война затрудняла связь Патриархии с епархиальными архиереями в городах, занятых белыми армиями, поэтому епархии Сибири и юга России создавали местные временные Высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. Почетным председателем избрали митрополита Казанского Иакова (Пятницкого), а председателем — архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского). На совещании было образовано временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфимский Андрей (князь Ухтомский), Златоустовский Николай (Ипатов), Тобольский Иринарх (Синеоков-Андреевский), остались на родине.    Вопрос о созыве Юго-Восточного Русского Церковного Собора обсуждался по инициативе протопресвитера Георгия Шавельского в религиозно-просветительском отделе Совета государственного объединения, созданного в Киеве в 1918 г. из бывших членов Государственной думы, Временного правительства, крупных политических и церковных деятелей. 27 апреля 1919 г. в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) состоялось совещание с участием митрополита Херсонского Платона (Рожденственского), архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), протопресвитера Георгия Шавельского, князя Е. Н. Трубецкого, графа В. В. Мусина-Пушкина и других известных священнослужителей, государственных и общественных деятелей, оказавшихся на территории, занятой войсками генерала Деникина, постановило учредить орган высшего церковного управления на территории действий Добровольческой Армии. С 3 мая в Екатеринодаре начались заседания Предсоборной комиссии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тело мученически скончавшегося митрополита Владимира пролежало до утра следующего дня и было найдено случайными прохожими, которые и сообщили обо всем происшедшем монахам Лавры. Получив разрешение от властей и пропуск на перенесение тела убитого митрополита в Лавру, архимандрит Анфим в сопро­вождении четырех санитаров с носилками около 11 часов утра пришли к месту убийства. По совершении литии тело митрополи­та было положено на носилки. В это время появилось человек десять солдат и вооруженных рабочих, они стали ругаться и вся­чески препятствовать переносу тела в Лавру. Архимандрит Анфим показал пропуск и разрешение. Снова раздались ругательства и выкрики: – Вы еще хоронить будете его, в ров его бросить, тут его зако­пать, мощи из него сделаете, это для мощей вы его забираете! Архимандрит Анфим велел прикрыть тело владыки шубой и нести, а сам пошел впереди с поднятым крестом. Некоторые из женщин стали вслух говорить: – Страдалец! Мученик! Царство ему Небесное! Услышав это, солдаты снова стали ругаться: – Какое ему царство, ему место в аду, на самом дне!.. Тело убиенного архипастыря было принесено в Михайлов­скую церковь и после осмотра медиками облачено в архиерейское облачение и положено посреди церкви. Сразу же после этого на­местник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со стар­шей братией панихиду по убиенном митрополите. В тот же день и в последующие дни были отслужены панихиды как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января в 8 часов утра тело убиенного митрополита Влади­мира было положено в гроб и перенесено в Великую церковь Лавры. После перенесения тела была отслужена литургия, кото­рую совершил митрополит Платон (Рождественский) с еписко­пами – Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черни­говским Пахомием (Кедровым), Чигиринским Никодимом (Кротковым) и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей – членов укра­инского церковного Собора и некоторых представителей киев­ского духовенства. После совершения отпевания гроб с телом убиенного митро­полита был обнесен вокруг храма и крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церк­ви рядом с митрополитом Флавианом (Городецким).

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXIV. Епархия Пермская Пермская епархия учреждена в 1799 г. Семнадцатая в третьеклассных. I. Enuckonы Пермские и Екатеринбургские 1. Иоанн Островский 5 февр. 1800 хирот. из архим. Колязина монастыря; † 24 дек. 1801. Погребён в Кафедральном соборе. 2. Иустин Вишневский 20 янв. 1802 перев. из викариев Казанских; 31 мая 1823 уволен на покой; † 31 янв. 1826. Погребён в Кафедральном соборе. 3. Дионисий Цветаев хирот. 15 июля 1823 из архим. Московского Донского монастыря; 21 апр. 1828 уволен на покой; † 25 апр. 1846, в Московском Богоявленском мнтре. 4. Мелотий Леонтович 21 апр. 1828 перев. из викариев Киевских, а 18 июля 1831 – в Иркутск. II. Enuckonы Пермские и Верхотурские 5. Аркадий Федоров 8 авг. 1831 перев. из Оренбурга; с 25 дек. 1833 архиепископ «Пермский и Верхотурский», а 29 мар. 1851 перев. в Олонецкую епархию. 6. Неофит Соснин 29 мар. 1851 перев. из Вятки; в 1854 пожалован в архиепископы; † 5 июля 1868, около Верхотурья и погребён в тамошнем мнтре. 