Она зафиксирована в его «Благословенной грамоте», преподнесённой государю императору Николаю II 21 февраля 1913 г. — во время торжеств по случаю 300-летия царствования Династии Романовых. В ней говорилось: «Царское служение Боговенчанных Царей наших из благословенного Дома Романовых было великим подвигом любви к родному народу и к родной матери Церкви за послушание единому Богу. Благодать Божия, снисходившая на Их венчанные главы в таинстве священного миропомазания (sic! — М.Б.), и непоколебимая вера и любовь к родной Церкви одушевляли Их и давали Им силы к несению Их тяжкого царственного креста». Под этими словами подписались члены Св. синода: митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский), архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский), Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископы Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), Омский и Павлодарский Владимир (Путята), Никон (Рождественский) — бывший Вологодский и Тотемский. С несколько иной стороны о царском миропомазании говорилось в учительных книгах РПЦ: например — в «Настольной книге для священно- церковно- служителей», изданной в 1913 г. В ней значилось: «Это миропомазание не есть особое таинство или повторение миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином после крещения (подобно тому, как, например, хиротония во епископа не есть повторение предшествующей ей хиротонии во священника), а лишь особый вид или высшая степень таинства миропомазания (sic! — М.Б.), в которой, в виду особенного назначения православного государя в мире и Церкви, ему сообщаются особенные высшие благодатные дары царственной мудрости и силы. Совершаемое в нашей Церкви царское миропомазание бывает во время литургии, после причащения священнослужителей, пред открытыми царскими вратами». Почти дословно эти же слова воспроизведены и в фундаментальном энциклопедическом издании конца XIX в.

