Новый ректор прибыл в Ардон 13 июля 1911 года. Накануне во Владикавказском Михайло-Архангельском кафедральном соборе епископ Владикавказский и Моздокский Агапит 150 возвёл его в сан архимандрита. В день прибытия проходил торжественный акт по случаю завершения учебного года. В Покровской церкви собрались воспитанники всех классов и корпорация: инспектор иеромонах Иоанн, преподаватель гомилетики иеромонах Мефодий, богословия – иеромонах Евсевий, осетинского языка и церковного пения − Т. Габуев, преподаватели А. Преферансов, Н. Шебалин, А. Лозовой, Н. Севрюк и А. Богоявленский. Накануне семинарист-мусульманин воспитанник IV класса Батырбек Гакоев, давно проявлявший интерес к христианству, выразил желание креститься. В семинарии никто не вынуждал мусульман принимать христианскую веру. Первые четыре года в семинарии давалось общее среднее образование, и получать его имели возможность осетины из неправославных. Новый ректор совершил таинство крещения и огласил новое имя крещаемого – «Борис». Очевидцу, пославшему короткую заметку в церковную периодику Владикавказа, особенно запомнилась, как ректор постарался донести до семинаристов один момент: привычное для них положение вещей может оказаться для другого предметом размышления, выбора, поступка: «Сознательный выбор вашего товарища дал возможность ярче, полнее осознать, что мы − христиане и остро почувствовать, что Церковь − живое сообщество». Так начался ардонский год в жизни архимандрита Пимена. Спасибо за память: я видел во сне Бегу, а любовь мне лицо исклевала. Ардон этой ночью привиделся мне… Этих стихов отец Пимен не мог знать. Они были написаны, когда его уже не было в живых 151 . Мы никогда не узнаем того Ардона, который остаётся в сердце, – Пимен унёс его с собой. Но ардонский год архимандрита Пимена не затерялся в огромном потоке событий России того времени, в скоплении имён и судеб, благодаря его письмам духовному отцу митрополиту Киевскому Флавиану. Митрополит Флавиан вёл обширную переписку. Письма собирал и хранил, – из них складывалась панорама церковной жизни России. Откроем первое письмо отца Пимена. Оно выдержано в исключительно почтительном тоне и начинается с моментов, которые были дороги адресату: упоминается о посещении Императором Киево-Печерской лавры в сентябре 1911 года. Отмечая трагическое событие – убийство Столыпина, миссионер выражает надежду на достойную замену Столыпину. В центре письма – рассказ о новом месте своего служения и общении с преосвященным Владикавказской епархии епископом Агапитом (Вишневским).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

перешел в обновленческий раскол. 14(27).01.1922 г. уволен на покой. Вскоре принес покаяние и был принят в общение с Церковью. В ноябре 1922 г. был арестован ГПУ. Скончался в Екатеринославе. Подробнее о нем см.: Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский) – архиепископ//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 227.) (...2-го апреля убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин...в Мариинском дворце... – Сипягин Дмитрий Сергеевич (05.03.(08.09?) 1853–02.04.1902) – дворянин, министр внутренних дел. Родился в Киеве. Окончил юридический факультет ИСПбУ кандидатом (1874); назначен на службу в Департамент общих дел Министерства внутренних дел (МВД). В 1878 г. избрани утвержден кандидатом на должность предводителя дворянства Волоколамского уезда на 1878–1881 гг. В 1880 г. уволен по прошению от службы по МВД.В 1881–1887 гг. предводитель дворянства Волоколамского уезда, почетный мировой судья по Волоколамскому уезду. С 1885 г. камергер Двора Е. И. В.С 06.03.1886 г. харьковский вице-губернатор. С 31.03.1888 г. – и. д. курляндского губернатора, 01.01.1890 г. утвержден в должности губернатора. С 20.12.1891 г. московский губернатор (с оставлением придворного звания). С 31.05.1893 г. товарищ министра государственных имуществ. С 01.01.1894 г.товарищ министра внутренних дел. С 06.12.1894 г. егермейстер Двора Е. И. В.23.03.1895 г. главноуправляющий Канцелярией Е. И. В. по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых. С 20.10.1899 г. управляющий МВД. С 26.02.1900 г. министр внутренних дел. 02.04.1902 г. в Мариинском дворце был смертельно ранен членом боевой организации партии эсеров С.В. Балмашевым. Переодетый в адъютанта, Балмашев приехал в Мариинский дворецс расчетом, чтобы встретить министра в вестибюле. Вручая Сипягину пакет якобы от Великого князя Сергея Александровича, из Москвы, Балмашев выстрелил в него. Подробнее о Д.