Кто ученик Христов, тот за Христа готов и душу положить, Вот Иустин святой решил во имя Истины усердно послужить, Познал он силу Господа и исповедал перед сим, Бесстрашно обошел всё царство, посетил Ефес и Рим. Надежно защищал он верных, а безбожных укорял, Во всей вселенной истиной небесной дивно просиял. Из города Сихема самарийского он родом был, Там десять прокаженных Иисус когда-то исцелил: Всем сердцем возопили исцеленные ко Господу Христу, Уврачевал их милостивый Бог – вернул им тела красоту. А ныне славный Иустин сердца и души от обмана Христовой верою очистил – затянулась рана! Учителем он стал для христиан – и Церковь защитил, Язычества безумства перед всеми обличил. Царям он истину без страха неустанно возвещал, Свечою лучезарною во тьме нечестия сиял, Пока злодеи не разбили тела его немощной сосуд, А душу его Ангелы забрали в рай – на Божий суд. Святого Иустина Бог великой честью увенчал: Как солнце на земле – так он на небе духом воссиял. Его благая Апология доселе ярко светит нам, И прославляет его Церковь наша тут и там. Учил он различать, где истина, а где прельщенье, Всей поднебесной возвестив Христово воплощенье. 2. Свв. мученики Иустин, Харитон, Харита, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан и Иуст . Все они пострадали в Риме в правление Марка Аврелия и Епарха Рустика. Когда Рустик спросил: «Полагаете ли вы, приняв смерть за Христа, получить награду на небе?» – святой Иустин ответил: «Не полагаю, а знаю». После этого все они были обезглавлены и преставились в вечное Царство Христа Бога. Произошло это в 163 году 60 . 3. Преп. Агапит Печерский . Безмездный врач. Ученик преподобного Антония Печерского. Лечил людей молитвой, [в качестве снадобья] подавая им траву, из которой он делал себе хлеб. Так уврачевал он и великого князя Владимира Мономаха , после чего молва о нем разнеслась во все края. Княжеский лекарь, родом армянин, позавидовал ему и начал на него клеветать. Когда Агапит заболел, этот армянин, придя к нему и осмотрев его, сообщил ему, что через три дня он умрет. И даже дал обет: если через три дня Агапит не умрет, то он, армянин, станет монахом. Агапит ответил ему, что получил известие от Господа, что умрет не через три дня, а через три месяца. Так это и сбылось. По кончине Агапита пришел армянин к печерскому игумену и попросил его о постриге, ибо, как утверждал, явился ему с того света Агапит и напомнил об обете. Так – по Промыслу Бога, желающего, чтобы все люди спаслись – бывший завистник стал кротким монахом. Упокоился святой Агапит в 1095 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Монахиня Амвросия (Оберучева), духовная дочь Оптинских старцев Анатолия (Потапова) и Никона, пишет в своих воспоминаниях, что во время ее болезни осенью 1928 года к ней пришел оптинский монах о. Викентий и принес ей «собственноручную рукопись схиархимандрита Агапита», которая «заключала в себе краткие, иногда только в несколько строк, жития всех схороненных на скитском кладбище Оптиной Пустыни братий, но в каждом житии были выражены несколькими словами главные черты подвижнической жизни и смерти этого инока». В начале двадцатого века архимандрит Агапит трудится и над другими изданиями. Так, в 1906 году вышло его переложение на современный русский язык первой оптинской аскетической книги – «Житие и Писания Молдавского старца Паисия Величковского » (М., 1847). Толкование на «Господи помилуй», которым начинаются Писания старца Паисия, о. Агапит, переложив на современное наречие, впоследствии издал отдельным листком. Архимандрит Агапит также существенно переработал и дополнил составленное иеромонахом Климентом (Зедергольмом) «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (М., 1876). В Журнале заседаний собора старшей братии Оптиной Пустыни имеется запись от 28 июля 1915 года: «Слушали: Предложение настоятеля обсудить, следует ли издать 2-ым изданием Жизнеописание старца иеросхимонаха Льва, дополненное архимандритом Агапитом. Определили: Издать Жизнеописание старца иеросхимонаха Льва.» Книга под названием «Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)» в 1917 году была издана в Шамординской типографии. Живя на покое в Предтеченском скиту, архимандрит Агапит иногда вместе со скитоначальником О.