Месяц июнь Пр. Агапит, безмездный врач «Некто из Киева, Агапит, пишет боголюбивый Поликарп, 312 постригся при блаженном отце нашем Антонии. Он подражал ангельскому житию его, быв самовидцем исцелениям («исправленним») его. Как тот великий, скрывая святость свою, лечил больных своею пищею, давая вид, что подает им врачебную траву, а больные становились здоровыми по его молитве; так и сей блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным». По этим словам, Агапит сперва подвизался в пещере, вблизи Антония, и здесь изучал высокую жизнь чудного подвижника. По дальнейшему же повествованию видим блаж. Агапита в монастырской келлии и среди братий. «Когда кто из братий заболевал, продолжает Поликарп, Агапит оставлял свою келлию, (красть было нечего), приходил к больному брату и служил ему: подымал и клал его, выносил на своих руках и давал ему свою пищу, – траву, которую варил. И больной становился здоровым по его молитве. Если болезнь продолжалась, – так, бывало, угодно Богу, чтобы усилить веру и молитву раба своего: блаженный Агапит неотступно оставался с больным, непрестанно, молясь за него, пока Господь подавал здравие больному по его молитве. За это прозван он был врачом («лечец»). Господь даровал ему дар исцелений. И в городе было слышно, что в монастыре есть врач. Потому многие приносили к нему больных и те становились здоровыми». Блаж. Поликарп в другом случае пишет, что в молитве, исцелившей прельщенного Никиту, участвовал и «Агапит врач»; а это было при игум. Никоне, не позже 1088 г. 313 Итак, известность преподобного врача началась еще при Никоне, около 1080 г. «Во время сего блаженного, продолжает свою повесть о враче Поликарп, был некто родом и верою армянин. Он был искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного, и он назначал день и час смерти его и слова его выполнялись в точности. Такого уже в не лечили. – Один из таких больных принесен был в печерский монастырь; это был первый человек у князя Всеволода († 1093 г.). Армянин довел его до нечаяния, сказав, что умрет спустя восемь дней. – Блаженный же Агапит, дав ему траву, которою сам питался, возвратил ему здоровье. Слух о том промчался по всей русской земле. – Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговоренного им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы, приняв умер в глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осужденного от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита еще сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. Но блаженный пил без вреда, нимало не страдая. «Весть бо Господь благочестивые избавляти от смерти» ( 2Петр.2:9 ). Он сказал: «аще что и смертное испиют, не вредит их, на недужные руки возложат и здрави будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жизнеописание святого Дионисия составлено глушицким иноком Иринархом. Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил четыре иноческих обители и две приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования. Но лучшим и более дорогим наследством, оставшимся после него, было водворение им в своих обителях строгого порядка, учреждение общежительного устава и утверждение в сердцах учеников духа истинного подвижничества, долго продолжавшегося на Глушицах и после его кончины, так что Иоанн IV, самый взыскательный и строгий ценитель монашества, должен был признаться, что «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами». Целый ряд учеников и ближайших преемников прп. Дионисия настолько был верен его преданию и так старался во всем подражать ему, что и после блаженной его кончины не было на Глушицах ни в чем перемены, как бы сам пустынный авва все еще продолжал управлять своими обителями. Агапит Печерский, врач безмездный, в Дальних пещерах почивающий Когда прославился прп. Антоний Печерский своими исцелениями, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища у него исцеление душевное чрез пострижение во святой иноческий чин. Приняв постриг, Агапит стал усердным учеником преподобного и богоносного отца своего Антония. Как тот великий, скрывая святость свою, лечил больных своей пищей, делая вид, что подает им врачебную траву, а больные становились здоровыми по его молитве, так и сей блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным. Агапит сперва подвизался в пещере вблизи прп. Антония, где изучал высокую жизнь чудного подвижника, потом переселился в монастырскую келлию и служил братии. Когда кто заболевал из братии, блаженный оставлял свою келлию и, придя к болящему брату, служил ему во всем, непрестанно моля Бога о спасении болящего. Если болезнь продолжалась – так было угодно Богу, чтобы усилить веру и молитву раба Своего, – блаженный Агапит неотступно оставался с больным, непрестанно молясь за него, пока Господь подавал здравие больному по его молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Когда прославился прп. Антоний Печерский своими исцелениями, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища у него исцеление душевное чрез пострижение во святой иноческий чин. Приняв постриг, Агапит стал усердным учеником преподобного и богоносного отца своего Антония. Как тот великий, скрывая святость свою, лечил больных своей пищей, делая вид, что подает им врачебную траву, а больные становились здоровыми по его молитве, так и сей блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным. Агапит сперва подвизался в пещере