133 Анатолий, иеромонах. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. − Киев, 1911г. С.13. 135 По поводу этого жития см. также исследование «К истории сирийского сказания о св. Мар-Евгене» в кн: Дьяконов А.П. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды СПб., 2006. В этой работе, написанной в 1918 г., профессор А.П. Дьяконов доказал недостаточную убедительность доводов, отрицающих достоверность жития св. Мар-Евгена. 137 В наше время он был опубликован в качестве приложения к первому изданию жизнеописания епископа Пимена./См. О.И. Ходаковская. Священномученик Пимен епископ Семиреченский и Верненский. Изд-во Троице-Сергиевой Лавры. 2000. С. 322−264. 141 В их числе были военные соединения из Семиреченской области. Туркестанцы входили в состав отрядов, стоявших на северо-востоке Персии в Хорасанской провинции. Здесь находился 18-й Туркестанский стрелковый полк и 1-й генерала Колпаковского Семиреченский казачий полк. Казачьи сотни семиреков и части 13-го Туркестанского стрелкового полка входили в Кучанский и Барфрушский отряды. 143 Азербайджанский отряд, стоявший в Урмии, включал 5-й Кавказский стрелковый полк, 1-й Полтавский полк и 1-й Горско-Моздокский полк. 146 Дело по ходатайству Начальника Урмийской Духовной Миссии о замещении его помощника игумена Пимена другим лицом./РГИА. Ф. 796. 150 Агапит (Вишневский Антоний Иосифович, 1867 −1924), из вдовых священников; выпускник Киевской духовной академии (1896); третий викарий Киевской епархии (1902); епископ Владикавказский (1908−1911), Екатеринославский (1911−1919). 152 В зимнюю сессию Синода 1911−1912 гг был утверждён устав Общества ревнителей единства Восточно-Православной и Англиканской Церквей. 153 Питирим (Павел Васильевич Окнов, 1857−1919), митрополит; выпускник Киевской духовной академии (1884); архиепископ Владикавказский и Моздокский (1911−1913); 23 ноября 1915 г. – митрополит Петроградский и Ладожский. 6 марта 1917 г. уволен на покой за связь с Распутиным. Скончался от тифа в Новочеркасске 25 марта 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

16(29)05.1963 Варфоломей Гондаровский 15(28)12.1998 18(31)01.1999 18(31)01.1999 24.09(07.10)2002 Иосиф Балабанов Угровская (см. Холмская) Ужгородская (см. Мукачевская) Ульяновская (см. Симбирская) Ульяновская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1937 г. Викарная кафедра: Буинская. 09(22)12.1925 Иоанникий Соколовский (1929–1930) Феодосий Григорович-Борисов Ульяновская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1943 г. Именовалась: Ульяновская и Мелекесская. Викарные кафедры: Алатырская, Мелекесская, Викариатство Ульяновской епархии, Сенгелейская, Ибрессинская, Буинская, Сызранская. 01(14)05.1923 28.01(10.02)1924 28.01(10.02)1924 03(16)06.1924 03(16)06.1924 23.11(07.12)1937 25.12.1942(07.01.1943) 23.03(05.04)1943 Уманская Основана 25.03.1874 (местопребывание – в г. Киев). Именование – по г. Умань (Киевская губерния; область УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1937 г. (1945 г?) Возобновлена 13(26)05.1970. Титулярная. Упразднена в 1982 г. 28.06.1874 08.12.1877 Филарет Филаретов 22.01.1878 19.03.1883 Михаил Лузин 09.09.1884 02.04.1888 Поликарп Розанов 09.05.1888 12.07.1890 Ириней Орда 12.07.1890 29.09.1892 Анатолий Станкевич 29.09.1892 16.01.1893 Иаков Пятницкий 21.02.1893 10.02.1896 Иоанникий Надеждин 02.06.1896 16.03.1902 Сергий Ланин 07.04.1902 03.01.1908 Агапит Вишневский 03.01.1908 13.08.1910 Феодосий Олтаржевский 31.10.1910 04.1930 17(30)10.1932 12(25)08.1933 14(27)03.1934 10(23)10.1934 01(14)10.1945 11(24)10.1945 01.1947 05(18)11.1948 31.10(13.11)1949 09(22)07.1950 Иларион Кочергин 23.11(06.12)1953 29.10(11.11)1954 Нестор II Тугай 25.05(07.06)1970 29.09(12.10)1982 Уманская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Умань (Киевская область, УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1935 г. Именовалась: Уманская и Проскуровская. 1922 Александр Чекановский Унгенская Унгенская и Ниспоренская. Основана 23.09(06.10)2006. Бывшее Ниспоренское викариатство Кишиневской епархии. 23.09(06.10)2006 Управление русскими приходами в Болгарии Основано в 1946 г. Упразднено в 1950 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 По-видимому, речь идет о Феофилакте (Климентьеве), еп. Прилукском (викарии Полтавской епархии), который был на этой кафедре с 1919 г., но в конце 1922 г. уклонился в обновленческий раскол (скончался в 1923 г.); сведений о том, что он управлял Царицынской епархией, мы нигде не нашли. 