Дано сие, от нас нижеподписавшихся, жительствующему Екатеринославского уезда в слободе Половицы полковому есаулу Игнату Каплуну в том, что бывший г-на премьер-майора Качалова зимовник, обращенный затем в хутор, состоящий в округе Новокойдацкой при речке Сухой Суре, по течению ее с левой стороны, состроенный об одной хате и другой землянке, и рубленной каморой, равно и распложенным им, Качаловым, боерачком, чему мы довольно ведаем, что будет тому назад тридцать лет отрастил он, Качалов, собственным своим коштом и старанием разное родючее, тоже берестовое, чернокленовое до немалого числа дерев, он, Качалов, с доброй своей воли и из согласия всего общества, по старости своих лет, продал ему, Каплуну, прошлого 1781 года в ноябре м-це за цену тридцать пять рублей и во время его, Каплуна, содержания того хутора довольно ведаем, яко он не только его близ состоящего в хуторе боерачка (не) опустошал, но еще сверх того собственным своим коштом сделал приращение, как в плодовитом, так и другом дереве, соблюдая притом пользу общественную; а посему и больше тем, что он, Каплун, вспомоществует нам заплатой в казну поземельных денег, ему, Каплуну, даже до настоящего генерального размежевания определяем иметь в собственном его досмотре, так как оный нигде из давних времен во владении не состоял. На подлинном подписано тако: к сему свидетельству Новокодацкие жители – полковой хорунжий Давид Дурдука, значковые товарищи Алексей и Григорий Баранченки, воинские обыватели – Степан Юрченко, Петро Шевченко, Василь Левченко, Лукьян Козменко, Карп Сеталенко, Иван Семергеенко, Иван Корж, Иван Шанченко, Андрей Рибченко, Василь Чувило, слободы Половицы Захарий Швец, Иван Журавель, Петро Жим. Михайло Коротич, Роман Гавря и все общество, а вместо их неграмотных, по их прошению, отставной полковой есаул Григорий Красовский и за себя руку приложил. (Даты нет). 4. 1786 года 2 августа. Рапорт земского исправника, капитана Бобирева вице-губернатору, бригадиру А.Н. Воинову Высокородному и высокопочтенному господину бригадиру, Екатеринославского наместничества вице-губернатору и кавалеру Андрею Никитичу Воинову Екатеринославского уезда земского исправника, капитана Бобирева рапорт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Ростов, Екатеринославской губернии, в такое-то волостное правление; в) от крестьян Новомосковского уезда, Екатеринославской губернии, села, деревни или хутора (если волость не означена), – в г. Новомосковск, Екатеринославской губернии, в Новомосковске полицейское управление для передачи в то волостное правление, в округе которого находится село, деревня или хутора, означенные в выписи; г) от крестьян Черниговской губернии (если не показаны уезд, село, деревня или хутор), – в г. Чернигов, в Черниговское губернское по воинской повинности присутствие. 3) О рожденных от лиц духовного сословия, дворян, чиновников, военных и гражданских, потомственных и почетных граждан, нижних воинских чинов, а равно и от лиц, звание которых не означено в выписи, отсылать в местное уездное по воинской повинности присутствие, т. е. в тот город, уезд, в котором состоит та слобода или село, настоятель или его помощник которых составляют выписи (Орл. Еп. Вед. за 1878 г. 3). Самая рассылка метрических выписей должна быть производима таким образом: а) метрические выписи следует записать в исходящую церковною книгу с обозначением имен и фамилий лиц, внесенных в выписи; б) на выписях поставить тот номер, под которым выписи записаны с исходящую книгу; в) написать отношение в ту управу или волость, куда следует к отсылке выпись или выписи (форма такого отношения может быть следующая: На основании 11 и 107 ст. Устава о воинской повинности и циркуляров г. министра внутренних дел от 8 февр. 1874 года за 3 и 11 мая того же года за 28, и указа Св. Правительствующего Синода от 8 марта 1874 г., имею честь при сем представить метрическую выпись (или выписи) о лицах, родившихся в таком-то году, во вверенном мне приходе. О получении покорнейше прошу уведомить. Настоятель или помощник такой-то. Прилагаемые выписи (или выпись) в исходящей церковной книге записаны под таким то); самое отношение записать в исходящую книгу, и проставить на нем тот номер, под которым оно записано в исходящей книге; д) вложить в пакет, запечатать церковной печатью и на пакете сделать надпись: «в такую-то городскую управу (или думу) или в такое-то (такой то губернии, уезда и села) волостное правление, настоятеля или помощника такого-то прихода; казенное по воинской повинности; е) поставить на пакете номер отношения и сдать под расписку в той же исходящей книге на казенную почту или на земскую (если выписи подлежать высылке в село одного и того же уезда; при сдаче на почту следует рассчитывать, чтобы они в подлежащих местах подучены были непременно к 15 января); выписи же о жителях местного города, слободы или села передать под расписку местной управы, думы или волостного правления (Орлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Пока совершенно не погибнет. См. Dresbach F. Die protestantlichen Sekten etc. 156 S. 25 Постановление заседания проповедников Хортицкого меннонитского округа, волостных старшин и членов ферейна 10 мая 1862 г. 26 См. Рапорт Хортицкого волостн. правления совместно с духовными старшинами Инспектору колоний южной России от 11 сентября 1862 г. 2345. 32 Гергард Виллер знакомый уже нам миссионер необаптизма в Екатеринославской губернии. Примч. автора. 45 Следственное дело Екатеринославского окружного суда но уголовному отделению от 30 июня 1862 года. 46 Поселившимся в 1789 году в числе 228 семейств на острове Хортице и ближайших к нему местах и в Таврической губернии (на реке Молочной) в 1803–4 г. в числе 362 семейств Правительство дало на каждое меннонитское семейство по 65 десятин земли. По принятии русского подданства им и их потомкам предоставлено было право пользоваться свободой вероисповедания и произносить присягу «по их правилам изустным» «да»; они навсегда освобождались от воинской повинности и гражданской службы, от подвод, работ и постоев; предоставлялась им льгота от всяких податей на 10 лет и право заводить фабрики и заводы, торговать и записываться в гильдии и цехи, затем до первого урожая по 10 копеек на душу обоего пола, семенной хлеб «с возвращением его по времени», ссуды на каждое семейство – по 500 рублей и по 120 четырёхсаженных брёвен, на все общество первого транспорта шесть жерновых камней и нужный для постройки двух мельниц лес. Меннониты с своей стороны обязывались: давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих чрез их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты в пределах отведённых им земель, а по истечении льготных лет возвратить казне ссудный долг в три года и уплачивать поземельную подать навсегда по 15 копеек с удобной десятины на дела. Примечание Автора. 47 См. отношение Екатеринославского уездного Полицейского управления на имя пристава 2-го стана Екатеринославского уезда от 12 окт. 1879 года 2373. 51 Донесение мирового посредника 2-го уч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Горошках – Житомирского уезда, Волынской губернии 353 . По сообщению газеты «Русские Ведомости» от 1885 г., по официальным сведениям, сектантов к началу 1884 года числилось: в селах: Тудоровке 11 человек, – Синиове – 13 чел., в мест. Черняхове – 14 чел., в селах: Горошках – 1 чел. и в Пекарщине 2 чел. Всех сектантов – 41 человек 354 . По сообщению, напечатанному в 326, 1884 г., «Московских Ведомостей», штундистов, открыто исповедующих свое учение, было в Киевской губернии 24,700, в Херсонской – около 9 тыс., в Бессарабской губ. – 7,500, в Екатеринославской – до 4 тыс. и в Таврической – около 1000. Сообщение это далеко не сходится с официальными данными о сектантах в губерниях Киевской и Херсонской. Мы слышали, что в Екатеринославской губернии насчитывается сектантов не 4 тыс., а около 300 человек. В Киевской губернии, по официальным данным, в 1884 году их считалось 2,006 (1,940) человек 355 . «По сведениям, нарочито собранным о штундистах, в Херсонской епархии в 1884 г. их было до 1750. Сосредоточиваясь преимущественно в Ряснопольском приходе, Одесского уезда, где число сектантов простирается до 500, затем – в поселке Маловодяном, Александровекого уезда, – 130, в приходах селений Ульяновки – 60, Гурьевки – 60, Полтавки – 50 и Музыкиных хуторов – 60, Херсонского уезда, штундизм раскинулся и по другим приходам епархии, так что всех приходов, где есть сектанты, больше 50, именно: в Херсонском уезде 18 таких приходов, в Одесском – 12, Елизаветградском 10, Ананьевском 9, Александрийском 5 и только Тираспольском – 1 приход, в котором есть штундисты» 356 . По списку Херсонской духовной консистории за 1886 год всех сектантов в епархии числилось 1,526 муж. и 1,430 жен., – всего 2,956 человек 357 . Со времени своего официального обнаружения, секта в продолжение двадцати с небольшим лет распространилась в 6 уездах Херсонской губернии, в 7 уездах Киевской, в 3 уездах Волынской, в 3 уездах Могилевской губернии, затем в губерниях: Подольской, Екатеринославской, Минской, Черниговской, Таврической, Бессарабской, Полтавской, Орловской и в Области Войска Донского.