В декабре 1917 года в Киев также прибыла делегация Всероссийского собора во главе с мит­рополитом Платоном (Рождественским). После консультаций с делегацией митрополит Владимир дал согласие на проведение Всеукраинского собора. В конце декабря 1917 — начале января 1918 года в епархиях прошли выборы делегатов на Всеукраинский собор. В первых числах января 1918 года Собор начал свою работу в Киеве. Митрополит Владимир был избран почетным председателем Собора. Первая сессия Собора работала в крайне непростой обстановке, поскольку именно в эти дни развивалось наступление большевистской Красной армии на Киев. Уже через неделю после начала Собора делегаты стали покидать Киев, а сессия Собора была закрыта. Таким образом, проблема канонического статуса Украинской Церкви на первой сессии так и не была решена окончательно. В конце января 1918 года большевистские вой­ска под командованием М. Муравьева вплотную подошли к Киеву с левого берега Днепра, начался штурм. Вскоре большевики овладели городом, после чего здесь стали происходить массовые грабежи и убийства 17 . Вечером 25 января в покои митрополита в Киево-Печерской лавре ворвалось пятеро вооруженных людей во главе с человеком в кожаной куртке и бескозырке. После беседы с архипастырем они потребовали, чтобы он оделся и следовал за ними. Иерарха отвели примерно на тысячу шагов от стен Лавры. Здесь вооруженные люди свернули с дороги на несколько шагов влево и там на небольшой полянке среди крепостных валов расстреляли митрополита и затем ограбили.  Утром 26 января тело святителя было найдено с многочисленными огнестрельными, колотыми и резаными ранами. В акте освидетельствования указано, что пальцы правой руки святителя были сложены для крестного знамения 18 . Это значит, что в момент расстрела митрополит Владимир молился и благословлял своих убийц. Двадцать девятого января в Успенском соборе Лавры состоялось отпевание митрополита Владимира, в котором приняли участие митрополит Платон (Рождественский), епископы Агапит (Вишневский), Пахомий (Кедров), Никодим (Кротков) и Пимен (Пегов). Тело святителя было перенесено на территорию Ближних пещер и погребено в Крестовоздвиженском храме.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Из списка, сформированного на начало работы Собора, на втором заседании, 20 мая, был исключен И. В. Никоноров, который не был признан членом Собора, как приглашенный Предсоборной комиссией специалист, но не избранный в каноническом порядке член. На том же заседании был включен в список инок Полихроний. Однако в списке, оглашенном на первом заседании Собора (протокол 1), инок Полихроний уже указан. В протоколе комиссии личного состава (приложение к протоколу Собора 2), очевидно, ошибочно отсутствует имя H. Н. Львова. В списке членов церковного Собора 46 указано 56 имен, в том числе включенный в него 21 мая князь E. Н. Трубецкой. Не указан, вероятно, ошибочно, Иван Ефимович Гладкий, а также прибывшие на заседания Собора только 23 мая члены Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Н. В. Филькович и Н. Г. Безкровный. Заседания Собора были предварены 18 мая организационным совещанием по выработке программы торжества открытия Собора 47 . Собор открылся 19 мая 1919 г. приветствием архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) в адрес Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина. На этом же, первом, заседании к Собору обратился Деникин, и с ответным словом к нему – архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич). Собор также приветствовали: член Донского Войскового круга П. С. Якушев, донской атаман генерал-майор Г. А. Павлов , от Кубанского краевого правительства К. П. Гаденко, ставропольский городской голова Р. Р. Глиндзич, епископ Александровский Михаил. Собор осуществил намерение Предсоборной комиссии обратиться с посланием «ко всем православным чадам России», в котором особо подчеркивалось, что Собор не имеет сепаратного характера, является краевым, «временным, вынужденным, исключительным и будет блюсти каноны и церковные правила». Архиепископы Агапит (Вишневский) и Димитрий (Абашидзе) приняли активное участие в обсуждении послания Собора. Дальнейшее рассмотрение послания было передано в комиссию по составлению грамот и воззваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Почаевской Лавре отпраздновали день памяти прп.Амфилохия Почаевского Почаев, 13 мая 2015 г. «Земные ангелы и небесные человецы», - так Святая Церковь называет угодников Божиих, которые своей праведной жизнью прославили Господа.      12 мая Почаевская Лавра праздновала день памяти преподобного Амфилохия, чудотворца Почаевского.      Праздничное всенощное бдение возглавил Высокопреосвященнейший Марк, митрополит Хустский и Виноградовский в сослужениии восьми архипастырей нашей Церкви. На утрене был прочитан акафист преподобному Амфилохию, после которого люди прикладывались к святым мощам угодника Божия, и были помазаны святым елеем от лампады преподобного.      12 мая Божественную литургию возглавил митрополит Хустский и Виноградовский Марк. Ему сослужили митрополиты Луганский и Алчевский Митрофан, Ровенский и Острожский Варфоломей, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Белоцерковский и Богуславский Августин, Почаевский Владимир, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф; епископы Ирпенский Климент, Конотопский и Глуховский Роман.      Проповедь сказал епископ Климент, поучая людей в терпеливом несении жизненного креста, в подражании преподобному Амфилохию и его богоугодной жизни.      После литургии под звон лаврских колоколов состоялся крестный ход, во время которого мощи преподобного Амфилохия были перенесены из Спасо-Преображенского собора в Пещерную церковь, где они пребывают вместе с мощами преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского.      После перенесения святых мощей преподобного Амфилохия приветственное слово к архиереям и мирянам сказал наместник Лавры митрополит Владимир, поблагодарив их за любовь к преподобному и за труды паломнического подвига. Преподобный отче наш Амфилохие, моли Бога о нас» 13 мая 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/79266.html

