III Под его распоряжением украинские степи умножены народонаселением, и открыты тут две губернии. И Крым окончательно им же усвоен России. Город Херсон был его творение. IV В его время русская армия получила новую обмундировку. Косы, пукли, щиблеты, шляпы, и прочее на прусский манер бывшее, были изгнаны. Солдаты были одеты легко, красиво, — по-русски. Об этом Потемкин сказал так: Солдат и должен быть таков, Как встал, так и готов. V Потемкин сформировал из самых лучших и рослых людей Екатеринославский гренадерский полк в восемь тысяч человек, Екатеринославский егерский корпус в четыре тысячи, Елисаветоградский конноегерский полк в двенадцать эскадронов. Войска эти были его любимые, и как будто составляли его гвардию. VI Он сформировал корпус пеших стрелков в тысячу человек из юношей малороссийского дворянства. Тут всякий рядовой был армии сержантом, и всякий сержант — уже прапорщик. Сержанты носили на своем кинжало-штыке серебряные темляки. VII Долго стояла армия на суше и флот на море пред Очаковым. Войск в распоряжении Потемкина было до 80 тысяч человек; сверх того наблюдательная или резервная армия, под началом графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, была в готовности. Отдельные от войск осадных корпуса, под началом отличных генералов (а наиболее всего единственный Суворов), и флот наш повсюду разбивали в прах турецкую силу, и делили славу свою со славою Светлейшего. А он жил, и думал, — ну, конечно, не об Очакове, потому что как бы не взять его в самое короткое время, например, дней в двадцать, в тридцать! Очаков был гораздо слабее Измаила, а Суворов взял же Измаил, пробывши при нем не более шести-восьми дней, и взял, не имея ни такого числа войск, и никаких особенных способов. Но Потемкин медлил. — Настала мокрая, холодная осень, потом лютая, жестокая зима, какой не помнили старики, — а он все-таки и не думал о взятии Очакова. Войска повырыли себе землянки, и в них укрывались кое-как от жестокости погоды. Лесу — нигде ни деревца, ни прутика; воды очень мало, степь полая! Люди и лошади терпели во всем ужасный недостаток. Больных было множество, смертность в людях и лошадях чрезвычайная. Солдаты убедительно просили лично князя Потемкина взять Очаков, но просьба не была уважена. Наконец, в армии все чины стали тайно роптать, и Потемкин, после девятимесячного облежания крепости, решился на штурм; и Очаков взят 6го декабря 1788 года. — Потеря при этом из войск наших была не слишком значительна.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Старый Данциг и от посещений собраний в доме Е. Прицкау; пункты же отпадения от Православной Церкви названных русских сектантов, приведенные в рапорте священника А. Сахневича Херсонской духовной Консистории таковы, что изобличают в них сектантов, которых принято называть штундистами, а отсюда – прямой вывод, что и собрания в доме Е. Прицкау были собраниями сектантов, последователей необаптизма. Результат влияния на крестьян д. Карловки собраний в доме Е. Прицкау и бесед последнего не замедлил обнаружиться. Один из крестьян д. Карловки, посещавший собрания в доме Е. Прицкау (см. выше), Евфим Цимбал, возведенный впоследствии в сан первого русского пресвитера необаптизма и совершивший перекрещивание главных вожаков южнорусской штунды (И. Рябошапка, П. Гривы и др.) 11 июня I860 год был торжественно перекрещен вместе с некоторыми колонистами в р. Сугаклее (С. Данциг). Для этой цели был приглашен из колонии Кичкас (Эйнлаге, Екатеринославской губернии) необаптист – „пресвитер “ Авраам Унгер. Вот, как передаёт об этом елисаветградский исправник в рапорте Херсонскому губернатору 10 июня 1869 года 30: „крестьянин собственник д. Карловки Аннинской волости, Евфим Цимбал, 11 сего июня днём принял крещение в р. Сугаклее при немецкой колонии С. Данциг, от колониста Екатеринославской губернии колонии Кичкас, Абрама Унгера. Вместе с Цимбалом крещение приняли и некоторые колонисты колонии С. Данциг в числе тридцати душ обоего пола. Обряд крещения заключался в следующем: Унгер, собрав около р. Сугаклеи пожелавших принять от него крещение, сначала читал по-немецки молитвы (sic) из привезенного им Евангелия, потом пел с ними молитвы и, наконец, порознь каждого вводил в одном белье в воду, где тоже читал какие-то молитвы и затем погружал принимавшего крещение один раз в воду. В числе этих немцев принял крещение и Цимбал. После совершения обряда этого крещения колонист Унгер в тот же день выехал в колонию Кичкас. Об изложенном имею честь донести вашему превосходительству, докладывая при этом, что Шульце (старшина) С.