вблизи прп. Антония, где изучал высокую жизнь чудного подвижника, потом переселился в монастырскую келлию и служил братии. Когда кто заболевал из братии, блаженный оставлял свою келлию и, придя к болящему брату, служил ему во всем, непрестанно моля Бога о спасении болящего. Если болезнь продолжалась — так было угодно Богу, чтобы усилить веру и молитву раба Своего, — блаженный Агапит неотступно оставался с больным, непрестанно молясь за него, пока Господь подавал здравие больному по его молитве. Так следуя подвигам преподобного Антония, Агапит получил от Бога дар той же благодати. Он стал исцелять всех болящих своей молитвой, давая зелие от своего стола. Оттого его стали звать врачом. Слава о нем распространилась и в городе, и многие, приходя к нему, получали исцеления. В то время в городе Киеве был некто врач-армянин, человек весьма искусный во врачевании. Он, только взглянув на больного, сразу узнавал день и час его смерти, и если больной был уже безнадежен, то, зная это, он не брался лечить его. Однажды в монастырь Печерский был принесен один больной боярин князя Всеволода. Этого больного врач-армянин привел в отчаяние, предсказав ему смерть через восемь дней. Блаженный Агапит, сотворив над ним молитву и дав ему в снедь зелие, которое ел сам, исцелил его от болезни. С этого времени слава о блаженном враче распространялась по всей земле Русской. Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговоренного им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы тот, приняв, умер на глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осужденного от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита еще сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. Но блаженный пил без вреда, ни мало не страдая. Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти (2 Пет. 2, 9). Он сказал: «Аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужныя руки возложат и здрави будут».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре 2 . Вероятно, он был пострижником святого Филиппа и вышел из Соловецкого монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарногу, и построить там церковь , и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? Подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный, он пал на колени пред явившейся иконой и обливаясь слезами, долго и пламенно молился, и благодарил Бога, и угодника Его святителя Николая за свое чудесное исцеление от болезни 3 . Когда Агапит или за приготовлением необходимого для пути, или за чем-то другим, несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкого путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия и начинал он сомневаться в успехе, два раза еще слышал тот же голос. Невидимый спутник, как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, рассеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помощи, и смиренный путник всецело предал себя водительству Промысла Божия. Достигши назначенного места, усталый путник остановился на пустынном берегу речки Маркуши, неподалеку от впадения ее в речку Тарногу и первым делом его было, избрать место для святой иконы. Три раза устраивал он для нее помещение в разных местах, по ту и другую сторону р. Маркуши и на другой день находил ее на одном месте, на берегу Маркуши 4 . Тут он построил сперва небольшую часовню для иконы и потом, келью для себя, и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Как место избранное самим святителем и драгоценный памятник древности, часовня эта сохраняется доныне, поддерживаемая в том самом виде, как устроил ее преподобный Агапит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре. Вероятно он был пострижеником святаго Филиппа, и вышел из Соловецкаго монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в Марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая, и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарнагу, и построить там церковь и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? – подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный он пал на колени пред явившейся иконой, и обливаясь слезами, долго и пламенно молился и благодарил Бога и угодника Его святителя Николая за свое чудесное исцеление от болезни. Когда Агапит, или за приготовлением необходимаго для пути, или за чем-то другим несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место, и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкаго путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия, и начинал он сомневаться в успехе, два раза еще слышал тот же голос. Невидимый спутник как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, разсеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помоци, и смиренный путник всецело предал себя водительству Промысла Божия. Достигши назначенного места усталый путник остановился на пустынном берегу речки Маркуши, неподалеку от впадения ея в речку Тарнагу, и первым делом его было, избрать место для святой иконы. Три раза устраивал он для нея помещение в разных местах, по ту и другую сторону р. Маркуши, и на другой день находил ее на одном месте, на берегу Маркуши. Тут он построил сперва небольшую часовню для иконы, и потом келию для себя, и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Как место избранное самим святителем и драгоценный памятник древности, часовня эта сохраняется доныне, поддерживаемая в том самом виде, как устроил ее преподобный Агапит.

