VI. Малороссийская губ. (вместо Черниговской и Новгород-Северской), из Черниговской губ.: 1. Городна, 2. Березна, 3. Борзна, 4. Глинск, 5. Лохвица из Новгород-Северской губ.: 6. Погар, 7. Кролевец, 8. Короп, 9. Новоместо, 10. Сураж, Киевской,11. Остер, Новороссийской (б. Екатеринославской), 12. Миргород, 13. Градижек, 14. Константиноград и 15. Алексополь. VII. Минская губ.: 1. Докшица (казенное с.), 2. Давид-город, 3 Постав, 4. Несвиж (последние три города – владельческие места). VIII. Новороссийская губ. (вместо Екатеринославской), из Екатеринославской: 1. Донецк, 2. Александров, из Таврической губ.: 3. Кефа (вместо Феодосии), 4. Козлов (вместо Евпатории), из Вознесенской губ.: 5. Вознесенск, 6. Новомиргород, 7. Еленск; города без уездов, где жило купечество: 8. г. Новороссийск (бывш. Екатеринослав), 9. г. Таганрог, в котором сосредоточены судебные места Ростова, 10. Нахичевань, бывшей Таврической области, 11. Бахчисарай, 12. Карасубазар, 13. Ахтиар (вместо Севастополя), 14. Кирбур, 15. Арабат, бывш. Екатеринославской, 16. Борислав,      17. Николаев, 18. Григориополь, 19. Овидиополь, 20. Дубоссары, 21. Очаков, 22. Одесса; крепости быв. Екатеринославской губ.: 23. Дмитриевская, 24. Александровская, 25. Кирилловская, 26. Петровская, 27. Никитинская, 28. Ейская; местечки, в коих посады: 29. Крюков, 30. Петриков; Таврической обл.: 31. креп. Еникале, быв. Вознесенской: 32. Архангельск, 33. Павлоград XIX. Подольская губ. (вместо Подольской и Брацлавской губ.), из Подольской губ.: 1. Грудек, 2. Зиньков из Брацлавской губ.: 3. Вербовец, 4.Хмельник, 5. Тульчин, 6. Бершад из Вознесенской губ.: 7. Богополь. Из этих городов 18 авг. 1795 г. г. Вербовец пожалован господину Тайн. Совет. Тройницкому, а Хмельник – канцлеру князю Александру Андреевичу Безбородко. X. Рижская губ.: 1. Вольмар, 2. Валки, 3. Фелин, 4. Верро, 5. Лемзаль. XI. Саратовская губ. (вместо Пензенской и Саратовской), из Саратовской губ.: 1. Аткарск, 2. Балашов, бывш. Пензенской губ. 3. Мокшан и 4. Городищск. XII. Слободско-Украинская губ. (вместо Харьковской),

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Евгений (Булгарис) архиепископ, рукоположен с 1.10.1775 по август 1779 на покое; † 27.05.1806 Никифор (Феотоки) архиепископ, рукоположен с 6.08.1779 по 28.11.1786 архиеп. Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Амвросий (Серебренников) архиепископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии †13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митр. Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года Кафедра в Новомиргороде Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митр. Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 1.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Новороссийский и Днепропетровский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Астраханский и Кавказский †18.08.1805 Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 †20.10.1811 Иов (Потемкин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с 7.02.1812 †28.03.1823 Феофил (Татарский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; †14.11.1830 Онисифор (Боровик) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 †20.04.1828 Гавриил (Розанов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский, с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 9.05.1837 архиеп. Херсонский и Таврический