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Таким образом, в исходе XVIII столетия духоборчество утвердилось в губерниях екатеринославской и тамбовской, откуда оно распространилось в земле донских казаков, в губерниях харьковской, саратовской, астраханской, пензенской, воронежской и других, стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в губернии рижскую, пермскую и в Сибирь. Отношения правительства к духоборцам в XVIII столетии были очень строгие; их отдавали в рекруты без очереди, обременяли поборами; распространителей духоборческого учения ссылали в Сибирь, иногда после телесного наказания. Перемена в отношениях к ним правительства последовала при императоре Александре I. В 1803 г. государь издал указ, которым предписывалось: «пока духоборцы не обнаружат явного неповиновения установленным властям, до тех пор по единому смыслу их ереси не судить и не обвинять; воспрещать только явные соблазны и совращения». Затем, в 1804 году, в видах разобщения с православными, духоборцам отведены были для поселения степные места мелитопольского уезда Таврической губернии, именуемые «Молочные воды», куда и переселились духоборцы губерний екатеринославской и тамбовской, а затем сосланные в Сибирь. Здесь отведено было по 15 десятин земли на каждую душу, с освобождением от податей на 5 лет. Таким образом, «Молочные воды» сделались главным центром духоборчества. Дальнейшие отношения правительства к духоборцам видоизменялись применительно к положению всех сектантов. При императоре Николае I переселения на «Молочные воды» были прекращены; духоборцев стали выселять за Кавказ, на пограничную линию, а затем было предписано выселяться на Кавказ и тем духоборцам, которые жили на «Молочных водах». По существующим законам секта духоборческая относится к числу сект «более вредных». Учение духоборцев Прав. Собес. 1859 г. т. I. Тр. Киев. акад. 1875 г. ч. 1. Чтен. общ. ист. и др. 1871 г. II. кн. Ливанова т. 2, ст. II и XXII. Отеч. зап. 1823 г. 93. Источники вероучения. В учении духоборцев весьма ощутительно проявляется мистическое начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

—589— скую епархию: в ней два епархиальных миссионера, шесть окружных и два у них помощника; миссия учреждена еще с 80-х годов. В Олонецкой епархии один епархиальный и пять окружных миссионеров; не говоря уже о таких миссионерах в ней, как еп. Аркадий, достаточно сказать, что самое устройство свое она начала получать опять с начала 80-х годов. Не говорим уже про миссию и ее устройство в епархиях Херсонской, Екатеринославской, Воронежской, Киевской, Тамбовской и др., это всем известно... Еще более мы оценим заслуги миссии, если обратим внимание на тот факт, что раскол и сектантство не возросли именно там, где они, казалось, должны были возрасти. Припомним историю нашего сектантства. Где оно особенно сильно росло и распространялось, как не в епархиях Херсонской, Таврической, Киевской, Екатеринославской, Тамбовской и др.? И тем не менее оно не выросло там в опасное явление, и не выросло, конечно, главным образом, только благодаря усилиям местной миссии. Невольно хочется высказать и другой вывод, именно – что наша противосектантская миссия лучше поставлена, чем противораскольническая: и организована она целесообразнее, и лучшими силами представительствуется и руководствуется. Это видно уже из того одного, что процент сильного повышения раскола и сектантства наблюдается исключительно в епархиях раскольнических. Значит, как на новое явление – на сектантство, начиная с 80-х годов, обратили преимущественное внимание, постарались в местах его распространения лучше организовать миссионерское дело; а успехи, достигнутые миссией, должны оправдать ее в глазах общества и церкви» (стр. 647–8). Приведенных выдержек, думается нам, совершенно достаточно для того, чтобы уяснить отношение обоих авторов к статистическим данным о численности расколо-сектантской