III По инициативе главнокомандующего Добровольческой армией генерала А.И.Деникина, в канун решающих сражений Гражданской войны, в Ставрополе был созван Юго-Восточный церковный Собор, который учредил Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Это Управление наделялось всей полнотой церковной власти – до момента восстановления связи с Патриархом Тихоном. В своей книге «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота» Георгий Шавельский даёт много любопытных сведений о деятельности Добровольческой армии и о работе Церковного Управления. Вот, например, он открывает нам сцену, в которой личность владыки Димитрия запечатлена особенно яркими красками. ВВЦУ рассматривало дело архиепископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Антоний Иосифович Вишневский; 1867-1924). Главное обвинение против него состояло в том, что он «в декабре 1918 г. в полном облачении, окруженный духовенством, встречал въезжавшего на белом коне в Киев Петлюру, своего ученика по Полтавской духовной семинарии, причем приветствовал его речью и троекратным лобызанием». Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), побывавший в петлюровской тюрьме, и Главнокомандующий потребовали суда над Агапитом. Далее Шавельский пишет: «Как ни защищал его товарищ по Академии и друг, архиеп. Димитрий (кн. Абашидзе), силившийся доказать неосновательность всех обвинений, В.В.Ц.У. поручило Кишиневскому архиепископу Анастасию произвести следствие. Архиеп. Анастасий не покривил душой. Произведенное им самым тщательным образом следствие представило полную картину самостийных похождений Екатеринославского архиепископа, пробиравшегося по взбаламученному морю Украинской жизни к Киевской митрополичьей кафедре». Для суда был созван архиерейский Собор. Шавельский продолжает: «Интересен заключительный момент этого Собора. Прочитано следствие; резюмированы выводы; прошли прения, при которых только архиеп. Димитрий силился обелить своего приятеля. Началось голосование, как всегда, с младших… «Ваше мнение?» – обращается председатель, архиеп. Митрофан к младшему архиерею.

http://pravoslavie.ru/37456.html

В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

18 июня 1911 года был переведён в Вознесенскую соборную церковь города Павлограда . 26 декабря 1911 года, согласно своему прошению, возвращен в родной Воскресенский храм села Могилев Новомосковского уезда. 11 декабря 1916 года был рукоположен в сан священника епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вишневским) и направлен настоятелем в Воскресенский храм села Воскресеновка . Отдаваясь всецело пастырскому служению, отец Иоанн был далек от политики. Дошедшие в Екатеринославскую губернию известия о революционных событиях 1917 года он принял, по воспоминаниям его детей, спокойно, никак внешне не обнаруживая своего отношения к новым властям и порядкам, руководствуясь словами Священного Писания " Несть власти, аще не от Бога " . Перемены в жизни уезда становились все более ощутимыми. Приезжало много новых людей, возвращались демобилизованные солдаты, устойчивый быт сел Екатеринославщины раскачивался, стали расти анархические настроения, грабежи, разгулы, убийства. К средине 1918 года власть на местах фактически контролировали вооруженные группы. Поставив своей задачей борьбу с " кулаками и попами " , группы угрозами и запугиваниями терроризировали население. В 1918 году началось гонение на Церковь, отряды безбожников повсюду арестовывали священно-церковнослужителей и мирян. В связи с введением продовольственной диктатуры в мае-июне 1918 по селам ездили вооруженные отряды – «ястребки», как их называло местное население. Проводились обыски и изъятие укрытого хлеба в крайне грубой и унизительной форме, доходя до прямых расправ над сопротивляющимися новым мероприятиям советской власти. В Днепропетровской области особо зверствовала известная банда «Маруси». Из архивных документов стало известно, что у новой красной власти были договоренности с этой бандой, одна из которых - уничтожение духовенства без суда и следствия. Отцу Иоанну неоднократно угрожали, говорили, чтобы он бросил служить, но священник продолжал исполнять свой пастырский долг. Последние записи в метрической книге прихода собственноручно сделаны отцом Иоанном в августе 1918 года.

http://drevo-info.ru/articles/13678878.h...

