; по возвращению же областей Белорусских под Российскую державу, как выше сказано, помещены монашествующие православного исповедания паки с Настоятельством Игуменским же. Наконец, в 1798 году, на основании Высочайшего 1797 года Указа, учреждена тут Архимандрия на своём содержании без штата. К монастырю сему принадлежит крестьян, по последней ревизии, мужского пола 169 душ; земли около монастыря 207 десятин 2.300 квадратных саженей, да в других местах 738 десятин. Маркушевский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый при Штатах 1764 года. Находился в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Тотемском уезде близ погостов Устюга и Шебенга на речках Тарнаге и Маркуше, где ныне Маркушевский погост, расстоянием от реки Сухоны в 12, а от Тотьмы к северо-востоку по реке Сухоне на 100 вёрст. Основателем сего монастыря был Преподобный Агапит, спостник и сотрудник Преподобных Логгина Коряжмского и сверстника его Христофора, близ коих на Вычегде, в городе Сольвычегодске он сперва и жил у Борисоглебской церкви. См. Борисоглебский Сольвычегодский монастырь. Но в 7084/1576 году, в Марте месяце, около Благовещения случилось ему тяжко заболеть, и в болезни явилась ему икона Святого Чудотворца Николая, прозванная Великорецкая (см. Моржегорский монастырь), с повелением, взяв список оный, идти на вышеупомянутое место и там основать обитель. По сему откровению Преподобный, вскоре исцелев, пошёл в назначенные пределы и достигнув речки Маркуши основал там сперва часовню, а в 1578 году построил и две деревянные церкви: первую во имя Чудотворной Великорецкой иконы Святителя Николая, а другую во имя Святого Прокопия, Устюжского Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Л., 1979. К л о с с Б. Μ. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. Μ., 1998. Μ и л о в Л. В. Русский пахарь. Μ., 1998. Романенко Ε.Β. Нило–Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XVXVII вв.//Исторический вестник. М.; Воронеж, 1999. 3–4. С а в и ч А. А. Соловецкая вотчина XVXVII вв. Пермь, 1927. Топоров Β.Η. Святость и святые в русской духовной культуре. Μ., 1995. Т. 1. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. СПб., 1882. Кн. 1–3. АИ – Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. БАН – Библиотека Академии наук. ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 3. ВМЧ – Великие Минеи Четии. Волог. – Вологодское собрание РГБ. ГИМ – Государственный исторический музей (Москва). Кир.-Бел. – Кирилло–Белозерское собрание РНБ. ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства. ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси. РГБ – Российская государственная библиотека (Москва). РНБ – Российская национальная библиотека (Санкт–Петербург). Син. – Синодальное собрание ГИМ. Сол. – Соловецкое собрание РНБ. Соф. – Софийское собрание РНБ. Троиц. – Троицкое собрание РГБ. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Российской академии наук Унд. – Собрание Ундольского РГБ. ФИРИ – Архив Санкт–Петербургского филиала Института Российской истории Российской академии наук. ЧОИДР – Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Щук – Щукинское собрание ГИМа. Быт. – Бытие Исх. – Исход Пс. – Псалтирь Лк – Евангелие от Луки Мк – Евангелие от Марка Мф. – Евангелие от Матфея 1 Кор. – Первое Послание к Коринфянам апостола Павла Откр. – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) Рим. – Послание к Римлянам апостола Павла Приложение Агапит Маркушевский (21 мая 1584) – преподобномученик (память 21 мая), в 1576 г. основал Агапито–Маркушевский монастырь во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды во время его сильных страданий, ему явилась икона великого Чудотворца Николая, прозванная Великорецкою (поныне находящаяся в г. Вятке, в Троицком Соборе). Св. Николай возвестил ему о прекращении его болезни и повелел идти в пределы Тотемского уезда, в места, на речках Тарнаги и Маркуше и там основать обитель. Чудно исцеленный