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Рынком сбыта этой продукции стали Саратовская, Пензенская, Курская, Орловская и другие губернии. Другой пример. В 1868 г. братья Классены организовали в Мелитополе производство плугов, а в 1880 г. – хлебоуборочных машин. Накануне и в ходе Первой мировой войны на их заводе производились тысячи различных сельскохозяйственных машин. В 1870 г. они же установили небольшую паровую мельницу и вскоре довели ее ежедневную производительность до 150 пудов зерна. Зять Классенов Я. Я. Нейфельд построил в 1907 и 1912 гг. еще две крупные паровые мельницы. Объединив их, фирма «Классен и Нейфельд» стала молоть ежегодно по 2 млн пудов зерна. Меннонит И. Г. Тиссен, открывший в Екатеринославе паровую мельницу, также увеличил ее производительность с 1500 до 5500 пудов зерна в день. Крупные мукомольные предприятия были созданы меннонитами Гезе, Тевсом, Пеннером, Фастом, Нибуром, Унгером и другими в Хортице и Александровске, Вилмсом – в Гальбштадте 366 . Ежегодный товарооборот, например, «Товарищества для производства муки Нибур и К°» составлял накануне Первой мировой войны 3 млн руб., паровой мельницы Тиссена – 1,5 млн, паровой мельницы Зименса в Никополе Екатеринославской губернии – 800 тыс. руб. Не менее значительными были и такие промышленные предприятия, как машиностроительный завод Коопа в г. Александровске (ежегодный оборот 500 тыс. руб.), машиностроительные заводы Лепа и Вальмана в Хортице, Александровске и Павлодаре Екатеринославской губернии, производившие лобогрейки, жнейки-сноповязалки, другие земледельческие орудия на 1 млн руб. в год. Все имущество меннонитов оценивалось по состоянию на 1 января 1914 г. в 276 млн рублей 367 . Поэтому когда события 1905 г. заставили меннонитскую буржуазию определить свою политическую позицию, то она не колеблясь примкнула к такой контрреволюционной классовой организации, как «Союз 17-го октября», представлявшей и защищавшей интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и помещиков, хозяйничавших по-капиталистически. Выражая монархические взгляды меннонитской верхушки, Π.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

С отличным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорный слуга Ф. Литке. 100. Отношение обер-прокурора Св. Синода, от 17 марта 1849 года за 1664, о Высочайшем поручении осмотреть Могилёвскую, Минскую и Полоцкую епархии Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Его Императорское Величество Высочайше соизволил признать нужным, чтобы Ваше Преосвященство отправились в наступающее лето для обозрения Могилёвской, Минской и Полоцкой епархий, обратив внимание на состояние в оных духовенства, на отношения его к пастве, на положение духовно-учебных заведений и вообще на всё то, что признаете достойным внимания относительно благоустройства епархий и духовного блага паств. Поставляю долгом уведомить о сем Ваше Преосвященство, присовокупляя, что о всём вышеписанном вы будете извещены формально указом Святейшего Синода. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою граф Протасов. 101. Два отношения обер-прокурора Св. Синода, от 2 июня и 31 октября 1849 года за 3371 и 6659, с Высочайшею благодарностью за пожертвование для нижних чинов лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, а также Екатеринославского гренадерского полка Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Г-н военный министр уведомляет, что командующий гренадерским корпусом, генерал-лейтенант Муравьёв, представил письмо Вашего Преосвященства на имя командира Екатеринославского гренадерского Его Высочества Наследника Цесаревича полка полковника Штакельберга, в коем вы, Милостивый Государь и Архипастырь, предлагаете принять от вас, для нижних чинов означенного полка, 60 пуд. говядины и 60 гарнцев водки, присовокупив, что говядина и водка в полк получены. При сем г-н военный министр изъясняет, что Государь Император по всеподданнейшему о сем докладу Высочайше повелеть соизволил сообщить мне, что Его Величество благодарит Ваше Преосвященство. О сей Монаршей воле поставляя долгом сообщить вам, Милостивый Государь и Архипастырь, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вот пора и нам, по примеру сектантов, теснее сблизиться друг с другом, сплотиться в одну братскую миссионерскую семью, организоваться в одну боевую дружину, чтобы успешнее бороться с „религиозными отщепенцами”, легче добиваться нами намеченных целей и лучше поставить дело нашей миссии. Правда, в некоторых епархиях борьба с сектантством уже ведётся коллективным путём. Например, в Херсонской, Екатеринославской и Таврической. Но что тут значат три единицы? Надо, чтобы вполне организованные братства функционировали не только на юге России, но и на