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоганн Гергард Виллер (Вилер) из поселян колоний Хортица Екатеринославской губ. В Одессе он имел магазин красок в компании с Винчи, который собственно и вёл дела, а Виллер всё время и все силы посвящал пропаганде. С именем Виллера связано само начало ново-меннонитского движения в Хортицком округе, где он в 1861 г. выступил вожаком прыгунов и весьма скоро распространил свою деятельность на лиц всех исповеданий. В 1864 г. Виллер, вместе с молочанским ново-меннонитом Беккером, насаждает баптизм в Новом Данциге. Затем мы видим его в постоянных разъездах по колониям, главным образом Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний, одного или вместе с другими пропагандистами. Виллер пользовался большим уважением среди баптистов. Он стоял в тесных сношениях с другими миссионерами и помогал им выпутываться из столкновений с администрацией 26 . Распространяя баптизм среди немцев путём устной проповеди и раздачи трактатов, Виллер охотно сеял религиозную смуту среди русских. Особенно усилилась его деятельность в этом направлении в 80-х годах. В конце концов он должен был бежать из России и несколько лет тому назад скончался в Румынии. Одновременно с Виллером вожаком ново-меннонитов выступил Авраам Унгер. Унгер состоял пресвитером в колонии Эйнлаге (старой) Екатеринославской губ., откуда иногда делал миссионерские разъезды; так, например, в 1869 г. он крестил в колонии Старый Данциг 80 немцев-колонистов и одного русского 27 . Рядом с Виллером нужно поставить Карла Ондру. Ондра колонист Волынской губ., куда отец перевёз его ещё ребёнком из Польши 28 . Это натура деятельная и подвижная. Ондра прошёл курс гамбургской баптистской семинарии и в 60-х годах начал свою пропаганду на юге России, которую продолжал вплоть до административной высылки в 1877 г. Местом его постоянного пребывания были колонии Гарчик и Рогувка (около Нейцерера) Волынской губ., а поле деятельности простиралось на всю южную Россию. Ондра, как миссионер континентального баптистского союза, объезжал все немецкие колонии, проповедовал, держал молитвенные собрания, крестил и т. п. О своей деятельности он посылал подробные отчёты в Гамбург.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гремячим, Хотомле, Печенегах и Пятницком. Огромное влияние на этих штундистов «оказывает известный толстовец Бодянский, издававший в 1907 г. «Свободное Слово», вскоре прикрытое гражданскою властью за противоправительственный характер. Благодаря Бодянскому, нигде в епархии штунда ни настроена так на «освободительный» тон, как в Волчанском уезде; 5) в Купянском уезде штундовые миссионеры, являясь в села, сами приглашают пастырей к себе на беседы, как например в сл. Ново-Осиновой. Появляются в уезде пропагандисты штунды и с Кавказа, – например Примаченко в сл. Пристене; 6) в Изюмском уезде за последние два года штунда вновь появилась в приходах сел: Семеновки, Голой-Долины, Долгенькаго. Ново-Павловки, Барвенково, Надеждовки и Пашкова. В Семеновском приходе насадили штунду переселенцы из Екатеринославской губ. и местные немцы – колонисты. Сюда же наезжает из Харькова штундовый миссионер Костюченко. В Голую-Долину занесено сектантство – также из, Екатеринославской губ. В Доменькое принесли штунду голодолинцы. В Ново-Павловку, Пашково и Барвенково занесена штунда из с. Привольного, а в Барвенково и из Дружковки, Екатеринославской губ. В Надеждовский приход штунда проникла из дер. Беззаботовки. Особенно сильно распространяется штунда в селе Привольном; значительно возросла пропаганда и в хут. Ореховатке; 7) в Змиевском уезде особенного внимания заслуживают приходы сел Дудковки и Тарановки, в районе которых в 1905 г. поселились штундисты и толстовцы в числе 31 чел. обоего пола, ранее проживавшие в г. Харькове; 8) в Сумском уезде штунда за последнее время появилась в Вирах, Ободах, В. Бобрике и г. Сумах. В Сумах штундисты имеются на водопроводе, в цехе и при станции железной дороги, в качестве садовников. Из Сум пропаганда штунды занесена в Виры; 9) в Старобельском уезде