Иосифом выезжал на скитскую и монастырскую дачи, о чем упоминается в скитской летописи: «1900 г. Июль 13. Четверг. Вчера скитоначальник о. Иосиф, вместе с о. архимандритом Агапитом, проживающим в скиту на покое (с осени 1897 года), ездили на скитскую дачу, а сегодня возвратились.» «1901 г. Июль 7. Суббота. Вчера вечером о.архимандрит Агапит, скитоначальник о.Иосиф, игумен о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Святитель Агапит, исповедник, епископ Синадский Аудио Святой Агапит жил на рубеже III—IV вв. и был родом из Каппадокии. В юности он принял постриг в монастыре, где подвизались более тысячи монахов. Словно пчела, собирающая мед с цветков, он с каждого брал пример добродетелей и аскетических подвигов, дабы преподнести Господу сладкий мед совершенства. Убивая в себе естественное влечение к телесным удовольствиям, он тридцать лет питался одной люпиновой шелухой, больше восьмидесяти дней ел золу вместо хлеба. Полностью овладев сном, он довольствовался часовым отдыхом, а остальное время ночи проводил в молитве. Св. Агапит был согласен на всякое послушание и способен к любой работе, необходимой для монастыря. При этом он вел себя как слуга всех братий, которых называл своими учителями и приветствовал земными поклонами. Так он снискал благоволение в очах Бога, восхищение людей и дар изобильного чудотворения. Единым крестным знамением он поразил большого змия, наводившего страх на окрестных жителей, и излечил девочку, измученную долгой болезнью. Император Лициний (313-324), узнав о его доброй славе и мужестве в духовной брани, насильно завербовал его в римское войско. Святой, однако, не оставил подвижничества и вел себя с воинами так же, как с братиями по монастырю. Одним своим присутствием он излечивал людей и животных, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Увидев своими глазами, какую славную битву вели ради любви ко Христу святые мученики Викторин, Дорофей, Феодул и Агриппа, св. Агапит загорелся желанием пойти по их пути к совершенству через мученичество. Он предстал перед палачами, получил удар копьем, но Бог уберег его ради спасения многих. Когда после смерти Лициния (324) св. Константин Великий стал единодержавным правителем, случилось так, что один из приближенных государя оказался во власти беса и стал беспрестанно называть имя Агапита. Император вызвал его во дворец. Как только святой начал молиться, бес бежал. В качестве благодарности Агапит попросил освободить его от воинской повинности и отпустить жить в безмолвии.

http://pravoslavie.ru/51958.html

Они основаны преп. Агапитом после того, как он со сподвижником своим Симеоном оставил Халкидскую пустыню, желал насадить подвижничество в Апамеи и ее округе. Одним из монастырей Агапит управлял сам, другим – Симеон. По имени настоятелей монастыри и стали известны в народе: один назывался Агапитовым, другой – Симеоновым. Под управлением таких отцов-подвижников, каковы были Агапит и Симеон, ученики славного Маркиана, Ницертские монастыри скоро процвели. В половине V века в них было 400 иноков, и эти иноки, по отзыву блаж. Феодорита, были подвижники добродетели, поборники благочестия, ревностные искатели неба. К сожалению, кроме самого основателя Ницертских обителей и его сподвижника преп. Симеона, не сохранилось имен славных их подвижников. Преподобный Агапит, славный в свое время подвижник и деятель, жил во второй половине IV и в первой половине V веков. Он родился в Апамее и в молодых еще годах удалился в Халкидскую пустыню к преп. Маркиану, под руководством которого долго в ней подвизался, усвояя себе правила и дух его подвижничества. Соревнуя этому великому подвижнику и желая уподобиться мученикам, из любви ко Христу претерпевшим все возможные мучения, Агапит удручал и томил свое тело, наложив на себя пятьдесят фунтов железа, и благодушно переносил неизбежные при сем страдания. Сердечное желание послужить своей родине, доставить ей