http://pravicon.com/info-1633

Владлен пел, а отец Агапит внимательно слушал и поморщился только в конце, при словах: Предо мною икона и запретная зона, а на вышке маячит распроклятый чекист! – Хорошо поешь, – похвалил он Владлена, – и слух у тебя есть, и голос хороший. – Еще спеть? Я много шансонов знаю! – Нет уж, из блатного репертуара, пожалуйста, больше не надо! – сказал отец Агапит. – Не надо, так не надо, – покладисто согласился Владлен. – А хочешь я тебе настоящую французскую песню спою? – Валяй, отец Агапит! И отец Агапит запел: Во Францию два гренадера Из русского плена брели, И оба душой приуныли, Дойдя до немецкой земли… Придется им, слышат, увидеть В позоре родную страну… И храброе войско разбито И сам император в плену! – Ух ты, а классные какие слова! – восхитился Владлен. – Пой дальше, батя! Отец Агапит допел балладу до конца, и Владлен сказал: – Хорошая песня, жизненная – очень к нашему положению подходит. Ты, отец Агапит, если мы живые доберемся до места, спиши мне слова, ладно? – Спишу, Владик. Но мы с тобой обязательно дойдем, Господь нам поможет! – Ой, вот только не надо мне сейчас про твоего Господа трындеть! – Это почему? С чего это ты на Бога обиделся, Владик? – А чего ж Он мне сегодня не помог, если такой заботливый? – Да как же ты можешь такое говорить? Как это Бог тебе не помог? Он-то помог, а вот ты сам от помощи Божьей отказался, дурачок! – Это как понимать? – Владлен так удивился, что и на «дурачка» не обиделся. Оба остановились. – Ну, давай попробуем разобраться, Владик, – спокойным учительским тоном начал отец Агапит. – Твой нищенский бизнес по вагонам кончился тем, что тебя чуть не забили насмерть. Тебя надо было выручать – и Бог послал меня. Я для этого, между прочим, на свою электричку опоздал. Я тебя с собой позвал – ты поехал в монастырь, на тихое мирное жительство. Так Господь замечательно управил твои, казалось бы, безнадежные дела. Так ведь ты все по-своему переуправил! Бес тебя попутал, и ты отправился по вагонам искать приключений. – На свою задницу, – криво ухмыльнувшись замерзшими губами, добавил Владлен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И как великий Антоний, скрывая свою святость, исцелял больных своей пищей: они думали, что получают от него лекарство, а выздоравливали благодаря его молитве, – так и этот блаженный Агапит, подражая святому старцу, помогал больным. Когда кто-либо из братии заболевал, Агапит, оставив келию свою, так как не было в ней ничего, что можно было бы украсть, приходил к больному монаху и служил ему: и подымал, и укладывал, и на своих руках выносил, и давал ему еду, которую варил для себя, – и таким образом, молитвою его, тот больной выздоравливал. Если же недуг продолжался, что было по благоволению Бога, дабы усилить и веру, и молитву раба его, то этот блаженный Агапит оставался при больном неотступно, молясь за него непрестанно, пока Господь не возвращал тому здоровья ради молитвы его. И поэтому был прозван Агапит «Целителем», так как наделил его Господь даром исцеления. И разнеслась по городу весть, что есть в монастыре некий целитель; и многие больные приходили к нему, и выздоравливали. Был же во времена этого блаженного армянин родом // л. 37 и верою, столь искусный во врачевании, как никто не бывал прежде него: только стоило ему увидеть больного, он сразу узнавал, когда тот умрет, и объявлял ему об этом, называя день и час, – и ничто не могло изменить его предсказания, – и такого больного он уже совсем не лечил. Один из таких больных, старший у князя которого армянин привел в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть, был принесен в Печерский монастырь. Блаженный же Агапит, дав больному еды, которой и сам питался, сделал