в м. июле 1906 г. появились три штундиста с сл. Петропавловке. Все они оказались уволенными в запас армии. В настоящее время эти сектанты отбыли на срок на отхожие промыслы, не оставив пока следа своей пропаганды в слободе. В том же году появилась одна семья штундов в с. Закотном; 10) в Ахтырском уезде в с. Самотоевке числится с 1907 г. сектант-штундист Наколай, приезжающий с пропагандою в Виры. Он почти не живет в своем селе, а большею частью в Сумах и в других местах; 11) в Лебединском уезде в 1905 г. появился с Кавказа в хут. Бардаков, прихода сл. Олешной, местный крестьянин Крамаренко, совратившийся на Кавказе в штунду. В настоящее время он выехал на сторону, не успев, видимо, в своей пропаганде на родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

В конце концов Днепропетровский областной отдел по делам строительства и архитектуры выдал задание на реставрацию Преображенского собора украинскому специальному научно-производственному реставрационному управлению. Был выполнен архитектурно-археологический обмер памятника [обмер выполнили М. Александрова, А. Годованюк, А. Борисова. Материалы обмера, как и материалы исследования и проекта реставрации находятся в архиве Института «Укрпроектреставрация»] , проведено комплексное (натурное и литературно-архивное) исследование, на основании собранного материала 1960 г. разработан проект реставрации [авторы проекта реставрации архитекторы М. Говденко (Александрова) и А. Годованюк, конструкторы А. Малиновская, Б. Левандовская, искусствоведы-А. Аль, л. Крощенко] . Тут и были найдены ответы на некоторые поставленные ранее вопросы. Искусствовед А. Аль находит анонимные чертежи со следами стертой подписи-западный фасад и поперечный разрез собора [проект Екатеринославского собора (анонимный, бесспорно Захарова) см. РГИА. – Ф. 1424. – Оп. 2. – Спр.603. - Арк.10, 286, 304] . Достаточно взглянуть на эти чертежи, чтобы убедиться, что это проект Екатеринославского собора и именно проект А. 3ахарова. Об этом свидетельствует не только архитектура изображенного сооружения, но и манера оформления чертежей и даже следы стертой подписи, на что обратил внимание профессор Г. Гримм, с которым консультировалась А. Аль (к сожалению, выводы консультации не опубликованы). На найденных чертежах чрезвычайно эффектно смотрится шестиколонный западный портик ионического ордера на фоне ровных, лишенных Руста стен. Над портиком возвышается двухъярусная колокольня с арочной ротондой второго яруса, с часами в круглых проемах межъярусного восьмерика. Ротонда, как и верхний ярус колокольни Андреевского собора в Кронштадте, перекрыта полусферической баней, над которой возвышается характерный Захаровский изящный шпиль с крестом. Почему в натуре не все соответствует найденным чертежникам? А вот почему. С 1806 г. когда был утвержден проект А. Захарова, до 1830 г., когда наконец был заложен нынешний собор, прошло немало времени. Для возведения собора были не только составлены новые сметы, но и разработан новый проект [Проект Екатеринославского собора Ф. Санковского, – РГИА. – Ф. 1488. – Оп. 1. – Спр. 1126 (план, западн.фасад, северный фасад, продольный разрез). Он найден искусствоведом л. Крощенко] . Это труд Витебского губернского архитектора в отставке Ф. Санковского. Сохраняя в основном плановое и объемно-пространственное решение собора А. Захарова, Ф. Санковский вносит определенные коррективы, которые, на наш взгляд, несколько снизили художественную выразительность сооружения. Наибольшие изменения касаются главного западного фасада с его башенообразной композицией – любимым захаровским приемом, высокоталановито воплощенным в образе Андреевского собора, особенно в архитектуре непревзойденного Адмиралтейства.