С. Сипягине см.: Шереметев С.Д. Д.С. Сипягин. М., 1902; Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи: Главы высших и центральных учреждений. 1802–1917. СПб., 2001. С. 596–598. Мариинский дворец построен в 1839–1844 гг. в С.-Петербурге архитектором А.И. Штакеншнейдером. Назван Мариинским в честь первой владелицы дворца дочери Императора Николая I, Великой княгини Марии Николаевны. В 1884 г. дворец куплен в казну, в нем разместились Государственный совет, Государственная канцелярия, Кабинет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя, позднее Совет министров. В 1906–1907 гг. перестроен архитектором Л.Н. Бенуа для заседаний Государственного совета. См.: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. М., 1992.С. 363–364; Курбатов В.Я. Петербург. СПб., 1993. С. 150–151.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

получивший степень доктора богословия. Другой иерарх – епископ Алексий (Дородницын) в 1905 г. стал ректором Казанской духовной академии. Ему же, к слову, принадлежит первая попытка отделить Украинскую церковь от Москвы в 1917 г. Упомянем митрополита Михаила (Ермакова), закончившего Киевскую духовную академию и являвшегося в разные годы ректором Волынской и Могилевской духовных семинарий. Архиепископ Агапит (Вишневский), еще один сторонник украинской автокефалии, также являлся выпускником Киевской духовной академии. Почему все они выступили против «имяславцев»? Едва ли это можно объяснить одним словом. Некоторые, безусловно, руководствовались корпоративными соображениями, другие поддались авторитету Храповицкого и Рождественского, третьих возмутил сам по себе факт «непослушания» исихастов епископам, но многие, безусловно, просто искренне не понимали, какой смысл вкладывают «имяславцы» в «Иисусову молитву» и почему так отстаивают Божественность Имени Божьего. Кажется невероятным, но именно значение «Иисусовой молитвы» для духовного состояния человека оказалось недоступным для сознания подавляющего числа критиков исихазма из числа архиереев и их помощников из лагеря «имяборцев». Так, Григорович смело утверждал, что «молитва есть смена субъективных состояний человека, обусловленных теми или иными психологическими факторами». Тезис о «психологизме» молитвы отстаивали и многие другие противники «имяславия», включая архиепископа Антония (Храповицкого), который понимал молитву как преодоление духовного одиночества . Архиепископ Сергий (Страгородский), вполне разделяя эти взгляды, также утверждал (по крайней мере, публично), будто молитва есть субъективное переживание молящегося лица. Рядом с указанными рецензентами стоит известный публицист (пусть и не богослов) и архиепископ Никон (Рождественский), который привычно учил, будто молитва – суть совокупность субъективных переживаний, не более того. Потому, согласно его «учению», и Имя Божие есть условное слово, «почти тоже, что в математике идеальная точка, круг, в географии – экватор, меридиан и подобное», т.е. суть продукт человеческого мышления . Бледность такого понимания молитвы вступала в резкий диссонанс с учением исихастов, согласно которому «молитва во Имя Христа Спасителя, действуемая во смирении, покаянии, сердечном сокрушении и чистом помысле, соединяет с Ним нашу душу и, находясь в центре, или, что то же, составляя корень и основание духовной жизни, дает человеку возможность не только видеть, но и содержать, как бы в объятиях духовную жизнь во всей ее полноте и необъятных пространствах, в ее таинственных глубинах и неисследованных пучинах, потому что здесь от единения с Господом подаются человеку все Божественные силы, непосредственно черпаемые из Самого Источника» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