духовное благо, побудило Агапита оставить пустыню. С благословения великого Маркиана, Агапит, с другим учеником его Симеоном, переселился на свою родину и здесь, в Ницертах, многолюдном селении, основал две обители, из коих одною сам управлял, другую же поручил Симеону. В эти обители и стекались души, стремившиеся в тиши уединения работать о Господе. Агапит в трудном деле подвижничества служил для иноков примером. Но не суждено было Агапиту дни своей жизни окончить под мирным кровом своей обители; он был призван к управлению церковью апамейскою и сделался апамейским епископом. И достойным делателем явил он себя на святительской кафедре: во время смут и волнений, произведенных на Востоке арианами, он твердою рукою вел корабль своей церкви и сохранил ее от крушения, говорит бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так началась моя монашеская жизнь, было тогда мне 24 года, шел 1907 год. Признаюсь, грешный я человек, молод, глуп был, монашеского послушания не знал, но не понравился мне старец Агапит. Как же был я не прав и понял это только через полгода. Первое время так трудно было, мысли всякие одолевали, но под руководством старца Агапита преодолел все трудности, полюбил его всей душой, ибо великий молитвенник был отец Агапит. Постриг принял в 1911 г. с именем Серафим, в 1913 г. стал иеродиаконом, но голос был тихий, и на служение в монастыре допускали не часто, в 1914 г. посвятили в иеромонаха. Всему обучал и наставлял меня о. Агапит, сколько сил и знаний передал он о. Иераксу и мне! Изучение церковной службы, творений святых отцов Церкви, Священных Писаний проходило под его руководством. Прочтешь книгу – подробно расспросит, как понял. Если необходимо, разъяснит или скажет, какую другую книгу прочесть. Но самое главное – учил молиться. Учение состояло в том, что он молился, и мы, внимая произносимым им словам, шли за ним, полностью погружались в состояние отрешенности от окружающего земного мира. В то же время о. Агапит наставлял нас, говоря: «Сам человек должен ее – молитву постичь, проникнуть в ее сокровенный Божественный смысл, не умом, а душою, духом своим, и тогда его ум, сердце и душа оторвутся от всего вещественного, от обыденного, горестей, печалей и даже человеческих радостей. Забудешь об уставших и болящих от долгого стояния ногах и постигнешь молитвенный восторг – ты, человек грешный, по милости Бога приблизился к Нему, ты, недостойный». Отец Агапит был из семьи военных дворян, дослужился до капитанского чина и неожиданно ушел в монастырь . Он не имел духовного образования и в течение долгих лет самостоятельно изучал огромное количество духовной литературы. Знание им святых отцов было поразительным, Евангелие и Ветхий Завет знал по памяти, любил сочинения митрополита Московского Филарета (Дроздова), епископа Игнатия Брянчанинова, когда-то вел переписку с епископом Феофаном Затворником, знал о. Иоанна Кронштадтского, переписывался с Оптинскими старцами, но в Оптиной пустыни не был. Отец Агапит был строг и непоколебим, если кто-то нарушал устав, шел вразрез с учением Церкви, установленным молитвенным правилом, но был справедлив и очень добр. Замечая сделанное кем-то плохое, выговаривал, накладывал наказание и потом переживал и мучился, хотя замечания и наказания были справедливы. Имея обширные богословские знания и зная досконально творения святых отцов Церкви, почитая всех святых, с особой любовью относился к русским святым: преподобным Сергию Радонежскому, Савве Сторожевскому, Феодосию Тотемскому, Нилу Столобенскому, Серафиму Саровскому, святителю Тихону Задонскому и многим другим, считая, что их жизнь является высшим духовным достижением и именно на святоотеческой жизни русских святых следует всем русским людям, и монашеству в особенности, учиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. «Всякое дыхание да хвалит Господа.» римма 3 марта 2015, 14:35 Святитель Агапит, помоги мне грешной и недостойной и моим детям в работе и огради нас от злых людей. Наталья 3 марта 2015, 12:30 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой, Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Святитель Агапит, исповедник, епископ Синадский, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Святитель Агапит, исповедник, епископ Синадский, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. «Всякое дыхание да хвалит Господа.» сергей 3 марта 2015, 10:41 Святителю Отче Наш Агапите!