7. Антоний Смолин 21 авг. 1868 перев. из Пензы; 16 апр. 1872 пожалован в архиепископа. Викариатство учреждено указом 25 дек. 1833. Викарии Пермские «Епископы Екатеринбургские» 1. Евлампий Пятницкий хирот. 11 февр. 1834 из архим. Можайского Лужецкого монастыря, а 27 июня 1840 перев. в Орёл. 2. Анатолий Мартыновский 4 авг. 1840 хирот. из архим. Новгородского Антониева монастыря, а 10 июня 1841 перев. в викария Волынской епархии. 3. Мельхиседек Золотинский 6 авг. 1841 хирот. из архим. Псковского Спасо-Елиазарова монастыря; † 24 сент. 1845. Погребён в Кафедральном соборе. 4. Иона Капустин 19 мая 1846 хирот. из архим. Бизюкова Григориева Екатеринославского монастыря, а 4 нояб. 1859 уволен; † 13 нояб. 1866, в Долматове мнтре. 5. Ириней Боголюбов 17 янв. 1860 хирот. из архим., наместников Александро-Невской Лавры, † 8 мая. Погребён в Кафедральном соборе. 6. Варлаам Денисов 21 авг. 1860 хирот. из архим. Юрьева Новгородского монастыря; а 19 мая 1862 перев. в Оренбург. 7. Митрофан Вицинский 28 мая 1862 хирот. из ректоров Кишинёвской семинарии, а 9 нояб. 1866 перев. в Оренбург. 8. Вассиан Чудновский 21 нояб. 1866 хирот. из архим. Новгородского Северского монастыря. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 . ИУСТИН Вишневский в 1802 году, Января 20, переведён из Епископов Свияжских, Викариев Казанских, где и находится доныне. Глава XVIII. Епархия Пензенская и Саратовская Епархия сия учреждена в 1799 году. Епископы 1 . ГАИЙ Такаов, Из Грузинов, переведён в 1799 году, Октября 16, из Епископов Моздокских, Викариев Астраханских, и находится доныне. Он с 1799 года по 1803 год именовался Саратовским и Пензенским, а с 1803 года Пензенским и Саратовским. Глава XIX. Епархия Слободская – Украинская и Харьковская Епархия сия учреждена в 1799 году. Епископы 1 . ХРИСТОФОР Сулима, Епископ Слободский – Украинский и Харьковский. В 1799 году, Октября 16, переведён из Епископов Феодосийских, Викариев Екатеринославских, и находится доныне. Глава XX. Епархия Оренбургская и Уфимская Епархия сия учреждена в 1799 году. Епископы 1 . АМВРОСИЙ Келембет в 1799 году, Ноября 31, хиротонисан из Архимандритов Новгородского Юрьева монастыря. В 1806 году, Мая 25, переведён в Тобольск Архиепископом. 2 . АВГУСТИН Сахаров хиротонисан из Архимандритов и законоучителей Инженерного Кадетского корпуса в 1806 году, Июня 10, и находится доныне. Отделение V. О Епархиях, упразднённых по Хронологическому порядку учреждения оных. Глава I. Епархия Владимирская на Волыни Епархия Владимирская на Волыни учреждена в 988 году Великим Князем Владимиром Святославичем Киевским и всея России. Епископы 1 . ФОМА, Грек, с 988 года. 2 . CTEФAH I хиротонисан в 993 году. 3 . CTEФAH II, Святой, хиротонисан в 1091 году из Игуменов Киево-Печерских. Преставился в 1094 году, Апреля 27. 4 . AMФUЛOXIЙ хиротонисан в 1105 году. Скончался в 1122 году. 5 . СИМЕОН, Святой, хиротонисан в 1123 году из Игуменов Киево-Печерских. Преставился в 1136 году. 6 . ФЕОДОР хиротонисан в 1136 году и упоминается в 1147 году. 7 . АФАНАСИЙ упоминается в 1331 году. Скончался в Костроме в 1363 году. 8 . ИОАНН Гоголь хиротонисан в 1405 году. 9 . ГЕРАСИМ упоминается в 1416 году. В сем году Епархия Владимирская и Брестенская присоединена к Унии, однако же, были ещё православные Епископы после того:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

II. Не лучше стоит православное церковное дело и в Малороссии, сепаратически именующей себя «Украиной». По вниманию к государственным тенденциям нового строя и к церковно-бытовым особенностям края еще положением 26 июня (9 июля) 1918 г. было указано, что «православная церковь на Украине, высшее временное управление коей организуется на началах автономии, находится в канонической связи с патриархом Всероссийским». Московский церковный собор 7 (20) сентября 1918 г. формально провозгласил эту автономию, и Всероссийский патриарх имел в Киеве лишь своего «экзарха» для общего надзора и согласованности в церковной политике. Так продолжалась и сохраняется на Украине старая православная церковь , положение и судьба которой были и остаются одинаковыми с Великороссийскою: это есть тоже Церковь гонимая и часто мученическая. Но крайним «украинцам» было мало автономности, и уже так называемая Винниченко-Петлюровская «Директория» объявила 19 декабря 1918 г. (2 января 1919 г.) полную автокефалию и составила независимый Украинский Синод, с архиепископом Екатеринославским петлюровским Агапитом (Вишневским) во главе. Но скоро все это провалилось, и лишь «всеукраинский собор», где не было ни одного епископа, фактически водворил автокефалию совершенно странным образом. А именно, когда все попытки получить свою иерархию от законных архиереев оказались тщетными, тогда 10 (23) октября 1921 г. в захваченном ранее