Но за последние три года Церковь подверглась явному глумлению. Она была почти официально заменена разными пройдохами, ханжами, старцами-шантажистами и т.п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали. Этого мало: была сделана попытка ввести в иерархию лиц определенно предосудительного поведения. И вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий. ...Освободилась от гнета государства Христова соборная Церковь . Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. 56. Отдел неофиц. С. 138139; Нижегородский церк.-обществ, вестник. Н.-Новгород, 1917. 10. С. 163; Церковная правда. Симбирск, 1917. 1. С. 2; Петроградский листок. Пг., 1917. 85. С. 2; Астраханский вестник. Астрахань, 1917. 63. С. 2. Приложение к 79 Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко епископа Уфимского Андрея (князя Ухтомского) Не позднее 14 февраля 186 1917 г. Переживая весь трагизм вашего положения как верного слуги царя и отечества, не могу удержаться, чтобы не выразить вам пожелания полной победы над лукавыми властолюбцами, убивающими народное доверие к власти. Скажите царю всю правду: народ готов принести все жертвы во благо родине, но проснувшееся народное сознание требует отчетливой уверенности, как его неисчислимые жертвы использованы. Между тем, создавшееся всеобщее недоверие всех против всех может создать полную катастрофу в народной жизни. Да благословит Господь вас мужественно до конца исполнить верноподданнический долг ваш пред Родиной. 187 ВЦОВ. 1917. С.З. 80. Речь епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) на собрании представителей епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений Первая половина марта 1917 г. Божией волей и волей народа дорогая наша Родина вступила на новый исторический путь в своей государственной жизни. Обновленная и свободная Россия светло ликует и торжествует ныне. Мы, отцы святые и братия, как кость от кости и плоть от плоти обновленного и свободного отныне народа, должны бы запечатлеть в сердцах и памяти своей и народной светлое торжество наших великих дней; неотложно должны далее всеми доступными нам средствами споспешествовать нашему Новому Благоверному Правительству поскорее провести в жизнь народную свои предначертания, довести до конца дело обновления всей страны нашей на благо народное, довести также до победоносного конца, к чести и славе Родины, войну с жестоким и коварным врагом. Пастыри наши, объединившись и сплотившись, могут, при помощи благодати Божией, сослужить великую ныне службу народу, своей пастве и оказать значительную услугу, поддержку Новому Правительству в проведении им в народную жизнь своих предначертаний. Какими же средствами мы пастыри располагаем для этого. Средства известны: молитва в разных ее видах, слово печатное и слово назидания в церкви, школе и семье и проч. Да поможет же нам Господь послужить Родине и Правительству ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тело мученически скончавшегося митрополита Владимира пролежало до утра следующего дня и было найдено случайными прохожими, которые и сообщили обо всем происшедшем монахам Лавры. Получив разрешение от властей и пропуск на перенесение тела убитого митрополита в Лавру, архимандрит Анфим в сопровождении четырех санитаров с носилками около 11 часов утра пришли к месту убийства. По совершении литии тело митрополита было положено на носилки. В это время появилось человек десять солдат и вооруженных рабочих, они стали ругаться и всячески препятствовать переносу тела в Лавру. Архимандрит Анфим показал пропуск и разрешение. Снова раздались ругательства и выкрики: – Вы еще хоронить будете его, – в ров его бросить, тут его закопать; мощи из него сделаете, это для мощей вы его забираете! Архимандрит Анфим велел прикрыть тело владыки шубой и нести, а сам пошел впереди с поднятым крестом. Некоторые из женщин стали вслух говорить: – Страдалец! Мученик! Царство ему Небесное! Услышав это, солдаты снова стали ругаться: – Какое ему царство, ему место в аду, на самом дне!.. Тело убиенного архипастыря было принесено в Михайловскую церковь и после осмотра медиками 53 облачено в архиерейское облачение и положено посреди церкви. Сразу же после этого наместник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенном митрополите. В тот же день и в последующие дни были отслужены панихиды как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января в 8 часов утра тело убиенного митрополита Владимира было положено в гроб и перенесено в Великую церковь Лавры. После перенесения тела была отслужена литургия, которую совершил митрополит Платон (Рождественский) с епископами – Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черниговским Пахомием (Кедровым), Чигиринским Никодимом (Кротковым) и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей – членов украинского церковного Собора и некоторых представителей киевского духовенства. После совершения отпевания гроб с телом убиенного митрополита был обнесен вокруг храма и крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви рядом с митрополитом Флавианом (Городецким).