http://sobory.ru/article/?object=05280

При особой напряженности рационалистического и мистического сектантства в Екатеринославской епархии её приходским пастырям особенно приходится памятовать слова апостола о всеоружии Божием, которым можно отразить все козни диавола ( Еф.6:11–17 ). Для большей успешности церковно-приходской миссии из священников приходов, зараженных сектантством, или же находящихся в соседстве с такими приходами, образованы миссионерские кружки (комитеты), заключающие в себе не менее трех членов; кроме лиц, облеченных в священный сан, в состав миссионерских кружков входят и светские люди, имеющие достаточные богословские познания для борьбы с заблуждающимися (напр., учителя церковно-приходских школ). Таким образом, миссионерские комитеты Екатеринославской епархии представляют из себя небольшие духовно-воинствующие отряды, ведущие систематически дело «духовной брани» в районах, населенных сектантами. Ближайшим руководителем и непосредственным вождем «миссионерствующей братии» является А. Я. Дородницын, стяжавший себе почетную известность в истории нашей внутренней миссии, как миссионер – писатель и практик. Миссионерские комитеты проводят не менее одной публичной беседы в месяц с иномыслящими своего района; на этих беседах присутствуют все члены комитета. Отчеты об этих беседах или протоколы они представляют в Епархиальный миссионерский комитет, организованный при духовной семинарии г. Екатеринослава; последний комитет объединяет собою действия комитетов, устроенных в епархии; живою душою комитета является всё тот же епархиальный миссионер. Такова в общих чертах постановка миссии в Екатеринославской епархии, где приходские пастыри не фиктивно, а самым делом принимают участие в многотрудной работе по вразумлению отступников от православной Церкви. Естественно поэтому, какой интерес должны представлять протоколы, описывающие их собеседования с местными сектантами, и нельзя не выразить глубокого удовольствия по поводу появления их в печати. Благодаря опять-таки высокому покровительству, оказываемому епархиальной миссии со стороны преосвященнейшего Симеона, была образована специальная редакционная комиссия из членов Епархиального миссионерского комитета, во главе которой стоит г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Отношение на имя Ректора Академии Г. Министра Народного Просвещения от 14 сентября за 16817: «Вследствие письма Вашего Высокопреподобия от 15 февраля сего года мною было —342— сделано сношение с Г. Попечителем Одесского учебного округа о предоставлении доценту Московской Духовной Академии Александру Жданову должности Инспектора народных училищ. Ныне Тайный Советник Вольский сообщил мне, что г. Жданов назначен им, с 1 сего сентября, Инспектором народных училищ Екатеринославской губернии, Мариупольского уезда». в) Отношение, на имя Ректора Академии, Г. Попечителя Одесского учебного округа от 11 сентября за 10783 с уведомлением о том же и с просьбой отослать документы А. Жданова Директору народных училищ Екатеринославской губернии. г) Предложение Ректора Академии, Архимандрита Антония: «По случаю назначения доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета, А. Жданова , на службу по Министерству Народного Просвещения честь имею предложить Совету Академии войти в обсуждение вопроса о замещении означенной кафедры». Справка: По § 81 лит. а п. 7 устава духовных академий принятие мер к замещению преподавательских вакансий значится в числе дел, окончательно решаемых самим советом академии. 1) Избрание кандидата па вакантную кафедру Священного Писания Ветхого Завета отложить до одного из будущих собраний Совета, а кафедру нравственного богословия оставить для будущего инспектора академии. 2) Препроводить документы бывшего доцента Академии А. Жданова г. Директору народных училищ Екатеринославской губернии. VI. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале совета Академии от 6 сентября сего года: «Сент. 22. Определение о составе курса утверждается, и по четвёртому и пятому пунктам оного ходатайствовать от меня. – Представление о почётных членах будет сделано. – Профессор Николай Субботин увольняется от должности члена Правления, в которой утверждается профессор Пётр Казанский . – Студент Константин Субботин утверждается в степени кандидата богословия. – Испрашиваемое в статье под числом XXIII разрешается, – Студент Николай Цыганков утверждается в звании действительного студента, с предоставленным правом. – Прочее к исполнению».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