преподобный Агапит немедленно поспешил исполнить повеление, отправился на указанное место и устроил там первоначально часовню. Потом, с разрешения Митрополита, построил, в 1578 году, две церкви, одну во имя Св. Николая, а другую во имя Св. Прокопия чудотворца и основал монастырь, под именем Маркушевского-Николаевского. Кроме того, он с разрешения Государя, поставил на реке Ляхте мельницу и устроил Монастырское село. Во множестве собралось братии. Во множестве приходили богомольцы в обитель послушать слова Божия. Щедро награждал Монастырь нищих. Неустанно трудился преподобный Агапит, сотрудник преподобных Логгина и сверстника его Христофора. Но недолго продолжалось благодетельное игуменство преподобного Агапита. Жители соседнего села Калинина опасаясь, чтобы принадлежащая им пустыни и угодья не отошли к вновь основанному монастырю, решились убить преподобного Агапита, в том убеждении, что со смертью его разрушится обитель. Мая 21-го 1584 г. они решились привести в исполнение свой умысел. Под предводительством Богдашки Ляхова, одного из жителей села, неподалеку от мельницы, они напали на Агапита, мученически убили его и бросили в реку Уфтюгу. Иноки отыскали тело Преподобного, похоронили его между созданными им церквами и поставили над ним часовню. На гробе мученика положили железные вериги, найденный на теле его и о которых никто не знал при его жизни. Св. мощи преподобного Агапита почивают в бывшем Монастыре, а ныне приходской Маркушевской Церкви, Предположения убийц не сбылись. Убийцы были казнены, а монастырь существовал до 1764 года. Житие блаженного Иоанна юродивого чудотворца устюжского Блаженный Иоанн родился близь древнего Устюга, на берегу реки Сухоны, в селе Пухове, от земледельцев Саввы и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В том же году, по устроению оных, отправился он в Москву, дабы испросить от Царя Ивана Васильевича землю на содержание монастыря и дозволение построить на реке Лохте мельницу, а от Всероссийского Митрополита Кирилла принять благословение на освящение храмов. Всё сие он получил, и по освящению церквей устроил монастырское село, а на реке Лохте – мельницу. Но села Калинина жители, позавидовав успехам трудов Преподобного Агапита, и надеясь смертью его уничтожить всю его обитель, напали на него под предводительством одного своего селянина Богдашки Ляхова, и при монастырской мельнице 1584 года Мая 21 тирански убив его, скрыли в реку Устюг. Братия, обрётши тело его, погребли в обители между созданными от него церквами и поставили над ним часовню, а на гробе возложили бывшие на теле его вериги железные, которые и доныне на оном находятся; убийцы же по Указу Царскому преданы были казни. По кончине Преподобного монастырь сей оставался под управлением преемников его, с настоятельством Строительским до 1764 года. В 1712 году Преосвященный Варнава, Епископ Холмогорский и Важеский, едучи по хиротонисанию своему на Холмогорскую свою Епархию из Москвы через Вологду, а отселе водным путём по реке Сухоне, в Октябре месяце с 11 числа, принуждён был по причине замерзания реки остановиться ниже Тотьмы при селе Берёзовой слободке, и оттуда предпринять зимний путь через Важеский уезд; почему заехал для ожидания удобнейшего пути в Маркушевский монастырь, и там провёл три недели со всей своей свитой. Расспрашивая о начале этой обители и не найдя в монастырском архиве обстоятельного описания оной, повелел он на собраниях сколько возможно было, разных записок составить описание жизни Преподобного Агапита и начала обители его, а также и всех чудес, от Великорецкой иконы Святителя Николая бывших. Таковое сочинённое бывшими в свите его описание по рассмотрению утвердил он в свидетельство своим подписанием, присовокупив к тому и известительную грамоту о случае своего пребывания в сей обители. Тетрадь сия составлена была им в Маркушевском монастыре, а по упразднению оного, как чудотворная икона Святителя Николая, так и тетрадь оная осталась в