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Иван Васильевич Толмачев – протоиерой церкви Зимнего дворца и член Учебного Комитета при Св. Синоде: некоторое время был преподавателем здешней семинарии, с 1858 г. священствовал в Стокгольме, затем перешел в Петербург; скончался 25 марта 1897 года («Церк. Ведомости» 1897 г., 23). Игумен Варлаам (в мире – Василий Чернявский), начал службу в Екатеринославской семинарии, потом был ректором Кишиневской семинарии, с 1875 г. епископ Тотемский (Вологод.еп.), в 1876 г. Выборгский и с 1880 г. минский; скончался 21 мая 1889 года (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.). Дмитрий Васильевич Васильев – протоиерей в Париже, а до Парижа был учителем в Александроневском Дух. училище и в 1858–1860 г. священником церкви при Инженерном замке; последние 4 года был на покое; скончался 2 декабря 1902 года («Церк.Ведомости» 1903 г., 1). Лаврентий Васильевич Гурнов – протоиерей у Покрова в СПб. с 1875 г., а раньше был преподавателем Псковской и здешней семинарий; последние 7 лет был в заштате; скончался 16 августа 1896 года («Церк. Вестник» 1896 г., 34). Иван Платонович Преображенский – протоиерей Князь-Владимирского собора в СПб.; раньше был священником в Константиновском дворце, в Адмиралтейском соборе, в военно-юридич. училище и др.; скончался. Иеромонах Мемнон (Александр Вишневский в мире) – сначала служил в Смоленской, Калужской и Подольской семинариях; с 1883 г. епископ Елизаветградский, с 1891 г. Новомиргородский; 4 ноября 1903 г. был уволен на покой, a 6 ноября, т.е. чрез два дня после увольнения, скончался от угара в бане (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.). Василий Александрович Смирницкий – протоиерей настоятель у Михаила Архангела в Коломне, до этого был диаконом законоучителем в Николаевском сиротском институте; скончался 14 июля 1888 года («Церк. Вестник» 1888 г.. 30). Василий Иванович Аристов – действит. статский советник, секретарь Славянского благотворительного Общества и почетный член его с 1872 г., раньше служил в главном штабе и в Государственном Контроле; известен горячей бескорыстной и многополезной деятельностью по Славянскому Обществу; скончался 9 июля 1903 года («Церк. Вестник» 1903 г., 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Днепр. Собор Николая Чудотворца. Брянская, Николаевская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Брянская Николаевская церковь была построена в 1913 - 1915 годах. Иногда ее называют " Брянский собор " . Автором проекта был епархиальный архитектор Полтавской губернии Георгий Туровец. Интерьер разработал и выполнил петербургский архитектор Евстафий Константинович. Находится: г. Днепропетровск, проспект Калинина, 66. Заводская Николаевская церковь в рабочем поселке на западной окраине Екатеринослава (Днепропетровска) была построена " ударными темпами " - всего за 28 месяцев. В историю она вошла как " Брянская " - по названию местности (Брянская колония). Пять маковок, трехъярусная колокольня с часами. Брянская Николаевская церковь по размерам и великолепию могла конкурировать с главными храмами Екатеринослава (Днепропетровска): Преображенским, Успенским и Троицким. Брянская Николаевская церковь Днепропетровска выложена из кирпича, крестовая, пятиглавая. Центральный купол - полусферический, перекрытия остальных помещений - сводчатые. Над угловыми камерами - башни, увенчанные куполами, трехъярусная колокольня. В начале 1915 году строительство Брянской Николаевской церкви в Днепропетровске было завершено. Святониколаевский храм Днепропетровска был торжественно освящен епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вишневским). Это событие стало знаменательным для Екатеринославского края, Святониколаевский храм стал одним из красивейших архитектурных сооружений города начала 20 столетия. 8 февраля 1929 года Брянская Николаевская церковь была закрыта. С 1941 по 1961 года Брянский Николаевский храм в Днепропетровске снова был открыт. В 1961 году Святониколаевский храма был снова закрыт и передан городским властям. В 1979 году благодаря многочисленным ходатайствам общественности и отдела культуры области здание Святониколаевского храма было внесено в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. 22 июня 1982 года облисполком принял решение о том, что после реставрации храмовое строение преобразовать в Дом органной и камерной музыки. К исполнению приступили немедленно. В том же году по проекту днепропетровского архитектора О.Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986 года. Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней – полностью его исказил. Интерьер украсили новые росписи стен художников В.Данилова и С.Исаева