массы и их взгляд на значение православной миссии в деле борьбы с расколо-сектантством. Сделаем теперь несколько замечаний по их поводу. Как ни приятно было бы нам присоединиться к мнению о полной достоверности общей цифры сектантов и раскольников, принятой в рассматриваемых статьях, тем не менее мы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евр., Февр.). Конечно, это бессознательная галлюцинация под влиянием смертного страха; но именно такое содержание она приняла в виду таившейся в душе его сильной потребности в вере живой. И много у нас таких отрицателей, крестящихся невольно при всяком неожиданном стуке на потолке, при темноте в дальнем углу. Нельзя, конечно, отрицать, что Авив Щелоков будет целостнее со стороны внутреннего его содержания, чем наши верующие и интересующиеся вопросами веры интеллигенты. С этой стороны он вполне заслуживает симпатии. Но и в нём нельзя не отметить недовольства верованиями «стариков» и желания выработать своё «credo» с согласованием в нём философии и науки с Откровением и верою «стариков», т. е. того, что характеризует между прочим и нашу интеллигенцию, ищущую и алчущую веры. У нашей только интеллигенции перевес берет не Откровение, а рассудок при согласовании науки с Откровениями. Любопытный пример тому представляет Суворин, издатель «Нового Вр.», в одном его маленьком письме… «Я плохой христианин, пишет он, а, может быть, даже и совсем не христианин. Я думаю, что лучше всего это известно Богу, в которого я верую. Я должен вам сказать, что бесконечность вселенной я себе представить не могу. Я думаю, что где-то есть конец, далеко-далеко, за звездами, и там Бог, не сила, не математический закон, а Бог, всемогущее существо. Если я, смертный, могу теперь говорить через телефон с Парижем; если электричество дает мне возможность сноситься с отдаленными людьми, то Богу легко читать в моём сердце, легко видеть меня и вас и знать наши дела и помышления. Это чересчур просто, не богословски, не философски, быть может, иначе я себе не могу представить Бога. Противосектантская миссия в Екатеринославской епархии имеет прочную и определенную организацию, благодаря неустанным заботам о ней местного архипастыря, преосвященнейшего епископа Симеона. Восьмой параграф «Правил об устройстве миссий и о способе действий миссионеров»…, изданных Св. Синодом от 25-го мая 1888 г. за 1116, в Екатеринославской епархии не является мертвой буквой; нет, он здесь имеет строгое жизненное приложение сообразно местным потребностям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату Семинария и училище соединены. ВЕДОМОСТЬ ОБ УЧИВШИХСЯ В ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗА 1896 ГОД ПО ENAPXIЯM В академиях В семинариях казен- пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату 18.624 10 Продолжение ПО ENAPXIЯM В училищах пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату 10.264 21.424 31.688 13.706 30.733 51.279 ВЕДОМОСТЬ О ЧИСЛЕ ВОСПИТАННИЦ В ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩАХ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА, СОСТОЯЩИХ ПОД ВЫСОЧАЙШИМ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ за 1896 год

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату Семинария и училище соединены. ВЕДОМОСТЬ ОБ УЧИВШИХСЯ В ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ за 1897 год ПО ENAPXIЯM В академиях В семинариях казен- пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату 19.151 Продолжение ПО ENAPXIЯM В училищах пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату закр.7 ВЕДОМОСТЬ О БОЛЬНИЦАХ И БОГАДЕЛЬНЯХ, СОСТОЯВШИХ ПРИ МОНАСТЫРЯХ И ЦЕРКВЯХ в 1897 году Больницы При монастырях В ENAPXIЯX На казенном и На иждивении монастырском частных лиц иждивении и обществ заведе- сколько заведе- сколько заведе- сколько Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской не опр. Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской неопр. неопр. Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской не опр. не опр. Тверской Тобольской не опр. не опр. Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской не опр. не опр. Черниговской Якутской Ярославской не опр. не опр. По Грузинскому не опр. не опр. экзархату 15 Продолжение Больницы При церквях В ENAPXIЯX На казенном и На иждивении церковном частных лиц иждивении и обществ заведе- сколько заведе- сколько заведе- сколько Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской не опр. не опр. Волынской Воронежской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