Киево-Софийском кафедральном соборе бывший протоиерей Нестор Шараевский при участии других пресвитеров и мирян (в числе их и женщин) «посвятил» во епископа бывшего протоиерея Василия Липковского и возвел его в звание Всеукраинского архиепископа и Киевского митрополита; «посвящение» внешне гарантировалось тем, что «совершители» его держались друг за друга, а последний из них прикасался к руке почивающего в соборе священномученика митрополита Киевского св. Макария († 1497 г.), почему эта иерархия является как бы истинно святительскою и в то же время подлинно народной. На другой день Липковский «посвятил» во епископа самого Шараевского и они начали ревностно насаждать свою иерархию. Члены последней обычно прозываются «липковцами» или «самосвятами». Они принимают народ источником и самой благодати, стоят совсем особняком, не признают обязательности канонов и управляются сами собою. Тем не менее эта совершенная внеканоничность не мешает им распространяться довольно успешно, ибо «самосвяты» имеют до 1,500 приходов. В городах этому помогает коммунистическая власть, отбирающая у православных храмы и передающая их «самосвятам», а в селах они действуют подлогами в качестве истинно православных, от которых не отличаются по внешности, и привлекают простой народ употреблением малорусского языка в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1719 июля 1917 г. Об отношении церкви к государству: Православная Церковь в своем внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельной и обладать всей полнотой свободы самоопределения и самоуправления. ... [ Церковь ] должна быть признана учреждением правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. ...Глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения (от православных родителей); когда потребуется религиозное освящение того или другого события в государственной или местной общественной жизни, должно быть приглашаемо православное духовенство. ГАКО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 297. Л. 116. Цит. по: История Курганской области. Т. 4. Церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган, КГУ. 1998. С. 203. 330 На съезде присутствовало 67 священников (из них 14 человек – благочинные), 11 дьяконов и 3 псаломщика (Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917 1314. Отдел неорич. С. 439441). 331 Названия постановлений приводятся в программе съезда, см: «Ставропольские епарх. ведомости» (1917. 1314. Отдел неофиц. С. 396401). 334 На собрании присутствовало более 500 человек, включая и епархиального архиерея – епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) (Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. 9. Часть неофиц. С. 749). 335 Сбор средств на памятник начался в 1912 году. Средства собирались как от церквей, так и лично от каждого клирика епархии, а также от кружечных сборов. Отчисления были назначены следующие: от церквей – по 35 рублей и больше, от священников – от 2 до 3 рублей, от дьяконов – от 50 коп. до 2 рублей, от псаломщиков – от 25 коп. до рубля в год. К 1 апреля 1917г. сумма на «памятник царствования Романовых», хранившаяся в Екатеринославском Городском Общественном банке, достигла 76 тыс. 387 рублей 40 коп. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 22. Л. 124125).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Семену Григорьевичу Чернову С. Г. Чернов, ученик архим. Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании курса приглашен был к Д. Т. Мизко в домашние учителя. Узнав о том, архим. Макарий в особом письме к нему, выразил свои чувства и свои пожелания, вызванный расположением к семейству Мизко. В издании 1860 г. (I, 230−239) имена членов этой семьи и самого Чернова, или опущены, или скрыты под инициалами. Восстанавливаются они по копии с оригинала, засвидетельствованной С. Г. Черновым, и хранящейся в библиотеке Казанской дух. семинарии. 24 Слышу, что ты по милости Божьей, благополучно кончил период училищного образования, и Божьим, так же о недостойных нас, благоволением введен в действительную службу, для которой всеблагий Промысл Его дал тебе жизнь, таланты и воспитание. Сей слух, коснувшийся струн моей души звуком однообразным, какие по временам воспоминание о тебе производило, новые тоны дал, которых эхо в чтении сем да услышится сердцем твоим, или чтоб пожелать тебе дарования высшего, да откроет в тебе Господь духовное слышание слова Его, которое есть дух и жизнь, сей доброгласной гармонии и чудотворной, которая отверстые для нее ушеса сердца пленяют, и они закрываются для слышания нестройных сопелей лежащего во зле мира сего. Очи начинают смеживаться, отвращаясь от суеты, в то время скучной и тягостной, глава Богословесная склоняется на перси Иисуса Христа, все помышления и чувствия совокупившись, покоятся в мире Божьем превосходящем всякое разумение, и сердце, прилепившееся к сердцу Иисуса Христа, внимает заветному слову любви и истины: «Я есмь истинная виноградная Лоза, и Отец Мой виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, он отсекает, и всякую приносящую плод очищает, чтобы более принесла плода. Будьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, ежели не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот много приносит плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и горят. Тем прославится Отец Мой, если вы много принесете плода, и тогда вы будете Моими учениками».