В период гетманата в Киеве при поддержке гос-ва начали активно создаваться православные братства (Кирилло-Мефодиевское, Покрова Пресв. Богородицы, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», благотворительное Братство белого креста и др.), деятельность к-рых в основном была направлена на украинизацию богослужения и достижение церковной автокефалии. Наиболее радикальным было Кирилло-Мефодиевское братство во главе с социалистом-федералистом С. П. Шелухиным (одним из его заместителей являлся прот. Александр Марычев). Члены братства предлагали обратиться к К-польскому патриарху с просьбой о даровании независимости Украинской Церкви. Украинское гос-во взяло курс на полное гособеспечение церковной деятельности, но выполнить этот план не смогло. 22 авг. 1918 г. Киевская консистория при поддержке Мин-ва исповеданий отказалась от перечисления средств на общецерковные нужды в Московскую Патриархию. Тогда же прекратилось финансирование Синодом К. е. 16 окт. прошел 1-й миссионерский съезд духовенства К. е., в тот же день митр. Антоний составил резолюцию о деятельности церковной рады. 28 окт. 1918 г. в Киеве открылась 3-я сессия Всеукраинского Собора, на которой говорилось о расширении границ К. е. в связи с включением в состав гетманата части уездов Минской и Курской губерний. Киевскому митрополиту подчинились викарные епископы: Гомельский Варлаам (Ряшенцев) , Рыльский Аполлинарий (Кошевой) и Белгородский Никодим (Кононов), принявшие участие в Соборе. К этому времени в К. е. числилось 82 благочиннических округа, 1478 самостоятельных приходских и 29 приписных храмов. В сер. дек. 1918 г., после отречения от власти Скоропадского и установления власти Директории Украинской народной республики (УНР) во главе с С. В. Петлюрой, церковно-гос. отношения обострились. Украинское гос-во пыталось взять Церковь под полный контроль. 15 (по др. данным, 18) дек. 1918 г. был арестован Киевский и Галицкий митр. Антоний (Храповицкий), 21 (по др. данным, 30) дек. арестовали еп. Никодима (Кроткова). Вскоре их отправили в ссылку в базилианский Бучачский мон-рь в Галиции (их освобождение произошло в авг. 1919, после протестов со стороны правительств Антанты). Перестали действовать Высший церковный совет УПЦ и образованный 7 дек. 1918 г. Собор епископов Украины. Перед арестом митр. Антоний издал указ о том, что в случае его смерти обязанности Киевского митрополита до решения Собора переходят к Херсонскому митр. Платону (Рождественскому). Однако митр. Платон 21 дек. из-за угрозы ареста переехал в Одессу, церковными делами в Киеве краткое время управлял Екатеринославский архиеп. Агапит (Вишневский), которому Контора Собора епископов всея Украины поручила оставаться в Киеве и поддерживать контакты с Директорией УНР (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 784. Л. 47). Официально управляющим К. е. 21-30 дек. 1918 г. был Рыльский еп. Аполлинарий (Кошевой), входивший в состав Конторы Собора епископов всея Украины, но из-за заболевания он не смог руководить епархией.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), товарищами председателя - архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), протопр. Г. Шавельский и кн. Г. Трубецкой. В состав Собора вошли 11 архиереев (митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископы Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский)), протопр. Г. Шавельский, 11 протоиереев, 10 священников, 1 монах, 2 мирянина. По предложению руководителя редакционной комиссии П. В. Верховского Собор усвоил себе наименование «Юго-восточный русский церковный собор» вместо определенного Предсоборной комиссией «Южно-Русский Поместный Церковный Собор». В заседаниях первого дня принял участие ген. Деникин, а также генералы и офицеры его штаба. В ходе работы Собора был рассмотрен и утвержден проект «Положения о ВВЦУ ЮВР», принято решение о преобразовании бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, Кубанского вик-ства Ставропольской епархии и Сухумского вик-ства Черноморской епархии в самостоятельные епархии, ввиду того что соответствующие викарии давно управляли своими вик-ствами самостоятельно при участии епархиальных советов. Обсуждались также вопросы о приходах (способы оживления и организации церковноприходской жизни), о духовных учебных заведениях, о церковной дисциплине и др. (в частности, предсоборная комиссия предлагала к рассмотрению вопросы об отношении большевиков к Церкви, о положении священников-беженцев и привлечении их к пастырским трудам и др.).