Умоли Христа,да скорее придет Русский Царь-Победитель Православный! Любовь 3 марта 2015, 08:57 Святый Отче Агапите моли Бога о нас - р.б. Любови со чадами и родными и близкими о исцелении души и тела . По милости Божией приближались к спасению.Аминь. Maina 3 марта 2015, 08:01 Spasi Gospodi vsech ustroivshich pravoslavnyj sait i nas greshnych, molitvami sv. Agapita Елена 3 марта 2015, 06:36 Святой Агапит, моли Бога о нас. римма 4 марта 2014, 14:56 Святой Агапит, помолись Господу Богу о даровани мне здравия душевного и телесного! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Сергей 3 марта 2014, 11:38 Свят. отче, Агапите, Моли Бога о нас. Благослови на достойное проведение поста. Исцели меня всех моих родных и близких от духовных и физических хворей. Укрепи волю,дай силы противостоять искушениям. Аминь.

http://pravoslavie.ru/51958.html

Большинство публикаций этого раздела взято из сборников: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910;  Кавелин Л. [впосл. архимандрит Леонид]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г.; и некоторых других изданий. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) (†23 февраля/8 марта 1922) Схиархимандрит Агапит (Андрей Иванович Беловидов) родился в 1842 году в семье священнослужителя. После окончания Тамбовской Духовной Семинарии в 1865 году он поступил в Оптину пустынь и еще послушником был привлечен преподобным Макарием к переводу святоотеческих творений. В скиту послушник Андрей стал письмоводителем и учеником преподобного Амвросия, исполнял клиросное послушание, канонаршил в Предтеченском храме. В 1872 году он был пострижен в мантию, а в 1876 году — рукоположен в иеромонаха. Отец Агапит был назначен настоятелем Покровского Доброго монастыря, затем Мещевского Георгиевского монастыря. В 1890 году возведен в сан игумена, а в 1896 году — в сан архимандрита. В 1897 году архимандрит Агапит по состоянию здоровья ушел на покой в Оптинский Иоанно-Предтеченский скит. Основным его занятием в скиту стали духовно-литературные труды. Его перу принадлежит первое подробное " Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия " в 2-х частях, а также " Житие молдавского старца Паисия Величковского " и " Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария " . Однажды отец Агапит пришел к преподобному Амвросию спросить совета: взяться ли ему за составление жизнеописания старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? Старец отец Амвросий на это с ласковой улыбкой ответил: " Возьмись, возьмись, да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то! " . А сам все улыбался и улыбался… " Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание " , — вспоминал потом отец Агапит. Духовным окормлением отца Агапита пользовались все последние старцы " старой " Оптины: преподобные Варсонофий, Анатолий младший, Нектарий и Никон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Авив, муч. Персидский (327), с Ионой и Варахисием. 28 марта. Авив, из 26 мучч. готфских, 4 века. 26 марта. Авив, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Авид, или Авдий, муч. Персидский в нач. 5 века. 5 сент. Авксентий, муч. Севастийский при Ликинии, с Евстратием и др. 13 дек. Авксентий, преп. Вифинский, ум. ок. 470. 14 Февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. Халкидонского, при иконоборцах. 18 апр. Авкт, Таврион и Фессалоникия, мучч. Македонские. 7 ноября. Авраам праведный и Лот, племянник его. 9 окт. Авраам преп., еписк. Каррийский, сконч. при Феодосии Младшем (408–450). 14 Февр. Аврамий, еп. Арвильский, муч. Персидский при Сапоре, в 344. 4 февр. Аврамий преп., затворник, ск. ок. 570, и блаж. Мария, племянница его. 29 окт. Аврамий, архимандрит Ростовский. 29 окт. Аврамий, муч. Болгарский (1229). 