его здоровым. И стал известным Агапит по всей Русской земле. Но армянин, уязвленный стрелою зависти, стал укорять блаженного. Некоего человека, осужденного на смерть, он послал в монастырь, повелев дать тому смертного зелья, чтобы, приняв перед Агапитом яд, пал мертвым. Блаженный же, увидев умирающего, дал ему монастырской пищи, и исцелил молитвою своею, и избавил от смерти осужденного. И после этого ополчается на Агапита иноверный, получив своих единоверцев, чтобы они дали монаху выпить зелье, желая его тем ядом жизни лишить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кто ученик Христов, тот за Христа готов и душу положить, Вот Иустин святой решил во имя Истины усердно послужить, Познал он силу Господа и исповедал перед сим, Бесстрашно обошел всё царство, посетил Ефес и Рим. Надежно защищал он верных, а безбожных укорял, Во всей вселенной истиной небесной дивно просиял. Из города Сихема самарийского он родом был, Там десять прокаженных Иисус когда-то исцелил: Всем сердцем возопили исцеленные ко Господу Христу, Уврачевал их милостивый Бог – вернул им тела красоту. А ныне славный Иустин сердца и души от обмана Христовой верою очистил – затянулась рана! Учителем он стал для христиан – и Церковь защитил, Язычества безумства перед всеми обличил. Царям он истину без страха неустанно возвещал, Свечою лучезарною во тьме нечестия сиял, Пока злодеи не разбили тела его немощной сосуд, А душу его Ангелы забрали в рай – на Божий суд. Святого Иустина Бог великой честью увенчал: Как солнце на земле – так он на небе духом воссиял. Его благая Апология доселе ярко светит нам, И прославляет его Церковь наша тут и там. Учил он различать, где истина, а где прельщенье, Всей поднебесной возвестив Христово воплощенье. 2. Свв. мученики Иустин, Харитон, Харита, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан и Иуст . Все они пострадали в Риме в правление Марка Аврелия и Епарха Рустика. Когда Рустик спросил: «Полагаете ли вы, приняв смерть за Христа, получить награду на небе?» – святой Иустин ответил: «Не полагаю, а знаю». После этого все они были обезглавлены и преставились в вечное Царство Христа Бога. Произошло это в 163 году 60 . 3. Преп. Агапит Печерский . Безмездный врач. Ученик преподобного Антония Печерского. Лечил людей молитвой, [в качестве снадобья] подавая им траву, из которой он делал себе хлеб. Так уврачевал он и великого князя Владимира Мономаха , после чего молва о нем разнеслась во все края. Княжеский лекарь, родом армянин, позавидовал ему и начал на него клеветать. Когда Агапит заболел, этот армянин, придя к нему и осмотрев его, сообщил ему, что через три дня он умрет. И даже дал обет: если через три дня Агапит не умрет, то он, армянин, станет монахом. Агапит ответил ему, что получил известие от Господа, что умрет не через три дня, а через три месяца. Так это и сбылось. По кончине Агапита пришел армянин к печерскому игумену и попросил его о постриге, ибо, как утверждал, явился ему с того света Агапит и напомнил об обете. Так – по Промыслу Бога, желающего, чтобы все люди спаслись – бывший завистник стал кротким монахом. Упокоился святой Агапит в 1095 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Монахиня Амвросия (Оберучева), духовная дочь Оптинских старцев Анатолия (Потапова) и Никона, пишет в своих воспоминаниях, что во время ее болезни осенью 1928 года к ней пришел оптинский монах о. Викентий и принес ей «собственноручную рукопись схиархимандрита Агапита», которая «заключала в себе краткие, иногда только в несколько строк, жития всех схороненных на скитском кладбище Оптиной Пустыни братий, но в каждом житии были выражены несколькими словами главные черты подвижнической жизни и смерти этого инока». В начале