http://bogoslov.ru/article/412404

Именно здесь чудесным образом были вновь обретены в 1991 г. святые мощи преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. захвата Киева петлюровцами в декабре 1918 г. были арестованы находившиеся там митрополит Киевский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий. Петлюровцы передали узников в руки польских властей, и только через посредство стран Антанты эти архиереи были освобождены и переправлены на юг России, занятый белыми армиями.    Петлюровская директория, объявив об отмене постановления Всероссийского церковного Собора об автономии, провозгласила Украинскую Церковь автокефальной. Был составлен самочинный синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским), который первым делом запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония. После прихода в Киев Красной Армии украинский синод распался. Архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой Добровольческой армией, и лишенный сана за учинение раскола, принес покаяние. Автокефалисты на Украине остались без архиерея. Но воспользовавшись оккупацией Киева теперь уже польской армией, в апреле 1920 г., клирики и миряне нескольких приходов объявили о создании новой Всеукраинской церковной рады, которая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Большую активность в церковных делах проявил тогда бывший петлюровский премьер-министр, профессор В. М. Чеховской, ставший ведущим деятелем церковной рады. Выйдя из социал-демократической партии Украины, которую он возглавлял, и приняв звание «благовестника», Чеховской стал настойчиво внушать церковной общественности мысль о возможности рукоположения во епископа «громадой» — собором священников, диаконов и мирян. Пропаганду своих еретических воззрений Чеховской прикрывал недобросовестными или невежественными ссылками на примеры епископских хиротоний в древней Александрийской Церкви.    Митрополит Гродненский Михаил (Ермаков), назначенный патриаршим экзархом в 1921 г., с 28 августа проводит в Киеве непрерывные заседания Собора епископов Украины, в которых участвовали епископы Уманский Димитрий (Вербицкий), Черкасский Николай (Браиловский), Лубенский Григорий (Лисовский). Церковная рада по настоянию более умеренных деятелей обратилась к Собору с требованием экстерриториальности для своих епископов. Получив отказ, предводители рады направили двух священников Павла Погорилко и Степана Орлика в Грузию для переговоров о даровании раде епископов. По пути посланники сделали остановки в Полтаве и Симферополе, у епископов Парфения (Левицкого) и Агапита. Но до Грузии они так и не добрались.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тихона . Когда в дек. митр. Владимир вернулся в Киев, братия стала открыто критиковать его, выступая за демократизацию жизни лавры. Радикально настроенные монахи требовали выселения митрополита в Софийский митрополичий дом, лишения титула священноархимандрита лавры и переизбрания наместника. Последний вскоре сам сложил полномочия. Не дождавшись решения Синода по этому вопросу, братия на общем собрании 6 дек. 1917 г. в присутствии 600 чел. (230 с правом голоса) избрала нового наместника - архим. Климента. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. В янв. 1918 г. началось наступление Красной гвардии под командованием М. А. Муравьёва на Киев. Красногвардейцы вели прицельный огонь по городским памятникам. В Великую ц. попало 8 снарядов. Значительные повреждения были нанесены Великой лаврской колокольне, типографии, просфорне. В дни боев митр. Владимир находился в лавре, служил молебны, читал акафисты. Вечером 23 янв. 1918 г. отряды Муравьёва ворвались на территорию К.-П. л. Солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями, издевались над насельниками. В ночь на 26 янв. вооруженные люди ворвались в покои митр. Владимира. Его расстреляли недалеко от Всехсвятской ц. Лаврская братия, побоявшаяся защитить своего архипастыря, навлекла на себя многочисленные нарекания со стороны верующих. Наместник лавры архим. Климент все же отслужил панихиду по убиенному архипастырю. 29 янв. тело митр. Владимира перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский) , Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский) , Черниговский еп. Пахомий (Кедров) , Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов) . Гроб с телом сщмч. Владимира был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. После установления власти гетмана П. П. Скоропадского была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, но она так ничего и не выяснила.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Агапит (Вишневский Антон Иосифович) (16.07.1867– 1924) – архиепископ, обновленческий «архиепископ». 07.04.1902 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. – епископ Екатеринославский и Мариупольский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., председатель Хозяйственно-распорядительного Совещания при Соборном Совете. 05.05.1918 г. – возведён в сан архиепископа. В 1919 г. возглавил самочинный Священный Синод «Украинской Православной Автокефальной Церкви». Принёс покаяние. В 1922 г. перешёл в обновленческий раскол. Снова принёс покаяние. 524 На Украине автокефалистам, которые не смогли добиться претворения в жизнь своих сепаратистских планов при Центральной Раде и др. временных правительствах, всё же удалось создать свою « церковь » благодаря поддержке советских властей (раскол был организован властями по типу обновленческого). 14 октября 1921 г. в Киеве открылся Всеукраинский церковный собор, на который прибыли преимущественно давние приверженцы украинской националистической идеи. В их числе был запрещенные в священнослужении за раскольническую деятельность протоиерей Василий Липковский и др. В связи с отказом патриаршего Экзарха Украины Михаила (Ермакова) принять участие в лжесоборе и рукоположить для автокефалистов архиереев, они совершили «хиротонию» Липковского посредством возложения рук пресвитеров, диаконов и мирян, после чего новопоставленный «митрополит» рукоположил во «епископа» женатого Н. Шараевского. Созданная таким образом «Украинская автокефальная православная церковь » (УАПЦ) реально явилась сектой православного обряда («самосвятский раскол», «липковщина»), В народе раскольники получили за свои деяния название «самосвятов». «Самосвятский раскол» Липковского долгое время поддерживался властями советской Украины. Однако, убедившись в его неэффективности в деле разрушения Церкви, власть в 1930 г. принудила УАПЦ объявить о своей самоликвидации (см.: Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытки украинской церковной автокефалии в XX в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии. [МПИЦ. Кн. 14.] М., 1997. С. 7–87).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