43 Дата и слова «письмо о. Петру Коханику» приписаны другим лицом. Здесь же сопроводительное письмо представителя АРА из Лондона в Нью-Йорк, где в том числе сказано: «письмо написано Патриархом Тихоном и его содержание неизвестно». 44 Вероятно, Феодосий (Феодосиев), архиеп. Виленский и Лидский, бывший до революции еп. Смоленским и Дорогобужским; в 1918 г. стал архиепископом, а в 1919 г., опасаясь преследований, бежал в Киев; в 1923 г. выехал в Польшу, где примкнул к польским автокефалистам; скончался в 1942 г. в Вильнюсе (сведений о том, что он управлял Херсонской епархией, обнаружить не удалось). 45 Арсений (Смоленец), архиеп. Семипалатинский; в 1918–1922 гг. управлял Ростовской епархией; скончался в 1937 г. на покое. 46 Иоанн (Левицкий), еп. Кубанский и Краснодарский (с 1916 г.); в конце 1922 г. (уже архиепископом) уклонился в обновленческий раскол; год смерти неизвестен. 47 Священномученик Димитрий (Добросердов), архиеп. Можайский; в 1921–1923 гг. – еп. Ставропольский; расстрелян в 1937 г. на Бутовском полигоне. 48 Поссе Владимир Александрович (1864–1940) – общественный и политический деятель, публицист; один из организаторов кооперативного движения в России; издатель-редактор журнала «Жизнь»; в 1918 г. в Наркомземе, разработал примерные уставы с.-х. артели и коммуны; в дальнейшем на педагогической работе. 49 Поссе В. А. НЭП и голод Подг. текста Н. А. Поссе, В. Ю. Черняева; коммент. В. Ю. Черняева//Русское прошлое. Кн. 4. СПб., 1993. С. 294–295. 50 Об этом свидетельствуют донесения агентов ГПУ с мест, недавно опубликованные в сборнике: Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 томах. Т. 1. 1918–1922. М., 2000. 52 Агапит (Вишневский), с 1911 г. – еп. (с 1918 г. – архиеп.) Екатеринославский и Мариупольский; в 1919 г. уклонился в раскол украинских автокефалистов; принес покаяние, был лишен сана и отправлен настоятелем в Свято-Георгиевский монастырь в Крыму; в конце 1922 г. арестован и умер в тюрьме (в 1924 или 1926 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4) священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Российской Церкви возлюбленным о Господе чадам Православной Российской Церкви, да вместе с ним воздадут славу и благодарение дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию святителю Софронию, да молитвами и заступлением его утвердит и укрепит в земле Русской любовь к родному Православию, да сохранит среди великих испытаний непоколебимою Церковь Православную, да умирит мир и родную землю и да спасёт всех нас. Подписали: Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский и Ростовский. Антоний [Храповицкий], митрополит Харьковский и Ахтырский. Арсений [Стадницкий], митрополит Новгородский и Старорусский. Сергий [Страгородский], митрополит Владимирский и Шуйский. Платон [Рождественский], митрополит Херсонский и Одесский. Кирилл [Смирнов], митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Иоанн [Смирнов Ф. И.], архиепископ Рязанский и Зарайский. Серафим [Чичагов], архиепископ Тверской и Кашинский. Евдоким [Мещёрский], архиепископ Алеутский и Североамериканский. Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский. Вениамин [Муратовский], архиепископ Симбирский и Сызранский. Анастасий [Грибановский], архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Константин [Булычев], архиепископ Могилевский и Мстиславский. Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский. Нафанаил [Троицкий], епископ Архангельский. Иоасаф [Каллистов], архиепископ Коломенский. Андроник [Никольский], епископ Пермский и Кунгурский. Никандр [Феноменов], епископ Вятский и Слободский. Феодосий [Феодосиев], епископ Смоленский. Пахомий [Кедров], епископ Черниговский. Агапит [Вишневский], епископ Екатеринославский. Митрофан [Краснопольский], епископ Астраханский. Иувеналий [Масловский], епископ Тульский и Белевский. Александр [Трапицын], епископ Вологодский и Тотемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