http://sobory.ru/article/?object=23444

Севериновки. Церковь Иоанна Богослова. Свято-Иоанно-Богословский храм Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1800 и 1806. Адрес: с. Севериновки, Ивановского р – на, Одесской обл Координаты: 46.83023, 30.582005 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 1800 г. Начало строительства храма на средства графа Северина Иосифовича Потоцкого и прихожан. 1804 г. Указ Его Высокопреосвященства Афанасия Архиепископа Екатеринославского Херсонского и Таврического определено священнику Федору Духновскому, приступить к обязанностям настоятеля новостроящегося Иоанно – Богословского храма 7 октября. 1806 г. Освящение храма Архиепископом Екатеринославским Херсонским и Таврическим Платоном (Любарским). Открыто церковно – приходское попечительство при Иоанно – Богословской церкви 1895 г. 23 августа посетил приход епископ Мемнон (Вишневский) 1895 г. По окончании строительства больницы, в ней была устроена часовня 1900 г. 24 апреля посетил приход архиепископ Иустин (Охотин) 1900 г. Открытие трех земских и одной церковно – приходской школ. 1910 г. Торжество по случаю 25 – летия в священном сане благочинного Севериновского округа церквей и настоятеля церкви с. Севериновки Антония Стоянова. 1922 г. 12 сентября – первое закрытие храма 1923 г. 1 апреля верующие добились перерегистрации прихода. Священником был назначен Виктор Чемена, псаломщик – Георгий Караманов, церковный староста – Григорий Третьяк и служитель Иван Олейник. 1933 г. Второе закрытие храма. Храм переоборудован под клуб, а резиденцию священника оборудовали под Дом Пионеров и сельскую библиотеку с большим читальным залом и не малым книжным фондом. В 1936 г. в этом доме находилась кантора МТС. Во время войны дом сгорел, а в алтарную часть храма попал снаряд, и храм был разделен на две части, одна часть была разрушена, а в другой половине велись службы. 1942 г. Храм снова был открыт, был построен небольшой домик для священника, служились службы в уцелевшей средней части храма. Священником был назначен Сергий Исааков.