приходской Маркушевского погоста церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале” 52 . Сопровождал архиепископа Пимена Спасо-Хутынский настоятель игумен Филофей 53 . При проведении указанных работ “на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви” 54 . На Тихвинской иконе Богоматери имеется клеймо с изображением посещения Тихвинской обители царем Иоанном Грозным, где также помещены образ Митрополита Макария в саккосе и архиепископа Пимена в фелони и митре 55 . В 1555 году в Москву был принесен из Хлынова чудотворный образ святителя Николая Великорецкого, который поновлял сам святитель Макарий. С этого времени на Руси распространяется почитание этого чудотворного образа. Одна из икон находилась в обители преподобного Агапита Маркушевского (†1584; пам. 21 мая), который был постриженником Соловецкого монастыря. От иконы совершалось множество чудес, к иконе святителя Николая приходили для поклонения верующие люди в обитель преподобного Агапита. Подвизались в русских обителях и иностранцы. В Павло-Обнорский монастырь при игумене Протасии (1538–1546) пришел из Москвы некто Феодор пушкарь, родом фрязин, страдавший простудою. Кроме уроженца западных стран, преподобного Макария Римлянина Новгородского, а также инока Нила, родом “немецкия земли” в Даниловом монастыре, поморские предания сохранили сведения об иноке-уроженце “Свейской” земли на Соловках приигумене Филиппе. Уроженцем Сербии был псковский святой — преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). В 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре скончался преподобный Максим Грек, родившийся в Греции, впитавший в себя при обучении в Италии западную ученость. Менее известен преподобный Серапион Кожеезерский (†1611; пам. 27 июня), в миру Туртас Гравирович. Это был сын казанского мурзы. После покорения Казани в 1552 году он в малолетнем возрасте был приведен в Москву и здесь при крещении назван Сергием.

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

Константин скончался в 1205 г. Тело его было положено в Благовещенском храме, подле сыновей Михаила и Феодора. При гробе св. князей совершались чудеса, и мощи их оказались нетленными. Преподобный Кассиан, Угличский чудотворец, был греком. Он прибыл в Москву в свите, сопровождавшей Софию Палеолог, племянницу греческих царей, для ее бракосочетания с великим князем Иоанном III, и остался служить князю. Не нравилась его душе, стремившейся к уединению, придворная жизнь, и он, с позволения князя, удалился в Ростов, в монастырь. Отсюда перешел на Белоозеро, в Ферапонтов монастырь. Однажды, по делам монастыря, отправился преподобный к Угличу. Здесь, в 15 верстах от города, понравилось ему одно прекрасное местечко на устье речки Учмы, и он, с позволения угличского князя, устроил тут монастырь. Много лет подвизался св. Кассиан в своей обители и почил в глубокой старости, в 1504 г. Тело его погребено в монастыре. Св. Кассиан после своего преставления творил много чудес. В 1764 г. монастырь его был упразднен. Мученик Михаил Черноризец жил в IX веке, происходил из знатного рода. По смерти родителей раздал все наследство бедным, а сам отправился на поклонение в Святую Землю. После святого путешествия он постригся в обители св. Саввы, близ Иерусалима. Однажды, когда продавал сосуды монастырского рукоделия, он был представлен к агарянской царице Сеиде. Царица, увидев молодость и красоту святого, воспылала к нему преступной любовью и обещала счастье и богатство за взаимную любовь. Михаил отверг предложение царицы. Тогда она приказала бить его и отправить к мужу, как хулителя агарянской веры. Здесь предстояло св. Михаилу новое искушение. Он понравился агарянскому царю, и царь предложил ему оставить монастырь и принять магометанскую веру, чтобы сделаться его оруженосцем и ближайшим доверенным лицом. Михаил отверг и это предложение. Тогда царь сказал Михаилу: «Проси у меня чего хочешь, только прими нашу веру». – «Из трех одного прошу у тебя: или отпусти меня в монастырь, или сам крестись, или мечом пошли меня к моему Христу. Раздраженный царь умертвил святого. Нетленные мощи Михаила находились в лавре св. Саввы. Преподобный Агапит Маркушевский сначала подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Во время болезни явился ему святитель Николай, исцелил его и повелел идти на реку Маркушу, в 100 верстах от Тотьмы, и там основать монастырь. Он повиновался. Но жители соседнего села Кашина разгневались на него за то, что он занял под монастырь землю, и убили его в 1584 г. Иноки погребли тело преподобного, повесив над его гробом вериги, снятые с него. Мощи св. Агапита почивают под спудом в храме упраздненной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так в рукописи. Николаевский Маркушевский монастырь (в источниках XVI–XX в. чаще употребляется название Агапитова пустынь) в Важском (по другим источникам – в Тотемском) уезде, основан около 1570 г. прп. Агапитом ( † 1584 г.). Упразднен в 1764 г. Далее в рукописи 2 слова написаны неразборчиво. Далее в тексте пропуск. Исправлено, в рукописи: Кустроме. В рукописи слово написано дважды. Листы 649 об.– 656 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 27. Покровский женский монастырь в Суздале, основан около 1360 г., в XVI–XVII вв. был местом пострижения аристократок, с 1764 г. первоклассный; в 1923 г. закрыт. В советское время на его территории размещались музейные экспозиции, туристско-гостиничный комплекс, концертный зал. В 1992 г. возобновлен. Свято-Троицкий Сергиев монастырь, основан в середине XIV в. прп. Сергием Радонежским ( † 1392 г.), с 1742 г. лавра, в 1919–1944 г. закрыт. В советское время на территории монастыря располагались образовательные учреждения, жилые помещения, городской театр, в 1940 г. был создан государственный музей-заповедник, действующий и в наши дни. Кирилло-Белозерский мужской монастырь (ныне город Кириллов Вологодской области), основан в 1397 г. прп. Кириллом ( † 1427 г.) и прп. Ферапонтом ( † 1426 г.) Белозерскими, с 1764 г. первоклассный, закрыт в 1918 г. С 1924 г. на территории обители располагается историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1998 г. возрождена монашеская жизнь. Адрианов Успенский мужской монастырь близ города Пошехонье (ныне Ярославская область), основан около 1540 г. прмч. Адрианом Пошехонским ( † 1550 г.), закрыт в 1918 г., впоследствии на территории размещен совхоз. Открыт в 2000 г. как женский, с 2006 г. – мужской. Слово вписано над строкой. На нижнем колонтитуле в правом углу буквенное обозначение числа 12. Никольский Выксинский мужской монастырь (пустынь) близ Пошехонья известен в 1620–1690-х гг. Листы 668–668 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Булгаков. Ук. соч. С. 74. Упомяну еще два новооснованных монастыря: 1) Богородицкую Глинскую пустынь около города Путивля (1557) и 2) Богородицкую Молчанскую пустынь (обычно называемую Софрониевой) в 25 км от Путивля, основанную в XV в. и возобновленную в 1593 г. Зверинский. 2. 933. Обе пустыни прославились своими старцами. Ср. главу XV. В 1654 г. был основан Свято-Троицкий монастырь около поселения Ахтырка, известный благодаря чудотворной иконе Божией Матери Ахтырской; в 1663 г.— Преображенский монастырь, примерно в 10 км от Харькова, прославившийся благодаря иконе Божией Матери Озерянской. Булгаков. Ук. соч. С. 100. Самым южным монастырем был Николаевский (1680) у поселка Новомосковского на берегу речки Самары (к северу от города Екатеринослава, ныне Днепропетровска). Булгаков. Ук. соч. С. 65. Упомянем лишь особенно интересные случаи. Из жития прп. Адриана Пошехонского (конец XVI в.) видно, что в 1543 г. он основал пустынь вблизи города Пошехонье; она была разрушена крестьянами (ИРИ. 3. С. 70). Прп. Александр Свирский (1533), который уже при жизни почитался как святой, вынужден был оставить одну из основанных им пустынек (там же. 6. С. 115). Ср. также его житие, в: ВЧМ. 7 декабря. Прп. Леонид Лужский, или