50 Речь идет о магистерской диссертации протоиерея Корнилия Кекелидзе «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908). 52 Имеется в виду: Платон (Рождественский Порфирий Федорович; 1866–1934) – выпускник (1895), профессор, ректор (1902–1907) КДА; епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1902–1907). В период своего пребывания ректором и викарием возглавлял КРПО. 53 Имеется в виду IV Миссионерский съезд, состоявшийся в Киеве в июле 1908 г. – крупнейший по количеству делегатов за всю историю миссионерских съездов в дореволюционной России (600 членов). 54 Добронравов Варнава Алексеевич (1848–1915) – доктор медицины, приват-доцент по акушерству и женским болезням медицинского факультета Киевского университета. 56 Это назначение не состоялось; 13 августа 1910 г. преосвященный Феодосий был назначен епископом Оренбургским и Тургайским. 57 Речь идет о защите 19 сентября 1908 г. протоиереем К. С. Кекелидзе магистерской диссертации «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908). Официальными оппонентами выступали священники А. А. Глаголев  и Н. С. Гроссу (см.: ИЖС КДА за 1908/09 уч. г. К., 1909. С. 72–73). 58 Речь идет о богослужебном уставе, составленном на грузинском языке в XI в. деканом (в дальнейшем настоятелем) Иверского монастыря на Афоне преподобным Георгием Мтацмин- дели (Святогорцем). Протоиерей Корнилий представил в своей магистерской диссертации русский перевод этого памятника (см.: Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313, 483–506) 62 Агапит (Вишневский; 1867–1925/1926), с 1902 г. епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с января 1908 г. епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с сентября 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский. 63 Преображенский Павел Григорьевич (1843–18.09.1911), протоиерей – выпускник КДА (1869), протоиерей Киево-Софийского кафедрального собора. 20 октября 1908 г. был пострижен в монашество с тем же именем, возведен в сан архимандрита и назначен управляющим киевского Златоверхого Михайловского монастыря с правами настоятеля; 26 октября 1908 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, первого викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Агапит (Вишневский Антон Иосифович) (16.07.1867– 1924) – архиепископ, обновленческий «архиепископ». 07.04.1902 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. – епископ Екатеринославский и Мариупольский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., председатель Хозяйственно-распорядительного Совещания при Соборном Совете. 05.05.1918 г. – возведён в сан архиепископа. В 1919 г. возглавил самочинный Священный Синод «Украинской Православной Автокефальной Церкви». Принёс покаяние. В 1922 г. перешёл в обновленческий раскол. Снова принёс покаяние. 524 На Украине автокефалистам, которые не смогли добиться претворения в жизнь своих сепаратистских планов при Центральной Раде и др. временных правительствах, всё же удалось создать свою « церковь » благодаря поддержке советских властей (раскол был организован властями по типу обновленческого). 14 октября 1921 г. в Киеве открылся Всеукраинский церковный собор, на который прибыли преимущественно давние приверженцы украинской националистической идеи. В их числе был запрещенные в священнослужении за раскольническую деятельность протоиерей Василий Липковский и др. В связи с отказом патриаршего Экзарха Украины Михаила (Ермакова) принять участие в лжесоборе и рукоположить для автокефалистов архиереев, они совершили «хиротонию» Липковского посредством возложения рук пресвитеров, диаконов и мирян, после чего новопоставленный «митрополит» рукоположил во «епископа» женатого Н. Шараевского. Созданная таким образом «Украинская автокефальная православная церковь » (УАПЦ) реально явилась сектой православного обряда («самосвятский раскол», «липковщина»), В народе раскольники получили за свои деяния название «самосвятов». «Самосвятский раскол» Липковского долгое время поддерживался властями советской Украины. Однако, убедившись в его неэффективности в деле разрушения Церкви, власть в 1930 г. принудила УАПЦ объявить о своей самоликвидации (см.: Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытки украинской церковной автокефалии в XX в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии. [МПИЦ. Кн. 14.] М., 1997. С. 7–87).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В годы Гражданской войны на Юге России возглавлял правую организацию «Союз русских национальных общин», входил в правление другой правой организации – «Совета государственного объединения России». В эмиграции в Югославии – председатель русской колонии в Пангеве. В 1921 г. – член Всезаграничного Церковного Собора. Преподавал в Сараевской семинарии. Умер в Сараево.   