Сам владыка вел упорнейшую борьбу со своим недугом, не сдаваясь ни на шаг, вверив себя воле Божией, и на каждый пытливый вопрос обыкновенно отвечал: – «это как Богу будет угодно». Летний отдых в живительном климате Кисловодска приносил только временное облегчение и владыка с каждым годом в течение трех последних лет все более и более таял. 2-го ноября 1912-го года, в 5-м часу утра, после продолжительных, мучительных страданий, владыка о Господе почил. Лаврский колокол унылыми ударами разнес печальную весть по всей столице, и ему скорбным эхом ответил перезвон колоколов всех Петербургских церквей. Никогда еще не было на Руси, от дней святого Владимира Равноапостольного, – говорил в своей речи в Славянском Благотворительном Обществе высокопреосвященный архиепископ Волынский Антоний, – чтобы в погребении кого-либо принимало участие такое множество архиереев, как это было при погребении владыки-митрополита Антония. Господь судил ему скончаться в такое время, когда съехались члены зимней сессии Святейшего Синода и еще не успели уехать члены летней сессии, так что в Петербурге оказалось 2 состава Святейшего Синода. Прибыли члены Государственного Совета и Государственной Думы. Подъехали некоторые ученики почившего владыки. Всего участвовало в отпевании владыки 22 архиерея: митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Карталинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев), Финляндский Сергий (Страгородский) , Волынский Антоний (Храповицкий) , Новгородски Арсений (Стадницкий) , Гродненский Михаил (Ермаков), епископы – член Святейшего Синода и Государственного Совета Никон (Рождественский) , Олонецкий Никанор (Надежин), Могилевский Константин (Булычев), Тамбовский Кирилл (Смирнов), Екатеринославский Агапит (Вишневский), Псковский Евсевий (Гроздов), Смоленский Феодосий (Феодосиев), Пермский Палладий (Добронравов), Орловский Григорий (Вахнин), викарные епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Ямбургский Георгий (Ярошевский), Гдовский Вениамин (Казанский), пребывающе на покое епископы Антонин (Грановский) и Владимир (Благоразумов). В средине Богослужения прибыл с вокзала архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) , ставший в мантии среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Тем более не могли быть принятыми при присоединении к канонической Церкви в сущем сане лица, считавшиеся священнослужителями в самосвятском расколе, рождение которого связано с политическим сепаратизмом на Украине. Петлюровская директория объявила об отмене постановления Всероссийского Поместного Собора об автономии Украинской церкви и провозгласила ее автокефалию. Был составлен самочинный синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским), который первым делом запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония (Храповицкого). После прихода в Киев Красной армии украинский синод распался. Архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой добровольческой армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние. Автокефалисты на Украине остались без архиерея. Но воспользовавшись оккупацией Киева теперь уже польской армией, в апреле 1920 г. клирики и миряне нескольких приходов объявили о создании новой Всеукраинской церковной рады, которая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Большую активность в церковных делах проявил тогда бывший петлюровский премьер-министр, профессор В.М. Чеховской, ставший ведущим деятелем церковной рады. Выйдя из социал-демократической партии Украины, которую он возглавлял, и приняв звание «благовестника», Чеховской стал пропагандировать идею о каноничности рукоположения во епископа «громадой» — собором священников, диаконов и мирян. Пропаганду своих еретических воззрений Чеховской прикрывал недобросовестными ссылками на примеры мнимых епископских хиротоний собором пресвитеров в древней Александрийской Церкви. Митрополит Гродненский Михаил (Ермаков), назначенный патриаршим экзархом Украины в 1921 г., тщетно пытался убедить автокефалистов остаться в лоне канонической Церкви. 10 октября 1921 г. в Софийском соборе Киева состоялось действо, небывалое в истории Православной Церкви: изверженный из пресвитерского сана Нестор Шараевский посвящает в «митрополита всея Украины» лишенного сана бывшего священника Василия Липковского.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Arhiva Aniversarea intronizrii Întâistttorului Bisericii Ortodoxe din Ucraina a fost srbtorit în rugciune în lavra Pecerska din Kiev 17 august 2015 15:26 17 августа 2015 года, в годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили: митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Бурынский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексий, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн, Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4198725...