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf О ПРИЕМЕ В СВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ ПРАВОСЛАВНУЮ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ОТ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО РАСКОЛА «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Ты спрашиваешь меня, дорогой друг, как принимать обращающихся в Святую Церковь Божию обновленческих клириков, иереев и диаконов? По этому вопросу я, много думая, беседовал со святителями Божиими и православными пастырями, а также обращался за руководящими данными к Святейшему Патриарху и отцу нашему Тихону. По его благославлению, в нашей Херсоно-Одесской Епархии, а также Харьковской, Екатеринославской и Таврической (говорю о тех Епархиях, о коих знаю), – установилась такая практика: нужно прежде всего наблюдать, от кого и когда получил свою хиротонию обновленческий священник или диакон. Если его рукоположил православный Епископ, т.е. такой Епископ, который воспринял благодать архиерейства в недрах Святой Церкви Божией, и не изменял святому православию, например, укажу известных тебе святителей: Преосвященный Епископ Прокопий (Титов) Николаевский или же Преосвященный Епископ Парфений (Брянских), или я, многогрешный, то всех клириков таких ни в коем случае нельзя вновь рукополагать, ибо хиротонию свою эти клирики приняли от благодатных епископов и Церковь Божия строго карает нарушителей сего. Послушай, что говорит 68 Апостольское правило: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон приемлет от кого-либо второе рукоположение – да будет извержен от священного чина, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верным, ни служителям Церкви быть не возможно». Посему, если такие клирики, рукоположенные православными святителями, все время верными Церкви Божией, захотят придти в Православную Церковь от обновленческого раскола, то после соблюдения обычных в сем случае условий: 1) отречения письменного от обновленческого раскола пред его представителями; 2) публичного отречения от обновленчества пред верующим народом и

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Таким образом, Преосвященнейший Иов не переставал на меня действовать и в Костроме. Ибо хотя я с ним и разлучился по плоти, но в духе всегда желал быть с ним в союзе, и кажется, не проходило дня, когда бы я не вспоминал о нем, и о духовном Отце моем. (Притом же, некоторые семена, насажденные ими в душу мою, уже здесь начали развертываться, по твоему благоволению обо мне, Промыслитель Небесный, и под Твоим влиянием свыше. От разных огорчительных, для самолюбия моего, случаев Екатеринославских, мало по малу, как из слияния песчинок малых составляются большие камни, скопилась в сердце моем злоба против людей, через которых десница твоя, Господи, смиряла и очищала меня. Как я ни бился, не мог своими силами освободиться от сей ехидны, засевшей во мне, а когда Ты пришел на помощь, то в одну ночь совершил дело Твое, так что я проснувшись приметил в себе перемену счастливую, на которую было во сне и указание, и с человеком, на которого прежде не мог взглянуть спокойно, обошелся в то утро, как с другом своим. Это случилось незадолго перед отъездом моим сюда, но тогда еще я ничего не знал о сем перемещении. Впрочем, осталось еще в душе моей место, в котором жила и питалась ехидна злобы, тонкая тина гордой самоправедности, которой я не мог бы приметить в себе, если бы не помог Преосвященнейший. Он и прежде еще старался открыть сего неприятеля, таившегося в изгибах моего сердца, но его поиски оставались недействительными. Наконец, когда я был уже для семинарии Екатеринославской как отрезанная ломоть, к откровенной доверенности и благосклонности Архипастыря присоединилась, с представлениями своими, дружба, и удалось ей приметить во мне врага, скрывавшегося под прикрытием опасений и любви моей к ученикам некоторым. Она вытеснила его из окопов молчания, а ласка начальника выманила его в открытое многословия поле, так что я, при обличительном свете совести, не мог не узнать в себе любомщения, переодетого в ревность ко благу общему. «Откровенно скажу, – говорил я Преосвященнейшему, – что О.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010