http://pravenc.ru/text/155428.html

На Украине В. каноническому митрополиту – противостоял архиеп. Алексий (Дородницын) – председатель Всеукраинской церковной рады. Епископы укр. епархий признали раду правомочной созвать Всеукраинский церковный Собор, открытие которого было назначено на 7 янв. 1918 г. В этот день после литургии и молебна на Софийской пл. в Киеве В. обратился к участникам Собора с приветственным словом. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора и избрал его почетным председателем. В. участвовал во всех соборных заседаниях. 19 янв. 1918 г. 1-я сессия Собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной Армии. В дни боев под Киевом В. находился в Киево-Печерской лавре, не раз оказывавшейся под обстрелом, вместе с братией служил молебны, читал акафисты. Вечером 23 янв. большевики овладели лаврой, солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками. Вечером 25 янв. (7 февр.) 5 солдат вывели В. на лаврский двор и посадили в автомобиль. На поляне в 1 км от лавры священномученик был расстрелян, перед казнью он благословил палачей. Утром следующего дня тело В. нашли прохожие, сообщившие об этом в лавру. Получив разрешение от властей, архим. Анфим после совершения литии приказал перенести останки священномученика в Михайловскую ц. Наместник лавры архим. Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенному архипастырю. На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. Тогда же и в последние дни служились панихиды как в лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 янв. (11 февр.) тело В. перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский), Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский), Черниговский еп. исп. Пахомий (Кедров), Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов). Гроб с телом В. был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. Была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, ничего не выяснившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Судя по письмам и сообщениям местных газет, присылаемых в Синод, владыка поднял «усиленную агитацию» в свое оправдание. Высказывались опасения, что преосвященный хочет «повторить у нас историю митрополита Макария». Московский сценарий в Ярославле не прошел. Агафангелу довольно быстро удалось мобилизовать своих сторонников, славших в Синод заявления, что «голос ярославского съезда не может быть голосом всей епархии». В результате Синод 21 июля вернулся к положению дел в Ярославле, отменил командировку Платона и посчитал инцидент исчерпанным 283 . Можно предположить, что конфликт в Ярославской епархии не носил такого принципиального характера, как в Твери или в Орле. Важную роль сыграло и то, что преосвященный Агафангел был членом нового Синода, слыл «либералом» и, конечно, мог оказывать влияние на принятие того или иного решения высшей церковной властью. Большие неприятности начались после Февраля и у епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). Деятельность этого провинциального архиерея еще до революции, благодаря столичной прессе, получила всероссийскую известность. Особенно «прославился» владыка во время выборов в последнюю Государственную Думу. Агапит смог умело организовать предвыборную кампанию в соответствии с пожеланиями сверху, чем вызвал негодование даже самых умеренных политических деятелей. Сам владыка не оставался в долгу, назвав октябристов «христопродавцами и предателями Церкви» 284 . «За наш успех на нас лают уже и слева и отчасти справа», – писал Агапит обер-прокурору Синода В. К. Саблеру после первого этапа выборов. «Окончательные выборы... назначены на 20 октября, будет жаркое дело, но и к нему мы готовимся в союзе с правыми» 285 . Следует отметить, что активная черносотенная деятельность епископа вызывала у части духовенства епархии большое недовольство. Агапит перед самой революцией, 16 января, жаловался в письме директору канцелярии обер-прокурора В. И. Яцкевичу, что его «верность гражданскому долгу не нравится известной части общества». По его словам, и во время выборов он лишь «исполнял предписания властей». Недоволен был владыка и тем, что его «мирные беседы... о возрастающей дороговизне и инородческом засилье... именуются погромными речами». Называл епископ и своего основного противника в епархии, ректора духовной семинарии протоиерея Кречетовича, который, по мнению архиерея, и организовывал в прессе статьи, направленные