12.269 Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская 10.965 Костромская Курская 11.675 13.905 Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская 11.311 14.529 Пензенская Пермская Полтавская 11.628 16.051 Псковская Рязанская Самарская 17.237 25.952 С.-Петербургская Саратовская 13.938 21.518 Симбирская Смоленская 14.682 Таврическая Тамбовская 11.150 14.788 Тверская 10.158 Тульская 15.585 Уфимская Харьковская Херсонская 10.495 13.215 Черниговская 11.919 1.8331.112 13.752 Ярославская 11.146 232957 52.856 285.813 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 22.379 25.447 Подольская 21.619 25.121 Волынская 10.674 Могилевская 26.400 21.518 Минская 20.007 28.877 Полоцкая Литовская 3 ) 28.894 Оренбургская Астраханская Донская 11.465 15.090 Архангельская Холмско-Варшавская 152715 24.293 177.008 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 11.383 11.383 в) Сибирские Тобольская Томская 17.817 21.221 Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 23.117 27.679 20.554 417.012 84.871 501.883 Приложение 3 Ведомость о числе церковно-приходских школ и учащихся в них к 1 января 1898 года НАИМЕНОВАНИЕ ENAPXIЙ. ENAPXIЙ грамоты. ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская 13.685 18.037 Вологодская 1 ) 15.566 18.785 Воронежская 17.580 22.040 Вятская 2 ) 13.674 19.732 Екатеринбургская Екатеринославская 12.671 16.112 Казанская 10.936 Калужская 12.816 16.569 Кишиневская Костромская Курская 14.263 17.964 Московская 11.524 16.664 Нижегородская 11.692 Новгородская 10.623 14.590 Олонецкая Орловская 12.502 16.081 Пензенская Пермская Полтавская 13.892 20.387 Псковская Рязанская

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Огромные успехи дают опыты бурения колодцев, – теперь по американской системе устраивают полуартезианские колодцы бурением до 30 и 85 саж. глубины, раньше же бурение не превышало 10 саж. Благодаря этому найдена вода в таких местах и киргизских летниках, где никто о ней не подозревал. Результат: у природы отвоевано теперь двести тысяч десятин земли, прежде пустынной, теперь, благодаря воде, годной для переселения. Вообще земля здесь, особенно в Акмолинской области, не уступает землям Херсонской, Екатеринославской губерний; это – теперь установленный факт. Климатические условия и случайность урожаев не изменяют положения переселенца по сравнению, например, с жителем Екатеринославской губернии. Ярким доказательством этого служит то, что здесь поселилось девяносто тысяч неустроенных самовольных переселенцев; земли им еще не дано, ибо они устроились незаконно, посылая ходоков помимо землеустроительных комиссий, проживая по паспортам и занимаясь арендой земли. При всех жалобах на трудность жизни, когда им предлагают бесплатно отправить их на родину, они поголовно отказываются возвратиться, имея здесь хороший заработок и выгоды от аренды, что видно из сопоставления арендных российских и здешних цен: целинная земля в аренде стоит один рубль десятина, дает она сто двадцать пудов прекрасного ковыльного сена, причем цена под покос с десятины понижается до 60 коп., а под распашку не превышает рубля; правда, поднять такую землю десятина обходится до 10 рублей, но все окупается урожаями. Мятая земля ходит от 4 даже до 15 руб., и все-таки брать находят выгодным. При таких условиях приобретает огромное государственное значение вопрос землеустройства киргизов: нельзя давать им по двести десятин на кибитку для поддержания кочевого быта, который сам собой, при заселении степей, падет, и тогда, подобно туркменам Ставропольской губернии, киргизы обратятся в помещиков, дающих землю в аренду русским переселенцам. Сами киргизы начинают понимать, что им выгодно теперь получать определенный земельный надел, обеспечивающий им полускотоводное, полуземледельческое хозяйство; правительство твердо становится на этот путь, значительно раздвигающий переселенческое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010