Цигель А. Биография епископа Казанского и Чистопольского Гермогена (Кожина). Сергиев Посад, 2000. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 227. Цыпин В. , прот. Агафодор (Преображенский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 242. Цыпин В. , прот. Арсений (Смоленец)//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 408–409. Цыпин В. , прот. Викарий//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 404–409. Чертков С. В. Провозвестник Христовой правды// Валентин Свенцицкий , прот. Диалоги. М., 2012. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Чуваков В. Н. Незабытые могилы: Российское зарубежье. М., 2001. Т. 3. Шишкин E. Н. «Маршал воинствующих обновленцев»: деятельность митрополита Василия Кожина на Северном Кавказе после освобождения региона от гитлеровцев (февраль 1943 – февраль 1945 года)//Вестник Челябинского государственного университета. 2015. 2 (357). История. Выпуск 62. С. 108–116. Шкаровскии М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. Шкаровскии М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на тер ритории СССР). М., 2002. Шорников П. М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918–1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158–167. Шорников П. М. Кризис Православной Церкви в Бессарабии (1918–1940)//Труды Современного гуманитарного ин-та: Кишинев, 2006. Вып. 3. С. 92–107. Янници Т. Геноцид христианского населения в Османской империи//Pandia.ru: интернет-журнал. – URL: http://pandia.ru/text/78/337/1093.php (дата обращения: 08.05.2017). Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». T. V (XXXI). Година 1955–1956. София, 1956. Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim Miж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. 11 (ИЗ). Bishop Mikhail (Mikhail Ivanovich Kosmodamiansky) of the Caucasus and Stavropol//ROCOR Studies. Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви: [сайт]. – URL: обращения: 08.05.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Черновцы 1 октября 2011 г. 21:00 Вечером 1 октября 2011 года после посещения Черновицкого епархиального управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Свято-Духов кафедральный собор г. Черновцы, где совершил всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили: митрополиты Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; Черновицкий и Буковинский Онуфрий ; Тернопольский и Кременецкий Сергий ; Овручский и Коростенский Виссарион ; Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры ; архиепископы Уральский и Гурьевский Антоний ; Хустский и Виноградовский Марк ; Каменец-Подольский и Городокский Феодор ; Белоцерковский и Богуславский Митрофан , управляющий делами УПЦ; Почаевский Владимир , наместник Свято-Успенской Почаевской лавры ; Бориспольский Антоний , ректор Киевских духовных школ ; Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; епископы Мефодий (Петровцы) ; Северодонецкий и Старобельский Агапит ; Хотинский Мелетий ; Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Нежинский и Прилукский Ириней ; Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон ; Сумской и Ахтырский Евлогий ; члены делегации, сопровождающей Его Святейшество, в священном сане; сонм духовенства. На богослужении присутствовали министр топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко, глава государственной областной администрации Черновицкой области М.Н. Папиев, и.о. главы областного совета Черновицкой области В.М. Манилич, заместитель председателя Синодального информационного отдела И.В. Мещан, депутаты Верховной Рады Украины, представители областной и городской администрации. Храм не мог вместить всех молящихся, поэтому перед храмом был установлен экран, на котором транслировалось богослужение. По окончании всенощного бдения Святейшего Владыку приветствовал митрополит Онуфрий и преподнес Его Святейшеству икону Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/1636495.ht...