Розанов Николай Федорович , протоиерей – участник организационного собрания по подготовке к Собору. Председатель Кубанского миссионерского совета, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Екатеринодара, член института особых делегатов при Совете духовенства Кубанской области, учредитель и председатель Кубанского во имя Спасителя трудового союза христиан-трезвенников. Главный организатор епархиальных крестных ходов, проходивших в 1919 г. Проводил публичные диспуты с протестантами в Ейске, Темрюке, Майкопе, Баталпашинске, Екатеринодаре. Организатор миссионерских курсов для мирян в станице Крымской в 1919 г. Проводил в Екатеринодарском народном доме религиозно-нравственные собеседования и читал лекции на религиозные темы. 270 Составитель Ю. А. Бирюкова 271   213 К пятилетию архипастырского служения преосвященнейшего Агапита. Екатеринослав, 1916; Наша мысль. 1919. 1 декабря. 52; Великая Россия. 1919. 2 декабря. 359; Родзянко М. Крушение империи. М., 1927. С. 66, 80–82; Цыпнн В., прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. Т. 1. С. 227; Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim мiж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. И (113); Кандель Ф. Евреи России. Времена и события. М., 2014. С. 692; Краткий очерк положения, сложившегося в Российской Церкви к 1923–1924 гг. – URL: http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.txt (Дата обращения: 12.03.2014). 217 Бирюкова Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920–1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов-на-Дону, 2012. С. 78. 220 Там же. С. 69–71; Процесс причта и церковного совета Покровской церкви//Советский Юг. 1922. 123. 1 июня; Суд над еп. Арсением//Трудовой Дон. 1922. 324–329. 23–30 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре 1917 года в Киев также прибыла делегация Всероссийского собора во главе с мит­рополитом Платоном (Рождественским). После консультаций с делегацией митрополит Владимир дал согласие на проведение Всеукраинского собора. В конце декабря 1917 — начале января 1918 года в епархиях прошли выборы делегатов на Всеукраинский собор. В первых числах января 1918 года Собор начал свою работу в Киеве. Митрополит Владимир был избран почетным председателем Собора. Первая сессия Собора работала в крайне непростой обстановке, поскольку именно в эти дни развивалось наступление большевистской Красной армии на Киев. Уже через неделю после начала Собора делегаты стали покидать Киев, а сессия Собора была закрыта. Таким образом, проблема канонического статуса Украинской Церкви на первой сессии так и не была решена окончательно. В конце января 1918 года большевистские вой­ска под командованием М. Муравьева вплотную подошли к Киеву с левого берега Днепра, начался штурм. Вскоре большевики овладели городом, после чего здесь стали происходить массовые грабежи и убийства 17 . Вечером 25 января в покои митрополита в Киево-Печерской лавре ворвалось пятеро вооруженных людей во главе с человеком в кожаной куртке и бескозырке. После беседы с архипастырем они потребовали, чтобы он оделся и следовал за ними. Иерарха отвели примерно на тысячу шагов от стен Лавры. Здесь вооруженные люди свернули с дороги на несколько шагов влево и там на небольшой полянке среди крепостных валов расстреляли митрополита и затем ограбили.  Утром 26 января тело святителя было найдено с многочисленными огнестрельными, колотыми и резаными ранами. В акте освидетельствования указано, что пальцы правой руки святителя были сложены для крестного знамения 18 . Это значит, что в момент расстрела митрополит Владимир молился и благословлял своих убийц. Двадцать девятого января в Успенском соборе Лавры состоялось отпевание митрополита Владимира, в котором приняли участие митрополит Платон (Рождественский), епископы Агапит (Вишневский), Пахомий (Кедров), Никодим (Кротков) и Пимен (Пегов). Тело святителя было перенесено на территорию Ближних пещер и погребено в Крестовоздвиженском храме.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