против него 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материальное положение семьи Зеленцовых тогда было не­легким. Отец-священник, прослуживший тридцать восемь лет в селе Зимарово, собирался выходить за штат. С ним жила старень­кая его супруга. На их иждивении находилась дочь, учившаяся на высших женских курсах в Москве, а также жена покойного сына с шестью сиротами, старшему из которых едва минуло десять лет. В этих условиях Василий Иванович становился единственным по­мощником семьи, и 1 мая 1912 года он обратился в Учебный коми­тет с просьбой перевести его на службу в Рязанскую епархию. «При этом прошу позволения высказать, – писал он, – что больше всего желал бы, в случае моего перевода, занять кафедру Священ­ного Писания (знакома мне настолько, что в 1912 году я свобод­ные часы отдаю публичной борьбе с мариупольскими сектантами: штундистами и адвентистами-субботниками), или церковной ис­тории, или гомилетики...» Просьба Василия Ивановича не была удовлетворена, но 15 ав­густа 1912 года епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский) назначил его на должность окружного миссионера Екатеринославской епархии. 28 августа 1913 года Василий Иванович получил место преподавателя обличительного богословия, истории и обли­чения раскола в Екатеринославской Духовной семинарии. Однако необходимость помогать племянникам-сиротам вынудила его просить Учебный комитет перевести его преподавателем в одно из учебных заведений Центральной России, и 24 декабря 1913 года он был назначен преподавателем в Казанскую Духовную семинарию. К этому времени епископ Агапит вполне оценил образованного, ревностного и энергичного миссионера и, не желая терять усердного труженика на ниве Христовой для своей епархии, предложил ему удовлетворительные условия службы, и 11 января 1914 года Василий Зеленцов был назначен Мариупольским окружным мис­сионером Екатеринославской епархии . Как миссионер, он принимал самое активное участие во время богослужений в качестве проповедника. Когда в епархии устраи­вался крестный ход с чудотворной иконой, время прохождения которого иногда растягивалось на несколько месяцев, Василий Иванович, как епархиальный миссионер, становился его участни­ком и проповедовал, бывало, за каждым богослужением утром и вечером.

http://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 16. Подлинник. 335. Телеграмма Св. синоду архиепископа Херсонского и Одесского Назария (Кириллова) 4 марта 1917 г. Прошу спешно указаний Святейшего синода относительно возношения высочайших имен на богослужениях, ввиду объявленного манифеста. Назарий, архиепископ Херсонский [и] Одесский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 18. Подлинник. 336. Телеграмма Св. синоду архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына) 4 марта 1917 г. Покорнейше прошу уведомить: благословил [ли] Синод прочитать в храмах манифесты [об] отречениях. Архиепископ Алексий РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 20. Подлинник. 337. Телеграмма Св. синоду епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) 4 марта 1917 г. Прошу указаний касательно поминовения на богослужении царского дома и правительства. Епископ Агапит Екатеринославский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 22. Подлинник. 338. Телеграммы Св. синоду архиепископа Пензенского и Саранского Владимира (Путяты) 4 марта 1917 г. Объединенные пастыри [и] паства приветствуют в лице вашем зарю обновления церковной жизни. Все духовенство усердно просит преподать указание кого [и] как следует поминать за церковным богослужением. Архиепископ Пензенский Владимир РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 23. Подлинник. 4 марта 1917 г. Все духовенство сыновне просит указаний, кого [и] как поминать за церковным богослужением. Архиепископ Пензенский Владимир. РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 35. Подлинник. 339. Телеграмма Св. синоду епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова) 4 марта 1917 г. Прошу указаний относительно необходимых изменений в ектеньях за богослужением и объявления манифеста. Палладий, епископ Саратовский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 26. Подлинник. 