1 апр. Аврамий, преп. Смоленский, прест. в 12 в. 21 авг. Аврамий, преп. Галицкий, ум. 1375. 20 июля. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский при Диоклетиане. 12 сент. Авудим, муч. Тенедосский при Диоклетиане. 15 июля. Авундий, муч. Римский при Валериане, с Ипполитом и др. 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. Интерамнийского. 30 июля. Агавва Измаильтянин, преп. Сирийский 5 века. 22 ноября. Агав, ап. из 70, предрекший узы Павловы. 8 апр. Агапит диакон, муч. Римский при Валериане, с Лаврентием архидиаконом. 10 авг. Агапит преп., еп. Синадский, исповедник при Ликинии. 18 Февр. Агапит, папа Римский, ум. 535. 17 апр. Агапит преп., ученик Саввы Освященного. В субб. с. Агапит, преп. Печерский, ум. ок. 1095. 1 июня. Агапий, муч. Римский при Адриане, с Евстафием Плакидой. 20 сент. Агапий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком и др. 3 ноября. Агапий, муч. Сицилийский, с Вавилою, в 3 веке. 24 янв. Агапий, Публий, Тимолай и др., мучч. Палестинские в 305 году. 15 марта. Агапий, муч. Кесарийский в Палестине 306 г., с Тимофеем и Феклой. 19 авг. Агапий, муч. Едесский при Максимиане, с Вассою и др. 21 авг. Агапия, Хиония и Ирина девы, мученицы Иллирийские в 304 году. 16 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В марте 1904 года Калужская Духовная Консистория обратилась к настоятелю Оптиной Пустыни игумену Ксенофонту с предписанием отобрать отзыв от архимандрита Агапита, «позволят ли его физические силы и есть ли желание быть назначенным для несения пастырского служения в лазаретах и госпиталях на театре военных действий». Но для этой миссии о. Агапит был уже слишком слаб. После нескольких лет жизни в скиту он перешел на жительство в монастырскую больницу. Вот что говорит об этом скитская летопись: «1907 г. Декабрь 31. В сем году из состава скитского братства выбыл живший в скиту на покое архим Агапит. О.архимандрит еще в декабре 1906 г., вследствие болезни ног, поместился в монастырской больнице для лечения; ввиду же необходимости иметь под рукою медицинское пособие, нашел более удобным остаться на постоянное пребывание в больнице и освободил занимавшуюся им в скиту келлию.» Великим Постом 1907 года в монастырской больнице лежал младший брат Оптинского старца Никона Иван Митрофанович Беляев, в то время 16-летний гимназист, впервые приехавший в Оптину Пустынь. На склоне лет он с большой теплотой вспоминал об о. Агапите: «В то время моими соседями были любвеобильнейший и мудрейший о.архимандрит Агапит и старый, старый слепец иеросхимонах о. Иустин. Скоро по приходе в больницу я был в состоянии ходить и стоять, и дано было мне сладостное послушание вычитывать этим отцам все утреннее и вечернее правило. Им я тоже доставлял немалое утешение. Много хорошего и поучительного сказано было ими мне. И хоть я и не помню отдельных их слов, но они касались всего, что мне пришлось в то время видеть и переживать. Это были мои, собственно говоря, первые наставники, которых я никогда не забываю поминать со всею любовью. Тут же из коридора (жил я во втором этаже) была дверь на хоры больничной церкви во имя Преподобного Илариона Великого. По субботам, воскресеньям и иногда по другим дням там была служба.» Духовным окормлением аввы Агапита пользовались все последние старцы «старой» Оптины: Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон. При этом, будучи современником и учеником преподобного Амвросия, архимандрит Агапит «в старости маститей» стал как бы связующим звеном между поколениями обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача Когда преподобный отец наш Антоний Печерский [ 1 ] был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках, и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачем. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми. В то время жил в Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода [ 2 ], которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2 Пет.2:9) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк.16:18).

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010