севере, на востоке, на западе, не только в центре, но и на окраинах, не только в епархиальных городах, но и в уездах, благочиннических округах, в сёлах и деревнях. И только тогда, когда вся Русь покроется сетью хорошо организованных миссионерских братств, только тогда наша полемика с сектантами вступит на новый, разумный путь и даст великие и богатые плоды. Для иллюстрации более или менее организованной борьбы с сектантством мы дадим общую характеристику миссионерской деятельности в Екатеринославской епархии. Здесь коллективная борьба с сектантством выражается в образовании кружков из среды самого духовенства, в соучастии с лучшими по своим нравственным качествам мирянами, кружков, известных под именем миссионерских комитетов. Так, например, с 1885 г. по 1891 г. было учреждено до тридцати комитетов, причём ведению некоторых из них подлежало два-три пункта, заражённых сектантством. Комитет составлялся из того прихода, в котором появилось сектантство, и священников ближайших к нему приходов. В некоторых комитетах состояли членами и светские лица, отличавшиеся своим благочестием: местные землевладельцы, купцы, крестьяне и проч. Руководительство комитетом вверялось епархиальною властью более опытному в деле пастырства священнику, деятельность комитетов направлялась, главным образом, к двум целям: удержать православных прихожан в своей вере и возвратить заблудших в лоно святой нашей Церкви. Для достижения указанных целей употреблялись следующие средства: раздача брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, вне-богослужебные собеседования, усиление проповеднической деятельности приходского духовенства, частные и публичные собеседования с сектантами, усиление преподавания Закона Божьего в земских и министерских школах, открытие церковно-приходских школ и наблюдение со стороны местных священников за ведением в них учебно-воспитательного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

К периоду обучения в Петербурге относится увлечение юноши мистицизмом. В России в это время проявлялся чрезвычайный интерес ко всему таинственному: все зачитывались сочинениями Сведенборга, Бёме, одна за другой возникали в стране франкмасонские ложи. Издававшийся известным масоном Лабзиным журнал “Сионский вестник” выписывали все семинарии, и не было, пожалуй, ни одного архиерея или архимандрита, который бы не следил внимательно за публикациями на страницах этого издания. Дело дошло даже до того, что изучение наследия одного из заметных мистиков,Арндта, было введено в учебную программу Духовных Академий. Живой и восторженный молодой человек, каким был Михаил Глухарев, легко увлекся этими идеями: зачитываясь Арндтом, он грезил об озарении от Святого Духа и о преобразовании по внутреннему человеку. Через помещика, у которого он когда-то служил в гувернерах, он завел знакомство в известных мистических кружках и даже был однажды приглашен на “радение”. К счастью, студент проявил благоразумие и ограничился лишь тем, что наблюдал за собранием из соседней комнаты. Далее произошло следующее: “он видел, как съезжавшиеся члены общества, переодевшись в длинные белые балахоны и прикрывши лица башлыками или капюшонами, появлялись в зале и тихо и чинно шествовали один за другим вокруг стен зала; потом их медленное движение становилось оживленнее, быстрее и наконец перешло в такое дикое, бешеное, чтоему показалось, что они начали отделяться от пола и, не касаясь его ногами, кружиться; он до того перепугался, что убежал, что называется, без оглядки, и явился домой даже без шляпы, которую в испуге забыл захватить” 141 . В 1817 году Михаил Глухарев закончил трехгодичное обучение в Академии. По итогам выпускных экзаменов он занял десятое место на курсе. Новоиспеченный магистр богословия был сразу же назначен инспектором Екатеринославской Духовной семинарии. На него была возложена нелегкая миссия — осуществление на практике объявленной в 1814 году реформы духовного образования. В связи с запланированными преобразованиями практически все преподаватели Екатеринославской семинарии были уволены с работы, а их место должны были занять только что оставившие парты четыре выпускника СПбДА, одним из которых был 25-летний Михаил Яковлевич Глухарев.