340. Телеграмма Св. синоду архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) 4 марта 1917 г. Весьма нуждаемся, просим руководственных распоряжений в связи с переживаемыми событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агапит (Вишневский Антоний), архп. Екатеринославский и Мариупольский Родился 16.VII.1867 в Волынской губернии в семье диакона. В 1888 году окончил Волынскую Духовную Семинарию и в 1896 году Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании семинарии был псаломщиком в Свято-Троицкой церкви села Дидкович, Овручского уезда, где состоял и учителем церковно-приходской школы. В 1889 году был рукоположен в священника. В 1892 году овдовел. В 1895 году в августе на четвертом курсе Киевской Духовной Академии в Киево-Печерской Лавре был пострижен в монашество. В 1896 году – инспектор Полтавской Духовной Семинарии. В 1898 году – ректор Екатеринославской Духовной Семинарии в сане архимандрита, затем состоял председателем Кирилло-Мефодиева братства и братства св.Владимира при семинарии, членом Комитета по заведыванию Екатеринославской городской публичной библиотекой, председателем епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Православного Палестинского общества и друг. 7.IV.1902 хиротонисан в С.-Петербурге в Исаакиевском соборе во епископа Уманского, вик.Киевской епархии. С 3.I.1903 был настоятелем Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, а затем назначен епископом Чигиринским I вик.Киевской епархии. С 17.·IX.·1908 – епископ Владикавказский и Моздокский. С 4.X.1911 – епископ Екатеринославский и Мариупольский. 1911–1918 гг. – участник Собора в Москве. В этом же году ко дню Св.Пасхи возведен в сан архиепископа. Был членом т.н.Деникинского собора в г.Ростове. За то, что он встречал в Киеве Петлюру, был запрещен в священнослужении. Скончался в 1924 году в Екатеринославе. Он любил деньги, был прилежный правитель епархии, но не очень умен. Любил служить, но не умел говорить. Фанатик – украинец. Труды:. Речь при наречении его в епископа. «Приб.к Церк.Вед.», 1902 г., 15–16, стр.551–552. Речь, сказанная пред погребением Высокопреосвящ.митрополита Феогноста 28 янв.1903 года. Труды К.Д.А.1903 г., март, стр.351. Литература: «Церк.Вед.» 1902 г., 13, стр.65·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «Живая Церковь » – обновленческая группировка, возглавляемая прот. В. Д. Красницким; в августе 1923 г. группа откололась от обновленческого движения. Союз Церковного Возрождения (СЦВ) – обновленческая группа, возглавлявшаяся епископом Антонином (Грановским), отколовшаяся от «Живой Церкви». Союз Общин Древле-Апостольской Церкви (СОДАЦ) – возникшая в 1922 г. обновленческая группировка, занимавшая промежуточную позицию между «Живой Церковью» и «Союзом Церковного Возрождения». Союз возглавлялся А. И. Введенским . Просуществовав чуть больше года, СОДАЦ в конце 1923 г. растворился в обновленческой церкви, а его лидер вошёл в состав обновленческого синода. «Народная церковь » – обновленческая группа, созданная в 1920 г. в Пензе епископом Владимиром (Путятой), вскоре после своего возникновения растворилась в обновленческой церкви. Указатель имен 680 Аарон, первосвященник 119, 138 Абакумов Алексей Григорьевич, обн. протоиерей 527, 529, 555, 982 Август, римский император 173, 413 Августин (Разумовский), бывш. обн. епископ 276, 350, 421, 613 Августин, бл. 386 Авдентов см. Александр (Авдентов), обн. архиепископ Авирон 138 Авраамий (Иванов), обн. архиепископ 614 Агапит (Вишневский), архиепископ 277, 340, 484, 614, 1009 Агапит, архиепископ Екатеринославский см. Агапит (Вишневский), архиепископ Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. 32, 38, 69, 70, 71, 74, 87, 95, 96, 213–215, 217, 219–223, 226, 227, 229, 243, 249, 250, 294, 334, 398, 430, 436, 449, 993 Агафангел, Высокопреосвященный см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел, митрополит см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел Ярославский см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Аггеев К. М., протоиерей 169 Адам (Филипповский), епископ 424 Адамов Дмитрий Александрович, обн. протопресвитер 244, 302, 361, 363, 391, 441, 454, 462, 510, 519, 524, 526, 541, 548, 982, 1013 Адаменко, протоиерей см. Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит Адриан (Анцино-Чекунский), епископ 615