двадцатого века архимандрит Агапит трудится и над другими изданиями. Так, в 1906 году вышло его переложение на современный русский язык первой оптинской аскетической книги – «Житие и Писания Молдавского старца Паисия Величковского » (М., 1847). Толкование на «Господи помилуй», которым начинаются Писания старца Паисия, о. Агапит, переложив на современное наречие, впоследствии издал отдельным листком. Архимандрит Агапит также существенно переработал и дополнил составленное иеромонахом Климентом (Зедергольмом) «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (М., 1876). В Журнале заседаний собора старшей братии Оптиной Пустыни имеется запись от 28 июля 1915 года: «Слушали: Предложение настоятеля обсудить, следует ли издать 2-ым изданием Жизнеописание старца иеросхимонаха Льва, дополненное архимандритом Агапитом. Определили: Издать Жизнеописание старца иеросхимонаха Льва.» Книга под названием «Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)» в 1917 году была издана в Шамординской типографии. Живя на покое в Предтеченском скиту, архимандрит Агапит иногда вместе со скитоначальником О.Иосифом выезжал на скитскую и монастырскую дачи, о чем упоминается в скитской летописи: «1900 г. Июль 13. Четверг. Вчера скитоначальник о. Иосиф, вместе с о. архимандритом Агапитом, проживающим в скиту на покое (с осени 1897 года), ездили на скитскую дачу, а сегодня возвратились.» «1901 г. Июль 7. Суббота. Вчера вечером о.архимандрит Агапит, скитоначальник о.Иосиф, игумен о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Святитель Агапит, исповедник, епископ Синадский Аудио Святой Агапит жил на рубеже III—IV вв. и был родом из Каппадокии. В юности он принял постриг в монастыре, где подвизались более тысячи монахов. Словно пчела, собирающая мед с цветков, он с каждого брал пример добродетелей и аскетических подвигов, дабы преподнести Господу сладкий мед совершенства. Убивая в себе естественное влечение к телесным удовольствиям, он тридцать лет питался одной люпиновой шелухой, больше восьмидесяти дней ел золу вместо хлеба. Полностью овладев сном, он довольствовался часовым отдыхом, а остальное время ночи проводил в молитве. Св. Агапит был согласен на всякое послушание и способен к любой работе, необходимой для монастыря. При этом он вел себя как слуга всех братий, которых называл своими учителями и приветствовал земными поклонами. Так он снискал благоволение в очах Бога, восхищение людей и дар изобильного чудотворения. Единым крестным знамением он поразил большого змия, наводившего страх на окрестных жителей, и излечил девочку, измученную долгой болезнью. Император Лициний (313-324), узнав о его доброй славе и мужестве в духовной брани, насильно завербовал его в римское войско. Святой, однако, не оставил подвижничества и вел себя с воинами так же, как с братиями по монастырю. Одним своим присутствием он излечивал людей и животных, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Увидев своими глазами, какую славную битву вели ради любви ко Христу святые мученики Викторин, Дорофей, Феодул и Агриппа, св. Агапит загорелся желанием пойти по их пути к совершенству через мученичество. Он предстал перед палачами, получил удар копьем, но Бог уберег его ради спасения многих. Когда после смерти Лициния (324) св. Константин Великий стал единодержавным правителем, случилось так, что один из приближенных государя оказался во власти беса и стал беспрестанно называть имя Агапита. Император вызвал его во дворец. Как только святой начал молиться, бес бежал. В качестве благодарности Агапит попросил освободить его от воинской повинности и отпустить жить в безмолвии.

http://pravoslavie.ru/51958.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010