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Варшавский двор, сопровождая своего государя, усиливал великолепие торжества, продолжавшегося непрерывно целый день, который провела здесь государыня. За это непродолжительное время смиренные жители небольшого местечка были свидетелями и великолепного обеда, и бала, и иллюминации, и фейерверка. Государыня, тронутая усердием Станислава и его стесненным положением, обещала ему свое покровительство против врагов его, и он расстался с ней на следующий день, утешенный и осчастливленный ее участием. Потом через некоторое время знаменитая флотилия остановилась перед Кременчугом — городом Екатеринославского наместничества. Здесь князь Потемкин, постоянно старавшийся разнообразить прекрасные картины, которые появлялись перед восхищенными взорами государыни на берегах Днепра, представил новое, неожиданное для всех зрелище. Это были маневры расположенных тут войск конницы и пехоты. Иностранцы с удивлением смотрели на воинственную красоту, на их стройные движения. Что же должна была чувствовать государыня, видя столько порядка, столько пользы для общества, столько счастливых и трудолюбивых жителей там, где за несколько лет перед этим часто встречались дерзкие шайки разбойников и было слышно много рассказов об их ужасных делах! Она была исполнена глубокой благодарности к виновнику этой счастливой перемены, князю Потемкину, и так восхищалась всем виденным ею, что не однажды выражала свое сожаление о скором окончании плавания, так как дальше начинались опасные пороги Днепра и уже нельзя было ехать по воде, и поэтому путешествие продолжалось по суше. В том месте, которое называлось Кайдаки, государыня была встречена Немецким императором. Прибыв в Херсон, он не стал ждать там прибытия Екатерины и поспешил к ней навстречу. Императрица сумела оценить такое дружелюбное отношение и, узнав о приближении высокого гостя, сама выехала к нему навстречу. Князь Потемкин радовался приезду императора: в окрестностях Кайдаков он готовил важное торжество, присутствие на котором Иосифа II должно было придать ему еще больше блеска: это была закладка Екатеринослава — главного города Екатеринославского наместничества. Давно уже составлен был план и выбрано место для этого города, но Григорий Александрович хотел, чтобы первый камень знаменитого города был положен виновницей его основания, и, удачливый во всем, преуспел и в этом сверх своего ожидания: не только его великая государыня, но и Австрийский император любовались выбранным им местоположением на высоком берегу прекрасного Днепра и, заложив основание Екатеринослава, сделали незабвенным его имя, несмотря на то, что значение этого города впоследствии не было настолько велико, как того ожидал его основатель.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

998 уст. о служб, прав., из общей суммы, определенной штатом на канцелярских чиновников. 18. О неопределении впредь в Консистории и духовные правления присутствующими лиц, не имеющих священнического сана. По указу Его Императорского Величества, Св. Синод слушали: во первых, предложение Обер-Прокурора следующего содержания: при обо зрении им, г. Обер-Прокурором, в минувшем году Екатеринославской Консистории, нашел он между членами оной одного протодиакона, который, кроме того, что не имеет степени священнической, не получил даже и приличного для таковой должности образования. Доводя о сем до сведение Св. Синода, он, г. Обер-Прокурор, предлагал: не благоугодно ли будет таковое назначение протодиакона в члены Екатеринославской Консистории отменить и в предосторожность, чтобы и по другим епархиям того же впредь не воспоследовало, дать знать об оном повсеместно; и во вторых: справку канцелярии Св. Синода, по коей оказалось, что из поступивших в течении 1834 года от Преосвященных епархиальных Архиереев сведений о присутствующих в Консисториях видно, что в Волыно-Житомирской Консистории между членами священнического сана присутствует Волынского кафедрального собора протодиакон Василий Красицкий. Приказали: как и Св. Синод признает, что лицам, не имеющим священнического сана, неприлично и неудобно быть членами в таковых присутственных местах, то Преосвященным Екатеринославскому и Волыно-Житомирскому предписать (и предписано) указами дабы они присутствующих в Консисториях протодиаконов заменили другими священнического сана, и впредь, как протодиаконов, так и диаконов не определяли членами Консистории. О чем дать знать указами и всем епархиальным Преосвященным Архиереям для наблюдения впредь того же правила. Мая 30 дня 1835 года 2 . 19. Увольнение секретарей Консистории в отпуск. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора, в 4-й день ноября, в изменение ст. 289 Уст. Дух. Конс., согласно с определением Св. Синода, Высочайше повелеть соизволил: увольнение секретарей Консисторий в отпуск, сроком до двадцати восьми дней, предоставить епархиальным Архиереям, увольнение же в отпуски на более продолжительные сроки Обер-Прокурору Св. Синода. 4 ноября 1865 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010