известно (которой заразил он и в моей слободе овец), а волы по великой старости и худобе еще в позапрошедшую зиму пали, то и не могу сего исполнить». 27 августа 1786 года земской исправник, капитан Д. Бобирев при особом рапорте своем представил вице-губернатору Екатеринославского наместничества, бригадиру Андрею Никитичу Воинову, копию объяснения Папчинского. Этим рапортом заканчивается «дело», из коего заимствованы изложенные выше сведения. Чем закончилась тяжба Каплуна с Папчинским, сказать определенно нельзя; если верить устным рассказам Коржа, то она тянулась очень долго: уже по восшествии на престол императора Павла I в Екатеринослав прибыли в качестве ревизоров Кушелев и Алексеев; к ним обратился с жалобой Корж (по уполномочию жителей Нового Кайдака, Диевки и Михайловки) и они «тотчас предписали Екатеринославскому губернскому правлению, дабы я (Корж) с моими верителями, по силе моей просьбы был удовольствован, что вскоре было и учинено, и земля наша от г. Папчинского была возвращена, и слободы его с нашей земли были переведены на его землю» 16 . 1. 1786 года марта. «Доношение» полкового есаула Игната Каплуна, правителю Екатеринославского наместничества И. М Синельникову, об испытываемых им притеснениях со стороны коллежского секретаря Петра Папчинского (По титуле) Ив. Максимовичу Синельникову, жительствующего Екатеринославского уезда в слободе Половицы, полкового есаула Каплуна доношение. Я, именованный прошлого 781-го года в ноябре м-це, с согласия всего Новокодацкого общества, купил у отставного премьер-майора Якова Качалова зимовник, обращенный затем в хутор, состоящий в Новокодацкой округе, при речке Суре, по течению ее с левой стороны, состроенный об одной хате и другой землянке, тоже рубленой каморой, и распложенным собственным его, Качалова, трудами назад тому за тридцать лет лесным боерачком с имеющимися в нем родючим и другими деревьями до немалого числа, за цену тридцать пять рублей, с таковым условием, чтоб я тем боерачком корыстовался свободно, в чем и даны были мне от него, Качалова, расписка и от общества свидетельство, которые в Екатеринославском уездном суде при деле имеются.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Дерев. Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату экзархату Продолжение Церкви Часовни и молитвен-а ные дома ПО ENAPXIЯM Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату экзархату ВЕДОМОСТЬ О БИБЛИОТЕКАХ ПРИ ЦЕРКВЯХ за 1896 год Число библиотек В ENAPXIЯX Состояло к В 1896 году вновь 1896 году учреждено В благо- В благо- церквях чинни- церквях чинни- ческих ческих округах округах Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевской Московской Нижегородской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Общество теперь собирается выселиться и поэтому послало на Кубань бойкого Гергарда Виллера. Если же они, действительно, выселятся, то где они когда бы то ни было опять найдут то попечение, которым здесь пользовались, и с теми удобствами для приобретения? Слепота делает несчастными их самих и их детей!» 26 Из приведённого рапорта меннонитов открывается, что религиозное движение в немецких колониях Екатеринославской губернии началось ещё в начале 50-х годов прошлого столетия (около 1852 г.), что одновременно с тем, как это движение происходило в колониях Екатеринославской губернии, оно развивалось в колониях на реке Молочной (Таврической губернии). Главными деятелями этого движения были Гергард Виллер, Абрам Унгер, Гейнрих Нейфельдт, Петр Берг и др. В Хортицу религиозное движение перешло из колонии Шеньизе (вблизи гор. Александровска, Екатеринославской губернии), где во главе его стоял Яков Янцен, местный меннонитский проповедник. До этого времени (т. е. до 50-х г. прошлого столетия) в названных немецких колониях никакого религиозного брожения не было, и немцы колонисты проводили мирную жизнь богатых земледельцев. Уже в самом начале развития названного религиозного движения мы встречаемся с перекрещиванием последователей нового учения, которое совершается почему-то в Днепре, несмотря на то, что в самой Хортице имеются обширные пруды и что Хортица отстоит от Днепра на расстоянии около 10-ти вёрст. Заслуживает особого внимания также и то обстоятельство, упоминаемое в рапорте, что последователи нового учения протестовали против названия их последователями секты „Друзей Иерусалима» („Назоряне» – тоже) и желали усвоить себе название баптистов, от которого впоследствии отказались только притворно, по практическим соображениям, чтобы не лишиться прав колонистов и не отбывать военной службы, так как колонисты – меннониты по отбытию воинской повинности пользуются некоторыми льготами: они, напр., отбывают военную службу в силу требований их религии, воспрещающей им носить оружие, не в рядах армии, а большею частью в лесо-хранительных командах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010