В истории собора есть еще один замечательный факт - возвращаясь из Севастополя в 1915 году, Екатеринослав с однодневным визитом (31 января) посетил последний император великой Российской империи царь-страстотерпец Николай II. Своим присутствием он почтил и Преображенский кафедральный собор. На личном автомобиле самодержец всероссийский проследовал на молебное пение в соборный храм, которому в 1903 году от его имени презентовали набор колоколов. Там император прослушал верноподданническое слово епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). После богослужения и благословения Преосвященный Агапит преподнес государю от духовенства 25 тысяч рублей на нужды войны в распоряжение государыни императрицы Александры Федоровны. В итоге, сорок восемь лет прошло от дня закладки собора до завершения его строительства. Богослужения же под его сводами проходили меньше века. До революционного переворота в нашей губернии собор являлся главным - кафедральным. Революционные события в России затронули все стороны жизни, повлекли за собой и коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Советское правительство видело в ней своего основного врага и стремилось уничтожить всякие внешние проявления религиозности. Уже после захвата власти большевиками началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Жертвами революционных преобразований становились не только помещики и зажиточные люди, но и священнослужители, миряне и интеллектуальная элита. Закрывались и разрушались православные храмы и монастыри. Эти события со всей силой обрушились и на кафедральный собор Екатеринослава. Часть 3 До 1930 года собор оставался действующим. В начале 1920-х годов он находился в руках самосвятов - представителей Украинской автокефальной православной церкви, которые и совершали в нем богослужения. Но как оказалось, все самое худшее было впереди... В 1930 году здание собора передают историческому музею. Будучи уже закрытым, как говорилось тогда, «по просьбам трудящихся», Преображенский собор попал в черный список генерального плана развития города. Не придавая ему значения памятника архитектуры, тем более, общенационального значения, он должен был быть попросту уничтожен. На его месте планировалось поставить грандиозный памятник вождю мирового пролетариата. Конечно, эта информация в прессе не афишировалась и до широкого круга не доходила. Однако она распространялась в среде людей творческих, в среде людей науки. И днепропетровский историк Дмитрий Иванович Яворницкий, на тот момент директор исторического музея, конечно, знал об этом. Благодаря ему Преображенский собор не исчез навсегда. Им был придуман гениальный план спасения - просто сделать помещение собора соответствующим времени и власти. И Дмитрий Яворницкий организовал в Преображенском соборе первый в стране научно-атеистический музей с маятником Фуко. Это был 1932 год.

http://sobory.ru/article/?object=05280

Вонифатий , в 1775–78. Нектарий Чернявский , в 1778, из законоучителей кадетского корпуса; в 1789 перев. в Саввин Сторожевский. Евгений Романов 25 апр. 1789 перев. из Московского Златоустова, а в дек. – в Владимирский Цареконстантинов мнтрь. Евгений Резанцов в 1794; † и погребён в Новоспасском митре. Виктор Прокопович-Антонский произведён в 1794; 14 авг. 1799 перев. в Дубенский Мгарский мнтрь. Иустин Вишневский произведён 14 авг. 1799, а 19 дек. перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Вениамин Жуков 15 мар. 1800 перев. из Кириллова, под Новгородом, монастыря, а 22 апр.– в Петергофскую Троицкую Сергиеву пустынь. Ираклий Евреинов в мае 1800 перев. из Московского Златоустова; 14 апр. 1804 – в Московский Богоявленский мнтрь. Евграф Музалевский-Платонов , ректор Троицкой семинарии, произведён 25 апр. 1804; 30 окт. 1808 перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Геннадий Челноков в 1808 перев. из Казанского Кизического (?); † 1810... Иона Васильевский в 1810 перев. из Лютикова монастыря; 29 мар. 1812 хирот. в еписк. Тамбовского. Леонид Зарецкий , бакалавр С.-Петербургской духовной акад., произведён 27 мар. 1812; † 24 нояб. 1813. Филарет Амфитеатров 2 дек. 1813 перев. из Тобольского Знаменского монастыря; 20 июля 1817 – в Новый Иерусалим. Григорий Постников , ректор С.-Петербургской духовной акад., определён 29 июля 1817; 7 мая 1822 хирот. в викария С.-Петербургской епархии (еписк. Ревельского). Геннадий Баранович в 1822 перев. из Московского Даниилова монастыря; 1 мар. 1825 – в Новгородский Северский Спасский. Гавриил Игнатьев 18 мар. 1825 перев. из Московского Знаменского монастыря; † в мар. 1839. Агапит в 1839 перев. из Можайского Лужецкого; в авг. 1852 – в Новоспасский мнтрь. Гедеон в окт. 1852 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, до ныне (1869). 14 Голутвин Богоявленский, близ Коломны, на устье Москвы реки, основан будто бы Григорием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1385 г. 45 По указу 16 окт. 1799 перев. в Коломну, в бывший архиерейский дом 46 . Ныне именуется Новоголутвин Троицкий, второклассный. [III, 738; V, 339.] С 1871 общежительный. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010