Пятый Всероссийский миссионерский Съезд проходил с 25 июля по 5 августа 1917 г. в Херсонской губернии, в Бирюзовском миссионерском монастыре. Делегатов на съезде было 93; из них архиереи: председатель съезда – архиепископ Тифлисский, Экзарх Кавказский Платон (Рождественский), архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов), архиепископ Таврический и Симферопольский Дмитрий (Абашидзе) и архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) , епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский), епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганев) (все архиереи были впоследствии членами Собора). Кроме всех миссий, были представлены миссионерские братства и монастыри; епархии были представлены своими епархиальными миссионерами. На пятом Съезде действовали секции по старообрядчеству, рационалистическому сектантству, мистическим сектам, инославию, атеизму и неверию, по организации миссии и изысканию материальных средств, по преподаванию миссионерских предметов в духовных семинариях. Главным вопросом был вопрос о быстром распространении сектантства, к которому в то время относили и течения атеистические, и социалистические всевозможных толков. Другая направленность – проблема мусульманства на юге (в Крыму), Предкавказье, Ставропольском крае, Средней Азии. Резолюции Съезда были по вопросам протестантизма, единоверия, церковной миссии в приходах, в уездах и епархиях. По этим вопросам были намечены конкретные пути борьбы. Особо отмечалось, что современное положение Церкви, обуреваемой иноверием, инославием, сектами, расколом, неверием, социализмом требует высшего напряжения миссионерских сил Церкви и самого широкого развития и укрепления специальных миссий. Пятый миссионерский съезд закончился обращением к Святейшему Синоду с просьбой разрешить представительство миссионеров на готовящемся Поместном Соборе от миссий. Это представительство было утверждено, на съезде были избраны 10 делегатов на Поместный Собор. Роль миссионерских съездов была очень большой, потому что в это время Русская Православная Церковь жила без Соборов, были только епархиальные съезды. Миссионерские съезды, как съезды наиболее активных и деятельных православных епископов, священников и мирян в какой-то мере восполняли этот недостаток. На них обсуждались все основные проблемы жизни Православной Церкви, и они способствовали подготовке к Поместному Собору. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ректор Симбирской ДС. С 1893 г. наместник Киево-Печерской Лавры. 02.06.1896 г. хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 16.03.1902 г. епископ Псковский и Порховский. 05.12.1903 г. возведенв сан архиепископа, назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.См.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1989. Т. 6. С. 133. Агапит (Вишневский Антоний Иосифович, 16.07.1867–1925(6?)) – архиепископ Екатеринославский и Мариупольский. Родился в семье диакона Волынской губернии. ОкончилВолынскую ДС (1888). Служил псаломщиком в Троицкой церкви с. Дидковичи Овручского уезда Волынской губернии, 19.11.1889 г. рукоположенво диакона. 21.11.1889 г. рукоположен во иерея к церкви с. Бехи Овручскогоуезда. 29.05.1891 г. овдовел. 10.08.1895 г. принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1896). С 02.10.1896 г. инспектор Полтавской ДС. С июля 1898 г. ректор Екатеринославской ДС с возведением в сан архимандрита. С 01.04.1902 г. настоятельМихаиловского Златоверхого монастыря в Киеве. 07.04.1902 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, 3-го викарияКиевской епархии. С 03.01.1908 г. епископ Чигиринский, 1-й викарий Киевской епархии. С 16.09.1908 г. епископ Владикавказкий и Моздокский. С 04.10.1911 г. епископ Екатеринославский и Мариупольский. В 1917–1918 гг.член Поместного Собора Православной Российской Церкви. 05.05.1918 г.возведен в сан архиепископа. После захвата Киева петлюровцами в 1919 г.возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением Святейшего патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и митрополита Киевского Антония (Храповицкого) , за что был запрещен в служении Юго-Восточным Временным высшим церковным управлением (ВВЦУ) под председательством митрополита Киевского Антония. Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние, впоследствии вернулся к управлению Екатеринославской епархией. В октябре 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сам владыка вел упорнейшую борьбу со своим недугом, не сдаваясь ни на шаг, вверив себя воле Божией, и на каждый пытливый вопрос обыкновенно отвечал: – «это как Богу будет угодно». Летний отдых в живительном климате Кисловодска приносил только временное облегчение и владыка с каждым годом в течение трех последних лет все более и более таял. 2-го ноября 1912-го года, в 5-м часу утра, после продолжительных, мучительных страданий, владыка о Господе почил. Лаврский колокол унылыми ударами разнес печальную весть по всей столице, и ему скорбным