http://sobory.ru/article/?object=25509

Церковные Ведомости. 1918. 299. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении Преосвященных ко дню Св. Пасхи Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 12(25) апреля 1918 г. за 299 постановлено: удостоить ко дню Св. Пасхи сего года: а) награждения крестом для ношения на клобуке Преосвященных архиепископов: Рязанского и Зарайского Иоанна [Смирнова ], Донского и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича], Воронежского и Задонского Тихона [Никанорова ], Кишинёвского и Хотинского Анастасия [Грибановского] и б) возведения в сан архиепископа – епископов: Оренбургского и Тургайского Мефодия [Великанова ], Екатеринославского и Мариупольского Агапита [Вишневского], Туркестанского и Ташкентского Иннокентия [Пустынского ], Минского и Туровского Георгия [Ярошевского], Астраханского и Царевского Митрофана [Краснопольского], Псковского и Порховского Евсевия [Гроздова], Пермского и Кунгурского Андроника [Никольского], Смоленского и Дорогобужского Феодосия [Феодосиева] и Омского и Павлодарского Сильвестра [Ольшевского]. Церковные Ведомости. 1918. 17/18 04(?)1918. Указ Святейшего Патриарха Тихона на имя архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия [Георгиевского] о командировании его в Киев для организации и проведения канонического выбора Киевского митрополита – в преемники убиенному митрополиту Владимиру [Богоявленскому] Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 Ответная речь Святейшего Патриарха Тихона на пасхальное приветствие его А. Д. Самариным, председателем Союза Московских приходских советов …В ответных речах Его Святейшество обрисовал трудность переживаемого Русской Православной Церковью времени и грозящие ей опасности и выразил благодарность Союзу за те ценные услуги церковному делу, которые Союз успел оказать за недолгое время своего существования. Коснувшись вопроса об организованной Союзом охране личности Патриарха от возможных покушений, Его Святейшество сказал, что сначала ему представлялось это делом излишним, но потом он увидел в этих регулярных посещениях один из лучших способов сближения со своей московской паствой. Упомянув о чудесном событии у Никольских ворот, Его Святейшество сообщил о своём намерении совершить в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца крестный ход к Никольским воротам. Некоторыми из членов Союза была высказана мысль об устройстве крестного хода не 9(22), а в воскресенье 6(19) мая, когда и рабочие будут свободны и могут принять участие в крестном ходе, и духовенство московских церквей, в большинстве имеющих приделы, посвящённые Николаю Чудотворцу, не будет связано приходскими обязанностями. Патриарх предоставил решить вопрос о дне крестного хода самому Союзу...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Даниил (Натток-Михайловский; впосл. архиепископ Могилёвский и Витебский), в 1806-1808 гг. Иннокентий (Ставницкий), в 1809-1813 гг. Стефан (Романовский), в 1813-1824 гг. Георгий (Ящуржинский ; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский), в 1828-1834 гг. Гедеон (Вишневский ; впосл. епископ Полтавский), в 1834-1839 гг. Нафанаил (Савченков; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский); в 1839-1844 гг. Софония (Сокольский ; впосл. архиепископ Туркестанский и Ташкентский), в 1844-1852 гг. Иоасаф (Покровский), в 1852 (1853 ?)-1856 гг. Евфимий (Хреновский), в 1857-1860 гг. Алексий (Новосёлов; впосл. епископ Екатеринославский и Таганрогский), в 1861-1864 гг. Палладий (Пьянков ; впосл. епископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1864-1867 гг. Феогност (Лебедев ; впосл. архиепископ Псковский и Порховский). В обители принял монашеский постриг буд. архиепископ Модест (Стрельбицкий) . В 1799-1806 гг. в К. м. проживал и в 1819 г. был похоронен 1-й правосл. еп. Каменец-Подольский и Брацлавский Иоанникий (Никифорович-Полонский) . После учреждения 9 нояб. 1866 г. Балтского вик-ства Каменец-Подольской епархии К. м. управляли епископы Балтские и их наместники. Их усилиями в кон. XIX в. при К. м. было основано Каменец-Подольское Троицкое правосл. миссионерское братство, организовавшее в 1904 г. свою типографию. С 1905 г. братство издавало «Подольский Троицкий православный народный календарь». Типография при К. м. была упразднена в апр. 1919 г. путем присоединения к губернской типографии. С 8 нояб. 1917 г. настоятелем К. м. являлся отправленный на покой бывш. епископ Подольский и Брацлавский Митрофан (Афонский) , похороненный в обители в 1920 г. Не позднее 1922 г. К. м. был закрыт; братия перешла в др. обители, а Троицкий собор мон-ря стал приходским храмом. В 1933 г. он был закрыт, и по решению властей приспособлен под здание антирелиг. музея, в 1935 г. взорван и разобран до фундаментов. Главной святыней К. м. была местночтимая чудотворная икона прп. Онуфрия, находившаяся в большом киоте в Троицком соборе обители; еще с 1790 г.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010