Устьнедумский († 1654), вознамерившись построить церковь (1603), тоже натолкнулся на сопротивление местного населения (ИРИ. 1. С. 114). Прп. Симон Воломский († 1644) построил церковь, но окрестные жители, боявшиеся, что впоследствии он построит тут монастырь, сожгли ее (там же. 3. С. 608). И языческое население с большим недоверием относилось к миссионерским трудам подвижников, как это видно из житий св. Трифона Печенгского († 1583) и Трифона Вятского (ИРИ. 4. С. 582; 6. С. 437). О враждебном отношении к основателям монастырей рассказывают также жития прп. Димитрия Прилуцкого, Стефана Махрищского, Макария Желтоводского, Макария Калязинского (все XIV в.). Павлов. Очерк. С. 20. Св. Агапит Маркушевский († 1584) был вообще убит соседними крестьянами, когда получил для своей пустыни грамоту из Москвы на владение землей (ИРИ. 5. С. 51). В этих спорах часто бывали виноваты сами монастыри, потому что они противоправно занимали землю крестьян. См. подобные примеры в истории Кирилло-Белозерского монастыря. Никольский. Ук. соч. 1. С. 2, 8–10.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Похожая история, произошедшая с преподобным Иовом Ущельским, закончилась более трагично. 5 августа 1628 года на монастырь преподобного Иова (на реке Мезень в Архангельской области) напали разбойники. Вся братия была на уборке сена, и преподобный остался в монастыре один. Пытаясь узнать, где спрятаны монастырские богатства, разбойники жестоко мучили Иова: били, таскали по земле, жгли огнем и, наконец, отсекли ему голову. Иноки, вернувшиеся с сенокоса, в ужасе увидели истерзанное тело своего старца. Преподобного Иова погребли на другой день – 6 августа у стены построенного им храма в честь Рождества Христова. Но чаще всего на подвижников нападали местные крестьяне, которые не хотели, чтобы рядом с их землями и промысловыми угодьями возникали монастыри, так как впоследствии эти земли переходили к обителям. Случалось, что после неоднократных запугиваний они убивали подвижников. Так погиб преподобный Агапит Маркушевский (основатель обители на реке Маркуше в Вологодской области). Жители соседней с монастырем деревни Каликино убили его и бросили в реку. Монахи нашли своего настоятеля только потому, что его железные вериги всплыли на поверхности воды, как будто были сделаны из легкого дерева. Таких скорбных повествований можно немало найти в русских житиях. Мученическую кончину за свой монастырь принял преподобный Симон Воломский. Когда к преподобному собралась братия, он отправился в Москву просить грамоту на землю. Царь Михаил Феодорович повелел отмерить по «десять поприщ» земли на все стороны света от обители и пожаловал их монастырю. Когда преподобный возвратился в обитель, началась распашка земли. Некоторые крестьяне поселились на монастырской земле и стали ее осваивать. Вскоре преподобный вместе с иноком Андреем поставил церковь с трапезной и келарской палатой, под трапезной устроили житницу для хранения зерна. Но крестьянам окрестных селений не понравилось процветание обители, и они решили извести ее. В один из дней, когда монахи обедали в трапезной, ктото поджег житницу. Увидев дым, иноки бросились тушить пожар, но не успели, церковь сгорела дотла, удалось спасти только немного зерна. Через некоторое время монахи поставили новый храм, и крестьяне решили действовать по–другому. Три человека подошли к преподобному Симону, когда он был один в лесу и рубил деревья. Сначала они попросили добром отдать им царскую жалованную грамоту. Преподобный отказался. Тогда крестьяне, придавив преподобного какойто «накладой» (видимо, деревянной колодой) и взяв его за волосы, стали угрожать, что они сейчас отсекут ему голову. Симон попросил их подождать, пока он сходит в монастырь и принесет грамоту. Мучители отпустили его. В обители преподобный рассказал братии, что с ним случилось в лесу, иноки побежали в лес, но разбойников уже и след простыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010