эхом ответил перезвон колоколов всех Петербургских церквей. Никогда еще не было на Руси, от дней святого Владимира Равноапостольного, – говорил в своей речи в Славянском Благотворительном Обществе высокопреосвященный архиепископ Волынский Антоний, – чтобы в погребении кого-либо принимало участие такое множество архиереев, как это было при погребении владыки-митрополита Антония. Господь судил ему скончаться в такое время, когда съехались члены зимней сессии Святейшего Синода и еще не успели уехать члены летней сессии, так что в Петербурге оказалось 2 состава Святейшего Синода. Прибыли члены Государственного Совета и Государственной Думы. Подъехали некоторые ученики почившего владыки. Всего участвовало в отпевании владыки 22 архиерея: митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Карталинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев), Финляндский Сергий (Страгородский) , Волынский Антоний (Храповицкий) , Новгородски Арсений (Стадницкий) , Гродненский Михаил (Ермаков), епископы – член Святейшего Синода и Государственного Совета Никон (Рождественский) , Олонецкий Никанор (Надежин), Могилевский Константин (Булычев), Тамбовский Кирилл (Смирнов), Екатеринославский Агапит (Вишневский), Псковский Евсевий (Гроздов), Смоленский Феодосий (Феодосиев), Пермский Палладий (Добронравов), Орловский Григорий (Вахнин), викарные епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Ямбургский Георгий (Ярошевский), Гдовский Вениамин (Казанский), пребывающе на покое епископы Антонин (Грановский) и Владимир (Благоразумов). В средине Богослужения прибыл с вокзала архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) , ставший в мантии среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

" Соборно-мирянское рукоположение " запрещенного в священнослужении женатого протоиерея Липковского в " митрополита Киевского " произошло уже при власти большевиков и при их поддержке в расчете на борьбу с канонической Церковью и дало народное название возглавленной им УАПЦ – " самосвяты " . Вот они-то и являются первыми " героями " национального движения за автокефалию, к которым с таким снисхождением относится епископ Макарий. Далее автор пишет: " В начале 1919 г. украинское правительство приняло " Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви " , запрещавший поминовение Патриарха Тихона и пророссийского митрополита Киевского Антония; одновременно был учрежден Синод, возглавляемый митрополитом Екатеринославским Агапитом " . На первый взгляд, имена и даты верны, но вот о чем автор умалчивает: под украинским правительством здесь понимается Украинская Директория Симона Петлюры, военные силы которой занимали Киев с декабря 1918 по февраль 1919 года. В декабре 1918 года петлюровцами был арестован и увезен из Киева митрополит Антоний (Храповицкий), канонично избранный на Киевскую кафедру епархиальным собранием Киева в мае 1918 года и утвержденный в июле 1918 года Всеукраинским Собором. 1 января 1919 года Директория приняла закон " О высшем управлении Украинской автокефальной православной соборной Церкви " , а архиепископ Агапит (Вишневский), поставленный петлюровцами во главе их " Синода " , был действительно вынужден издать указ о запрещении поминовения Патриарха Тихона и митрополита Антония, за что впоследствии был подвергнут церковному суду Собора епископов ВЦУ Юго-Восточной области (епархии под контролем армии Деникина) и запрещен в священнослужении, после чего покаялся и был возвращен к управлению своей епархией. И такие примеры можно продолжать строка за строкой. Вот епископ Макарий утверждает, что " в сентябре 1922 г. состоялся неофициальный Собор во главе с экзархом Московского Патриархата Михаилом, где было решено, что вопрос об автокефалии нуждается в надлежащем разрешении на съезде клириков и мирян " . Но ведь это совещание в Киеве было вполне официальным и легальным. Оно было проведено вместо предполагаемого Всеукраинского Собора из-за действий местных советских властей, не допустивших приезда значительной части избранных делегатов. Совещание решительно выступило против сторонников Липковского (УАПЦ). Что же касается обсуждаемого на Совещании вопроса о собственной автокефалии, то речь шла о самостоятельности от образованного в мае 1922 года в Москве обновленческого ВЦУ. Подобные антиобновленческие " автокефалии " в это время появились в Петрограде и в ряде других епархий России.