На первой встрече предсоборного органа 8 марта 1912 года было решено, что Совещание должно подготовить законопроекты для будущего Собора с приложением к ним пояснительных записок, составленных на основании материалов Предсоборного Присутствия, в том числе с дополнениями, сделанными Совещанием. В числе приоритетных были названы вопросы о высшем и епархиальном церковном Проект «О высшем церковном управлении» Совещание рассмотрело проект, составленный летом 1912 года по просьбе предсоборного органа председателем Совещания архиепископом Сергием (Страгородским). На протяжении всего осенне-зимнего периода 1912 года на заседаниях Совещания обсуждался состав, порядок формирования и компетенция Синода, порядок избрания и полномочия Патриарха. Третьего апреля 1913 года было проведено расширенное заседание Совещания, на котором состоялось последнее чтение проекта «О высшем церковном управлении», завершившее чреду встреч церковных экспертов 1912-1913 годов, посвященных реформированию высшей власти и управления Российской Церкви. Помимо членов Совещания в заседании приняли участие приглашенные председателем ввиду важности обсуждаемого документа архипастыри: митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский), архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), архиепископ Никон (Рождественский) — бывший Вологодский, епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский) и часто бывавший в Петербурге епископ Полоцкий Владимир (Путята). На встрече присутствовал и обер-прокурор Синода В.К. Саблер. Были рассмотрены утвержденные на предыдущих заседаниях изменения, касающиеся существенных вопросов, которые архиепископ Сергий включил в обновленный проект. Совещание признавало принадлежность высшего церковного управления Святейшему Синоду и Патриарху. Для дел же чрезвычайных должен созываться Всероссийский Церковный Собор. Синод, за которым был сохранен прежний титул — «Святейший Правительствующий объявлялся правительственным учреждением, подчиненным лишь императору, а потому и синодальные указы должны исполняться как императорские. Лишь собственный императорский указ мог остановить исполнение синодального указа.

http://patriarchia.ru/db/text/5978956.ht...

В истории собора есть еще один замечательный факт - возвращаясь из Севастополя в 1915 году, Екатеринослав с однодневным визитом (31 января) посетил последний император великой Российской империи царь-страстотерпец Николай II. Своим присутствием он почтил и Преображенский кафедральный собор. На личном автомобиле самодержец всероссийский проследовал на молебное пение в соборный храм, которому в 1903 году от его имени презентовали набор колоколов. Там император прослушал верноподданническое слово епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). После богослужения и благословения Преосвященный Агапит преподнес государю от духовенства 25 тысяч рублей на нужды войны в распоряжение государыни императрицы Александры Федоровны. В итоге, сорок восемь лет прошло от дня закладки собора до завершения его строительства. Богослужения же под его сводами проходили меньше века. До революционного переворота в нашей губернии собор являлся главным - кафедральным. Революционные события в России затронули все стороны жизни, повлекли за собой и коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Советское правительство видело в ней своего основного врага и стремилось уничтожить всякие внешние проявления религиозности. Уже после захвата власти большевиками началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Жертвами революционных преобразований становились не только помещики и зажиточные люди, но и священнослужители, миряне и интеллектуальная элита. Закрывались и разрушались православные храмы и монастыри. Эти события со всей силой обрушились и на кафедральный собор Екатеринослава. Часть 3 До 1930 года собор оставался действующим. В начале 1920-х годов он находился в руках самосвятов - представителей Украинской автокефальной православной церкви, которые и совершали в нем богослужения. Но как оказалось, все самое худшее было впереди... В 1930 году здание собора передают историческому музею. Будучи уже закрытым, как говорилось тогда, «по просьбам трудящихся», Преображенский собор попал в черный список генерального плана развития города. Не придавая ему значения памятника архитектуры, тем более, общенационального значения, он должен был быть попросту уничтожен. На его месте планировалось поставить грандиозный памятник вождю мирового пролетариата. Конечно, эта информация в прессе не афишировалась и до широкого круга не доходила. Однако она распространялась в среде людей творческих, в среде людей науки. И днепропетровский историк Дмитрий Иванович Яворницкий, на тот момент директор исторического музея, конечно, знал об этом. Благодаря ему Преображенский собор не исчез навсегда. Им был придуман гениальный план спасения - просто сделать помещение собора соответствующим времени и власти. И Дмитрий Яворницкий организовал в Преображенском соборе первый в стране научно-атеистический музей с маятником Фуко. Это был 1932 год.