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Тогда еще было кому ответить на вызов безбожников решительно и открыто: «Въ г. Трубчевск образованъ Союзъ ревнителей Православной Церкви и Задачею Союза служитъ народа... средствъ къ ремонту церквей и ихъ всмъ необходимымъ для а также охрана церквей... Основатель союза – мстный, г. Трубчевска житель Александръ Нечаевъ» . Но это только вначале. Ревнителей жизни по Богу побеждают ревнители безбожия, вот суть первых послереволюционных лет. Россия, как евангельский блудный сын, всем народом, всем миром уходит от Отца Небесного на страну далече. И не на год, на жизнь трёх поколений. Была ли эта катастрофа неизбежна? В начале 1910-х годов в своём отчёте обер-прокурору Св. Синода Екатеринославский епископ Агапит (Вишневский), чьи наблюдения остались удивительно точными, разделил прихожан на три категории, самой малочисленной назвав людей русско-православного мировоззрения и старинного уклада жизни. Самой большой категорией, по его мнению, были люди, чья вера не могла считаться ясной и неглубоко проникала в их жизнь. Настоящими ревнителями веры они не были, все силы отдавая организации своей бытовой жизни. «С утра до вечера, и в будни, и в праздники, они всегда в труде, в хлопотах, суете и работе. Им всё некогда, всё не время, всё недосуг. Храм Божий они посещают, но исправно только по большим праздникам, в воскресные же дни – изредка». К третьей категории владыка отнёс по преимуществу представителей молодого поколения, которого коснулся «современный тлетворный дух отрицания и сомнения, дух гордыни и неповиновения». Они, писал епископ Агапит, мечтают о новой революции, от которой ждут для себя земного рая, то есть всяческих благ и удовольствия для тела, а главное – ничегонеделания. Этой третьей категории тогдашней деревни епископ Агапит более всего опасался, считая принадлежащих к ней лиц самыми опасными, для которых нет ничего святого. Даже если допустить, чтобы владыка несколько преувеличивал опасность, исходящую от деревенской молодёжи, вкусившей изнанку городской культуры, всё же следует признать: для тревоги основания имелись.

http://pravoslavie.ru/159367.html

Митрополит Антоний и епископ Никодим наводили справки, как бы им пробраться в Киев. Долго Киев переходил из рук в руки, теперь же пришла оттуда весть, что им вновь завладели белые, — и митрополит Антоний и епископ Никодим поспешили уехать. А я остался: Житомир все еще был во власти большевиков. Я часто служил в городском соборе. Помню, 8 сентября, в день Рождества Богородицы, я служил в старом соборе, а 14 сентября, в Воздвижение Животворящего Креста, — в новом. Я произносил горячие проповеди перед огромной толпой молящихся, состоявшей сплошь из военных. Дело в том, что наблюдались уже признаки развала: офицеры с сестрами милосердия кутили на вокзалах, лилось вино, множество офицеров бездельничало, уклоняясь от отправки на фронт, замечалась расхлябанность дисциплины… И одновременно среди этой разрухи сколько было проявлено жертвенности, патриотического воодушевления некоторыми юными добровольцами, мальчиками-подростками, учениками средних школ! Бичом и фронта и тыла был в те дни сыпной тиф. Покойников едва успевали хоронить. Мне случалось служить панихиду на братской могиле. Трупов наложили полный ров, а тщательно не засыпали. Трупный запах ощущался очень сильно. Однажды на вокзале я увидал солдат, пленных большевиков. Я подошел и спросил их: " Что вы, братцы, — большевики? " — " Да какие мы большевики… " — был ответ. И верно, стоило на них только посмотреть — бессознательное стадо; куда погонят, туда и пойдет. Часть пленных расстреливали, другая — вливалась в белые войска и стреляла в красных. Тяжелое впечатление произвели на меня пленные большевики… Я был приглашен участвовать в заседаниях Высшего Церковного управления. В одном из заседаний судили архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского). Он встречал Петлюру в Киеве. Архиепископ Агапит был инспектором Полтавской семинарии в то время, когда Петлюра в ней учился. Из семинарии Петлюру выгнали за какой-то неблаговидный поступок. Когда Петлюра въехал в Киев, архиепископ Агапит встретил его льстивой речью, приветствуя его как " героя " и " освободителя " . " Мы с вами давно знакомы… " — между прочим напомнил он. Петлюра промолчал. Потом архиепископ Агапит повел резко украинскую линию. За этот уклон теперь Высшее Церковное управление его и судило. Был поднят вопрос: оставить его на кафедре или уволить? Решили уволить на покой. На его место назначили донского викария епископа Аксайского Гермогена. Однако политические события развернулись так, что он не мог добраться до своей кафедры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010