1 января В. М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Мозаика в храме К 1901 году — В Русской Православной Церкви насчитывалось 64 епархии: Епархии и викариатства Русской Православной Церкви в начале XX в. 1 – Архангельская, 2 – Астраханская, 3 – Варшавская, 4 – Владикавказская, 5 – Владимирская, 6 – Вологодская, 7 – Волынская, 8 – Воронежская, 9 – Вятская, 10 – Гродненская, 11 – Донская, 12 – Екатеринославская, 13 – Казанская, 14 – Калужская, 15 – Киевская, 16 – Кишиневская, 17 – Костромская, 18 – Курская, 19 – Литовская, 20 – Минская, 21 – Могилевская, 22 – Московская, 23 – Нижегородская, 24 – Новгородская, 25 – Олонецкая, 26 – Орловская, 27 – Пензенская, 28 – Пермская, 29 – Подольская, 30 – Полоцкая, 31 – Полтавская, 32 – Псковская, 33 – Рижская, 34 – Рязанская, 35 – Самарская, 36 – С. Петербургская, 37 – Саратовская, 38 – Симбирская, 39 – Смоленская, 40 – Ставропольская, 41 – Таврическая, 42 – Тамбовская, 43 – Тверская, 44 – Тульская, 45 – Уфимская, 46 – Финляндская, 47 – Харьковская, 48 – Херсонская, 49 – Холмская и, Люблинская, 50 – Черниговская, 51 – Ярославская. Грузинский Экзархат: 52 – Грузинская, 52-1– Бакинское вик., 52-2– Эриванское вик., 53 – Гурийско-Мингрельская, 54 – Имеретинская, 55 – Сухумская. Грузинский Экзархат — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Флавиан (Городецкий). Духовные миссии: в Иерусалиме — архимандрит Александр (Головин); в Китае — епископ Иннокентий (Фигуровский); в Японии — архиепископ Николай (Касаткин; будущий равноапостольный); в Персии (Урмии) — епископ Мар-Ионас. 1919 год – Петлюровцы провозгласили автокефалию Украинской Церкви. Петлюровская Директория издала закон, которым объявила автокефалию Украинской Церкви. Была сформирована «Украинская высшая освященная церковная рада» из приверженцев идеи автокефалии во главе со сторонником Петлюры – архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит запретил поминовение за богослужением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным Высшим Церковным Управлением под председательством митрополита Киевского Антония. На Украине был также сформирован «священный синод», куда вошли наиболее активные борцы за автокефалию – священник Василий Липковский и другие.

http://pravoslavie.ru/5313.html

Цомая С.В., Вольский В.Ф. Новый Афон. – Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958. – 61 с.; 4 л. ил. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский) – архиепископ Екатеринославский и Мариупольский//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 227. Он же. Агафангел (Соловьев) – архиепископ Волынский и Житомир­ский//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 238. Цыпин В. , прот., Иннокентий (Павлов), игум. Антонин (Грановский) – епископ, деятель обновленческого раскола//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 682–684. Чапнин С.В. Православная Москва: Справ, монастырей и храмов. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2006. – 480 с. Чернов В.В. Бенсон Р.М. – англиканский священник/ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 625–626. Чудиновская Е.Н. Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке//Петряевские чтения – 98: (Тезисы докл. к чтениям). Киров-на- Вятке, 1998. С. 78–81. Шаляпин Ф.И. Летопись жизни и творчества: В 2 кн./Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988–1989. – Кн. 1–2. Он же. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. – Париж: Соврем, запи­ски, 1932. – 357 с., л. ил., портр. Он же. Страницы из моей жизни: Автобиография. – Л.: Прибой, 1927. – 256 с. Шаханов А.Н. Гражданские губернаторы Московской губернии (1709–1917)//Московский журнал. 2006. С. 36–44; С. 33–37. Шепелев Л.Е. Отмеченные историей: Чины, звания и титулы в Российской империи. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. – 153 с. – (Страницы истории нашей Родины). Он же. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. – М.: Центрполиграф; СПб.: МиМ-Дельта, 2004. – 420, с.: л. цв. ил., портр. ил., портр., табл. [Шереметев С.Д.] Д.С. Сипягин: [Некролог]. – М.: А.В. Васильев и К°, 1902. – 24 с. Шестаков А.И. Владимир (Раич Любомир) – епископ Рашко-Призренский//ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 658–659. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений: 1802–1917: Биобиблиогр. справ. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. – 830 с., табл. Шпанькова Т.Н. Сергиев Посад. Красюковка. – Сергиев Посад: Все для Вас – Подмосковье, 2007. – 118 с., с. ил., портр. – (Прогулки по любимо­му городу).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010