http://sobory.ru/article/?object=05280

Протоиерей Владимир Сорокин обратил внимание на то, что иногда сведения о количестве репрессированных берутся " с потолка " , и призвал пользоваться только проверенными источниками. Напомнил он и о важной для церковной жизни нашего города дате: в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде арестовали всех монашествующих и отправили в Казахстан.  Возвращаясь к теме встречи, отец Владимир сказал: " Я считаю, что запятую нужно поставить после слова " простить " . Если мы не будем прощать, зачем мы празднуем Светлое Христово Воскресение? А не забывать - это значит не мстить, а молиться " . Историк Сергей Фирсов тоже попытался ответить на вопрос, как стали в России возможны события 1917 года. По его мнению, решительным образом повлияли на настроение масс события 1905 года: " Те, кто в 1905 году взяли в руки оружие, продолжили в 1917-м " , - сказал он. Сергей Фирсов привел классификацию верующих, сформулированную в начале ХХ века правящим архиереем Екатеринославской епархии епископом Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит подразделял верующих на " сильных " (глубоко верующие люди, готовые отстаивать свои убеждения; их меньшинство), " людей земли " (инертное большинство, которое верует больше по привычке и легко поддается манипуляциям) и " хулиганов " (стихийных анархистов). Разумеется, суть проблемы заключалась в том, за кем пойдут " люди земли " .  Сергей Фирсов подчеркнул, что опасения многих людей за будущее России подтвердились, взять хотя бы знаменитую " Записку Дурново " от февраля 1914 года, в которой бывший министр внутренних дел Петр Дурново (1845-1915) предостерегал императора Николая II от ведения войны с Германией, подробно рассказав, к каким последствиям это может привести. " Но знание симптомов болезни еще не означает умения лечить " , - сказал историк. Легковесными, на взгляд историка, выглядят обвинения в адрес церковных иерархов начала ХХ века, с восторгом встретивших Февральскую революцию: " Обвинять очень просто, но надо учитывать при этом исторические реалии. В конце концов, опыт людей, переживших эту смуту и не отказавшихся от своих убеждений даже ценою жизни, поможет нам правильно " расставить запятые " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1901. 1. Стр. 603–607); 65). Ремеров В. Свящ. Веро-нравоучение и характер радений хлыстов центральной России (Мисс. Обозр. 1900. Апрель. Стр. 542– 549; Июнь. Стр. 827–832; Июль-Август, Стр. 72–78); 66). Айвазов И. Тамбовское сектантство и борьба с ним. Хлыстовство (Мисс. Обозр. 1904. Май. кн. 2, 9. Стр. 1174–1181); 67). Его же; Тамбовские постники (Мисс. Обозр. 1901. I, Стр. 190–203); 68). Его же; Хлысты или шалопуты в Екатеринославской губернии (Мисс. Обозр. 1914. Август. 12. Стр. 249–250); 69). Урбанский Алексей, Религиозный быт, предания и песни хлыстов Казанской губернии (Мисс. Обозр. 1907. Апрель. Стр. 567–583); 70). Вишневский Н.М. Летопись печати по вопросам миссии. Хлыстовщина, как религиозное брожение; очерки Оренбургской хлыстовщины (Оренб. Епарх. Вед.). Типы распространителей хлыстовства, как Михей юродивый и Балабанов (ныне архим. Паисий). Обряд духовного венчания в хлыстовстве (Ставроп. Епарх. Вед.) (Мисс. Обозр. 1898 г. Май. Стр. 710–777); 71). Георгиевский Александр: Хлыстовство в Орловской губернии (Мисс. Обозр. 1902. III. Стр. 564–569); 72). Его же: Хлыстовщина в Елецком уезде Орловской губернии (Мисс. Обозр. 1904. Декабрь. Кн. 1-я, 19. Стр. 1366–1376); 73). Грацианский Д. Хлысты на Дону и миссионерские беседы с ними (Мисс. Обозр. 1905. Январь. I. Стр. 101–110); 74). Овсянников Евграф: Донские сектанты: современное состояние хлыстовщины (Мисс. Обозр. 1900. Июль–Август. Стр. 145–146); 75). Православный: Киевский лжехристос (Мисс. Обозр. 1904. Июнь, 10. стр. 1290–1291); 76). Лисицын М. Хроника Миссионерского Обозрения 1904 г. Январь. Стр. 232–239; 77). Э. О. Современная хлыстовщина, ее вожаки, отношение к Православной Церкви и таинствам; искусство хлыстовской пропаганды (Мисс. Обозр. 1899. Март. Стр. 388–392); 78). Хлыстовский валедюк (Мисс. Обозр. Март. Кн. 2-я. 6. Стр. 741); 79). О мерах к пресечению развития хлыстовства (Мисс. Обозр. 1897. Январь. Кн. 1-я. Стр. 13–20); 80). Кутепов П. прот. Разбор хлыстовского учении о пророках и пророчицах (Мисс. Обозр.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с Екатеринославским архиеп. Агапитом (Вишневским) была сформирована т. н. Украинская высшая освященная церковная рада. В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием в 1921 г. самосвятской Украинской автокефальной правосл. церкви, В. твердо придерживался принципа канонической верности укр. епархий Патриарху св. Тихону. 14 июля 1921 г. вместе с др. правосл. архиереями В. подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины. 18 авг. 1921 г. вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиеп. Михаилом (Ермаковым) В. подписал Обращение Собора епископов Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого В. Липковским . В. был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их прекратить антицерковную деятельность. Так, 26 февр. 1920 г. он присутствовал на литургии в трапезном храме Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на укр. языке приверженцами Липковского, затем отслужил панихиду по Т. Г. Шевченко. На лжесоборе 1921 г. также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы Липковского приходили к В. и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил. В ночь со среды на четверг на Страстной седмице 1923 г. как архиерей, не признавший ни самосвятской Украинской церкви, ни обновленческого ВЦУ (см. Обновленчество ), В. был арестован вместе с архиеп. Михаилом и еп. Димитрием. Содержался в Бутырской тюрьме в Москве. 12 апр. 1924 г. Патриарх Тихон безрезультатно ходатайствовал о его освобождении. В. был приговорен к ссылке, с мая 1923 по авг. 1924 г. находился в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. По окончании ссылки вернулся в Киев, был назначен епископом Прилукским.