http://religare.ru/2_116414.html

Тем более не могли быть принятыми при присоединении к канонической Церкви в сущем сане лица, считавшиеся священнослужителями в самосвятском расколе, рождение которого связано с политическим сепаратизмом на Украине. Петлюровская директория объявила об отмене постановления Всероссийского Поместного Собора об автономии Украинской церкви и провозгласила ее автокефалию. Был составлен самочинный синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским), который первым делом запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония (Храповицкого). После прихода в Киев Красной армии украинский синод распался. Архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой добровольческой армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние. Автокефалисты на Украине остались без архиерея. Но воспользовавшись оккупацией Киева теперь уже польской армией, в апреле 1920 г. клирики и миряне нескольких приходов объявили о создании новой Всеукраинской церковной рады, которая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Большую активность в церковных делах проявил тогда бывший петлюровский премьер-министр, профессор В.М. Чеховской, ставший ведущим деятелем церковной рады. Выйдя из социал-демократической партии Украины, которую он возглавлял, и приняв звание «благовестника», Чеховской стал пропагандировать идею о каноничности рукоположения во епископа «громадой» — собором священников, диаконов и мирян. Пропаганду своих еретических воззрений Чеховской прикрывал недобросовестными ссылками на примеры мнимых епископских хиротоний собором пресвитеров в древней Александрийской Церкви. Митрополит Гродненский Михаил (Ермаков), назначенный патриаршим экзархом Украины в 1921 г., тщетно пытался убедить автокефалистов остаться в лоне канонической Церкви. 10 октября 1921 г. в Софийском соборе Киева состоялось действо, небывалое в истории Православной Церкви: изверженный из пресвитерского сана Нестор Шараевский посвящает в «митрополита всея Украины» лишенного сана бывшего священника Василия Липковского.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Тихона . Когда в дек. митр. Владимир вернулся в Киев, братия стала открыто критиковать его, выступая за демократизацию жизни лавры. Радикально настроенные монахи требовали выселения митрополита в Софийский митрополичий дом, лишения титула священноархимандрита лавры и переизбрания наместника. Последний вскоре сам сложил полномочия. Не дождавшись решения Синода по этому вопросу, братия на общем собрании 6 дек. 1917 г. в присутствии 600 чел. (230 с правом голоса) избрала нового наместника - архим. Климента. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. В янв. 1918 г. началось наступление Красной гвардии под командованием М. А. Муравьёва на Киев. Красногвардейцы вели прицельный огонь по городским памятникам. В Великую ц. попало 8 снарядов. Значительные повреждения были нанесены Великой лаврской колокольне, типографии, просфорне. В дни боев митр. Владимир находился в лавре, служил молебны, читал акафисты. Вечером 23 янв. 1918 г. отряды Муравьёва ворвались на территорию К.-П. л. Солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями, издевались над насельниками. В ночь на 26 янв. вооруженные люди ворвались в покои митр. Владимира. Его расстреляли недалеко от Всехсвятской ц. Лаврская братия, побоявшаяся защитить своего архипастыря, навлекла на себя многочисленные нарекания со стороны верующих. Наместник лавры архим. Климент все же отслужил панихиду по убиенному архипастырю. 29 янв. тело митр. Владимира перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский) , Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский) , Черниговский еп. Пахомий (Кедров) , Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов) . Гроб с телом сщмч. Владимира был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. После установления власти гетмана П. П. Скоропадского была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, но она так ничего и не выяснила.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Цигель А. Биография епископа Казанского и Чистопольского Гермогена (Кожина). Сергиев Посад, 2000. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 227. Цыпин В. , прот. Агафодор (Преображенский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 242. Цыпин В. , прот. Арсений (Смоленец)//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 408–409. Цыпин В. , прот. Викарий//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 404–409. Чертков С. В. Провозвестник Христовой правды// Валентин Свенцицкий , прот. Диалоги. М., 2012. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Чуваков В. Н. Незабытые могилы: Российское зарубежье. М., 2001. Т. 3. Шишкин E. Н. «Маршал воинствующих обновленцев»: деятельность митрополита Василия Кожина на Северном Кавказе после освобождения региона от гитлеровцев (февраль 1943 – февраль 1945 года)//Вестник Челябинского государственного университета. 2015. 2 (357). История. Выпуск 62. С. 108–116. Шкаровскии М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. Шкаровскии М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на тер ритории СССР). М., 2002. Шорников П. М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918–1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158–167. Шорников П. М. Кризис Православной Церкви в Бессарабии (1918–1940)//Труды Современного гуманитарного ин-та: Кишинев, 2006. Вып. 3. С. 92–107. Янници Т. Геноцид христианского населения в Османской империи//Pandia.ru: интернет-журнал. – URL: http://pandia.ru/text/78/337/1093.php (дата обращения: 08.05.2017). Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». T. V (XXXI). Година 1955–1956. София, 1956. Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim Miж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. 11 (ИЗ). Bishop Mikhail (Mikhail Ivanovich Kosmodamiansky) of the Caucasus and Stavropol//ROCOR Studies. Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви: [сайт]. – URL: обращения: 08.05.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010