http://pravenc.ru/text/150699.html

В. К. Саблер рассматривает опыт Католической Церкви как несомненно положительный и детально анализирует 19 вариантов организованной церковной помощи фабрично-заводским рабочим: демократически-христианские кружки, католические общества взаимопомощи, народные кассы и др 160 . Внутренняя миссия Церкви помимо проведения бесед с рабочими проявилась в активном участии церковных служителей во «Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом», который состоялся в августе 1912 г. в Москве. В нем участвовало около 450 делегатов из разных мест России, рассматривавших излечение от недуга пьянства с позиций врачей, учителей и духовенства 161 . Особо отмечается в отчетах обер-прокурора отлично поставленное в предвоенное время проповедническое дело в крупных городах посредством различных обществ, братств и религиозных кружков 162 . Оживление церковно-нравственной и просветительской деятельности церковных приходов продолжает признаваться обер-прокурором одной из важнейших потребностей современной церковной жизни. С другой стороны, в отчете отмечалось, что «везде, где успела сложиться крупная промышленность, социализм пленяет себе в послушание множество трудящихся» 163 . К 1912 г. обер-прокурор в своем отчете приводит классификацию православного населения Российской империи, разработанную епископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Данное описание представляется ключевым в оценке дореволюционного положения Русского Православия. Итак, в религиозно-нравственном отношении народ, по мнению епископа Агапита, можно разделить на три части: первая, самая малочисленная, строго все исполняет и неуклонно придерживается Православия; вторая, самая многочисленная, – это «сыны человеческие», люди земли, которые погрязли в суете, «их вера неясная и расплывчатая». Они все соблюдают, но очень официально: «так нужно и так желают соседи и потому еще, чтобы не навлечь на себя каких-либо нареканий, подозрений, чтобы избежать неприятных столкновений и неожиданностей» 164 . Третьей составляющей является молодое поколение, «невоспитанное, необузданное и беспринципное».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010